Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Мы и они: педагоги Трехгорного побывали на стажировке в Голландии

24.05.2017

Второй год подряд сетевые школы и детские сады проекта «Школа Росатома» знакомятся с опытом работы зарубежных коллег. В 2017-м международные стажировки проходили в Голландии. Из Трёхгорного там побывали две делегации: ДОУ № 4 «Дом Монтессори» и школы № 109.

 

В садик — с пелёнок

 

Это в России молодые родители могут сидеть дома с малышом в оплачиваемом отпуске до 1,5 лет.

В Голландии мамы получают пособие лишь за 16 недель декретного отпуска. Как только малышу исполняется 4 месяца — добро пожаловать в детский сад, точнее центр по уходу за детьми. А родитель обязан выйти на работу.

Любопытно, что при этом у голландских мам и пап на 100% не отпадает вопрос, где и с кем будет находиться малыш в их отсутствие. Посещение центров в этой стране — удовольствие не из дешёвых. И детей приводят туда лишь два-три раза в неделю. К тому же практически все центры работают до обеда. До 16:00 ребёнка оставят лишь в некоторых учреждениях, и то — за дополнительную плату.

Ещё одна особенность голландского детского сада — там не организовано горячее питание. Родители кладут ребятишкам с собой на перекус овощи или фрукты. А если нужно накормить чадо чем-то более существенным, вынуждены возить их домой на обед.

 

Главное — комфорт

 

Мне, как воспитателю, было интересно посмотреть на взаимоотношения между педагогами и детьми, — рассказывает воспитатель «Дома Монтессори» Т.В. Минаева. — Бросалась в глаза дружелюбная атмосфера.

В одной из групп, где побывали воспитатели Трёхгорного, находились малыши от 1,5 до 2 лет. Там было очень много взрослых, каждый занимался с одним ребёнком. Оказалось, что это родители: утром их никто не торопит, они находятся со своими детьми столько, сколько считают нужным. Уходят, когда видят, что их малыш успокоился и готов пережить разлуку с мамой. Никаких слёз и истерик!

Один воспитатель занимается с четырьмя малышами, которым ещё не исполнилось полутора лет. В группе с 1,5 до 4 лет на 20 детей — два педагога, которые работают не посменно, как у нас, а парой.

 

А что с подготовкой к школе?

 

Как таковой программы дошкольного образования, единой для всей страны, в Голландии нет, — рассказывает старший воспитатель «Дома Монтессори» О.Н. Дубникова. — Разные направления реализуются в каждом учреждении. Но во всех уделяется огромное внимание качеству подготовки людей, работающих с детьми.

А в школу голландские дети идут… в 4 года.

Нам было интересно посмотреть на юных учеников, — говорит Т.В. Минаева. — И мы побывали в классе, где занимаются дети 5–6 лет. Там присутствует школьный формат обучения, где доминирует учитель. Но что поразило: ребята очень самостоятельны. Учитель лишь ставит задачу, дети её сами выполняют. Когда мы вошли, они делали тюльпаны из бумаги, глядя на мастер-класс (каждый в своём планшете).

Педагоги чётко следят за тем, что происходит в классе. При малейшем нарушении правил дисциплины тут же проводится беседа.

 

Учат планировать

 

Л.И. Клочко, директор школы № 109:

Наша страна пережила и восхищение зарубежной системой образования, и полное её отрицание. Истина, наверное, посередине. Делегация Трёхгорного поставила перед собой задачу: сравнить два подхода и заимствовать лучшее.

Система школьного образования Голландии очень сложная, многоуровневая. Это даёт возможность детям с разными способностями развиваться по собственной траектории.

Начальная школа в этой стране ставит перед собой несколько иные цели, нежели в России. В Голландии нет задачи передать ученикам огромное количество информации и знаний. У них в приоритете — научить детей грамотно распоряжаться своим временем, составлять план действий, следовать ему и прийти к определённому результату, который и оценивает учитель. Рёбёнок растёт, становится более сложным и планирование — на неделю, две, на месяц.

 

Разные системы, разные подходы

 

В начальной школе используются разные системы образования (Монтессори, вальдорфская и др.), — продолжает Л.И. Клочко. — Я была в школе Стива Джобса — первый раз о таких школах услышала. Здесь детей обучают при помощи айпадов (учебников нет). Школа расположена в небогатом районе, жители которого слабо мотивированы на учёбу. Использование гаджетов помогает педагогам привлечь детей к процессу образования.

Что ещё характерно для начального звена в голландских школах: здесь очень много читают. Работают и над техникой (скоростью), и над осмыслением текста.

Воспитывают в ребятах и умение презентовать свой продукт. Это формирует речь, развивает ораторские навыки. Лариса Ивановна отметила, что в школах экскурсии вели дети. И российские педагоги были приятно удивлены, как свободно, грамотно и лаконично ребята рассказывали о своём учебном заведении. Было видно, что они не пересказывают написанный взрослыми текст.

Обучение построено на игровой и проектной методике. Иностранные педагоги подчёркивали: их главная задача — разбудить любопытство ребёнка, не отбить желание учиться. Занятия выстраиваются как поиск знаний, а не просто «глотание» материала.

Новые федеральные образовательные стандарты, действующие в нашей стране, нацелены на подобный результат. И российские педагоги увидели эту систему воочию.

Своего рода итогом обучения в начальной школе является тестирование, проходят которое голландские школьники в 12 лет. Тест достаточно сложный. Результат определяет будущее ребёнка: от него зависит, по какому уровню будет учиться школьник дальше.

Уровней — пять. По окончании самого низкого, школьник сможет продолжить образование, по-нашему, в профтехучилищах, то есть будет рабочим. Самый высокий уровень — возможность получить высшее образование. При этом никаких насмешек или неприятия между детьми, обучающимися на разных уровнях, нет.

Система образования построена таким образом, что каждый находит своё место в ней по своим способностям, без всякого ущемления достоинства. Поучиться у них есть чему, — заместитель директора по УВР школы № 109 Е.А. Вавилова.

 По сути, в 12 лет определяется судьба ребёнка. По мнению самих голландских педагогов, дети в этом возрасте ещё не осознают всю серьёзность момента.

 

Реакция родителей

 

А как мамы и папы реагируют на определение жизненного пути ребёнка в столь юном возрасте? И этот вопрос интересовал российских педагогов. Выяснилось, что родители не всегда довольны уровнем, по которому продолжает обучение сын или дочь. Но определяет, по какой траектории развиваться ученику, только школа. Голландские педагоги отмечают, что результаты ребёнка отслеживаются с первых дней пребывания в школе. Домашнее задание детям не задают, и родители не знают, как те занимаются на уроках. Так что общение мам и пап с педагогами проходит очень предметно.

Факты

  • Начальная школа в Голландии бесплатная. Всё, чем пользуются дети, обеспечивается государством. Но, как в и центрах развития ребёнка, здесь не организовано горячее питание. Все перекусывают бутербродами, взятыми из дома.

  • В Голландии принято на каникулы вывозить детей в другие страны. Путешествия оплачивают родители. Чтобы не создавать пробок на дорогах, в разных школах каникулы — в разное время.

  • Голландские дети свободно говорят на английском языке. Изучают его в школах два раза в неделю (у нас — три).


 

Организованный хаос

 

В Голландии дети чувствуют себя очень свободно. Здесь нет такого понятия, как коридор. Каждый уголок задействован: там доска стоит, там стол с компьютером. Ребёнок, выполняя свою задачу, может пользоваться всем.

— С непривычки это создало ощущение беспорядка, — поделилась Е.А. Вавилова. — Но со временем пришло понимание, что каждый работает над своим заданием. Педагоги лишь направляют, подсказывают. В Голландии вообще взрослые стараются по минимуму вмешиваться в процесс. Даже на прогулке учитель, казалось, не обращает внимание на учеников: кто-то прыгал, кто-то босиком при +11°С по траве гулял, кто-то на велосипеде катался… У нас бы сразу началось: упадёшь, простудишься, стой смирно… Но и у детей есть понимание ответственности за свои поступки.

Что ещё поразило: школьники не ходят, не выпуская телефонов из рук. Там нет такой проблемы! И голландские педагоги очень удивились, когда мы стали спрашивать, как им удалось «убрать» сотовые. Никак. Не принято и всё. И если ученик достанет телефон на уроке, значит, ему просто нужно найти какую-то информацию.

И.В. Свистун, замдиректора школы № 109, координатор проекта «Школа Росатома» в Трёхгорном:

Руководители проекта «Школа Росатома» отправляют в командировки команды школ и детских садов, чтобы те вынесли полезные для себя моменты.

Например, мы увидели много пространственных решений, как оборудовать места для индивидуальной работы в OPEN SPECE, которое 109-я будет строить летом для старшеклассников. Мы увидели, насколько высока степень ответственности голландских школьников за собственное обучение. Её прививают с малых лет, что, на мой взгляд, надо заимствовать. При всей этой кажущейся свободе, в Голландии мотивированные на учёбу дети.

 Проект «Школа Росатома» начинает выходить за пределы России. В разных странах, где есть или строится АЭС, открываются полилингвальные лагеря. Уже этим летом победители конкурса талантливых детей будут отдыхать в Болгарии. Нашим проектом заинтересовались финны. У педагогов сетевых садов и школ уже есть возможность зарубежных стажировок. В скором времени дети смогут по обмену обучаться в других странах. Одним словом, «Школа Росатома» набирает обороты.

Светлана Часова

Источник: Телерадиокомпания «ТВС»