Авторская программа стажировки «Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент проектирования и модерирования образовательной среды старшей школы, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора у учащихся»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Аленичева Марина Юрьевна, Нововоронеж
  2. Анчутина Ирина Владимировна, Новоуральск
  3. Болдырев Евгений Алексеевич, Лесной
  4. Бормотова Наталья Александровна, Северск
  5. Григорьева Надежда Ивановна, Новоуральск
  6. Калмыкова Марина Юрьевна, Трехгорный
  7. Коновалов Дмитрий Александрович, Заречный ЗАТО
  8. Матвейчук Наталья Никандровна, Зеленогорск
  9. Петрунина Надежда Николаевна, Заречный ЗАТО
  10. Постникова Наталья Борисовна, Лесной
  11. Свистун Инна Владимировна, Трехгорный
  12. Семенюта Валентина Алексеевна, Трехгорный
  13. Стафеева Надежда Александровна, Новоуральск
  14. Шадрина Евгения Витальевна, Северск
  15. Южакова Ольга Евгеньевна, Новоуральск

 

1.1. ФИО разработчика — Пухова Светлана Владимировна

1.2. Название программы: «Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент проектирования и модерирования образовательной среды старшей школы, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора у учащихся».

1.3. Цель программы:

— обеспечить готовность стажеров к работе по формированию компетенции ответственного выбора у учащихся через проектирование и модерирование старшей школы как образовательной среды с помощью  индивидуального  образовательного маршрута;

— формирование у стажеров навыков проектирования и модерирования старшей школы через индивидуальный  образовательный маршрут, как среды, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора.

1.4. Задачи программы:

  1. Актуализация потребностей и осознание собственных ресурсов стажерами в формировании компетенции ответственного выбора у учащихся.
  2. Создание условий для оформления понятийного поля программы стажировки – «образовательная среда», «компетенция ответственного выбора», «индивидуальный образовательный маршрут», «проектирование», «модерация»
  3. Погружение стажеров в опыт проектирования, апробации и экспертизы образовательной среды, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора с помощью индивидуального образовательного маршрута.
  4. Погружение в опыт модерации взаимодействия внутри образовательной среды, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора.
  5. Проектирование и апробация оценочного инструментария, позволяющего судить о формировании у детей компетенции ответственного выбора.

1.5. Ключевые идеи опыта:

МБОУ Гимназия № 2 является одной из школ сети проекта «Школа Росатома», внедряющая ФГОС среднего общего образования с 2016 г. Образовательная программа старшей школы спроектирована в соответствии с требованиями ФГОС ООО, в учебном плане программы выделены разделы для реализации индивидуально-групповых форматов, проектной, исследовательской, конструкторской, управленческой, коммуникативной деятельности учащихся по их собственному замыслу, выделены часы  для реализации проб и практик (социальных, культурных, исследовательских, производственных и т.п.). В Гимназии есть интерактивное современное высокотехнологичное свободное пространство для реализации в нем разнообразной деятельности учащихся 10-11 классов в рамках реализации их индивидуальных учебных планов. Педагогами гимназии осуществляется внедрение технологии индивидуального образовательного маршрута Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся требует и специально выстроенной образовательной среды старшей школы.

Мы обращаемся к принципу индивидуализации, который в первую очередь ориентирован на процесс самообразования учащегося и строится на учете индивидуальных образовательных целей и приоритетов каждого учащегося, позволяет ответственно относиться к сделанному им самим выбору, выделяет не только задачи, но и определяет ресурсы, дефициты как свои, так и среды. Поэтому среда должна быть открытой. Для реализации принципа индивидуализации на уровне каждого учащегося самому школьнику необходимо овладеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в свою собственную образовательную программу. В новых  условиях необходимо найти особые образовательные технологии и дидактические средства, способствующие формированию компетенцией ответственного выбора.

Культура выбора, осознанный запрос школьника на собственный процесс образования, а вместе с ними и способность взять на себя ответственность за свой образовательный результат – чрезвычайно важная задача. Проблема решения данной задачи усугубляется негибким характером формального школьного образования. Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент проектирования образовательной среды старшей школы, по нашему мнению, является одним из возможных путей решения данной проблемы и выполнения обозначенной задачи.

Индивидуальный образовательный маршрут — целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.).

Маршрутная система обучения, т.е. внедрение технологии индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ), позволяет организовать такой процесс образования, когда не только учитываются психологические, физиологические и интеллектуальные способности детей, но и выстраивается работа по определению личной траектории развития и образования, осмыслению и управлению индивидуальным образовательным маршрутом.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования:

  • при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
  • необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
  • образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе со школьниками.

Индивидуальный образовательный маршрут является отражением не столько индивидуального содержания образования, сколько специфических для школьника средств овладения информацией, содержанием – способами деятельности, с помощью которых школьник постигает необходимые знания, умения, навыки и продвигается в развитии.

По мнению И.С. Якиманской, при приоритетном учете субъектного опыта школьника образовательное пространство, в котором действует школьник, предполагает ориентированность учебного процесса на вариативность опыта работы с предметным материалом, осуществление самоконтроля и самооценки процесса учения, что подчеркивается составляющей «образовательный».

Проектирование образовательной среды старшей школы через  индивидуальный образовательный маршрут осуществляется школьником на уровне индивидуального образовательного пространства, определяемого личным опытом обучающегося и изменяющего этот опыт.

Рассматривая старшую школу как образовательную среду, где взаимодействуют субъекты образовательного процесса в лице учителя, учащихся и других возможных участников образовательных отношений, мы признаем, что эта среда — это встреча множества индивидуальных образовательных пространств. Задача учителя в такой ситуации – организовать соответствующие обновленной концепции российского образования (принцип индивидуализации, открытости, непрерывности в образовании, вариативности) условия для проектирования, осмысления и реализации учениками их индивидуальных образовательных маршрутов, быть готовым к работе с рисками, связанными с изменениями индивидуальных траекторий учащихся (например, отказаться от самостоятельного изучения и «вернуться» в класс).  

Участники стажировки будут погружены в опыт проектирования  и модерации образовательной среды старшей школы  через технологию проектирования индивидуального образовательного маршрута. Педагогам-стажёрам представится возможность:

— создать модель старшей школы, как среды, способствующей формированию ответственного выбора на основе индивидуальных образовательных маршрутов;

— осознать собственные потребности и ресурсы в формировании компетенции ответственного выбора у учащихся;

— погрузиться в понятийное поле программы стажировки – «образовательная среда», «компетенция ответственного выбора», «индивидуальный образовательный маршрут», «проектирование», «модерация»;

— приобрести опыт проектирования, апробации и экспертизы образовательной среды, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора;

— приобрести опыт модерации взаимодействия внутри образовательной среды, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора;

— разработать и апробировать оценочный инструментарий, позволяющего судить о формировании у детей компетенции ответственного выбора.

Технологии и методы работы со стажерами:

— технология деятельностного метода (ТДМ);

— моделирование и проектирование, модель как метод познания и как продукт образования;

— метод проблемного анализа (СВОТ-анализ, фишбоун, дерево проблем);

— технологии целеполагания, планирования и рефлексии;

— технологии модерации и фасилитации.

 

Содержательный блок программы.

2.1. Перечень необходимого оборудования:

Вид оборудования Количество
1 Технические средства обучения Автоматизированными рабочими местами укомплектованы большинство кабинетов Гимназии (компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, колонки). Большая часть кабинетов оснащена интерактивными досками, есть интерактивные приставки Mimio, многофункциональными устройствами, документ-камерами. Во многих кабинетах установлены web-камеры, микрофоны, имеются цифровые видеокамеры и диктофоны. В гимназии есть технически оснащенные актовый зал, современное высокотехнологичное образовательное пространство Open space
2. Программное обеспечение Microsoft Office, Adobe Reader, Adobe Photoshop,  (на всех компьютерах в составе АРМов в учебных кабинетах);

Программы для организации и проведения вебинаров, ВКС, Skype.

 

 

2.2 Программа стажировки

Формулировка понятийных или практических задач, решаемых на стажировке Количество часов Содержание работ Продукт

 деятельности

 стажёра

 1.Блок запуска стажировки. Обозначение проблемного поля деятельности стажёрской площадки.
1.1Знакомство.

1.2 Актуализация потребностей и осознание собственных ресурсов стажерами в формировании компетенции ответственного выбора у учащихся.

 

2

 

Круглый стол «Что такое старшая школа. Принципиальные отличия от других уровней образования»

Практическая задача

оформить свои изначальные ожидания от стажировки в любом формате.  

Практикум.  Проектирование индивидуального образовательного маршрута по программе стажировки

Лист ожиданий

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный образовательный маршрут стажера

1.3 Оформление понятийного поля программы стажировки. Проектирование критериев оценки компетенции ответственного выбора.

Выделение характеристик процесса модерации

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5

 

 

 

 

1.5

Семинар-практикум:

Работа с понятиями стажировки в формате «world cafe» («образовательная среда», «компетенция ответственного выбора», «индивидуальный образовательный маршрут», «проектирование», «модерация»).

Проектный семинар

Проектирование критериев оценки компетенции ответственного выбора.

 

Проектный семинар

Выделение принципиальных характеристик процесса модерации с помощью техники «Проектный митинг» .

Тезаурус понятий в Папке стажера

 

 

 

 

 

 

 

 

Критериальный лист оценки уровня сформированности компетенции ответственного выбора

 

Сценарии процедуры модерации

2. Блок проектирования. Проектирование и модерация образовательной среды старшей школы с помощью индивидуального образовательного маршрута.
2.1. Знакомство с технологией ИОМ как инструмента проектирования образовательной среды 1

 

2

 

 

 

 

 

 

Лекция. Технология ИОМ, структура, критерии.

Стажерская проба (проба модерации и проба экспертизы). Проектирование индивидуального образовательного маршрута девятиклассника МБОУ Гимназии № 2.

 

 

Памятка по созданию ИОМ

Заполненный экспертный лист

2.2. Проектирование модели образовательной среды старшей школы, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора. Разработка и апробация критериев оценки образовательной среды, формирующей ответственный выбор 2

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

5

Практикум. Выделение элементов  и создание модели старшей школы, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора с помощью ИОМ. Презентация моделей (работа группами).

Практикум: разработка критериального листа, для оценки образовательной среды, формирующей компетенцию ответственного выбора

Стажерская проба. Оценочное событие (проба модерации и экспертизы – на выбор стажеров)

Оценка существующей образовательной среды старшей школы Гимназии с помощью разработанного инструментария. Презентация результатов экспертизы и рефлексия.

Модель структуры старшей школы, обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора.

 

 

Оценочный лист

 

 

 

 

 

Результаты супервизии, рефлексивное эссе по итогам модерации и экспертизы

2.3. Погружение в опыт модерации взаимодействия внутри образовательной среды 3 Стажерская проба. Оценочное событие

Проектирование и модерация одного из этапов проектирования ИОМ в 9-11 классах на выбор стажеров (запуск(9 кл.), координация ИОМ(10-11 кл.), рефлексивная сессия(10-11 кл.). Экспертиза деятельности стажеров в формате супервизии.

Кейс модерации

 

3. Блок. Рефлексия и подведение итогов стажировки
3. Анализ итогов стажировки, получение обратной связи от экспертов и стажеров. 3 Методика оценки деятельности модератора.

Рефлексивная оценка собственной деятельности и достижений, результатов работы стажировочной площадки. Анализ дневника стажировки.

Папка стажёра (таблица продвижения, дневник стажера.

 

2.3. Учебный план стажировки.

 

 

 

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов
Лекции Практические занятия Стажёрская проба Оценочное  событие
1.Блок запуска стажировки. Обозначение проблемного поля деятельности стажёрской площадки.(6 часов)
  Актуализация потребностей и осознание собственных ресурсов стажерами в формировании компетенции ответственного выбора у учащихся.   2    
Оформление понятийного поля программы стажировки. Проектирование критериев оценки компетенции ответственного выбора Выделение характеристик процесса модерации   4    
2. Блок проектирования. Проектирование и модерация образовательной среды старшей школы с помощью индивидуального образовательного маршрута. (15часов)
  Знакомство с технологией ИОМ как инструмента проектирования образовательной среды 1   2  
Проектирование модели образовательной среды старшей школы, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора. Разработка и апробация критериев оценки образовательной среды, формирующей ответственный выбор   4 4 1
Погружение в опыт модерации взаимодействия внутри образовательной среды     2 1
3. Рефлексия и подведение итогов стажировки (3 часа)
  Анализ итогов стажировки, получение обратной связи от экспертов и стажеров.     3  
Всего 24 ч. 1 10 11 2

 

  1. Способы оценки результатов стажировки.

3.1.Внешняя оценка результатов стажеров складывается из нескольких источников

  • Оценка решений входных и итоговых кейсовых заданий (10 балльная шкала).
  • Рецензии на разработанные материалы (качественная оценка, заместитель директора МБОУ Гимназии № 2 Калмыкова С.В., куратор инновационной площадки ГБОУ НИРО)
  • Экспертная оценка стажерских проб (качественная оценка, директор МБОУ Гимназии № 2 Василкова Ю.А.)
  • Отзывы о результатах программы стажировки (качественная оценка)

Результат стажера признается успешным в случае положительной рецензии на разработанные материалы (качественный критерий), появление динамики в решении кейсовых заданий (по данным входной и итоговой работы).

Результат работы стажерской площадки признается успешным, если каждый педагог, участвующий в стажировке, имеет положительную динамику решения кейсовых заданий, если более 50% стажеров дают положительный отзыв о результатах программы стажировки, не менее половины стажеров получают положительную рецензию на  созданные материалы.

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов будет организовано на протяжении всей стажировки. Входная диагностика направлена на формулирование стажерами собственных целей и задач, оценивание текущего уровня владения методами и технологиями, уровня понимания различных контекстов. Результаты входной диагностики стажеры зафиксируют в своем дневнике стажировки.  Каждый день стажеры будут фиксировать в дневнике стажировки свое индивидуальное продвижение с использованием приемов эссе, резюме, мини-сочинения, оценочных листов (по выбору стажеров). Выходная диагностическая анкета содержит вопросы, направленные на оформление стажерами собственного представления о результатах, достижениях, полученных во время стажировки, достигнутому уровню владения соответствующей технологией, методом (10 балльная шкала).

 

 

Приложение 1.

Индивидуальный образовательный маршрут стажёра.

День/

дата

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Продукт Варианты работы
с рук-лем

стажиров-ки

в паре

(укажите ФИО стажёра)

в группе индиви-дуально свой вариант
  Актуализация потребностей и осознание собственных ресурсов стажерами в формировании компетенции ответственного выбора у учащихся. Презентац-ия своих ожиданий          
  Оформление понятийного поля программы стажировки. Проектирование критериев оценки компетенции ответственного выбора.

Выделение характеристик процесса модерации

Запись в дневнике стажёра

Критериаль-ный лист оценки уровня сформиро-ванности компетен-ции ответствен-ного выбора

 

         
  Знакомство с технологией ИОМ как инструмента проектирования образовательной среды экспертный лист          
  Проектирование модели образовательной среды старшей школы, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора. Разработка и апробация критериев оценки образовательной среды, формирующей ответственный выбор Модель старшей школы,

оценочный лист

Рефлексив-ное эссе.

         
  Погружение в опыт модерации взаимодействия внутри образовательной среды Кейс модерации          
  Анализ итогов стажировки, получение обратной связи от экспертов и стажеров. Папка стажёра (таблица продвиже-ния, папка стажера)