Авторская программа стажировки «Реализация принципа индивидуализации в общеобразовательной организации»

Список участников стажировки:

  1. Гудков Николай Васильевич, г.Озерск
  2. Захарова Ксенья Арьевна, г.Новоуральск
  3. Ильчук Ирина Анатольевна, г.Курчатов
  4. Каркашевич Алефтина Михайловна, г.Лесной
  5. Кибардина Светлана Андреевна, г.Новоуральск
  6. Козлова Елена Михайловна, г.Снежинск
  7. Ладыгина Людмила Петровна, г.Лесной
  8. Маурина Юлиана Сергеевна, г.Новоуральск
  9. Новикова Светлана Ивановна, г.Новоуральск
  10. Плотникова Татьяна Геннадьевна, г.Лесной
  11. Русинова Юлия Петровна, г.Лесной
  12. Цаллаева Лариса Владимировна, г.Лесной

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Создание условий для формирования у стажеров идеи и навыков организации образовательной среды, способствующей реализации принципов индивидуализации обучения.

 

1.2. Задачи программы:

  • акцентировать внимание участников стажировки на принципах индивидуализации обучения;
  • определить структуру образовательной среды и ее возможное содержание для реализации принципов индивидуализации обучения;
  • через практические занятия и стажерские пробы предоставить возможность участникам стажировки определить свои индивидуальные запросы и получить опыт реализации принципов индивидуализации в школе;
  • использовать различные средства коммуникации с коллегами и обучающимися в ходе проектирования и реализации стажировки;
  • создать условия для рефлексии и самооценки стажерами собственной деятельности.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

На современном этапе развития образования учителю необходимо продумывать построение образовательных отношений таким образом, чтобы удовлетворить запросы как отдельного ученика, его законных представителей, так и запросы государства в целом. Внедрение ФГОС на всех уровнях образование, инклюзия, достижение не столько предметных, сколько метапредметных и личностных результатов обучения, формирование компетентностей личности – вот те ориентиры, которые направляют деятельность учителя. В альтернативу индивидуальному подходу уже достаточно давно ставятся принципы индивидуализации.

Проблема разграничения индивидуализации и индивидуального подхода широко рассматривается в современной педагогической теории. И, хотя, некоторые специалисты не выделяют принципиальной разницы между двумя этими понятиями, разница все-таки есть, и достаточно существенная. Индивидуализация предполагает создание избыточной образовательной среды, дающей обучающему возможность получить такой опыт, который позволил бы ему быть субъектом собственного образования, т.е. самостоятельно строить свой образовательный маршрут и нести за него ответственность.

МАОУ «СОШ № 45» является обычной общеобразовательной школой, в которой обучаются дети с разными образовательными запросами. С 2019 – 2020 учебного года мы начинаем внедрять ФГОС СОО, однако уже на протяжении 4 лет практикуем обучение старшеклассников по индивидуальному учебному плану и имеем достаточный опыт в данной деятельности. В школе нет интерактивного современного высокотехнологичного свободного пространства для реализации в нем разнообразной деятельности учащихся 10-11 классов в рамках реализации их индивидуальных учебных планов, нет добавочного финансирования, что с одной стороны усложняет процесс реализации обучения по ИУП, но с другой стороны мы готовы показать как можно развернуть образовательную деятельность, исходя из имеющихся ограниченных ресурсов. Нами осуществляется выстраивание образовательной среды школы с учетом реализации принципов индивидуализации обучения, в том числе обучение по индивидуальному учебному плану, в рамках условий общеобразовательной школы.

Мы считаем, что процесс индивидуализации обучения, направленный на личностное развитие каждого отдельного обучающегося, будет возможен, если:

  1. Будет сформирована среда, в которой будут заложены избыточные ресурсы и образовательные вызовы, стимулирующие развитие;
  2. Процесс индивидуализации будет обеспечен соответствующими средствами обучения;
  3. Будут применяться педагогические технологии, способствующие индивидуализации.

В рамках первого условия уместно говорить о возможности организации обучения учащихся по индивидуальному учебному плану, сопровождения обучающегося при создании и реализации им его индивидуальной образовательной траектории. В соответствии с этим одним из компонентов индивидуализации является тьюторская деятельность, в которую заложены следующие функции: ориентировочная, образовательная, социальная, корректирующая и воспитательная. Роль учителя меняется на роль тьютора. Конечно, в большей степени классный руководитель является в данной ситуации тьютором (при отсутствии таковой должности в школе), но и учитель – предметник должен переориентировать свою работу не просто на обучение, а на педагогическое сопровождение каждого обучающегося. Еще одним компонентом индивидуализации в данном направлении является свободный выбор предметов для изучения, т.е. для обучающихся должен быть представлен реальный выбор дополнительных (элективных) курсов для изучения помимо предметов, обозначенных в инвариантной части учебного плана. Именно избыточная образовательная среда предоставляет возможности для обучающихся простроить свою образовательную траекторию, особенно на уровне среднего общего образования, как это делается в нашей школе. Третьим компонентом индивидуализации должна стать разработка и реализация в школе адаптированных образовательных программ. Сейчас это – не просто «прихоть» или веяние моды в образовании, это реальность, которая продиктована инклюзией. Реализация адаптированных образовательных программ в общеобразовательной организации позволит каждому ребенку, в том числе с особыми образовательными потребностями, найти в нашей среде ресурсы для развития и построения своей образовательной траектории.

В рамках второго условия необходимо понимать, что индивидуализация обучения требует создания специальных условий, создания особой образовательной среды. Современным направлением является виртуальная образовательная среда, обеспечение возможности включения курсов дистанционного обучения (что опять же приведет к созданию избыточной образовательной среды). Данные курсы, разработанные учителем – предметником могут преследовать несколько целей: от поддержки очного обучения до индивидуальной работы с одаренными детьми, обучающимися с ОВЗ и т.д. В рамках предмета «Иностранный язык» одним из требований ФГОС по оснащению кабинета является наличие лингафонной системы. Казалось бы, разве лингафонный кабинет имеет какое-то отношение к реализации принципа индивидуализации? Он больше подходит для осуществления индивидуального подхода к обучению! Однако, этот вопрос можно рассмотреть и с другой точки зрения. Именно возможность выбора темпа работы, средства обучения, уровня сложности задания для индивидуальной, парной и групповой работы формируют ту самую избыточную образовательную среду, которая способствует индивидуализации обучения. И дело здесь может касаться не только лингафонного кабинета или курсов дистанционного обучения, которые мы используем в нашей школе, а любых доступных на сегодняшний момент учителю средств обучения и даже оформления кабинета. 

В рамках третьего условия не стоит забывать о структуре урока, педагогических технологиях, приемах и методах, способствующих индивидуализации обучения. Можно ли выделить таковые из огромного разнообразия в современной педагогике? В принципе все современные технологии, направленные не только на достижение обучающимися предметных, но и метапредметных и личностных результатов, способствуют реализации принципа индивидуализации обучения. В данном ракурсе можно рассмотреть технологию проблемно – диалогического обучения на уроках английского языка, технологию профессиональных проб, использование приемов и методов ТРИЗ, эдьютейнмент и коллаборацию в обучении.

Таким образом, мы видим, что реализация принципа индивидуализации обучения зависит как от конкретных управленческих решений (например, организация обучения по индивидуальным учебным планам), так и от материального и педагогического потенциала школы и учителя. И, наверно, главную роль в процессе индивидуализации обучения, все-таки необходимо отдать современному учителю, который должен и может пересмотреть свою роль на уроке, подобрать педагогические технологии, приемы, методы и средства обучения, может стать обучающемуся куратором и тьютором, готовым помочь каждому ученику в определении и реализации его образовательной траектории.

Участники стажировки будут погружены в опыт проектирования и модерации образовательной среды старшей школы через реализацию принципов индивидуализации обучения.

Педагогам-стажёрам представится возможность:

  • построить свою образовательную траекторию по получению опыта реализации принципов индивидуализации в школе;
  • создать модель образовательной среды школы для реализации принципов индивидуализации на уровне среднего общего образования на основе индивидуальных учебных планов обучающихся;
  • осознать собственные потребности и ресурсы в реализации принципов индивидуализации обучения;
  • погрузиться в понятийное поле программы стажировки – «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход», «образовательная среда», «виртуальная образовательная среда», «индивидуальный учебный план обучающегося», «тьюторство»;
  • приобрести опыт проектирования, апробации и экспертизы образовательной среды, обеспечивающей реализацию принципов индивидуализации;
  • приобрести опыт реализации принципов индивидуализации при построении с обучающимися индивидуальных учебных планов в рамках стажерской пробы;
  • приобрести опыт модерации взаимодействия внутри образовательной среды, обеспечивающей реализацию принципов индивидуализации обучения;
  • разработать и апробировать оценочный инструментарий, позволяющий судить о реализации принципов индивидуализации обучения.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Формулировка понятийных или практических задач, решаемых на стажировке Количество часов Содержание работ
День 1. Запуск стажировки.
1.1. Знакомство 0,5 часа Визитная карточка стажера.
1.2. Определение индивидуальных запросов стажеров по проблеме создания образовательной среды для реализации принципов индивидуализации обучения в общеобразовательной организации. 2 часа Практикум. Проектирование индивидуального образовательного маршрута по программе стажировки. Оформление с дневником стажера.
1.3. Оформление понятийного поля программы стажировки. Проектирование ИУП обучающегося. 2 часа

 

 

 

 

 

0,5 часа

 

1,5 часа

 

0,5 часа

 

 

 

 

0,5 часа

Работа с понятиями стажировки в формате «world cafe» (индивидуализация обучения, индивидуальный подход, образовательная среда, виртуальная образовательная среда, индивидуальный учебный план, тьюторство).

Лекция: составление ИУП на уровне СОО.

Проектный семинар: составление ИУП обучающегося.

Оценка существующей в МАОУ «СОШ № 45» образовательной среды с точки зрения реализации принципов индивидуализации обучения на уровне среднего общего образования.

Мозговой штурм: подготовка обучающегося 9-го класса к составлению ИУП.

1.4. Рефлексия. 0,5 часа Заполнение дневника стажера.
День 2. Разработка идеи.
2.1. Проектирование деятельности тьютора на этапе подготовки обучающегося к составлению ИУП. 1 час Аукцион идей: подготовка обучающегося к составлению ИУП.
2.2. Создание ситуации для модерации взаимодействия внутри образовательной среды. 1 час Стажерская проба: сопровождение обучающегося 9 класса на этапе запуска ИУП.
2.3. «Методический дайвинг» (технология эдьютейнмент, проблемно-диалогическое обучение, технология профессиональных проб, ТРИЗ, проектные задачи) 1 час

 

 

 

 

3,5 часа

Workshop: современные педагогические технологии, реализующие принципы индивидуализации обучения, из опыта работы МАОУ «СОШ № 45».

Практикум: погружение в мир педагогических технологий, выбор и реализация маршрута стажера по исследованию педагогических технологий.

2.4. Проектирование критериев оценки реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе 1 час Проектный семинар: проектирование критериев оценки реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе
2.5. Рефлексия. 0,5 часа Заполнение дневника стажера.
День 3. Форсайт «Идея реализации принципов индивидуализации обучения в школе»
3.1. Оценочное событие, апробация критериев оценки реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе. 0,5 часа

 

 

1 час

 

 

1 час

Панельная дискуссия: критерии оценки реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе.

Стажерская проба: оценка реализации принципов индивидуализации обучения в рамках урочной деятельности.

 Групповая работа: презентация результатов экспертизы уроков.

3.2. Сопровождение обучающегося 9 класса при составлении ИУП. 1,5 часа Стажерская проба: Сопровождение обучающегося 9 класса при составлении ИУП.

Вернисаж индивидуальных учебных планов, составленных обучающимися при стажерском сопровождении.

3.3. Погружение «Идея реализации принципов индивидуализации обучения в школе». 2 часа Круглый стол: представление стажерами своих идеи по реализации принципов индивидуализации обучения в школе. Методический exchange.
3.4. Анализ итогов стажировки, получение обратной связи от экспертов и стажеров. 2 часа Рефлексивный семинар: рефлексивная оценка собственной деятельности и достижений, результатов работы стажировочной площадки. Анализ дневника стажера.

 

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
1 Знакомство. Определение индивидуальных запросов стажеров по проблеме создания образовательной среды для реализации принципов индивидуализации обучения в общеобразовательной организации.   2,5 ч    
2 Оформление понятийного поля программы стажировки. Проектирование ИУП обучающегося.   2 ч    
3 Проектирование ИУП обучающегося. 0,5 ч 3 ч    
4 Проектирование деятельности тьютора на этапе подготовки обучающегося к составлению ИУП.   1 ч    
5 Создание ситуации для модерации взаимодействия внутри образовательной среды.     1 ч  
6 «Методический дайвинг» (технология эдьютейнмент, проблемно-диалогическое обучение, технология профессиональных проб, ТРИЗ, проектные задачи)   5 ч    
7 Критерии оценки реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе   2.5 ч 1 ч  
8 Сопровождение обучающегося 9 класса при составлении ИУП.     1,5 ч  
9 Погружение «Идея реализации принципов индивидуализации обучения в школе».   2 ч    
10 Самооценка стажерами собственной деятельности. Организация интерактивной внешней оценки результатов стажерских проб     1 ч 1 ч

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

При внешней оценке используется метод экспертных оценок. Внешними экспертами будут являться педагоги школы и города, обучающиеся школы, с которыми будут взаимодействовать стажеры. На интернет – голосование будут выставлены работы стажеров, которые при экспертной оценке получили наивысшие баллы или лучшие отзывы, в зависимости от способа оценки работы (качественная или количественная).

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Будет проводиться в форме онлайн опросника с использованием планшетов, с автоматической обработкой результатов.