Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«На пути к успеху…»

17.10.2017

«У каждого человека есть такие места, забыть о которых невозможно, хотя бы потому, что там воздух помнит твое счастливое дыхание…», – такими строчками начинается эссе Анастасии Николаевны Мингачевой, моего учителя по русскому языку и литературе. Много раз, изучая художественные произведения мировой литературы, мы отправлялись в путешествие…  Это могли быть самые знаковые страницы текста, виртуальный музей писателя, город, в котором он жил и творил. И каждый раз путешествие получалось удивительным и незабываемым. Вот и сегодня, когда конкурсные испытания остались позади, когда высохли слезы радости (а может, и разочарования – сегодня узнаем), Анастасия Николаевна вновь зовет в путешествие, теперь уже по страницам дневника Всероссийского конкурса «Учитель года – 2017».

— Анастасия Николаевна, добрый день. Я рада поздравить Вас с победой и с нетерпением жду нашей беседы. Скажите, город Сочи, в котором проходил конкурс, город, в котором в сентябре в самом разгаре бархатный сезон, способствовал рабочему настрою или, наоборот, отвлекал?

— Спасибо, Альфия, за поздравление. Ты знаешь, прежде всего мне хочется сказать о том, что участникам конкурса этого года, безусловно, повезло: оказаться в замечательном Сочи – городе гостеприимных людей, теплого моря, ласкового солнца – было прекрасно. И учителя, как люди, которые успевают всегда и везде, нашли возможность насладиться южными красотами в то короткое свободное время, которое нам все – таки удалось найти. С балкона моего номера открывался удивительный вид: с одной стороны – образовательный центр «Сириус», с другой – Олимпийские объекты: стадионы «Фишт», «Шайба», которые в период зимней олимпиады принимали самых титулованных спортсменов; а прямо перед глазами – бескрайний горизонт и бирюзовое море. Сочи заряжал позитивом, добром, поэтому в такой обстановке было очень комфортно работать.

— Вы говорите о поддержке и комфортной обстановке в Сочи. А чувствовали ли Вы, Анастасия Николаевна, поддержку из своего родного города?

— Безусловно. Несмотря на то, что я находилась за много тысяч километров от родного дома, я чувствовала поддержку дорогих мне людей. Знаешь, когда после бессонной ночи и изнуряющей подготовки к очередному конкурсному испытанию, ты слышишь в телефоне голос своего ребенка, который говорит тебе о том, что ты самая лучшая, самая умная, самая красивая мама на свете, открывается второе дыхание, появляется сила и энергия для дальнейшего движения вперед.

— Из каких испытаний состоял конкурс, и какое из них Вам показалось самым сложным?

— Условно конкурс можно разделить на несколько этапов. Заочный этап стартовал в июне еще в Москве, когда на установочном семинаре участники писали творческую работу – эссе на тему «Человек, благодаря которому я стал учителем». Позднее, по возвращении, мы должны были представить на суд жюри свой интернет – ресурс. Очный этап начался в Сочи 24 сентября и включал в себя несколько испытаний: методический семинар, открытый урок, после которых объявляли 15 лауреатов. «Пятнашка» продолжала дальнейшие испытания, демонстрируя мастер – класс, участвуя в педагогическом совете и реализуя педагогический проект. После этих испытаний назвали 5-ку победителей, которая уже в Москве участвовала в задании «Круглый стол образовательных политиков» с министром образования и науки РФ, Ольгой Юрьевной Васильевой. Наверное, очень сложно назвать самое сложное испытание. Попробую объяснить почему. Когда на конкурсе я представляла методический семинар и давала урок, я чувствовала огромную ответственность: с одной стороны, методическая база семинара должна была быть полностью реализована на уроке; с другой стороны, все свои практические знания и умения необходимо было продемонстрировать на совершенно незнакомых детях. Эти испытания должны были убедить членов жюри в том, что мой педагогический подход является не только интересным, но и новым для образования, актуальным, методически грамотным. Я должна была доказать, что я являюсь образцом Ульяновского учительства, ведь не зря именно мне было поручено представлять свой регион на конкурсе.

После объявления первых результатов, когда стало понятно, что конкурсная борьба для меня продолжается, я поняла, что стало еще страшнее, волнительнее и ответственнее. Теперь появился «спортивный интерес», теперь стало уже важно оправдать ожидания всех тех, кто принимал активное участие в твоей подготовке. Я очень довольна своим мастер-классом, который понравился и членам жюри. Уже поступило множество приглашений из других городов принять участие в семинарах и стажировочных площадках и продемонстрировать приемы журналистики, о которых я говорила.

Самым ответственным стал «Круглый стол образовательных политиков». На этом конкурсном испытании мы были не учителями, мы были политиками, ведущими разговор с самим министром образования. Мы находились «под прицелом» телекамер, поэтому важно было продемонстрировать не только знания по тем или иным вопросам, но и эрудированность, глубину мышления, острый ум.

— Я видела в прямом эфире все Ваши выступления и хочу сказать, что держались Вы замечательно. Было интересно Вас слушать.

— Спасибо, Альфия.

— Очень интересно было бы узнать о том, каким был Ваш методический опыт. Что нового и актуального Вы, Анастасия Николаевна, готовы были бы привнести в российское образование?

— Я очень ждала этого вопроса! Спасибо за него. Несколько лет назад, когда я начинала свою педагогическую деятельность, я понимала, что просто учить правила и закреплять их на практике – несовременно, неактуально и неинтересно. Именно поэтому я начинала искать для себя и детей новые пути изучения своего предмета. И нашла. Я использую на уроках русского языка методы журналистики, а именно анкетирование, социологический опрос, работу с разными источниками информации, интервью и т.д. Как показывает практика, уроки с применением журналистских методов очень нравятся детям. Кроме того, повышают качество образования по русскому языку, потому что невозможно называть себя хорошим журналистом, если ты не умеешь работать с информацией, интерпретировать ее, корректировать, создать собственные авторские тексты, индивидуальные стилистически и жанрово.

— Урок, который давали Вы на конкурсе, заинтересовал членов жюри и детей?

 — После проведенного урока ко мне подошел ученик 6 класса (именно в нем я проводила урок) и сказал, что он хочет быть похожим на меня, хочет изучать журналистику, грамотно писать и говорить. Это, наверное, самые главные слова, которые может услышать учитель после своего урока. Значит, есть результат, значит детям было важно и интересно. А так как урок понравился детям, мою работу высоко оценили и члены жюри.

— А Вы, Анастасия Николаевна, извлекли для себя какой-нибудь урок после конкурса?

— Я сделала для себя много выводов, как приятных, так и не очень. Но самый главный урок, который я извлекла – надо всегда оставаться человеком. Сколько бы трудностей не выпало на твою долю, сколько бы конкурентов и соперников не находились рядом, сколько бы недобрых слов тебе ни говорили, надо быть великодушным и человечным.

— Учитель – это всегда пример для подражания как для учеников, которые стремятся в будущем стать хорошими педагогами, так и для учителей, которые в течение всей жизни набираются опыта и делятся с окружающими. Что бы Вы хотели сказать, а может и посоветовать и взрослым, и детям?

— Свой методический семинар я начала с фразы о том, что в жизни каждого из нас были или есть люди, которых мы считаем образцами. Для меня на сегодняшний день образцовой является фигура Федора Никифоровича Плевако, известного адвоката и выдающегося оратора. Читая его выступления, я понимаю, насколько весомо, искрометно, значимо русское слово. Я бы очень хотела пожелать и взрослым, и детям, и коллегам воспитывать интерес и уважение к русскому языку, любить родное слово, беречь то культурное наследие, которое нам дано предками. Важно быть и стараться стать личностью. Интересной личностью. Личностью, которую без скуки захочется слушать всегда.

— Спасибо, Анастасия Николаевна, за уделенное время, за возможность заглянуть на страницы памяти и еще раз вместе с Вами вспомнить конкурс, который, я уверена, стал важный событием в Вашей жизни!

Альфия ЯМАЛЬДИНОВА, Димитровград, корреспондент газеты «Rosatom’s COOL»