Событийность образовательного процесса как условие достижения обучающимися личностных результатов ФГОС ООО

Информационный блок программы

ФИО разработчика

Нехорошева Елена Викторовна

Название программы

Событийность образовательного процесса как условие достижения обучающимися личностных результатов ФГОС ООО.

Цель программы Освоение педагогами способов проектирования событийного образовательного пространства как пространства, обеспечивающего достижение обучающимися личностных результатов ФГОС ООО через организацию деятельности стажеров по типу образовательного события.
Задачи программы
  • организовать этап постановки проблемы и целеполагания деятельности стажеров, как обязательный этап технологий, основанных на деятельностном подходе (проектная методика, технология «Дебаты» в том числе);
  • обеспечить процесс поиска решения проблемы через анализ и самоанализ имеющегося опыта стажеров,анализ авторских образовательных событий, спроектированных с использованием технологии «Дебаты», проектной методики;
  • создать условия для фиксации найденного способа решения обозначенной проблемы в виде моделейразных видов и назначений;
  • обеспечить возможность апробации найденных способов деятельности как этапа рефлексивного контроля;
  • организовать этап оценки деятельности участников площадки как этап, завершающий все образовательные события.
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры
  • В основе программы стажерской площадки — принцип В. В. Давыдова: «Новыми типами своей педагогической деятельности сам учитель должен овладеть подобным же образом». То есть, стажерская площадка «Событийность образовательного процесса как условие достижения обучающимися личностных результатов ФГОС ООО» спроектирована как образовательное событие для педагогов, учитывающее специфику участников: наличие опыта, сформировавшегося педагогического стиля, ориентация на практику. В течение трех дней стажерам предстоит разработать и апробировать экспертный лист оценивания эффективности образовательного события, который выступает в качестве продукта деятельности участников площадки. Включенность каждого педагога обеспечивается за счет понимания необходимости предъявления результата, возможностей дальнейшего использования экспертного листа в своей практике.

     

     

     

    Стажеры будут погружены в деятельность по осознанию сущности понятия «личностный результат», возможностей и ограничений педагогического действия в этом направлении. Им будет предложено высказать свое отношение к интерпретации понятия «личность» с позиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского: человек становиться человеком (в смысле личностью) через погружение в мир культуры. Через освоение способов культурного действия он получает возможность освоения духовного опыта человечества, формируются ценностные установки, появляются особые качества. Образование призвано создать условия для такого «погружения», обеспечить успешность встречи ребенка с миром культуры. 
     

  • По мнению Б.Д. Эльконина, образование носит «взрывной» характер. Это определяет актуальность такого формата, как образовательное событие, которое открывает перспективу, задает новые для ребенка рамки, обозначает пространство, требующее заполнения. То есть, образовательное событие – это не столько место предъявления результата (как принято считать), сколько старт, начало реального образования (а не имитации). Ребенок активно включается в деятельность, причем, действия его становятся максимально осознанными, понимает, что все, что он узнал, что научился делать, необходимы лично ему. Культура предстает перед ним в виде живых, интересных форм, способов, которые он может применить в своей жизни. Обеспечивают этот процесс образовательные технологии, основанные на деятельностном подходе: «Дебаты», проектная методика.
     
  • Стажеры станут участниками педагогических дебатов, спроектируют, частично апробируют и оценят образовательное событие для учащихся, используя принципы технологии «Дебаты», таким образом освоив эту технологию. Дебаты — это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону — зрителей, судей. Дебаты становятся все более популярны сегодня, однако классический формат (дебаты Карла Поппера) является громоздким для использования в школьной практике. Стажерам будет предложен новый способ ведения дебатов (адаптированная мной схема), сохраняющий главный принцип, основные элементы оригинала. Данный способ ведения дебатов востребован в профессиональном сообществе. Я занимаюсь этой темой более семи лет и неоднократно делилась с коллегами города, края, России своим опытом как в виде простой трансляции (статьи в методических сборниках, выступления на конференциях и семинарах), так и с использованием интерактивных способов (мастер-класс, оргдеятельностная игра «Педагогические дебаты», в том числе в он-лайн режиме).

     

     

     

    Новая схема ведения дебатов проста и не требует от участников специальной длительной подготовки, что позволяет погрузиться в большей степени в предмет спора. Обязательным условием является актуальность темы, её личная значимость для участников. Это может быть социальная проблема, погружение в которую способствует самоопределению ребят, формирует их гражданскую позицию, ценностные установки. Например:
    — Атомный ренессанс: за и против.
    — Средняя школа не в состоянии подготовить школьников к реальной жизни. 
    — Военные действия могут понизить уровень мирового терроризма.
    — Ограничения иммиграции оправданы.
    — Жить в большом городе лучше, чем жить в маленьком.

    Для того, чтобы быть успешным в дебатах, участникам необходимо быть активными, ответственными, а главное, самостоятельными – этого требует формат. Дебаты нацелены на достижение обучающимися не только личностных, но и предметных, и метапредметных результатов. Для аргументации своей позиции необходимо обращение к самым различным предметным областям: оперирование как к понятиям, так и способам предметного действия. Очевидной становиться необходимость навыка культурной коммуникации. Ребята взаимодействуют не только со сверстниками, но и со взрослыми. В качестве экспертов могут выступать бизнесмены, деятели культуры и науки, специалисты градообразующих предприятий. Ребята получают возможность прямого диалога с авторитетными, успешными людьми города, возможность узнать их точку зрения по поводу острой проблемы современности, возможность социальной пробы, так важной для них. Мир предстает перед ними как единое целое, не разрываясь на отдельные школьные предметы.
     

  • На создание целостной картины мира направлен и образовательный практикум, ещё один вид образовательного события. Это специальным образом организованный событийный неурочный вид деятельности, объединяющий несколько предметных областей, например: литературу, физику, английский язык, математику, связанных одним метапредметным понятием. Это трехдневное погружение с выходом на создание продукта. С 7 по 9 октября 2015 года в МБОУ «Гимназия №164» проходила экспертиза данной инновационной формы организации неурочной деятельности учащихся в рамках краевого пилотного проекта "Введение ФГОС ООО". В качестве экспертов выступали учителя пилотных школ Красноярского края. Образовательный практикум как форма организации деятельности учащихся, направленная на реализацию требований ФГОС ООО, получил высокую оценку коллег, было указано на необходимость распространения этого опыта. Исходя из специфики своего образовательного пространства, освоив принципы и способы указанного формата, стажёры смогут смоделировать маршрутный лист своего образовательного практикума.
     
  • Образовательное событие может выступать в качестве продукта социально-значимого проекта. Стажеры получат возможность погрузиться в опыт организации таких событий: флеш-моб в рамках Международного проекта «Peace One Day» («Один день мира»), «Гимназические новости» видеостудии «REC.NEWS». Образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные), полученные в том числе и в ходе этих проектов, позволяют учащимся быть успешными как в стенах гимназии, так и за её пределами. Стажеры смогут войти в один из проектов (по выбору), принять в них участие в качестве организаторов. Но бесспорно, самым ценным будет возможность смоделировать собственное образовательное событие, провести частичную апробацию проекта (этапы постановки проблемы, целеполагания, формирование замысла) с учащимися гимназии, получить экспертную оценку коллег. Таким образом, деятельность по собственному замыслу может служить индикатором эффективности стажерской площадки.

 

Содержательный блок программы

Перечень оборудования в распоряжении МОУ «Гимназия № 164» для проведения стажировки:

Вид оборудования

Подробности

1

Технические средства обучения

 Автоматизированными рабочими местами укомплектованы все 35 кабинетов  гимназии (компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран,  колонки). Большая часть кабинетов оснащена интерактивными досками  (Interwrite, Hitachi StarBoard, Promethean ActivBoard) и интерактивными  приставками Mimio, многофункциональными устройствами, документ-  камерами. Во многих кабинетах установлены web-камеры, микрофоны,  имеются цифровые видеокамеры и диктофоны. В гимназии есть технически  оснащенные конференцзал, ресурсный центр, методический кабинет,  издательский центр, музыкальная студия, хореографический зал

2

Программное обеспечение

  • Net-school (в гимназии осуществлен переход на безбумажное ведение документации – электронный журнал);
  • Microsoft Office, Adobe Reader, Adobe Photoshop, (на всех компьютерах в составе АРМов в учебных кабинетах);
  • Linux (на всех компьютерах в ресурсном центре);
  • Платформа Moodle на базе гимназического сайта;
  • Skype;
  • Программы для организации и проведения вебинаров. Цифровые обучающие ресурсы.

3

Иное

  • Оборудование в рамках краевого экспериментального проекта «Электронная карта школьника»

Программа стажировки

Блок 1. Постановка проблемы и целеполагание деятельности стажеров, как обязательный этап технологий, основанных на деятельностном подходе (проектная методика, технология «Дебаты» в том числе) – 4 часа.

  • Круглый стол в онлайн-режиме в группе «Школа 2030, или Педагогический экстрим»https://www.facebook.com/groups/1628588317406583/
    «Личностный результат: педагогические ресурсы и дефициты». (Знакомство участников стажерской площадки, представление ими своего индивидуального педагогического стиля через интерпретацию понятия «личностный результат», освещения представления о возможностях формирования личностных результатов в своей педагогической практике.)
  • Педагогические дебаты «Проблема оценивания личностных результатов обучающихся». Тезис обсуждения: «Измерить напрямую личностные результаты нельзя». (Постановка проблемы, на решение которой будет направлена деятельность стажеров, организованная в формате дебатов, технологии, приемы которой стажерам предстоит освоить.)
  • Семинар построение образовательной траектории стажерской площадки. (Совместное целеполагание, планирование деятельности, коррекция предложенной участникам программы стажерской площадки: замена/ добавление/исключение элементов; перераспределение количества часов. «Мозговой штурм» с использованием приема «Мировое кафе» (The World Cafe).)

Блок 2. Поиск решения проблемы через анализ и самоанализ имеющегося опыта стажеров, анализа авторских образовательных событий, спроектированных с использованием технологии «Дебаты», проектной методики – 5 часов.

  • Семинар «Дебаты как успешная форма достижения требований ФГОС ООО: предметных, метапредметных, личностных результатов». (Анализ дебатов «Проблема оценивания личностных результатов обучающихся)
  • Педагогическая дискуссия «Образовательное событие и мероприятие». (Сопоставительный анализ этих форм работы, выявление критериев и показателей эффективности образовательного события.)
  • Мастер-класс «Образовательный практикум как успешная форма организации неурочной деятельности учащихся». (Через имитационную игру и анализ одного из занятий образовательного практикума «Планета Земля» освоение участниками площадки особенностей организации этого вида образовательного события.)
  • Семинар с элементами диспута «Социально — значимый проект как образовательное событие».(Представление стажерами своего опыта организации социально-значимого проекта. Вопрос для диспута: «Как «не скатиться» до мероприятия?»)

Блок 3. Фиксация найденного способа решения обозначенной проблемы в виде моделей разных видов и назначений — 4 часа.

  • Моделирование экспертного листа оценивания эффективности образовательного события.(Использование критериев и показателей, выявленных в ходе педагогической дискуссии «Образовательное событие и мероприятие», определение способов фиксации оценки)
  • Моделирование методического конструктора «Организация дебатов в образовательном учреждении».(Закрепление основных способов и принципов технологии «Дебаты», освоение которых проходило через участие в педагогических дебатах)
  • Моделирование схемы маршрута образовательного практикума с включением предметного содержания педагогической деятельности стажера. (Проецирование опыта гимназии в организации образовательного практикума на реальную педагогическую ситуацию стажеров, фиксация в виде конкретных шагов.)
  • Моделирование собственного образовательного события по выбору стажеров (Дебаты, занятие образовательного практикума, акция социально — значимого проекта, др.).

Блок 4. Апробация найденных способов деятельности как этап рефлексивного контроля — 6 часов.

  • Заседание гимназического дебат-клуба «Позиция» по теме, определенной совместно с стажерами. (Участие в организации заседания дебат-клуба в качестве организаторов, тьюторов, экспертов, жюри.)
  • Использование разработанного стажерами экспертного листа для анализа образовательного события «Заседание дебат-клуба». (Выявление уровня практической значимости продукта стажерской площадки, при необходимости его коррекция.)
  • Защита собственных проектов/конструкторов/ схем образовательного события. (Предъявление результатов индивидуальной или групповой работы).
  • Частичная апробация разработанного проекта с учащимися гимназии. (Этапы постановки проблемы, целеполагания, формирование замысла.)

Блок 5. Оценка деятельности участников площадки как этап, завершающий все образовательные события – 5 часов.

  • «Ярмарка проектов». (Взаимооценка участниками стажерской площадки проектов собственных образовательных событий с использованием экспертного листа, созданного самими стажерами, определение лучшего проекта площадки.)
  • Рефлексивное эссе (В свободной форме оценка и самооценка деятельности стажеров в конце первого и второго дня)

Оценивание с использованием разработанного экспертного листа результатов стажерской площадки«Событийность образовательного процесса как условие достижения обучающимися личностных результатов ФГОС ООО» (Выявление соответствия стажерской площадки формату образовательного события, заявленное в программе).

 

Учебный план стажировки

Учебный план стажировки на 24 учебных часа (элементы и распределение часов учебного плана могут быть изменены по запросу участников стажерской площадки):

№ 

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Семинар

Стажерская проба

Оценочное событие

1

Организация этапа постановки проблемы и целеполагания деятельности стажеров, как обязательный этап технологий, основанных на деятельностном подходе (проектная методика, технология «Дебаты» в том числе.

 

1

3

 

2

Обеспечение процесса поиска решения проблемы через анализ и самоанализ имеющегося опыта стажеров, анализа авторских образовательных событий, спроектированных с использованием технологии «Дебаты», проектной методики.

 

3

2

 

3

Создание условий для фиксации найденного способа решения обозначенной проблемы в виде моделей разных видов и назначений.

 

 

4

 

4

Обеспечение возможности апробации найденных способов деятельности как этапа рефлексивного контроля

 

 

5

1

5

Организация этапа оценки деятельности участников площадки как этап, завершающий все образовательные события

 

 

 

5

Итого

0

4

14

6

Способы оценки результатов стажировки


Внешняя оценка результатов стажеров

Основным инструментом оценивания деятельности участников стажерской площадки является экспертный лист образовательного события, разработанный самими стажерами. Экспертный лист будет использован и для оценки эффективности самой стажерской площадки как образовательного события для педагогов.

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров

  • Ведущим видом оценивания является взаимооценивание участниками площадки промежуточных и итоговых продуктов деятельности: схем, методических конструкторов, маршрутных листов, разработанных как в группе, так и индивидуально, с предыдущим обсуждением критериев оценивания (основа — экспертный лист стажеров). По запросу стажеров в качестве экспертов могут быть приглашены специалисты городского методического центра, педагоги гимназии, ведущие инновационную деятельность.
  • «Ярмарка проектов» — центральное оценочное событие, по результатам которого определяется лидеры площадки, которым предоставляется возможность частичной апробации разработанной схемы организации образовательного события (этапов постановки проблемы, целеполагания, оформления замысла) с учащимися гимназии.
  • Все продукты деятельности стажерской площадки будут размещены на сайте гимназии для предъявления и обсуждения в профессиональном сообществе. Лидеры стажерской площадки будут определены путем Интернет-голосования.
  • В случае взаимодействия стажера с учащимися гимназии (заседание дебат-клуба, частичная апробация собственного разработанного образовательного события) в качестве оценки результатов деятельности стажеров будут выступать письменные отзывы ребят.
Самооценивание стажерами собственных результатов

Самооценивание стажерами собственных результатов будет осуществляться путем написания рефлексивного эссе по результатам дня, а также листа оценивания собственного продукта деятельности в ходе стажировки с опорой на экспертный лист. Эти работы будут также размещены на сайте гимназии.

 

Видео и фотоматериалы

ВИДЕОРЕПОРТАЖ

СМОТРЕТЬ

ВИДЕОРЕПОРТАЖ

СМОТРЕТЬ

ФОТОРЕПОРТАЖ

СМОТРЕТЬ