Стажировка в МБДОУ Детский сад №32 «Страна чудес»

Дневник стажировки

Скажи мне ровно год назад, что я снова окажусь в «Стране чудес» г. Зеленогорска, я бы засомневалась. Ведь такой случай выпадает редко. Но судьба мне благоволит. И я снова здесь, в команде Чудесных педагогов и детей.

День первый принес немало интересных событий. Открытие стажировки с прочтения письма Романа Викторовича Селюкова нам, стажерам, победителям Конкурса воспитателей проекта «Школа Росатома», стало приятным сюрпризом и тронуло до слез (слез радости). Мы сразу поняли, что нас ждет 3 дня погружения в мир игры, детства, безудержного счастья, оранжевого настроения, ведь нам велено оторваться по полной! Инструкция к действию получена.

Стажеры сразу стали участниками общего утреннего круга всех жителей детского сада. Звучало приветствие на двух языках, хорошо знакомое «Здравствуйте!» и «Hello, how are you?» Дети и педагоги были рады встрече с нами, а мы были рады вдвойне.

Захватывающим событием первого дня стала квест-игра «Сбор мандаринов». Наша задача состояла в том, чтобы собрать себе команду из разных групп, учитывая цвет браслета на руке. Когда команда была собрана, мы отправились на поиски клада. Было не просто, во-первых, дети первый раз видят педагога, а во-вторых, мы недостаточно хорошо еще знаем пространство детского сада, но Милана из группы «Умники и Умницы» помогла сориентироваться не только нам, педагогам, но и самым младшим его жителям, ведь команда у нас получилась разновозрастная. Ребята на протяжении всей игры удерживали правило, а мы, стажеры, изучали пространство всей «Страны Чудес». И этот опыт нам пригодился для составления образовательной карты детского сада. Все пространство в детском саду отдано детям, это и английское кафе, библиотека, деревянный холл, лего центр, салон сказок, Open Space, на лестничных пролетах множество продуктов детской деятельности. Каждый холл принадлежит конкретной группе, в среде созданы все условия для проявления детьми самостоятельности и инициативы. Удачно использован каждый угол всего учреждения. Что важно для меня? После погружения в открытое пространство «Страны Чудес», я точно знаю, какие изменения произойдут в среде моего детского сада.

Завершающим событием первого дня стали мастерские в разных группах. Посчастливилось побывать в группе «Эльфы», в которой работала на стажировке в прошлом году. Мы увидели, как ребята создавали декорации к знакомой сказке «Красная шапочка». Вполне может случиться такое, что ребенок не включился в совместную игру, а тихонько играет в СВОЮ игру в уголке. Было показано, какие образовательные задачки могут быть подброшены детям во время игры. Взрослый несомненно должен быть носителем игры, уметь играть, фантазировать, примерять на себя роли, что и было сделано Мариной Богатыревой. Мы увидели свободный выход из игрового события в другой группе – «Умники и умницы». Дети настолько раскрепощены и свободны в своих действиях, что у них не возникает даже вопроса: «А можно пойти поиграть?».

День был насыщен на события, и ты понимаешь, что так, как ты работал раньше, уже работать нет смысла. «Страна Чудес» – это кладовая, в которой каждый стажер возьмет все самое ценное – умение играть самому, находить место игре в течение дня, поддерживать интерес у детей к игре и как подбрасывать образовательные задачки в игровую деятельность дошкольников.

Екатерина Ермакова, г.Лесной, Свердловская область

Первый день стажировки для победителей Конкурса воспитателей «Школы Росатома» стартовал с утреннего сбора, а затем стажерам было предложено стать капитанами детских команд и пройти поисковый квест в пространстве всего детского сада. Такой прием позволил нам сблизиться с детьми внутри наших команд, детям – закрепить знание помещений детского сада, а нам, стажерам, познакомиться с ними. Помимо этого, нам наглядно было продемонстрированно, как в «Стране чудес» ведется работа с правилами и их соблюдением. Очень интересный прием, обязательно возьму его на заметку. (Ну вот, стажировка только началась, а копилка педагогических идей уже пополнилась!) Что же будет дальше?!

Затем нам было предложено совершить самостоятельную ознакомительную экскурсию по образовательным пространствам детского сада, после чего состоялся коллективный анализ полученных впечатлений. Данное мероприятие открыло мне глаза на то, что ни один уголок в пространстве детского сада не должен быть оформлен без цели (для красоты), каждый сантиметр должен работать на решение определенных образовательных задач, на развитие ребенка.

Не таким масштабным, но от этого не менее значимым, стало знакомство с распорядком дня, по которому живет «Страна чудес». Безусловно, такой распорядок позволит детям больше играть. Но у меня, как у педагога коррекционного детского сада, осталось много вопросов по организации распорядка дня именно в группе компенсирующей направленности. Ведь, помимо всего прочего, в такой, особенной группе есть еще и лечение, и специалисты, и коррекционная работа. Как обеспечить достаточное время для игры и соблюсти все нюансы работы группы для детей с ОВЗ.

Заключительным мероприятием сегодняшнего насыщенного дня стал просмотр совместной деятельности педагога с детьми, где педагог решал образовательные задачи через создание игровой ситуации. Наблюдала за данной деятельностью и в голове крутилось: «Как же страшно!». Страшно отпустить детей, ситуацию. А вдруг не все усвоят образовательную задачу, вдруг начнется хаос и так далее.

В общем, послевкусие первого дня – еще много сомнений, вопросов, но при этом ощущение, что ты можешь свернуть горы, перевернуть жизнь группы, да что там группы, всего детского сада!

Наталия Дьяконова, г.Новоуральск, Свердловская область

Сегодня я узнала, что игра может сопровождать ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует уникальная среда «Страны Чудес» — детского сада, где ребёнок живёт полноценной жизнью.

Сегодня у меня получилось увидеть свободу выбора деятельности у ребёнка, его осознанное желание, самопрезентацию и поддержку взрослых для самовыражения детской фантазии.

Сегодня мне было трудно не вмешиваться в свободную игру детей, предотвратить возможные трудности и безопасность его пребывания в среде Open Space. Хотелось подсказать ребёнку выход из ситуации, а дети пытались самостоятельно решить свои трудности.

Сегодня меня удивила свобода передвижения ребёнка по детскому саду, их самостоятельность и фантазия в своей деятельности.

Сегодня было интересно наблюдать жизнь обычных детей в необычных для нас условиях уникального детского сада. Их причастность к созданию этих условий, возможность почувствовать себя успешным каждому ребёнку не зависимо от возраста, половой принадлежности и возможностей здоровья!

Теперь я умею вести наблюдение за деятельностью детей в среде Open Space, выделять образовательные задачи, решаемые воспитателем в игре.

Наталья Осеева, г.Сосновый Бор, Ленинградская область

Первый день стажировки в «Стране чудес» прожит в режиме цейтнота. Сознание в очередной раз переворачивает мысль, что чудо реально, оно существует и живет в нашем мире. Утренний круг буквально вбросил нас, стажеров, в детский коллектив, в одно мгновение, преобразовывая в друзей, партнеров. Дальнейшее развитие событий заставило сомневаться в возможности реализации задуманного. Как можно, соблюдая правила, пройти через игру, собрав разновозрастную команду, да ещё под грузом ответственности за результат. Я, честно говоря, засомневалась в своих педагогических способностях, точнее нет, не засомневалась, а испугалась. Но это быстро прошло, захватил процесс поиска, желание стать детям полезным соучастником их игры. Получилось в это время и реализовать педагогические компетенции. И это здорово, я изнутри прочувствовала дух жизни «Страны чудес». Когда мне было во время квеста думать и видеть, что меня окружает. Однако, в этом детском саду ничего не случается просто так. Да уж, подкинул руководитель стажировки задачку. Привыкли они спокойно отпускать детей в свободное плавание, вот и нас отправили в среду искать образовательные пространства и понять их задачу. Мы, как дети, включились в соревнования «Кто больше?». Каково же было изумление, что по итогам этой свободы, тебе надо на плане определить местонахождение этого пространства и вспомнить, какую изюминку оно таит. Но мы команда, и поэтому мы сила! Вместе справились, хотя не обошлось без командировок. Тогда стало понятно, что, вступая в среду, надо иметь четкую цель: «зачем я иду, что хочу увидеть, для чего это здесь». Выстроилось понимание: «Каким должно быть идеальное пространство». Для чего это пространство, что в нем происходит и как. Возможность увидеть это, дало погружение в групповые мастерские. Да, не все прошло гладко, мы увидели реальный опыт педагогов «Страны чудес» с удачами и ошибками. И тем ценнее оказался этот опыт. Рефлексия должна заставить задуматься, проанализировать. А как бы сделала я, что могло бы получиться, что может быть дальше. Я думаю, что будет еще много сюрпризов и много чудес мы увидим в этой стране, но главное, случилось, я поставила новые цели, обозначила личные дефициты. Завтра будет… Оно должно быть…

Наталья Казарина, г.Полярные Зори, Мурманская область

А нас сплотила дорога! Мы же все думаем позитивно, мы хотим работать не для галочки, а каждый день проживать с детьми по-настоящему весело и активно, и вообще мы – симпатичные и мы – победители Конкурса воспитателей «Школы Росатома»!

Итак, Наташа, Катя, Катюша и я с трепетом ждали встречи с одним из лучших детских садов сети «Школы Росатома». Роману Викторовичу огромное спасибо за письмо, настрой на рабочий лад, и вместе с тем на то, что у нас есть великолепная возможность погрузиться в среду профессионалов и попробовать себя в разных видах педагогической деятельности. Я прониклась духом «Школы Росатома» и отправилась на утренний сбор в полном понимании, что не упущу шанс!

Как же это здорово, взяться за руки с детьми и распевать песни, танцевать флешмоб и просто как атомная станция заряжаться и заряжаться детским позитивом! Вот он… кайф от нашей профессии! Самые счастливые минутки испытываешь, находясь рядом с этими маленькими волшебниками хорошего настроения, ну и, конечно, с мудрыми наставниками. День счастья начался!

А где счастье – там неизменно рядом апельсин (ну или его младший брат мандарин). А его-то как раз и надо было найти с помощью детей путем моментальной экскурсии по детскому саду.

Уф…справились, да ещё сразу приобрела пять друзей! Как же было весело делить мандарины и дружно их поглощать вместе!

Ну, мы ещё встретимся, друзья!

А нам предстояло ещё самостоятельно изучить образовательные пространства детского сада. Признаюсь, сначала запуталась.., но мы не привыкли отступать, и с помощью подвернувшейся командировки мне удалось справиться с заданием.

Во второй половине дня нас познакомили с технологией «Time Choice», и мне снова представилась возможность пообщаться с удивительными детьми. Я выбрала Дилю из группы «Эльфов» и с интересом понаблюдала за ее выбором деятельности во время «Time Choice». Есть вопросы… Держу в голове…

Последним исследованием на сегодняшний день была совместная игровая деятельность с постановкой образовательной задачи педагогом. Мы подробно обсудили, что показалось находкой, а что я бы сделала немного по-другому, но и в группе «Эльфов», и в «Умниках» это было маленьким волшебством! Ловила себя на мысли, что тоже хочу поучаствовать…

Так прошёл первый стажёрский день, о сколько ещё нам надо открыть в детском саду «Страна Чудес», да и в самих себе!

Юлия Федотова, г.Новоуральск, Свердловская область

Стажировка. Первый день. «Страна чудес» открыла дверь.

Сразу стали мы играть – мандарины все искать.

А когда мы их нашли, на экскурсию пошли.

Все пространства отыскали, за детьми понаблюдали,

Побывали в мастерских педагогов золотых.

А детишки… покорили – самостоятельные все такие.

Браслеты разные одевают – деятельность себе выбирают,

Правила соблюдают. И ведут себя прилично…

В общем, день прошел – ОТЛИЧНО!!!

Если выразить одним словом свое впечатление от прожитого дня, то для меня это слово:

П – плодотворный

И – интересный

С – содержательный

К – креативный

В самый первый день, наши друзья «Страны чудес» оказали нам теплый прием – было видно, что нас ждали, к нашему приезду готовились. Первый день стажировки был насыщенным, включал в себя разные виды деятельности: танцевали, играли, наблюдали, рисовали, искали, писали, интервью давали… День начался с яркого события – совместной игры с детьми, что произвело незабываемое впечатление, заразило всех позитивом, который мы смогли сохранить на протяжении всего дня. При выполнении задания на поиск образовательного пространства в детском саду, возникли некоторые трудности, связанные с ограничением временного пространства. Так как за небольшой промежуток времени хотелось охватить вниманием абсолютно все: открыть каждый ящик, заглянуть в каждый уголок. Также трудности возникли при создании карты детского сада, мне было сложно сориентироваться в пространстве на плоскости, но наши верные помощники Елена Сергеевна Непомнящая и Лариса Валерьевна Огдина помогли нам в этом, все образовательные пространства были обозначены. Что меня покорило? Пространство Open Space: полная свобода детей, где они всецело проявляют свою инициативу и самостоятельность. Везде, абсолютно везде видна рука ребенка, следы его игровой деятельности. Понравились и сами дети: открытые, доброжелательные, легко идут на контакт с «незнакомыми» гостями, ведут себя естественно. Очень много фотографировала, так как интересно было все. Положительным итогом сегодняшнего дня считаю появление желания внедрить хоть какую-то часть от всего увиденного в своей группе, в своем детском саду. Следовательно, задачи для меня, как для педагога определены. Еще раз хочется сказать большое спасибо нашим друзьям и наставникам: Елене и Ларисе, за такой нужный день в нашей нужной профессии.

Екатерина Васильева, г.Лесной, Свердловская область

После насыщенного, но, несомненно, плодотворного первого дня стажировки в детском саду «Страна Чудес» и не менее насыщенного вечера, когда мы писали эссе и выкладывали фотографии в сети Интернет, мы с волнением ждали второго дня. Волновались зря!

С утра мы просмотрели игровую деятельность детей во всех возрастных группах. Огромная благодарность воспитателям и организаторам за предоставленную возможность воочию увидеть организацию игровой деятельности в вашем детском саду! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

В каждой группе широко развёрнуто какое-то игровое (образовательное) событие.

В младшей группе путешественники прибыли на корабле на африканский остров Чунга-Чанга. Воспитатели и дети встретили нас в образе африканского племени «Мумба-Юмба». Я увидела, как педагог во время игры решила свою задачу – помочь детям пережить различные эмоции с помощью пиктограмм. А ещё малыши меня поразили знаниями таких понятий, как копьё и анаконда.

Дети средней группы готовились к спектаклю по сказке К.Чуковского «Телефон», и мы с удовольствием побывали зрителями во время репетиции.

В старших группах понаблюдали за великолепным сотрудничеством детей и взрослых в таких играх, как «Библиотека» и «Космическая лаборатория».

Отчётливо была видна гигантская работа воспитателей этих групп по развитию и поддержке детской игры, детской инициативы.

Я ещё более утвердилась в мысли, что играть с детьми необходимо, обязательно, интересно, здорово! И не страшно!

В «Лего-центре» мы, стажёры, выстраивали модель эволюции игры. Это лишняя «напоминалочка» нам, педагогам, о существовании четырёх видов игры. Не помешает!

В эссе под названием «Я играю» порассуждали, поразмыслили над ролью играющего воспитателя.

Во второй половине дня, разделившись на подгруппы, приняли участие в дебатах «Развитие ребёнка через игру/обучение». Докапываясь до истины, параллельно учились умению договариваться, слушать и слышать оппонента, отстаивать своё мнение и даже менять свою точку зрения под напором неопровержимых доказательств.

И, в конце дня, были потрясающие показы в группах – так называемый «вброс задач» в игровую деятельность. Во время игрового взаимодействия воспитателя и детей можно было проследить, как педагог ненавязчиво, исподволь, в игровой форме решает СВОИ задачи, предусмотренные программой: в младшей группе моделирование русской народной сказки «Репка», в старшей – конструирование. Эти события были для меня настоящим уроком! Спасибо вам за это!

В эссе «Умные задачи в игре: миф и реальность» необходимо было порассуждать над мыслью, возможно ли решение образовательных задач, запланированных педагогом, во время развернувшейся детской игры. А может это всё-таки МИФ?

Ольга Галахова, г.Трёхгорный, Челябинская область

Второй день стажировки! Полное погружение в игру. Её было столько, что границы между реальностью и вымыслом порой не замечали даже мы, взрослые. Что тут говорить о детях, чья воображаемая ситуация стала фундаментом для построения смыслового поля. Игра и обучение переплелись и стали единым целым, образовательная задача обрела эмоциональную окраску и стала центральной линией игры. Но все это происходило не само по себе, этот процесс имел тонко чувствующих, все замечающих проводников. Ими стали педагоги «Страны Чудес», которые сами играли с таким азартом, что мы, стажеры, не могли остаться в стороне. В какой миг мы из сторонних наблюдателей превращались в соучастников игры непонятно, но это факт. Мы играли вместе с педагогами и с детьми и это было круто! Детские взгляды цепко впивались в наши глаза, проверяя, нет ли притворства. И мы прошли этот, самый, наверное, сложный в нашей жизни, экзамен. Теперь я с уверенностью могу сказать, я – играющий педагог!

Наталья Казарина, г.Полярные Зори, Мурманская область

Организаторы сегодня дали нам столько пищи для ума, что, подводя итоги дня, удивляемся – когда это мы всё успели? Даже родным удалось позвонить лишь во время трансфера на обед.

К вечеру мы усталые, но довольные. День прожит не зря!

С утра посмотрели организацию игровой деятельности во всех возрастных группах.

Малыши «Космики» (а точнее племя «Чунга-чанга») отправились со своим вождём воспитателем на корабле в Африку. Развлекались они там по полной программе: разводили костёр и жарили шашлыки, метали копья, прятались от анаконды, пили кокосовое молоко. В чужой стране никто не пострадал, но предусмотрительно, захваченный с собой доктор Айболит, был готов оказать помощь любому.

Средние «Эльфики» играли в театр. Это было что-то! Браво воспитателю! Она самозабвенно играла сама и заразила своей любовью к игре детей. Импровизации сменяли одна другую. Стажёры веселились от души. Пятилетняя менеджер Любовь Максимовна собирала труппу, обзванивая всех по телефону. Никите Павловичу пришлось сбегать забрать из приюта собаку режиссёра (воспитателя), так как он был очень занят. А доктору, который вдруг откуда-то появился в театре, было предложено отправиться в своё учреждение, так как пока в его помощи никто не нуждался.

Старшие «Некстики» играли в библиотеку, прием, который применила воспитатель, заставил ахнуть всех – и детей, и взрослых. Она в образе мальчиша-плохиша взяла и … порвала книгу. Первая мысль – разве так можно? Но дальше – осуждение данного поступка детьми, повторения правил обращения с книгами, ремонт пострадавшей книги. Кстати, библиотекарь долго не принимала реставрированную книгу, пока качество выполненных работ её полностью не устроило.

Подготовишки играли в «Лабораторию звёзд». Тут был и центр наблюдений за планетами, и конструкторское бюро по изготовлению ракеты, и магазин специализированного космического питания, и ателье по пошиву одежды для космонавтов, и медпункт.

Вначале игры дети смоделировали все роли, определили, кто здесь главный, а кто подчиненный. Стажёры не могли усидеть на месте и тоже активно включились в игру.

Затем в Лего-центре мы составляли лестницу «Эволюция игры», немного повспоминали теорию игры, соотнеся её с увиденным на практике и написали эссе «Я играю…»

Вторая половина дня началась с тренинга по обучению ведению дебатов, на которой мы поняли, что вести дебаты мы совершенно не умеем. Но надеемся, что предложенные Ларисой Валерьевной Огдиной игры и советы, все-таки помогут нам овладеть этим искусством.

Далее мы понаблюдали в младшей и старшей группах, как воспитатели включают детей в образовательную деятельность во время игры (или, как они говорят, «вбрасывают образовательные задачи»). Что же, может им удалось реализовать и не всё задуманное, но поучиться было чему.

Под впечатлением увиденного мы написали эссе «Умные задачки в игре. Миф и реальность». На сегодня всё.

Светлана Маркова, Людмила Белякова, г.Трёхгорный, Челябинская область

Сегодня я узнала, что умные задачки и игра могут не просто существовать рядом, но взаимодополняют и обогащают друг друга. Без интеллектуальной нагрузки игра превращается в хаос, дурачество и баловство. Но едва уловимый «вброс» проблемной ситуации задает нужный вектор направления развития игры ребенка.

Сегодня у меня получилось выделить образовательные задачи, которые педагог решил, не нарушая игровые замыслы детей. Ребенок и не понял, что его чему-то поучают, но ушел сегодня домой, прожив новые интересные роли, пополнив свой словарный запас, выстроив так необходимые для него социальные отношения с партнером по игре.

Сегодня мне было трудно найти подходящие аргументы и контраргументы в дебатах. Преобразовать свои мысли в слова и донести их до присутствующих очень сложно даже нам, взрослым, а как нелегко рассказать о своих замыслах и идеях детям?! Им в этом поможет проживание образов! А наша задача вовремя увидеть придуманный ребенком образ, принять его, удержать в своем внимании на каком витке развития образной игры у каждого и понять тайный мир ребенка.

Сегодня меня удивила игровая смелость педагогов «Страны чудес», не боязнь совершить ошибку и иметь уникальную возможность прожить ситуацию несколько раз, пока не найдется правильное решение.

Сегодня было интересно наблюдать, как дети проживают разные виды игры в дошкольном возрасте. Сегодня я еще раз убедилась, как важно каждому ребенку прожить последовательную эволюцию игры в своем сензитивном возрасте. Только так рождаются успешные личности.

Сегодня мне было досадно, что я забыла слова Л.С.Выготского, которые сама же использую как одно из условий достижения основной цели дошкольного развития, касающееся особенностей обучения детей дошкольного возраста. Выготский выделяет два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен учиться по программе другого. Ребенок дошкольного возраста учится (в психологическом смысле этого слова) спонтанно. Дошкольник развивается в процессе обучения, если оно строится по его собственной программе. Наличие собственной программы обучения означает, что ребенок учится тому, что он считает нужным и интересным. Взрослый придумывает такие ситуации, в которых у ребенка возникает мотив обучения. В дошкольном возрасте реактивное обучение по программе взрослых должно трансформироваться в спонтанное обучение по собственной программе ребенка, сохраняя детскую инициативность и самостоятельность в выборе. Игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей компетенций создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.

Теперь я умею быть готовым к вопросу, на который не смогу быстро ответить, но это будет поводом для педагогического поиска. И пусть в моей жизни такие вопросы не исчезают!

Наталья Осеева, г.Сосновый Бор, Ленинградская область

Вот и пролетели три дня безудержного счастья, драйва и путешествия в «Стране чудес» по волнам в поисках клада! Каждый из нас, мы просто уверены, увезет в свои города чемодан идей по реализации образовательных задач в игровой деятельности, по поддержке и развития игры, опыт общения с коллегами и детьми города Зеленогорска и массу положительных эмоций.

Мы долго были в роле наблюдателей, а сегодня нам предоставили возможность самим «вбросить» образовательную задачку детям. К научным сотрудникам лаборатории звёзд «Умникам и умницам», мы, Добряне Екатерина Ермакова и Екатерина Васильева, обратились с просьбой в поисках грунта на Земле. Первой трудностью, с которой мы столкнулись, было вовлечение детей в деятельность для решения образовательной задачки! Ох, и пришлось нам потрудиться, дети ведь были в игре! Для этого мы обратились к значимому для них – прилетели с планеты Добра, созданной самими детьми.

Самое главное, мы получили удовольствие от общения и взаимодействия с детьми. Они нас приняли и не хотели отпускать, а наше проявление радости («уии») ребята запомнят, а может даже, возьмут в свою игру. Хочется сказать большое педагогическое спасибо организаторам стажировки Елене Непомнящей и Ларисе Огдиной, за предоставленную возможность поиграть обучая с «Чудесными» детьми группы, а также воспитателям этой группы Марине Богатыревой и Милене Кахановой за помощь в организации. А если в целом, огромное спасибо всему коллективу «Страны чудес»! Педагоги и детишки, конечно, здесь чудесные, а вот то, что они творят в своей стране – это не чудеса и мифы, это реальная действительность, которая достигается большим трудом всего коллектива, а самое главное ТАЛАНТЛИВЫМИ наставниками – Еленой и Ларисой. Уважаемые коллеги, вам очень повезло, что вы друг у друга есть. А мы постараемся найти в своем городе единомышленников для воплощения всех новых идей, которые мы привезем в своих чемоданах. Тем самым расширяя границы проекта «Школа Росатома» и разрушая стереотипы «вчерашнего» детского сада.

Екатерина Васильева, Екатерина Ермакова, г.Лесной, Свердловская область

Вот и наступил последний день стажировки. Сегодня мы сможем с самого утра влиться в маленький детский мир группы «Эльфы».

Вот теперь-то мы наиграемся вволю! Вместе с Наташей Дьяконовой сочинили легенду нашего появления в группе. Продумали, где и как будем «закидывать» образовательные задачи, даже приготовили реквизит! Но с самого начала всё пошло не совсем так, как предполагалось! У детей были свои планы, пришлось выкручиваться на ходу. Не так-то просто вовлечь их в свою деятельность и держать во внимании на протяжении совместной деятельности. И не беда, если пока не всё идёт гладко. Проба для того и существует, чтобы мы учились владеть ситуацией. Может, у меня и было волнение в душе, но, втянувшись в игру, уже всё улеглось, и я, в самом деле, начала получать удовольствие от процесса. И если бы не регламент, (нам надо было стать экспертами у второй пары стажеров) я бы ещё с удовольствием играла с «Эльфами».

С трудом удержалась, чтоб не влиться в детскую деятельность в группе «Умников», я наблюдала, как наши коллеги пробуют построить игру, в которой спрятаны образовательные задачи. Всё-таки, «Школа Росатома» многому нас научила! Коллеги справились с поставленными задачами, и благодарные «Умники» с удовольствием увлеклись игрой.

Самым волнительным моментом для меня стал вечерний сбор в спортивном зале, когда мы все вместе собрались, чтобы попрощаться! Огромное спасибо за весёлый спектакль «Некстикам», апельсинки «Умников» теперь всегда будут жить на моём рабочем столе, и вообще, вся эта большая семья «Страны чудес» теперь имеет в моём сердце местечко! Я буду с нетерпением ждать новой встречи! Конечно, мы ещё потом собрались взрослым коллективом (воспитатели и стажёры), много говорили друг другу тёплых и важных слов, но самые трепетные впечатления я получила от ребят! Увезу их с собой, это тоже своеобразный детский сертификат допуска в их мир! Да, и для наших ведущих – эта стажировка – тоже стажировка! Ведь с нами тоже было непросто! Спасибо вам, мои дорогие учителя за полученные удовольствия от каждой совместно проведенной минуты! Вы тоже в моём сердце! И та общая религия, которую мы теперь исповедуем, нас накрепко связала!

Юлия Федотова, г.Новоуральск, Свердловская область

Третий день стажировки начался со стажерских проб. Стажеры разошлись по группам и на практике пытались доказать, что решение обучающих задач в игре – это реальность. В младшей группе «Космики» стажеры включились в игру и продолжили игровой сюжет, начатый детьми, а затем подкинули детям игровую задачу. Не все получилось сразу, дети не сразу смогли взять эту задачу и ее пришлось разбить на несколько маленьких. Но общими усилиями цель была достигнута, племя «Чунга-чанга» построило грузовики для животных и отправили их в путешествие.

В средней группе «Эльфики» перед стажерами стояла задача – включить в игру обучающие задачи по обучению грамоте. Не все дети приняли эту задачу, но все же стажерам удалось вовлечь детей в свой сюжет и на практике убедиться, что обучающие задачи можно решать в игре.

Старшая группа «Некстики» проживает свою жизнь в игре «Библиотека». Стажерам удалось продолжить сюжет игры, начатый накануне. Дети сочиняли сказки по пространственно-временной модели, чтобы оформить книжки-малышки для библиотеки. «Некстики» легко включились в эту деятельность, придумав рассказы, плавно перешли к рисованию иллюстраций к своим книгам. Так что игра «Библиотека» продолжается.

В подготовительной группе «Умники» стажеры так же включились в процесс детской игры в «Космос». Они приняли на себя образы жителей планеты Добра и смогли вовлечь детей в новое игровое событие и решить в нем образовательные задачи. Все получилось просто замечательно!

Таким образом, стажеры на практике убедились и доказали, что решение образовательных задач в игре – это не миф, а реальность. Главное, идти от замысла детей, развивать его, проявлять инициативу и творчество.

В последний день стажировки мы еще раз убедились, что детский сад «Страна чудес» – это сад традиций. Это прослеживается везде: и в каждой группе, и в режиме дня, и в прощальном вечернем сборе, и в прощальном чаепитии в группе Умники». Причем «Умники» сами пригласили гостей на чаепитие в первый день стажировки, а потом еще два раза заходили и напоминали гостям о приглашении. А закончилось все оформлением газеты, где стажеры написали свои пожелания, а ребятишки группы «Умники» помогли ее раскрасить. И благодарные стажеры не смогли сдержать своих эмоций, прощание получилось очень трогательным.

Ирина Шатрова, г.Зеленогорск, Красноярский край

Вот и закончился последний день стажировки для победителей Конкурса воспитателей проекта «Школа Росатома». Какими были эти три дня? Сложными, интересными, «взрывающими мозг», насыщенными, поучительными, увлекательными. Каждый день стажеров был настолько насыщен, что, проживая его, было полное ощущение, что ты прожил неделю. Если быть честной, то по ходу стажировки меня кидало из одного эмоционального состояния в другое – от полного понимания и принятия до абсолютного неприятия и обратно. Возникало очень много вопросов, но благодаря событиям, в которые нас погружали и грамотному сопровождению руководителей, я получила исчерпывающие ответы на все вопросы.

Какие люди окружали нас все эти три дня? Волшебные, замечательные, креативные, терпеливые, ПРОФЕССИОНАЛЫ с большой буквы. Я бы назвала этих людей «педагоги-заряжатели». Ведь общаясь с ними, наблюдая за их работой, нет, скорее за жизнью, невозможно остаться равнодушным и не захотеть изменить мир вокруг себя, сделать его лучше, правильнее, профессиональней, наполнить детскую жизнь игрой.

Какие эмоции я испытываю по окончании третьего дня? Самые разнообразные. Грусть от того, что позади остался очень важный, интересный, судьбоносный (а я верю, что это именно так) кусочек своей жизни. Радость от того, что я повстречала не только классных друзей, но и единомышленников. Нетерпение от того, что в голове очень много новых идей, планов и быстрее хочется приступить к их воплощению в жизнь. Хочется вернуться в свою «Лесную сказку» и сделать все, чтобы для моих детей она действительно стала страной Чудес!

P.S. В начале стажировки Елена Сергеевна зачитала нам письмо Романа Викторовича, в котором он пожелал нам, стажерам ОТОРВАТЬСЯ по полной. Так вот, я это сделала!

Наталия Дьяконова, г.Новоуральск, Свердловская область

Вот и закончилась трехдневная стажировка в «Стране чудес». Кажется, пролетело лишь мгновение, а уже пора расставаться. Но именно такого я и ждала. Этот временной эффект говорит лишь о том, что наша деятельность была настолько динамичной, насыщенной, сложной и любопытной, что мы даже не замечали, как проходят минуты, часы, дни. Появились ли за эти дни педагогические приращения? Несомненно, но сама я ещё до конца не осознаю, какие именно это приращения, и как они будут работать на последующее развитие меня, как педагога, и на преобразования в моем взаимодействии с детьми. Точно только знаю, что будут. Впереди ещё проведение собственной стажировки, и, возможно, это событие поможет разложить все увиденное, услышанное и попробованное по полочкам. Сейчас в сознании некий хаос, такой, какой на первый взгляд, я увидела в пространстве детского сада «Страна чудес». Но это было первое впечатление. После приглядки и практического взаимодействия с чудесными детьми и педагогами, стало понятно, что хаос в моей голове. Аккуратные полочки, ровно расставленные стульчики, и по порядку развешанные «детские» (скорее даже не детские) работы – это обман! Обман самих себя и окружающих в том, что дети развиваются в чистенькой, правильной обстановке. Нет, дети развиваются в «Стране чудес» там, где они являются строителями этого образовательного пространства. И пусть вокруг царит что-то невообразимое, но ты понимаешь, что это дело рук детей, их воображения. И все начинает проясняться! Расстеленная на полу ткань и разбросанные по ней игрушки – это не хаос, это пикник племени «Чунга-Чанга», а брошенные в кучу модули не беспорядок, а полоса препятствий для тренировки космонавтов. И так может быть не один, и даже не два дня. Это может продолжаться до тех пор, пока дети не наиграются и не придумают что-то другое, не менее интересное. А воспитатели, я только на третий день поняла, где кто. Нет в чудесной стране твоего и моего, там есть команда и все там общее, все там вместе. Не зря в их песенке дружбы поется «Все мы делим пополам…» Играющие свободные дети, играющие влюбленные в детство воспитатели и младший персонал, самоотверженные руководители, неповторимая образовательная среда – все это про «Страну чудес». Говорить про это чудо можно бесконечно много, там всегда происходило, происходит и будет происходить волшебство.

Я счастлива, что мне удалось побывать на этой стажировке и увезти с собой частичку этого счастья. И этой частички хватит, чтобы мой дальнейший путь в мире детства преобразился и стал ещё более ярким, радостным и развивающимся. Свобода, игра, событие – смысл и идеал настоящего счастливого ДЕТСТВА.

Наталья Казарина, г.Полярные Зори, Мурманская область

Сегодня я узнала, как можно запланировать игру. Умелое разграничение деятельности участников образовательного процесса в игре, событии или проекте, возможность изменять план старшего воспитателя под замыслы детей и воспитателей и при этом грамотное решение всех программных задач – вот то профессиональное чудо, которое я для себя открыла в «Стране чудес».

Сегодня у меня получилось структурировать понятия, которые знала раньше. Конечно, про игру как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте знала, про пользу свободы выбора для ребенка тоже знала, про поддержку детской инициативы и самостоятельности сейчас говорят все, кто хоть раз читал ФГОС ДО. Но вот как эти знания переложить на существующую реальность, как они уживаются в одном конкретном детском сообществе, на эти вопросы я смогла ответить себе только сегодня.

Сегодня мне было трудно быстро написать рефлексию по итогам всей стажировки. Потому что рефлексия – это, прежде всего, работа над собой, своими смыслами, своими чувствами. Это честные ответы на вопросы своей совести, это отражение всех прожитых дней в «Стране чудес». И спонтанно, для «отписки», писать не хочется, хочется еще покопаться в себе, вычленить те вопросы, на которые я не получила ответы и почему так произошло. Поэтому она будет чуть позже.

Сегодня меня удивила маленькая девочка Софи из группы «Космики», которая на вечернем круге «руководила» всеми участниками флешмоба. Она сама выбрала для себя эту роль, нашла место на полу в зале, а чтобы ее было заметно, встала в белый круг и блестяще продемонстрировала танец «Часики». Вот за такими детьми стоит будущее нашей страны.

Сегодня было интересно увидеть, как живет игра в группах компенсирующего вида. С «трудными» детьми всегда работают удивительные педагоги, искренне преданные своему делу и детям. И именно игра, а не набор дидактических пособий помогает этим детям преодолеть ограничение своих возможностей, успешно социализироваться и прочувствовать свою успешность в деятельности.

Сегодня мне не хватило глубокой совместной рефлексии по окончании стажировки именно от стажеров, не описание прожитых событий, а именно отражение чувств, эмоций, страхов, проблемных ситуаций. Мне интересен не только личный педагогический поиск, но и то, как это происходит у других.

Теперь я умею не бояться что-то менять в своем перспективном планировании. Ведь если бумажный план «прогибается» под реальный, значимый для ребенка «здесь и сейчас», то игра будет жить и развиваться в моей группе, осмелюсь надеяться, что и в детском саду в целом.

Наталья Осеева, г.Сосновый Бор, Ленинградская область