Авторская программа стажировки «Использование Кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры»

Список участников стажировки:

  1. Белошапкина Мария Леонидовна, г.Железногорск
  2. Беляевских Светлана Анатольевна, г.Заречный СО
  3. Бызова Наталия Сергеевна, г.Новоуральск
  4. Васютина Наталья Васильевна, г.Зеленогорск
  5. Гребенщикова Татьяна Васильевна, г.Заречный СО
  6. Досягаева Валерия Александровна, г.Лесной
  7. Исаева Оксана Андреевна, г.Волгодонск
  8. Махтиева Марина Геннадьевна, г.Заречный СО
  9. Мезенина Оксана Юрьевна, г.Новоуральск
  10. Сегень Леся Мирославовна, г.Заречный СО
  11. Сулимова Елена Юрьевна, г.Трехгорный
  12. Тагильцева Светлана Владимировна, г.Заречный СО
  13. Феофилова Ирина Борисовна, г.Лесной
  14. Юнязова Татьяна Франтишековна, г.Новоуральск
  15. Якоби Ольга Алексеевна, г.Зеленогорск

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Формирование у стажеров представлений и практических навыков обогащения и провоцирования детской игры посредством использования Кейс-технологии.

 

1.2. Задачи программы:

  1. Сформировать у стажеров представление о детской игре как основном виде деятельности в дошкольном детстве.
  2. Предоставить стажерам возможность апробировать самостоятельные, педагогические действия по обогащению и провоцированию детской игры с использованием кейс-технологии.
  3. Выделить значимые эффекты Кейс-технологии, обеспечивающие развитие дошкольников в игровой деятельности в рамках реализации ФГОС ДО.
  4. Сформировать совместно со стажерами кейсы практических материалов и универсальных средств для дальнейшей работы по развитию дошкольников в игровой деятельности.
  5. Совершенствовать рефлексивные умения педагогов в процессе осуществления стажерской практики.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Дошкольное детство — короткий, но очень важный период становления личности, ведь именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него складывается характер, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду. Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей детей, развитии самостоятельности, становлении и развитии личности ребёнка в целом.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку через игру. Вопрос повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места очень важен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией из мира детства игра уходит. Поэтому сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Вернуть игру, в которой ребёнок примеряет на себя разные роли, в которой развивается его речь, эмоции, воображение.

Игра – основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В игре ребёнок учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребёнка. Кроме того, в игре ребёнок активно общается со сверстниками. Игра – это пространство, которое позволяет быть смелым, потому что можно быть кем угодно и где угодно. Игра – это место проб. Игра позволяет творить то, что не рискнешь сотворить в реальности, потому что игра – это безопасно. Игра позволяет перебирать варианты и находить решение. Игра – это место поисков и находок.

Один из основополагающих принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – это построение образовательного процесса дошкольного образования в формах, наилучших для детей каждой возрастной группы, прежде всего в игре. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. Поэтому среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста называются:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит – успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Динамика современной жизни требует от педагога поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. В основе идеи программы лежат принципы, заложенные в ФГОС дошкольного образования. В котором среди условий, необходимых для всестороннего развития личности дошкольника, ключевым рассматривается игра как ведущий вид деятельности, необходимый для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Одну из главных ролей в развития детской игры играет личность педагога, обладающего огромным инструментарием для поддержки и обогащения игры, способного создавать развивающие провокации, подбрасывать разнообразные задачки, поддержать детский замысел, иногда даже самый простой. Воспитателю очень важно «ухватиться» за любое слово, сказанное ребёнком или действие с игрушкой или предметом и тут же, пока есть интерес, необходимо поддержать его, обогатить сюжет, пополнить словарный запас, показать образец, включиться в игру, показать картинку или книгу на данную тему, сделать атрибуты или достроить постройку. В таких моментах можно использовать современные игровые технологии для развития игры дошкольников и дошкольников в игре. Но запланировать данный процесс практически невозможно потому, что всё идёт от инициативы ребёнка. Здесь важны мобильность, эмоциональность, своевременность, знание возрастных особенностей детей и этапы развития игры. Именно поэтому одним из эффективных инструментов педагога на ряду с насыщенной развивающей предметно-пространственной средой, использованием в деятельности по обогащению игры экскурсий, художественной литературы, мультфильмов и детских фильмов, а также собственной позиции активного игрового партнера, являются современные технологии, обеспечивающие поддержку и развитие детской игры.

Цель которых не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Одной из таких технологий, позволяющих провоцировать и обогащать детскую игру, возводить её в ранг события мы считаем Кейс-технологию.

Кейс-технологию мы рассматриваем как одно из эффективных средств развития и провоцирования детской игры, когда дети получают возможность взаимно обмениваться информацией, попробуют решать самостоятельно «проблемы», образовательные задачи, вброшенные им во время игры. Актуальность применения кейс-технологии заключается в общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на развитие воображения, способностей, умения перерабатывать и использовать полученную информацию. Так же данная технология способствует обучению детей уступать друг другу, договариваться между собой. Во время игры у детей происходит постоянный социальный эксперимент, они пробуют применять на себя различные роли, игровые правила, решают и преодолевают проблемные ситуации, тем самым получая социальный опыт, который смогут применять в других, жизненных ситуациях.

На практике мы часто сталкиваемся с тем, что игры детей «затухают», едва начавшись, либо переходят на накатанные рельсы более простого сюжета, дальше не развиваясь. Игровые действия «шаблонизируются». Возникает проблема – самостоятельная игра детей не поднимается на новый уровень. В связи с этим, для развития детской игры педагог может применить различные инструменты, например, методы кейс-технологии.

В своей практике для обогащения и провоцирования детской игры мы используем следующие методы:

  • кейс-иллюстрация;
  • кейс-стади (кейс-ситуация);
  • фото-кейс;
  • проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, выбор возможных решений. От наглядности она отличается тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на её решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, принимают решение, воображают. Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими детьми, людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Кейс-стади (кейс-ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути её решения. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники разбирают ситуацию, обозначают проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Кейс-стади направлена на формирование воображения, умение прорабатывать проживать различные проблемные ситуации, находить пути их решения, формирование навыков коммуникативного взаимодействия, использование приобретенного в процессе решения кейса социального опыта в жизненных ситуациях.

Фото-кейс представляет собой фотографию, сюжет которой отражает какую – либо проблему или образовательную задачу, текст к кейсу, который описывает совокупность событий и вопрос, мотивирующий на решение проблемы.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. Наиболее существенными становятся социальные связи, выраженные в сюжете через позы людей, их жесты и внешние выразительные действия. Полученные впечатления, при рассматривании кейс-иллюстраций или фото-кейсов, вызывают у детей желание применить их в игре, поделиться своими мыслями о увиденном, высказать отношение к изображенным героям, рассказать о своём опыте, возникшем под влиянием воспринятого.

Действуя в реальных или специально моделируемых ситуациях, проживая их в игре, ребёнок упражняется в использовании информации как собственного опыта поведения.

Ролевое проектирование – это метод кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей. Цель которого, на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данного вида технологии является: умение дошкольников принимать на себя роль; спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками; ролевое взаимодействие.

Рассмотрим этапы кейс-технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.

Этапы Деятельность детей
1.   Знакомство с ситуацией, её особенностями Воспринимают предложенную ситуацию
2.   Актуализация знаний Распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются
3.   «Мозговой штурм» Осуществляют поисковую деятельность
4.   Презентация Представляют свои роли, осуществляют «презентацию»
Рефлексия

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора проблемы, ситуации определяется наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, событийности, что придает ей эмоциональную окраску, интересность, пробуждает у детей исследовательскую мотивацию. Выбранная кейс-ситуация должна соответствовать потребностям дошкольников, иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей.

Обязательно кейс-ситуация должна зацепить ребёнка, прейти из ранга обыденной ситуации в событие. Она должна содержать достаточно информации по силам и возможностям ребёнка, вопрос, в котором должна быть мотивация на решение проблемы и не содержать подсказок относительно её решения. При создании какой-либо проблемы (кейс-ситуации), лучше всего её иллюстрировать, т.к. дошкольнику проще увидеть ситуацию, или героев ситуации нежели их представлять. Можем сделать вывод, чем отличается кейс от проблемной ситуации. Кейс не даёт дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить её из той информации, которая содержится в его описании.

Таким образом, перспективность кейс-технологии заключается в том, что воспитатель может быстро создавать нестандартные проблемные ситуации и «вбрасывать» их в ход игры дошкольников, тем самым обогащая или провоцируя её на дальнейшее развитие. Организация работы с кейс-технологией не требует проведения дополнительных занятий, но предусматривает интеграцию её содержания во все виды детской деятельности. Кейсы можно дополнять и пополнять, в итоге получатся новые нестандартные ситуации. Это даёт возможность воспитателю использовать их для различных целей и применять во всех возрастных группах.

Рассмотрим возможности применения кейс-технологии на различных этапах развития игры дошкольников. Согласно классификации игры по Е.Е. Кравцовой, игра, хоть и считается ведущим видом деятельности дошкольников, но возникает далеко не сразу. До трехлетнего возраста ребёнок познаёт окружающую действительность, предметы и их функции, пробует всё на вкус и цвет, щупает, рассматривает. Игры как таковой ещё нет, но есть активное исследование предметов этого мира и игровые действия с игрушками: катает машинку, кормит, купает, кладёт куклу в кроватку, строит из кубиков, варит суп, забивает гвоздь, как папа. Психологи называют эту деятельность режиссерской игрой.

Здесь будет целесообразным применение фото-кейса или кейс-иллюстраций с вариантами использования различных предметов. Немаловажным является отображать на фото или иллюстрациях использование взрослым так называемых предметов-заместителей, чтобы ребёнок мог видеть другие образы в привычных вещах. На этом этапе задача взрослого максимально интересно описать кейс, рассказать о тех предметах, которые окружают ребёнка в детской комнате, на кухне и в других местах. Таким образом, постепенно ребёнок от взрослого узнает о назначении каждого предмета, активно и свободно начнёт ими манипулировать, используя их по назначению и не по назначению, придумает и откроет для себя новые способы употребления привычных для нас вещей.

С 2,5-3 лет ребёнок начинает разыгрывать небольшие сюжеты с игрушками. Учится озвучивать героев, он принимает в игру взрослого, если тот хорошо умеет играть и является образцом: может показывать интересные идеи, например, озвучивать игрушки, вносить в сюжет разнообразие. На этом этапе очень хорошо внести в игру проблематику с помощью фото-кейса или кейс-иллюстрации, а в описании кейса сочинить простой детский сюжет или вспомнить сказку.

В самом начале четвертого года жизни у ребёнка возникает новый вид игры, который получил название образно-ролевой игры. Она необходима для дальнейшей сюжетно-ролевой игры, для умения перевоплощаться, для развития творчества и очень нужна для развития детского воображения. Здесь уже ребёнок учится управлять не игрушкой, как в режиссёрской игре, а собой. Теперь ему не нужна игрушка, за которой он прятался в режиссерской игре, здесь можно самому стать рыцарем, принцессой, спасателем, пожарником. Очень важно, что ребёнок учится овладевать образом и удерживать его.

Взрослый может поддержать игру с помощью различных кейс-ситуаций, развивая сюжет с образом, который взял на себя ребёнок. Тем самым дать ребёнку возможность прожить выбранный образ, поддержать его инициативу. Так как у него самого ещё не хватает сил и удерживать образ, и одновременно развивать сюжет. В описании кейс-ситуации взрослый даёт информацию о персонаже, которым хочет быть ребёнок. Ребёнок должен это увидеть. Образы можно брать из книг, детских энциклопедий, из фильмов и мультфильмов. Можно просто задать образец игрового поведения, показав в кейс-ситуации, как данный персонаж может себя вести. Обязательно в РППС группы внести разные ткани, костюмы, другие атрибуты, которые могут подчеркнуть образ, переодевание помогает перевоплотиться.

Кейс-ситуации помогают ребёнку осваивать способность выделять и удерживать поведенческий контекст взятого на себя образа. Через проживание образа он готовит себя к тому, чтобы подчиняться правилам. В этой игре активно развивается воображение и способности к перевоплощениям!

Когда ребёнок научился самостоятельно придумывать сюжет и получил опыт ролевого поведения, возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Как отмечал Д.Б. Эльконин, ребёнок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живёт.

В старшем дошкольном возрасте замыслы детей заметно отличаются новизной и оригинальностью. Появляются героические, фантастические, романтические сюжеты – это игры в воинов, принцесс, водолазов, индейцев, драконов, волшебниц. Бытовые сюжеты остаются, но приобретают иной характер. Но мы часто сталкиваемся с тем, что игры распадаются, едва начавшись, либо переходят на накатанные рельсы более простого сюжета, они не способны дальше развернуть сюжет. Дети могут проигрывать в один и тоже сюжет, причём каждый раз сначала. Игровые действия «шаблонизируются», самостоятельная игра детей не поднимается на новый уровень. Возникает проблема – однообразие сюжета. В связи с этим необходимо обогащать сюжетно-ролевую игру посредством применения кейс-технологии. Здесь для поддержания и провоцирования развития деткой игры можно использовать все виды кейсов и различные вербальные провокации.

Для того, чтобы сюжеты игр были разнообразны и богаты по содержанию в описание кейсов можно включать ситуации из детских телепередач, мультфильмов, жизненного опыта детей. Для более эмоционального восприятия содержания кейсов, для понимания сути проблемы мы используем фотографии, иллюстрации из книг. В результате такой работы перед детьми оживают образы и события, возникает то эмоциональное настроение, которое необходимо для реализации их в играх, у ребят появляется желание действовать самим.

Часто в игре дети не могут действовать согласованно, не прислушиваются к мнению партнеров, т.е. не умеют комбинировать предложенные им и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. Здесь на помощь педагогу приходит ролевое проектирование, способствующее расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей. Цель которого, на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации. Когда дети разворачивают сюжет, воспитатель обычно занимает позицию наблюдающего, чтобы в момент возникновения затруднений в игре, сделать содержательный вброс либо провокацию с помощью кейс-технологии.

Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль, и появляется новый вид игры – игра с правилами. Здесь уже нет привлекательного сюжета и привлекательных ролей, здесь сам сюжет – это правило, которое нужно соблюдать.

Игры с правилами – это такая школа произвольности, когда ребёнок может управлять своим поведением, своими чувствами, своими эмоциями, своими действиями и подчиняться тем правилам, которые существуют в том пространстве, где он сейчас находится.

Для того, чтобы научить детей договариваться друг с другом, уступать друг другу, слышать товарища, продолжать его мысль мы используем кейс-ситуации, фото-кейсы, кейс-иллюстрации. Все эти методы кейс-технологии помогают ребёнку нарабатывать способность подчиняться правилам, осмыслять их, и делать лично-значимыми. Правильно подобранные проблемные ситуации в описании кейсов позволяют детям научиться не просто подчиняться, а переосмысливать правила. Дают возможность детям создавать свои собственные правила, выстраивать игру по своим правилам, формулировать эти правила, пользоваться правилами.

Подводя итог всего выше сказанного, хочется отметить, используемая нами Кейс-технология позволяет педагогу не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Применение кейс-технологии позволяет придать игре сильную эмоциональную окраску, что даёт возможность возводить её в ранг события. Используя различные кейс-ситуации, педагог может ненавязчиво мотивировать и поддерживать детскую инициативу, формировать познавательные интересы и действия детей в различных видах деятельности, создавать условия для выбора, обогащать и провоцировать детскую игру, а также решать в игре, что немаловажно образовательные задачи.

Пройдя программу стажировки, педагоги смогут повысить свой профессиональный уровень, на практике узнать о возможностях применения Кейс-технологии для развития детей в игровой деятельности. Получив знания о современной интерактивной технологии, педагоги научатся составлять кейсы практических материалов и универсальных средств для дальнейшей работы, эффективно применять данную технологию в своей деятельности.

Ведущей формой работы педагогов по программе стажировки будут стажерские пробы – педагоги будут разрабатывать Кейсы практических и методических материалов и универсальных средств для дальнейшей работы по проектированию игровых ситуаций. Итоговый продукт: буклет, CD-диск с материалами стажировки, Кейс с материалами стажировки.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Блок 1. Ориентировка стажеров в понятийном поле: создать условия для делового, творческого профессионального общения и погружение стажеров в проблемы игры на современном этапе.

Задачи: Методы:
1. Создать благоприятную рабочую атмосферу с использованием технологии группового сбора. Определение участниками стажировки ожидаемых результатов.

2. Сформировать у стажеров представление о детской игре как основном виде деятельности в дошкольном детстве.

3. Проанализировать особенности разных видов игр по Е.Е. Кравцовой и выделить ценность каждой из них как особый ресурс развития ребёнка.

4. Сформировать представления стажеров о Кейс-технологии.

5. Разработать «Современный портрет играющего воспитателя».

6. Совершенствовать рефлексивные умения педагогов в процессе стажерской практики.

1. Знакомство. «Детский совет».

2. Методический диалог «Особенности самодеятельной игры дошкольников».

3. Составление смысловой карты «Особенности разных видов игры по Е.Е. Кравцовой в развитии ребёнка».

4. Анализ стажерами видеороликов «Наблюдение за детьми в игре (в различных возрастных группах)».

5. Интерактивная презентация «Что такое кейс-технология? История, виды, методы».

6. Презентация «Современный портрет играющего воспитателя».

7. Рефлексия первого дня.

Блок 2. Предоставление стажерам возможности апробировать самостоятельные, педагогические действия по обогащению и провоцированию детской игры с использованием кейс-технологии.

Задачи: Методы:
1.   Обобщить представления стажеров о значимых эффектах Кейс-технологии для развития и обогащения детской игры.

2.   Рассмотреть возможности Кейс-технологии в развитии и поддержке детской игры.

3.   Отработать практические приёмы поддержки и развития детской игры, посредством использования Кейс-технологии.

4.   Разработать карты наблюдения «Владение педагогом эффективными технологиями для обогащения детской игры, в том числе Кейс-технологией».

5.   Проанализировать условия для развития детской игры в МАДОУ, место и время игры в жизни детского сада.

6.   Определить тематику предстоящего игрового события и выбор вида кейса.

1. «Детский совет».

2. Мастер-класс «Особенности применения кейс-технологии на различных этапах развития игры дошкольников» (разработка кейсов).

3.Работа с картами определений «Возможности использования Кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры».

4. Составление и презентация экспертных карт анализа предметно-пространственной среды, благоприятной для развития игровой деятельности ребёнка.

5. Экспертиза стажерами предметно-развивающей среды в группах детского сада, соответствующей требованиям ФГОС ДО (экскурсия по МАДОУ).

7. Составление и презентация карты наблюдения «Инструментарий педагога для развития и поддержки детской игры».

6. Рефлексия второго дня.

Блок 3. Приобретение участниками стажировки собственного опыта по использованию различных форм, средств и методов поддержки, обогащения и провоцирования детской игры. Стажерам будет предложено сделать ответственный выбор собственной активной позиции:

  1. Приобретение собственного опыта с позиции эксперта в процессе наблюдения за использованием кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры другими педагогами-стажерами.
  2. Приобретение собственного опыта использования кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры в практическом взаимодействии с воспитанниками МАДОУ, используя образовательное пространство нашего детского сада.
Задачи: Методы:
1. Приобрести опыт проживания игровых ситуаций с различных позиций: активного наблюдателя; игрового партнёра; эксперта.

2. Распределить обязанности по проектированию игровых ситуаций в различных возрастных группах.

3. Продумать и подготовить необходимое игровое оборудование и атрибуты.

4. Обеспечить активное погружение стажеров в совместную с дошкольниками игровую практику, используя Кейс-технологию.

5. Презентация стажерами собственных образовательных кейсов, разработанных в рамках стажировки.

1. «Детский совет».

2. Подготовка команд к реализации игровой практики с детьми, с использованием методов Кейс-технологии.

3. Реализация спроектированных командами игровых событий с использованием Кейс-технологии.

4. Экспресс оценка деятельности стажеров по реализации игровых событий «Думали. Действовали. Демонстрировали».

5. Эссе «Значение Кейс-технологии для дальнейшей реализации её в своей профессиональной деятельности с детьми». Рефлексия новообразований, появившихся в ходе стажерской практики.

6. Рефлексия третьего дня.

 

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
1 блок: Ориентировка стажеров в понятийном поле.

Понятийная задача: Сформировать представления стажеров о Кейс-технологии, эффективность использования Кейс-технологии в игровой деятельности дошкольников.

Практическая задача: Выделить и обозначить преимущества кейс-технологии.

1. «Детский совет». Знакомство.   0,5    
2. Методический диалог «Особенности самодеятельной игры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО». 1      
3. Составление смысловой карты «Особенности разных видов игры по Е.Е. Кравцовой в развитии ребёнка».   1,5    
4. Анализ стажерами видеороликов «Наблюдение за детьми в игре (в различных возрастных группах)».     1,5  
5. Интерактивная презентация «Что такое кейс-технология? История, виды, методы». 1      
6. Презентация «Современный портрет играющего воспитателя».       1,5
7. Рефлексия с помощью приёма «ИНСЕРТ».   0,5    
2 блок: Погружение стажеров в совместную деятельность по организации игровых событий дошкольников посредством кейс-технологии.

Практическая задача: Овладеть практическими умениями разрабатывать Кейс-ситуации в соответствии с тематикой игры дошкольников.

1. «Детский совет».   0,5    
2. Мастер-класс «Особенности применения кейс-технологии на различных этапах развития игры дошкольников» (разработка кейсов).   1,5    
3. Работа с картами определений «Возможности использования Кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры».     1,5  
4. Составление и презентация экспертных карт анализа предметно-пространственной среды, благоприятной для развития игровой деятельности ребёнка.     2  
5. Экспертиза стажерами предметно-развивающей среды в группах детского сада, соответствующей требованиям ФГОС ДО (экскурсия по МАДОУ).     2  
6. Составление и презентация карты наблюдения «Инструментарий педагога для развития и поддержки детской игры».       1,5
7. Рефлексия второго дня.   0,5    
3 блок: Приобретение стажерами собственного опыта по обогащению и провоцированию игровой деятельности дошкольников посредством Кейс-технологии.

Практическая задача: Обеспечить активное погружение стажеров в реализацию спроектированных командами игровых событий с использованием Кейс-технологии.

1. «Детский совет».   0,5    
2. Подготовка команд к реализации игровой практики с детьми, с использованием методов Кейс-технологии.     1,5  
3. Реализация спроектированных командами игровых событий с использованием Кейс-технологии.       2,5
4. Экспресс оценка деятельности стажеров по реализации образовательных событий «Думали. Действовали. Демонстрировали».   1,5    
5. Рефлексия. Эссе «Значение кейс-технологии для дальнейшей реализации ее в своей профессиональной деятельности с детьми».   1    
  Итого 24 часа

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Главными результатами работы стажеров будут стажерские пробы по разработке Кейсов практических и методических материалов, универсальных средств для дальнейшей работы по проектированию игровых ситуаций. Внешнюю оценку реализованных стажерами игровых событий будет осуществлять команда экспертов, в состав которой входят администрация, специалисты и воспитатели МАДОУ, использующие данную технологию в работе с детьми. Каждое событие будет проанализировано экспертами и получит свою рецензию. Для внешней оценки проведенного совместно с детьми события будет проведено интервьюирование среди всех участников образовательных отношений (дети, педагоги, родители). Освещение хода и результатов стажировки в группе в социальной сети Facebook.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Рефлексия деятельности стажеров будет осуществляться по итогам каждого блока программы и в целом всей программы на основе индивидуальных заметок в «Дневнике стажера», который будет заполняться в конце каждой рабочей встречи. Стажеры фиксируют свои впечатления, дают собственную оценку предлагаемым формам взаимодействия, форме их организации и содержанию, оценивают свои успехи и результаты по темам, а также формулируют вопросы организаторам, для получения индивидуальных консультаций. Для оценки и анализа работы будет использоваться интервьюирование участников стажерских практик.

 

  План проведения стажировки