Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Дневник стажировки победителей Конкурса учителей проекта «Школа Росатома» в Новоуральске

21.02.2018

Трехдневная стажировка для победителей Конкурса учителей, внедряющих эффективные технологии реализации требований ФГОС уровней общего образования, 19-21 февраля 2018 года проходит в МАОУ «Гимназия» города Новоуральска – школе-участнице инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома». Новоуральская гимназия – одна из самых успешных школ-участниц сети, федеральная инновационная площадка Министерства образования и науки Российской Федерации. Уже третий год гимназия реализует ФГОС среднего общего образования, внедряя самые современные технологии работы со старшеклассниками по индивидуальным учебным планам и переосмысляя условия реализации требований ФГОС уровней общего образования для младшей и подростковой школы, предоставляя детям возможность пробы разнообразной образовательной деятельности, развивающей и формирующей их субъектную позицию в отношении собственного образования. Поэтому совершенно естественным стало проведение стажировки победителей Конкурса учителей, учитывая тему прошедшего конкурса: «Внедрение образовательных технологий, обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора».

19 февраля 2018 года. День первый.

Торжественная встреча стажёров, организованная гимназистами, создала атмосферу праздника и долгожданной встречи. После выступления Людмилы Пухаревой, директора МАОУ «Гимназия», определения целевых ориентиров, коллектив создал стажёрам ситуацию выбора не только образовательных форматов, но и позиции своей деятельности на стажировке. Урок или мастер-класс, эксперт или наблюдатель, получить любимое ночное задание или дождаться третьего дня стажировки. Перед каждым встал ответственный выбор. Но наши победители-не лыком шиты, финал Конкурса учителей проекта «Школа Росатома» закалил характер, они с удовольствием и радостью погрузились в поливариантную образовательную среду Гимназии.

Мастер-классы? Мастер-классы… Мастер-классы!

Стажёры оказались в позиции обучающихся на образовательном событии Ольги Шавериной и Александры Пустотиной – победителей конкурса учителей проекта «Школа Росатома». Добывали строчки текста, писали, взаимопроверяли, оценивали и конструировали собственную трактовку басни Эзопа «О черепахе и о орле» (орфография автора соблюдена). Групповая активность завершилась рефлексией.

Следующим вызовом для стажёров стали мастер-классы Екатерины Патраковой и Галины Девятайкиной, также победителей Конкурса учителей проекта «Школа Росатома», вовлекших стажёров в активную групповую деятельность по вопросам формирования субъектности обучающихся. В ходе работы педагоги обсудили сложности оценки приращения субъектности на разных уровнях обучения в школе, а также прожили образовательные ситуации выбора.

Параллельно проходили занятия с гимназистами по междисциплинарному обучению (МДО) на разных возрастных группах (2, 7, 9 классы). Все учащиеся были поставлены в ситуацию выбора в соответствии с основной задачей возраста: второклассники – выбор пути получения информации, семиклассники – стратегии своей деятельности по созданию плавательного средства, а девятиклассники вообще открыли новое математическое знание. Креативность, нестандартное решение поставленных образовательных задач, опытная демонстрация, презентация финального продукта обучающимися приятно удивили всех гостей.

Вторая половина дня была посвящена продуктивному общению со старшеклассниками. Обсуждались вопросы их профессионального самоопределения, ответственного выбора. Ребята с лёгкостью отвечали на порой сложные вопросы взрослых об особенностях реализации ФГОС старшей школы. Круглый стол с Советом гимназистов «раскрыл кухню» школьного самоуправления. Стажёры сошлись во мнениях, что подростки – активные субъекты школьной жизни.

У стажёров была возможность профессионально пообщаться с доктором психологических наук, автором технологии МДО Натальей Борисовной Шумаковой, которая провела практикум для педагогического сообщества.

«Вишенкой на торте» стала релакс-мастерская Натальи Новиковой и Екатерины Бакулиной. И опять выбор: де-купаж или роспись по дереву. Неутомимые стажёры освоили обе техники.

Итак, первый день стажировки получился поливариантным, позиционным….ответственным. Ждём новых приращений.

Анастасия Редько, Заречный ЗАТО, Наталья Маковеева, Лесной, Светлана Пухова, Саров

Первый день работы на стажировочной площадке начался с теплого приема стажеров гимназистами. Приятным сюрпризом оказался подарок, один из символов гимназии, сова. Затем мы сразу были погружены в ситуацию ответственного выбора: определить личностные цели и составить свой маршрутный лист, что было достаточно непросто, так как мероприятия, заявленные в программе, привлекали своей актуальностью в рамках конкурсной программы.

Мастер-класс «Событийная образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения в подростковой школе» позволил стажерам написать необычный командный диктант, побывать в роли экспертов при проверке работ коллег и творчески интерпретировать представленный текст.

Познавательным стал мастер-класс «Приращение субъектности на разных уровнях обучения в школе», на котором были затронуты вопросы способов оценки субъектности учащегося, приемов формирования субъектной позиции ученика и другие.

Удивительным оказался мастер-класс «Образовательные ситуации, основанные на ценностном выборе, как инструмент формирования субъектной позиции обучающихся», позволивший всем стажерам погрузиться в ситуацию игры, обогатить собственный методический багаж новыми приемами работы с текстом и философски осмыслить ситуацию ценностного выбора.

Приятным завершением дня стала релакс-мастерская, в ходе которой в теплой атмосфере мы под руководством талантливых коллег, учителей Гимназии познакомились на практике с технологией декупажа.

Прожитый первый день стажировки оказался творческим, ярким и продуктивным. Спасибо организаторам стажировки за теплый прием, за интересную программу мероприятий, за возможности осуществлять простые и сложные выборы!

Ольга Захарова, Трехгорный

20 февраля 2018 года. День второй.

Второй день стажировки начался с бодрого пробуждения, несмотря на то, что вечернее задание для стажеров плавно переросло в ночное. По пути в гимназию гости находились в предвкушении интереснейшего события – игры «Что? Где? Когда?» в рамках образовательной сессии в 9-х классах, посвященной искусству. Стажёры понимали, что их ждут сильные игроки и удивить их интересным вопросом будет непросто! Игра началась! Раунд за раундом знатоки-гимназисты пытались найти ответы на вопросы из разных областей. Стажёры не могли остаться в стороне и тоже активно выдвигали свои варианты ответов. Процесс игры оказался очень увлекательным!

В финале ребят ожидала непростая ситуация. Дальнейшая работа предполагала деление на группы, которым предстояло построить свою деятельность с конкретным видом искусства. Организаторы выбрали ответственных знатоков для каждой группы, а те, в свою очередь, самостоятельно набрали себе команду. Закипела работа. Спустя некоторое время группы представили свои продукты, которые знакомили присутствующих с процессом становления определенного вида искусства. Получилось очень интересно!

Очередное удивление ожидало стажёров, когда им предложили совершить путешествие во времени и оказаться участниками событий Античности или Средневековья, эпохи Возрождения или XIX века. Каждую эпоху ребята представили с помощью подготовленного выступления, в котором должен был быть отражен синтез искусств для предложенной эпохи. В результате все погрузились в невероятную атмосферу творчества. Гимназисты смогли не только окунуться в прошлое, но и приоткрыть завесу будущего: всем присутствующим был представлен новый спектакль «Улица 2025», который стал победителем муниципального этапа фестиваля «Те-арт Олимп Росатома».

После обеда стажеры отправились на рефлексию с директором гимназии Людмилой Пухаревой. В процессе теплого разговора педагоги выразили свои эмоции и мысли, возникшие в результате погружения в образовательную среду образовательного учреждения. Общая идея, которая объединяла все сказанное стажерами, заключалась в том, что каждый смог переосмыслить имеющийся опыт и ощутить в полной мере, что значит «процесс приращения».

Впереди гостей ждал приятный сюрприз от гимназистов: участники проекта «Образовательный туризм» предложили им поучаствовать в экспедиции по маршруту «Пойди туда, не знаю, куда» с целью «найти то, не знаю что». Реальный пункт назначения стажеры выяснили благодаря расшифрованному посланию: Невьянская башня. Но все не могло оказаться так просто. Ребята выдали кейс с заданиями, связанными с историей и легендами этой достопримечательности. Экскурсия не оставила никого равнодушным. На вопрос «Что такое Невьянская башня – загадка или ошибка?» каждый из стажеров нашел ответ.

Вот такой был этот день. Но расслабляться еще равно – впереди третий день стажировки…

Владислава Аксенова, Трехгорный, Светлана Лобанова, Железногорск, Ольга Мазурова, Сосновый Бор

21 февраля 2018 года. День третий.

Вы помните первый день стажировки? Пятеро стажеров сделали свой ответственный выбор, отказавшись от ночного задания. И вот долгожданное утро. Задание получено в 8:00. Вызов: сегодня в Гимназии проходит фестиваль «Сделай своё открытие».

Задача №1: вы – коуч, вам предстоит сопровождать разновозрастную группу по 3 активностям, по итогам которых каждый обучающийся фиксирует свои приобретенные новые навыки и умения.

Задача №2: вы – представитель рекрутингового агентства профессий будущего, вам необходимо набрать сотрудников, исходя из представленного резюме учащихся.

Задача №3: с набранными сотрудниками-гимназистами составить паспорт профессии будущего.

Из предложенных маршрутных листов каждый гимназист выбрал наиболее значимый для него. Ведущими активностей были преподаватели вузов города Екатеринбурга и Новоуральска. Гости проводили лекции, мастер-классы, практикумы, эксперименты. Области знаний варьировались от криптовалюты до новейших систем очистки воды. Поэтому первая половина дня прошла в движении, общении и открытиях.

Биржа труда открыла свои двери после обеда. Гимназисты познакомились с профессиями будущего. Далее им предстояло сделать выбор профессии по предложенным агентами навыкам и умениям. И тут началась вертушка: работодатель строго оценивал соответствие резюме выбранным навыкам, проводил собеседование, если его всё устраивало, брал на работу. Сложно было и тем и другим.

Сформировавшиеся таким образом группы приступили к моделированию паспорта выбранной профессии будущего. Получившиеся результаты были представлены в фойе гимназии. После в классах состоялась рефлексия события.

Для стажеров день закончился встречей-рефлексией с коллективом школы в формате круглого стала. Стажеры представили дневник наблюдений и свою экспертную оценку поливариантной образовательной среды Гимназии. Обогащённые, вдохновлённые, благодарные стажёры отправились собираться в дорогу.

Светлана Пухова, Саров, Наталья Маковеева, Лесной, Анастасия Редько, Заречный ЗАТО, Надежда Пантелеева, Новоуральск

На самом деле для группы стажеров третий день начался не 21 января, а за пару дней до, с их ответственного выбора: подготовить здания и критерии оценки для группового и индивидуального этапа метапредметной олимпиады для 5-7-х классов.

После бессонной ночи, утро третьего дня начиналось с многочисленных вопросов: «А все ли готово? Все распечатали? Сколько будет участников? Во сколько начинаем?». Ответ не заставил долго ждать: стажеров ждали 160 учащихся, разделённые на два потока.

Задания были разработаны с учётом возраста и предполагали использование навыков логического мышления.

Дружный тандем участников разновозрастных команд помог учащимся успешно справиться с заданиями. Семиклассники помогали пятиклассникам познать основы физики, в то время как пяти- и шестиклассники проявляли себя, представляя житейский опыт. Ребята так увлеклись, что некоторые группы разработали несколько нестандартных вариантов решения задачи. В условиях ограниченного времени на презентацию результата, участникам олимпиады нужно было не просто предложить варианты решения проблемы, но и изобразить различные способы наглядности: схемы, рисунки, краткие записи. Это заставило их не просто выстроить монологическое высказывание, но и сделать его лаконичным и понятным слушателям. На этом задание не закончилось, командам предстояло обсудить и выбрать наиболее рациональный способ решения задачи из представленных другими группами.

Групповой этап сменился индивидуальным, где каждому участнику предстояло проявить себя. У ребят было 20 минут, чтобы сделать собственное открытие и соотнести, на первый взгляд, несовместимые вещи: подсолнух, скрипка, картина «Ветрувианский человек». А потом ещё и продолжить логическую цепочку.

Во время метапредметной олимпиады стажеры находились в позиции модератора и эксперта. Они оценивали коммуникативную, учебную и информационную грамотность участников группы по разработанным накануне критериям.

Стажировка закончилась, ночное домашнее задание осталось: подвести итоги олимпиады и огласить имена победителей.

Наталья Дьяченко, Зеленогорск, Мария Молчанова, Железногорск