Дневник Международных умных каникул проекта «Школа Росатома» в Пензенской области

18 февраля 2018 года. День 9. Открываем чувства, закрываем смену!

Сегодня был сложносочиненный день, потому что мы не только открывали чувства, но и закрывали смену.

После завтрака началось активное погружение, сначала в уборку пространства комнат, а потом в русскую культуру с очень успешными взрослыми. Дети вынужденно (с помощью успешных взрослых) познакомились с поговоркой «любишь кататься, люби и саночки возить». На деле это выглядело так. Участники смены сами украшали аллею до эстрады, где стояла Вьюга-Холодюга, и где прошел запуск праздничных гуляний, для того, чтобы нам было не только вкусно, но и красиво. Но повезло в этом принять участие не всем, потому что группа Алекса проводила традиционную мастерскую так как для них предъявление результата мастерской состоялось только сегодня.

Ближе к 12 дня к нам приехала городская Детская Дума из г.Заречный Пензенской области. Нашим детям пришлось столкнуться опять с новыми людьми, но теперь уже со своими сверстниками. Хороводные гуляния объединили всех.

Парламент проводил русские игры на свежем воздухе. Традиционно тянули канат, одна делегация против другой, а потом все против нас. Взрослые бегали от делегации к делегации и помогали всем. Оставим за скобками привязывание каната к скамейке. Руки горели еще очень долго.

Уже сказали про «любишь кататься…», поэтому понятно, что блины пекли тоже сами, только немного помогли повара из столовой, которые испекли нам 200 блинов. А потом была тройка лошадей, которая катала всех желающих!

«Время выбора» никто не отменял. Должен был быть хоккей в валенках (валенки были, значит делаем вывод, что и хоккей тоже был), футбол, сон, подготовка к закрытию смены, рисование.

Традиционно-нетрадиционный полдник, потому что гречка на улице с полевой кухней. Вы бы видели, как «понравилась» некоторым детям наша каша! Но из уважения ели! А как они хотели познавать русские традиции без традиционной русской кухни. После столкновения с чужой культурой, начинаешь лучше понимать, а может, и ценить свою.

И, конечно, сожжение Вьюги-Холодюги, слова благодарности зиме, и надежда на будущее.

Во всей праздничной суете не забывали готовиться к закрытию смены.

Все делегации репетировали, репетировали, и у нас получился трогательный, интересный, эмоциональный финал. Содержательному руководителю после объятий детей, которые стояли на сцене, сказать получилось только «дети мои, спасибо за эту смену» и все…Чувства открылись.

Еще одно значимое событие для некоторых состоялось после объявления руководителем проекта «Школа Росатома» Натальей Валерьевной Шурочковой о том, что 11 детей и 2 сопровождающих от иностранных делегаций награждены поездкой в летний лагерь в Турцию, а также, что сотрудники смены Евгений Личкин и Оксана Малафеева награждены поездкой на стажировку в Японию!

А потом, уже ставшие доброй традицией, барабаны! И уже не только Павел, а вместе с детьми из разных делегаций! Это было фееричное закрытие смены!!!

И, конечно, надо дать возможность детям и взрослым поплакать, чтобы освободить место для новых открытий! Поэтому наши веревочки и узелочки, слова благодарности, слезки, понимание себя во всех сказанных и не сказанных словах. Событие для детей, которые никогда не видели снега, состоялось.

Вот и еще один день поглотило время. А сегодня, хорошо, что разные, но при этом такие близкие и очень родные, люди, дети и взрослые, с разным языком коммуникации, разными национальными традициями пишут свою общую и, точно, счастливую историю. А завтра новое открытие, завтра мы все вместе «открываем будущее».

И завтра для каждого наступит Новый день открытий!

17 февраля 2018 года. День 8. Новые старые друзья!

Время ускоряет свой обратный отсчет. Каждый день смены – это день открытий. Для нас важно, чтобы дети сами определяли, что или кого мы открываем в наступающем дне. Сегодня «открываем друзей»! Наверное, ощущение того, что смена подходит к концу, определяет ожидания от открытий дня. Именно друзья сегодня появляются на первом плане. Друзья, которые могут помочь, поддержать, выручить, сказать правду.

На утреннюю активность пришли практически без опозданий, хорошо сработал Парламент. На улице прохладно, поэтому большинство детей выбрали зарядку в помещении с Юсуфом, самые смелые пошли на улицу. После активного пробуждения, в смене была запущена игра «Тайный друг».

На утренние мастерские пришли все, потому что чувствуют ответственность за конечный результат. А еще на мастерские пришли гости – участники Конкурса педагогов. Ни детей, ни мастеров это не смутило, все выполняют свою работу.

Вчера у детей родилась идея утреннего удивления. Актовый зал. На сцене бутылки из-под питьевой воды, выстроенные в ряд. Корбан из ЮАР очень коротко объясняет, что это именно наши бутылки, которые мы получаем два раза в день, и которые оставляем в тех или иных местах, засоряя наше пространство. Парламент призывает подписывать свои бутылки маркером и не разбрасывать их по территории. Договорились.

Не совсем утренним, но точно удивлением, стало появление в лагере собак. Хаски удивительным образом влюбили в себя детей, и, надеемся, смогли стать для них хорошими друзьями. Именно здесь и было фото дня. Наше пространство точно изменилось с появлением этих замечательных собак, не столько физически, сколько эмоционально!

А еще к нам приехала Ярмарка, на которой дети смогли познакомится и приобрести русские сувениры.

Большой интерес вызвал анонс совместного результата трех мастерских. Публике был представлен иммерсивный спектакль. Это было захватывающее зрелище. По всему залу и на сцене были натянуты веревки, резинки, которые опутывали все пространство, а на сцене дети рассуждали над моральной дилеммой, высказывая свое мнение на этот счет. Это действие запустило движение квеста по территории лагеря, каждый этап которого символизировал отношение детей к Смене-Открытию. Финалисты Конкурса педагогов, прервав репетицию церемонии закрытия, тоже были на спектакле, а после этого высказывали свое необычное ощущение после всего происходящего. Для детей случилась настоящая проба, когда они выступили не перед знакомой аудиторией, которая их принимает, потому что они их друзья, а перед незнакомой аудиторией, которая могла по-разному среагировать на их творчество.

Еще одной знаковой точкой для наших детей стало участие в церемонии награждения победителей Конкурса педагогов, реализующих программы лагеря в соответствии с ключевыми принципами Международных детских лагерей Школы Росатома. Одним из победителей этого конкурса стал важорг смены Павел! И мы все ощутили, как дети поддерживают своего друга и значимого взрослого!

Вечернее мероприятие было определено Парламентом, они сегодня вспомнили про дискотеку! И поэтому сетка претерпела некоторые изменения. Но игра «Интуиция» осталась.

В течение всей смены дети знакомились со взрослыми, руководителями, мастерами, сопровождающими. И сегодня делегациям необходимо было определить, какой именно факт биографии принадлежит тому или иному взрослому! Иногда было точное попадание, иногда частичное, иногда интуиция не срабатывала. После подведения итогов игры, дети пошли танцевать.

А вечером, уже традиционно, собрались все вместе поговорить, посмотреть фотоотчет, спеть колыбельную и пойти спать.

Основная идея вечернего разговора заключалась в том, что мы в них верим, им доверяем, и не хотим, чтобы эта ниточка доверия прервалась! У некоторых на глазах наворачивались слезы и это правильно, потому что завтра Закрытие смены.

Дети пошли спать, а Парламент и мастера отправились проектировать завтрашний день. Завтра Масленица и Закрытие смены, и хочется, чтобы этот день стал запоминающимся событием для нас и для наших друзей!

Вот и еще один день поглотило время. Но сегодня, совершенно разные, но уже очень родные, люди, дети и взрослые, с разным языком коммуникации, разными национальными традициями продолжали писать свою общую, и, как нам кажется, счастливую историю. А завтра новое открытие, завтра мы все вместе «открываем чувства».

И пусть завтра для каждого наступит Новый день открытий!

16 февраля 2018 года. День 7. Новые взрослые!

Афиши. Афиши. Афиши. Афиша скрывает в себе взгляд извне и изнутри.

Но все по порядку. Парламент продолжает работать. Утренние активности от Корбана и Юсуфа пользуются популярностью. Корбан сегодня удивил зарядкой на снегу с использованием полотенца, все профессионально и мета.  

В то время, как наши дети пытались проснуться, в холле появились афиши. Афиши от участников Конкурса педагогов. Вот он взгляд изнутри: переживания, выберут или нет дети мастерскую, только посмотрев на афишу, все ли получится, с каким впечатлением уйдут. Дети пришли, увидели афиши, и проголосовали своим интересом к мастерской. Все получилось для наших детей. Это был опыт работы с новым взрослым. К своим уже привыкли, хотя после новых мастерских говорили, что хорошо, что свои мастера вернутся.

Мы все дни смены преобразовывали пространство для фото дня. Идея фото дня сегодняшнего: посмотреть на все с новой точки зрения. Поэтому мы изменили не пространство, а точку обзора. Запустили коптер.

Еще больше преобразилась наша Вьюга-Холодюга. Каждая делегация добавила к ней свой элемент.

Сегодня открывали голоса. Учились договариваться с новыми взрослыми, приходить к единому решению в делегации.

А еще весь день был посвящен подготовке делегаций к детскому «Мировидению». Необходимо было снять видеоклип об участнике, отрепетировать номера. С одной стороны, время для подготовки слишком мало, а с другой – слишком много. Не умеют еще наши дети хорошо выстраивать тайминг собственной деятельности. Может быть, надо более мелкое деление времени при подготовке мероприятий и событийных форматов или более четко прописанные инструкции. Хотя…

«Время выбора» сегодня состояло из нескольких направлений: спорт, сон, репетиция к вечерним выступлениям, мастер-класс по балалайкам.

Как-то так получилось, что открывали голоса, а открыли футбольное поле, на которое пришло столько детей, что даже играть было не удобно, не побегать.

Сегодня поняли, что нам не хватает дней! Еще столько планов, которые не уместить в несколько дней, а значит становится труднее выбрать.

Тема «научи представителя иностранной делегации русским словам и словосочетаниям», продолжает жить! Более того, появились новые интересные словосочетания.

Репетиции, репетиции, репетиции. Именно такой набор слов отражает вторую половину дня. Каждой делегации надо попасть на сцену, и не только детям, но и взрослым. И вот он, звездный час для каждого ребенка! Все дети уже почти родные, но открываешь их каждый день с новой стороны. Каждая страна выступила достойно, конечно, получили подарки.

А потом была рефлексия, отдельно для девочек и для мальчиков. А потом традиционная колыбельная изменила формат. Алена спела на Евровидении нашу общую колыбельную! И поэтому мы сегодня подпевали Алене!

А дальше все «слип», кроме Парламента и нескольких взрослых. План на день составлен. Подстраховываем, конечно! Завтра запускаем «Тайного друга».

Совсем скоро конец смены, а сегодня, совершенно разные, но уже очень родные, люди, дети и взрослые, с разным языком коммуникации, разными национальными традициями продолжают писать свою общую, и, как нам кажется, счастливую историю. А завтра новое открытие, завтра дети «открывают друзей».

И пусть завтра для каждого наступит Новый день открытий!

15 февраля 2018 года. День 6. Ура! Заработало!

Странное ощущение. Ощущение, что все получится!

Вчера вечером начал работать Парламент. По их плану сегодня «открываем русскую зиму». Пришли еще до восьми часов на «доделать»! Представитель Парламента Михаил на традиционном сборе перед завтраком сказал: «Я выполняю роль Марины, поэтому «Привет, дети мои». А потом он стал говорить «отсебятину», то есть не контролируемую «от себя». Сразу стало понятно, что если взрослые захотят вернуть себе бразды правления, то это будет сложно. Он поздравил детей с их сменой и сказал, что их план будет гораздо круче, чем у мастеров.

Стал жить самостоятельной жизнью словарь Марины, и, если вчера транскрипция была только для иностранных слов, то сегодня уже стали добавляться транскрипции для русских слов. «Зашел» во «Время выбора» русский язык, инициированный представителями русской делегации. Удовольствие получают все дети, особенно русские, потому что они могут научить своих друзей русским фразам.

И, надо сказать, что сегодня темой дня стало «научи представителя иностранной делегации русским словам и словосочетаниям»! В игру азартно включились не только дети, но и взрослые (и педагоги, и сопровождающие)!

На «Время выбора» Парламент договорился с мастером Денисом, чтобы он проводил свою программу, и правильно сделали, потому что Денис приготовил для них сюрприз, и познакомил их с новым инвентарем. А еще как всегда сегодня были санки и сон.

Взрослые сегодня щедры на подарки, это все потому, что сегодня родилась смена детей. А на День рождения принято дарить подарки.

Детям была подарена подледная рыбалка для всего лагеря, инициированная «на подумать взрослым» в первые дни детьми. В поход пошли всем лагерем. Каждому удалось подержать в руках удочку, но рыбу не поймали, потому что, когда 60 человек хотят поймать рыбу в одном месте, топая как слоны, рыба прячется. Но больше, чем рыбачить, детям понравилось делать лунки буром, их наделали столько, что и рыбе хорошо дышать, и еще нескольким поколениям рыбаков лунки не придется делать! Там же сделали фото дня! Мы не меняли пространство в привычном для нас смысле. Мы вообще вышли за пределы привычного пространства. И как говорят «уставшие, но довольные, они вернулись домой», особенно повезло тем, кого везли домой на санках и плюшках.

А еще сегодня у нас праздник – Новый год! Представители всех делегаций презентовали традиции празднования Нового года. Это была идея детей, именно так отметить Новый год. Но так как время было заполнено не полностью, было предложено включиться мастерам и провести инсценирование сказок. Были 8 делегаций плюс одна интернациональная команда от взрослых. И, конечно, самой неподражаемой была интернациональная делегация! Хотя дети спорили, особенно русские, что у них круче, но мы устояли, ведь как-то же нам надо было выделиться в дне, где от нас ничего не зависело.

Сегодня ужин поставил большую точку в объединении стран! Все делегации сели за один большой стол!

Потом был один большой круг рефлексия. Парламентеры сказали, что очень устали. Проговорили свои ожидания на завтрашний день. Традиционный фото-клип дня. Колыбельная и сон.

И сегодня, совершенно разные, но уже очень родные, люди, дети и взрослые, с разным языком коммуникации, разными национальными традициями продолжают писать свою общую, и, как нам кажется, счастливую историю. А завтра новое открытие, завтра дети «открывают голоса».

И пусть завтра для каждого наступит Новый день открытий!

14 февраля 2018 года. День 5. Экватор.

Для взрослых утро началось раньше обычного, потому что сегодня 14 февраля, День Святого Валентина. Нарядили березу в сердечки и ленты.

Встреча взрослого и ребенка прошла в тишине. С детьми не разговаривал ни один взрослый. Сопровождающие стран тоже замолчали, приняв вызов. Утренним удивлением для ребят стал перфоманс от педагогов. На сцене перед детьми взрослые переворачивали букву А, и посылали ребенку знак сердца. Перевернутая буква А, по нашей договоренности с детьми, обозначает смену правил.

Наша смена добралась, допрыгала, добежала, долетела до середины пути. Сегодня точка смены правил. Именно поэтому мы начали этот день с тишины, а вечером отдадим правление в руки детей (надеемся, что наша работа прошла в первой половине смены не зря, и дети уловили механику построения смены и отреагируют на наш импульс, и их часть смены станет гораздо круче, чем наша).

Первое затруднение – это выбор активности. Но все быстро разрешилось. Вывод: считывание символов не однозначное.

Сегодня делаем акцент на полилингвальности. В мастерской квестов собрали 8 языков. В пространстве появилось «Марина учит языки».

Очень романтичная фотография дня. На фоне березы, которые украсили взрослые ко Дню Святого Валентина специально для детей!

Остается доброй традицией украшать Масленицу. Сегодня собирали для нее хороводные бусы.

На «Время выбора» нового ничего не добавили, но поняли, что желание включиться в деятельность «съело» фиксацию на листе планирования. Пришлось корректировать по ходу. Из разговоров с девочками выяснили, что заявленная вчера активность с выпеканием блинов стала популярной и дети ее ждут. Будем думать!

Для того, чтобы состоялась вечерняя Открытка, было предложено отправлять валентинки. Для этого дизайнеры разработали специальные «влюбленные» коробочки, в которые эти валентинки и складывали. Время работы «влюбленных» коробочек – до полдника, но так как они стали отваливаться от плаката уже ко «Времени выбора», то было принято решение их снять, посчитать, но дать возможность  отправлять.

После полдника начали активно готовиться к вечернему Конкурсу пар. Валентинки посчитаны, на сцену пригласили всех, кому валентинка пришла, а потом делегации выбрали 1 пару для участия в Конкурсе. Самое удивительное, что на участие в Конкурсе пар Африка выдвинула свою сопровождающую! 

И вот он, долгожданный «Хаос». Точка передачи власти в руки детей! Была запущена игра на проектирование «Времени выбора» следующего дня. Долго, нудно, куча идей, до конца доползли три «ну, такие». Выбрали парламент, потому что поняли, что «ну, такие», оказывается, не устраивают!!! Сработало!!!

Взрослые ушли на Конкурс пар с чистой совестью, потому что завтра не их день. Конкурс пар с интернациональными парами был очень романтичным!

Но на этом сюрпризы дня не закончились! У нашей Лин из Вьетнама День рождения. Несколько тортов, соединенных в одну композицию, свечки, пожелание от всех участников смены на сердечках, подарки, измазанные тортом лица всех участников смены, море впечатлений, счастливая Лин, счастливые дети, счастливые взрослые, что может быть удачнее окончания самого сложного, ответственного дня!

Окончания для всех, кроме Парламента и взрослых!

С детьми обсудили механику смены, обозначили проблемные точки и дети приступили к планированию. Спланировали! Договорились о встрече в 7.30 для доделать. И такой длинный, насыщенный, ответственный, но очень классный день подошел к концу! Ушли с мыслью «спасибо дню завтрашнему за новые возможности».

А сегодня, совершенно разные люди, дети и взрослые, с разным языком коммуникации, разными национальными традициями продолжают писать свою общую, и, как нам кажется, счастливую историю. А завтра новое открытие, завтра дети «открывают русскую зиму».

И пусть завтра для каждого наступит Новый день открытий.

13 февраля 2018 года. День 4. Открываем мир.

Утро начинается. Каждое утро в Смене-Открытии начинается с утренней активности. Предложения новые: йога, ворк-аут, современные танцы. Назревает дефицит в спорте и это хорошо, будет о чем завтра поговорить с парламентом.

План дня стал почти привычным, поэтому задаемся вопросом «смотрят, а видят?». В план дня не добавляем Направление дня. Лидеры от делегаций пошли искать «недостачу в плане», не нашли, но после обсуждения из пиктограмм дня удалось выделить направление дня «Открываем мир», а Яна получила первый бонус.

Знакомство с миром начали с рисунков городов, в котором живут дети. Это самый лучший способ понять свое место в мире и посмотреть на мир глазами другого человека, особенно, если этот мир – другая страна. В итоге появилась карта городов Смены-Открытия. Мало слов, много узнаваемых символов.

В жизни смены вырисовывается «нерешенная задачка», просто задачка, потому что нет глобальных размеров, но ее надо решать. Именно поэтому план дня выглядел немного непривычно. Запустили тайм-квест, который помог практически до конца ее решить. В лидерах делегации трех стран, которые получили приятные бонусы. Дети, которые не выиграли, расстроились, но у них завтра будет новый день.

Тайм-квестом решаем не только задачу удерживания временных границ, но и возможность для детей увидеть механику плана дня. Важно, чтобы увидели, что существует трудность, когда в плане 2 активности стоят рядом, и не определено время на переход. Но должны не только увидеть, но и понять, что об этом можно договариваться. Что получилось? В одном месте плана поняли, что не успевают физически. Завтра утром обсудим.

В столовой появился один общий стол, за которым сидят почти все делегации, почти все, но еще пол смены.

Мастерские сегодня работали в том составе, который мы зафиксировали до конца смены. Начинаем движение к итоговому продукту. Три мастерские заявились на единый продукт.

Долгожданное открытие Международной подростковой комнаты. Было интересно посмотреть, как реализуются проекты детей. И надо сказать реализовались! Есть джакузи, машина, игровая приставка, теннисный стол и многое другое! Ну и что, что из специфичного материала, зато соблюден размер, назначение и идея. Теперь понимают, что насочинял – реализовывай. Такими небольшими шажками идем к завтрашнему переломному дню!

Фотография дня зафиксировала наше праздничное настроение! Добавили в белоснежное пространство много разноцветных эмоций!

Вкусное «Время выбора»! Сегодня пахло домашними блинами. Сами напекли и сами съели много блинов, но не всем досталось!

Среди предложенных направлений для выбора традиционные санки, сон, работа на турниках с Денисом, и новое предложение – рисование. Через рефлексию поняли, что существует еще один дефицит – рисование. Ждем завтра!

Смена втягивает в водоворот не только тех, кто в нее погрузился с первого дня и собирался остаться до финала, но и людей, которые планировали стать мастером выходного дня. С нами остается Денис, и мы этому рады.

Сегодня опять появились новые взрослые – Настя и Наташа, которые организовали фестиваль комиксов. Изучали русские народные сказки. Эмоции от происходящего получили все!

И еще одного грандиозное событие, к которому готовились – танцевальный марафон стран-участников смены, который открыли сопровождающие делегаций. Мы тоже открывали сегодня мир, но каждый раз открывали себя и наших детей. Дети танцевали классно! Стоит сказать, что сегодня первый день, когда мы собрали детей в работу по делегациям: рисунок городов, в которых проживают дети и танцевальный марафон. До этого с первого дня мы «миксовали» детей. Объединили, потому что изучали мир!

В рефлексивных кругах обсуждались трудности, которые удалось преодолеть, а также трудности, которые есть и которые надо еще преодолевать, и это трудности, такие как «испытать себя, изменить себя». Рефлексивный круг, как было сказано выше, высветил дефициты детей в определенной деятельности. И это классно!

Сегодня на вечернем круге с сопровождающими обсудили завтрашний день. Вызов будет не только для детей, но и для нас, взрослых, но об этом завтра! А сегодня, совершенно разные люди, дети и взрослые, с разным языком коммуникации, разными национальными традициями продолжают писать свою общую, и, как нам кажется, счастливую историю. А завтра новое открытие, завтра «открываем впечатления».

И пусть завтра для каждого наступит Новый день открытий!

12 февраля 2018 года. День 3. Открытие Открытия.

Сегодня день, как день. Проснулись, зарядка, кружки, прием пищи, дискотека, отбой. Сегодня день, как день везде, но не в Смене-Открытии. Мы сегодня открываем себя!

Утренняя активность отличается от дня вчерашнего. Русские народные танцы, прогулка и жонглирование! Уже можно сказать, что традиционно большей популярностью пользуется прогулка, но сегодня похолодало и прогулка прошла быстрее.

Жизнь ребят в Смене-Открытии сегодня вращается вокруг двух событий – началась Масленичная неделя и сегодня мы официально открываемся миру!

Утреннее удивление продолжает удивлять. Сегодня мы наряжали Вьюгу-Холодюгу, но сначала учились завязывать ленточки, изучая свое отношение к принятию помощи и умение помогать другим. А потом украсили разноцветными лентами символ Масленицы.

С утра активно закипела деятельность в творческих мастерских. Вчера, после вертушки, дети уже определились с мастерскими, но мы договорились, что выделим один день для того, чтобы можно было попробовать себя и, если необходимо, сменить мастерскую. Ребята начали свой путь от подмастерья к мастеру: создание традиционных русских кукол, освоение фокусов, изучение технологии квестов и, конечно, обучение танцам. Очень радует, что в мастерских с желанием стали заниматься сопровождающие делегаций восьми стран. Четко обозначилась мастерская инженерной направленности от подростка из Египта. Завтра ждем заказ на ресурсы.

Инициатива представителей Ганны, накормить всех участников смены национальными блюдами, родило предложение сделать это всеми участниками. Взрослые пошли думать.

Сегодня на «Время выбора» было определено катание на санках, сон и музыкальная гостиная. Помимо катания на санках, ребята гоняли на плюшках с горки, по одному и интернациональным «паровозиком». Для получения острых ощущений совместными усилиями был построен микротрамплин. А кто не хотел мерзнуть, играли на гитаре и фортепиано, учили этому других, и традиционно спали.

Сюрпризом дня стал приезд персонального тренера Дениса, который рассказал детям, что себя надо принимать таким, какой ты есть. Раскрыл ребятам несколько секретов о правильном питании и тренировках. И даже устроил импровизированное соревнование в отжиманиях с одним из участников смены. На числе «52» победила дружба! Но не только это главное, главное, что он показал детям дефицит смены. Ребята не обеспечены спортивным направлением. Надеемся, этот дефицит будет восполнен в детской части смены, и один из принципов лагеря будет реализован.

Вы помните идею нашей фотографии дня? Напоминаем, что идея заключается в том, чтобы менять пространство, в котором мы фотографируемся. Сегодня фото с Вьюгой-Холодюгой, которую поставили не мы, но которую мы изменяем, украшая ее!

Не будем забывать об открытии Открытия! В течение всего дня в любую свободную минуту активно велась подготовка к вечернему Открытию смены. А подготовка-то не простая. С утра ребята разделились на команды по принципу «Лидеры набирают лидеров». Было определено 7 направлений, которые и стали направлениями работы команд: открытия в области техники, образования, природы, кино, спорта, искусства и науки.

И вот оно, долгожданное событие! По факту: эпитетов можно подобрать очень много, но себя хвалить не принято, поэтому можете составить свое впечатление о нашем Открытии из Пензенских областных СМИ и репортажа Атом-ТВ. Скажем только, что удивляет. А удивляет, что за такой короткий промежуток времени ребята стали одной большой командой! Это не придумаешь, это чувствуется! Наличие гостей и СМИ не сделало наше Открытие официальным. Оно было очень душевным, родным и юмористичным. Фурор произвели не только дети, но и взрослые. Первый фурор на русскоговорящую публику произвел один из ведущих, он же мастер квестов, Евгений. Его комментарии из-за кулис создавали непринужденную обстановку, вызывая смех в зале и снимая волнение с участников презентации. Второй фурор – это выступление мастеров, которые получили письмо и с радостью отправились на встречу новым открытиям! И фурор-фурор – это выступление педагога-организатора Павла на барабане! На сцену из зала какой-то невиданной силой затянуло всех участников смены, это было что-то! В зал полетели большие синие и оранжевые шары! И можно сказать, что Павел «все испортил», потому что от педагогов была запланирована еще и песня, но появилось такое настроение, которое нельзя было перекрывать! Но песня никуда не пропадет, разве можно остановить таких талантливый и целеустремленных взрослых!

И конечно «зашла» дискотека. Взрослые и дети получали совместное, одинаковое по силе, удовольствие.

А потом был фейерверк, но сначала Артем объяснил, что, вставая в хоровод, и выполнив одно задание всем вместе, может случиться чудо! Построились в хоровод вокруг Вьюги-Холодюги, шёпотом все вместе досчитали до 20 и …

Совершенно разные люди, дети и взрослые, с разным языком коммуникации, разными национальными традициями сегодня продолжают писать свою общую, и, как нам кажется, счастливую историю. А завтра новое открытие, завтра «открываем мир».

И пусть завтра для каждого наступит Новый день открытий.

11 февраля 2018 года. День 2. День испытаний или командный день!

Первый день «от начала и до конца» начался с раннего пробуждения, общего сбора и утренних активностей. Смельчаки танцуют, размеренные гуляют-мерзнут.

Первый общий утренний сбор и стопроцентное попадание в десятку. На сцене бодибилдеры! Выход на сцену к благодарной публике дает возможность открыть для себя других людей. Именно других людей открывали сегодня весь день наши дети и мы.

Утренним удивлением для ребят стало вручение Дневника Открывателя. Мастера постарались: одни дневники оформили почти полностью, другие частично, третьи оставили полностью пустыми, сделали «девчачий» и «мальчишечий» дизайн дневников. Каждый ребенок получил в руки Дневник, в котором можно записывать ежедневные открытия, впечатления и пожелания новых друзей. А дальше началось самое интересное. Мальчикам мог попасться Дневник для девочек, полностью заполненный вместо полупустого, чтобы осталось место для творчества. Это было сделано для того, чтобы дети могли, меняясь Дневниками, знакомиться друг с другом!

Волнительное событие – «Вертушка мастерских». Волнительное для мастеров, активное для ребят. Выбор ребенка не всегда бывает «по содержанию», чаще «по настроению». Как быть интересным взрослым – это большой вопрос. Но мы рады, что все сложилось, и в каждой мастерской появился свой ребенок. Танцы, актерский тренинг, квесты, рукоделие стали еще одним полем, где совершаются новые открытия.

Вторая половина дня принесла новые традиции. Стало вырисовываться фото дня. Изменили пространство, соединив вместе природу и помещение.

Традиционное «Время выбора», которое для детей в плане на день обозначено как три дороги, началось с сегодняшнего дня. Выбирали между сном, катанием на санках, выполнением домашних заданий, отгадывание загадок. Лидировало катание на санках с Артемом Саниным.

Самым ярким, самым сложным, самым запоминающимся (именно поэтому «день испытаний или командный день» для ребят) был веревочный курс. Таланту педагогов нет предела. Желание испытать ребят и поставить их в ситуацию, в которой они понимают, что есть плечо друга, преобладало у взрослых сегодня над всеми другими желаниями. Четыре команды четыре раза испытали себя. Смотришь и выделяешь: дети понимают, чтобы получить результат, надо помогать друг другу, доверять друг другу, поддерживать друг друга.

«Удивительные люди» закрывали сегодняшний день. Оформляли личные пространства в ограниченное время с ограниченными ресурсами.

Приятные открытия:

  • появились предложения и запросы детей (проведение подростком мастерской инженерной направленности и подледная рыбалка). Взрослые пошли думать.
  • стал более популярен план дня.

А потом были огоньки и колыбельная для всех.

Совершенно разные люди, дети и взрослые, с разным языком коммуникации, разными национальными традициями сегодня продолжают писать свою общую, и, как нам кажется, счастливую историю. А завтра новое открытие, завтра «открываем себя» и открываем Смену.

И пусть завтра для каждого наступит Новый день открытий.

10 февраля 2018 года. День 1. День, который долго ждали!

Делать открытие всегда таинственно, потому что не знаешь, к каком результату оно приведет. Сегодняшние открытия стали таинственными как для детей, так и для взрослых. Сегодня мы открывали и изменяли пространства.

Первая фотография дня в пространстве, которое удалось изменить удивлением и русским караваем. По плану все должно было начаться очень «плотно», но мы передумали и дали детям вдоволь насладиться экспериментами со снегом: снег не лепится… а как скатать снеговика из куска ледышки… «купание» в снегу полезно для здоровья… без шапки и куртки можно… Изучали снег, пока силы не закончились.

А потом все пошло «плотно», ни одной свободной минуты. Знакомство. Все бы ничего, пока в группу не сел человек, который не говорит на английском языке, а понять, что происходит, хочет. И здесь первое удивление и дефицит: как это не понимает? А как с помощью жестов рассказать о себе? И пришлось искать новые способы коммуникации из-за отсутствия единого языка общения.

Дальше квест по территории лагеря. Четко удерживая время, дети искали способы решить избыточные задания, которые позволили бы открыть новое пространство (и еще раз получить удовольствие от снега). Дальше создание единой карты лагеря, с обозначением мест, которые можно корректировать и видоизменять.

Всегда не просто объяснять ребенку необходимость правил, поэтому появился «Мир без правил». Устроили презентацию миров, инициировали дискуссию с залом. А потом поменялись правила. И вопросы можно задавать только на родном языке и отвечать на родном. Вот здесь появился второй дефицит. Как только потерялось быстрое понимание за счет английского языка, сразу стал появляться метаязык и язык жестов. Мы думали, что приближаемся к формулировке общих правил. Но поменялись правила и на предложение взрослого построить «Мир с правилами», дети сказали: «Нет! Хотим мир без правил!». Неожиданно! И теперь уже взрослым пришлось «напрячься», чтобы объяснить детям выгодность мира с правилами. На формулировку общих правил смены все-таки вышли.

Создавая правила, помним про открытие пространств. Поэтому после полдника «странно» заходим в странное пространство перед проектированием Международной подростковой комнаты. Завязали глаза, завели в помещение, рассказали, какое оно красивое, удобное для подростка, и чего здесь только нет, а потом развязали глаза! А там пусто, несколько столов и стульев. После ужина ушли проектировать пространство Международной подростковой комнаты. И напроектировали. Ответственными и ресурсно-просчитанными эти проекты не назовешь. Ну и что! Но через день все проекты должны реализовываться. Удивлению не было предела…

А потом огонек и колыбельная для всех.

Совершенно разные люди, дети и взрослые, с разным языком коммуникации, разными национальными традициями сегодня начали писать свою общую, и, как нам кажется, счастливую историю. А завтра новое открытие, завтра «открываем людей». И пусть завтра для каждого наступит Новый день открытий.

18 февраля 2018