Авторская программа стажировки «Межкультурно-аксиологические направленно-сти деятельности педагога как основа формирования компетенции ответственного выбора подростка»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Игнатова Анжелика Александровна, Новоуральск
  2. Паршин Андрей Сергеевич, Нововоронеж

 

1. Информационный блок программы

  1. ФИО разработчика: Захарова Ольга Олеговна
  2. Название программы: Межкультурно-аксиологические направленности деятельности педагога как основа формирования компетенции ответственного выбора подростка.
  3. Цель программы: организация деятельности стажеров в межкультурно-аксиологической среде, обеспечивающей формирование у подростков компетенции ответственного выбора.
  4. Задачи программы:
    1. Вовлечь стажеров в рефлексивно-поисковую деятельность, направленную на осмысленное осознание и личностную оценку межкультурно-аксиологических направленностей деятельности педагога;
    2. Совместно со стажерами очертить знаниевую область о направлениях межкультурно-аксиологического ориентирования, которая поможет осознанно формировать у подростков компетенции ответственного выбора;
    3. Погрузить стажеров в практическое освоение ключевых направленностей и методико-технологического аппарата межкультурно-аксиологического ориентирования;
    4. Организовать рефлексию и внешнюю экспертизу полученных результатов-продуктов и результатов-эффектов;
    5. Спроектировать дальнейшую работу по апробации данных направленностей в реальной образовательной среде школы стажеров.
  5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

В условиях культурной диверсификации, полилингвальности, технологизации, информатизации, интеграции в различных сферах общественной жизни, расширения границ взаимодействия людей в глобальном мире проблема ценностного самоопределения личности обогащается новыми смыслами.

Современный подросток подвергается влиянию со стороны различных общественных факторов: обилие СМИ, быстрые потоки информации, семья, школа, коллективы сверстников и пр. Не обладая достаточным нравственным и социальным иммунитетом, он становится на пути ответственного ценностного выбора. Критерием для осуществления этого выбора подростком, сенситивным к восприятию и осмыслению ценностей, безусловно, должна являться его ориентация на общечеловеческие ценности доброты, любви, справедливости, счастья, проявляющиеся в поведении родителей, педагогов.

Не умаляя значения общечеловеческих ценностей и опираясь на ступени нравственного развития личности, изложенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, выделим межкультурные ценности как социально значимые в условиях сегодняшней реальности и современной образовательной ситуации. Включая идеи толерантности, эмпатии, уважения к достоинству личности вне зависимости от ее принадлежности к каким-либо культурным, социальным, религиозным и иным группам, межкультурные ценности, как результат ответственного выбора личности, являются условием ее конкурентоспособности в глобальном мире и определяют траекторию ответственного выбора ею дальнейших жизненных ориентиров.

Данная программа стажировки ориентирована на разрешение противоречия между обусловленной тенденциями современной действительности и требованиями ФГОС необходимостью педагога в реализации межкультурно-аксиологических направленностей своей деятельности как основы формирования компетенции ответственного выбора подростка и недостаточной методико-технологической готовностью к осуществлению подобной работы.

Актуальность моей стажировочной площадки определяется необходимостью педагогов в:

  • осмыслении ценностных векторов образовательной деятельности учащихся в межкультурном контексте;
  • осознании концепции «выбор» как способа определения личностных отношений в ходе решения моральных дилемм и рефлексивного механизма поиска альтернатив в учебной деятельности;
  • погружении в межкультурно-аксиологическую среду, обладающую методической вариативностью, высокой мобильностью, проблемной ситуативностью, субъектной направленностью;
  • деятельностном поиске эффективных методических способов формирования у подростка компетенции ответственного выбора на основе ценностного критерия.

Таким образом, в рамках стажировки предлагается погружение педагогов в межкультурно-аксиологическую среду школы и определение направленностей своей межкультурно-аксиологической работы с подростками, нацеленной на формирование у них компетенции ответственного выбора.

Основой сотрудничества и сотворчества участников стажировочной площадки выступают определенные принципы:

  • фасилитационного взаимодействия – организация интеракции участников стажировки на основе искренности, открытости и эмпатийного слушания;
  • культуросообразной диалогичности – актуализация возможностей культурного плюрализма, сообразного тенденциям глобального мира, учет межкультурной направленности созданной образовательной среды;
  • личностного целеполагания – опора на личностные цели и интересы участников стажировочной площадки;
  • осознанного выбора альтернатив – погружение участников стажировки в решение проблемных ситуаций на основе ответственного выбора

Работа стажировочной площадки будет проходить в три этапа.

Первый этап, СМЫСЛОобразующий, нацелен на рефлексивно-поисковое погружение стажеров в межкультурно-аксиологическую среду.

Активное взаимодействие стажеров друг с другом и учащимися на данном этапе предполагает:

  • участие в тренингах, мастерских, экскурсиях, способствующих переосмыслению понятий «ценность», «межкультурные ценности» с позиции формирования у учащихся компетенции ответственного выбора;
  • определение составляющих межкультурно-аксиологической среды и ее роли в осуществлении ценностного выбора подростков;
  • участие в кейсах, определяющих ответственный выбор подростка в среде.

Стажерам предстоит взглянуть на образовательную деятельность с позиции межкультурных ценностей и возможностей осуществления осознанных выборов в поликультурном мире.

 Работа на данном этапе поможет стажерам определить собственные межкультурные смыслы, познакомиться с ключевыми аспектами педагогической аксиологии, продемонстрировать собственное понимание понятия «выбор» с ценностных позиций.

Второй этап, аПРОБАционный, ориентирован на освоение стажерами способов реализации межкультурно-аксиологических направленностей в образовательной действительности.

Опираясь на предложенный А.В. Кирьяковой механизм ценностного ориентирования личности как цепочку «поиска – оценки – выбора – проекции», а также основываясь на механизмах формирования ценностных ориентаций у подростка, изложенных в собственном диссертационном исследовании, разработаны направления поэтапного формирования у подростков компетенции ответственного выбора на основе его ценностного выбора в межкультурно-аксиологической среде, с которыми будут ознакомлены стажеры. Эти направления включают в себя:

  • мобилизационно-ориентационное – стимулирование интересов подростка к раскрытию себя как конкурентоспособной личности, ориентированной в межкультурных ценностях, углубление представлений подростков о межкультурных ценностях как значимых ориентирах их ответственного выбора;
  • межкультурно-воспитательное – обеспечение рефлексивно-эмпатийной оценки подростком ценностей и формирование стратегий его ответственного ценностного выбора при его взаимодействии с межкультурно-аксиологической средой;
  • операционально-технологическое – интенсификация деятельности подростков как результата их ценностного выбора.

Данные направления рассматриваются центральными в предложенном контексте работы педагога с подростками.

На данном этапе работы стажировочной площадки педагоги будут погружены в многочисленные ситуации по освоению способов формирования компетенции ответственного выбора на основе межкультурных ценностей. В ходе кейсов, воркшопов, межкультурных тренингов стажеры:

  • определят перспективы реализации в своей работе предлагаемых направлений межкультурно-ценностного ориентирования подростков, их возможности для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся;
  • обогатят свою методическую копилку новыми приемами в рамках технологий педагогики удивления, «музея проживания», когнитивной визуализации, интерактивного сотрудничества, дивергентного мышления, межкультурных этюдов;
  • поучаствуют в работе фокус-групп по проектированию элементов межкультурно-аксиологической среды и ее внедрению в деятельность с подростками.

Содержательной основой погружения стажеров в межкультурно-аксиологическую среду послужит их сотрудничество в контексте межкультурного диалога. Концептуальным базисом работы стажировочной площадки станет моделирование ситуаций взаимодействия стажеров на основе выбора альтернатив и принятия ответственности за свой выбор как педагога и как личности.

Третий рефлексивный этап работы стажировочной площадки направлен на осуществление оценивания эффективности апробации межкультурно-аксиологических направлений формирования у подростка компетенции ответственного выбора.

В ходе работы на данном этапе стажеры смогут:

  • определить критерии оценивания внедрения в реальную образовательную деятельность спроектированных ими элементов межкультурно-аксиологической среды;
  • прогнозировать возможности применения рассмотренных в ходе работы приемов и методов в собственной деятельности как педагога-классного руководителя и педагога-предметника;
  • пополнить методическую копилку новыми приемами осуществления рефлексии;
  • осуществить ответственный выбор в межкультурно-аксиологической среде.

Таким образом, участие в данной стажировке позволит педагогам:

  • определить значимость межкультурных ценностей личности как стратегии ее ответственного выбора;
  • осмыслить феномен компетенции ответственного выбора подростка с ценностных позиций;
  • познакомиться с направлениями межкультурно-аксиологических ориентаций педагога, формирующего компетенцию ответственного выбора подростка и методико-технологическим аппаратом их реализации;
  • определить возможности межкультурно-аксиологической среды для формирования компетенции ответственного выбора обучающихся;
  • спроектировать межкультурно-аксиологическую образовательную среду для формирования компетенции ответственного выбора обучающихся.

2. Содержательный блок программы

1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки:

  • методические ресурсы: рефлексивно-практическая тетрадь «Дневник стажера», включающая информационные и раздаточные материалы, учебно-методическое пособие «На пути к межкультурному диалогу»; авторские публикации для осуществления поисковой работы по проблеме стажировке;
  • технические ресурсы: АРМ учителя, свободный доступ к Интернет, доступ к локальной сети школы.

2. Программа стажировки

Работа над программой стажировки включает три этапа (таблица 1), раскрывающих способы достижения стажерами поставленных задач.

Таблица 1 – Содержательное наполнение программы стажировки «Межкультурно-аксиологические направленности деятельности педагога как основа формирования компетенции ответственного выбора подростка»

Содержательные и практические задачи, решаемые на данном этапе Содержание работы Формат работы
СМЫСЛообразовательный этап
Актуализация знаний участников стажировки об аксиологических основаниях педагогической деятельности, возможностях средового подхода для решения вопросов приобщения обучающихся к социально значимым ценностям Задание 1: составьте культурный портрет своей школы/ одной параллели классов.

Задание 2: определите, что включает в себя понятие «межкультурные ценности», свои размышления представьте в форме ментальной карты

Дистанционное задание для участников до начала стажировки
Знакомство участников. Целеполагание Игра-ледокол «Формула личности»
Начальное погружение в проблему; прогнозирование возможных результатов работы, определение личностных смыслов участниками Какой должна быть межкультурно-аксиологическая среда: осуществление ответственного выбора подростком с ценностных позиций. Старт ап

Работа с «Дневниками стажеров»

Факторы межкультурно-аксиологической среды, обеспечивающей формирование ответственного выбора подростка ·   Педагогическая мастерская;

·   экскурсия по школе

Влияние факторов межкультурно-аксиологической среды на формирование компетенции ответственного выбора учащегося ·  Работа в фокус-группах, учителя-подростки;

·  рефлексивная пауза, определение собственных замыслов, фиксация «проблемных зон»

Межкультурные ценности в истории г. Трехгорного Интерактивная экскурсия стажеров
Ответственный выбор: рассмотрение альтернатив для осуществления выбора в контексте межкультурного диалога Кейс с участниками стажировки, работа в рамках технологии межкультурного этюда
Саморефлексия в рефлексивно-практических тетрадях «Дневник стажера» Оценочное событие
аПРОБАционный этап
Изучение и осмысление направлений межкультурно-аксиологических ориентаций деятельности педагога, постановка проблемной ситуации Направления межкультурно-аксиологических ориентаций педагога ·       мини-лекция;

·       рефлексивная пауза (работа в «Дневниках стажеров»)

Определение методико-технологического аппарата реализации выделенных направлений работы Рассмотрение технологий, способствующих формированию компетенции ответственного выбора у учащихся в межкультурно-аксиологической среде:

·         «музей проживания»

·         педагогика удивления

·         когнитивная визуализация

·         педагогический дизайн

·          Брейнсторминг;

·           мастер-классы с учащимися

·           интервизия предлагаемых методико-технологических способов в фокус-группах;

·           стажерская проба совместно с учащимися 8-11 классов

Проектирование межкультурно-аксиологической образовательной среды, обеспечивающей формирование у подростков компетенции ответственного выбора Разделение участников на фокус-группы Тимбилдинг тренинг
Работа в группах над проектом межкультурно-аксиологической образовательной среды, обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора ·       Работа в фокус-группах;

·       разработка проекта,

·       презентация продукта своей работы

Межкультурные ценности: их осознание и оценка с позиции собственной системы ценностей ·        рефлексивный тренинг;

·        эмпатийная разминка

Апробация элементов предложенного проекта в образовательной деятельности Мастер-классы/пробы стажеров
Межкультурная ярмарка Образовательное событие
Способствует ли межкультурно-аксиологическая среда формированию компетенции ответственного выбора? Круглый стол участников
Домашнее задание стажерам: разработать экспертный лист для оценивания спроектированной межкультурно-аксиологической образовательной среды и ее возможностей в формировнаии компетенции ответственного выбора Индивидуальная/групповая работа.

Предлагаемый инструментарий оценивания представлен ниже

Оценочный этап
Оценка эффективности созданной модели, ее проекция на собственный педагогический опыт Осуществление анализа экспертных листов и оценивания Работа стажеров в рефлексивно-практических тетрадях «Дневник стажера».

Взаимооценивание

Мир эмпатии Межкультурный тренинг
Создание фотоотчета по результатам стажировки, рефлексия результатов полученного опыта Что является критерием ответственного выбора человека?

Анализ результатов-эффектов и результатов-продуктов стажировки

Воркшоп

Рефлексивное эссе в «дневнике стажера»

3. Учебный план стажировки

Учебный план стажировки рассчитан на 24 часа работы со стажерами и раскрыт в таблице 2.

Таблица 2 – Учебный план программы стажировки

Формулировка понятийной и (или) практической задачи Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
СМЫСЛообразовательный этап (8 часов)
1 Актуализация знаний участников стажировочной площадки об аксиологических основаниях педагогической деятельности, возможностях средового подхода для решения вопросов приобщения обучающихся к социально значимым ценностям:

·     выполнение дистанционного задания;

·     знакомство, целеполагание участников

   

 

 

1

 

 

 

 

 

0,5

 
2 Начальное погружение в проблему; прогнозирование возможных результатов:

·    демонстрация авторского видения межкультурно-ценностной среды и ее роли в формировании компетенции ответственного выбора;

·    определение составляющих межкультурно-аксиологической среды школы;

·    определение стажерами возможностей межкультурно-аксиологической среды с позиции формирования компетенции ответственного выбора;

·    определение стажерами собственных смыслов;

·    стимулирование поисковой интеракции участников стажировки;

·    погружение участников в ситуацию «проживания» трудностей ответственного выбора подростка;

·    осуществление саморефлексии, прогнозирование возможных результатов работы, определение личностных смыслов участниками

   

 

1

 

1

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

 

 

1

аПРОБАционный этап (12 часов)
3 Изучение и осмысление направлений межкультурно-аксиологических ориентаций деятельности педагога, постановка проблемной ситуации 0,5     0,5
4 Определение методико-технологического аппарата реализации выделенных направлений работы:

·         знакомство стажеров с эффективными технологиями, способствующими формированию компетенции ответственного выбора в межкультурно-аксиологической среде;

·         выбор и раскрытие стажерами продемонстрированных приемов в совместной работе с учащимися

   

1,5

 

 

 

 

 

 

1,5

 
5 Проектирование модели межкультурно-аксиологической образовательной среды, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора подростков:

·     стимулирование творческого взаимодействия стажеров;

·     групповая работа над проектом межкультурно-аксиологической среды, обеспечивающей формирование у подростка компетенции ответственного выбора;

·     презентация стажерами продуктов своей работы;

·     создание ситуаций для осмысления стажерами межкультурных ценностей с профессиональной и личностной позиций;

·     внедрение стажерами предложенного проекта межкультурно-аксиологической среды в работе с подростками;

·     участие стажеров в общем межкультурном событии;

·     осуществление стажерами рефлексивного анализа полученного опыта

  1,5  

 

 

 

1

 

1

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

0,5

Оценочный этап (4 часа)
6 Оценка стажерами эффективности созданной модели, ее экстраполяция на собственный педагогический опыт   1   0,5
7 Участие в межкультурном тренинге-игре   1    
8 ·         создание фотогазеты по результатам стажировки;

·         итоговая рефлексия

    1

 

 

 

0,5

  ВСЕГО часов 0,5 8,5 10,5 4,5

Степень сформированности у подростков компетенции ответственного выбора оценивается на основе разработанного критериального аппарата (таблица 3). Стажерам будет предложено проанализировать критериальный аппарат и внести изменения.

Таблица 3 – Критериально-диагностический аппарат определения степени сформированности у подростков компетенции ответственного выбора

Критерии Когнитивный Операциональный Личностный Аксиологический
Показатели Система знаний подростка о межкультурных ценностях как значимых ориентирах в глобальном мире, знания о различных культурах РФ и всего мира Умение конструктивного межкультурного сотрудничества, умение избегать конфликты в ситуациях межкультурного взаимодействия, умение контролировать проявление негативных эмоций, умение тактично выражать свою позицию Готовность проявлять качества личности: коммуникабельность, флексибильность, эмпатию, толерантность Положительное отношение к межкультурным ценностям, включенность в деятельность в межкультурно-аксиологической среде
Инструментарий Тематические тексты, анкетирование, опросы, наблюдение за работой подростков Диагностика эмоциональных барьеров межличностного общения (В.В. Бойко), кейсы, тренинги, практические задания тест «Диагностика интерактивных направленностей личности (Н.Е. Щуркова, тест «Интолерантность – толерантность» Л.Г. Почебут, тест «Шкала межкультурной эмпатии» тест В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности» Наблюдение, организационно-управленческие игры, анализ эссе подростков
  1. Способ оценки результатов стажировки

1. Внешняя оценка результатов стажеров

Внешняя оценка результатов работы участников стажировочной площадки осуществляется представителями управления образования, педагогами МБОУ «СОШ №108», привлеченными экспертами-специалистами в сфере ценностного воспитания обучающихся и их приобщения к межкультурным ценностям, в форме:

  • интерпретации результатов анкетирования;
  • бесед со стажерами (см. таблицу 4)
  • наблюдения за работой стажеров (см. таблицу 5);
  • анализа результатов защиты стажерами проекта межкультурно-аксиологической образовательной среды, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора подростка (см. таблицу 5).

Критерии предполагают оценку деятельности стажеров по двум показателям (наличие – 1 балл /отсутствие – 0 баллов).

Таблица 4 – Экспертный лист оценивания работы стажера

Критерий оценивания Баллы
1 Стажер точно определяет личностную значимость реализации межкультурно-аксиологических направлений для формирования компетенции ответственного выбора подростка 1
2 В своей работе стажер опирается на принципы функционирования межкультурно-аксиологической образовательной среды 1
3 Представляемые стажером разработки построены на современной методико-технологической базе и способствуют реализации ФГОС 1
4 Стажер проявляет активное участие в работе стажировочной площадки 1
5 Стажер точно и четко визуализирует результаты своей работы 1
Итого 5 баллов

Результаты защиты стажерами разработанного проекта оцениваются в соответствии с критериями, представленными в таблице 5.

Таблица 5 – Критериальный аппарат для оценки проекта межкультурно-аксиологической образовательной среды, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора подростка

Критерии Показатели
1 Целостность Включенность в структуру модели материально-предметного, межличностного и дидактического факторов среды.

Наличие взаимосвязанных компонентов, отражающих реализацию направлений межкультурно-аксиологического ориентирования подростков педагогом

2 Технологичность Вариативность актуального методико-технологического аппарата апробации модели
3 Воспитательная ценность Наличие межкультурно-аксиологических направлений содержания деятельности, обеспечивающих ответственный выбор подростков
4 Деятельностная основа Степень включенности подростка во взаимодействие с межкультурно-аксиологической средой
5 Продуктивность Презентативность результатов реализации модели (визуализация-план, инфограмма, схема /фотоотчет, статья, публикация на личном сайте и пр.)
6 Обоснованность Раскрыта научная новизна и практическая значимость реализации представленной модели

2. Самооценивание стажерами собственных результатов

Самооценивание стажерами результатов работы обеспечивается в ходе заполнения каждым участником рефлексивно-практической тетради «Дневник стажера», выполнения рефлексивных заданий в ходе тренингов и практических занятий.

Внутренняя оценка также осуществляется в ходе взаимной оценки стажерами представленных моделей по критериям и показателям, раскрытым выше.