Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

В Новоуральске прошел Январский марафон образовательных мероприятий

04.02.2020

21-30 января 2020 года на базе детского сада №22 «Надежда» — сетевого детского сада проекта «Школа Росатома» состоялись пять образовательных мероприятий, объединенные в Январский марафон, направленные на трансляцию опыта реализации Сетевых стандартов проекта «Школа Росатома» педагогам-дошкольникам и администрации детских садов. В марафоне приняли участие более 60 профессионалов из Новоуральска, Березовского, Лесного (Свердловская область) и Снежинска (Челябинская область). Отличительной чертой Январского марафона стала ориентация на запросы коллег и партнеров детского сада №22: содержание мероприятий формировалось на основании результатов отбора наиболее актуальных тем самими потенциальными участниками. В результате была сформирована программа, объединившая в себе четыре однодневных тематических семинара и включенное наблюдение за практикой работы педагогов детского сада №22 «Надежда».

Январский марафон был открыт темой «Технология создания открытой образовательной среды: с чего начать?», которая определила основной акцент всего цикла образовательных мероприятий: ребенок, согласно ФГОС ДО, — субъект образовательных отношений, свободный в выборе содержания своего образования. Реализация именно этого принципа была представлена участникам семинара через ознакомление с метатехнологией создания Открытой образовательной среды, принятой в детском саду №22 «Надежда». Идея семинара заключалась в том, чтобы дать педагогам-практикам некую пошаговую инструкцию, с помощью которой можно сделать среду детского по-настоящему открытой. И первый шаг этой инструкции — «не думайте о предметно-пространственной среде» — сам по себе стал вызовом, позволившим сконцентрироваться не столько на требованиях к РППС, сколько на психолого-педагогических и организационных условиях развития ребенка. Поэтому логичным завершением семинара стала командная разработка участниками показателей эффективности создания Открытой среды в детском саду и перечня предполагаемых инструментов измерения этой эффективности. Если первая часть задачи оказалась педагогам понятна, что они продемонстрировали в ходе презентации своих концептов, то инструменты измерения заставили серьезно задуматься о подходах к оценке деятельности воспитателей и специалистов ДОО. Дефицит именно аналитической компетенции был отмечен участниками по итогам семинара.

Второй семинар цикла был направлен на другую важную для реализации ФГОС ДО проблематику — развитие детской самодеятельной игры. Основные вопросы семинара «Образовательный потенциал детской самодеятельной игры: вызовы и перспективы» были направлены на выявление тех неочевидных условий, которые препятствуют или способствуют появлению у детей самодеятельной игры и ее амплификации. Основным слоганом этого семинара стала фраза «Об этом не пишут в методичках», а профессиональная полемика концентрировалась вокруг таких вопросов, как стиль управления образовательной организацией, позиция непедагогических работников в образовательном процессе, типы педагогических диагностик, регулирующих образовательный процесс, соотношения игры и игровых приемов и форм обучения, а также спектр навыков и компетенций, необходимых педагогам для поддержки детской игры, но выходящих за рамки педагогического образования. Последний вопрос стал, с одной стороны, особенно сложным для осмысления, а с другой — крайне актуальным с позиции реализации профессионального стандарта «Педагог». 

Тема «Управление ДОО в условиях реализации ФГОС ДО: трансформация образовательного процесса» стала самой острой в рамках Январского марафона образовательных мероприятий. Руководители и методические работники рассматривали практику внедрения нормативных механизмов и эффективных инструментов организации деятельности детского сада №22 в соответствии с ФГОС ДО — «зонтичную» структуру основной общеобразовательной программы, воронку отбора KPI педагогических работников детского сада, автоматизацию и «оцифровку» аналитической работы. В результате участники высоко оценили информативность и практическую ценность семинара, а также выразили желание более подробно познакомиться с принципами проектного управления ДОО.

Четвертый семинар, посвященный теме «Образовательное событие как основная формообразующая единица образовательного процесса: внедрение и реализация принципа событийности», оказался наиболее востребован педагогическим сообществом — в нем приняли участие более 30 педагогов из Новоуральска, Снежинска и Лесного. В ходе семинара была рассмотрена метатехнология образовательного события, сформированная авторским коллективом детского сада №22 «Надежда» в результате реализации Сетевых стандартов проекта «Школа Росатома». Основная часть семинара была посвящена анализу кейсов из реальной практики педагогов детского сада №22, демонстрирующих ключевые этапы развития образовательных событий, а также командной работе участников над формированием системы показателей эффективности образовательного события и инструментов их мониторинга. В результате работы участниками были представлены предварительные контуры планов преобразования образовательного процесса в их учреждениях для внедрения принципа событийности.

Заключительным мероприятием Январского марафона стало наблюдение полного дня – новый и интересный формат трансляции опыта деятельности детского сада №22. Участники получили возможность увидеть систему работы педагогов, проводя включенное наблюдение в группах и специальных помещениях детского сада, отследить ключевые механизмы взаимодействия взрослых и детей в разных видах деятельности, почерпнуть реальные приемы поддержки детской игры и инициативы. Наблюдение стартовало в 7:00 утра и продлилось по желанию участников до сончаса (13:00). В ходе рефлексии по результатам наблюдения участниками был особенно отмечен естественный характер образовательного процесса, позволяющий детям действительно самостоятельно выбирать темы, формы, ресурсы и партнеров для реализации собственных инициатив, высокий уровень произвольности воспитанников и партнерская позиция педагогов детского сада №22 в отношениях с воспитанниками. Сама форма была охарактеризована участниками, как сверхинформативная.Каждое мероприятие Январского марафона было наполнено вопросами участников, и не на все из них команда детского сада №22 успела дать исчерпывающие ответы в рамках ограниченного регламента. Поэтому планируется продолжение работы по уточнению и «упаковке» отдельных аспектов деятельности по реализации ФГОС ДО и Сетевых стандартов проекта «Школа Росатома» в разнообразные форматы образовательных мероприятий.