Авторская программа стажировки «Играть. Нельзя. Запретить.»

Список участников стажировки:

  1. Алтухова Татьяна Петровна, г.Снежинск
  2. Барбашина Алена Сергеевна, г.Снежинск
  3. Борисова Ирина Анатольевна, г.Десногорск
  4. Бузунова Галина Александровна, г.Лесной
  5. Горбалысова Елена Сергеевна, г.Заречный ЗАТО
  6. Зайнуллина Елена Васильевна, г.Заречный ЗАТО
  7. Иванова Светлана Валентиновна, г.Саров
  8. Исмаилова Татьяна Владимировна, г.Саров
  9. Киселева Елена Викторовна, г.Удомля
  10. Кондакова Наталья Александровна, г.Удомля
  11. Константинова Елена Александровна, г.Саров
  12. Котик Надежда Николаевна, г.Саров
  13. Михерёва Софья Сергеевна, г.Заречный ЗАТО
  14. Мукашева Юлия Васильевна, г.Заречный ЗАТО
  15. Новгородцева Ольга Сергеевна, г.Снежинск
  16. Пономарева Лилиана Анатольевна, г.Полярные Зори
  17. Соснина Оксана Владимировна, г.Заречный ЗАТО
  18. Сухова Юлия Ивановна, г.Саров
  19. Филатова Татьяна Сергеевна, г.Заречный ЗАТО
  20. Чешина Татьяна Юрьевна, г.Полярные Зори

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Апробирование стажерами самостоятельных педагогических действий, направленных на развитие дошкольников в игровой деятельности.

 

1.2. Задачи программы:

  • Актуализировать знания о классификации видов игры по Е.Е. Кравцовой.
  • Сформировать понятийное поле программы стажировки – «игровой подход», «плавающее планирование», «лист оценки», «образовательное событие».
  • Погрузить стажеров в игровую деятельность детей в разных возрастных группах.
  • Расширить представления о социо-игровой технологии как инструменте развития коммуникативных способностей дошкольников в игре.
  • Сформировать навыки разработки и применения плавающего планирования на практике.
  • Апробировать оценочный инструментарий, позволяющий судить о наличии или отсутствии условий для самодеятельной игры.
  • Создать условия для активного погружения стажеров в деятельность по проектированию и проживанию событийных форматов взаимодействия с дошкольниками.
  • Сформировать папку стажера, содержащую практические, теоретические, оценочные материалы.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

МАДОУ «Детский сад №7» является одним из детских садов сети проекта «Школа Росатома», внедряющих ФГОС дошкольного образования. Для развития детской самостоятельности и поддержки инициативности в нашем детском саду организовано свободное пространство Open Space. Здесь созданы условия для взаимодействия разновозрастной аудитории. Это позволяет ребенку реализовывать свой собственный замысел в игровой деятельности.

Как известно, игра является ключевым звеном всей жизни дошкольника. Только играющий ребенок растет и развивается эмоционально полноценно. Кроме того, совместная игра детей между собой и со своими  родителями является сильным инструментом укрепления института семьи.

Следуя за теоретическими положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.Е. Кравцовой, следует понимать под игрой осмысленную активность. Играющий всегда субъект, а значит поступает личностно, из чего следует, что игра может строится только на том содержании, которое не только понятно ребёнку, но и важно для него. Роль взрослого состоит в том, чтобы предлагать детям различные ситуации, которые в дальнейшем станут содержанием игры, и создавать условия для переосмысления (формирования собственного замысла) различных игровых ситуаций.

В нашей педагогической практике мы используем опыт Е.Е. Кравцовой. По ее мнению, самодеятельная игра зависит от особенностей возраста и психологических потребностей ребенка. В своем развитии игра проходит несколько этапов. В каждом из них предполагается наличие особых условий для её организации и развития. 

Использование социо-игровой технологии, позволяющей объединить движение, вариативность и работу в малых группах, способствует развитию навыков социального взаимодействия дошкольников.

Основными задачами социо-игровой технологии являются: повышение качества образования детей; снятие страха перед деятельностью; развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей; развитие у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий; выстраивание взаимоотношений с окружающими.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

День 1. Запуск стажировки. Определение проблемного поля деятельности (8 часов).

  • Знакомство. Посвящение в стажеры.
  • Актуализация знаний и потребностей стажеров. Заполнение листа ожидания. Составление «Созвездия успеха».
  • Классификация видов игры по Е.Е. Кравцовой. Разработка ментальной карты.
  • Расширение представлений о социо-игровой технологии как инструментария для развития навыков социального взаимодействия дошкольников.
  • Стажерская проба. Освоение стажерами игровых технологий на практике.
  • Обсуждение ключевых критериев оценочного инструментария, позволяющего судить об уровне сформированности условий для реализации игры.
  • Оценочное событие. Участие в экспертизе предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ по созданным критериальным листам.
  • Стажерская проба. Презентация результатов экспертизы в группах.
  • Формирование папки стажера. Рефлексия дня.

День 2. Проектирование замысла образовательного события (8 часов).

  • Мозговой штурм: «Проектирование и реализация образовательного события для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников».
  • Стажерская проба. Погружение в игровую деятельность дошкольников.
  • Сфокусированное обсуждение результатов стажерской пробы. Стажерская проба. Освоение практики проектирования образовательного события.
  • Расширение представлений о технологии «Плавающего планирования» как эффективного инструмента создания условий для поддержки и развития игровой деятельности.
  • Стажерская проба. Моделирование структуры «Плавающего планирования» в парах сменного состава.
  • Пополнение папки стажера. Рефлексия дня. Up-grade «Созвездия успеха».

День 3. Образовательное событие и завершение стажировки (8 часов).

  • Заключительная подготовка образовательного события.
  • Стажерская проба. Реализация игрового события с применением эффективных технологий, используя возможности образовательного пространства ДОУ в группах по выбору.
  • Анализ образовательного события. Дебаты. Метод «Шести шляп мышления».
  • Оценочное событие. Поиск путей совершенствования проектирования и реализации образовательного события.
  • Анализ итогов стажировки. Обратная связь.
  • Многоуровневое оценивание результатов стажировки. Завершающее оформление папки стажера.
  • Рефлексия. Финальный Up-grade «Созвездия успеха».

 

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и/или практической задачи, решаемой в рамках стажировки Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
1 Запуск стажировки. Определение проблемного поля деятельности.
1.1 Знакомство. Посвящение в стажеры. Оформление ожиданий от стажировки.     1 час  
1.2 Рассмотрение классификации видов игры по Е.Е. Кравцовой. 1/2 часа      
1.3 Расширение представлений о социо-игровой технологии как инструментария для развития навыков социального взаимодействия дошкольников. 1/2 часа      
1.4 Освоение стажерами игровых технологий на практике.     1 час  
1.5 Обсуждение ключевых критериев оценочного инструментария, позволяющего судить об уровне сформированности условий для реализации игры.   1 час    
1.6 Участие в экспертизе предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ по созданным критериальным листам.       2 часа
1.7 Презентация результатов экспертизы в группах.     1 час  
1.8 Формирование папки стажера. Рефлексия дня.       1 час
2 Проектирование замысла образовательного события.
2.1 Проектирование образовательного события для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников.   1 час    
2.2 Погружение в игровую деятельность дошкольников.     2 часа  
2.3 Сфокусированное обсуждение результатов стажерской пробы.   1 час    
2.4 Освоение практики проектирования образовательного события.     1 час  
2.5 Расширение представлений о технологии «Плавающего планирования» как эффективного инструмента создания условий для поддержки и развития игровой деятельности.   1 час    
2.5 Моделирование структуры «Плавающего планирования» в парах сменного состава.     1 час  
2.6 Пополнение папки стажера. Рефлексия дня.       1 час
3 День 3. Образовательное событие
3.1. Заключительная подготовка образовательного события.   1 час    
3.2 Стажерская проба. Реализация игрового события с применением эффективных технологий, используя возможности образовательного пространства ДОУ в группах по выбору.     3 часа  
3.3 Анализ образовательного события. Дебаты   1 час    

 

3.4 Поиск путей совершенствования проектирования и реализации образовательного события.        1 час
3.5 Многоуровневое оценивание результатов стажировки. Завершающее оформление папки стажера.       1 час
3.6 Рефлексия. Заключительное слово.       1 час
  Итого: 24 часа 1 час 6 часов 10 часов 7 часов

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Внешняя оценка результатов стажеров осуществляется независимой экспертной комиссией по двум критериям:

  • актуально – материалы вызвали интерес, содержание соответствует принципам ФГОС дошкольного образования и сетевым стандартам «Школы Росатома»;
  • не актуально – материалы интереса не вызвали либо содержание не соответствует принципам ФГОС дошкольного образования и сетевым стандартам «Школы Росатома».

Оценивание стажерами стажировки и работы эксперта осуществляется по следующим критериям:

  • значимо / незначимо
  • своевременно / несвоевременно
  • спорно / бесспорно.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Организуется на протяжении всей стажировки. На каждом этапе участники отмечают промежуточные результаты в своей папке стажера и в созвездии успеха.