В Трехгорном прошел городской семинар-практикум «Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в Open Space детского сада»

19 апреля 2019 года в г.Трёхгорный прошёл городской семинар-практикум по теме «Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в OpenSpaceдетского сада». Семинар был проведён на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» (подразделение «Дом Монтессори») – участника инновационной сети дошкольных образовательных организаций «Школа Росатома». В семинаре приняли участие руководители, заместители заведующих по воспитательно-методической работе и старшие воспитатели всех детских садов города.

Этот семинар стал практическим продолжением теоретического семинара, который прошел в апреле 2018 года, на котором руководителей детских садов знакомили с организацией в ДОО открытой образовательной среды в рамках реализации ФГОС ДО. Целью семинара стало повышение профессиональной компетентности руководящих работников ДОО по созданию условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста с учётом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

В первой части семинара были разобраны понятия «инициатива» и «самостоятельность» и проанализирован ФГОС ДО с точки зрения развития и поддержки данных качеств. Обозначив актуальность темы семинара, была представлена технология поддержки детской инициативы и самостоятельности, используемая в дошкольном учреждении – «День новых возможностей». Участников семинара познакомили с этапами подготовки к внедрению данной технологии, детально представили технологический процесс и условия, необходимые для успешной реализации.

Вторая часть семинара была проведена в деятельностном формате. Коллеги прожили «День новых возможностей» вместе с детьми. На утреннем круге участники семинара смогли воочию посмотреть, как ребята планируют свою деятельность и фиксируют свой выбор на «Доске выбора». Гости, также определив свой выбор, отправились по центрам. В процессе погружения в открытую образовательную среду детского сада (OpenSpace) участники семинара получили возможность понаблюдать за воспитанниками и педагогами «Дома Монтессори», каким образом технология внедряется в образовательный процесс, как разворачивается детская деятельность, какую помощь (недирективную) оказывают взрослые. Одновременно участники семинара работали с экспертными листами, в которых фиксировали свои наблюдения по определённым критериям.

В ходе погружения гостям удалось не только вести наблюдения за деятельностью детей и педагогов, но и включаться в совместное взаимодействие с детьми, удерживая позицию партнёра, а не наставника.

В заключении семинара был проведён «Рефлексивный круг», на котором все его участники обменялись мнениями об увиденной технологии. Гостей «Дома Монтессори» удивляло, что дети самостоятельно ходят по детскому саду без сопровождения взрослых, что воспитанники инициируют сами свою деятельность и готовят для неё всё необходимое, что взаимодействуют с детьми из разных групп, отмечали отсутствие конфликтов между детьми. На рефлексивном круге присутствовали и педагоги детского сада из различных центров, которые говорили о подмеченных в этот день особенностях деятельности в центрах и важности «Дня новых возможностей» для развития детей и индивидуализации педагогического подхода.

Все участники семинара отметили значимость применяемой технологии для развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. В дальнейшем было намечено представление технологии педагогическим работникам дошкольных организаций.

21 апреля 2019