Авторская программа стажировки «Развитие способностей дошкольников при взаимодействии с ними в игровой деятельности»

Список участников стажировки:

  1. Моисеева Елена Александровна, г.Железногорск
  2. Кочерова Ирина Александровна, г.Сосновый Бор
  3. Ершова Елена Робертовна, г.Сосновый Бор
  4. Куликова Алина Сергеевна, г.Балаково
  5. Кармаева Инесса Вагисовна, г.Балаково
  6. Соколова Оксана Ивановна, г.Заречный СО
  7. Кулягина Ольга Анатольевна, г.Волгодонск
  8. Девятирикова Надежда Романовна, г.Лесной
  9. Гордеева Анастасия Александровна, г.Лесной
  10. Польская Ольга Викторовна, г.Снежинск
  11. Ледовских Елена Борисовна, г.Снежинск
  12. Бабушкина Наталья Николаевна, г.Снежинск
  13. Чугунова Елена Владимировна, г.Заречный ЗАТО
  14. Семёнова Татьяна Евгеньевна, г.Заречный ЗАТО
  15. Коробова Диана Рафиковна, г.Заречный ЗАТО

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Апробирование стажерами самостоятельных, инициативных педагогических действий, обеспечивающих развитие способностей дошкольников в ходе детской самодеятельной игры.

 

1.2. Задачи программы:

  1. создать условия для овладения стажерами технологией организации развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей современным подходам и требованиям ФГОС дошкольного образования;
  2. исследовать проблематику понятий «ведущий вид деятельности», «способности дошкольника», «не директивное взаимодействие», «ситуации инициативы, самостоятельности» и др.;
  3. раскрыть и актуализировать теоретические основы «игры – путешествия» и метода «Сard-intellect», как эффективных педагогических действий, направленных на развитие общих способностей дошкольников в игровой деятельности;
  4. создать условия для активного погружения стажеров в деятельность по проектированию игр — путешествий, инициированию и поддержке детской игры;
  5. способствовать освоению стажерами технологии, подходов по развитию способностей дошкольников в игровой деятельности;
  6. сформировать совместно со стажерами кейсы практических материалов для поддержки и инициирования игр-путешествий, способствующих развитию общих способностей дошкольников.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажёры.

Дошкольное образование берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых, продвинутых технологий и методов.

В пункте 2.7. Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая является источником развития и поэтому она создает зону ближайшего развития. Л.С. Выготский отмечал, что «действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов – все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных». Через игровую деятельность движется ребенок.

Игра доставляет удовольствие и радость, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательный процесс. В игре ребёнок учится различать реальную и условную («понарошку») действительность, развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей.

На всех этапах образования одной из актуальных является проблема развития познавательного интереса дошкольника, который способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира.

Я считаю, что одной из оптимальных игровых форм, позволяющих максимально активизировать познавательную деятельность дошкольников при реализации требований ФГОС ДО являются игры-путешествия.

Игра-путешествие отражает реальные факты или события, обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Игра-путешествие может проживаться детьми самостоятельно в старшем дошкольном возрасте, когда происходит расцвет сюжетно-ролевой игры, игр с правилами и переход к режиссерской игре на новом уровне, т.о. происходит интеграция всех видов игр, присущих детям данного возраста.

В играх-путешествиях присутствует интересный сюжет, они позволяют быть, кем угодно и где угодно, действовать как в реальной, так и в воображаемой действительности. Дошкольники, увлеченные игрой придумывают новые сюжетные ситуации, роли, маршруты, они превращаются в путешественников, индейцев, древних греков, африканцев, обитателей подводного царства, полярников и т.п. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, истории, знакомятся с культурой, традициями и обычаями народов мира.

В процессе игры расширяется кругозор ребёнка, обеспечивается включенность в разные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную, музыкальную и т.д. Таким образом, можно сделать вывод о том, что игры-путешествия стимулируют игровую активность, развивают общие способности дошкольников.

Наряду с развитием познавательных способностей воспитанников большое внимание уделяю развитию и коммуникативных, используя метод интеллект-карт.

В психолого-педагогической литературе метод «Сard-intellect» имеет несколько названий: «ассоциативная карта», «карта мышления», «ментальная карта» и др. Данный метод был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном и стал известен в отечественной педагогике во второй половине XX века. В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В.М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогает структурировать информацию, разбить ее на конкретные образные единицы.

Преимущества интеллект-карты:

  1. Позволяет наглядно представить детям большой объем информации.
  2. Увеличивает скорость переработки и усвоения информации.
  3. Создает условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей.
  4. Побуждает к поиску необходимой информации разными способами.

Использовать интеллект-карты я начинаю с младшего возраста и в разных видах детской деятельности. Например, в игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте интеллект-карта помогает детализировать образ (образная игра), в старшем дошкольном возрасте — описать возможные ролевые действия участников игры (сюжетно-ролевая игра) и т.д. А также интеллект-карта может помочь детям спланировать свою деятельность, подготовить или изготовить элементы атрибутов для игр. Используя интеллект-карту, дети с увлечением рассказывают про любимых героев, описывают места, где проходило путешествие, ситуации и события, делают выводы, формулируют вопросы.

Создание интеллект-карты требует соблюдения некоторых правил, которые мы с детьми постепенно сформулировали и выучили:

Главную идею помещаем в центр,

Веточки проводим – может быть их 7.

Используем карандаши, фломастером рисуем,

Рисунком, знаком, символом

Мы карту истолкуем.

Таким образом, в результате систематического использования игр-путешествий и метода интеллект-карты, мною была отмечена возросшая детская игровая активность, инициативность, самостоятельность. У детей появились зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни; также дети стали дружнее, научились договариваться, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Между детьми складываются долговременные игровые объединения. Сложилась общая стойкая положительная динамика сотрудничества.

Свой педагогический опыт «Развитие способностей дошкольников в формате игр-путешествий, стимулирующих их игровую активность» транслировала в рамках участия в городском конкурсе «Педагог года» и на педагогическом совете ДОУ.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Программа стажировки включает 3 модуля и рассчитана на 24 часа. Данная программа основана на компетентностном и личностно-деятельностном подходах, предусматривает комплекс различных форм обучения: лекционные, практические занятия, практические пробы технологии и образовательной практики, групповое проектирование, работа в кластерах, деловые игры. На промежуточных этапах стажировки проводится оценочное событие, которое позволяет оценить уровень присвоения практического опыта стажерами и определить дальнейший маршрут прохождения программы стажировки.

Первый модуль (7 часов) предполагает позиционное самоопределение стажёров, готовность к осуществлению инновационной педагогической деятельности. Исследование стажерами требований к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии требованиями ФГОС дошкольного образования.

  1. Аутотестирование ВХОД.
  2. Выявление ожиданий стажеров через технологию «Снежный ком».
  3. Определение ключевых ориентиров предметно-пространственной среды, направленной на поддержку и развитие игровой деятельности дошкольников средствами технологии коллективного разума.
  4. Разработка и презентация экспертных карт анализа предметно-пространственной среды для поддержки детской игры.
  5. Погружение стажеров в развивающую предметно-пространственную среду группы, способствующей развитию способностей дошкольников и поддержку детской игры.
  6. Участие в экспертизе предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ.
  7. Апробирование полученного опыта через моделирование игрового образовательного пространства под задачи развития игровой деятельности.

Основные формы работы: технология «Снежный ком», лекция с форматом обсуждения, стажерская проба, общегрупповые обсуждения, взаимодействие в парах, четверках, оценочное событие «Рефлексивная мишень».

Второй модуль «Проектирование структуры сюжетно-ролевой игры в форме игр-путешествий, стимулирующих игровую активность дошкольников» (7 часов):

  1. Исследование проблематики понятий «ведущий вид деятельности» (классификация игры по Е.Е. Кравцовой), «способности дошкольника», «режиссерская, образная, сюжетно-ролевая игра и игра с правилами» «не директивное взаимодействие» и др.
  2. Формирование представлений о структуре игр — путешествий с учетом ведущего вида деятельности, о структуре игровой деятельности (классификации игры Е.Е. Кравцова).
  3. Рассмотрение концептуальных подходов к применяемым технологиям.
  4. Составление и презентация экспертных карт анализа сюжетно-ролевой игры (игр-путешествий), как формы развития общих способностей дошкольника в условиях детской игры.
  5. Погружение в опыт взаимодействия ведущего стажировки с воспитанниками по стимулированию и поддержке сюжетно-ролевой игры, в формате игр — путешествий.
  6. Освоение стажерами методики «Сard- intellect» по развитию способностей дошкольников в игровой деятельности.

Основные формы работы: лекция, мастер-класс, практические занятия, стажерская проба, технология «Шесть шляп», оценочное событие (прием «Чемодан – Мясорубка – Корзина»).

Третий модуль «Приобретение собственного опыта проектирования сюжетно-ролевой игры и развития способностей дошкольника в формате игр-путешествий» (10 часов):

  1. Погружение стажеров в опыт проектирования игр-путешествий; апробирование на практике и овладение функцией эксперта в процессе наблюдения.
  2. Освоение технологических приемов организации сюжетно-ролевой игры в практическом взаимодействии с воспитанниками ДОУ.
  3. Поиск путей совершенствования технологии.

Основные формы работы: в малых группах над созданием совместных проектов по организации игр-путешествий, с последующей презентацией результатов, общегрупповые обсуждения, технология управления изменениями, круглый стол, рефлексия «Синквейн», литературное эссе.

 

2.2. Учебный план стажировки.

 

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов
Лекции

 

Практические занятия

 

Стажерская проба Оценочное событие
Первый модуль. «Сбор багажа»/«Отправление в путешествие».
Аутотестирование /ВХОД.

Педагогический тренинг «Визитная карточка стажёра». Выявление ожиданий стажеров через технологию «Снежный ком».

      0,5
Определение ключевых ориентиров предметно-пространственной среды, направленной на поддержку и развитие игровой деятельности дошкольников средствами технологии коллективного разума. 1      
Разработка и презентация экспертных карт анализа предметно-пространственной среды для поддержки детской игры.   1 1  
Погружение стажеров в развивающую предметно-пространственную среду группы, способствующей развитию способностей дошкольников и поддержку детской игры.     2  
Участие в экспертизе предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ.   1 1  
Апробирование полученного опыта через моделирование игрового образовательного пространства под задачи развития игровой деятельности.   1 1  
Второй модуль. «Новые горизонты».
Исследование проблематики понятий «ведущий вид деятельности» (классификация игры по Е.Е. Кравцовой), «способности дошкольника», «режиссерская, образная, сюжетно-ролевая игра и игра с правилами» «не директивное взаимодействие» и др.            1      
Формирование представлений о структуре игр-путешествий с учетом ведущего вида деятельности, о структуре игровой деятельности (классификации игры Е.Е. Кравцова). Рассмотрение концептуальных подходов к применяемым технологиям.   1    
Составление и презентация экспертных карт анализа сюжетно-ролевой игры (игр-путешествий), как формы развития общих способностей дошкольника в условиях детской игры.   1 1  
Погружение в опыт взаимодействия ведущего стажировки с воспитанниками по стимулированию и поддержке сюжетно-ролевой игры, в формате игр-путешествий.   2    
Освоение стажерами методики «Сard-intellect» по развитию способностей дошкольников в игровой деятельности.   1 1  
Рефлексия дня.

Прием «Чемодан – Мясорубка – Корзина».

      0,5
Третий модуль. «Выход в открытое море».
Погружение стажеров в опыт проектирования игр-путешествий; апробирование на практике и овладение функцией эксперта в процессе наблюдения.   2    
Освоение технологических приемов организации сюжетно-ролевой игры в практическом взаимодействии с воспитанниками ДОУ.     2  
Поиск путей совершенствования технологии.     1  
«Причал». Рефлексия дня. Техника «Синквейн». Литературное эссе. Аутотестирование/ВЫХОД.                 1
Всего: 24 часа 2 10 10 2

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Форма оценки Эксперты Способ фиксации
Анкетирование участников: оценка результатов освоения программы стажировки Стажеры Да/нет
Открытое Internet-голосование выложенных лайфхаков созданных в процессе стажировки на Facebook в группе МБДОУ «Детский сад №30» г.Саров Он-лайн участники, стажеры, педагоги ДОУ Количество Like
Отзывы о результатах программы стажировки Педагоги ДОУ, работающие в смешанных творческих группах вместе со стажерами Качественная оценка
Internet-голосование за кейсы практических материалов (продукты, созданные стажерами) на Facebook в группе МБДОУ «Детский сад №30» г.Саров Он-лайн участники педагоги и родители воспитанников ДОУ городов присутствия Госкорпорации «Росатом» Количество Like
Оценка профессиональных действий стажеров (сводные данные экспертных листов оценочных событий). Муниципальный координатор проекта «Школа Росатома», специалисты Управления образования г.Сарова Качественная оценка

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Входная/ Выходная анкета содержит вопросы о целях и задачах, которые ставят перед собой стажеры. Стажер проставляет соответствующую оценку (по 3-балльной шкале) уровню владения соответствующей технологией.

Отзывы содержат результат о достижении (или не достижении) поставленных целей, решении (или недостаточном решении) заявленных стажером задач.

Форма организации оценки Кем организована оценка Способ фиксации
Анкетирование участников: оценка результатов программы стажировки Стажеры Бальная оценка, максимально – 3 балла
Отзывы о результатах программы стажировки в форме эссе Стажеры Положительный отзыв

Реализация качества прохождения программы определятся динамикой самооценки ключевых компетенций стажера.

 

  План проведения стажировки