Технология позиционного образования. Проектирование ситуаций развития личностных результатов учащихся

ФИО разработчика

Редько Анастасия Александровна

Название программы

Технология позиционного образования. Проектирование ситуаций развития личностных результатов учащихся.

Цель программы
  1. Освоение стажерами оснований проектирования ситуаций развития личностных результатов учащихся адекватно требованиям ФГОС уровней общего образования в позиционном контексте.
  2. Апробирование стажерами моделей перехода учащихся из «детских» (учебных, ученических) позиций во «взрослые» (социокультурные) с учетом специфики развития личности в кризисных и стабильных периодах.
  3. Освоение стажерами понятия о механизме становления профессиональной педагогической позиции как условия становления личностной зрелости учащихся.
Задачи программы
  1. Исследование стажерами механизмов формирования личностных результатов в контексте позиционного образования.
  2. Исследование стажерами способов конструирования ситуаций развития личности учащихся на разнопредметном и метапредметном материале урочной и внеурочной форм деятельности в контексте технологии позиционного образования.
  3. Исследование особенностей переходного периода из начальной школы в основную, его несовпадения с переходным возрастом (подростковым кризисом) и функций позиционного образования в становлении взрослого ответственного поведения подростков.
  4. Освоение стажерами приемов, средств и методов позиционного образования.
  5. Конструирование стажерами заданий для урочных и внеурочных ситуаций развития личностных результатов учащихся на основе технологии позиционного образования.
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

Общая идея заявляемого опыта восходит к научной школе Л.С. Выготского и её современных представителей В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман. Мы используем понятия, принятые в психологии развития: социальная ситуация развития, событийная общность, позиция, способы действия и способы взаимодействия в разных формах учебной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт формулирует необходимость создания условий для формирования следующих групп личностных результатов учащихся:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
социальные компетенции, личностные качества,
сформированность основ гражданской идентичности.
В целом постепенное и последовательное достижение личностных результатов будет свидетельствовать об уровне становления личностной зрелости обучающихся.

Технология позиционного образования, используемая мной в педагогической практике, позволяет эффективно конструировать условия для формирования личностных результатов учащихся.

Ключевые тезисы технологии позиционного образования:

Социальная ситуация развития есть поле пересечения разных точек зрения, смыслов, что в итоге и есть событие.
Образовательная среда – это место встречи, «среда-точие» разных смыслов, разных позиций.
Позицию в одиночку построить нельзя, необходима событийная общность.
Переход от рефлексии способов действий к рефлексии способов взаимодействия – основной механизм достижения самоопределенности в отношениях, культуре, истории.
Базовое условие становления личностной субъектности (самостоятельности, умения учиться) – готовность педагогов действовать из профессиональной субъектной позиции и проектировать разные событийные общности.
Социальные ситуации развития можно создавать как в пространстве учебного взаимодействия урочной, так и внеурочной формы организации разных видов деятельности обучающихся.

В психологии образования отмечается эффективность позиционного принципа организации учебного взаимодействия детей в процессе формирования у них учебно-предметных понятий и освоения социальных норм взаимодействия, распределяя основные учебные действия между детьми, т.е. создавая педагогические условия для выхода детей в разные учебные позиции (детские, ученические позиции). Выделяют такие типы ученических учебных позиций, действуя из которых, обучающийся осваивает сами учебные действия (целеполагания, моделирования, контроля и оценки). Это позиции «аналитика», исследующего условия учебной задачи, «конструктора», моделирующего способ ее решения, «контролера», проверяющего соответствие модели учебной задаче и пределов ее «работы», «эксперта», сверяющего алгоритм действия по модели. Этот принцип заложен в дидактическую систему Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Наряду с изложенным, в сфере образования выделяют как исходные, корневые позиции Педагога и Обучающегося, которые соответственно базируются на социокультурных жизненных позициях взрослых (Родитель, Умелец, Учитель, Мудрец) и детей (Школяр, Ученик, Учащийся).

Все «детские», ученические позиции могут входить в содержание разных позиций взрослых, «взрослые позиции», но первоначально они должны быть распределены между учениками для их последовательного освоения (удержания и обмена).  Проектирование педагогических условий перехода из одних позиций в другие составляет сущность технологии позиционного образования. Основную задачу предлагаемой стажировочной площадки составит проектирование стажерами социальных ситуаций развития в позиционном контексте, обеспечивающих не только переходы из одних учебных позиций в другие, но и выход обучающихся из «детских» позиций во «взрослые», что формирует у детей и подростков ответственное поведение, а это особенно важно в подготовке детей к подростковому кризису личности и его преодолению.

Интегральная характеристика такого рода проектирования заключается в том, что смысл педагогических действий возникает на пересечении жизненных позиций. Именно в таких точках встречи возникает смысловое пространство развития и саморазвития, а задачу педагога составляет проектирование ситуаций развития, ситуаций, в которых возможен выход ребенка в новую жизненную позицию, возможно проба «своих замыслов» как очередной шаг развития. Поэтому в профессиональном становлении педагогов важнейшее значение имеет понимание сути различных позиций в существующей культуре, освоение этих позиций и действие из них, организация с детьми и подростками разнопозиционного взаимодействия, в целях пробы своих, индивидуально- личностных позиций. При этом педагог ориентируется на понятие позиции какнаиболее целостной, интегративной характеристики человека, достигшего полной самоопределенности.

Основной формой организации работы стажировки будет педагогическая мастерская, где стажеры, будут погружены в контекст технологии позиционного образования в учебно-предметном и метапредметном, урочном и внеурочном пространстве школы и межшкольном взаимодействии. Базовый материал – портфолио автора, преподавателя иностранных языков (английского и французского).

Итогом стажировки будут являться сконструированные стажерами технологические карты формирования личностных результатов в разном (соответственно выбору стажера) предметном и метапредметном поле, в целях их дальнейшего применения в своих образовательных учреждениях и возможности транслированияпедагогическому сообществу.

 

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования
  1. Техническое обеспечение: выход в интернет, персональные компьютеры, интерактивная доска, программные продукты.
  2. Методическое обеспечение: папка стажера (диагностические анкеты, раздаточный материал для проведения проектных и модельных семинаров, дидактические материалы) и портфолио автора (авторские дидактические материалы по формированию личностных результатов в урочной и внеурочной формах деятельности учащихся).

 

Программа стажировки

Формулировки понятийных и практических задач Количество часов Содержание работы
1. Основания позиционного образования и его значение для эффективного становления личностных результатов учащихся. 4

Проблематизация: Актуализация имеющегося опыта работы в условиях внедрения ФГОС. Понимание различий понятий «статус», «роль», «позиция» и их влияние на формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся. Позиции «детские» и «взрослые». Постановка проблемы формирования субъектности (самостоятельности, самоопределенности личности) детей и подростков в стабильный, предкризисный и кризисный периоды. 1 час

Моделирование: Исследование особенностей действий из разных учебных и социокультурных позиций. Конструирование теоретической модели взаимосвязи разных типов позиций по горизонтали и вертикали. Исследование «перекрестных» позиций. Конфликты личностные и межличностные в позиционном контексте. Моделирование способов коррекции действий педагогов и подростков в рассматриваемой логике. 2 часа

Рефлексия: Анализ авторских разработок по использованию технологии позиционного образования в предметном поле иностранных языков (английский, французский). Разработка стажерами формы технологической карты, отражающей соотношение смыслов действий детей и подростков и смыслы педагогических действий. 1 час

2. Технологический аспект позиционного образования: зачем нужно строить учебное взаимодействие? 10

Проблематизация: Проблема адекватности педагогических ситуаций социальной ситуации развития детей и подростков. Возрастной аспект проблемы формирования личностных результатов. 2 часа

Моделирование: «Переходы по горизонтали» – моделирование способов педагогических действий. Моделирование социальной ситуации развития детей (младших школьников 6-12 лет) с учетом расхождения возрастного этапа развития и уровня школьного образования. Мастер-класс автора по реализации возрастного потенциала 10-12-летних детей. Варианты коррекционной работы по формированию (доформированию) личностных результатов. «Переходы по вертикали» — моделирование способов действия за пределами урока. Предподростковый возраст (5-6 класс) как стартовая площадка взросления, время и место освоения механизмов взрослого ответственного поведения. Работа стажеров над содержательным наполнением технологической карты, разработанной в предыдущем блоке стажировки, с учетом предметной и метапредметной направленности стажеров. 6 часов

Рефлексия: Анализ авторских разработок стажеров с точки зрения их вхождения в технологию позиционного образования. 2 часа

3. Технологический аспект позиционного образованиявзросление и ответственность. 8

Проблематизация: «Холостые выстрелы» методики, разрушающие личность. Исследование проблемы соответствия педагогических технологий возрастным потребностям личности старшего подростка. 2 часа

Моделирование: «Слабость воли или слабость целей?» — Моделирование способов построения взрослых, партнерских отношений в позиционном контексте организации урочной и внеурочной деятельности. Формирование социальных компетенций. Доработка стажерами своих предметных и метапредметных технологических карт формирования личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС уровней общего образования. Реализация модели оценивания условий формирования личностных результатов учащихся в позиционном контексте:

  1. Работа из учебных позиций.
  2. Работа из позиции учащего другого.
  3. Работа из позиции учащего самого себя – учащегоСЯ.

4 часа

Рефлексия: работы стажировочной площадки как профессиональной событийной общности. Анализ педагогических эффектов технологии позиционного образования (по материалам продуктов стажировки, разработанными стажерами для применения в своих образовательных учреждениях). Создание стажерами листов самооценки. 2 часа

 

Учебный план стажировки

Формулировки понятийной и/или практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Стажерская работа

Оценочное событие

1.

Педагогическая мастерская 1. Позиционное образование: основания и эффекты

1.1

Исследование различий понятий «статус», «роль», «позиция» и их значение в формировании индивидуально-личностных позиций обучающихся.

 

1

 

 

1.2.

 

Исследование способов решения личностных и межличностных конфликтов в позиционном контексте.

Конструирование моделей построения действий обучающихся и педагогов из разных позиций и эффекты формирования личностных результатов.

 

1

1

 

 

 

2

1

1.3

Разработка стажерами формата технологической карты формирования личностных результатов учащихся на основе моделей позиционного взаимодействия.

 

 

1

1

2

Педагогическая мастерская 2. Позиционное образование: переходный этап

2.1

Возрастной аспект проблемы формирования личностных результатов.

Проблема адекватности педагогических действий социальной ситуации развития детей и подростков.

1

 

 

 

 

1

 

2.2

Социальная ситуация развития личности 5-6-классников: проблема перехода из начальной в основную школу. Мастер-класс автора на предметном материале иностранного языка.

 

2

 

 

2.3

Проектирование стажерами ситуаций развития личности учащихся в урочной и внеурочной форме предметной и метапредметной деятельности младших подростков.

 

 

2

 

2.4

Содержательное наполнение и анализ стажерами технологических карт формирования личностных результатов.

 

 

1

1

3

Педагогическая мастерская 3. Позиционное образование: взросление и ответственность.

3.1

Проблемы: «холостые выстрелы методики» и «слабость воли или слабость целей?»

 

1

 

 

3.2

Моделирование способов построения взрослых, партнерских отношений на предметном материале стажеров.

Конструирование стажерами внеурочных ситуаций развития личности старшего школьника.

 

 

2

 

2

 

 

1

 

Рефлексия работы стажировочной площадки: «приращение» технологических основ позиционного образования.

 

 

 

2

ИТОГО: 24 часа

1

5

12

6

 

Способы оценки результатов стажировки


Внешняя оценка результатов стажеров

Внешняя оценка результатов стажерской деятельности будет осуществляться специалистами, владеющими базовыми понятиями заявленной темы конкурса, Департамента образования г. Заречного, университета г. Пензы и МБОУ «СОШ № 226».
В диагностике результатов стажировки исходными будут тезисы:

  1. Организация стажерской пробы наиболее эффективна в условиях профессионального педагогического сотрудничества, сотворчества и взаимообмена педагогическими техниками («приращение»).
  2. Эффекты «приращения» (появления педагогических новообразований стажеров) определяются готовностью педагогов к применению освоенных средств технологии в своей педагогической практике и к дальнейшему профессиональному сотрудничеству и расширению профессиональной педагогической общности (событийной общности педагогов).

В качестве показателей результативности стажировки будет предъявлена итоговая папка стажера, в которую войдут материалы, разработанные на стажировочной площадке и итоговые листы рефлексии, обобщенные на основе индивидуальных листов рефлексии, которые в свою очередь будут вести стажеры по ходу стажировки. 
Возможна публикация итоговых материалов на сайте школы и на личной страничке автора стажировки.

Самооценивание стажерами собственных результатов

По ходу работы стажировочной площадки стажеры будут

  • разрабатывать и корректировать модели организации позиционного образования,
  • создавать индивидуальные технологические карты действий в предметном и метапредметном поле деятельности в контексте позиционного образования,
  • совершать обмен способами педагогических действий и оценивать возможности решения проблем своих учреждений средствами осваиваемой технологии.

 

Видео и фотоматериалы

В школе №226 проходит стажировка для учителей иностранных языков 

СМОТРЕТЬ

ФОТООТЧЕТ

СМОТРЕТЬ