Метапредметная олимпиада

  Положение о IV Метапредметной олимпиаде

Метапредметная олимпиада «Школы Росатома» проводится с 2014 года ежегодно с участием команд городов-участников проекта.

Идея Метапредметной олимпиады – дать возможность школьникам «увидеть» те сверхрезультаты образования, которые они получают, иногда не осознавая это: 

  • умение анализировать информацию,
  • добывать информацию из косвенных источников,
  • умение «видеть» проблему во всей ее многоплановости,
  • умение ставить корректные задачи перед собой, чтобы решить проблему,
  • умение продуктивно взаимодействовать с людьми (и со старшими, и с младшими, и со сверстниками),
  • умение работать командно,
  • умение управлять собственными интеллектуальными ресурсами,
  • умение применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях,
  • наконец, умение учиться.

В основном олимпиады, которые проводятся для школьников, направлены на то, чтобы выявить наиболее одаренных детей в той или иной предметной области знаний, обеспечить им новые горизонты в расширении и углублении имеющихся у них знаний. Метапредметная олимпиада «Школы Росатома» помогает всем без исключения детям осознать, что школьное образование не сводится только к изучению различных школьных предметов, оно даёт достаточный культурный уровень и серьёзный багаж надпредметных умений, который позволяет человеку добиваться успехов в любой деятельности, если суметь этим воспользоваться и развивать дальше эти умения в себе.

В Метапредметной олимпиаде «Школы Росатома» участвуют ученики 5-8 классов. Метапредметная олимпиада – это командное первенство. В нем соревнуются команды, которые составлены из детей разного возраста: в команде из четырех человек участвуют по одному ученику из 5, 6, 7 и 8 класса. У всех участников команды разный багаж знаний по школьным предметам и разный опыт в решении различных задач проблемного характера. На Метапредметной олимпиаде дети начинают с удивлением обнаруживать, что при решении проблемных задач абсолютно не важно, в каком классе ты учишься, а важно, насколько хорошо ты умеешь вычленять суть проблемы, анализировать данные, находить и анализировать дополнительную информацию, распределять работу между участниками команды, оценивать результаты совместной деятельности, моделировать, обобщать, представлять и отстаивать свою точку зрения, понимать и принимать позицию другого.

Ежегодно Метапредметная олимпиада проводится в два этапа:

первый этап – муниципальный, в нем могут принять участие по нескольку команд от каждой школы города;

второй этап – финальный, в нем принимают участие команды-победительницы муниципального этапа Метапредметной олимпиады в каждом городе.

Победители и призеры финального этапа Метапредметной олимпиады награждаются ценными призами и правом участия в отраслевой смене для одаренных детей городов Росатома, которая ежегодно проходит в одном из Всероссийских детских центров.

Финал Метапредметной олимпиады ежегодно проходит в одном из городов-участников проекта «Школа Росатома». Столицами финала Метапредметной олимпиады уже становились: г. Новоуральск Свердловской области (2014 год), г. Снежинск Челябинской области (2015 год), г. Трёхгорный Челябинской области (2016 год). Финал метапредметной олимпиады – это не только состязание, это еще и тёплая, уютная атмосфера праздника: экскурсии, спортивные соревнования, дискотеки, спектакли, флешмобы, красочная церемония открытия олимпиады и церемония награждения победителей – вот неполный перечень того, что в течении трёх дней финала проживают ее участники как настоящее образовательное событие.

Муниципальный этап метапредметной олимпиады в 2017 году состоится 2 марта в 10.00 по местному времени во всех городах-участниках проекта «Школа Росатома».

2 марта 2017 года будет объявлена и столица финала IV Метапредметной олимпиады «Школы Росатома».

 

Финалы прошедших олимпиад

Финал III Метапредметной олимпиады «Школы Росатома» в Трёхгорном

Фотогалерея

Всё позади… Разъехались команды, уехали руководители проекта «Школа Росатома», убрали все пресс-воллы и ролл-аппы. Волонтеры сняли свои оранжевые футболки и синие шапки, учителя школы привычно разошлись на уроки. Финал III Метапредметной олимпиады проекта «Школа Росатома» стал историей. Но какой!

«Ребята, ни одно наше мероприятие раньше не становилось таким событием. Ни на одном из мероприятий дети не разъезжались, рыдая от расставания с друзьями, которых они обрели и полюбили всем сердцем всего лишь за три дня. Вы вложили в мероприятие частичку своего сердца, свою душевность и теплоту» — такими словами благодарила волонтерский отряд МБОУ СОШ №109 города Трехгорного руководитель проекта «Школа Росатома» Наталья Шурочкова. И они стояли, такие серьезные, почти взрослые, опустошенные от церемонии закрытия и прощальной дискотеки, кивали и улыбались, совсем чуть-чуть.

К финалу III Метапредметной олимпиады город готовился полгода. Были отремонтированы помещения, придуманы дизайны кабинетов, написаны сценарии, определены все зоны, расписаны роли всему педагогическому коллективу Школы №109. Городские организации собирались на совещания, представители Приборостроительного завода оказывали помощь в проведении мероприятия. В общем, это сложное блюдо готовилось, к нему добавлялись специи, периодически снималась проба, и приближалось время готовности № 1!

И вот 25 апреля – мы начинаем встречать первые команды, это города Железногорск и Зеленогорск. По стечению обстоятельств, они приехали самыми первыми и уехали самыми последними вечером 28 апреля, поставив точку в истории финала III Метапредметной олимпиады. Команды заселяются в Гостиничный комплекс «Каменный Цветок», а в номерах их уже ждут welcome-пакеты, заботливо приготовленные организаторами финала: школой №109, администрацией города Трехгорный и спонсорами. А за окном – чудесная солнечная погода, щебет птиц, пьянящий горный воздух и горы. Пейзажи города удивляли наших гостей все дни их пребывания на трехгорненской земле. К вечеру первого дня почти все команды в сборе, встречены координаторы проекта Роман Селюков и Иван Трифонов. И вот уже волонтеры со своими командами проходят веревочный курс на командообразование, а педагоги на установочном совещании учатся правильно работать с экспертными листами.

26 апреля волнительный день. С утра на площади перед дворцом культуры «Икар» звучит музыка, волонтеры ждут команды, а к месту проведения открытия ручейками стекаются дети и взрослые. «Доброе утро!» — звонко кричат волонтеры всем прибывающим. И люди улыбаются в ответ, кивают и проходят дальше. Автобусы с командами были встречены шквалом эмоций. И вот уже открытие – на сцене дети: 3, 4, 5…11 класс. Они ведут церемонию открытия, они поют, танцуют, они зажигают зал. Ярким красочным событием становится шоу мыльных пузырей – зал то замирает от восторга, то взрывается аплодисментами. «Мы не ожидали такого открытия, это просто феерично!» — говорят нам Иван Николаевич и Роман Викторович. Спасибо за вашу оценку, ведь мы очень старались.

А после открытия волонтеры выстраивают свои команды в колонну, раздают всем воздушные шары, и все команды, глава города Евгений Сычев, представители завода и Администрации города идут по улице Мира под музыку к школе №109. На крыльце школы все отпускают шары в небо, загадав желание, которое должно обязательно сбыться. Олимпиада началась!

Два дня ребята из 22 команд 20 городов-участников проекта «Школа Росатома» решали сложнейшие метапредметные задачи, выполняли командные и индивидуальные задания, менялись местами со взрослыми и работали в смешанных командах, представляли результаты своей работы на публичных этапах. От сложности заданий сопровождающие, которые все два дня выступали в роли экспертов, иногда делали большие глаза, иногда вздыхали и качали головой. А ребята 5-6-7-8 классов их выполняли, старались, и, что самое главное, у них получалось! В 16:00 26 апреля педагоги школы №109 провели для команд мастер-классы: «Портрет в стиле Арчимбольдо», «Химическая открытка», «Робот, будь человеком», «Фильм, фильм» и «Форсайт – подзорная труба». Ребята с удовольствием и удивлением посетили мастер-классы, узнали о профессиях будущего, научились рисовать картину с помощью химических растворов, нарисовали свои автопортреты, запрограммировали роботов и нашли физические ошибки в известных фильмах. Так закончился первый день финала III Метапредметной олимпиады, подарив командам массу открытий и событий.

А 27 апреля, справившись до обеда с заданиями олимпиады, команды отправились на культурную программу, знакомиться с городом. Ребята и взрослые посетили музей ФГУП «ПСЗ» и Городской краеведческий музей. И снова ДК «Икар», цепочка волонтеров, ожидающих команды, красочная сцена. Уже подведены итоги, распределены места и призы. Но и здесь не обошлось без сюрпризов. Руководитель проекта «Школа Росатома» Наталья Шурочкова и координатор проекта Роман Селюков вызывают на сцену команды городов Новоуральск и Железногорск. Им предстоит на скорость выполнить ещё одно задание прямо на сцене – собрать из подсказок-sms, которые участники олимпиады получали в течение двух дней, номер телефона, позвонить по нему и задать один единственный вопрос «Мы победили?». Быстрее это делает команда Железногорска. По номеру телефона, который они набрали, ответила Наталья Валерьевна: «Да, вы победили!» Так определился победитель. Церемония закрытия много раз прерывается аплодисментами, на сцену вызываются команды, отдельные ученики. Вручены призы Главы города, ФГУП «ПСЗ», организаторов. И самая трогательная минута – волонтеры вручают медали олимпиады свои командами, а потом гаснет свет, зажигаются свечи и звучит прощальная песня. «Не моя олимпиада, но я и то всплакнула», — улыбаясь, говорит муниципальный координатор проекта «Школа Росатома» г.Зеленогорска Лариса Огдина. А команды отправляются на чаепитие с дискотекой, а потом долго-долго, со слезами прощаются с волонтерами, доводя до «сердечного приступа» представителя ГИБДД, который должен сопровождать колонну автобусов с командами. А колонна стоит – дети не могут расстаться. Как там поет наш земляк Олег Митяев? «Пусть потерпит ГАИ»…

И вот уже 28 апреля – команды уезжают, праздник закончился. Но Трехгорный задал новую планку организации мероприятий для талантливых детей проекта «Школа Росатома», остался в сердце у каждого участника Метапредметной олимпиады. Волонтеры созваниваются, списываются с новыми друзьями – общение и дружба продолжаются. Приезжайте к нам ещё! Гостеприимный маленький, но такой уютный Трехгорный с радостью и открытым сердцем вновь распахнет двери чудесному проекту «Школа Росатома»! Мы вас любим и ждем!

Кто, если не мы! Когда, если не сейчас!

До новых встреч, друзья! И будьте всегда открыты новым возможностям!

Результаты III Метапредметной олимпиады проекта «Школа Росатома»:

  • 1 место — команда г.Железногорска
  • 2 место — команда г.Новоуральска
  • 3 место — команда г.Димитровграда («Городская гимназия»)

Номинация «Информационная грамотность» — команда г.Заречный ЗАТО

Номинация «Коммуникативная грамотность» — команда г.Трехгорный

Абсолютные победители по номинациям:

«Учебная грамотность» — Чубарь Виктория, г.Трехгорный

«Коммуникативная грамотность» — Серовикова Екатерина, г.Заречный Свердловской области

«Информационная грамотность» — Горина Анастасия, г.Курчатов

Специальный приз жюри — Бикбулатов Владислав, г.Озерск

Специальный приз Главы города Трехгорный — команда г.Удомля

Специальный приз ПСЗ — команда г.Снежинска

Сладкий приз за победу в дистанционном этапе – команда г.Озерска

Финал II Метапредметной олимпиады «Школы Росатома» в Снежинске

Фотогалерея

Еще до начала Метапредметной олимпиады все команды на сайте Школы Росатома представили видеоролики, в которых без слов показали как подготовиться к олипиаде. В видеороликах участники олимпиады много читали, ставили эксперименты, общались с учителями. Но когда олимпиада началась все без исключения команды почувствовали, что знания можно добывать самим, сталкиваясь с любопытными фактами и очевидными проблемами.

Уже в групповом туре олимпиады ребята самостоятельно разбирались в вопросе о родственной связи русского языка и древнеиндийского санскрита. В первом же задании к своему удивлению команды сумели перевести с русского языка на санскрит словосочетание «болтливый ребенок». Выяснилось, что на санскрите это звучит не иначе как «балабол». Удивительно, но ребята с легкостью обнаруживали сходства и различия русского языка и санскрита: даже всем известная присказка «Аты-баты шли солдаты» имеет следы древнеиндийского языка.

Ну а в индивидуальном туре каждый участник олимпиады уже работал самостоятельно сразу на трёх языках: русском, немецком и санскрите. Ребята выясняли почему немцы произносят двухзначные числа задом наперед и самостоятельно записывали одним словом немецкие числительные состоящие более чем из 30 букв. А потом выяснилось, что и в русском языке, и в санскрите некоторые числа произносятся тоже «наоборот». Но на этом открытии ребята не остановились. У многих получилось придумать оригинальные и необычные способы как складывать «перевернутые» числа.

Результаты своей работы в первый день олимпиады ребята представляли на публичном этапе. По жребию один из участников команды брал на себя ответственность рассказать о результатах работы всей команды. И надо сказать, что пятиклассники в своих презентациях совсем не уступали восьмиклассникам. Может быть не все слова на санскрите удавалось быстро выговорить, зато смысл этих слов объяснялся легко.

По итогам первого дня работы в лидеры вырвались команды из Железногорска, Электростали, Удомли, Зеленогорска и Трехгорного. Но разрыв в баллах между всеми командами оставался совсем небольшим и поэтому во второй день олимпиады ребята вновь окунулись с головой в работу.

Утром они с помощью сети Интернет посетили Лондон и Нью-Йорк и выяснили, чтО эти города связывает с Москвой. Ребята навестили спортивные арены Испании, Японии и Италии и поболели за наших соотечественников. А чуть позже они уже рассуждали о планировке городов во всём мире и выявляли особенности строения древних и современных городов.

Второй день олимпиады оказался еще и очень неожиданным. На полчаса ребята перемешались в новые команды и совместно работали над решением непростых задач. И то, что они еще не успели как следует познакомиться друг с другом – совсем не мешало им достигать хороших результатов работы. Ведь за общим делом они и перезнакомились друг с другом.

17 апреля 2015 г. самым лучшим и удачливым командам-участницам Метапредметной олимпиады вручили заслуженные награды.

Первое место в Метапредметной олимпиаде заняла команда Железногорска, второе – команда Сарова, а третье – команда Снежинска. В номинациях Информационная и коммуникативная грамотность лучшими стали команды Зеленогорска и Соснового Бора соответственно. В личном абсолютном первенстве лучшими в номинациях информационная, коммуникативная и учебная грамотность стали Ирина Аленькова (г. Волгодонск), Дарья Горохова (г. Зеленогорск) и Александр Кутчиев (г. Удомля). Специальный приз Российского федерального ядерного центра г. Снежинска был вручен Арсению Кувардину (г. Удомля), а медали «За волю к победе» были вручены команде из г. Волгодонска.

Поздравляем победителей Метапредметной олимпиады с успехами. Благодарим судейскую бригаду олимпиады из всех городов-участников за профессионализм и объективность.

Итоговый рейтинг команд по итогам Метапредметной олимпиады можно посмотреть здесь:

Итоговый рейтинг команд-участниц II Метапредметной олимпиады

1

МБОУ Гимназия №91 г.Железногорск

118,7

2

МБОУ Лицей №15 г.Саров

93,15

3

МБОУ Гимназия №127 г.Снежинск

78,9

4

МБОУ Лицей №174 г.Зеленогорск

77,8

5

МБОУ Лицей №8 г.Сосновый Бор

77,7

6

МОУ СОШ №22 г.Волгодонск

77,65

7

МБОУ Удомельская гимназия №3 г.Удомля

71,1

8

МБОУ СОШ №112 г.Трехгорный

69

9

МАОУ Лицей №2 г.Балаково

68,9

10

МОУ Гимназия №21 г.Электросталь

67,8

11

МКОУ СОШ №4 г.Нововоронеж

67,475

12

МКОУ СОШ №7 г.Заречный

66,375

13

МАОУ Лицей №56 г.Новоуральск

63,1

14

МБОУ Лицей №39 г.Озерск

59,3

15

МБОУ Северская гимназия г.Северск

57,65

16

МБОУ Гимназия №1 г.Полярные Зори

55

17

МОУ Лицей №230 г.Заречный ЗАТО

51,25

18

МБОУ Лицей №3 г.Курчатов

46,95

19

МАОУ Лицей г.Лесной

44,175

20

МБОУ СОШ №2 г.Димитровград

40,85

21

МБОУ СОШ №3 г.Десногорск

27,5

31 августа 2016