Авторская программа стажировки «Развитие способностей ребенка с ОВЗ в событийных форматах взаимодействия с ним, стимулирующих игровую активность дошкольников»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Апалькова Надежда Николаевна, Нововоронеж
  2. Дацюк Евгения Сергеевна, Снежинск
  3. Долгина Ирина Федоровна, Железногорск
  4. Коростелёва Жанна Ивановна, Лесной
  5. Костромина Ирина Алексеевна, Снежинск
  6. Котик Надежда Николаевна, Саров
  7. Куряева Ольга Юрьевна, Димитровград
  8. Макарова Снежана Сергеевна, Зеленогорск
  9. Мухина Александра Иннокентьевна, Северск
  10. Мыскина Елена Александровна, Димитровград
  11. Рыгалова Татьяна Олеговна, Зеленогорск
  12. Симонова Ирина Николаевна, Нововоронеж
  13. Сухова Юлия Ивановна, Саров

 

Информационный блок программы

1.1. ФИО разработчика Шмидт Елена Евгеньевна

1.2. Название программы: «Развитие способностей ребенка с ОВЗ в событийных форматах взаимодействия с ним, стимулирующих игровую активность дошкольников».

1.3. Цель программы: апробирование стажерами самостоятельных, инициативных педагогических действий проектирования и реализации образовательных событий, обеспечивающих развитие способностей дошкольников с ОВЗ и поддержку детской игры.

1.4. Задача программы стажировки:         

  • Создать условия для овладения стажерами технологией организации развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей современным подходам и требованиям ФГОС дошкольного образования.
  • Создать условия для активного погружения стажеров в деятельность по проектированию события, инициированию и поддержку детской игры.
  • Исследовать проблематику понятий «событие», «способности дошкольника», «ведущий вид деятельности», «режиссерская игра», «образная игра» и др.
  • Способствовать освоению стажерами технологий, подходов по развитию способностей дошкольников с ОВЗ в деятельности, разворачиваемой детьми и взрослыми внутри события.
  • Сформировать совместно со стажерами кейсы практических материалов для поддержки и инициирования событий, способствующих развитию способностей дошкольника с ОВЗ и способствующих обогащению образов, сюжетных ходов их игр.

1.5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Современный дошкольник должен владеть универсальными действиями, которые помогут ему ориентироваться в жизни, быть способным самостоятельно познавать мир, решать задачи и быть успешным. С наибольшими трудностями сталкиваются дети с задержкой психического развития.

Термин «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одно из требований —  формирование способностей  ребенка в различных видах деятельности, а способности, в свою очередь рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Я реализую собственный проект развития способностей моих воспитанников с ОВЗ, взаимодействуя с ними в событийном формате. Проект направлен:

  • на создание развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами;
  • на адаптацию образовательных развивающих технологий моделирования и символизации, на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего ведущий вид деятельности -игру;
  • на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, оказание поддержки индивидуальности и инициативы, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, учет зоны ближайшего развития, поддержку спонтанной игры, ее обогащения и обеспечение игрового времени и пространства.

Занятийный характер обучения с игровыми ситуациями и приемами имеет место в моей практике, но я все чаще применяю новый формат взаимодействия с воспитанниками с ОВЗ, включая их в целеориентированный интерактивный процесс, в котором спонтанная игровая деятельность для них является ключевым моментом — в СОБЫТИЕ.

Проектирование события с детьми с ОВЗ соответствует:

Специальным принципам построения Общим принципам организации коррекционной работы
наличие проблемной ситуации, актуальной для детей и мотивирующей их на пробы, игры, исследования, открытия нового;

множество мест для проявления детской инициативы, возможностей выбирать;

разнообразная деятельность детей во время события, в больших и малых группах, индивидуально;

тематика события выбирается с учетом интересов ребенка, его ожиданий и предпочтений;

совместная деятельность детей и взрослых, но не монологическая речь воспитателя;

предъявление результатов деятельности групп детей, совместное обсуждение, проговаривание достижений и трудностей.

охрана и укрепление здоровья детей (проведение игровой деятельности в динамичном режиме, н-р, «путешествия»);

методы, приемы, средства педагогического воздействия используются в соответствии с уровнем психического развития; 

индивидуализация и дифференциация приёмов, методов и средств;

положительное эмоциональное отношение со стороны ребёнка к предложенной деятельности;

обеспечение эмоционального благополучия, возможность создания ситуации успешности для каждого ребёнка.

 

В событийном формате взаимодействия, развивая способности детей с ОВЗ, я вместе с этим решаю коррекционно-развивающие и образовательные задачи:  

Познавательные способности – универсальные действия, направленные на успешное овладение культурными способами познания Коммуникативные способности – универсальные действия, направленные на успешность в установлении коммуникации. Регулятивные способности — универсальные действия, направленные на успешную социализацию и ориентировку ребенка в пространстве человеческих отношений.
— коррекция и развитие когнитивных процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения, направленных на познание окружающего мира;

— формирование перцептивных действий, направленных на получение, анализ и уточнение сенсорной информации;

— формирование конструктивных навыков (создание наглядных моделей предметного мира, графическое моделирование – графическое замещение деталей, работа со схемой,   и использование символических средств конструирования для передачи своего собственного отношения к сюжету); 

— формирование элементарных математических представлений;

— формирование представлений об окружающем мире и развитие речи.

— формирование игровой деятельности, стимулирующей формирование потребности положительного взаимодействия с окружающими людьми (приобретение навыков речевого общения со взрослыми и сверстниками, обогащение опыта ребенка  культурными средствами, правилами поведения). *формирование способности организовать свою деятельность:

— принимать задачу;

— действовать по плану и планировать свои действия;

— адекватно оценивать свои достижения;

— пользоваться различными видами помощи при возникновении трудностей;

* формирование волевой регуляции как способности:

— проявлять волевое усилие;

— преодолевать сложности;

— регулировать свое поведение.

 

Проектируя и реализуя событие, я опираюсь на важные моменты, без учета которых, невозможно достичь образовательных эффектов во взаимодействии с ребенком ОВЗ.

1.Интерес ребенка и его желание вступать в контакт.

Само событие вызывает у детей интерес и желание вступать в контакт со взрослыми и детьми, легче протекает процесс коррекции поведения, тем самым формируются коммуникативные способности. В доброжелательной игровой форме предлагается пример правильного поведения, пример речевого общения, который ребенок начинает использовать и конфликтная ситуация сглаживается. Например,  мальчик кричит: «Они меня к себе не пускают!!!» и с большим напором пытается пролезть в импровизированный отсек корабля девочек, которые сопротивляются незваному гостю. Предлагаю ребенку найти дверь и постучаться, представиться и обозначить для чего пришел. Ребенок изменил свою модель поведения и ситуация успеха не заставила себя ждать.

Похожие ситуации возникают вследствие того, что нередко мои воспитанники стараются избегать речевого общения, так как испытывают трудности в развитии речевых средств общения, не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить о помощи, у них не сформированы устойчивые навыки и привычка дружеского общения со сверстниками. Формирование коммуникативных способностей происходит под руководством воспитателя и во многом зависит от личности педагога, его качеств, неравнодушия, добросовестности и, самое главное, его компетентности. Педагог для ребенка является примером.

  1. Создание ситуаций доверия.

В событийном формате общение детей со взрослыми с первых минут имеет положительную эмоциональную окраску, так как дети находятся в привычном для них состоянии игры, а  взрослые в ярком необычном игровом образе, притягивающем их внимание. Музыкальное сопровождение, подобранное под тему события, добавляет положительных эмоций и чувств.  Создается ситуация доверия и дети охотнее идут на контакт, легче принимают образовательную задачку, не ссылаются на усталость и не отказываются от решения проблемной ситуации, хотя каждый имеет право выбора — отказаться от участия в событии, выбрав свою тему и вид активности, предложить заранее которую невозможно. Каждый участник, погружаясь в событие, решая возникшую проблемную ситуацию, эмоционально вкладывает в него лично значимое для себя содержание, участвует в нем, развивая свои способности.

  1. Опора на зону ближайшего развития ребенка с ОВЗ, его возможности и сильные стороны личности.

 Подбрасывая образовательную задачу в событие, я учитываю зону ближайшего развития воспитанников – насколько поставленная задача доступна ребенку при самостоятельном разрешении и может ли он достичь результата при помощи взрослого или детей группы, поскольку задача не должна быть простой. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Событие создается общей темой или сюжетом и чаще всего для детей с ОВЗ — это «путешествие». Поэтому дети выбирают транспорт, либо им необходимо его починить и, решая эту задачу, дети используют свой игровой и конструктивный опыт, ориентируясь по графической схеме. Некоторые дети начинают действовать сразу, с ходу, так как в большей мере заинтересованы в том, чтобы быстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. В событии важно создать условие для того, чтобы дети  первоначально думали и пробовали разные способы решения задачи. Поэтому я оказываю не директивную помощь детям, наводящими вопросами помогаю проанализировать схему, составить план действий, исполнить его, оценить результат на данном этапе события, так как  дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, не могут сами проконтролировать свою работу.

4.Становление произвольности и осознанности.

Испытывая эмоциональную потребность справиться с заданием, у детей появляется возможность управлять своим поведением. Развивается эмоционально-волевая сфера, связанная со становлением регулятивной функции психики. Событие – это спонтанная игра, в любой игре есть правила. Принятие и соблюдение правил также позволяет мне решать проблемы формирования произвольной регуляции поведения воспитанников с ЗПР. В группе установлены понятные для всех детей правила взаимодействия. Эти правила созданы детьми, изображены в виде маркеров (схем) и расположены на видном месте. Если возникает ситуация, на которую правило не обозначено, то дети сами имеют возможность создать новое правило. Обращая внимание на эти маркеры, бывает  достаточно, чтобы дети регулировали свое поведение. С помощью маркеров  в группе обозначены центры активности, это помогает детям легко и самостоятельно ориентироваться в среде. Использование маркеров формирует у дошкольников способность к схематизации, умение мысленно видеть за графическим изображением содержание, а в дальнейшем решает проблему с заучиванием большего объема информации. 

  1. Предоставление возможности выбора.

Поскольку событие задается рамочно, то внутри него возможны неожиданные детские ходы и действия, дети вправе фантазировать и выбирать свой ход игры, свою активность и вид деятельности. А первые пробы осознанного самостоятельного выбора своей активности дети учатся делать на «Экране выбора» по технологии «Time Сhoice». Где ключевым моментом в данной технологии является предоставление детям возможности менять выбор в зависимости от своих собственных предпочтений.

В событийных форматах детям легче принимать проблемные ситуации, поскольку это все игра, и решать поставленные задачи, и делать выбор, действовать в новых условиях, индивидуально или в группе, уметь применять свой игровой накопленный опыт.

  1. Учет ведущего вида деятельности.

Проектируя событие, я всегда учитываю ведущий вид деятельности дошкольника, посредством которого удовлетворяются потребности и развиваются способности  и на каком этапе развития находится игра у детей группы. Дети с ОВЗ охотнее сотрудничают со взрослыми в игре. Но их игровая деятельность долго не становится ведущей, т.к. отклонения в психическом и речевом развитии, несовершенство предметной деятельности, трудности общения, препятствуют появлению предпосылок к ее естественному возникновению и развертыванию. Именно поэтому у меня возникает необходимость в работе с детьми по формированию игровой деятельности и провожу её поэтапно.

Первая форма игры, с которой я знакомлю воспитанников и развиваю – режиссерская. Организовываю индивидуальные режиссерские игры.  Готовим свое пространство и игровое поле, мелкий материал. Сначала я помогаю ребенку создавать сценарий игры на его личном опыте (например, ребенок с семьей ездил к бабушке на выходных: кто, куда, на чем, где ехали, что видели, что делали и т.д.) или  сюжет по его любимой сказке. Затем предлагаю придумать конец сказки, а затем придумать свою сказку. Помогаю ребенку неоднозначно воспринимать окружающие предметы, использовать их, переносить функции с одного предмета на другой, развивая при этом воображение. Детали строительного материала, коробки, неоформленный материал часто заменяют технику, человечков или животных. Очень важный момент для ребенка, когда я показываю, как можно разыгрывать сюжет с предметами на подготовленном игровом пространстве. В дальнейшем ребенок становится режиссером. Наблюдая за детьми во время «Time Сhoice», во время взаимодействия в событийных форматах, отмечаю, что дети владеющие режиссерской игрой, выбирают и готовят игровое поле, придумывают собственный сценарий игры, соединяя отдельные предметы по смыслу, проигрывают задуманные роли. Ведь если ребенок в самом начале не проявит самостоятельности в своей деятельности, то он никогда к ней не придет. Таким образом, режиссерская игра развивает у детей когнитивные процессы: восприятие, внимание, память, мышление и воображение, что приводит к развитию познавательных способностей.

Образно-ролевая игра является одной из любимых игр детей, поскольку ребенок перевоплощается в кого или во что угодно, и это делает его «всемогущим». Для развития  образно-ролевой игры в группе не только готовые костюмы, элементы костюмов, много атрибутики, но и большой чемодан с неоформленным материалом, с различными кусками ткани, в которые можно облачиться для своего образа. И, конечно, пространство и зрители, которые поддержат героя. Образно-ролевая игра тесно связана с театрализацией и почти полностью основана на личном опыте, она развивает творческие и коммуникативные способности. Она позволяет ребенку общаться со взрослыми по-новому, от имени персонажа. Уходят барьеры в общении, возникает чувство комфорта. А также помогает ребенку войти в игру, устанавливать положительные  взаимоотношения со сверстниками («Я, Бэтмэн, я вас всех спасу!»). И я, перевоплощаясь в разные образы, имею возможность создать мотивацию у детей на игровой вид деятельности. Образно-ролевая игра может длиться очень долго. Так как я даю возможность  детям наиграться в роли.

Основное внимание я уделяю сюжетно-ролевой игре, в которой дети обыгрывают социальные отношения. У детей с ЗПР оказываются несформированными все компоненты данного вида игры: сюжет обычно не выходит за пределы бытовой тематики; специфические для роли действия с предметами и сами ролевые диалоги бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх ограничен по содержанию. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с ЗПР можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях. Поэтому в сюжетно-ролевой игре, я являюсь источником опыта, знаний и умений, я активный участник, который вносит в игру провокацию. Чтобы познакомить детей с профессиями, мы предложили родителям прийти в детский сад с профессиональными атрибутами и поиграть об этом с детьми. Так дети познакомились и обыграли роли продавца и покупателей, парикмахера и клиентов, медсестры процедурного кабинета и пациентов. Строили социальные отношения. И в событийном формате возникшую сюжетно-ролевую игру поддерживаю, помогаю развернуть ролевое взаимодействие, предлагаю в случае необходимости поменять роль, помогаю активизировать ролевой диалог, внести интригу. Сюжетно-ролевая игра держится на ролевых диалогах, при использовании минимального количества игрушек, и важным условием продолжения игры является соблюдение правил (нужно договариваться, уступать, слышать другого, продолжать его мысль, владеть коллективными навыками работы), что формирует регулятивные способности дошкольников. Также в данном виде игры я формирую у детей и познавательные, и коммуникативные способности.

Саморегуляция деятельности и поведения является более сложным образованием, а в игре уровень самоконтроля у детей с ЗПР повышается. Большое внимание я  уделяю подбору игр с правилами: настольных, игр-бродилок, подвижных игр, постепенно их усложняю или изменяю. Все это позволяет мне решать проблемы формирования произвольной регуляции поведения дошкольников с ОВЗ.  Если хочешь играть, соблюдай правила. А ребенку играть хочется всегда. Если ребенок нарушил правила, он может вернуться в игру, когда она начнется снова и играть уже по правилам. Словесные игры с правилами помогают детям научиться видеть воображаемую ситуацию, видеть смысл вопросов, а не превращать игру просто в общение со взрослым, а также учат общаться, ведь большинство игр с правилами – это игры коллективные. Когда ребенок принимает правила, соблюдает их, формируются предпосылки к универсальным учебным действиям.

Таким образом, событие, которое разворачивается с момента возникновения проблемы, обычно или начинается или заканчивается игрой, в которой ребенок опробует новые универсальные способы действий. И из которой каждый ребенок выходит в своем темпе и своем ритме. И главное, с моей точки зрения, сохранить баланс участия взрослого в деятельности и самостоятельной самодеятельной игре ребенка.

Свой педагогический опыт «Технология моделирования в конструктивной деятельности в коррекционно-развивающей работе со старшими дошкольниками» представляла на семинаре для межсетевого взаимодействия городов и районов Восточного округа Красноярского края «Практика реализации ФГОС ДО».

Практический опыт по поддержке игры в событийных форматах деятельности представляла в рамках стажерской площадки победителя Конкурса воспитателей, владеющих технологиями работы с детьми соответствующими требованиями ФГОС ДО в рамках проекта «Школа Росатома» «Поддержка игровых ситуаций развития ребенка как условие успешного развития ребенка с задержкой психического развития».

 

2. Содержательный блок программы.

2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки.

— Техническое обеспечение. ДОУ обладает достаточным количеством аудиторных площадей: методический кабинет, холлы ДОУ, лего-центр, салон сказок, библиотека, кабинет коррекционно-психологической помощи, музыкальный, физкультурный залы,  групповые помещения. Аудиторный фонд оснащен современным мультимедийным оборудованием:  интерактивная доска, 2 проектора, 1 переносной экран на штативе, 4 персональных компьютеров и ноутбуков, различная аудио, видео и фотоаппаратура и оргтехника, 4 комплекта гарнитуры для компьютера, безлимитный Internet, флипчарт.

— Оборудование группового помещения (группы, спальни, туалетной комнаты, приемной) для проектирования образовательных событий  и развития способностей детей с ОВЗ.

— Информационные и раздаточные материалы, раскрывающие содержательные и рефлексивные материалы стажировки.

 

2.2. Программа стажировки (формулировки понятийных или практических задач, решаемых на стажировке, количество часов, содержание работы по теме).

Программа стажировки позволит стажерам исследовать  проблематику понятий:  «событие», «способности дошкольника», «ведущий вид деятельности», «режиссерская игра» и др. А  также освоить  технологии, подходы по развитию способностей дошкольников с ОВЗ в деятельности, разворачиваемой детьми и взрослыми внутри события. 

Программа стажировки позволит стажерам приобрести практический опыт по проектированию события и инициированию детской игры, как в группах общеобразовательной направленности, так и компенсирующей, повысит их компетентность при организации развивающей предметно-пространственной среды соответствующей современным подходам и требованиям ФГОС ДО и позволит апробировать на практике приобретённый опыт.

Данная программа предусматривает комплекс различных форм обучения: лекционные занятия, мастер-классы, групповое и индивидуальное проектирование практические занятия, просмотр видеофрагментов,  стажерская проба и оценочные события.

 

Программа стажировки включает три модуля, рассчитана на 24 часа.

Модуль  №1. Исследование стажерами требований к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии требованиями ФГОС дошкольного образования и задачами развития воспитанников с ОВЗ.  (7 часов)
1.Аутотестирование ВХОД.

2.Выявление ожиданий стажеров через технологию «Снежный ком».

3.Определение ключевых ориентиров предметно-пространственной и образовательной среды, направленной на поддержку и развитие игровой деятельности дошкольников с ОВЗ  средствами технологии коллективного разума.

4.Разработка и презентация экспертных карт анализа предметно-пространственной и образовательной среды ДОУ для поддержки детской игры в событийных форматах деятельности.

5.Погружение стажеров в развивающую предметно-пространственную среду группы, способствующей развитию способностей дошкольников с ОВЗ и поддержку детской игры. 6.Участие в экспертизе предметно-пространственной и образовательной среды групповых помещений ДОУ в событийных форматах деятельности.

7.Апробирование полученного опыта через моделирование образовательного пространства под когнитивные задачи развития дошкольников.

Основные формы работы: лекция с форматом обсуждения, взаимодействие в парах, четверках, стажерская проба, оценочное событие.
Модуль  №2. Проектирование структуры событийных форматов, стимулирующих игровую активность дошкольников.  (7 часов).
1. Исследование проблематики понятий «событие», «способности дошкольника», «ведущий вид деятельности», «режиссерская, образная, сюжетно-ролевая игра и игра с правилами».

2. Формирование представлений о структуре  образовательного события с учетом ведущего вида деятельности, о структуре игровой деятельности (классификации игры Е.Е. Кравцова).

3. Рассмотрение концептуальных подходов к применяемым технологиям.

4. Составление и презентация экспертных карт анализа образовательного события, как формы когнитивного развития дошкольника в условиях детской игры.

5. Погружение в опыт взаимодействия ведущего стажировки с воспитанниками по организации событийных форматов взаимодействия, направленных на решение задач когнитивного развития дошкольников в игре.

6. Освоение стажерами технологий, подходов по развитию способностей дошкольников с ОВЗ в деятельности, разворачиваемой детьми и взрослыми внутри события.

Основные формы работы: мастер – классы, практические занятия, стажерская проба, оценочное событие.
Модуль  №3. Приобретение собственного опыта проектирования события и развития способностей дошкольника с ОВЗ в событийных форматах взаимодействия с ним, стимулирующих игровую активность. (10 часов)
1. Погружение стажеров  в опыт применения технологий проектирования события в процессе реализации поставленных образовательных задач; апробирование на практике и овладение функцией эксперта в процессе наблюдения. 

2. Освоение технологических приемов организации режиссерской, образной, сюжетно-ролевой игры и игры с правилами в практическом взаимодействии с воспитанниками ДОУ.

3. Проектирование образовательного события с применением технологий, подходов по развитию способностей дошкольников с ОВЗ в деятельности, разворачиваемой детьми и взрослыми внутри события,  используя возможности образовательного  пространства ДОУ.

4. Поиск путей совершенствования технологии проектирования событийных форматов в группе детей с ОВЗ.

5. Аутотестирование/ВЫХОД

Основные формы: работа в кластерах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов этой работы, общегрупповые обсуждения, оценочные события, круглый стол.

 

2.3.      Учебный план стажировки на 24 учебных часа.

Формулировка понятийной и (или)

практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов
 

Лекции

 

Практическое занятие

 

Стажерская проба

 

Оценочное событие

1 модуль (7 часов)
1. Входное аут тестирование  через Google формы. 0,5      
2. Выявление ожиданий стажеров через технологию  «Снежный ком»   1    
3. Определение ключевых ориентиров предметно-пространственной и образовательной среды, направленной на поддержку и развитие игровой деятельности дошкольников с ОВЗ  средствами технологии коллективного разума.   1,5    
4. Составление и презентация экспертных карт анализа образовательного события, как формы когнитивного развития дошкольника в условиях детской игры.     1 1
 5.

 

 

Погружение в опыт взаимодействия ведущего стажировки с воспитанниками по организации событийных форматов взаимодействия, направленных на решение задач когнитивного развития дошкольников в игре.  

2

     
2 модуль (7 часов)
1. Формирование представлений с помощью технологии коллективного разума  о структуре образовательного события и игровой деятельности  с учетом ведущего вида деятельности.   1    
2. Рассмотрение концептуальных подходов к применяемым технологиям. Разбор практических кейсов.   1    
3. Формирование представлений о структуре  образовательного события с учетом ведущего вида деятельности, о структуре игровой деятельности (классификации игры Е.Е. Кравцова).     2  
4. Исследование проблематики понятий «событие», «способности дошкольника», «ведущий вид деятельности», «режиссерская, образная, сюжетно-ролевая игра и игра с правилами».     1  
5. Освоение стажерами технологий, подходов по развитию способностей дошкольников с ОВЗ в деятельности, разворачиваемой детьми и взрослыми внутри события. Работа в парах сменного состава.       1
3 модуль (10 часов)
1. Погружение стажеров  в опыт использования технологий проектирования события в процессе реализации поставленных образовательных задач; апробирование на практике и овладение функцией эксперта в процессе наблюдения.  

Организация  диалога стажеров в контексте обсуждения общей проблемы.

    2  
2. Освоение технологических приемов организации режиссерской, образной, сюжетно-ролевой игры и игры с правилами в практическом взаимодействии с воспитанниками ДОУ.   1,5   2
3. Проектирование образовательного события с применением технологий, подходов по развитию способностей дошкольников с ОВЗ в деятельности, разворачиваемой детьми и взрослыми внутри события,  используя возможности образовательного  пространства ДОУ.  

 

 

 

 

2 1

 

 

4. Поиск путей совершенствования технологии проектирования событийных форматов в группе детей с ОВЗ.     1 1
5. Аутотестирование/ВЫХОД 0,5      

 

  24 2,5 6,5 9 6

 

3Способы оценки  результатов стажировки.

  Форма организации оценки

 

Кем организована оценка Способ фиксации
1. Анкетирование участников: оценка результатов программы стажировки Стажеры Бальная оценка, максимально – 5   баллов
2. Отзывы о результатах программы стажировки Стажеры Качественная оценка
3. Открытое Internet голосование выложенных  проектов созданных в процессе стажировки на сайте ДОУ Он-лайн участники, стажеры, педагоги ДОУ Бальная оценка, максимально 5 баллов
4. Internet — голосование выложенных  проектов созданных в процессе стажировки  на Facebook в группе «Время выбора / Time Сhoice» Он-лайн участники, педагоги ДОУ, стажеры, участники группы,  родители, посетители страницы Бальная оценка, максимально 5 + баллов
5. Экспертная оценка стажерских проб. Стажеры, администрация ДОУ Бальная оценка, максимально 5 баллов

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки (баллы, результаты Интернет-голосований, рецензии на созданные материалы и т.п.).

Результат работы стажера признается успешным в том случае, если стажер набирает не менее половины от максимального количества баллов (количественный критерий), если не менее половины стажеров дают положительный отзыв о результатах программы стажировки (качественный критерий). Анкеты обрабатываются, определяется суммарное изменение количества баллов по входной анкете. Стажер проставляет соответствующую оценку (по 5-балльной шкале) достигнутому уровню владения соответствующей технологией. Результат работы стажировки признается успешным в том случае, если стажер набирает не менее половины от максимального количества баллов (количественный критерий), и если не менее половины стажеров дают положительный отзыв о результатах программы стажировки (качественный критерий).

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки).

Входная/ Выходная анкета содержит  вопросы о целях и задачах, которые ставят перед собой стажеры. Стажер проставляет соответствующую оценку (по 5-балльной шкале) уровню владения соответствующей технологией.

Отзывы содержат результат о достижении (или не достижении) поставленных целей, решении (или недостаточном решении) заявленных стажером задач.

 

Форма организации оценки Кем организована оценка Способ фиксации
Анкетирование участников: оценка результатов программы стажировки Стажеры Бальная оценка, максимально – 5   баллов
Отзывы о результатах программы стажировки в форме эссе Стажеры Положительный отзыв

 

Реализация качества прохождения программы определятся динамикой самооценки ключевых компетенций стажера.