Авторская программа стажировки «Технология поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника как основная форма образовательного взаимодействия с ним»

Список участников стажировки:

  1. Борисова Наталья Юрьевна, г.Заречный ЗАТО
  2. Докучаева Ксения Николаевна, г.Новоуральск
  3. Каёткина Оксана Жанадиловна, г.Снежинск
  4. Коркина Евгения Сергеевна, г.Снежинск
  5. Ломовцева Ольга Анатольевна, г.Заречный ЗАТО
  6. Малаева Залина Александровна, г.Заречный ЗАТО
  7. Михалькова Лариса Николаевна, г.Десногорск
  8. Плетнёва Валентина Романовна, г.Заречный ЗАТО
  9. Романцова Елена Сергеевна, г.Заречный ЗАТО
  10. Фарафонова Татьяна Анатольевна, г.Заречный ЗАТО

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Развитие у стажёров практических умений организации образовательного взаимодействия с младшим дошкольником посредством технологии поддержки и развития режиссёрской и образной игры.

 

1.2. Задачи программы:

  1. Создать условия для активного погружения стажёров в практико-ориентировочную деятельность по заданным модулям;
  2. Исследовать совместно со стажёрами проблематику понятий «ведущий вид деятельности», «режиссёрская игра», «образная игра», «образовательное событие», «когнитивная задача», «проблемная ситуация», «пространство детской инициативы», «выбор»;
  3. Разработать совместно со стажёрами универсальные «рамочные» конспекты планирования и инициирования игровых ситуаций с внесением в них когнитивных задач;
  4. Способствовать приобретению стажёрами практических компетенций работы с технологией поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника;
  5. Создать условия для апробирования собственных замыслов педагогов и оценки деятельности коллег при проектировании и реализации образовательного взаимодействия с дошкольниками с использованием технологии поддержки и развития режиссёрской и образной игры.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в которые будут погружены стажёры.

Ключевой идеей моего опыта является поддержка детской организованной или спонтанной игры и встраивание в неё когнитивной задачи (или задач) с целью обучения и развития воспитанников. Всё образовательное взаимодействие с дошкольниками выстраивается мною в данном формате, следовательно, обучение и развитие воспитанников происходит в рамках образовательного события (игра + когнитивная задача).

Почему именно игра является тем образовательным пространством, где ребёнок без труда способен освоить новый материал и с лёгкостью решить поставленные перед ним задачи?

В период дошкольного детства (с 3 до 7 лет) игра – является ведущим видом деятельности ребёнка, то есть деятельностью, которая оказывает наибольшее развивающее влияние на ребенка. (Л.С. Выготский). Наблюдения за детьми показывают, что в игре ребёнок чувствует себя уверенно, свободно, спонтанно. В ней каждый ребёнок развивается в своём темпе, опираясь на зону своего ближайшего развития. «В игре ребенок, – указывает Л.С. Выготский, – всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1967. – С. 74).

Благодаря этим особенностям ребёнок легко решает задачи, которые педагог вбрасывает в процессе игрового взаимодействия с ним. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом игры, не замечает, что при этом происходит обучение, а в последствии и его развитие, потому что он решает не задачу педагога, а свою собственную задачу.

Необходимо отметить, что игра как деятельность имеет своё развитие и начинается это развитие в раннем детстве с предметно-манипулятивной деятельности, в которой закладывается фундамент успешного развития каждого ребёнка.

Основываясь на периодизации развития игры в дошкольном возрасте Е.Е. Кравцовой, при взаимодействии с младшими дошкольниками основную роль отвожу поддержке и развитию режиссёрской и образной игры, как деятельности, имеющей решающее значение для развития ребёнка 3-4 лет. Поэтому в своей практике активно использую технологию развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника как основную форму образовательного взаимодействия с ним.

 Мы готовы предложить коллегам-стажёрам в активных формах овладеть данной технологией, которую внедряем в свою практику.

Основные понятия, рассматриваемые в рамках стажировки:

Событие – основная форма жизнедеятельности детей в образовательной ситуации. Основа события – это совместная деятельность, предполагающая определенные аспекты:

  • включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации образовательного пространства);
  • открытый временной конец (каждый работает в своем темпе).

Образовательное событие – это такая форма совместной деятельности педагога и детей (а иногда, и их родителей), которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Особенностью образовательного события является появление образовательного результата (продукта) возникшего в ходе специально организованного взаимодействия педагога и ребенка. Такие продукты могут быть как материальные (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат выставки мини – музея), так и нематериальные (новое знание, образ, идея, отношение, переживание и т.п.). Ориентация на конечный продукт и определяет технологию создания образовательного события.

Когнитивная задача – это образовательная задача, которая заключается в сообщении элементарных сведений, формировании первоначальных представлений, уточнении, дополнении, конкретизировании, систематизировании, дифференцировании и обобщении знаний в зависимости от возраста и уровня развития детей.

Проблемная ситуация в игре – это организация взаимодействия с воспитанниками в игровой форме, которая предполагает вовлечение детей в решение проблемных вопросов, задач, и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

В своей практике с проблемной ситуацией вхожу в детскую самодеятельную игру, а также создаю проблемную ситуацию в игровой форме для решения образовательных задач.

Выбор – наличие различных вариантов для осуществления воли. Необходимое условие для развития личности ребёнка.

Режиссёрская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребёнок организует деятельность как бы извне, как режиссёр, он выстраивает и развивает сюжет, управляет игрушками и озвучивает их. (Е.Е. Кравцова)

 С психологической точки зрения режиссёрская игра представляет собой «воображение в действии». Необходимо отметить, что начальные формы режиссерской игры, свойственной детям младшего дошкольного возраста имеют примитивный сюжет, однообразны в действиях с предметами, сравнительно непродолжительны. Задача воспитателя детей младшего дошкольного возраста обогащать режиссёрскую игру.

Для обогащения сюжетов режиссёрской игры используем создание и обыгрывание макетов и другого полифункционального игрового материала (пространство, на котором разворачиваются игровые события), «кубики Е. Гаспаровой» и другие предметы- заместители, создание проблемной ситуации.

Почти одновременно с режиссерской игрой или несколько позже возникает еще один вид самостоятельной детской игры принципиально иной психологической природы. Это образно-ролевая игра. Ее отличием является то, что ребенок принимает на себя своеобразную роль – игровой персонаж – образ. Здесь уже он учится управлять не игрушкой, как в режиссёрской игре, а собой. Игра состоит в том, что ребенок воображает себя кем или чем угодно и, соответственно, ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту.

Образная игра – это игра, в которой ребенок выделяет в выбранном образе, определённое действие или специфическую позу, позволяющую удерживать воображаемый образ, и воспроизводит его.

Для обогащения образной игры использую театрализацию и игры-драматизации, в том числе и с участием родителей.

Предложенная в рамках стажировки технология поддержки и развития режиссёрской и образной игры развивает игровые умения младшего дошкольника, обогащает детские игровые замыслы и позволит стажёрам использовать ведущую игру данного возраста для решения образовательных задач.

Этапы технологии. Предварительная работа: Обогащение игрового опыта чтением книг, рассматриванием картинок, наблюдением, беседой с упором на личный опыт ребёнка, использованием мультимедийных презентаций и других средств ИКТ, вовлечение родителей в обогащение и развитие режиссёрской и образной игры дома.

1 этап. Основной. На основном этапе воспитатель показывает различные варианты игрового поведения в режиссёрской или образной игре, способствующие накоплению детьми собственного опыта; встраивает когнитивные задачи в пространство игры (с учётом реализации ОП), вовлекает детей в игровой диалог и в игру на правах партнёра.

2 этап. Организация индивидуальных игр. В ходе игр воспитатель проводит наблюдение, анализ (фиксация активности детей после каждой игры, заполнение индивидуальных портфолио воспитанников).

Наблюдения за детьми показывают, что в возрасте 3-3.6 лет большую часть игрового времени они проводят в режиссёрской игре, часто инициируя игру самостоятельно. Некоторые дети уже проявляют большой интерес к образной игре. В ходе наблюдений часто включаюсь в детскую игру (с разрешения ребёнка) и помогаю приобрести новый игровой опыт.

Для реализации технологии поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника обязательно соблюдаю ряд условий:

  • нахожусь в активной играющей позиции;
  • поддерживаю детскую игру: в режиссёрской игре – ненавязчиво задаю ребёнку провоцирующие вопросы; в образной игре – не вмешиваясь в игру, обращаю внимание на ребёнка, принявшего какой-то образ: «что за кошечка подошла? Молочка хочешь?».
  • создаю игровую развивающую предметно-пространственную среду:

А) для режиссёрской игры: предметы-заместители, места уединения, отведённые для игры (коробки из-под обуви, куски ткани и др.), настольные виды театра, индивидуальные коврики, мелкие игрушки для обыгрывания, макеты, ширмы, шапка рассказчика;

Б) для образной игры: костюмы животных, сказочных персонажей, людей разных профессий, разнообразные атрибуты (бусы, чемоданы, шляпы и т.д.), сцена – небольшое возвышение, или место, отделённое занавесом ткани, ширмы.

Мы постоянно находимся в поиске новых форм сотрудничества с семьей, наполняем их актуальным содержанием так, чтобы родители захотели им воспользоваться. Именно поэтому в качестве одной из основных форм сотрудничества с семьями наших воспитанников в условиях интеграции образовательного пространства ДОУ, мы выбрали такое объединение родителей, детей и педагогов, как детско-родительский клуб «Мама, папа, я – дружная семья». В рамках клуба мы строим свои отношения с семьей на принципах открытости, добровольности, личной заинтересованности и взаимоуважении. В последнее время наиболее востребованной формой проведения детско-родительского клуба является образовательное событие, которое проводится либо в форме «игровой лаборатории», либо как «аукцион творческих идей», где родители играют с детьми или проводят творческие мастер-классы. Благодаря новой форме организации встреч, каждый её участник получает возможность проявить себя, узнать что-то новое от других и применить это на практике.

В ходе стажировки её участники смогут принять активное участие в заседании детско-родительского клуба, а также разработают образовательное событие для развития игровой деятельности младших дошкольников в рамках клуба.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Программа стажировки включает три модуля и рассчитана на 24 часа. Данная программа основана на компетентностном, деятельностном, личностно-ориентированном подходах, предусматривает комплекс различных форм обучения: лекции, практические занятия, мастер-классы, деловые игры, стажёрские пробы, игровые тренинги, организацию экскурсии по детскому саду и предполагает работу в малых группах, индивидуально и в кластерах.

Формулировка понятийной и (или практической) задачи, решаемой в рамках стажировки Содержание работы по теме
1 модуль программы — «Ключевые ориентиры для инициирования и поддержки детской игры в соответствии с ФГОС ДО» — 7 часов
Понятийные задачи Практические задачи  
Актуализировать запрос стажёров по теме стажировки.

Определить ключевые ориентиры поддержки и развития разных видов игры дошкольника по классификации Е.Е. Кравцовой; сформировать понятийную картину по теме стажировки.

 

На основе предложенных карт наблюдения за игровыми проявлениями дошкольника, разработать и презентовать функционал воспитателя.

Исследовать вместе со стажёрами требования к инициированию и поддержке режиссёрской и образной игры дошкольников.

Определение личностно-значимых целей обучения во время стажировки, ожидаемых результатов.

Погружение в психолого- педагогические основания игры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

 

Определение стажерами личностной позиции при разрешении дилеммы о взаимоотношениях игры и обучения.

 

Разработка функционала воспитателя.

 

 

Разработка методических рекомендаций по использованию технологии поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника.

 

Входная диагностика.

Игровой тренинг взаимодействия в группе, нацеленный на сплочение и знакомство участников стажировки, создание благоприятного социально-психологического климата в группе (использование технологии «Снежный ком», «Аквариум»).

Актуализация имеющегося опыта по теме.

Работа в кластерах.

Интерактивная игра «Река времени»

Круглый стол с использованием методов «Мозговой штурм», «Дебаты».

Рефлексия с использованием приёмов «Пять открытий» и «Письмо самому себе»

2 модуль программы – «Технология поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника как основная форма образовательного взаимодействия с ним» -10 часов
Познакомить со структурой, принципами,

условиями технологии поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника.

Предложить стажёрам провести экспертизу среды для поддержки игры в групповых помещениях ДОУ.

 

 

 

 

Вовлечь стажёров во взаимодействие с дошкольниками с использованием технологии группового сбора, как эффективного способа актуализации детских запросов по организации образовательных событий.

Вовлечь стажёров в театрализованные игры с дошкольниками для обогащения сюжетов образной игры.

Презентовать детско-родительский клуб «Мама, папа, я — дружная семья», как эффективную форму взаимодействия с родителями воспитанников по развитию игры младших дошкольников.

 

Погружение в технологию поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника как основную форму образовательного взаимодействия с ним.

 

 

Оценка (по разработанным картам) развивающей предметно-пространственной среды ДОУ как образовательного пространства для успешного развития воспитанников в процессе игровой деятельности. Определение возрастной группы по наличию игрового материала.

 

Участие стажёров в утреннем взаимодействии с дошкольниками, построенного по технологии группового сбора.

 

 

 

 

 

 

Инсценировка сказок с дошкольниками в подгруппах.

 

 

 

Просмотр заседания детско-родительского клуба, как одного из способов организации образовательного события для развития игровой деятельности младших дошкольников.

Игровой тренинг «Моделирование структуры образовательного события с использованием режиссёрской и образной игры детей младшего дошкольного возраста» (работа в группах). Представление модели открытого образовательного пространства МДОУ «Д/С № 18». Экскурсия по учреждению.

Интерактивная игра по методам и приёмам организации группового сбора.

 

 

 

Круглый стол по теме «Час сказки. Получилось ли событие?»

 

Круглый стол «Детско-родительский клуб «Мама, папа, я – дружная семья», как один из способов развития и обогащения детской игры с участием родителей».

Рефлексия стажёров с использованием приёмов «Три лица» и «Дерево моего успеха».

3 модуль программы – «Приобретение собственного опыта инициирования и проживания образовательного события с использованием режиссёрской и/или образной игры» — 7 часов
Сформировать у стажёров комплекс практических умений, необходимых для использования технологии

поддержки и развития режиссёрской и/или образной игры младшего дошкольника в рамках образовательного события.

 

 

 

Разработать листы наблюдений за деятельностью воспитателя в игре и проанализировать образовательное событие с применением предложенной технологии.

Погружение стажёров в образовательную среду ДОУ с целью апробирования разработанных образовательных событий.

Отражение эффективности работы стажёров в образовательной среде ДОУ на мониторинг-экране, оценка профессиональных действий стажёров с учётом интернет голосования за продукты деятельности в интернет сообществе «Вконтакте»

Взаимодействие стажёров в кластерах с применением ПК.

Практические занятия.

Презентация результатов работы групп с помощью образовательного события «Фонтан идей». Создание условий для личной рефлексии стажёров с помощью приёма «Закончи предложение».

Заполнение анкеты «Результаты приращивания профессиональных компетенций».

       

 

2.2. Учебный план стажировки на 24 часа.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
 

Лекции

Практические

занятия

Стажерская проба Оценочное

событие

1 1 модуль программы — «Ключевые ориентиры для инициирования и поддержки детской игры в соответствии с ФГОС ДО» — 7 часов
1.1 Вводное занятие. Планирование собственных результатов стажировки. Проведение входной диагностики (аутотестирование).       0,5
1.2 Тренинг взаимодействия в группе, нацеленный на сплочение и знакомство участников стажировки, создание благоприятного социально-психологического климата.   0,5    
1.3 Согласование с участниками стажировки представлений об основных понятиях по теме стажировки.     0,5  
1.4 Погружение в психолого- педагогические основания игры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Интерактивная игра «Река времени»

1   0,5  
1.5 Определение стажерами личностной позиции при разрешении дилеммы о взаимоотношениях игры и обучения.     0,5  
1.6 Исследование стажёрами требований к инициированию и поддержке режиссёрской и образной игры дошкольников через погружение в технологию коллективной мыслительной деятельности. Метод «Мозговой штурм», «Дебаты»     1  
1.7 Разработка функционала воспитателя.     1  
1.8 Разработка методических рекомендаций по использованию технологии поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника.   0,5 0,5  
1.9 Рефлексия по теме 1-го модуля программы       0,5
2 2 модуль программы — «Технология поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника как основная форма образовательного взаимодействия с ним» — 10 часов
2.1 Вовлечение стажёров во взаимодействие с дошкольниками, построенного по технологии группового сбора, как эффективного способа актуализации детских запросов по решению образовательных задач на день в игровой деятельности.   0,5    
2.2 Экскурсия по детскому саду.

Оценка (по разработанным картам) развивающей предметно-пространственной среды ДОУ как образовательного пространства для успешного развития воспитанников в процессе игровой деятельности. Определение возрастной группы по наличию игрового материала.

Поиск путей совершенствования предметно-пространственной среды в группах ДОУ в событийном формате «Новые идеи развития»

  0,5

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 
2.3 Просмотр игрового взаимодействия педагога с детьми в группах младшего дошкольного возраста с внесением и решением когнитивных задач.

Игровой тренинг «Моделирование структуры образовательного взаимодействия в режиссёрской и образной игре детей младшего дошкольного возраста» (работа в группах).

Презентация разработанных игр стажёрами: Игра «Дуэль на ковре»

  1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

0,5

0,5
2.4 Мастер-класс «Детско-родительский клуб «Мама, папа, я — дружная семья», как один из способов организации образовательного события для развития игровой деятельности младших дошкольников.   1   0,5
2.5 Вовлечь стажёров в театрализованные игры с младшими дошкольниками для обогащения сюжетов образной игры.

Круглый стол по теме: «Час сказки. Получилось ли событие?»

  1  

 

 

 

 

 

1

 
2.6 Рефлексия стажёров с использованием приёмов «Три лица» и «Дерево моего успеха».       0,5
3 3 модуль программы — «Приобретение собственного опыта инициирования и проживания образовательного события с использованием режиссёрской и/или образной игры» — 7 часов
3.1 Разработка образовательного события с использованием технологии поддержки и развития режиссёрской и/или образной игры. Анализ продуктов деятельности.   1 1  
3.2

 

 

 

 

Апробирование разработанных образовательных событий в группах младшего дошкольного возраста.     1  
3.3 Презентация результатов работы групп с помощью образовательного события «Фонтан идей».     1  
3.4 Создание электронных материалов, презентаций, универсальных рамочных конспектов образовательных событий, и т.д. (методической копилки стажёров).   1    
3.5 Подведение итогов стажировки. Самооценка педагогами результатов своей деятельности на стажировке.

Рефлексия стажёров с помощью приёма «Закончи предложение».

Заполнение анкеты «Результаты приращивания профессиональных компетенций».

      1
3.6 Праздничный концерт с непосредственным участием стажёров, посвящённый закрытию стажировки.       1
Итого:   1 ч 7 ч 11.5 ч 4.5 ч

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажёров.

Внешнюю оценку результатов стажировки осуществляет экспертная группа, созданная из числа педагогов и администрации ДОУ во время организации образовательного события «Фонтан идей», на котором будет продемонстрирована:

  • разработка стажёром (группой стажёров) проекта образовательного события с использованием форм и методов предложенной технологии;
  • реализация образовательного события, спроектированного во время стажировки. Публичное представление стажёром (группой стажеров) результатов реализации.
  • интернет-голосование в группе «В контакте» участниками группы за продукты деятельности стажёров (апробированные образовательные события с использованием предложенной технологии).

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Самооценка проводится в три этапа:

  • Создание условий для личной рефлексии стажёров проводится с помощью приёма «Закончи предложение», а также заполнения анкеты «Результаты приращивания профессиональных компетенций».
  • Самооценивание стажёрами собственных результатов проходит в форме оформления газеты «Мои достижения», в которой стажёры с помощью записей (отзывы, мини-эссе), фотографий и рисунков смогут описать свои впечатления и результаты своей деятельности по самостоятельно разработанным критериям.
  • Самооценка и оценивание организаторов стажировки производится на основании анкетирования стажёров (в системе 0-1-2, где 0 –низкий уровень, 1- средний уровень, 2- высокий уровень) по следующим вопросам:
  1. Оцените степень актуальности материалов стажировки;
  2. Оцените степень новизны разработанных образовательных событий с использованием предложенной технологии;
  3. Оцените степень возможности использования в своей практике разработанных «рамочных» конспектов;
  4. Оцените степень удовлетворённости результатами собственной деятельности;
  5. Оцените уровень организации стажировки.

Для оценки и анализа работы будет использоваться интервьюирование участников стажерских практик. Дневник стажера. Стажеры «соберут свой педагогический кейс» и наполнят его разными образовательными ресурсами, серией самостоятельно разработанных моделей в процессе стажировки.

 

  План проведения стажировки