Авторская программа стажировки «Использование Кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры»

Список участников стажировки:

  1. Белошапкина Мария Леонидовна, г.Железногорск
  2. Бызова Наталия Сергеевна, г.Новоуральск
  3. Васютина Наталья Васильевна, г.Зеленогорск
  4. Веретенникова Оксана Аркадьевна, г.Снежинск
  5. Гребенщикова Татьяна Васильевна, г.Заречный СО
  6. Исаева Оксана Андреевна, г.Волгодонск
  7. Махтиева Марина Геннадьевна, г.Заречный СО
  8. Мезенина Оксана Юрьевна, г.Новоуральск
  9. Сегень Леся Мирославовна, г.Заречный СО
  10. Сулимова Елена Юрьевна, г.Трехгорный
  11. Тагильцева Светлана Владимировна, г.Заречный СО
  12. Феофилова Ирина Борисовна, г.Лесной
  13. Юнязова Татьяна Франтишековна, г.Новоуральск
  14. Якоби Ольга Алексеевна, г.Зеленогорск

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Формирование у стажеров представлений и практических навыков обогащения и провоцирования детской игры посредством использования Кейс-технологии.

 

1.2. Задачи программы:

  1. Сформировать у стажеров представление о детской игре как основном виде деятельности в дошкольном детстве.
  2. Предоставить стажерам возможность апробировать самостоятельные, педагогические действия по обогащению и провоцированию детской игры с использованием кейс-технологии.
  3. Выделить значимые эффекты Кейс-технологии, обеспечивающие развитие дошкольников в игровой деятельности в рамках реализации ФГОС ДО.
  4. Сформировать совместно со стажерами кейсы практических материалов и универсальных средств для дальнейшей работы по развитию дошкольников в игровой деятельности.
  5. Совершенствовать рефлексивные умения педагогов в процессе осуществления стажерской практики.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Дошкольное детство — короткий, но очень важный период становления личности, ведь именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него складывается характер, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду. Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей детей, развитии самостоятельности, становлении и развитии личности ребёнка в целом.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку через игру. Вопрос повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места очень важен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией из мира детства игра уходит. Поэтому сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Вернуть игру, в которой ребёнок примеряет на себя разные роли, в которой развивается его речь, эмоции, воображение.

Игра – основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В игре ребёнок учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребёнка. Кроме того, в игре ребёнок активно общается со сверстниками. Игра – это пространство, которое позволяет быть смелым, потому что можно быть кем угодно и где угодно. Игра – это место проб. Игра позволяет творить то, что не рискнешь сотворить в реальности, потому что игра – это безопасно. Игра позволяет перебирать варианты и находить решение. Игра – это место поисков и находок.

Один из основополагающих принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – это построение образовательного процесса дошкольного образования в формах, наилучших для детей каждой возрастной группы, прежде всего в игре. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. Поэтому среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста называются:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит – успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Динамика современной жизни требует от педагога поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. В основе идеи программы лежат принципы, заложенные в ФГОС дошкольного образования. В котором среди условий, необходимых для всестороннего развития личности дошкольника, ключевым рассматривается игра как ведущий вид деятельности, необходимый для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Одну из главных ролей в развития детской игры играет личность педагога, обладающего огромным инструментарием для поддержки и обогащения игры, способного создавать развивающие провокации, подбрасывать разнообразные задачки, поддержать детский замысел, иногда даже самый простой. Воспитателю очень важно «ухватиться» за любое слово, сказанное ребёнком или действие с игрушкой или предметом и тут же, пока есть интерес, необходимо поддержать его, обогатить сюжет, пополнить словарный запас, показать образец, включиться в игру, показать картинку или книгу на данную тему, сделать атрибуты или достроить постройку. В таких моментах можно использовать современные игровые технологии для развития игры дошкольников и дошкольников в игре. Но запланировать данный процесс практически невозможно потому, что всё идёт от инициативы ребёнка. Здесь важны мобильность, эмоциональность, своевременность, знание возрастных особенностей детей и этапы развития игры. Именно поэтому одним из эффективных инструментов педагога на ряду с насыщенной развивающей предметно-пространственной средой, использованием в деятельности по обогащению игры экскурсий, художественной литературы, мультфильмов и детских фильмов, а также собственной позиции активного игрового партнера, являются современные технологии, обеспечивающие поддержку и развитие детской игры.

Цель которых не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Одной из таких технологий, позволяющих провоцировать и обогащать детскую игру, возводить её в ранг события мы считаем Кейс-технологию.

Кейс-технологию мы рассматриваем как одно из эффективных средств развития и провоцирования детской игры, когда дети получают возможность взаимно обмениваться информацией, попробуют решать самостоятельно «проблемы», образовательные задачи, вброшенные им во время игры. Актуальность применения кейс-технологии заключается в общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на развитие воображения, способностей, умения перерабатывать и использовать полученную информацию. Так же данная технология способствует обучению детей уступать друг другу, договариваться между собой. Во время игры у детей происходит постоянный социальный эксперимент, они пробуют применять на себя различные роли, игровые правила, решают и преодолевают проблемные ситуации, тем самым получая социальный опыт, который смогут применять в других, жизненных ситуациях.

На практике мы часто сталкиваемся с тем, что игры детей «затухают», едва начавшись, либо переходят на накатанные рельсы более простого сюжета, дальше не развиваясь. Игровые действия «шаблонизируются». Возникает проблема – самостоятельная игра детей не поднимается на новый уровень. В связи с этим, для развития детской игры педагог может применить различные инструменты, например, методы кейс-технологии.

В своей практике для обогащения и провоцирования детской игры мы используем следующие методы:

  • кейс-иллюстрация;
  • кейс-стади (кейс-ситуация);
  • фото-кейс;
  • проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, выбор возможных решений. От наглядности она отличается тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на её решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, принимают решение, воображают. Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими детьми, людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Кейс-стади (кейс-ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути её решения. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники разбирают ситуацию, обозначают проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Кейс-стади направлена на формирование воображения, умение прорабатывать проживать различные проблемные ситуации, находить пути их решения, формирование навыков коммуникативного взаимодействия, использование приобретенного в процессе решения кейса социального опыта в жизненных ситуациях.

Фото-кейс представляет собой фотографию, сюжет которой отражает какую – либо проблему или образовательную задачу, текст к кейсу, который описывает совокупность событий и вопрос, мотивирующий на решение проблемы.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. Наиболее существенными становятся социальные связи, выраженные в сюжете через позы людей, их жесты и внешние выразительные действия. Полученные впечатления, при рассматривании кейс-иллюстраций или фото-кейсов, вызывают у детей желание применить их в игре, поделиться своими мыслями о увиденном, высказать отношение к изображенным героям, рассказать о своём опыте, возникшем под влиянием воспринятого.

Действуя в реальных или специально моделируемых ситуациях, проживая их в игре, ребёнок упражняется в использовании информации как собственного опыта поведения.

Ролевое проектирование – это метод кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей. Цель которого, на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данного вида технологии является: умение дошкольников принимать на себя роль; спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками; ролевое взаимодействие.

Рассмотрим этапы кейс-технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.

Этапы Деятельность детей
1.   Знакомство с ситуацией, её особенностями Воспринимают предложенную ситуацию
2.   Актуализация знаний Распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются
3.   «Мозговой штурм» Осуществляют поисковую деятельность
4.   Презентация Представляют свои роли, осуществляют «презентацию»
Рефлексия

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора проблемы, ситуации определяется наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, событийности, что придает ей эмоциональную окраску, интересность, пробуждает у детей исследовательскую мотивацию. Выбранная кейс-ситуация должна соответствовать потребностям дошкольников, иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей.

Обязательно кейс-ситуация должна зацепить ребёнка, прейти из ранга обыденной ситуации в событие. Она должна содержать достаточно информации по силам и возможностям ребёнка, вопрос, в котором должна быть мотивация на решение проблемы и не содержать подсказок относительно её решения. При создании какой-либо проблемы (кейс-ситуации), лучше всего её иллюстрировать, т.к. дошкольнику проще увидеть ситуацию, или героев ситуации нежели их представлять. Можем сделать вывод, чем отличается кейс от проблемной ситуации. Кейс не даёт дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить её из той информации, которая содержится в его описании.

Таким образом, перспективность кейс-технологии заключается в том, что воспитатель может быстро создавать нестандартные проблемные ситуации и «вбрасывать» их в ход игры дошкольников, тем самым обогащая или провоцируя её на дальнейшее развитие. Организация работы с кейс-технологией не требует проведения дополнительных занятий, но предусматривает интеграцию её содержания во все виды детской деятельности. Кейсы можно дополнять и пополнять, в итоге получатся новые нестандартные ситуации. Это даёт возможность воспитателю использовать их для различных целей и применять во всех возрастных группах.

Рассмотрим возможности применения кейс-технологии на различных этапах развития игры дошкольников. Согласно классификации игры по Е.Е. Кравцовой, игра, хоть и считается ведущим видом деятельности дошкольников, но возникает далеко не сразу. До трехлетнего возраста ребёнок познаёт окружающую действительность, предметы и их функции, пробует всё на вкус и цвет, щупает, рассматривает. Игры как таковой ещё нет, но есть активное исследование предметов этого мира и игровые действия с игрушками: катает машинку, кормит, купает, кладёт куклу в кроватку, строит из кубиков, варит суп, забивает гвоздь, как папа. Психологи называют эту деятельность режиссерской игрой.

Здесь будет целесообразным применение фото-кейса или кейс-иллюстраций с вариантами использования различных предметов. Немаловажным является отображать на фото или иллюстрациях использование взрослым так называемых предметов-заместителей, чтобы ребёнок мог видеть другие образы в привычных вещах. На этом этапе задача взрослого максимально интересно описать кейс, рассказать о тех предметах, которые окружают ребёнка в детской комнате, на кухне и в других местах. Таким образом, постепенно ребёнок от взрослого узнает о назначении каждого предмета, активно и свободно начнёт ими манипулировать, используя их по назначению и не по назначению, придумает и откроет для себя новые способы употребления привычных для нас вещей.

С 2,5-3 лет ребёнок начинает разыгрывать небольшие сюжеты с игрушками. Учится озвучивать героев, он принимает в игру взрослого, если тот хорошо умеет играть и является образцом: может показывать интересные идеи, например, озвучивать игрушки, вносить в сюжет разнообразие. На этом этапе очень хорошо внести в игру проблематику с помощью фото-кейса или кейс-иллюстрации, а в описании кейса сочинить простой детский сюжет или вспомнить сказку.

В самом начале четвертого года жизни у ребёнка возникает новый вид игры, который получил название образно-ролевой игры. Она необходима для дальнейшей сюжетно-ролевой игры, для умения перевоплощаться, для развития творчества и очень нужна для развития детского воображения. Здесь уже ребёнок учится управлять не игрушкой, как в режиссёрской игре, а собой. Теперь ему не нужна игрушка, за которой он прятался в режиссерской игре, здесь можно самому стать рыцарем, принцессой, спасателем, пожарником. Очень важно, что ребёнок учится овладевать образом и удерживать его.

Взрослый может поддержать игру с помощью различных кейс-ситуаций, развивая сюжет с образом, который взял на себя ребёнок. Тем самым дать ребёнку возможность прожить выбранный образ, поддержать его инициативу. Так как у него самого ещё не хватает сил и удерживать образ, и одновременно развивать сюжет. В описании кейс-ситуации взрослый даёт информацию о персонаже, которым хочет быть ребёнок. Ребёнок должен это увидеть. Образы можно брать из книг, детских энциклопедий, из фильмов и мультфильмов. Можно просто задать образец игрового поведения, показав в кейс-ситуации, как данный персонаж может себя вести. Обязательно в РППС группы внести разные ткани, костюмы, другие атрибуты, которые могут подчеркнуть образ, переодевание помогает перевоплотиться.

Кейс-ситуации помогают ребёнку осваивать способность выделять и удерживать поведенческий контекст взятого на себя образа. Через проживание образа он готовит себя к тому, чтобы подчиняться правилам. В этой игре активно развивается воображение и способности к перевоплощениям!

Когда ребёнок научился самостоятельно придумывать сюжет и получил опыт ролевого поведения, возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Как отмечал Д.Б. Эльконин, ребёнок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живёт.

В старшем дошкольном возрасте замыслы детей заметно отличаются новизной и оригинальностью. Появляются героические, фантастические, романтические сюжеты – это игры в воинов, принцесс, водолазов, индейцев, драконов, волшебниц. Бытовые сюжеты остаются, но приобретают иной характер. Но мы часто сталкиваемся с тем, что игры распадаются, едва начавшись, либо переходят на накатанные рельсы более простого сюжета, они не способны дальше развернуть сюжет. Дети могут проигрывать в один и тоже сюжет, причём каждый раз сначала. Игровые действия «шаблонизируются», самостоятельная игра детей не поднимается на новый уровень. Возникает проблема – однообразие сюжета. В связи с этим необходимо обогащать сюжетно-ролевую игру посредством применения кейс-технологии. Здесь для поддержания и провоцирования развития деткой игры можно использовать все виды кейсов и различные вербальные провокации.

Для того, чтобы сюжеты игр были разнообразны и богаты по содержанию в описание кейсов можно включать ситуации из детских телепередач, мультфильмов, жизненного опыта детей. Для более эмоционального восприятия содержания кейсов, для понимания сути проблемы мы используем фотографии, иллюстрации из книг. В результате такой работы перед детьми оживают образы и события, возникает то эмоциональное настроение, которое необходимо для реализации их в играх, у ребят появляется желание действовать самим.

Часто в игре дети не могут действовать согласованно, не прислушиваются к мнению партнеров, т.е. не умеют комбинировать предложенные им и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. Здесь на помощь педагогу приходит ролевое проектирование, способствующее расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей. Цель которого, на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации. Когда дети разворачивают сюжет, воспитатель обычно занимает позицию наблюдающего, чтобы в момент возникновения затруднений в игре, сделать содержательный вброс либо провокацию с помощью кейс-технологии.

Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль, и появляется новый вид игры – игра с правилами. Здесь уже нет привлекательного сюжета и привлекательных ролей, здесь сам сюжет – это правило, которое нужно соблюдать.

Игры с правилами – это такая школа произвольности, когда ребёнок может управлять своим поведением, своими чувствами, своими эмоциями, своими действиями и подчиняться тем правилам, которые существуют в том пространстве, где он сейчас находится.

Для того, чтобы научить детей договариваться друг с другом, уступать друг другу, слышать товарища, продолжать его мысль мы используем кейс-ситуации, фото-кейсы, кейс-иллюстрации. Все эти методы кейс-технологии помогают ребёнку нарабатывать способность подчиняться правилам, осмыслять их, и делать лично-значимыми. Правильно подобранные проблемные ситуации в описании кейсов позволяют детям научиться не просто подчиняться, а переосмысливать правила. Дают возможность детям создавать свои собственные правила, выстраивать игру по своим правилам, формулировать эти правила, пользоваться правилами.

Подводя итог всего выше сказанного, хочется отметить, используемая нами Кейс-технология позволяет педагогу не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Применение кейс-технологии позволяет придать игре сильную эмоциональную окраску, что даёт возможность возводить её в ранг события. Используя различные кейс-ситуации, педагог может ненавязчиво мотивировать и поддерживать детскую инициативу, формировать познавательные интересы и действия детей в различных видах деятельности, создавать условия для выбора, обогащать и провоцировать детскую игру, а также решать в игре, что немаловажно образовательные задачи.

Пройдя программу стажировки, педагоги смогут повысить свой профессиональный уровень, на практике узнать о возможностях применения Кейс-технологии для развития детей в игровой деятельности. Получив знания о современной интерактивной технологии, педагоги научатся составлять кейсы практических материалов и универсальных средств для дальнейшей работы, эффективно применять данную технологию в своей деятельности.

Ведущей формой работы педагогов по программе стажировки будут стажерские пробы – педагоги будут разрабатывать Кейсы практических и методических материалов и универсальных средств для дальнейшей работы по проектированию игровых ситуаций. Итоговый продукт: буклет, CD-диск с материалами стажировки, Кейс с материалами стажировки.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Блок 1. Ориентировка стажеров в понятийном поле: создать условия для делового, творческого профессионального общения и погружение стажеров в проблемы игры на современном этапе.

Задачи: Методы:
1. Создать благоприятную рабочую атмосферу с использованием технологии группового сбора. Определение участниками стажировки ожидаемых результатов.

2. Сформировать у стажеров представление о детской игре как основном виде деятельности в дошкольном детстве.

3. Проанализировать особенности разных видов игр по Е.Е. Кравцовой и выделить ценность каждой из них как особый ресурс развития ребёнка.

4. Сформировать представления стажеров о Кейс-технологии.

5. Разработать «Современный портрет играющего воспитателя».

6. Совершенствовать рефлексивные умения педагогов в процессе стажерской практики.

1. Знакомство. «Детский совет».

2. Методический диалог «Особенности самодеятельной игры дошкольников».

3. Составление смысловой карты «Особенности разных видов игры по Е.Е. Кравцовой в развитии ребёнка».

4. Анализ стажерами видеороликов «Наблюдение за детьми в игре (в различных возрастных группах)».

5. Интерактивная презентация «Что такое кейс-технология? История, виды, методы».

6. Презентация «Современный портрет играющего воспитателя».

7. Рефлексия первого дня.

Блок 2. Предоставление стажерам возможности апробировать самостоятельные, педагогические действия по обогащению и провоцированию детской игры с использованием кейс-технологии.

Задачи: Методы:
1.   Обобщить представления стажеров о значимых эффектах Кейс-технологии для развития и обогащения детской игры.

2.   Рассмотреть возможности Кейс-технологии в развитии и поддержке детской игры.

3.   Отработать практические приёмы поддержки и развития детской игры, посредством использования Кейс-технологии.

4.   Разработать карты наблюдения «Владение педагогом эффективными технологиями для обогащения детской игры, в том числе Кейс-технологией».

5.   Проанализировать условия для развития детской игры в МАДОУ, место и время игры в жизни детского сада.

6.   Определить тематику предстоящего игрового события и выбор вида кейса.

1. «Детский совет».

2. Мастер-класс «Особенности применения кейс-технологии на различных этапах развития игры дошкольников» (разработка кейсов).

3.Работа с картами определений «Возможности использования Кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры».

4. Составление и презентация экспертных карт анализа предметно-пространственной среды, благоприятной для развития игровой деятельности ребёнка.

5. Экспертиза стажерами предметно-развивающей среды в группах детского сада, соответствующей требованиям ФГОС ДО (экскурсия по МАДОУ).

7. Составление и презентация карты наблюдения «Инструментарий педагога для развития и поддержки детской игры».

6. Рефлексия второго дня.

Блок 3. Приобретение участниками стажировки собственного опыта по использованию различных форм, средств и методов поддержки, обогащения и провоцирования детской игры. Стажерам будет предложено сделать ответственный выбор собственной активной позиции:

  1. Приобретение собственного опыта с позиции эксперта в процессе наблюдения за использованием кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры другими педагогами-стажерами.
  2. Приобретение собственного опыта использования кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры в практическом взаимодействии с воспитанниками МАДОУ, используя образовательное пространство нашего детского сада.
Задачи: Методы:
1. Приобрести опыт проживания игровых ситуаций с различных позиций: активного наблюдателя; игрового партнёра; эксперта.

2. Распределить обязанности по проектированию игровых ситуаций в различных возрастных группах.

3. Продумать и подготовить необходимое игровое оборудование и атрибуты.

4. Обеспечить активное погружение стажеров в совместную с дошкольниками игровую практику, используя Кейс-технологию.

5. Презентация стажерами собственных образовательных кейсов, разработанных в рамках стажировки.

1. «Детский совет».

2. Подготовка команд к реализации игровой практики с детьми, с использованием методов Кейс-технологии.

3. Реализация спроектированных командами игровых событий с использованием Кейс-технологии.

4. Экспресс оценка деятельности стажеров по реализации игровых событий «Думали. Действовали. Демонстрировали».

5. Эссе «Значение Кейс-технологии для дальнейшей реализации её в своей профессиональной деятельности с детьми». Рефлексия новообразований, появившихся в ходе стажерской практики.

6. Рефлексия третьего дня.

 

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
1 блок: Ориентировка стажеров в понятийном поле.

Понятийная задача: Сформировать представления стажеров о Кейс-технологии, эффективность использования Кейс-технологии в игровой деятельности дошкольников.

Практическая задача: Выделить и обозначить преимущества кейс-технологии.

1. «Детский совет». Знакомство.   0,5    
2. Методический диалог «Особенности самодеятельной игры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО». 1      
3. Составление смысловой карты «Особенности разных видов игры по Е.Е. Кравцовой в развитии ребёнка».   1,5    
4. Анализ стажерами видеороликов «Наблюдение за детьми в игре (в различных возрастных группах)».     1,5  
5. Интерактивная презентация «Что такое кейс-технология? История, виды, методы». 1      
6. Презентация «Современный портрет играющего воспитателя».       1,5
7. Рефлексия с помощью приёма «ИНСЕРТ».   0,5    
2 блок: Погружение стажеров в совместную деятельность по организации игровых событий дошкольников посредством кейс-технологии.

Практическая задача: Овладеть практическими умениями разрабатывать Кейс-ситуации в соответствии с тематикой игры дошкольников.

1. «Детский совет».   0,5    
2. Мастер-класс «Особенности применения кейс-технологии на различных этапах развития игры дошкольников» (разработка кейсов).   1,5    
3. Работа с картами определений «Возможности использования Кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры».     1,5  
4. Составление и презентация экспертных карт анализа предметно-пространственной среды, благоприятной для развития игровой деятельности ребёнка.     2  
5. Экспертиза стажерами предметно-развивающей среды в группах детского сада, соответствующей требованиям ФГОС ДО (экскурсия по МАДОУ).     2  
6. Составление и презентация карты наблюдения «Инструментарий педагога для развития и поддержки детской игры».       1,5
7. Рефлексия второго дня.   0,5    
3 блок: Приобретение стажерами собственного опыта по обогащению и провоцированию игровой деятельности дошкольников посредством Кейс-технологии.

Практическая задача: Обеспечить активное погружение стажеров в реализацию спроектированных командами игровых событий с использованием Кейс-технологии.

1. «Детский совет».   0,5    
2. Подготовка команд к реализации игровой практики с детьми, с использованием методов Кейс-технологии.     1,5  
3. Реализация спроектированных командами игровых событий с использованием Кейс-технологии.       2,5
4. Экспресс оценка деятельности стажеров по реализации образовательных событий «Думали. Действовали. Демонстрировали».   1,5    
5. Рефлексия. Эссе «Значение кейс-технологии для дальнейшей реализации ее в своей профессиональной деятельности с детьми».   1    
  Итого 24 часа

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Главными результатами работы стажеров будут стажерские пробы по разработке Кейсов практических и методических материалов, универсальных средств для дальнейшей работы по проектированию игровых ситуаций. Внешнюю оценку реализованных стажерами игровых событий будет осуществлять команда экспертов, в состав которой входят администрация, специалисты и воспитатели МАДОУ, использующие данную технологию в работе с детьми. Каждое событие будет проанализировано экспертами и получит свою рецензию. Для внешней оценки проведенного совместно с детьми события будет проведено интервьюирование среди всех участников образовательных отношений (дети, педагоги, родители). Освещение хода и результатов стажировки в группе в социальной сети Facebook.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Рефлексия деятельности стажеров будет осуществляться по итогам каждого блока программы и в целом всей программы на основе индивидуальных заметок в «Дневнике стажера», который будет заполняться в конце каждой рабочей встречи. Стажеры фиксируют свои впечатления, дают собственную оценку предлагаемым формам взаимодействия, форме их организации и содержанию, оценивают свои успехи и результаты по темам, а также формулируют вопросы организаторам, для получения индивидуальных консультаций. Для оценки и анализа работы будет использоваться интервьюирование участников стажерских практик.

 

  План проведения стажировки

Анализ стажировки

Игра занимает важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, т.к. является ведущим видом его самостоятельной деятельности. В игре развивается ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации, именно в игре развиваются мышление, воображение, умение правильно принимать на себя роль и следовать правилам. А самым ценным видом игры выступает самодеятельная игра. Потому, что это игра инициирована ребёнком, игра, которую он сам придумал, игра, в которой ребёнок выстраивает все взаимоотношения. В рамках именно самодеятельной игры идёт максимальное развитие дошкольника. Данный вид игры ценен ещё и тем, что мы педагоги уже не можем в неё попасть, мы к самодеятельной игре не имеем прямого отношения, а значит, мы не можем ею управлять. Но на практике мы часто сталкиваемся с тем, что игры детей «затухают», едва начавшись, либо переходят на накатанные рельсы более простого сюжета, дальше не развиваясь. Игровые действия «шаблонизируются». Возникает проблема – самодеятельная игра детей не поднимается на новый уровень. В связи с этим, для обогащения и провоцирования детской игры педагог должен применять новые эффективные технологии. С позиции данной проблемы были определены цель и задачи стажировки «Использование Кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры».

Цель программы:         формирование у стажеров представлений и практических навыков обогащения и провоцирования детской игры посредством использования Кейс-технологии.

Задачи программы:    

  1. Сформировать у стажеров представление о детской самодеятельной игре как основном виде деятельности в дошкольном детстве.
  2. Предоставить стажерам возможность апробировать самостоятельные, педагогические действия по обогащению и провоцированию детской игры с использованием Кейс-технологии.
  3. Выделить значимые эффекты Кейс-технологии, обеспечивающие развитие дошкольников в игровой деятельности в рамках реализации ФГОС ДО.
  4. Сформировать совместно со стажерами кейсы практических материалов и универсальных средств для дальнейшей работы по развитию дошкольников в игровой деятельности.
  5. Совершенствовать рефлексивные умения педагогов в процессе осуществления стажерской практики.

 День 1: Погружение стажеров в проблемы игры на современном этапе.

Первый день стажировки был посвящен ориентировке стажеров в понятийном поле. Одной из задач было сформировать представление о детской самодеятельной игре как основном виде деятельности в дошкольном детстве, посредством классификации игры Е.Е. Кравцовой (некоторые участники не были знакомы с данным подходом). Каждый педагог получил «Дневник стажера», который содержал в себе теоретические и практические материалы по теме стажировки.

Разбирая классификацию игр по Е.Е. Кравцовой, стажеры составили смысловые карты, проанализировали особенности разных видов игр и выделили ценность каждой из них в различных возрастных периодах. Понимание ключевых моментов позволило по-новому посмотреть на детскую игру и оценить свою игровую позицию. В результате стажеры отметили важность проживания каждого этапа игры, и необходимость изменения собственных взглядов на детскую самодеятельную игру. Педагогам было предложено подкрепить полученную информацию практикой и продемонстрировать небольшие «игровые этюды», визуализируя основные характерные особенности различных видов игр. В ходе стажерской пробы участники обозначили свои дефициты в понятийной и практической базе. Чтобы их устранить, следующим заданием стал анализ видеороликов «Наблюдение за детьми в игре».

В ходе командной работы педагоги разбирали видео кейсы (из опыта МАДОУ №13 «Родничок») и старались, обобщив имеющиеся представления, определить возраст детей и преобладающий вид игры, а также роль воспитателя. Нужно отметить, что в процессе обсуждения стажеры столкнулись с некоторыми трудностями. Они были связаны с тем, что в жизни виды игр очень редко встречаются в чистом виде, чаще всего, они тесно переплетены или перетекают один в другой. По ходу работы с видео кейсами, стажеры постоянно задавали вопросы: «Как отличить один вид игры от другого?», «Какую позицию должен занять воспитатель?» и др. Это дало возможность затронуть некоторые аспекты, которые не были прописаны в программе стажировки. Педагоги обращались к своим записям в дневниках стажеров, делали пометки, вносили поправки, анализировали собственный опыт по наблюдению за детской игрой, чтобы выделить ключевые моменты и сформулировать их содержание.

Для самостоятельной работы участникам стажировки было предложено составить «Современный портрет играющего воспитателя», который представлял бы собой описательную модель профессиональных и личностных качеств педагога, способного поддержать детскую игру. Анализируя собственный практический опыт по провоцированию и обогащению игры, стажеры обозначили перечень основных профессиональных компетенций, умений, знаний и действий педагога, характеризующие его как играющего. В процессе презентации командных продуктов наблюдалось личное отношение к происходящему и собственное понимание того, что значит быть «играющим воспитателем», педагоги активно делились опытом.

Анализируя представленные командами «портреты», отметили, что основными показателями, которые стажеры выделили, были:

  • «знание современных образовательных технологий и применение их на практике»,
  • «креативность»,
  • «умение оставаться ребёнком»,
  • «мобильность»,
  • «эрудированность»,
  • «активность».

Стажерами был сделан вывод о том, что не все озвученные показатели отражаются в их личной практике, обозначили свои дефициты.

Чтобы сформировать представления стажеров о Кейс-технологии и выделить её значимые эффекты для развития и обогащения детской игры мы применили интерактивные формы работы. Подача теоретического материала совмещалась с практическими пробами и наглядными примерами. Стажерам были представлены основные методы Кейс-технологии, реализуемые в МАДОУ №13, каждый из которых был раскрыт и предложен для использования в практике. Участники стажировки смогли увидеть и проанализировать кейс-иллюстрации, фото-кейсы, заранее приготовленные педагогами «Родничка», выделить их сильные и слабые стороны, попробовать адаптировать их к своей работе. Проигрывание заданных ролей в рамках ролевого проектирования вызвало у педагогов ряд вопросов о том, как можно совместить самодеятельную игру детей и организованные воспитателем методы Кейс-технологии. Поддерживая инициативу стажеров, мы внесли корректировки в программу 2 дня стажировки. Было решено начать работу с решения актуальных вопросов.

В завершение была проведена рефлексия, в которой стажеры отразили свои впечатления, эмоции и переживания от первого дня стажировки. Всеми педагогами было отмечено:

  • необходимость осмысления прожитых событий;
  • эффективность выбранных форм работы и взаимодействия;
  • пополнение знаний об особенностях детской игры по Е.Е. Кравцовой;
  • интерес к Кейс-технологии и применению её на практике;
  • появились вопросы, противоречия о том, не нарушит ли внесение кейс-провокаций естественный ход самодеятельной игры.

По итогам дня, сделали вывод, что вопросов было много, ответов ещё больше — это говорит о том, что все происходящее зацепило, заинтересовало стажеров. Споры и конструктивные диалоги заставили задуматься над тем, как это можно применить на практике, в своей профессиональной деятельности.

День 2: Предоставление стажерам возможности апробировать самостоятельные, педагогические действия по обогащению и провоцированию детской игры с использованием Кейс-технологии.

Работа началась с поиска ответов на возникшие вопросы о том, как совместить самодеятельную игру детей и организованные воспитателем методы Кейс-технологии. Именно с этой целью стажерам было предложено выделить возможности применения Кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры и составить карты определений «Особенности применения Кейс-технологии на различных этапах развития игры дошкольников». Педагоги попробовали определить, какие методы будет уместно использовать для обогащения различных видов игр, попытались обозначить роль воспитателя, а также думали над тем, как внести Кейс-провокации и образовательные задачи, не разрушив самодеятельной игры детей. Были сформированы кейсы практических материалов для дальнейшей работы по развитию дошкольников в игровой деятельности. В процессе работы, мы заметили, что появились устоявшиеся группы педагогов, поэтому решили внести провокацию и вывести их из зоны комфорта. С помощью жеребьёвки сформировались новые объединения стажеров. Педагогам пришлось кооперироваться, прислушиваться друг другу, отстаивать свою точку зрения, учитывать поступившие предложения. В результате такой продуктивной работы были зафиксированы проблемные моменты и вопросы, разрешить которые удалось с помощью спонтанно организованного баттла, где стажеры попытались выявить сильные и слабые стороны технологии. Задавая вопросы и, самостоятельно друг другу отвечая на них, педагоги сами разобрались в непонятных моментах.

В ходе обсуждений пришли к выводу, что ещё одним немаловажным компонентом, поддерживающим детскую самодеятельную игру, и позволяющим эффективно использовать Кейс-технологию является РППС. Именно с этой позиции была реализована стажерская проба – выход стажеров в группы детского сада для экспертизы развивающей предметно – пространственной среды групп МАДОУ. В качестве инструмента для фиксации собственных наблюдений выступила «Карта оценки игровой среды группы» (разработанная педагогами МАДОУ №13), в которую педагоги могли (по желанию) внести дополнительные критерии в соответствии с темой стажировки. Анализ результатов экспертизы был сведен педагогами к констатации фактов наличия тех или иных атрибутов и материалов для развития и поддержки разных видов игры. Поэтому было принято решение представить результаты в виде SWОT — анализа, где стажеры постарались выделить сильные и слабые стороны РППС групп и обозначить возможности и угрозы развития самодеятельной игры детей, выдвинули конструктивные предложения. В качестве сильной стороны РППС педагоги выделили большое количество бросового и неоформленного материала в группах, предметов-заместителей, продуктов детской деятельности, атрибутов для игр, выполненных руками детей. В качестве слабой стороны и угрозы для развития самодеятельной игры по мнению стажеров выступила «перенасыщенность» РППС. Разобрав результаты, пришли к выводу, что, анализируя среду МАДОУ №13, педагоги по сути анализировали себя и организацию среды в своих группах.

В рамках подготовки к реализации игровой практики с детьми, стажеры вышли в группы для знакомства, наблюдения за самодеятельной игрой, инициативой и интересами детей. Некоторые педагоги попытались сделать предварительный вброс своих образовательных задач и провокаций в детскую игру посредством методов Кейс-технологии. Каждому стажеру предстояло сделать ответственный выбор в какой возрастной группе он будет пробовать себя с позиции «игрока», а в какой с позиции «эксперта».

В завершение провели рефлексию, в которой стажеры отразили свои впечатления, эмоции и переживания второго дня стажировки. Педагоги отметили:

  • появилось желание применять Кейс-технологию в своей работе с детьми;
  • экспертиза РППС позволила повысить компетентность педагогов в вопросах организации среды в собственных группах;
  • появились волнение, опасения, страхи перед игровым взаимодействием с детьми;

Анализируя рефлексивные тексты стажеров, отметили, что увеличилось количество высказываний об интересе и понимании темы. 60% педагогов обозначили позицию «всё встало на свои места». По итогам дня сделали вывод, что все теоретические аспекты получили своё практическое закрепление в деятельности, это позволило сформировать у стажеров понимание взаимосвязи теории с практикой. Педагоги отметили удовлетворенность результатами и желание транслировать опыт, полученный в рамках стажировки в своей работе. Живое, профессиональное и продуктивное общение помогло стажёрам избавиться от страхов предстоящего взаимодействия с детьми.

День 3: Приобретение участниками стажировки собственного опыта по использованию различных форм, средств и методов поддержки, обогащения и провоцирования детской игры.

Третий день стажировки был направлен на реализацию игрового взаимодействия в различных возрастных группах детского сада. Каждый стажер попробовал себя в двух позициях- «игрока» и «эксперта».Педагоги старались применить на практике новую технологию, методы и приёмы обогащения и провоцирования детской игры, принимали на себя роли, предложенные детьми, наблюдали, демонстрировали своё педагогической мастерство и умение поддержать детскую инициативу, создали условия для свободного выбора детьми деятельности, игровых материалов. Было отмечено, что даже после ухода стажеров игра имела продолжение. Воспитанники «Родничка» с большим удовольствием поддерживали и подхватывали все идеи, провокации, предложения стажеров и играли с ними.

Педагоги, реализовавшие свои стажерские пробы, были включены в работу по созданию карты наблюдения, в которой определили функционал играющего воспитателя для развития и поддержки различных видов игр дошкольников. Каждый стажер внёс свой вклад в общий продукт. Эта работа не являлась законченной, каждый педагог взял карту себе на вооружение и на доработку в своих детских садах.

На общем круге, педагоги делились своими впечатлениями, наблюдениями, конструктивными предложениями и замечаниями так же с двух позиций — «игрока» и «эксперта», демонстрировали своё отношение к полученному в рамках стажировки опыту и высокий уровень мотивированности к применению его в своей профессиональной деятельности и для личностного развития.

Рефлексия третьего дня показала:

  • Получен толчок к дальнейшему профессиональному развитию;
  • Получены ответы на имеющиеся вопросы;
  • Появилась потребность пересмотреть своё отношение к детской игре;
  • Появилось стойкое желание применять Кейс-технологию в своей работе с детьми.

По итогам дня, пришли к выводу, что рефлексивные отзывы в Дневниках стажеров содержат планы на будущее: трансляция полученного опыта в своих детских садах, дальнейшее профессиональное развитие, также все стажеры отметили положительный эмоциональный фон стажировки и возможности для профессионального общения и обмена опытом.

Анализ ожиданий и результатов участников стажировки

Хочется отметить, что участниками стажировки были в основном воспитатели (11 человек), 2 специалиста и 2 старших воспитателя, поэтому ожидания, обозначенные в начале, носили практический характер и были направлены на:

  • получение новых знаний, в том числе о технологии Е.Е. Кравцовой;
  • знакомство с Кейс-технологией;
  • овладение новыми приёмами и методами для обогащения детской игры;
  • приобретение собственного опыта по применению Кейс-технологии на практике;
  • профессиональное общение, приобретение новых знакомств с педагогами из других городов, обмен опытом с коллегами.

Проведя анализ ожиданий и результатов стажировки, пришли к выводу, что у каждого педагога произошли качественные изменения (профессиональные и личностные), появилось желание попробовать внести технологию в свою практику, пересмотреть свою позицию в игре. Все ожидания, с которыми они приехали на стажировку, полностью оправдались, некоторые стажеры отметили, что получили больший результат, чем ожидали.

В заключение хочется отметить, что прошедшую стажировку можно считать успешной, так как все поставленные задачи были решены, цель – достигнута, намечены пути дальнейшего взаимодействия с участниками после завершения стажировки.
 

Фотоальбом стажировки

 

Видеоролики стажировки


 

Отзывы стажеров