Интерактивные технологии (методы и приемы) как средство организации продуктивного взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Информационный блок программы

ФИО разработчика

Польская Екатерина Александровна

Название программы

Интерактивные технологии (методы и приемы) как средство организации продуктивного взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Цель программы Овладение стажерами навыками организации продуктивного взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ посредством интерактивных технологий.
Задачи программы
  • Создать пространство для всестороннего анализа стажерами проблемы организации продуктивного взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО, актуализировать запрос стажеров по теме стажировки.
  • Обогатить опыт работы с понятиями: продуктивное взаимодействие, интерактивные педагогические технологии, активные методы и приемы обучения, интенсификация образовательного процесса, модерация, интеракция.
  • Помочь стажерам выйти на новые профессиональные позиции в соответствии с требованиями ФГОС ДО, актуализировав их представления о возможностях использования интерактивных технологий (методов и приемов) в образовательном пространстве ДОУ.
  • Способствовать освоению стажерами интерактивных технологий и применению их в образовательном пространстве ДОУ.
  • Апробировать собственные разработанные интерактивные методы и приемы в совместном игровом моделировании.
  • Сформировать совместно со стажерами практический материал для дальнейшей работы по теме стажерской площадки.
  • Сформировать умения разрабатывать критерии самооценки деятельности в условиях стажировочной площадки и оценивать свою деятельность по данным критериям.
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

В связи с новыми приоритетами в образовательной политике государства актуальным стало переосмысление содержания дошкольного образования и условий его реализации, обновление деятельности воспитателей, поиска и использования ими в образовательном процессе новых наиболее эффективных технологий.

В соответствии с ФГОС ДО воспитатели должны создавать условия, способствующие развитию детской самостоятельности, поддержке детской инициативы, возможности выбора детьми материалов для творчества, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Предпочтение отдается таким педагогическим технологиям, где процесс обучения ведется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников, где взрослый и ребёнок – равноправные субъекты образовательного процесса. Такими технологиями являются интерактивные технологии.

Данный вид технологий рассматривается нами как совокупность методов, процессов и материалов, направленных на продуктивное взаимодействие, как в диадах «педагог-ребенок», «ребенок-ребенок», «педагог-подгруппа», «ребенок-подгруппа», «подгруппа-подгруппа», «педагог-группа», «ребенок-группа», так и в триаде «ребенок-педагог-родители». 
Цель применения интерактивных технологий — обеспечение эмоционально-личностного роста всех участников образовательного процесса путем создания комфортных условий, при которых все активно взаимодействуют между собой и при этом каждый чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что соответствует требованиям ФГОС ДО к психолого-педагогическим условиям.

Преимущества интерактивных технологий:

  • активизация и интенсификация образовательного процесса,
  • развитие коммуникативной культуры ребёнка, его позитивной социализации,
  • развитие индивидуальности каждого и воспитание его личности в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом,
  • гибкое сочетание разнообразных приёмов и методов работы, моделирование практически любого вида деятельности,
  • исключение доминирования одного участника образовательного процесса над другим, одной мысли над другой;
  • дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл.

В работе с детьми интерактивные технологии можно применять как в режимных моментах, так и в непосредственно-образовательной деятельности, причем на любом ее этапе. В триаде «ребенок-педагог-родитель» интерактивные технологии применяются при организации и проведении коллективно-творческих дел, реализации совместных проектов и мероприятий.

При использовании интерактивных технологий в образовательном процессе меняется взаимодействие педагога с детьми: его активность уступает место активности ребенка. Педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, косвенно руководит процессом (работой в малых группах), даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Использование интерактивных технологий позволяет достигать целевых ориентиров дошкольного образования:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения.

Основные формы организации работы стажировки — интерактивные: стажеры будут погружаться в практико-ориентированную деятельность по освоению способов организации продуктивного взаимодействия с участниками образовательного пространства с помощью разнообразных интерактивных методов и приемов (с использованием и без средств ИКТ), а также разрабатывать сами авторские интерактивные методы и приемы с учетом обновленных профессиональных позиций.

Практическая значимость программы стажировки для ее участников заключается в возможности использования технологий и методик, которыми овладеют стажеры, в своей дальнейшей педагогической деятельности.

Важным итогом работы стажировки станет продукт, созданный всеми ее участниками: комплект практического материала для дальнейшей работы по теме стажерской площадки, а также желание продолжить совершенствование своего педагогического мастерства и транслировать полученный опыт.

 

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования

ДОУ обладает достаточным количеством аудиторных площадей: методический кабинет, музыкальный и физкультурный залы, кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда, 5 групповых помещений. Аудиторный фонд оснащен современным мультимедийным оборудованием: 2 проектора, 2 переносных экрана на штативе, интерактивная доска, 10 персональных компьютеров и ноутбуков с необходимой гарнитурой, 4 планшетных ПК, документ-камера, различная аудио, видео и фотоаппаратура, оргтехника, безлимитный Internet, точка доступа WiFi.

 

Программа стажировки

Программа стажировки включает 3 модуля и рассчитана на 24 часа. Данная программа основана на компетентностном и личностно-деятельностном подходах, предусматривает комплекс различных форм обучения: практические занятия, инпуты, интерактивная экскурсия, мастер-классы, групповое и индивидуальное проектирование, стажерские пробы, интерактивные социально-игровые проекты, деловые игры. Такая организация стажировки позволит ее участникам на себе испытать эффективность применения интерактивных технологий и активных методов обучения, успешно овладевать ими для дальнейшей педагогической работы.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки:

Содержание деятельности:

1 Модуль программы — Вводный (2 часа)

Создать пространство для всестороннего анализа стажерами проблемы организации продуктивного взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО, актуализировать запрос стажеров по теме стажировки.

 

Входная диагностика, актуализация имеющегося опыта по проблеме в условиях реализации ФГОС ДО.

Определение личностно-значимых целей обучения во время стажировки, ожидаемых результатов и опасений.

Инпут: «Интерактивные технологии — технологии ФГОС ДО».

Практическое занятие. Анализ интерактивных технологий с позиции требований ФГОС ДО.

2 Модуль программы — Практический (14 часов)

Обогатить опыт работы с понятиями: продуктивное взаимодействие, интерактивные педагогические технологии, активные методы и приемы обучения, интенсификация образовательного процесса, модерация, интеракция.

Инпут «Интерактивные технологии в ДОУ: основные подходы, виды, формы, методы и приемы».

Практическое занятие. Составление словаря-помощника по теме программы.

 

Помочь стажерам выйти на новые профессиональные позиции, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, актуализировав их представления о возможностях использования интерактивных технологий (методов и приемов) в образовательном пространстве ДОУ.

Онлайн презентация опыта работы «Использование интерактивных технологий в образовательном пространстве детского сада». Интерактивная экскурсия по ДОУ «Организация продуктивного взаимодействия участников образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (при этом стажеры активные участники взаимодействия с детьми, педагогами и родителями).

Оценочное событие. Анализ эффективности интерактивных технологий (схема «Фишбоун»).

Мастер-класс. Интерактивный сетевой проект «Снежинские мультярики».

Стажерская проба. Участие стажеров в групповых образовательных событиях ДОУ с применением и без средств ИКТ.

Деловая игра «Дебаты» — анализ применения интерактивных технологий с позиции достижения целевых ориентиров ФГОС ДО.

Участие стажеров в социально-игровой акции — флэш-моб «Мы разные, но мы вместе».

Способствовать освоению стажерами интерактивных технологий и применению их в образовательном пространстве ДОУ.

Инпут: «Алгоритм разработки интерактивных приемов и методов».

Стажерская проба. Разработка «Карты оценки интерактивности приемов и методов». Оценивание целесообразности критериев оценки. Работа в группах.

Стажерская проба. Проектирование интерактивных приемов, направленных на продуктивное взаимодействие всех участников образовательного пространства. Наполнение их предметным содержанием. Индивидуальная работа и в малых группах.

Мастер-класс. Интерактивная технология «Маршруты и совместные дела выходного дня».

3 Модуль программы – Заключительный (8 часов)

Апробировать собственные разработанные интерактивные методы и приемы в совместном игровом моделировании.

Стажерская проба. Он-лайн презентация разработанных приемов и методов в совместном игровом моделировании.

Оценочное событие. «Круглый стол» в технике полиопозиционного диалога. Экспертиза и доращивание авторских интерактивных приемов и методов с использованием «Карты оценки интерактивности методов и приемов». Работа в группах.

Сформировать совместно со стажерами практический материал для дальнейшей работы по теме стажерской площадки.

 

 

Стажерская проба. Оформление электронного банка авторских интерактивных приемов и методов для дальнейшей публикации на сайте ДОУ.

Презентация продуктов, созданных во время стажерских проб («Словарь-помощник», «Карта оценки интерактивности приемов и методов», «Электронный банк интерактивных приемов и методов»).

Сформировать умения разрабатывать критерии самооценки деятельности в условиях стажировочной площадки и оценивать свою деятельность по данным критериям.

Онлайн интернет-голосование.

Индивидуальная рефлексия. Разработка стажерами критериев самооценки и заполнение в соответствии с ними «Анкеты-газеты».

Коллективная рефлексия в форме «Круглого стола».

 

Учебный план стажировки

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Стажерская проба

Оценочное событие

1.

Создать пространство для всестороннего анализа стажерами проблемы организации продуктивного взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО, актуализировать запрос стажеров по теме стажировки.

0,5

1,5

 

 

2.

 

Обогатить опыт работы с понятиями: продуктивное взаимодействие, интерактивные педагогические технологии, активные методы и приемы обучения, интенсификация образовательного процесса, модерация, интеракция.

0,5

0,5

 

 

3.

 

Помочь стажерам выйти на новые профессиональные позиции, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, актуализировав их представления о возможностях использования интерактивных технологий (методов и приемов) в образовательном пространстве ДОУ.

0,5

2

3

2

4.

Способствовать освоению стажерами интерактивных технологий и применению их в образовательном пространстве ДОУ.

0,5

1

4

 

5.

Апробировать собственные разработанные интерактивные методы и приемы в совместном игровом моделировании.

 

 

2

2

6.

Сформировать совместно со стажерами практический материал для дальнейшей работы по теме стажерской площадки.

 

 

1,5

 

7.

Сформировать умения разрабатывать критерии самооценки деятельности в условиях стажировочной площадки и оценивать свою деятельность по данным критериям.

 

 

 

2,5

Итого 24 часа

2

5

10,5

6,5

Способы оценки результатов стажировки


Внешняя оценка результатов стажеров

Внешняя оценка результатов стажеров будет организована в два этапа:

  1. Во время прохождения стажировки: количественная экспертная оценка стажерских проб в каждом модуле методистами МБУ «ЦОДОУ», руководством и педагогами ДОУ по бальной системе в соответствии с разработанными критериями (за каждый пройденный модуль (M1,M2,M3) max — 10 баллов).
  2. По итогам стажировки:
    — Количественная оценка: интернет-голосование за продукты деятельности стажеров — авторские интерактивные приемы и методы (M4 max — 10 баллов). В голосовании могут принимать участие все посетители сайта. 
    — Качественная оценка: рецензии методистов МБУ «ЦОДОУ», руководства и педагогов ДОУ на созданные материалы стажеров.

В итоге каждому участнику выставляется рейтинговый балл R= M1+M2+M3+M4.

Результат работы стажера признается успешным в том случае, если стажер получает положительную рецензию на созданные материалы (качественный критерий) и набирает не менее половины от максимального количества баллов (количественный критерий).

Самооценивание стажерами собственных результатов

Самооценивание стажерами собственных результатов происходит с помощью формы «Анкета-газета», где стажеры с помощью записей (мини-эссе, отзыв) и рисунков смогут описать полученные результаты, проанализировать свою работу во время стажировки по предложенным и самостоятельно разработанным критериям.

Результат работы стажерской площадки признается успешным в том случае:

  • если не менее половины стажеров дают положительный отзыв о результатах программы стажировки,
  • не менее половины стажеров получают положительную рецензию на созданные материалы (качественные критерии) и среднее арифметическое значение результатов работы стажера не менее половины от максимального количества баллов (количественный критерий).

 

Видео и фотоматериалы

ВИДЕОРЕПОРТАЖ

СМОТРЕТЬ

ВИДЕОРЕПОРТАЖ

СМОТРЕТЬ

ФОТОРЕПОРТАЖ

СМОТРЕТЬ

ФОТОРЕПОРТАЖ

СМОТРЕТЬ