Дневник стажировки сетевых школ проекта «Школа Росатома» в Голландии. День пятый

Гаага, Атлантика, талантливые дети и не только…

Сегодня по программе знакомство с Гаагой и уникальной школой для талантливых детей. Но обо всем по порядку. Дорога от Лейдена до Гааги: умиляемся всем автобусом умиротворенным голландским пейзажам, буйству весны за окном – все вокруг зеленеет и расцветает прямо на наших глазах. В Гааге находится международный суд ООН. Это и есть наша первая остановка. Кроме фотографий на фоне здания суда, вся группа обратила внимание на символическое дерево во внутреннем дворике. Белые бумажечки небольших размеров привязаны к ветвям дерева. Что на них? Пожелания мира на всех языках. Не прошли мимо и мы. Теперь на дереве мира есть и пожелания мира и спокойствия от сетевых школ. А ещё сетевые школы стали обладателями первого общего документа: все директора приобрели в сувенирном магазине устав ООН на русском языке. Решено список общих документов пополнять и расширять. До встречи в школе у нас оставалось свободное время. Путь наш лежал на побережье Атлантики. О этот неповторимый запах моря! Мягкий песочек, прибой больших волн, солнце и ветер! Делегация сетевых школ исчезла в альтернативную реальность. Где-то из глубины души в каждом проснулся ребёнок, который визжал, кричал, подпрыгивал и бегал от волн. А некоторые особо задиристые девчонки из заречного даже босиком побегали по побережью, но одна большая волна их догнала и окатила. Так что сели они в автобус довольные и мокрые.

На побережье оказалась скульптурная композиция очень интересного неизвестного нам автора. Каждая скульптура заставила нас искать смыслы и ассоциации с образованием. Нашли и законспектировали.

С полными легкими воздухом Атлантики мы поехали в центр Гааги. Нашли киоск, в котором продавалась знаменитая голландская селедка. Отведав местный деликатес, отправились осматривать королевский дворец. Перед нами шла делегация арабских мужчин в строгих костюмах. К ним навстречу вышел (вы не поверите) сам Марк Рютте – премьер-министр Нидерландов. Теперь нам завидуют даже голландцы. Не все они видели своего премьера на расстоянии вытянутой руки. Но хватит о экскурсионной части. Переходим к цели стажировки. Школа у нас по плану одна – консерватория для молодых талантов Royal Conservatoirе. Это единственная школа в стране, в стенах которой совмещены школьное и предконсерваторское образование. Попасть в нее не так уж просто, нужно пройти строгий отбор. Мы познакомились с двумя русскоговорящими учениками Ниной и Рейнджелом. Ребятам было в удовольствие общаться с нами на русском языке. Надо сказать, что удовольствие было обоюдным. Мы просто засыпали ребят вопросами. Позже к разговору присоединились учителя. Мы прошли по школе и побывали на мастер-классе по балету. Что взяли для себя? Старшая школа более похожа на нашу. Однако открытое образовательное пространство мы обнаружили – столы для индивидуальной и групповой работы, музыкальные инструменты, образовательные следы ребят есть и в открытом пространстве, и в коридорах школы. Мы познакомились с КИМами по-голландски. Выпускной экзамен из начальной школы проходит в течение трёх дней, является разноуровневым. От количества баллов, набранных на этом экзамене, зависит дальнейшее образование ученика в средней школе. К этому экзамену ученики относятся очень серьёзно и ответственно. Классы в этой школе небольшие: от трёх до двадцати учеников, в каждом классе есть свой классный руководитель – ментор. Функционал ментора практически аналогичен функционалу классного руководителя. Ставка учителя в школах Голландии 28 часов, а если ты ментор, то 25. Глубокая дифференциация внутри голландского школьного образования позволяет каждому ученику найти уровень по своим способностям и не чувствовать себя аутсайдером в образовании. Этим решается самая важная задача – каждому ученику создаются комфортные условия в образовании. Такой индивидуальный образовательный маршрут. Это уже не первая школа, где экскурсию по школе проводят дети. Поражает коммуникативная компетентность ребят, их спокойствие, умение выражать свои мысли и манера общения ученика с учителями. Оказывается, этому учат, коммуникации уделяют много времени. Приятно поражены. Посещение школы дало нам ещё один паззл, который дополнил картину образования по-голландски.

Лариса Клочко, Инна Свистун, Елена Вавилова, МБОУ СОШ №109, г.Трехгорный, Челябинская область

Школа Талантов в Гааге.

Сегодня в программе – посещение школы талантов при королевской консерватории в Гааге Royal Conservatoire School for Young Talent. Название учебного заведения настраивало на торжественный лад, ожидали увидеть особую атмосферу. На самом деле, мы не увидели никакой роскоши и помпезности, встретили удивительно доброжелательных и трудолюбивых людей, к тому же хорошо говорящих на русском языке. Нам посчастливилось познакомится с выпускницей Кубанского университета, ныне живущей в Гааге и преподающей английский язык в этой школе, поэтому мы смогли получить ответы на все вопросы, которые у нас возникли ранее. Сложилась относительно полная картина системы образования Нидерландов.

В школу дети идут в четыре года и первые восемь лет обучаются на ступени начального образования. Начиная с третьего года обучения, дети сдают тесты 2 раза в год по родному языку, математике, английскому языку. Информация об индивидуальных достижениях ребенка хранится в национальной информационной системе тестирования, поэтому и учитель, и родители к окончанию начальной школы знают, на каком уровне конкретный ребенок будет сдавать экзамены за курс начальной школы. Тесты двухуровневые (высокий и низкий). Сегодня мы имели возможность ознакомится с этими тестами. Тесты высокого уровне по математике – непростые, состоят из двух частей. Одну часть можно выполнять, используя бумагу и ручку для предварительных расчетов, другую часть необходимо выполнять устно и записывать ответ сразу.

От того, как ребенок выполнил тесты, ему предложат обучаться в основной школе на разных уровнях (4, 5 или 6 лет). Программа, рассчитанная на 6 лет – самая сложная, для детей, поступающих по окончанию школы в университет. Разработан механизм перехода с одного уровня программы на другой при наличии академических успехов. В противном случае возможен переход на более низкий уровень обучения или повторное обучение в том же классе. Начиная с третьего года обучения в основной школе, ребята могут выбирать предметы для углубленного изучения.

Школа, в которой мы побывали сегодня, создана для одаренных детей в области музыки, балета, художественного творчества. С нами беседовали 14-летняя Нина и 17 – летний Рейнджел. Нина с раннего возраста играет на виолончели, видит себя в будущем исполнительницей в оркестре или преподавателем. Рейнджел – будущий пианист, с 9 лет концертирует. В первой половине дня ребята занимаются уроками, как и их сверстники, в обычных школах, а после обеда занимаются музыкой в той же школе при консерватории. Учителя с уважением относятся к их большой занятости и учитывают ее при определении объема домашнего задания. Самое главное – у ребят есть возможность общаться с профессионалами, проходить интересные для них мастер-классы. Они считают, что их шансы на поступление в консерваторию после школы достаточно высоки.

Помимо школы сегодня делегация г.Зеленогорска посетила музей Эшера, художника, известного оптическими иллюзиями, невозможными фигурами, орнаментами, иллюстрирующими математические закономерности. Эшер является символом сочетания инноваций и традиций, что вполне соответствует духу системы образования Нидерландов.

Светлана Семич, Дина Иванова, Александр Заякин, МБОУ СОШ №161, г.Зеленогорск, Красноярский край

6 апреля 2017