Школа проектов

 

  ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Образовательного события для талантливых детей городов-участников проекта «Школа Росатома»  «Школа проектов. IV сезон»
  ФОРМА ЗАЯВКИ
  Список участников Школы проектов. IV сезон

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении Образовательного события для талантливых детей городов-участников проекта «Школа Росатома»

 «Школа проектов. IV сезон»

 

1. Общие положения.

В современном открытом демократическом обществе выявление талантливой молодежи, развитие творческих способностей и социальной активности учащихся, оказание им всемерной поддержки в раскрытии творческой индивидуальности и профессиональной ориентации является важнейшей задачей системы образования, особенно системы образования закрытых городов.

Цели и задачи:

Основными целями данного события являются:

  • выявление и развитие одаренности, познавательных, организаторских, проектно-исследовательских способностей и талантов учащихся, проживающих в городах-участниках проекта «Школа Росатома»;
  • популяризация деятельностных форматов социального проектирования, выявление и развитие умений и навыков проектной деятельности;
  • привлечение внимания педагогов, руководителей образовательных учреждений к внедрению современных подходов в образовательную деятельность, к развитию проектного подхода в организации проектной деятельности, как одному из базовых результатов обучения по ФГОС.

Основными задачами данного события являются:

  • создание условий для дистанционного обучения основам проектной деятельности детей;
  • обмен опытом (между учащимися, педагогами) в целях дальнейшего повышения уровня проектной компетентности;
  • презентация результатов проектной деятельности, поощрение лучших достижений, организация СО-бытия;
  • рефлексия результатов, описание положительной практики, тиражирование опыта.

 

2. Участники события.

К участию в образовательном событии приглашаются учащиеся 3-11 классов образовательных организаций городов-участников проекта «Школа Росатома» (Приложение 1).

 

3. Направления образовательного события:

  • Научно-практическое (физика, химия, биология, экология):

Химия, биология, химические технологии, биотехнологии

  • Проблемы биосферы и окружающей среды
  • Природные и антропогенные ландшафты
  • Водные экосистемы и рациональное водопользование
  • Экология растений, животного мира и микроорганизмов
  • Основы безопасности жизнедеятельности

Физика и современный мир

  • Атомная отрасль. История и перспективы развития
  • Энергосберегающие технологии, прикладная механика
  • «Атомная» профессия
  • «Экоград» – город, в котором находится атомное производство
  • Академическое научное (математика, физика, химия, информатика, экология)
  • Занимательная математика
  • Математика – сложная наука
  • Физика вокруг нас
  • Внуки Менделеева
  • КомпьютЭра
  • Эконаука
  • Социально-практическое
  • Общие проблемы – общие решения
  • Сложные проблемы – простые решения
  • Экология души
  • Все работы хороши – выбирай на вкус!

 

4. Форма организации события.

Образовательное событие состоит из двух этапов: заочного и очного. Этапы взаимосвязаны, один продолжает другой.

4.1. Заочный этап.

4.1.1. Дистанционное обучение основам проектирования.

На этом этапе проводится дистанционное обучение основам проектирования всех желающих учащихся образовательных организаций городов-участников проекта «Школа Росатома». На сайте проекта «Школа Росатома» www.rosatomschool.ru, в разделе «Школа проектов» (также материалы будут доступны на сайте школы — http://sch95.ucoz.ru, в разделе «Школа проектов», папка «Школа проектов. IV сезон»), ученикам будет предложено для изучения: 4 компьютерных презентации (урока); задания для самостоятельной работы, последовательно выполнив которые ребенок фактически создает свой проект (более подробные требования см. в Приложении 4).

В течение всего обучающего курса будет организовано консультирование участников дистанционного обучения специалистами в области проектирования посредством электронной почты, специально созданной для работы «Школы проектов» (Shkolaproektov@mail.ru) и живого общения с экспертами посредством видео-консультаций.

В ходе дистанционного обучения экспертами «Школы проектов» будут проведены вебинары. Вебинар «Не бойся, я с тобой!» познакомит участников с самыми распространенными ошибками при создании проекта, а в вебинаре «Это сделал Я!» или «Как правильно представить свой проект» будет сделан акцент на защиту собственного проекта.

По итогам обучения всем выполнившим задания ко всем обучающим презентациям, получившим оценку от экспертов «зачтено» и создавшим свой проект, выдается сертификат «Школы проектов».

4.1.2. Дистанционный конкурс (рейтингование) детских проектов, созданных в рамках «Школы проектов. IV сезон».

На этом этапе участники дистанционного обучения выставляют свои итоговые проекты на конкурс (рейтингование). У каждой работы может быть не более двух авторов. Конкурсное жюри оценивает данные работы на предмет:

  • соответствия предъявленного продукта критериям проекта,
  • соответствия проекта заявленной тематике,
  • востребованности представленного продукта,
  • оригинальности идеи проекта.

С критериями можно ознакомиться в Приложении 3.

Участники дистанционного тура, набравшие 13 и более баллов в рейтинге готовых проектов, получают приглашение участвовать в очном туре образовательного события.

4.2. Очный этап.

Очный этап – это серия мини-образовательных событий, которые потребуют от ребенка проявления метапредметных умений.

Начнется этап с мини-образовательного события – презентации своего успеха, после чего произойдёт формирование групп (команд), в которых ребятам необходимо будет выполнить определенную работу.

Основная работа на очном этапе будет проходить в рамках презентации своего успеха. Ребятам необходимо будет представит на суд экспертов свой проект, предварительно подготовив его защиту.

Защита проектов производится учащимися самостоятельно, без участия куратора работы. Защита созданного проекта проводится в форме краткого рассказа о содержании работы, демонстрации продукта проекта. На защиту отводится не более 10 минут. Для защиты проекта участнику предоставляется стол – место для расположения плакатов и других наглядных средств, а также компьютер и проектор для показа компьютерной презентации. После окончания рассказа члены экспертного жюри вправе задать вопросы по теме проектной работы.

В особых случаях участникам, получившим высокий балл в рейтинге по итогам дистанционного этапа, может быть предоставлена возможность защитить свой проект в режиме он-лайн.

Жюри определит победителей, обладателей Гран-при, а также призеров и лауреатов «Школы Проектов».

Завершится образовательное событие Круглым столом для участников мероприятия «Школа проектов. IV сезон». На заседании Круглого стола проводится рефлексия результатов работы «Школы проектов. IV сезон», в рамках которого организаторы и все участники обмениваются мнениями о событии, обсуждают его сильные и слабые стороны. На заседании Круглого стола определяется творческая группа по описанию положительной практики для тиражирования опыта, а также по объединению созданных в рамках события проектов в большой проект под единым брендом «Школа проектов».

5. Сроки проведения образовательного события.

 

Сроки

Этап образовательного события

10–20 января 2017 года

Подача заявок на дистанционное обучение в «Школе проектов»

21 января – 4 марта 2017 года

Первый (заочный) этап образовательного события – Дистанционное обучение основам проектирования, консультации по созданию проектов (4 занятия)

5–9 марта 2017 года

Дистанционный конкурс итоговых проектов, созданных в процессе обучения в «Школе проектов». Определение рейтинга работ участников.

29–31 марта 2017 года

Второй (очный) этап – Образовательное событие – «Школа проектов. IV сезон» Презентация своего успеха, защита проектов.

 

6. Идея образовательного события.

В современном мире существует много заказчиков образовательных услуг: государство, регион, муниципалитет, родители и, наконец, сам ребенок. Подчас у всех этих заказчиков разные цели, но все они схожи в одном – чтобы ребенок был успешным. Стать успешным значит:

  • быть здоровым, сохранять внутреннюю психологическую гармонию;
  • иметь активную гражданскую позицию, быть носителем культурных традиций нашего народа;
  • уметь ставить цели и добиваться их реализации;
  • творчески проявлять себя в решении поставленных задач;
  • максимально использовать имеющиеся ресурсы для дальнейшего обучения (включая трудовую деятельность).

Одной из педагогических технологий, направленных на развитие успешности ребенка, является проектно-исследовательская деятельность.

Практически во всех заслуживающих внимания публикациях об образовании и нормативных документах содержатся такие новации, как деятельностный характер организации образования, компетентностный подход, событийно-ситуационная форма работы, проектная деятельность школьников.

В процессе проектной деятельности формируется глубокая и содержательная мотивация к процессу обучения, к выбору профессиональной деятельности. Формируемые умения и навыки, компетенции и ценности, являющиеся важнейшей частью опыта учащегося, необходимы для полноценной жизни и работы в условиях информационного общества.

Проектная деятельность бесконечно разнообразна, противоречива и многогранна. Она может возникать и на уроке, и во внеклассной работе, на материале физики или биологии, русского языка или истории – везде.

C какого класса школы или с какого возраста школьников можно, а главное, нужно вводить в проектную деятельность? Чем раньше, тем лучше, начиная с начальной школы.

 

Работа над проектами позволяет:

  • обрести учениками ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения;
  • научиться применять полученные знания, проявляя культурный универсализм;
  • организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать, реализовывать свои замыслы, уметь оценивать свои действия и результат. Это очень важное умение!

Вся процедура мероприятия «Школа проектов. IV сезон» направлена на то, что каждый участник в ходе дистанционного обучения, изучив 4 электронных урока, выполнив задания к ним, получив экспертное мнение по каждому выполненному заданию, сможет создать в сотрудничестве с научным руководителем, фактически выступающим тьютором, и в сотрудничестве с экспертом, свой проект. Представив его на конкурс, участник получит внешнюю оценку своего труда и сам может оценить свой труд, в том числе, на фоне других. А на очном этапе каждый участник сможет продемонстрировать своё владение проектным творчеством, презентовав свою работу. Таким образом, данное мероприятие ориентировано на поощрение собственного замысла детей в создании продукта интеллектуальной деятельности и организацию СО-бытия.

Предложенное мероприятие позволяет не просто провести образовательное событие (соревнование), а организовать обучение. Событием для ребенка является не только состязание, но и сам процесс подготовки к нему, а именно, создание нового и полезного продукта.

Каждый участник сможет создать значимый для него самого и для общественности результат (продукт), который может быть представлен и, при желании, растиражирован. В ходе дистанционного обучения каждый участник имеет возможность научиться эффективным способам и технологиям получения результата (продукта).

 

7. Условия и порядок участия.

7.1. На дистанционное обучение принимаются заявки по форме (Приложение 4) от всех желающих учащихся 3-11 классов образовательных организаций городов-участников проекта «Школа Росатома». Отправляя заполненную заявку участник(и) и их научный руководитель, тем самым, дают согласие соблюдать Положение образовательного события «Школа проектов. IV cезон» и дают согласие на хранение, обработку, использование данных (включая проект, созданный в рамках «Школы проектов» и его продукт), связанных с участием в событии «Школа проектов. IV cезон».

7.2. Заявки, заполненные не по заданной форме или присланные позже установленного в п.5 настоящего Положения срока, не принимаются.

7.3. К участию в событии (рейтинговании) проектов допускаются все желающие учащиеся, прошедшие дистанционное обучение основам проектирования, получившие по всем занятиям «зачет» и создавшие в процессе обучения свой проект с конкретным отчуждаемым продуктом.

7.4. В очный тур образовательного события выходят участники дистанционного тура, набравшие 13 и более баллов в рейтинге готовых проектов.

7.5. Пять авторов лучших работ (не более 2-х человек в одном проекте) и научные руководители (не более одного в одном проекте) приглашаются за счет гранта проекта «Школа Росатома», выделенного на проведение образовательного события «Школа проектов. IV сезон», к участию в очном этапе образовательного события. Им оплачивается проезд (ж/д транспортом в плацкартном вагоне), питание и проживание во время очного тура (не более двух суток).

7.6. Победители заочного тура, которые не попали в число 5 лучших проектов, но набрали 13 баллов и более (по итогам рейтинга проектов) приглашаются для участия в очном туре за свой счет.

7.7. В образовательном событии участвуют проекты по направлениям, перечисленным в п.3 настоящего Положения.

7.8. Номинации:

  • возрастная категория 3-4 класс
  • возрастная категория 5-6 класс
  • возрастная категория 7-8 класс
  • возрастная категория 9-11 класс

7.9. Одну работу на дистанционном этапе могут представлять не более двух авторов. Работа должна соответствовать проекту по форме и содержанию, а также заявленной тематике. Работа должна быть оформлена согласно требованиям (Приложение 2).

7.10. Проекты, созданные в рамках «Школы проектов» I сезона (2014 г.), II сезона (2015 г.) и III сезона (2016 г.) к рассмотрению экспертами не принимаются.

 

8. Правила и сроки подачи заявок на участие в событии.

Учащиеся 311 классов, желающие пройти дистанционное обучение основам проектирования, создать свой проект и участвовать с ним в конкурсе детских проектов должны подать заявку с 10 по 20 января 2017 года (до 17-00 по московскому времени) на электронный адрес: shkolaproektov@mail.ru по форме (Приложение 5).

 

9. Правила оформления работ.

9.1. Содержание проекта (развернутое описание проектной работы):

  • Введение: развернутое изложение актуальности темы, проблемы, целей и задач проекта; должны быть выделены объект и предмет, для исследовательских проектов обязательно должна быть сформулирована гипотеза;
  • Основная часть: развернутое описание используемых методов и средств, этапов (плана) реализации проекта, анализ хода его осуществления; ожидаемые результаты (качественные и количественные); риски проекта; бюджет проекта; устойчивость проекта; распространение результатов;
  • Заключение: выводы по результатам проекта, описание конкретного отчуждаемого продукта проекта;
  • Портфолио: графики, таблицы, рисунки, фотографии и так далее, поясняющие содержание основной части; список используемых ресурсов, материалов, оборудования, компьютерных программ, информационных источников и др.

9.2. Требования к оформлению работ приведены в Приложении 2.

9.3. В работе необходимо четко обозначить цели, задачи, в проектно-исследовательской работе гипотезу, методы достижения цели, области использования результатов. В случае если результаты работы нашли конкретное практическое применение, должны быть приложены подтверждающие материалы. Проблема, затронутая в работе, должна быть по возможности оригинальной. Если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение. Ценным является интеллектуальная продуктивность, открытие и генерация новых идей, может быть даже необычных, но обоснованных.

 

10. Оценивание участников события.

10.1. Для разработки критериев оценки конкурсных работ, требований к их содержанию и оформлению, проведения мониторинга хода проведения события, оценивания работ и определения победителей создается конкурсное экспертное жюри, иные специалисты в области проектирования.

В состав жюри приглашаются члены Экспертного Совета МКУ «Управление образования» г.Железногорска Красноярского края, педагоги, имеющие большой опыт работы с детьми в проектном режиме, представители ФГУП ГХК (г.Железногорск), отвечающие за проектную работу.

10.2. Первую оценку своей деятельности каждый участник получит по завершению обучения на заочном этапе в конкурсе детских проектов, созданных в «Школе проектов. IV сезон». В результате конкурса будет образован рейтинг всех работ.

10.3. На очном туре будет оцениваться работа по презентации своего успеха, защите проекта и представлению продукта проекта.

10.4. По окончании образовательного события проводится заседание экспертного жюри, на котором составляется протокол, фиксирующий результаты очного тура – определение участников: победителей, призеров, лауреатов.

Проекту, содержащему нестандартную идею или способ ее достижения, имеющему высокую социально-практическую ценность, может быть присуждена особая премия – Гран-при.

 

11. Порядок награждения.

11.1. Победители, обладатели Гран-при, призёры Конкурса, проводимого в рамках образовательного события «Школа проектов. IV сезон», награждаются дипломами и ценными призами.

11.2. Для награждения победителей и призеров очного этапа «Школы проектов. IV сезон» создается призовой фонд. Фонд складывается из средств Гранта проекта «Школа Росатома» на проведение мероприятия для талантливых детей и из средств, привлеченных «Школой проектов». Также могут использоваться и иные привлеченные средства.