Авторская программа стажировки «Проектирование и реализация образовательных событий для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Александрович Светлана Константиновна, Саров
  2. Власова Зиля Ясавиевна, Снежинск
  3. Габдуллина Надежда Андреевна, Лесной
  4. Гвоздева Анна Михайловна, Снежинск
  5. Еремеева Елена Николаевна, Снежинск
  6. Зезянова Светлана Николаевна, Лесной
  7. Козлова Наталия Владимировна, Волгодонск
  8. Колногорова Оксана Леонидовна, Лесной
  9. Кузнецова Ольга Владимировна, Зеленогорск
  10. Кутузова Юлия Викторовна, Зеленогорск
  11. Лосева Виктория Викторовна, Железногорск
  12. Сансядло Нина Васильевна, Лесной
  13. Слюсарева Елена Сергеевна, Снежинск
  14. Суслова Оксана Александровна, Снежинск
  15. Турутина Светлана Александровна, Саров

 

1. Информационный блок программы.

  1. ФИО разработчика: Баландина Алена Алексеевна.
  2. Название программы: «Проектирование и реализация образовательных событий для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников».
  3. Цель программы: повышение профессиональной компетенции педагогов через активное внедрение в образовательный процесс образовательных событий.
  4. Задачи программы:
  • формирование у стажеров представлений использования образовательных событий в образовательном процессе ДОУ;
  • амплификация опыта стажеров по организации образовательного события;
  • минимизация затруднений стажеров в организации и реализации образовательных событий в совместной деятельности с дошкольниками.

5. Ключевые идеи опыта

Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система дошкольного образования, обозначены новые ориентиры, направленные на:

  • содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;
  • желание сделать жизнь детей более интересной;
  • формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка;
  • сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.

В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, — но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

Чтобы сделать жизнь детей в своей группе интересной, я создаю условия для возникновения образовательного события, в ходе которого происходит качественное изменение воздействия на детей: включается воображение, проявляется изобретательность, творчество.

Я поделила образовательные события на два вида:

 — по инициативе педагога;

Для этого вида ОС я использую такие способы:
«Коллаж событий» — воспитатель на видном месте помещает картинку, фото, на которой изображено какое-то событие, например: «Новый год в Австралии», «У каждого свой театр», «Космическое путешествие», «Снимаем кино», «Мир фантазий», «Наш завод» и т.д. и смотрим заинтересованность детей, после того, как дети заинтересовались, педагог вместе с детьми готовят образовательное событие.

— «Детективное бюро» — воспитатель озадачивает детей какой-либо интересной проблемой: потерялось счастье ( образовательное событие «Мой счастливый день»), плачущие малыши в детском саду (образовательное событие «Праздник для малышей», как помочь бездомным животным (образовательное событие «Кошкин дом» и т.д. ). Для решения этой проблемы «выводим» детей на подготовку и организацию образовательного события, в процессе которого, решаем поставленные нами образовательные задачи.

— по интересам детей:

Для данного вида ОС я использую такие способы:

— «Подсматривание» — наблюдаю за самостоятельной деятельностью детей, выявляю интерес к теме или объекту, и с помощью этой информации планирую образовательное событие.

— «Копилка идей» — в специальную копилку (какую-либо коробку) дети складывают «подсказки» (которые они нарисовали или написали) для воспитателя о совместной деятельности, то есть чем бы им хотелось увлечь друзей (своей определенной темой, например: динозавры, роботы, герои мультфильмов и т.д.). Далее педагог организует образовательное событие по какой-либо идее.

Данные способы, являются сигналом для организации образовательного события, в ходе которого решаются образовательные задачи.

В результате стажировки слушатели получат возможность:

  1. Познакомиться со способами организации образовательных событий;
  2. Обменяться опытом с коллегами, которые активно и эффективно используют в педагогической практике образовательные события;
  3. Приобрести практические навыки использования образовательных событий;
  4. По окончании стажировки получить сертификат, который является документом накопительной системы повышения квалификации.

Непосредственно ожидаемыми результатами являются:

получение теоретико-методологических знаний по использованию в образовательном процессе технологий реализации образовательного события в процессе развития дошкольника в контексте ФГОС.

совершенствование профессионального мастерства и компетенций в области организации образовательного процесса, создании условий для самостоятельной деятельности детей, на основе технологий образовательных событий.

2.Содержательный блок программы.

1. Перечень необходимого оборудования.
Аудиторные помещения: музыкальный зал, методический кабинет, 5 групповых помещений.

  1. Техническое оборудование:
  • мультимедийная установка (проектор, экран на штативе, ноутбук);
  • ноутбуки – 2 шт.;
  • офисная техника: чёрно-белый принтеры, ламинатор.
  1. Оборудование и материалы групповых помещений.
  2. Кейс стажёра: дневник стажировки, содержащий информационные и раздаточные материалы, раскрывающие содержательные и рефлексивные материалы стажировки; канцелярские материалы.  

2. Программа стажировки.

Программа стажировки включает в себя три модуля.

Формы обучения: лекции, семинары, образовательные события, групповая и индивидуальная работа, погружение в деятельность, игры, самостоятельная работа по разработке проектных идей.

Модуль 1. «Образовательное событие как способ эффективного развития современного дошкольника».

  1. Определение личностно значимых целей обучения на стажировке
  2. Формулировка понятий: событие, образовательное событие. Определение ключевых моментов через:

— погружение стажеров в технологию коллективной мыслительной деятельности;

-представление продукта коллективной мыслительной деятельности.

3. Роль образовательного события в развитии современного дошкольника.

4. Реализация образовательных задач через образовательное событие.

Модуль 2. «Использование различных методов для организации образовательного события»

  1. Игра — основа образовательного события.
  2. Ознакомление стажеров с видами игр; с авторскими методами организации образовательных событий.

2.1 Стажерская проба №1. Разработка образовательного события в подгруппах на основе критериев, предложенных ведущим стажировки.

2.2 Стажерская проба №2 Погружение стажеров в образовательное событие.

2.3 Анализ образовательных событий, показанных командами.

3. Разработка критериев для оценочных карт образовательного события (работа в группах).

4. Рефлексивный анализ и оценка. Определение затруднений через командный формат обсуждения процесса.

Модуль № 3. «Апробация стажерами персонального опыта в рамках заявленной темы»

  1. Презентация разработанных стажерами оценочных карт образовательного события.
  2. Стажерская проба №1. Разработка образовательного события по замыслу ведущего стажировки.
  3. Стажерская проба №2 Погружение стажеров в группы для организации образовательных событий
  4. Презентация образовательных событий, проведенных стажерами.
  5. Проведение собственного анализа образовательного события по оценочным картам.
  6. Итоговая рефлексия стажёров по определению целостности и практической значимости приобретённых компетенций для дальнейшего саморазвития («Рефлексивный круг»).

2.3 Учебный план стажировки

п/п

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
  Лекция Практические занятия Стажерская

проба

Оценочное событие
1 Модуль 1. «Образовательное событие как способ эффективного развития современного дошкольника». 2 2,5  2,5  1
1.1 Определение личностно значимых целей обучения на стажировке       0,5
1.2 Формулировка понятий: событие, образовательное событие. Определение ключевых моментов через:

— погружение стажеров в технологию коллективной мыслительной деятельности;

-представление продукта коллективной мыслительной деятельности

1 0,5 1  
1.3 Роль образовательного события в развитии современного дошкольника. 0,5 1 1  
1.4 Реализация образовательных задач через образовательное событие 0,5 1 0,5 0,5
2 Модуль 2. «Использование различных методов для организации образовательного события» 1 0,5 6 1,5
2.1 Игра — основа образовательного события. 0,5      
2.2 Ознакомление стажеров с видами игр; с авторскими методами организации образовательных событий. 0,5 0,5    
2.2.1 Стажерская проба №1. Разработка образовательного события в подгруппах на основе критериев, предложенных ведущим стажировки.     2 0,5
2.2.2 Стажерская проба №2. Погружение стажеров в образовательное событие.     2,5 0,5
2.2.3 Анализ образовательных событий, показанных командами.     0,5  
2.3 Разработка критериев для оценочных карт образовательного события (работа в группах).     1  
2.4 Рефлексивный анализ и оценка. Определение затруднений через командный формат обсуждения процесса.       0,5
  Модуль № 3. «Апробация стажерами персонального опыта в рамках заявленной темы»

 

0 2 3 2
3.1 Презентация разработанных стажерами оценочных карт образовательного события.   1    
3.2 Стажерская проба №1. Разработка образовательного события по замыслу ведущего стажировки.     1  
3.3 Стажерская проба №2 Погружение стажеров в группы для организации образовательных событий     1  
3.4 Презентация образовательных событий проведенных стажерами.   1 1  
3.5 Проведение собственного анализа образовательного события по оценочным картам.       1 оценка собственных результатов
3.6 Итоговая рефлексия стажёров по определению целостности и практической значимости приобретённых компетенций для дальнейшего саморазвития       1 Рефлексивный круг «Я знаю, как …» (рефлексия новообразований, появившихся в ходе стажерской практики).

 

Итого 24 часа 3 5 11,5 4,5
  1. Способы оценки результатов стажировки

1. Внешняя оценка результатов работы стажеров будет осуществляться посредством Internet – голосования за продукты деятельности педагогов – стажеров в социальной сети Facebook в группе. Если не менее половины продуктов получат оценку Like, то стажировка признается успешной.

2.Самооценивание стажёрами собственных результатов.

Самооценивание стажёрами собственных результатов будет проходить путем заполнения ими рефлексивных карт по итогам проведенных стажерских проб.

Рефлексия проводится по следующим параметрам:

Уровень представленных материалов не проявлено

 1 балл

частично

 2 балла

полностью

 3 балла

Достижение цели и задач стажировки      
Значимость выполняемой стажером работы      
Самостоятельность при выполнении заданий стажировки      
Осознание необходимости и готовности применения полученного опыта      
Средний балл:  

Результат работы стажера признается успешным в том случае, если стажер получает не менее 8 баллов (количественный критерий).