Авторская программа стажировки «Использование техник актерского мастерства для развития образно-ролевой игры детей дошкольного возраста»

Список участников стажировки:

  1. Бандукова Юлия Леонидовна, г.Зеленогорск
  2. Барковская Елена Витальевна, г.Заречный ЗАТО
  3. Викторова Наталья Александровна, г.Саров
  4. Горбунова Ирина Асхатовна, г.Снежинск
  5. Гусева Марина Валерьевна, г.Зеленогорск
  6. Заец Алена Константиновна, г.Заречный СО
  7. Казеннова Татьяна Васильевна, г.Заречный СО
  8. Кашпурова Любовь Александровна, г.Снежинск
  9. Козловская Анжела Александровна, г.Железногорск
  10. Коростелева Татьяна Петровна, г.Заречный СО
  11. Морозова Екатерина Петровна, г.Озерск
  12. Мыскина Елена Александровна, г.Димитровград
  13. Нуртдинова Алла Владимировна, г.Заречный СО
  14. Поликашина Марина Ивановна, г.Заречный ЗАТО
  15. Ситникова Галина Владимировна, г.Заречный ЗАТО
  16. Смагина Наталья Александровна, г.Озерск
  17. Списченкова Марина Фаридовна, г.Димитровград
  18. Чапаева Марина Сергеевна, г.Саров
  19. Шалкина Елена Валентиновна, г.Снежинск
  20. Шилова Мария Александровна, г.Снежинск

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Сформировать у стажеров целостное представление о формах и методах использования техник актерского мастерства для амплификации образно-ролевой игры.

 

1.2. Задачи программы:

  1. Способствовать формированию представлений об образно-ролевой игре как о деятельности, в результате которой у ребенка формируется умение принимать на себя игровые, социальные и другие роли, включаться в ролевые отношения, направленной на личностное развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
  2. Создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную деятельность по формированию навыков оценки амплификации образно-ролевой игры.
  3. Создать условия для обогащения информационно-методической базы путем формирования перечня наиболее действенных для каждого стажера упражнений и приемов актерского мастерства, направленных на амплификацию образно-ролевой игры.
  4. Совершенствовать рефлексивные умения педагогов в процессе осуществления стажерской практики.
  5. Предоставить возможность стажерам апробировать самостоятельные, инициативные педагогические действия для развития навыка разворачивания образно-ролевой игры с детьми.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

В современном мире человеку необходимо принимать на себя различные роли – профессиональные, социальные, психологические. Умение принимать на себя роль и выдерживать ее закладывается еще с детства в игре.

Игра по определению Л.С. Выготского – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, проживания этих отношений в особой условной форме (в мнимой ситуации, «понарошку»). В детском саду №22 «Надежда» реализуется технология развития детской игровой деятельности Е.Е. Кравцовой, в рамках которой выделяются пять видов детской самодеятельной игры: режиссерская, образно-ролевая, сюжетно-ролевая, игра с правилами и режиссерская игра нового уровня. Практически все эти игры знакомы педагогам и реализуются ими в ежедневной практике, за исключением образно-ролевой игры.

Образно-ролевая игра крайне важна в развитии ребенка, однако она не нашла широкой проработки научной и педагогической базы методов и технологий ее развития. Так как период развития образно-ролевой игры в чистом виде относительно непродолжителен, а развитие образа нуждается в развитии минимального сюжета, педагоги зачастую «пропускают» этот значимый этап, переходя сразу к элементарным сценариям сюжетно-ролевой игры. Неумение же детей создавать осознанный образ в последствии приводит к невозможности развития интересной и многоплановой сюжетной линии, что не дает детской игре выполнять свою важнейшую функцию – быть «полигоном», на котором ребенок осваивает мир. Поэтому для практики реализации технологии развития игровой деятельности Е.Е Кравцовой в детском саду №22 «Надежда» была принята модель образно-ролевой игры, адаптированная педагогическим коллективом детского сада.

В рамках данной модели образно-ролевая игра – это вид игры, в рамках которого ребенок принимает на себя значимые и привлекательные для него образы взрослых, сказочных персонажей, запомнившихся представителей различных профессий, в результате чего у ребенка формируется умение принимать на себя игровые, социальные и другие роли, выдерживать их и включаться в ролевые отношения.

В структуре образно-ролевой игры были выделены два ключевых типа компонентов: предмет отображения и специфическая игровая деятельность ребенка. Предметом отображения, который ребенок осваивает в образно-ролевой игре, является образ, который, в свою очередь, состоит из ряда структурных элементов.

В качестве элементов выделяются такие компоненты образа, как:

  • тип персонажа – человек (близкие детям образы – мама, ребенок, друг, товарищ, сосед, горожанин), антропоморфный субъект (выдуманные существа, похожие на людей – фея, зомби, волшебник, инопланетянин), животные (в том числе сказочные – котенок, лисенок, рыбка, дракон), предмет (неодушевленный – машина, дерево, река, гора), явление (природное или рукотворное – тучка, ветер, салют);
  • характер – свойства личности (по принципу семантического дифференциала – добрый/злой, хитрый/простодушный, умный/глупый, скупой/щедрый; отдельные черты – задумчивый, завистливый, мечтательный);
  • характеристика – мечты, цели (я хочу), переживания (я чувствую: боюсь, радуюсь, сомневаюсь, люблю), секреты (я знаю), привычки, система ценностей (я считаю допустимым/правильным);
  • характеризация (профессия – пожарный, врач, учитель; род деятельности – пассажир, пациент, клиент, зритель, покупатель; основные способности – умение пользовать определенную группу инструментов, суперсила);
  • внешняя характерность (мимика, пластика, манеры, жестикуляция, позировка);
  • речевая модель (характер и стиль речи);
  • внешность (костюм, прическа, аксессуары, атрибуты).

Все эти компоненты важны и как направления создания образа, и как инструменты познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребенка. Поэтому важно обеспечить амплификацию каждого из компонентов образа для развития образно-ролевой игры и ребенка в ней.

Для амплификации элемента «Тип персонажа» педагогу необходимо создать ряд условий. Во-первых, для передачи культурно-исторического опыта игры педагог должен в первую очередь сам недирективно (без подключения детей) демонстрировать способы входа персонажей разных типов, в результате чего у ребенка формируются конкретные представления о том, каким персонажем можно быть (человек, антропоморфный субъект, животное, предмет, явление), расширяется перечень известных и знакомых персонажей. Во-вторых, для этого необходимо обеспечить и специфические предметно-средовые условия, а именно наполнить среду иллюстрациями и картинами, отражающими разные типы персонажей, обеспечить в пространстве группы наличие фотографий самих детей и педагогов в разных образах, при этом возможна интеграция с технологией моделирования для введения знаков и символов, отражающих ключевые свойства тех или иных типов персонажей.

Для амплификации элемента «Характер» (особенности личности) педагог показывает разнообразие характеров, свойств личности, используя при этом форму этюда. Также возможно использование технологии моделирования при рассказывании педагогом сказок, раскрывающих различные свойства характера персонажей, их внутреннего содержания и внешнего проявления. В результате этого у детей расширяется перечень понятных им свойств характера, способов их передачи, их значения в деятельности персонажа и при принятии им решений.

При амплификации элемента «Характеристика» (мечты, цели, переживания, секреты, привычки, система ценностей) педагог показывает, какие могут быть мечты, секреты, привычки у определенного персонажа, вжившись в данную роль и рассказывая о персонаже от первого лица, либо задавая наводящие вопросы персонажу, роль которого принял на себя ребенок, тем самым формируя у детей причинно-следственные связи между внутренним планом персонажа и его ролевым поведением. Для этого необходимо обеспечить наличие в среде продуктов реализации технологии портфолио, наличие экрана выбора, экрана достижений, коллективных и персональных выставок детей на субъективно значимые темы. Данные предметно-средовые условия необходимы для того, чтобы педагог мог помочь детям обратиться к их личному опыту проживания желаний и переживаний, совершения морального выбора.

Для амплификации элемента «Характеризация» (профессия, род деятельности) педагог активно обращается к жизненному опыту детей и к собственному опыту знакомства с различными профессиональными и деятельностными сферами. Педагог показывает на собственном примере и/или привлекая детей создание образов представителей разнообразных профессий, проигрывает их. Для воплощения профессиональной или социально-поведенческой роли может использоваться технология моделирования для выделения и фиксации ключевых свойств той или иной профессии/деятельности. Также необходимо использование педагогом свободного чтения художественной литературы и использования медиаконтента для развития представлений детей об образах, связанных с той или иной деятельностью. За счет расширения информационного поля у ребенка происходит знакомство с культурно-историческим опытом профессиональной деятельности в различных сферах человеческой жизни и воображаемой действительности, расширение вариативного поля деятельности.

Амплификация элемента «Внешняя характерность» (мимика, пластика, жесты) является с одной стороны одним из наиболее понятных направлений деятельности, с другой – наиболее сложным для исполнения. В практике игровой деятельности педагогу необходимо недирективно показать личным примером характерные черты персонажа, принимая на себя роль, то есть в пластике, мимике и жестикуляции концентрировано и понятно выразить уникальные свойства персонажа. Для этого самому педагогу необходимо владеть широким спектром средств пластической выразительности. Кроме того, в совместной с детьми и специалистами музыкальной и изобразительной деятельности от педагога требуется взять на себя роль культурного партнера, который при помощи собственного тела творчески интерпретирует либо условия деятельности (двигается, как богатырь, под грозную музыку, танцует дождиком – под печальную и т.д.), либо продукты деятельности (маски, характерные профессиональные атрибуты, аксессуары и т.д.). В результате освоения ребенком средств пластической выразительности происходит развитие творческого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и расширение поля выражения свойств персонажей. Кроме того, именно развитая внешняя характерность зачастую позволяет ребенку развить внутреннюю структуру роли. Предметно-средовые условия необходимые для амплификации этого элемента: фотоматериалы, отражающие игровую и/или бытовую деятельность детей (обращение к опыту), а также инструменты, обеспечивающие использование технологии моделирования для показа способов пластического выражения различных эмоций и различных способов выражения одной и той же эмоции.

Для амплификации компонента «Речевая модель» педагог использует специальные тренинговые упражнения в формате этюдов и недирективный показ разных способов использования речевых средств (тембр, громкость и высота голоса, специфический стиль речи персонажа) для качественной вербализации образа. Как итог, у детей совершенствуется владение устной речью, владение средствами речевой выразительности, владение голосом и речевыми паттернами. Приобретаются навыки замещения вербализации (речи) невербальными способами коммуникации (языком тела, мимикой, жестами, использованием символических изображений и т.д.). Происходит развитие эмпатии как основы понимания смысла и подтекста речи, формирование коммуникативной и выразительной функций языка.

Амплифицируя компонент «Внешность» педагог использует недирективный показ создания элементарных игровых атрибутов и элементов костюма и облика (прическа, усы, фигура). Как и в случае с внешней характерностью, не достаточно просто привнести какой-либо атрибут или его заместитель. Необходимо наполнить его смыслом, показать зависимость свойств персонажа от его внешности (белый плащ для доброго волшебника, черный – для злого). Кроме того, не менее важен и внешний антураж (локация), который позволит обратиться к личному или зрительскому опыту детей и, при наличии в группе оборудования и материалов, позволяющих детям строить изолированные помещения типа замков, пещер, сказочных домиков, поездов, задавать не только отдельные роли, но и элементарные ролевые отношения, раскрывающие персонажей. Для этого также необходимо наличие театрального уголка-костюмерной, где имеются различные костюмы, маски, детали одежды, куски ткани, предметы, характерные для образа различных персонажей (перо для шляпы, большой сапог, корзина, «шпага», и т.п.), и «мастерской», наполненной бросовым материалом для самостоятельного изготовления детьми недостающих аксессуаров и реквизита.

Помимо специальных существуют и общие предметно-средовые условия, являющиеся необходимыми для амплификации всех компонентов образа. К ним относятся:

  • наличие в групповом помещении специальной зоны (подиума, центра, мобильной сцены) для проигрывания детьми различных образов как условной актерской деятельности;
  • наличие зеркала или нескольких стационарных зеркал в группе, приемной или спальне, в которых ребенок может увидеть себя в полный рост, рассмотреть с разных сторон;
  • насыщенность иллюстративными материалами (в том числе фотографиями самих детей и педагогов) и произведениями художественной литературы, в которых присутствуют яркие и выразительные персонажи, сменяемость материалов в соответствии с интересами детей;
  • свободное пространство для совместной и индивидуальной условно актерской деятельности: этюдов, игровых театральных упражнений, тренингов, психогимнастики.

Образная игра является, пожалуй, самой сложной в педагогической практике. Она не дает ни поля для разворачивания игровых действий, как режиссерская игра, ни возможностей развития увлекательного сюжета, как сюжетно-ролевая игра, ни понимания того, как конкретно нужно действовать, в отличие от четкой игры с правилами. В то же время педагогу необходимо использовать себя – свой внутренний опыт и физические возможности выразительности – для выстраивания и наполнения игрового пространства.

Именно поэтому особенно хочется отметить роль использования театральных упражнений для амплификации образно-ролевой игры. В данном случае игровые упражнения рассматриваются с позиции метода развития актерского мастерства, согласно подходу М. Чехова, адаптированному автором стажировки к использованию в дошкольной образовательной организации. Ценность подхода М. Чехова для педагога заключается в том, что конструирование роли идет с опорой на личностный опыт, поэтому его можно использовать для детей дошкольного возраста, т.к. абстрактное мышление еще не сформировано. Кроме того, Чеховым приводятся упражнения, позволяющие самому педагогу на практике развивать собственные актерские способности и расширять восприятие.

Итак, педагог с одной стороны является актером, который любит играть. В это понятие, конечно же, включается радость и удовольствие от превращения в определенное действующее лицо, от возможности выразить себя через маску персонажа и от всех прочих обстоятельств, которые с этим связаны. А с другой стороны педагог – наставник, чутко следящий за развитием ребенка как актера, помогающий ему через действие обращаться к жизненному опыту, эмоциям и переживаниям (М. Чехов). Принятие педагогом попеременно ролей актера и наставника позволяет ребенку развивать игровые навыки как в непосредственном взаимодействии, так и в наблюдении со стороны.

Предполагаемые результаты реализации технологии:

  • ребенок владеет действием переноса какого-либо свойства или функции с предмета или персонажа на себя;
  • ребенок создает собственный оригинальный образ, каждый элемент которого имеет смысловую и функциональную нагрузку (см. элементы образа);
  • ребенок овеществляет образ с помощью элементов костюма и атрибутов (в т.ч. предметов-заместителей);
  • ребенок переходит от непосредственного общения к контекстному (ролевому), выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения со взрослым и детьми.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Модуль Содержание работы Методы Кол-во часов
    День 1    
1.               Сравнение разных видов игры по Е.Е. Кравцовой (режиссерская, образно-ролевая, сюжетно-ролевая) Игра «Где прячется личность?»: определение развивающего потенциала разных видов игры для формирования основ личностного определения ребенка, проблематизация стажировки Метод сравнительного анализа 1
2.               Определение понятия образно-ролевая игра Дискурс «Образно-ролевая игра – как ее понять?»: формирование у участников стажировки комплексного представления об образно-ролевой игре, ее структурных компонентах Метод индукции 1
3.               Определение путей амплификации образно-ролевой игры Ко-воркинг «Амплификация образно-ролевой игры»: работа стажеров в рамках малых групп Метод снежного кома

Метод моделирования

1,5
4.               Формирование представлений о методе развития актерского мастерства М. Чехова Тренинг «Метод актера»: практическое знакомство с методом М. Чехова. Планирование игры на второй день. Театральная импровизация 3,5
5.               Рефлексия по итогам дня Высказывание стажерами своих впечатлений и вопросов о первом дне, начало формирования актерских альбомов стажеров Метод глубинного интервью

Метод моделирования

1
    День 2    
6.               Развитие навыка образно-ролевой игры с детьми в группах и других помещениях д/с Практика «Актерская проба»: разворачивание стажерами образно-ролевой игры совместно с детьми в группах и других помещениях детского сада Метод погружения 1
7.               Блиц-сессия «Если бы я был ответственным за кастинг…»: оценка стажерами практики игры. Работа в микрогруппах и в общем круге Метод фокус-группы 1
8.               Использование театральных упражнений для амплификации образно-ролевой игры Актерский воркаут «Весь мир – театр»: закрытый выход на сцену Театра музыки, драмы и комедии для погружения в атмосферу работы актера Методы актерского мастерства 2
9.               Формирование навыков оценки амплификации образно-ролевой игры Брифинг «Взгляд со стороны»: анализ стажерами своей работы на театральной сцене Метод причинно-следственного анализа 1,5
10.            Закрепление навыков образно-ролевой игры с детьми Тренинг «Открытая сцена»: игра с детьми в театральном модуле в формате подиума Метод погружения 1
11.            Блиц-сессия «Немая сцена»: выражение стажерами своих ощущений от результатов своей деятельности в рамках «Открытой сцены» Метод ассоциаций 0,5
12.            Рефлексия Высказывание стажерами своих впечатлений и вопросов о втором дне, ведение актерских альбомов Метод снежного кома Метод глубинного интервью

Метод моделирования

1
    День 3    
13.            Оценка эффективности деятельности стажеров Экспертиза «Ускользающие образы»: наблюдение за результатами игры в группах детского сада (остались ли образы стажеров в играх детей) Метод наблюдения 1
14.            Брифинг «Театральная газета»: краткая рецензия эффективности деятельности стажеров, работа в микрогруппах и в общем круге Метод причинно-следственного анализа 1
15.            Формирование перечня наиболее действенных упражнений и приемов Мастерская «Актерский альбом»: создание подборки материалов, позволяющих педагогу обратиться к прожитому актерскому опыту, индивидуальная работа Метод визуализации 2
16.            Питчинг «Психологический театр»: мини-презентации стажерами своих актерских альбомов Презентация 1,5
17.            Работа экспертной коллегии из стажеров и экспертов по анализу проведения игры Сессия «Маска»: анализ практического опыта проведения стажерами своей работы в течение всей стажировки Метод цветных шляп (адаптированный) 1,5
18.            Рефлексия Высказывание стажерами своих впечатлений и вопросов о третьем дне и всей стажировке, подведение итогов Метод снежного кома Метод глубинного интервью

Метод моделирования

1

 

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
1.               Сформировать представления об особенностях разных видов игры по Е.Е. Кравцовой (режиссерская, образно-ролевая, сюжетно-ролевая) 0,5 0,5    
2.               Определить и конкретизировать понятие «образно-ролевая игра» 0,5 0,5    
3.               Определить пути амплификации образно-ролевой игры   0,5 1  
4.               Сформировать представления о методе развития актерского мастерства М. Чехова 0,5 1,5 1,5  
5.               Развить и закрепить навык образно-ролевой игры с детьми в группах и других помещениях д/с     2 1,5
6.               Сформировать практические умения использования театральных упражнений для амплификации образно-ролевой игры   1 1  
7.               Сформировать навыки оценки сформированности образно-ролевой игры у детей   0,5 1  
8.               Закрепить навык самостоятельного отбора стажерами наиболее действенных техник и приемов актерского мастерства, способствующих развитию образно-ролевой игры детей     1 2,5
9.               Развить рефлексивные и аналитические способности стажеров     2,5 4
  ИТОГО 1,5 4,5 10 8
24

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Внешняя оценка результатов осуществляется через:

  • оценку деятельности и результатов деятельности стажеров социальными партнерами – участниками образовательных отношений, представителями управления образования и специалистами учебно-методического центра развития образования Новоуральского городского округа;
  • размещение и обсуждение практических материалов стажеров на официальной странице Стажировочной площадки детского сада №22 «Надежда» на Facebook.

Внешняя оценка результатов стажеров оценивается по картам экспертного анализа.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Самооценивание стажерами собственных результатов осуществляется путем:

  1. Рефлексии при помощи «Актерского альбома», включающей:
  • анализ содержания и выражения образа педагога-актера, способного амплифицировать образно-ролевую игру (модель педагога-игрока);
  • создание подборки материалов, позволяющих педагогу обратиться к прожитому актерскому опыту, оценить свой опыт со стороны;
  • формирование индивидуального перечня наиболее эффективных для стажера методов и приемов амплификации образно-ролевой игры.
  1. Самооценки участниками продуктов стажерской практики с использованием следующих инструментов:

а) персональных:

  • рефлексивного теста;
  • карты развития «Я-ресурса»;
  • карты повышения профессиональной компетентности.

б) групповых:

  • рейтинговой карты голосования коллектива стажеров («Мисс уверенность», «Мисс креатив», «Мисс умница», «Мисс настроение», «Мисс Игровая Вселенная»);
  • карты оценки стажировки «Ожидания vs Результат».

 

  План проведения стажировки