АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ «Образовательная игра в альтернативной реальности, как событийный формат формирования метапредметных результатов обучающихся»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Бабаева Ирина Викторовна, Трехгорный
  2. Иванова Светлана Николаевна, Лесной
  3. Кокорина Екатерина Юрьевна, Лесной
  4. Лазаренко Светлана Геннадьевна, Новоуральск
  5. Маковеева Наталья Викторовна, Лесной
  6. Пронина Елена Викторовна, Саров
  7. Ремизова Ирина Анатольевна, Озерск
  8. Романова Юлия Михайловна, Трехгорный
  9. Руденко Елена Витальевна, Новоуральск
  10. Соловьев Игорь Григорьевич, Заречный СО
  11. Титова Мария Александровна, Трехгорный
  12. Устюжанина Людмила Юрьевна, Саров
  13. Цыганова Екатерина Юрьевна, Балаково

 

Информационный блок программы

Название программы  Образовательная игра в альтернативной реальности, как событийный формат формирования метапредметных результатов обучающихся
Цель программы — Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС с использованием новой формы образовательного события – игры в альтернативной реальности — Формирование у стажёров навыков для системного применения новых методов и технологий образовательной игры в АР в учебной деятельности;

 

 

— Формирование у стажёров субъективной позиции профессионального развития;

— Моделирование способов самостоятельного построения траектории собственного профессионального развития в условиях ФГОС.

Задачи программы
  1. освоение педагогами основ организации образовательной игры в альтернативной реальности в условиях развивающей образовательной среды и ускоренного развития информационных технологий;
  2. повышение профессиональной компетенции педагогов в области планирования и проведения образовательных событий для младших школьников.
  3. деятельностное изучение кейсов успешно реализованных образовательных событий с целью выявления ключевых особенностей данной технологии, переноса инновационного опыта, апробации отдельных элементов технологии, или способов деятельности.
  4.  Разработка стажерами сценария или модели образовательного события с опорой на методику образовательных игр в альтернативной реальности по собственному замыслу.

Ключевые идеи опыта (актуальность, проблематика)

Согласно ФГОС, требования к метапредметным результатам включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; наличие ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; умение ставить цели и строить жизненные планы. Эффективному формированию соответствующих умений будет способствовать включение обучающихся в деятельность, реализация которой требует активизации этих умений.

Образовательная игра в альтернативной реальности — это групповой (социальный) способ обучения, проходящий как в реальном, так и в виртуальном пространстве, включающий в себя различные задания, виды и режимы деятельности, объединённые захватывающей сюжетной линией.

К сожалению, до недавнего времени такое образовательное событие, как игра в альтернативной реальности практически не была известна не только в России, но и в мире. Однако, игра обладает потенциалом стать эффективным образовательным средством. Она комбинирует увлекательность ненавязчивость и мотивацию игрового процесса вместе с такими УУД, как: умением самостоятельно определять цели обучения, умением планировать достижение целей, умением соотносить свои действия с планируемыми результатами, смысловым чтением, умением организовывать учебное сотрудничество, индивидуальной и групповой работой, ИКТ-компетенцией и многим другим.

Я, как молодой учитель, стараюсь применять в своей работе новые интересные методы и способы обучения. Со своими учениками начальной школы я проводил образовательные квесты «ABC Story», «Welcome back!», «Magic Numbers»; конкурс проектов «My super school»; интегрированные уроки «Fun at School»; уроки-викторины «Christmas Time» и «Halloween Time». Использование данных необычных методов построения урока, позволили мне сформировать у обучающихся положительное отношение к предмету. Помимо этого, я широко применяю элементы образовательной игры в альтернативной реальности: языковые задачи, пазлы, загадки и шифры – их необычная форма, желание разгадать тайну, и прикоснуться к чему-то необычному мотивирует детей на активную деятельность, помогая им закрепить учебный материал в доступной и весёлой форме.

В этом году я преподаю в 4 классе. Изучение английского языка в 4 классе по программе начинается с темы повторения ранее изученного материала. Дети, пришедшие после лета, очень неохотно вспоминают подзабытый материал, урочное время расходуется нерационально, уроки повторения им скучны, а образовательный эффект крайне мал. Поэтому я решил использовать такой формат обучения, который помог бы в интересной форме вспомнить всё, что они уже успели узнать.

Мной была разработано и запущено образовательное событие «HELP!», которое ориентировано на активное применение ранее усвоенных знаний и мотивируют на получение новых. Это образовательное событие не ограничивается форматом одного урока, а растянуто во времени на несколько дней. В процессе образовательного события обучающиеся 4 класса не просто получили возможность отработать лексику или работать над навыками аудирования, но получили возможность работать в группах, использовать свои аргументы, доказывать свою точку зрения,  планировать свои действия, применять знания из других учебных предметов, искать новую информацию, и пересказывать её другим, чтобы суметь сквозь все перипетии сюжета не просто выполнить несколько заданий, а прожить каждый сюжетный ход, принять важные решения в реальной жизни, дойти до долгожданного финала усилиями своей команды! С ходом образовательного события можно познакомиться в группе: vk.com/alien_trg.

Таким образом, образовательное событие «Образовательная игра в альтернативной реальности» способствует развитию метапредметных результатов обучающихся.

В процессе образовательного события происходит расширение познавательных возможностей обучающихся, построение межпредметных связей не на междисциплинарном, а на жизненном уровне, успешная социализация школьников, активизация образовательной и воспитательной деятельности в целом.

Для достижения этих целей предлагаю педагогам освоить приемы и методы организации и проведения образовательной игры в альтернативной реальности.

Предлагаемая программа стажировки обеспечит повышение эффективности организации образовательного процесса, позволит решить задачи внедрения и реализации методик образовательной игры в альтернативной реальности в широкую практику, обеспечит развитие профессиональных компетенции педагогов.

В результате стажировки слушатели получат возможность:

  • познакомиться с интерактивными методиками и технологиями образовательной игры в альтернативной реальности;
  • погрузиться в процесс образовательного события в качестве наблюдателей, а затем и участников,
  • получить возможность проанализировать данное мероприятие как с точки зрения наблюдателя-педагога, так и с точки зрения активного деятеля,
  • объединить теоретический и эмпирический опыт;
  • приобрести практические навыки подготовки образовательной игры в альтернативной реальности.

разработать коллективное образовательное событие, с последующей реализацией.
 

 

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования

1. Техническое обеспечение: персональные компьютеры, постоянный выход в Интернет при помощи мобильного устройства на скорости 3G или 4G, программные продукты, принтеры.

2. Методическое обеспечение: информационные материалы, диагностические материалы, методические и дидактические материалы по теме стажировки

 

Программа стажировки

Программа стажировки включает в себя три учебных модуля.

Формы обучения: воркшопы, мозговые штурмы, групповая и индивидуальная работа, образовательные игры в альтернативной реальности, веб-квесты, образовательное событие «Печа-куча». Предусматривается организация самостоятельной и групповой работы по формированию проектных идей на основе образовательных игр в альтернативной реальности, и самих проектов.

 

Модуль 1. Образовательная игра в альтернативной реальности, как новая форма образовательного события.

1. (До начала стажировки) Образовательное событие до начала событий: выполнение стажёрами элементов Образовательной игры в альтернативной реальности (веб-квест), с целью актуализации знаний и целеполагания.

2. Целеполагание стажёров: создание «капсулы времени» с предварительными ожиданиями от стажировки.

3. Образовательный квест «ЭксQRсия» + обсуждение полученной информации об Образовательной игре

4. Стажёрская проба № 2. Воркшоп «Создание кластера теоретической информации по теме: Образовательная игра в АР»

5. Стажёрская проба №2. Создание экспертного листа, для оценки образовательного события, на основе кластера

6. Стажёрская проба 3. Разработка интерактивной рефлексии в формате веб-квеста. Обсуждение.

7. Рефлексия дня при помощи мини-эссе в коллективном блоге. Обмен мнениями и комментариями.

 

Модуль 2. Анализ организации деятельности обучающихся в рамках игры в альтернативной реальности в процессе формирования метапредметных результатов.

1. Стажёрская проба № 4. Полевая практика: наблюдение и сопровождение участников образовательного события с целью его анализа в качестве наблюдателя-педагога.

2. Анализ полученных данных, работа над правкой экспертных листов.

3. Погружение в образовательное событие в качестве участников – «проживание» различных форм организации деятельности изнутри

4. Образовательное событие «Печа-куча». (Презентация и обсуждение полученных данных, а также выявление общих организационных и образовательных структур, а также метапредметных результатов при помощи ранее созданного кластера теоретической информации).

5. Стажёрская проба №5. Воркшоп «Создание метапредметной структуры Образовательной игры в АР». Презентация проектов, дискуссия.

6. Постановка задания – создание мини образовательного события для своих коллег.

7.  Рефлексия дня при помощи мини-эссе в коллективном блоге. Обмен мнениями и комментариями.

 

Модуль 3. Моделирование деятельности обучающихся при формировании метапредметных качеств с использованием образовательной игры в АР.

1. Стажёрская проба №6. Проведение элементов игры в АР для других стажёров.

2. Анализ проведенных образовательных событий. Выявление лучших ходов при организации образовательного события.

3. Стажёрская проба №7. Создание коллективной образовательной игры в альтернативной реальности, для проведения в городах стажёров. Обсуждение заданий, оценивания, связи.

4. Итоговая рефлексия стажёров по результатам стажировки.

 

Способы оценки результатов стажировки

Стажёры:

  • Готовят презентационные материалы по результатам работы в ходе групповой или коллективной работы;
  • Выбирают форму презентации, используя имеющееся оборудование, и представляют продукт индивидуальной (групповой) деятельности;
  • Выступают в качестве экспертов при оценивании проектов других стажёров (групп)

Самооценивание стажёрами – после каждой темы предполагается рефлексия результатов участниками стажировки (в форме написания эссе в коллективном блоге, комментировании, анкетировании). По итогам всей стажировки будет проведена итоговая рефлексия в форме круглого стола, где каждый участник сможет проанализировать свою деятельность в течение стажировки и полученные новообразования.

Внешняя оценка будет осуществляться через размещение итогов стажировки на школьном сайте, группе в Facebook с возможностью добавления комментариев от коллег, экспертов, размещение наработок на сайте проекта «Школа Росатома», размещение интерактивных материалов стажировки (виртуальная часть образовательного события), с целью погружения в тему.

п/п

Наименование модуля / темы

Всего часов

В том числе

Оценочное событие (промежуточное)

лекция

практика

стажёрская проба

1.

Модуль 1. Образовательная игра в альтернативной реальности, как новая форма образовательного события.

8

 

3

5

Рефлексивное эссе в коллективном блоге. Анализ и обсуждение образовательных продуктов.

1.1

(До начала стажировки) Образовательное событие до начала событий: выполнение стажёрами элементов Образовательной игры в альтернативной реальности (веб-квест), с целью актуализации знаний и целеполагания.    

1

   

1.2

Целеполагание стажёров: создание «капсулы времени» с предварительными ожиданиями от стажировки.    

0,5

   

1.3

Образовательный квест «ЭксQRсия» + обсуждение полученной информации об Образовательной игре    

 

2

Анализ и обсуждение образовательных продуктов

1.4

Стажёрская проба № 1. Воркшоп «Создание кластера теоретической информации по теме: Образовательная игра в АР»    

 

1

Анализ и обсуждение образовательных продуктов

1.5

Стажёрская проба №2. Создание экспертного листа, для оценки образовательного события, на основе кластера    

1

   
  Стажёрская проба 3. Разработка интерактивной рефлексии в формате веб-квеста. Обсуждение.

 

 

 

   

 

2  
  Рефлексия дня при помощи мини-эссе в коллективном блоге. Обмен мнениями и комментариями.    

0,5

  Рефлексивное эссе в коллективном блоге.

2

Модуль 2. Анализ организации деятельности обучающихся в рамках игры в альтернативной реальности в процессе формирования метапредметных результатов.

8

 

5,5

2,5

Дневник стажировки. Анализ и обсуждение. Защита проектов (презентация проектной идеи, структуры). Рефлексивное эссе в коллективном блоге.

2.1

Стажёрская проба № 4. Полевая практика: наблюдение и сопровождение участников образовательного события с целью его анализа в качестве наблюдателя-педагога.    

 

1

Анализ и обсуждение образовательных продуктов

2.2

Анализ полученных данных, работа над правкой экспертных листов.    

1

 

 

2.3

Погружение в образовательное событие в качестве участников – «проживание» различных форм организации деятельности изнутри    

1,5

 

 

2.4

Образовательное событие «Печа-куча». (Презентация и обсуждение полученных данных, а также выявление общих организационных и образовательных структур, а также метапредметных результатов при помощи ранее созданного кластера теоретической информации).    

 

1,5

Защита проектов (презентация проектной идеи, структуры)

2.5

Стажёрская проба №5. Воркшоп «Создание метапредметной структуры Образовательной игры в АР». Презентация проектов, дискуссия.    

1,5

 

 

2.6

Постановка задания – создание мини образовательного события для своих коллег.    

1

 

Рефлексивное эссе в коллективном блоге.

  Рефлексия дня при помощи мини-эссе в коллективном блоге. Обмен мнениями и комментариями.

 

 

 

   

0,5

 

 

3

Модуль 3. Моделирование деятельности обучающихся при формировании метапредметных качеств с использованием образовательной игры в АР.

8

  3

5

 

3.1

Стажёрская проба №6. Проведение элементов игры в АР для других стажёров.      

2

Апробация проектов. Дневник стажировки

3.2

Анализ проведенных образовательных событий. Выявление лучших ходов при организации образовательного события.     2

 

Анализ и обсуждение образовательных продуктов

3.3

Стажёрская проба №7. Создание коллективной образовательной игры в альтернативной реальности, для проведения в городах стажёров. Обсуждение заданий, оценивания, связи.      

3

Анализ и обсуждение образовательных продуктов

3.4 Итоговая рефлексия стажёров по результатам стажировки.

 

 

 

    1

 

Рефлексивное эссе в коллективном блоге. Дневник стажировки

   ИТОГО

24 ч.