Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Полярники XXI века

01.09.2019

Илья Гайбуллаев, ученик школы 95, вернулся из плавания на Северный полюс на атомном ледоколе «50 лет Победы». Рейс был посвящен 60-летию атомного ледокольного флота России. В необычном круизе побывали 68 талантливых девчонок и мальчишек и российские знаменитости.

К вершине планеты свои делегации отправили Российское движение школьников, образовательный центр «Сириус», проект «Школа Росатома», сеть информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).
С 13 по 22 августа участникам экспедиции рассказывали об истории атомного ледокольного флота, морских профессиях, проблемах сохранения Арктики, участвовали в конкурсах, мастер-классах и творческих встречах, создавали видеоролики о путешествии.

Самый мощный в мире
В Мурманске нас встретили, и мы сразу поехали на наше судно. Как мне уже позже объяснили, кораблем наш ледокол называть неправильно, — рассказывает Илья Гайбуллаев. — В часть порта, где был пришвартован «50 лет Победы», вход через КПП с проверкой документов. И фотографировать там не разрешали. Жаль, конечно, очень хотелось — тем более рядом стоял знаменитый авианосец «Адмирал Кузнецов».

В море ледокол отправлялся на следующий день, но уже в первый вечер один из трех старших помощников капитана провел для пассажиров небольшую экскурсию. А более подробно с устройством самого большого атомного ледокола всех познакомили позже. Конечно же, путешественникам не терпелось увидеть самое главное место любого корабля — капитанский мостик.
Нам сразу объяснили правила: когда пассажиры заходят на мостик, нужно держаться правого борта, потому что у левого стоит один из старпомов, и в случае сложных маневров гости не будут мешать, — поясняет Илья. — Увидел, что рулит не капитан, а вахтенный матрос, а сам штурвал очень небольшой, но оборудован мощными гидро- и электроприводами. И рулевой двумя пальцами его крутит. Затем мы пошли в ЦПУ (Центральный пункт управления), где множество различных мониторов, на них выводились данные работы реактора, показатели давления пара. Фотографировать разрешали все, кроме того, на который передавалась информация с камер видеонаблюдения ледокола. Здесь же находятся и рычаги управления правым, средним и левым гребными винтами.

Пассажиров поразили размеры машинного отделения — огромное помещение высотой с пятиэтажный дом. Близко к реактору никого, конечно же, не пустили, но у ребят из делегации ИЦАЭ дозиметры показали — радиационный фон в норме. И как рассказал детям капитан ледокола Дмитрий Лобусов, за весь стаж работы он получил дозу облучения меньше, чем любой человек за один полет в самолете. А без дозаправки ледокол может ходить 5 лет, и для одного дня работы судну требуется примерно спичечный коробок «атомного» топлива.

Везде на юг
Не меньше масштабов самого ледокола Илью поразили пейзажи. — На третий день плавания проходили мимо архипелага Земля Франца-Иосифа, видели станцию российских полярников, которая работает только летом.

Там же наблюдали за белой медведицей с двумя медвежатами, — оживленно рассказывает железногорский путешественник. — Один из детенышей зашел на ледник и съехал вниз. Мы переживали за него, но малыш упорно карабкался вверх, где его дожидалась семья. У него все получилось! Там же на скалах гнездятся птицы, которых в шутку называют летающими пингвинами, потому что они внешне на них очень похожи, это кайры. И моржей встретили, только уже на обратном пути. У одного не было бивня — наверное, в драке потерял, — предположил Илья.

На лед участники экспедиции вышли 17 августа, когда судно добралось до самой вершины планеты — указателя «90° северной широты, Северный полюс». Там же юные полярники организовали флешмоб: символическое кругосветное путешествие — хоровод вокруг самой северной точки планеты с флагами городов-участников плавания.

Первые ощущения, когда стоишь рядом с указателем, — вокруг тебя огромная белая пустыня. И там очень тихо, — делится впечатлениями Илья. — Но уже спустя какое-то время мы стали шутить: «Представляете, здесь одни только южные ветра». Или «Ребята, я пошел на юг», и делаешь пару шагов в любую сторону.

Тут же организаторы приготовили несколько фотолокаций: «На макушке земли (рядом с указателем Северного полюса), «Бурлаки на полюсе» (от носа ледокола на лед опустили канат), «#ПолярникиXXIвека» (на фоне судна), «Великаны» (возле якоря). Ну и какие дети упустят возможность поиграть в снежки!

У пассажиров была возможность окунуться в Северный Ледовитый океан, правда, разрешили это сделать только взрослым. Дети купались в океанской подогретой воде на ледоколе. Илью поразил Евгений из делегации РДШ, который не просто погрузился на пару секунд, как многие, но и проплыл несколько метров туда-обратно. Анастасия Макеева не побоялась дважды искупаться в ледяной воде.

Конечно, участникам плавания было интересно, как судно колет лед.
Как я понял, у ледокола в нижней части корпуса есть несколько цистерн: носовая, кормовая и по бортам, — увлеченно рассказывает Илья. — И когда он заходит на льдину, получается, что лед ломается уже под весом судна. Это происходит еще из-за особенностей конструкции носа, которая может «заползать» на лед. И на борту это чувствовалось — нас плавно покачивало. Боковые цистерны нужны, чтобы расширить «дорогу» для кораблей, которые следуют за ледоколом.

На обратном пути мы встретили норвежское судно, — вспоминает Илья. — Выбежали на палубу, когда услышали гудки — один наш длинный и четыре коротких от иностранца. Как нам потом объяснили, это береговая охрана. Было видно, что у них на палубе все суетятся и фотографируют наш ледокол. Я их прекрасно понимаю: кроме России атомных ледоколов нет больше ни у одной страны.

Еще ледокол сделал остановку возле огромного айсберга, который оказался выше капитанского мостика — примерно 30 метров над поверхностью воды.

Привет в 2028 год
В последний день плавания капитан ледокола лично вручил всем участникам сертификат о покорении Северного полюса. Также на память остались сувениры, комплект одежды, пожелания друзей и автографы капитана и знаменитостей.

— На одной из встреч спросил нашего капитана, куда поступать, если я захочу связать свою жизнь с морем, — рассказал Илья. — Дмитрий Лобусов посоветовал два вуза в Санкт-Петербурге и на памятной открытке написал: «От берегов Земли Франца Иосифа, где зимовал великий Нансен, шлю привет в еще далекий 2028 год». Я как раз к этому времени получу высшее образование. Конечно, пока еще точно не определился, но вполне возможно, что стану моряком. Очень хочется еще раз побывать на Северном полюсе.

Екатерина МАЖУРИНА

*Вместе с детьми к Северному полюсу путешествовали: телеведущий и продюсер Валдис Пельш, народная артистка РФ Елена Яковлева, артист балета Николай Цискаридзе, идейный вдохновитель и продюсер проекта «10 песен атомных городов» Тимур Ведерников, член клуба «Что? Где? Когда?» Елена Потанина, пианист-виртуоз, победитель классического «Евровидения» Иван Бессонов, руководитель «Школы Росатома» Наталья Шурочкова, победитель первого сезона шоу «Танцы» на ТНТ Ильшат Шабаев, актриса и певица Анастасия Макеева, блогер Руслан Усачев, заслуженный полярник России, путешественник Виктор Боярский.

*На борту не обошлось без ассоциаций с «Титаником» — холодное море, айсберги. И ледокол однажды «познакомился» с одним из них — по правому борту, ближе к носу выше ватерлинии, хорошо заметна большая вмятина. В тот раз был сильный туман, и когда он резко рассеялся, с мостика увидели прямо перед носом айсберг. Прямого столкновения удалось избежать, но напоминание осталось.

 

Источник: Сетевое издание «Город и горожане»