Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Итальянские каникулы

29.06.2019

Педагоги детского сада «Теремок» вернулись из Италии. Это была их необычная командировка-отпуск. Командировка, потому что обменивались опытом и набирались новых знаний о развитии системы дошкольного воспитания. Отдых, потому что Италия — увиденное удивило и в профессиональном, и в личном плане, порадовало, придало сил для новых проектов.

 

Развитие в игре

Это был выездной практикум. Заведующая и воспитатели МБДОУ №37 погружались в систему итальянского дошкольного образования. Железногорский «Теремок» является сетевым инновационным детсадом проекта «Школа Росатома». У таких учреждений свои стандарты, которые отличают их от тех, что работают по федеральным обязательным программам. Если коротко, то «Теремок» выбрал для себя программу «Вдохновение» — больше в городе по ней не работает никто. При общении с ребенком учитывается социальная ситуация его развития, важно, что происходит с малышом за пределами садика; создана особая предметно-пространственная среда, которая позволяет воспитанникам осуществлять постоянный выбор — это проектная деятельность и свободное творчество; создана билингвальная среда, происходит погружение в язык и культуру другой страны; акцент делается на ведущую деятельность дошкольника — игру.

Сегодня про игру, к сожалению, забыли, — говорит заведующая «Теремка» Юлия Минеева. — Детские сады у нас превратились в маленькие школы. А тем временем более 50 процентов времени пребывания ребенка в садике должно быть отведено для его самодеятельной игры. Чем больше дети самостоятельно занимаются, тем выше уровень их развития. А не от того, что ребенка усаживают за стол и начинают усиленно формировать навыки, — это подход устаревший и непродуктивный. Стремиться необходимо к тому, чтобы взаимодействие ребенка и взрослого в пространстве занятий и общения было прописано как баланс инициатив. Очень хочется кричать: «Дайте волю детям, дайте им возможность проявить себя и создайте условия, чтобы их деятельность всегда заканчивалась каким-то продуктом». Важны не просто стихийные инициативы, а должен быть результат, который виден, ощутим, понятен, необходимо дать оценку, порадоваться за ребенка. Вот, собственно, это в действии мы и увидели в Италии, в городке Сан-Миниато (округ Тоскана).

 

Первая ступень

Итальянское дошкольное образование состоит из двух ступеней. Первую называют Asilo Nido. Это местные ясли, куда принимают детей от 3 месяцев до 3 лет. Именно с этой системой подробно знакомились железногорские педагоги. Новый опыт в работе с малышами бесценен — в наших садиках подробные методики есть для работы с детьми постарше, и они постоянно обновляются, а вот с подходами и программами в работе с малышами сложнее.

Мы не знаем, как работать с детьми от 0 до 3, — говорит старший воспитатель Наталья Баландина. — Для нас удивительно, когда малыши, которые только-только сидеть научились, находятся в садике. Дело в том, что в Италии пособие в размере 100% зарплаты оплачивают до 3 месяцев, а дальше мама должна выйти на работу или получает сокращенное пособие. В Италии многое оказалось неожиданным для нас, там очень своеобразные детские сады. Мы привыкли, что это такие комбинаты-монстры на несколько групп. А в городке Сан-Миниато детских садов всего 8, и это маленькие одноэтажные здания. Муниципалитет купил старый тосканский дом и из него сделал садик. У них есть закон, который запрещает что-либо перестраивать. В зданиях очень много дерева, традиционная итальянская побелка, нет пластика. Нет материалов, к которым мы привыкли. И вокруг виноградники, оливковые рощи, древний город, огороды местных жителей. Итальянцы пошли по пути сохранения стиля тихого места.

 

Ставка на самостоятельность

В итальянских яслях дети только играют. Есть, конечно, и так называемые развивающие и обучающие занятия, но оформлены они как мастерские и пространства свободного выбора ребенка. Звучит, возможно, странно для нашей ментальности, но в Италии даже полугодовалые малыши свободны выбирать, куда ползти, что делать, за кем наблюдать, когда покушать. Основной акцент в яслях делается на социальной адаптации и развитии элементарных навыков самообслуживания.

В яслях группы разновозрастные, итальянцы не боятся смешивать детей. В одном пространстве играют и развиваются малыши от 3 месяцев до 3-4 лет. Все взаимодействуют, учатся помогать друг другу — это главное. Все происходит в теплой, семейной, доброй обстановке. Воспитатели поощряют малышей и хвалят. А еще в итальянских садиках очень много поют.

Все поют — в игре, на прогулке, за обедом. Это восторг какой-то. Детские песенки постоянно идут фоном, иногда сопровождаются движениями или просто звучат, — рассказывает тифлопедагог Татьяна Грищенко. — Этот подход я бы заимствовала для наших ясельных групп, потому что пение настраивает ребенка на позитивное восприятие мира и окружающих. Когда дети подпевают, подыгрывают, мир вокруг них становится более гармоничным, теплым, домашним. Пение объединяет: кто постарше — подпевает, кто помладше — отсчитывает ритм. Видно, что они все в этой песенке, удивительное чувство общности между взрослыми и детьми.

А вот еще, — подхватывает наш разговор Наталья Анатольевна. — Например, завтрак, подаются фрукты в большой тарелке, некоторые нарезаны, другие очищены, все красиво разложено. Тарелку передают по кругу, и каждый ребенок себе выбирает тот фрукт, который хочет сейчас. Кто постарше чистит самостоятельно, малыши берут нарезанные дольки. Это не просто витаминизация и второй завтрак, это особенная коммуникация. А после все пьют воду, не компоты, не кисели — только чистая вода. Из стеклянных кувшинчиков наливают в стеклянные стаканчики, и никого не пугает, что маленькие дети пользуются стеклом. Главное — дать детям больше возможностей накопить опыта самостоятельности. За ребенка никто ничего не делает.

Даже если возникает конфликтная ситуация, педагог не вмешивается сразу, дает возможность детям самим решить проблему, в том числе самым маленьким. В нашей российской действительности мы детей гиперопекаем, — добавляет Юлия Минеева. — Не доверяем ребенку, не приучаем его к той степени самостоятельности и ответственности за свои действия, как в Италии. А они это ставят во главу угла. Слово «самостоятельность» у них написано с большой буквы. А мы умственное развитие ставим на первую ступень. У них это на втором плане в таком возрасте. Для того чтобы у ребенка сформировалось чувство собственного тела, понимание, как опасно действовать, как неопасно, он должен действовать. Мы же пытаемся на словах объяснить: это нельзя! Но ребенок не понимает последствий. Любой синяк, любая царапина говорит о его опыте. У нас же это строго карается на всех уровнях. А когда ребенку приобрести опыт, если ему все запрещено?

 

Безопасность без фанатизма

За ребенком в итальянских яслях наблюдают — и это основное. Наблюдают и вовремя мягко направляют, если есть необходимость помочь сделать шаг к открытию. И сама среда построена таким образом, чтобы исключить опасные моменты. Из каждой группы безопасный выход на прогулку. Там, где ребенок теоретически может засунуть пальцы в створ двери, резиновый контур. Двери все оборудованы специальными блокаторами. В то же время окна и двери — от пола до потолка. Ребенок видит окружающий мир, он его постигает, находит то, что интересно, и изучает.

Все пространство групп в итальянских детских центрах (а именно так называются садики) оснащено особо устойчивыми конструкциями. Например, стул, который может переворачиваться на все четыре грани, и каждый раз у него появляется новая функция. Простая конструкция, но гениальная. А еще железногорских педагогов удивило, что у итальянцев везде зеркала: над пеленальным столиком — чтобы ребенок видел себя со стороны, оценивал свои действия, напротив сухого бассейна, где дети барахтаются в шариках, там, где находится ряженье (театральное пространство) — здесь лежат взрослые вещи, мамины туфли, стеклянные флаконы с духами. Там даже мальчики шлепают в этих туфлях на каблуках, мамину шляпу примеряют, могут измазаться помадой. И никто не боится, что упадет, появится аллергия или вдруг разобьет. Там не думают про плохое — вот, пожалуй, что самое главное. Никто не прогнозирует трагедию, несчастный случай, все построено для чего-то хорошего, позитивного, полезного ребенку.

Обычно мы ранний возраст воспринимаем так: накормить, присмотреть, умыть, спать уложить, переодеть, — продолжает рассказывать Юлия Владимировна. — А там столько самодостаточности, столько самостоятельности, уважения и доверия маленькому человеку начиная уже с 3 месяцев. Никто не бежит его спасать, у него все хорошо. Такая схема: сначала сам, потом попроси у друга, а уже затем, при необходимости, тебе поможет педагог.

 

Истоки в творчестве

Образовательная часть в Италии тоже есть, отмечают впечатленные стажировкой воспитатели, — так называемые творческие мастерские. Сюда входит изобразительная деятельность: дети рисуют, лепят из соленого теста, конструируют. Есть также чтение книг и театральная деятельность, где дети наряжаются и играют.

У нас жестко регламентируется: ранний возраст — 10 минут занятий, и ни-ни больше — устают, будут проблемы. В итальянском детском центре ребенок занимается до тех пор, пока есть интерес. Детей никто не прерывает. Это для нас удивительно, потому что мы по рукам и ногам связаны СанПиНом, — со вздохом рассказывает Наталья Баландина. — На прогулке дети могут выбрать все что угодно: или покататься, или в домике поиграть, или что-то смастерить. Педагог видит, куда направлен интерес ребенка. Если большинство село за стол играть, лепить из глины, делать украшения из макарон, педагог подключается. То есть не он предлагает, а дети выбирают. Для нас это очень ценный опыт. Мы по-другому относимся к малышам до 3 лет, образовательные предложения педагогов превалируют.

 

Свобода выбора

Что еще удивило русских воспитателей в итальянском детском центре? На улице вокруг здания садика нет деления на прогулочные участки для каждой группы. Дети перемещаются по всему периметру. Все отвечают за всех. С прогулки ребенок может пойти в другую группу — это норма, это его выбор. В наших садиках такое, конечно, просто недопустимо.

В плане требований безопасности в Италии тоже все гораздо проще. Дети гоняют вокруг здания на велосипедах, самокатах, машинки толкают. На прогулке малыши без головных уборов, хотя за окном плюс 37, даже воду им никто не выносит специально. В наших садах нельзя в летний период гулять без панамы, воду выносят в определенное время, чтобы все попили — не дай бог обезвоживание. Кроме того, у нас очень боятся инфекций и всяческих санитарных проверок: пришел ребенок с улицы — надо переобуться. В Италии же никто не переобувается: ни дети, ни воспитатели. А еще, когда дети ложатся спать, они не раздеваются — вот как уснул, так уснул. Как такового сончаса там нет. Ребенок захотел спать, это заметили, уложили, старшие дети часто укачивают малышей, а остальные играют.

Еще одним открытием для наших педагогов стало то, что ребенка никто не торопит ни за едой, ни за другой деятельностью. У него есть возможность заниматься любимым делом столько, сколько он хочет. При этом за малышом наблюдают, его поведение анализируют, пишут отчеты о его развитии. Фиксируются его достижения, даже самые незначительные. Это своеобразная история жизни ребенка.

Мы однозначно рады, что смогли получить такой опыт, благодаря проектам Росатома. Теперь мы знаем, как делать так, чтобы наши дети росли счастливыми, уверенными, творческими. Нашим воспитателям надо быть смелей в некоторых вопросах, конечно, с учетом требований российского закона (куда без этого). А еще у нас уже есть видение того, что изменится в нашем детском саду, каким опытом поделимся с коллегами, если они захотят. Тем более что сейчас для нас открывается перспектива стать федеральной образовательной площадкой, мы будем проводить стажировки для коллег со всех закрытых городов.

 

Беседовала Юлия ТРЕТЬЯКОВА

 

На заметку!

Вторая ступень дошкольного образования в Италии называется Scuola Materna и предназначена для детей от 3 до 6 лет. Несмотря на то, что обучение остается полностью игровым, дети здесь все же учатся. Приоритетные направления развития воспитанников определяются Министерством образования страны и включают знакомство с окружающим миром и социальное, физическое и творческое развитие, занятия по родному и (в некоторых учреждениях) иностранному языку. Важную роль в итальянском дошкольном образовании играет религиозное воспитание. Каждую неделю с детьми занимается специальный педагог, который знакомит их с религией. Однако эти занятия не являются обязательными, и в начале каждого года родители подписывают согласие на посещение их ребенком.

В группе государственной Scuola Materna обычно не менее 16 детей. Все три года пребывания в саду с группой детей находится один воспитатель и один помощник, которые их очень любят. Повышать голос на воспитанников недопустимо, можно только отвлекать от опасных вещей и играть с ними.

Три кита дошкольного образования в Италии: доверие, возможности, время. Педагоги доверяют детям, верят в их способности. Дети — это не пустые контейнеры, которые нужно обязательно заполнить: важно предоставить каждому ребенку широкие возможности для развития и выбора. Итальянские педагоги уверены, что детям необходимо давать время, чтобы все пропускать через себя, обретая собственный опыт. Должно быть достаточно времени, чтобы реализовать себя.

 

Источник: газета «Город и горожане»