Формирование на уровне среднего общего образования готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способности ставить цели и строить жизненные планы

Информационный блок программы

ФИО разработчика

Бурлакова Светлана Адамовна, заместитель директора по УВР МБОУ Гимназия №216 «Дидакт» г.Заречного Пензенской обл.

Название программы

Формирование на уровне среднего общего образования готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способности ставить цели и строить жизненные планы

Цель программы
  1. Освоение стажерами форм и способов самостоятельного проектирования формирования в старшей школе готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способности ставить цели и строить жизненные планы.
  2. Освоение стажерами способов самостоятельного построения траектории профессионального развития в условиях введения ФГОС СОО.
Задачи программы
  1. Исследование преемственности и принципиальных отличий в требованиях ФГОС к личностным результатам основного общего и среднего общего образования.
  2. Моделирование стажерами условий для достижения планируемых личностных результатов, учитывающей три основные компонента: условия организации образовательной деятельности, способы оценки и возрастные особенности обучающихся старшей школы.
  3. Разработка содержания и способов оценочной деятельности формирования на уровне среднего общего образования готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способности ставить цели и строить жизненные планы.
  4. Проектирование стажерами модели педагогического сопровождения как эффективного средства повышения квалификации педагога.
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

Идеи заявляемого опыта реализуются в гимназии в качестве пилотной школы по введению ФГОС среднего общего образования. Программа стажировки построена в деятельностном подходе. Основной формой работы будут выступать стажерские пробы, в рамках которых каждый стажер сможет самостоятельно простроить траекторию своего профессионального развития.

Таким образом, стажеры будут погружены в проектирование образовательного поля, в основе которого заложены следующие идеи:

  • личностные результаты нельзя формировать прямым воздействием;
  • личностные результаты оцениваются неперсонифицированно;
  • формированием личностных результатов можно управлять.

На мой взгляд, невозможно формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессиональных предпочтений, начиная работу только в 10 классе. Поэтому работа по формированию готовности к переходу к самообразованию, выбору направления профильного образования в гимназии № 216 «Дидакт» начинается на уровне основного общего образования и отслеживается через:

  • сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
  • самостоятельность в построении отдельных индивидуальных образовательных маршрутов с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов (умение определять образовательные цели, намечать пути их достижения, искать способы возникающих образовательных задач, контролировать и оценивать свою деятельность, по необходимости обращаться за экспертной оценкой к сверстникам и взрослым).

В практике моей работы на уроках математики в основной школе была выстроена система учебных проектов и социально-проектных задач. Определены способы действий в рамках предмета меня, как учителя, и обучающихся для формирования ответственного отношения к учению, учебной самостоятельности. Разновозрастное сотрудничество: работа в позиции «учителя» развивает у подростков учебную самостоятельность, основанную на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не из позиции сверстника, а из позиции «учителя». Чтобы научиться учить себя, быть учителем самого себя.

Один из принципов, которыми я руководствуюсь на уроках, является принцип «ситуации успеха». На оценку выносится учащимся только то, что подросток считает для себя готовым для публичной оценки. Например, предъявление результатов коррекционной работы по итогам проверочной работы. Структура уроков в деятельностном подходе позволяет мне, как учителю, уйти от тотального контроля и оценивания и передать контрольно-оценочный «инструмент» из своих рук в руки учащихся.

Урочная форма имеет ряд ограничений, в том числе и временных. Поэтому одним из условий для перехода к самообразованию и выбору направления профиля является включение событийного формата в образовательную деятельность: социальные практики в рамках внеаудиторных часов учебного плана, тренинги, проектные и учебно-исследовательские задачи.

Для отслеживания данного результата у обучающихся основной школы в гимназии разработан диагностический инструментарий (за основу взяты методики Репкиной Г.В., Заики Е.В.), форма представления имеет вид таблицы:

ФИ

определяет образовательные цели

намечает пути достижения

осуществляет поиск путей достижения

самоконтроль

оценка/самооценка своей деятельности

 

 

 

 

 

 

(0- не проявляет, 1- проявляет)

Данная таблица заполняется при выполнении учебных проектов, где обучающиеся работают в группах.

Определение области мотивации к обучению провожу и на конец 9 класса по специально разработанной анкете (опросник для обучающихся «Выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности» и определение результата с помощью «ключей»). Выделяю итоговые уровни мотивации школьников. Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов. По всей выборке обследуемых обучающихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

На конец 9 класса:

ФИ

знает свои профессиональные предпочтения

ориентируется в компетенциях необходимых в выбранной профессиональной области

понимает соотношение своих возможностей и выбранной профессиональной области

 

 

 

 

Данные заносятся в таблицу после индивидуального собеседования с каждым обучающимся в отдельности и фиксируются для представления в портфолио с индивидуальными рекомендациями по выстраиванию своей образовательной траектории в старшей школе.

Вывод об успехе и эффективности формирования мотивации к обучению возможен в том случае, если в выборах обучающихся явно преобладают личностный смысл обучения и внутренняя мотивация в 9 классах. Оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по определенным групповым показателям, которые будут представлены на стажировке.

Статистика показывает, что 40% обучающихся на конец 9 класса не могут определиться в отношении продолжения образования в сфере профессиональной деятельности, 25% поступают по решению родителей, 35% имеют достаточный уровень понимания личностного смысла обучения и профессионального самоопределения.

В 10-11 классах коллектив нашей гимназии руководствуется следующим принципом – обеспечить переход от общего образования к профессиональному через урочные и внеурочные виды деятельности.

В урочной деятельности использую социально-учебные проекты, обучение по индивидуальному учебному плану с углубленным изучением выбранных предметов.

Как создать условия, чтобы ученик, пришедший в 10 класс, задумался о самообразовании и способности к саморазвитию? Одним из шагов является стартовая работа по предмету. После проведения стартовой работы по предмету обучающийся получает определенную оценку и проектирует свой результат на конец 10 класса (прогностическая самооценка). По окончании 10 класса будет проведена итоговая работа, за которую он получит еще одну оценку. Предъявление планируемых результатов и соответствие их фактическим достижениям и будет являться показателем формирования готовности и способности обучающихся к саморазвитию, ответственному отношению к учению. Данный результат представлен в каждом портфолио обучающегося 10 класса.

Еще одним показателем способности к саморазвитию является моделирование карты ядерных понятий по математике с указанием реальных сроков восполнения пробелов:

Тема (ядерное понятие)

Знаю

Умею

Могу применять

Сроки изучения

 

 

 

 

 

Работа по выделению ядерных понятий проводится на первой образовательной сессии в группе, рефлексией на уроке по предмету и согласованием с учителем. Сроки изучения выставляются самим обучающимся, что тоже является показателем готовности обучающегося к самообразованию.

Опыт работы показал, что формированием профессионального самоопределения можно управлять через организацию образовательных сессий, социальных практик, реализацию индивидуального проекта и дистанционное взаимодействие.

Одним из показателей сформированности личностного смысла обучения и профессионального самоопределения является способность старшеклассника проектировать и распределять во времени и в пространстве свою образовательную программу. Эта способность отслеживается по направлениям мною как учителем и тьютором:

ФИ

наличие у старшеклассника образовательного запроса

наличие своего образовательного задания

наличие опор для образования

 

 

 

 

  • наличие у старшеклассника образовательного запроса на реализацию своей образовательной программы: профессиональное самоопределение;
  • наличие своего образовательного задания — построения такой ситуации, относительно которой образовательный запрос осмыслен: образовательная сессия, работа с куратором индивидуального проекта, работа с учителем-тьютором;
  • наличие средств для образования: карты ядерных понятий по предмету с указанием сроков изучения, рабочий недельный график занятости, описание тех «образовательных мест», которые использует ученик для реализации его ИОП.

Еще одним способом формирования мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности является привлечение обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах научно-практических конференциях по предмету. Причем, поощряется не только результат участия, но и само желание участвовать. Результативность участия может говорить о степени подготовки и проявлении мотивации к самообразованию.

Давайте посмотрим на себя со стороны. Кем я как учитель являюсь для ребенка? Как я с ним общаюсь? Могу ли я своим личным примером способствовать формированию мотивации к обучению? Изменение роли учителя в старших классах и готовность учителя к этой роли еще один фактор, способствующий формированию данных результатов. Учитель как куратор, как тьютор, как профессионал высокого класса, как направляющая составляющая целого образовательного процесса. На своих уроках я способна субъективно увидеть повышение мотивации и способности к активной познавательной деятельности через готовность к уроку, готовность к активной работе на уроке, через повышение самостоятельности в изучении предмета, наличие вопросов, умение ставить задачи перед собой и выстраивать пути их достижения. Все эти моменты проговариваются с обучающимся в личной беседе, в беседе с родителями (законными представителями).

Образовательные сессии как образовательные события старшеклассников, в которых осуществляется процесс развития и самоопределения в деятельности.

В рамках фазы совместной постановки образовательных задач учебного года в гимназии проводится стартовая диагностика старшеклассников. Обучающиеся анализируют нормативные документы, моделируют индивидуальный учебный план и программу.

Показателем формирования способности старшеклассника проектировать и распределять во времени и в пространстве свою образовательную программу является осмысленность построения программы, определение сферы профессиональной деятельности и типа деятельности в этой сфере. На начальной стадии проводится «Опросник ДДО» для определения предпочтений в типах профессий.

Одно из условий для зарождения собственного замысла является презентация эссе о будущей профессии и направлении деятельности, отражающем: что обучающийся знает о своей будущей профессии; ответ на вопрос: почему он хочет освоить эту профессию? и, что, с его точки зрения необходимо уметь и знать, чтобы стать настоящим профессионалом в будущей профессии? В таблице фиксирую отсутствие или наличие данных показателей:

ФИ

сознательность в выборе профессиональной деятельности

аргументированность в выборе

умение выделить ключевые умения для реализации данной профессии

 

 

 

 

(0 – отсутствие, 1 – наличие)

Результаты обсуждаются с каждым обучающимся индивидуально.

Образовательные сессии как образовательные события для старшеклассников необходимы не только в фазе запуска проекта или рефлексии, но и в течение 10-11 класса как способ очного или дистанционного взаимодействия с обучающимися других образовательных организаций в плане управления не только личностными, но и метапредметными, и предметными результатами. В данный момент ведется разработка дистанционного образовательного события совместно с гимназией г.Новоуральска, посвященного 70-летию атомной промышленности. Во время стажировки планируется работа по проектированию одной из сессий как образовательного события для обучающихся старших классов.

В гимназии разработана модель социальных практик как места предпрофессиональных проб, поиска себя в разных типах и сферах деятельности.

Социальная практика – вид учебно-социальной деятельности, в которой старшеклассник получает социальный опыт. Социальная практика проводится с целью ознакомления обучающихся с возможными будущими профессиями, условиями труда, уровнем требований к работникам данных профессий, умениями необходимыми для этой деятельности. Социальная практика должна помочь будущему выпускнику определиться с ВУЗом для продолжения образования. Места проведения: образовательные организации, организации культуры, социально ориентированные акции, общественные организации и движения, средства массовой информации. Существует реальная возможность договора с родителями, имеющими возможность принять на практику обучающихся.

Социальная практика является обязательной частью вариативной части плана внеурочной деятельности, включается в индивидуальные образовательные программы каждого ученика старшей школы.

Социальная практика в 10-11 классе проходит в течение учебного года за счет часов внеурочной деятельности по договоренности с принимающими организациями по графику в ходе учебного года. По окончании практики обучающийся представляет отчет.

Данная практика позволит определить проблемы, возникающие с выбором профессии, уровень готовности обучающегося к саморазвитию и самообразованию. На стажировке планируется спроектировать систему оценки и самооценки с позиции формирования готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, способности ставить цели и строить жизненные планы.

Опыт моей работы как тьютора позволяет выделить индивидуальный проект как пробу себя (ученика) в будущей профессиональной сфере или типе деятельности.

Индивидуальный проект — это особая форма организации деятельности обучающихся. Этот проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством куратора (тьютора) по выбранной теме в рамках одной из сфер и типов человеческой деятельности.

Индивидуальный проект является обязательным элементом индивидуальной образовательной программы старшеклассника.

На наш взгляд, результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, использование знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется учащимися в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом и представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта — информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного в соответствии с типом профессии и типом деятельности. В групповой работе обучающиеся моделировали темы проектов, соотнося их со сферой профессий и типом деятельности, формы представления результатов, выстроили план работы над проектом, критерии оценки и самооценки готового продукта.

На стажировке планируется спроектировать критерии оценки как самого проекта, так и оценку способности ставить цели и строить жизненные планы.

Все материалы по реализации индивидуального проекта размещаются в портфолио каждого обучающегося.

Деятельность по формированию способности обучающихся к саморазвитию и профессиональному самоопределению позволила мне приобрести опыт организации методической работы как системы модельных семинаров и профессиональных проб. Именно такая система работы соответствует деятельностному подходу. Предлагаемая программа стажировки будет выдержана в этой же технологии.

 

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования
  1. Диагностические анкеты для стажеров для определения уровня владения материалом.
  2. Нормативная база: текст стандарта среднего общего образования, действующая образовательная программа среднего общего образования гимназии №216 «Дидакт».
  3. Техническое обеспечение: персональные компьютеры, программные продукты, интерактивная доска, локальная школьная сеть с высокоскоростным Интернет.

 

Программа стажировки

Формулировки понятийных и практических задач Количество часов Содержание работы
1. Формирование в урочном пространстве на уровне среднего общего образования готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способности ставить цели и строить жизненные планы 5

Моделирование:

Система учебных задач, урочных учебных проектов и социально-проектных задач по математике в основной школе как необходимое условие для формирования учебной самостоятельности подростков и готовности учиться на основе индивидуальных образовательных программ.

Урок в старшей школе как поле для самоопределения старшеклассников. Стартовая работа как форма прогностической самооценки. Проектирование карты ядерных понятий. Необходимость коллективно-распределенной деятельности.

Личностные качества и характеристики современного учителя в старших классах как способ формирования личностных результатов старшеклассников.

Формы организации урочной и внеурочной работы по предмету с позиции формирования личностных результатов. Проектирование содержательных пространств, внеурочных практик. Инструменты отслеживания результатов.

Стажерские пробы: учебный проект как средство самообразования и повышения мотивации учения.

Оценочное событие: разработка критериев оценки и самооценки работы стажеров, готовность действовать по собственному замыслу.

2. Образовательная сессия старшеклассников как образовательное событие 7

Моделирование:

Наличие у старшеклассника образовательного запроса на реализацию своей образовательной программы (профессиональное самоопределение). Образовательное задание как ситуация, относительно которой образовательный запрос осмыслен: образовательная сессия, работа с куратором индивидуального проекта, работа с учителем-тьютором. Построение ситуаций, относительно которых образовательный запрос обучающихся будет осмысленным.

Презентация эссе о будущей профессии и направлении деятельности как одно из условий для зарождения собственного замысла. Проектирование образовательной среды для действования по собственному замыслу на уровне среднего общего образования.

Конструирование моделей оценочной деятельности в соответствии с ФГОС. Сохранение неперсонифицированной оценки личностных результатов.

Стажерские пробы: проектирование и реализация образовательной сессии (фрагмента), очной или дистанционной.

Оценочное событие: рефлексия личностных изменений стажеров.

3. Роль социальной практики в личностном и профессиональном самоопределении старшеклассников 5

Моделирование:

Социальная практика как место предпрофессиональных проб, поиска себя в разных типах профессий и сферах деятельности. Создание условий для прохождения практики. Инструменты и процедуры самооценки личностных новообразований обучающихся. Выявление возможных рисков при прохождении практики.

Стажерские пробы: моделирование социальной практики в рамках образовательной организации.

Оценочное событие: рефлексия новообразований стажеров.

4. Индивидуальный проект как способ действования обучающихся по собственному замыслу 7

Моделирование:

Индивидуальный проект как обязательный элемент индивидуальной образовательной программы старшеклассника. Место индивидуального проекта в учебном плане.

Степень самостоятельности обучающегося при выполнении проекта по выбранной теме в рамках одной из сфер и типов человеческой деятельности. Роль куратора учебного проекта и тьютора.

Процедуры оценивания индивидуального проекта с позиции формирования способности к самообразованию и саморазвитию и профессиональному самоопределению. Индикаторы оценивания всеми участниками образовательных отношений. Самооценка. Объективность и субъективность в подходах к оцениванию.

Стажерские пробы: проектирование индивидуального проекта, процедуры оценивания.

Оценочное событие: рефлексия действования по собственному замыслу.

Учебный план стажировки

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Стажерская проба

Оценочное событие

Формирование в урочном пространстве на уровне среднего общего образования готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способности ставить цели и строить жизненные планы.

Моделирование:

Система учебных задач, урочных учебных проектов и социально-проектных задач по математике в основной школе как необходимое условие для формирования учебной самостоятельности подростков и готовности учиться на основе индивидуальных образовательных программ.

Урок в старшей школе как поле для самоопределения старшеклассников. Стартовая работа как форма прогностической самооценки. Проектирование карты ядерных понятий. Необходимость коллективно-распределенной деятельности.

Личностные качества и характеристики современного учителя в старших классах как способ формирования личностных результатов старшеклассников.

Формы организации урочной и внеурочной работы по предмету с позиции формирования личностных результатов. Проектирование содержательных пространств, внеурочных практик. Инструменты отслеживания результатов.

Стажерские пробы: учебный проект как средство самообразования и повышения мотивации учения.

Оценочное событие: разработка критериев оценки и самооценки работы стажеров, готовность действовать по собственному замыслу.

2

2

1

Образовательная сессия старшеклассников как образовательное событие.

Моделирование:

Наличие у старшеклассника образовательного запроса на реализацию своей образовательной программы (профессиональное самоопределение). Образовательное задание как ситуация, относительно которой образовательный запрос осмыслен: образовательная сессия, работа с куратором индивидуального проекта, работа с учителем-тьютором. Построение ситуаций, относительно которых образовательный запрос обучающихся будет осмысленным.

Презентация эссе о будущей профессии и направлении деятельности как одно из условий для зарождения собственного замысла. Проектирование образовательной среды для действования по собственному замыслу на уровне среднего общего образования.

Конструирование моделей оценочной деятельности в соответствии с ФГОС. Сохранение неперсонифицированной оценки личностных результатов.

Стажерские пробы: проектирование и реализация образовательной сессии (фрагмента), очной или дистанционной.

Оценочное событие: рефлексия личностных изменений стажеров.

2

3

2

Роль социальной практики в личностном и профессиональном самоопределении старшеклассников.

Моделирование:

Социальная практика как место предпрофессиональных проб, поиска себя в разных типах профессий и сферах деятельности. Создание условий для прохождения практики. Инструменты и процедуры самооценки личностных новообразований обучающихся. Выявление возможных рисков при прохождении практики.

Стажерские пробы: моделирование социальной практики в рамках образовательной организации.

Оценочное событие: рефлексия новообразований стажеров.

1

3

1

Индивидуальный проект как способ действования обучающихся по собственному замыслу.

Моделирование:

Индивидуальный проект как обязательный элемент индивидуальной образовательной программы старшеклассника. Место индивидуального проекта в учебном плане.

Степень самостоятельности обучающегося при выполнении проекта по выбранной теме в рамках одной из сфер и типов человеческой деятельности. Роль куратора учебного проекта и тьютора.

Процедуры оценивания индивидуального проекта с позиции формирования способности к самообразованию и саморазвитию и профессиональному самоопределению. Индикаторы оценивания всеми участниками образовательных отношений. Самооценка. Объективность и субъективность в подходах к оцениванию.

Стажерские пробы: проектирование индивидуального проекта, процедуры оценивания.

Оценочное событие: рефлексия действования по собственному замыслу.

2

3

2

ИТОГО 24 часа

7

11

6

Способы оценки результатов стажировки

Внешняя оценка результатов стажеров по каждой теме программы будет организована по двум направлениям:

  • оценка обучающимися 10 класса, стажерских проб на эмоциональном уровне;
  • оценка специалистами гимназии на профессиональном уровне;

Форма организации оценки

Способ организации оценки

Форма фиксации оценки

Эксперты

Проектные материалы стажеров

Размещение материалов на сайте Гимназии № 216 «Дидакт» для дальнейшего обсуждения и рейтингового голосования

Результаты Интернет-голосования

Педагогическая общественность

Стажерские пробы

Проектирование событий и их реализация

Участие всех стажеров в реализации своих замыслов

Обучающиеся, руководитель стажировки, тьюторы, кураторы проектов, стажеры

Самооценка стажеров является личностным результатом каждого участника стажировки через осознание опыта новообразований в результате деятельности по собственному замыслу. На оценочном событии фиксируют новообразования и разрабатываются критерии. Предлагаю выделить для самооценки стажерами своей работы следующие новообразования:

  • Опыт проектирования, формой фиксации которого станут модели образовательных сессий, учебных и индивидуальных проектов.
  • Опыт коммуникации через организацию групповой работы, стажерской пробы. Формой фиксации станет модель коммуникации в образовательных событиях.
  • Опыт эмоциональных внутренних переживаний через оценочное событие и индивидуальную рефлексию в форме эссе.
  • Опыт действования по собственному замыслу через постановку целей своей деятельности и реализацию собственного замысла.

Новообразования

Деятельность

Форма фиксации

Опыт проектирования

Стажерская проба
Групповая работа
Оценочное событие

Проект

Модель

Опыт коммуникации

Проба
Групповая работа

Участие в проектировании, образовательных событиях

Опыт эмоциональных внутренних переживаний

Оценочное событие
Индивидуальная рефлексия

Эссе

Опыт действования по собственному замыслу

Групповая работа
Индивидуальная работа
Проба

Реализация собственного замысла

Видео и фотоматериалы

Фоторепортаж

СМОТРЕТЬ