Авторская программа стажировки «Индивидуализация учебного процесса на основе ученического взаимообучения»

Список участников стажировки:

  1. Андреянова Софья Владимировна, г.Балаково
  2. Герасимовская Елена Евгеньевна, г.Лесной
  3. Гущина Ольга Владимировна, г.Зеленогорск
  4. Жданова Марина Александровна, г.Железногорск
  5. Жирных Юлия Леонидовна, г.Лесной
  6. Карягина Елена Антоновна, г.Железногорск
  7. Китаева Ольга Петровна, г.Зеленогорск
  8. Ковалева Анна Алексеевна, г.Зеленогорск
  9. Ковалева Екатерина Александровна, г.Волгодонск
  10. Коваленко Елена Юрьевна, г.Зеленогорск
  11. Коваленко Наталья Алексеевна, г.Зеленогорск
  12. Коньшина Анна Анатольевна, г.Новоуральск
  13. Лешкина Анна Алексеевна, г.Железногорск
  14. Майзик Анна Александровна, г.Зеленогорск
  15. Могиленских Татьяна Александровна, г.Лесной
  16. Орлова Любовь Владиславовна, г.Зеленогорск
  17. Пинюгина Анастасия Александровна, г.Зеленогорск
  18. Пичугина Валерия Анатольевна, г.Железногорск
  19. Черкасова Ольга Леонидовна, г.Зеленогорск

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Развитие профессиональных компетенций участников через погружение в образовательную среду на основе ученического взаимообучения.

 

1.2. Задачи программы:

  • Обеспечить мотивацию деятельности стажеров через этап собственной проблематизации и целеполагания по вопросам формирования понимающих умений при работе в парах.
  • Обеспечить оформление стажерами собственной актуальной образовательной программы для ее реализации на основе ученического взаимообучения.
  • Обеспечить разработку стажерами экспертных чек-листов для индивидуального продвижения и рефлексии деятельности.
  • Организовать учебную деятельность стажеров по индивидуальной программе в ученической и экспертной позиции в учебных занятиях и образовательных событиях с учащимися школы.
  • Организовать предъявление стажерами результатов реализации образовательной программы как этап оценки деятельности стажера в позиции технолога работы в паре.
  • Организовать моделирование стажерами учебных занятий и (или) образовательных событий для учащихся на основе опыта собственной учебной деятельности с предъявлением себя как технолога организации обучения в парах.
  • Создать условия для дальнейшего общения и консультаций на основе взаимообучения.

Работа стажёрской площадки будет представлена в сети Интернет (сайт МБОУ Школы № 161, личные веб-страницы, беседа в сети Facebook, сайт «Школы Росатома»).

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Актуальность деятельности площадки.

Реализация принципа индивидуализации в учебном процессе предполагается как заглавный принцип в организации обучения в целом. Потому что, по сути, в конечном итоге результаты направлены на обеспечение качества понимания и усвоения каждым учащимся учебного материала. При классно-урочной организации учебной среды мы видим явное противоречие между ведущей фронтальной формой обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала. Кажется, самый эффективный способ обучения – индивидуальный. О чем и свидетельствует широкое распространение репетиторства, коучтехнологий, индивидуального дистанционного обучения и т.п. Однако, есть два важных аспекта для обсуждения. Первое – это то, что при создании образовательной среды есть необходимость рассматривать общение на уровне учитель-ученик., и ученик – ученик. В работах Цукерман Г.А. говорится об обучении другого как главной составляющей учебной деятельности ученика, уметь учиться – значит уметь учить другого. В работах Дьяченко В.К. говорится о принципе завершенности обучения: когда ученик может научить другого, можно говорить о том, что он научился. Обучение имеет еще и социальный характер. Учебная деятельность для ребенка школьного возраста является ведущей деятельностью (по Эльконину – Давыдову), и, следовательно, через нее происходит формирование человека. И здесь важно, чтобы учебная деятельность была разнопланова с точки зрения социальных контактов. Таким образом, в условиях дефицита индивидуализированных форм общения учителя и ученика при ведущей фронтальной форме обучения, есть необходимость говорить о технологии ученического взаимообучения как важном компоненте учебного процесса для достижения индивидуализации.

Проблема состоит в том, что организация ученического взаимообучения может восприниматься упрощенно. Уже достаточно привычно слышать от педагога: «А теперь поработайте в паре, а теперь обменяйтесь заданиями, тетрадками…». Мы считаем, что в организации парной работы есть тонкости, которые на самом деле обеспечивают индивидуализацию учебного процесса, а не просто смену организационных форм на формализованном уровне. Мы предлагаем погрузиться в основания организации ученического взаимодействия в позиции технолога обучения в паре и технолога организации обучения в паре.

Предполагается, что ведущее умение технолога обучения в паре – это коммуникативные умения, основанные на умении обеспечить понимание. На площадке мы говорим об универсальных умениях слушать и говорить с пониманием, читать и писать с пониманием. Предполагается, что ведущее умение технолога организации обучения в паре – это управленческие умения, основанные на умение включить участников в деятельность.

Теоретические основания технологии, предлагаемой стажерам, представлены в теории и методологии коллективного способа обучения и развивающего обучения. А также в обобщенном практическом опыте педагогов Красноярского края, представителей общественно-профессионального сообщества педагогов, внедряющих коллективные формы работы.

Обучение стажеров будет организовано на основе взаимообучения. Стажеры будут непосредственно погружены в коллективные учебные занятия учащихся. Однако стажерам предстоит реализовать свою актуальную образовательную программу через взаимодействия в учебных парах.

Формат общей работы стажеров будет представлять из себя день без классов и уроков – учебное занятие с небольшим объемом фронтальной работы, основанное на индивидуальных маршрутах и взаимообучении.

День без классов и уроков – это учебное пространство, устроенное под задачу перераспределения ответственности и проявления новых учебных позиций у ученика и у педагога. В этот день осваивается образовательная программа по разным направлениям. Это может быть предметное и надпредметное содержание, может осваиваться комплекс содержательных задач. Разворачиваться Дни без классов и уроков могут в учебное и внеурочное время. При проектировании таких Дней используется специальный набор конструкторских элементов. Продолжительность Дня и периодичность Дней определяется задачами Школы, конкретного учителя. Масштабы субъекта, для которого проектируются такие Дни, возможны на уровне разновозрастной группы, одного класса, параллели, целой ступени и всей школы в целом. В таком случае меняется масштабы учительской команды, организующей День без классов и уроков.

Конструкторская модель основывается на 7 элементах: Содержательная программа дня, Табло учета продвижения учащихся, Центр аттестации, Набор заданий, Индивидуальный план дня, Пульт управления, Запуск Дня.

Формат Дня без классов и уроков может предполагать учебные занятия и образовательные события. Однако конструкторская модель сохраняется.

На площадке будет обсуждаться и апробироваться такое устройство учебного процесса, когда бы разделение ответственности между учителем и учеником в самом процессе обучения происходило за счет технологических моментов и воспринималось естественно с обеих сторон. Устройство школы, меняющее позиции учителя и ученика. Учитель из обучающего и контролирующего превращается в управляющего-организующего-консультирующего-сопровождающего. Ученик из обучающегося превращается в учащегося–обучающего – самоуправляющегося. Стажеры побывают в разных позициях учителя и ученика. Предполагается, что в результате стажерских проб свои позиции учителя и ученика стажеры смогут усилить действиями из позиции технолог обучения в паре и технолог организации обучения в паре.

В Программу стажировки положен опыт разработки и проведения Дней без классов и уроков в школе в рамках Программы развития школы. Научно-методическое сопровождение осуществляется лабораторией методологии и технологии КСО Красноярского краевого ИПК.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Формулировки понятийных и практических задач Количество часов Содержание работы
1 Уточнение и согласование целей программы с индивидуальными ожиданиями 2 — Домашнее сочинение «Для чего я планирую использовать работу в парах»

— Знакомство стажеров в парах

-Образовательное событие для собственной проблематизации темы

— Работа с Дневником стажера

2 Освоение и проектирование образовательного пространства на основе взаимообучения 2 -Оформление стажерами собственной актуальной образовательной программы

 -Составление индивидуального учебного плана на основе учебной программы

-Уточнение оргпроекта Дня без классов и уроков

3 Освоение учебной части программы 7 -Разработка экспертных чек-листов

-Запуск учащихся-стажеров

-Взаимообучение

-Участие в коллективном учебном занятии с учащимися школы

-Участие в образовательном событии с учащимися школы

-Работа с чек-листами

4 Выполнение производственной части программы. 7 -Работа в парах над собственной образовательной программой

-Моделирование стажерами учебных занятий и (или) образовательных событий для учащихся

-Работа с чек-листами

5 Рефлексия собственных действий и подведение итогов работы площадки 6

 

-Предъявление результатов реализации индивидуальной образовательной программы

-Дневник собственного обучения с использованием чек-листов

— Анализ дня по схеме

-Проектирование модели открытой группы в сетевом сообществе «Про взаимообучение»

-Отчеты

Транслировать работу стажерской площадки предполагается через ежедневные «Строчки из дневников» и фотоотчеты дня.

 

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические

занятия

Стажерская

проба

Оценочное

событие

1 Обеспечить мотивацию деятельности стажеров через этап собственной проблематизации и целеполагания по вопросам формирования понимающих умений при работе в парах.

 

      2
2 Обеспечить оформление стажерами собственной актуальной образовательной программы для ее реализации на основе ученического взаимообучения.     2  
3 Обеспечить разработку стажерами экспертных чек-листов для индивидуального продвижения и рефлексии деятельности.     3  
4 Организовать учебную деятельность стажеров по индивидуальной программе в ученической и экспертной позиции в учебных занятиях и образовательных событиях с учащимися школы.

 

    5  
5 Организовать предъявление стажерами результатов реализации образовательной программы как этап оценки деятельности стажера в позиции технолога работы в паре.       3
6 Организовать моделирование стажерами учебных занятий и (или) образовательных событий для учащихся на основе опыта собственной учебной деятельности с предъявлением себя как технолога организации обучения в парах.     5 2
7 Создать условия для дальнейшего общения и консультаций

на основе взаимообучения. Проектирование модели открытой группы в сетевом сообществе «Про взаимообучение»

  2    
  Итого 0 2 15 7

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

  • Успешность выполнения образовательной программы стажеров в позиции технолога обучения в паре. Экспертиза результатов, предъявляемых стажерами, специалистами и технологами из числа учащихся и педагогов школы – участников образовательного события.
  • Взаимооценивание актуальности разработанной модели для практического применения в позиции технолога организации обучения в паре.
  • Экспертиза действий стажеров на основании проектирования модели открытой группы в сетевом сообществе «Про взаимообучение».

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

  • Ведение дневника стажера на основе разработанных чек-листов и фиксация своего продвижения.
  • Оценка успешности выполнения образовательной программы.
  • Оценка актуальности разработанной модели для практического применения.

Предполагается, что группа «Про взаимообучение» позволит продолжить взаимообучение стажеров в сетевом сообществе в дистанционном формате. Организация образовательной среды на основе ученического взаимообучения в дистанционном формате является новой темой для разработки. И может стать неким вызовом и мотивом для стажеров на дальнейшее профессиональное общение.