Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

В сетевом детском саду проекта «Школа Росатома» в Новоуральске прошла образовательная стажировка

09.02.2018

В детском саду №22 «Надежда» 7-9 февраля 2018 года прошла стажировка «Образовательный потенциал детской самодеятельной игры: вызовы и перспективы» для руководителей и педагогов детских садов Новоуральска. Это первая стажировка, которую сетевой детский сад провел в качестве стажировочной площадки проекта «Школа Росатома». И, хотя стажировка – традиционно обучающий формат, целью этой стажировки было не научить стажеров чему-то, а начать менять их сознание: в отношении к детям, к собственной роли в отношениях с детьми, и, конечно, к роли самодеятельной игры в развитии ребенка-дошкольника.

Поставленная цель – разорвать шаблоны в головах – была успешно решена, судя по отзывам стажеров. И, в первую очередь, это коснулось самого понимания того, что же такое детская самодеятельная игра на самом деле. Для этого педагогам и руководителям детских садов пришлось не просто «поиграть» так, как они играли бы с детьми, но выйти за рамки своей профессиональной роли в принципе.

Первым вызовом для стажеров стало знакомство с этапами развития игры Е.Е. Кравцовой (большая часть аудитории столкнулась с ним впервые). Казалось бы, именно знакомство с концептуальными основами педагогической деятельности полагается в первую очередь на уровне теории, однако вместо лекционного материала стажерам была предложена возможность представить эти этапы в виде своеобразных уровней условной компьютерной игры, которые должен пройти ребенок для личностного развития (заодно потренировали мышление и воображение педагогов). Эти уровни были представлены стажерам в виде игровых макетов (игра внутри игры). Сначала новая непонятная игра давалась с трудом – мешал накопленный опыт и усвоенные до автоматизма игровые паттерны, – но в конечном итоге оказалось, что разбирать и запоминать специфику разных видов игры в сказочном образно-ассоциативном виде увлекательно и приятно. Такая форма работы позволила не только интересно подать материал, но и расширить для стажеров само семантическое поле понятия «игра» – уйти от игровых действий в сторону работы с расхождением наглядного и воображаемого планов, о котором писал Л.С. Выготский.

Второе сложное испытание – знакомство с инструментарием работы настоящих сценаристов игрового кино (да-да, тех самых, которые придумывают истории для широкого экрана!). На это был направлен мастер-класс «Волшебник Изумрудного города: история (сказка) как универсальный инструмент передачи культурно-исторического опыта», где стажеры познакомились с нюансами психологии восприятия и развития личности. Основной акцент был сделан на уход от решения образовательных задач и перенос структуры сказки, в которой герой (ребенок) становится сильнее/умнее/добрее/и так далее, на структуру образовательного события и детской самодеятельной игры. Необычная, выходящая далеко за рамки основных профессиональных компетенций информация – вот он, фактор, необходимый для творческого созидания новых смыслов работы воспитателя как со-творца детской игры! А с практикой реализации этого подхода в детском саду №22 «Надежда» стажеров познакомили Екатерина Фура и Татьяна Рунина (воспитатели подготовительной группы «Сказка»), а также учитель-логопед Елена Минеева. Коллеги делились своими находками и выводами по разворачиванию события «Новогодняя сказка». Этот пример не только продемонстрировал возможности со-творчества педагогов и воспитанников, но и полноценного включения профильных специалистов в детскую игру в качестве партнеров.

На расширение же практического игрового инструментария педагога был направлен и мастер-класс Ольги Ивановой «Способы поддержки и развития детской самодеятельной игры». На этом мастер-классе педагоги Новоуральска смогли найти приемы, пригодные для повседневной работы. Эти инструменты стажеры попытались «обкатать» сразу же, разыгрывая различные ситуации вброса образовательных задач в детскую игру. Это испытание тоже далось стажерам непросто: именно в таком режиме инсценировки стало особенно заметно, как воспитатели разрушают детскую самодеятельную игру, превращая ее в образовательную ситуацию, прямо или косвенно подчиняя детей целям своей профессиональной деятельности.

Не удивительно, что после этого стажеры особенно переживали перед заключительным испытанием – полевой практикой в группах детского сада №22 «Надежда». Однако, вопреки волнению, а, может быть, именно благодаря ему, воспитателям удалось приблизиться к позиции педагога-игрового партнера, отказавшись от роли ментора. Этот неожиданный опыт расставил те, казалось бы, далекие от реальной практики смысловые акценты, которые стажеры уже успели найти на предыдущих этапах, по местам. На заключительном «вечернем круге» стажеры делились тем пережитым драйвом, который позволил им по-другому ощутить себя в игре и интуитивно найти в ней свое место. Отдельно хочется отметить, что наравне с воспитателями в группы вышли играть и специалисты: воспитатель по изобразительному творчеству, педагог-психолог и учитель-логопед. Как оказалось, и для них нет ничего невозможного в том, чтобы решать свои узкие задачи в свободной игровой деятельности детей.

А вот выдержать экспертную позицию оказалось гораздо сложнее. Во-первых, стажеры-эксперты вышли наблюдать за работой стажеров-игроков в группах с оценочными листами, которые они разработали сами накануне. Именно в этой ситуации стало очевидно, насколько трудно выбрать и оценить значимые показатели деятельности педагогов по поддержке и развитию детской самодеятельной игры и как сложно увидеть нюансы этой работы. Во-вторых, оставаться невовлеченным, когда дети активно приглашают тебя самого поиграть, тоже нужно уметь. В-третьих, абстрагироваться от деталей (кто что сделал, куда пошел, как себя повел) и дать анализ собственной и чужой деятельности в целом – навык, требующий отдельной тренировки.

Специальная часть программы была предложена руководителям (заведующим и старшим воспитателям) Наталией Шевченко – заведующим детским садом №22. Управленцы начали разработку ментальной карты, которая поможет им сконцентрировать разрозненные пока цели и знания для трансформации образовательного процесса в их детских садах. Конечные готовые решения стажерам-руководителям придется искать самостоятельно, руководствуясь индивидуальными особенностями своих учреждений.

Заключительный «вечерний круг» стажировки выявил яркий положительный момент – готовность стажеров к творческому поиску ответов на вопросы, вставшие перед ними в ходе стажировки, и желание меняться, подкрепленное первыми победами и поддержкой со стороны команды и воспитанников детского сада №22 «Надежда».