Технология организации «умных» игр с дошкольниками, используя возможности Smart Board и развивающие игры В. Воскобовича при реализации ФГОС дошкольного образования

Информационный блок программы

ФИО разработчика

Колногорова Оксана Леонидовна

Название программы

Технология организации «умных» игр с дошкольниками, используя возможности Smart Board и развивающие игры В. Воскобовича при реализации ФГОС дошкольного образования

Цель программы Обеспечение освоения эффективными техниками организации игрового со-трудничества дошкольников с использованием развивающих игр и средств Smart Board.
Задачи программы
  • Формировать представления о многообразии средств и техник организации игровой интеллектуально-творческой деятельности дошкольников.
  • Дать возможность стажерам проявить свою "изобретательскую способность" в поиске технологичных решений при создании интерактивных «умных» игр.
  • Спроектировать и апробировать разные модели организации и разворачивания детских игр, в которых ребенок выступает как субъект отношений.
  • Отработать вариативные техники организации игрового сотрудничества.
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, вступивший в силу 1 января 2014 года, направлен на решение определённых задач, одной из которых является формирование общей культуры личности детей, в том числе интеллектуальных качеств дошкольников. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, легче адаптируется в новой обстановке, лучше социализируется. А.В. Запорожец отметил, что если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребёнка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно. Развитие познавательных и интеллектуальных способностей во многом зависит от того насколько ребёнок вовлекается в творческий исследовательский поиск, и лучше всего развитие осуществляется в естественном, привлекательном для детей виде деятельности – игре. В период реализации ФГОС дошкольного образования, внедрения новых технологий, новых взглядов игра по-прежнему для ребенка остается главной, ведущей деятельностью, способной зажечь «искру пытливости и любознательности». Целевыми ориентирами, определенными ФГОС дошкольного образования, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможностей детей:

  • проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре;
  • активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместных играх;
  • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
  • умеет подчиняться разным правилам…;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений.

Достижение этих целевых ориентиров, формирование активной, самостоятельной, творческой личности дошкольников при организации игровой развивающей среды, в свете новых стандартов, требует от воспитателя умений создавать новые условия для поддержания и проявления самостоятельности и инициативы у дошкольников. Поэтому современному педагогу важно владеть целым спектром приёмов и техник организации игровой деятельности дошкольников, в которой ребенок является субъектом, максимально проявляющим свою инициативу и самостоятельность. Это возможно в условиях нашегоДОУ, где созданы прекрасные условия для организации игровой интеллектуально-творческой деятельности дошкольников на основе проблемно – игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в сочетании с возможностями интерактивной доски Smart Board.

Организуя игровую интеллектуально-творческую деятельность с дошкольниками, учитываю следующие принципы:

  1. Построение интеллектуально-творческой деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своей образовательной игровой деятельности, становится субъектом деятельности.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  3. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
  4. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  5. Организация игровой деятельности по принципу усложнения (постепенного и постоянного).
  6. Интеграция различных направлений образовательного процесса в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.
  7. Активное сотрудничество с семьёй.

Для эффективного решения образовательных задач использую различные формы организации игровых занятий с детьми:

  1. Логико-математические игры – игра характеризуется единым динамичным сюжетом с наличием интриги и логично выстроенной мотивацией, вопросы, задания ставит не взрослый, а сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую-либо проблему. Ребенок является активным участником игры. Для организации такой игры используются сказки-методики «Фиолетового леса».
  2. Интегрированные игровые занятия – интегрируются различные виды детской деятельности. Перед ребенком ставятся вопросы и задания, которые побуждают его не только к четкому выполнению упражнений, но и к придумыванию своих задач, поиску новых решений, приучая, таким образом, к самостоятельности.
  3. Самостоятельная игра детей – у детей тренируются умения, совершенствуются ручная умелость и интеллект, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Освоение игр детьми проходит поэтапно:

  • 1 этап – знакомство с персонажами сказок, образной терминологией, выполнение простых игровых заданий и упражнений.
  • 2 этап – освоение основных игровых приемов, выполнение заданий, требующих интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.
  • 3 этап – изобретение игровых конструкций, моделей, новых игр, заданий и упражнений, предлагаются новые решения предложенных задач, придумывание и конструирование предметных форм, составление к ним схем. На этом этапе уделяется большое внимание развитию творчества и самостоятельности. Переход с одного этапа на другой происходит постепенно, учитывая особенности восприятия материала детьми, уровень развития, интерес и потребности.

При организации с детьми проблемно- игровой деятельности с развивающими играми мне удалось выработать определенный алгоритм деятельности, который был мною смоделирован в интеллект – карте «Алгоритм организации дидактической (развивающей) игры с детьми».

  1. Организация игрового пространства с учётом требований ФГОС ДО (место для предполагаемой игры).
  2. Выявление игровых предпочтений детей, учёт их игровых желаний.
  3. Знакомство с выбранной игрой через микро-исследование и экспериментирование с игрой.
  4. Установка, определение и придумывание правил игры.
  5. Постановка игровой задачи.
  6. Самостоятельная игровая деятельность.
  7. Самоанализ результатов игры.
  8. Презентация полученных результатов игры.
  9. Совместное обсуждение вариативности и условий использования игры.

Последний этап плавно перетекает в первый, т.е. возникает необходимость в продолжении использования игры в новых (более сложных) условиях, для этого изменяется игровое пространство.

Игровые занятия с детьми проходят в интересной, увлекательной форме: игры-соревнования, игровая проблемная ситуация, путешествия, творческая мастерская. Результатом деятельности детей на каждом занятии является конкретный образовательный продукт – полученная игровая или творческая конструкция, связный рассказ ребенка о своей конструкции или полученных результатах игры. Рефлексией игровой деятельности детей являются «Книжки достижений», где каждый малыш, выполняя на занятиях индивидуальные игровые задания, имеет возможность накапливать свои творческие работы. А общим результатов игровой деятельности дошкольников в центре интеллектуально-творческого развития являются выставки творческих работ детей (индивидуальных, коллективных) на основе конструирования из разных материалов и в различных техниках, что позволяет детям самостоятельно оценивать свои успехи, а воспитателю, осуществлять индивидуальный подход и отслеживать результаты развития каждого ребёнка. В работе с дошкольниками активно использую и другие формы игрового взаимодействия: вместе мы реализуем творческие проекты по самостоятельному конструированию, создаём совместные журналы, где публикуем свои разработанные занимательные игры для родителей и сверстников, проводим различные интеллектуальные конкурсы, интеллектуальные бои и олимпиады для дошколят. Всё это предоставляет возможность участникам в состязательной форме развить и проявить свои интеллектуальные и творческие способности, обогатить сой игровой опыт в познавательной деятельности, проявить умения в конструировании игр и самореализоваться.

Так же эффективным средством развития интеллекта у дошкольников является органическое сочетание развивающих игр и возможностей интерактивной доски SmartBoard. Интерактивные игры на моделирование и конструирование с помощью «пальчиков» становятся продолжением настольных развивающих игр и сопровождаются звуковыми и видеоэффектами, возможностями использования «шторок», лазерных указок, «волшебных» палочек. Главное преимущество этих игр – деятельностный подход к решению игровых задач. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач.

Применение интерактивных технологий на игровых занятиях помогает повысить уровень мотивации. Занятия становятся интересными, насыщенными и занимательными, так как материал содержит в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, развитию мыслительных способностей, устойчивого познавательного интереса. Большая площадь поверхности доски Smart Board используется для организации игр в парах и подгруппах, которые формируют навыки коллективной работы, определения совместного пути решения логических задач и ответственность команды за общий полученный игровой результат. Включение в игровые ситуации интерактивной доски используется на 3 этапе освоения игр. В процессе игровой деятельности ребята, самостоятельно конструируют, придумывают новые игры, задания, «головоломки», проявляют творческую инициативу при моделировании игровых образов и предметов. Всё это развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию у ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свои результаты игровых действий и исправить ошибку, добиваясь решения задачи игры. «Оценка» результатов игровой деятельности ребенка осуществляется с помощью мультипликационных образов или «похвальных» анимаций, где заведомо исключается отрицательная оценка с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительного настроя на преодоление затруднений.

Важной особенностью работы с дошкольниками по данной технологии является использование разных моделей организации и разворачивания детских игр, в которыхребенок выступает как субъект. Использую такие модели организации игровой деятельности детей с развивающими играми:

  • Универсальная модель разворачивания активной игровой деятельности дошкольников спонтанно организованной от инициативного выбора детьми развивающей игры;
  • Проблемная модель организации игровой деятельности с развивающими играми от возникшей проблемы, которую необходимо самостоятельно решить дошкольникам посредством игры;
  • Модель организации разных игровых соревнований с развивающими играми, в которых дети сами становятся инициаторами и игроками;
  • Модель организации сюжетного игрового конструирования, когда сами дети придумывают сюжет игры и цепочку игровых действий с развивающими играми для развития игрового сюжета.
  • Модель организации игрового smart – конструирования в детской «лаборатории изобретений» и другие.

С целью поддержки детской инициативы и самостоятельности в игре, применяю вариативные техники организации игрового сотрудничества, такие как:

  • «Правила игрового сотрудничества»
  • «Ты мне, я тебе»
  • «Парная игра»
  • «Играем вместе»
  • «Командная игра»
  • «Игровые диалоги»
  • Техника «Цепочка»
  • Техника «Карусель»
  • И другие…

В процессе работы в данном направлении вела разработку наборов статических и динамических моделей, символьных объектов для использования детьми в игровом моделировании. Вместе с ребятами мы создали банк электронных развивающих игр и упражнений, который постоянно пополняется новыми игровыми проектами, разработанными самими детьми или родителями и назвали его – банк «умных» игр.

Организованная таким образом деятельность детей способствует развитию умственных способностей, формирует навыки творческого мышления, воспитывает самостоятельность, инициативность в поиске игровых и конструктивных решений. А самое важное то, что каждый ребенок реализует свою главную естественную потребность – в игре. На сегодняшний день у каждого ребенка есть свои любимые развивающие игры, с которыми они могут играть с удовольствием, придумывать новые увлекательные конструкции.

 

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования
  1. Кейс стажера:раздаточный материал для мастерской, методические реко-мендации: технологии интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича;по использованию интерактивной технологии SMART для обучения организации игрового моделирования.
  2. Техническое обеспечение: компьютерный класс, оборудованный персо-нальными компьютерами, интерактивная доска SMART BOARD на четыре точки, соответствующее программное обеспечение SMART Notebook, принтер, сканер, веб-камеры, наушники.
  3. Игровые комплекты развивающих игр В.Воскобовича технологии «Ска-зочные лабиринты игры».

 

Программа стажировки

Во время стажировки будут решены все поставленные задачи программы. Содержание работы блока №1 под названием «Педагогические размышления или «ключи»» будет направлено на реализацию задачи формирования у стажеров представлений о многообразии средств и техник организации игровой интеллектуально-творческой деятельности дошкольников. В этом блоке стажеры в процессе знакомства с особенностями использования Smart – доски в интеграции с развивающими играми Воскобовича в образовательном процессе ДОУ погрузятся в педагогические размышления в поиске решений педагогической проблемы: как организовать развивающую игру, в которой ребёнок становится субъектом отношений, инициативным и самостоятельным деятелем. При этом они выделят значимые «ключи» в рассматриваемой технологии, открывающие возможность достижения целевых ориентиров дошкольниками в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Все свои размышления в течение 4 часов совместной работы стажеры соберут в единое решение и зафиксируют его в интеллект-карте.

Следующим, самым плодотворным блоком работы стажеров, №2 «Педагогический поиск или «замки»» будет практическое освоение возможностей Smart Board и «открытие педагогических лабораторий», в которых стажерам предстоит погрузиться в поиск технологичных решений при создании интерактивных «умных игр» и спроектировать разные модели организации и разворачивания детских игр, в которых ребенок выступает как субъект отношений. В рамках работы «Лаборатории педагогических изобретений» стажеры за 11 часов в различных формах организации проектирования (командное, спиральное, индивидуальное), проявив свою «изобретательскую способность», разработают серию игр с использованием средств Smart Board для дошкольников. А в «Лаборатории педагогических конструкций» займутся проектированием моделей организации игрового сотрудничества.

На следующем этапе (заключительном) в работе блока №3 «Педагогические решения или «открытия» важно апробировать и проанализировать результаты деятельности стажеров в «педагогических лабораториях». Поэтому им будет необходимо проверить функциональность своих «изобретений» — «умных» игр и отработать на практике вариативные техники организации игрового сотрудничества по тем моделям, которые они сконструировали на предыдущем этапе. Для этого в течение 6 часов будут организованы стажерские пробы в формате «3Д» – «Договариваемся, действуем, демонстрируем» и оставшееся время стажеры потратят на анализ и рефлексию полученных результатов.

В течение всей стажерской практики предполагается вести видео-дневник, с целью отражения в прожитых событиях эмоций, действий стажеров, их важных мыслей и принятых решений. При просмотре любого видеоряда, будет возможность для каждого участника проанализировать свою деятельность на всех этапах работы и увидеть собственные успехи и недостатки. А в итоге, будет создан видеофильм событий стажировки в форме «Видеожурнала».

Учебный план стажировки

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Стажерская проба

Оценочное событие

Блок №1

Педагогические размышления или «ключи».

1.1.

Открытая игровая деятельность дошкольников с использованием развивающих игр Воскобовича и Smart Board. Цель: Формирование у стажеров представлений о многообразии средств и техник организации игровой интеллектуально-творческой деятельности дошкольников.

 

2

 

 

1. 2.

Моделирование многоступенчатой интеллект-карты на основе педагогических размышлений: о средствах и техниках организации игровой деятельности; о роли данной технологии в достижении целевых ориентиров дошкольниками.

 

2

 

 

2. Педагогический поиск или «замки».

2.1.

Время интерактивных игр для стажеров с целью освоения на практике возможностей интерактивной технологии SMART.

 

2

 

1

2.2

«Лаборатория педагогических изобретений». Поиск технологичных решений при создании интерактивных «умных» игр. Командное проектирование. Спиральное проектирование. Индивидуальное проектирование. Комплект игр — электронный boxplay.

 

 

 

3

1

2.3.

«Лаборатория педагогических конструкций». Спроектировать разные модели организации и разворачивания детских игр, в которых ребенок выступает как субъект отношений.

Мини-проекты разных моделей игрового сотрудничества.

 

 

3

1

3. Педагогические решения или «открытия».

3.1

Апробация и анализ функциональности «изобретений» — «умных» игр.

 

 

3

1

3.2.

Отработка на практике вариативных техник организации игрового сотрудничества на основе разработанных стажерами мини-проектов.

 

 

3

1

3.3.

Рефлексия результатов работы стажерской площадки

 

 

 

1

 

ИТОГО: 24 часа

 

6

12

6

Способы оценки результатов стажировки


Внешняя оценка результатов стажеров

Внешняя оценка результатов стажеров направлена на определение уровня полученных результатов во время стажировки. 
Формы организации внешней оценки:

  1. Оценка разработанных стажерами интерактивных игр, укомплектованных в электронную boxplay производится воспитателями ДОУ, владеющими Smart-технологией.
    Номинации оценивания: 
    • Самая «умная» игра -5 баллов
    • Самая необычная игра – 4 балла
    • Самая интересная игра – 3 балла
    • Самая сложная игра – 2 балла
    • Самая простая и быстрая игра – 1 балл
  2. Оценка и анализ разработанных стажерами моделей организации разворачивания детских игр, в которых ребенок выступает, как субъект отношений производится воспитателями, работающими по технологии развивающих игр Воскобовича, на основе просмотра видеоматериалов электронного дневника стажерской площадки. Определение самой эффективной модели организации игровой деятельности – наиболее соответствующей разработанной стажерами интеллект-карте.
Самооценивание стажерами собственных результатов

Самооценивание стажерами собственных результатов будет осуществляться на основе рефлексивного просмотра видеоматериалов электронного дневника собственной стажерской деятельности и заполнения по ходу просмотра рефлексивного листа с «3Д-эффектом»:

  • Договорились (о чём?)…
  • Действовали (как?)…
  • Демонстрировали (что?)…

Если стажеры смогут сделать подробные записи – продолжения предложений, то оценивают себя – «Успешно». Если стажеры не смогут подробно описать 3-Д эффекты стажерской площадки – получают оценку «Не достаточно успешно».

 

Видео и фотоматериалы

ВИДЕОРЕПОРТАЖ

СМОТРЕТЬ

ВИДЕОРЕПОРТАЖ

СМОТРЕТЬ

ФОТОРЕПОРТАЖ

СМОТРЕТЬ