Стажировка в образовательных организациях Калининградской области

Идея провести стажировку в школах Калининградской области возникла в результате экспертного анализа развития региональных систем образования в Российской Федерации за последние 10 лет. С 2007 года система образования Калининградской области сумела выйти на принципиально новый качественный уровень, проведя коренные институциональные преобразования, введя систему «рамочного» управления и поставив принцип самостоятельности школы во главу угла. Десять лет именно этим принципом руководствовалась управленческая команда региона, поддерживая и развивая систему образования. В итоге в школах Калининградской области изменилась не только предметно-пространственная среда, изменился и гармонизировался уклад жизни и отношения в коллективах школ. В школах вышли на качественно новый уровень представления общественности о возможностях и перспективах образования.

В стажировке примут участие победители Конкурса учителей проекта «Школа Росатома», а также представители системы образования г.Трехгорного Челябинской области, получившие право участия в стажировке за проведение финальных мероприятий конкурсной программы проекта в своем городе.

В рамках программы стажировки участники будут находиться сразу в нескольких профессиональных позициях. Они примут участие в разработке активных форматов взаимодействия с педагогами и детьми в школах Калининградской области, получат возможность занять экспертную позицию по отношению к увиденному, прожитому и прочувствованному в школах, в которых они побывают, получат опыт управленческой рефлексии в отношении реализации ФГОС основной и старшей школы.

Участники стажировки проведут Метапредметную олимпиаду «Школы Росатома» для калининградских школьников, спроектируют и реализуют образовательное событие для них, примут участие в обсуждении промежуточных итогов реализации ФГОС среднего общего образования сетевых объединений школ Калининградской области. Отдельный активный формат деятельности стажеров – рефлексия по итогам проведенных ими стажировок. Пространство города Калининграда станет одновременно и событийным пространством стажировки: дружелюбность интерфейса города к детям, ресурсность пространства города для организации и реализации событийных форматов, вдохновляющая педагога культурно-историческая, инфраструктурная и познавательная карта города – это непростые задачи, которые стажерам придётся решать для себя на примере Калининграда в процессе личных и групповых исследований.

На сайте проекта «Школа Росатома» стажерами ежедневно будет вестись дневник стажировки. Стажеры на время станут «глазами» всех посетителей сайта «Школы Росатома» по образовательному пространству Калининградской области.

 

Дневник стажировки

В нулевой день стажировки в образовательных организациях Калининградской обоасти, участники поделились своими ожиданиями.

Дмитричева Светлана Викторовна, г.Трехгорный

От этих дней есть предвкушение эмоций, связанных с новыми впечатлениями, плотного графика (люблю, когда все расписано), нового опыта, а он неизбежен – ведь это новые люди, знающие, умеющие, профессионалы своего дела. Обязательно событий, участником которых буду я. Событий, да таких, чтоб долго можно было жить под их впечатлениями. Люблю учиться новому, думаю, что такая возможность будет. Мне очень хочется увидеть что-то такое, чего нет у нас и обязательно это использовать в работе – начиная от «мелочей» до методологических, фундаментальных подходов. Увидеть может знакомое, привычное, но под другим углом зрения. Судя по плану стажировки – представится возможность окунуться в стандарты старшей школы. Это звучит заманчиво, мало, кто знает, что это такое ТОЧНО и как с этим работать. В общем, «Школа Росатома» – «впереди планеты всей», это здорово и перспективно.

Да, еще я очень люблю путешествие. Много, где была. В Калининграде меня еще не было! ОООООчень интересно. Восточная Пруссия (когда-то была), родина Канта, янтарные украшения и все такое….

Предвкушений много, какое же будет послевкусие?…..

Ковалева Марина Юрьевна, г.Железногорск

Стажировка есть. Очень хорошо! В ожиданиях буду скромна.

1. Первое ожидание, которому, судя по программе, опять не суждено сбыться – ОТДОХНУТЬ. Пишу же об этом, потому что «стабильность – признак мастерства».

2. Не покидает ощущение, что не хотелось бы «выпасть» из общности, которая близка по духу и деятельности. «Здравствуйте»:) «Школа Росатома» и «Эврики»!

3. «Жажда профессионально-эмоциональной наживы» провоцирует желание погрузиться в другую образовательную среду и получить пользу.

4. А если мне опять понравится, то может на третий срок? Хочу понять, стоит ли:)

5. После 5 гимназии в сознании живет вопрос «Где еще захочу работать?» (Чебоксары, здравствуйте!).

На этом обрываю ожидания…

Нехорошева Елена Викторовна, г.Зеленогорск

«Бойтесь своих желаний – они имеют свойство сбываться» – в проекте «Школа Росатома» это высказывание звучит так: «Бойтесь своих желаний (или вопросов?) – они имеют свойство превращаться в задачу, которую вам же потом и придется решать». Понимаю поэтому, что надо бы поосторожнее в высказываниях (и в вопросах) J, но вряд ли получится.

Можно, конечно, спрятаться за общими фразами типа: «ожидаю ярких образовательных событий, интересного общения с коллегами, знакомства с уникальными образовательными учреждениями, с городом и его жителями» – и все это правда, но на сегодняшний день моя основная задача: профессиональное и личностное самоопределение. Надеюсь, из Калининграда я уеду с чуть более ясным пониманием своих профессиональных перспектив.

Надеюсь победить «учебный план» – выяснить, как его можно усовершенствовать, а главное, как он может изменить образовательную практику и осчастливить школу, понять, при каких условиях сломанные стены (open space) действительно изменят сознание участников образовательно процесса, не став всего лишь интерьерной новинкой.

Всё, что предлагает программа, вызывает мой живейший отклик. Вижу уже, что вновь будет случай испытать себя, свои возможности, искренне этому рада, как и своей внутренней к этому готовности. 

Знаю абсолютно точно: скучно не будет!

Липатова Кира Александровна, г.Заречный ЗАТО

Всегда мечтала побывать в Калининграде… И, вот, я уже в пути! Желание оказаться в гуще СОБЫТИЯ, встретиться с коллегами и новыми интересными людьми переполняет. На финале конкурса, в Трехгорном, главным вопросом стал поиск событийного вызова, на который бы дети не просто эмоционально откликнулись, а который побудил бы в них желание менять и меняться, делать и действовать. Многое прояснилось… Но вопрос всегда останется открытым… Надеюсь, что эта страничка профессиональных заметок, пополнится после стажировки новыми строчками. Читая программу, очень вдохновила формулировка одной из её составляющей «поиск событийных следов», значит, будем исследовать, будем вовлечены в активную деятельность! Радует активное задействование детей в стажировке, ведь именно учащиеся – главные потребители наших педагогических замыслов и техник!!! Надеюсь, что эти несколько дней активной творческой деятельности помогут разобраться в вопросах событийности и сущности события именно с позиций ребёнка. 

Образование в Калининграде – уникальная система, педагоги не только используют передовые педагогические технологии, но и имеют возможность обмениваться опытом с другими странами в упрощённом режиме. Очень хочется узнать об образовательных тенденциях и педагогических новшествах школ этого чудесного города, перенять что-то для личной практики!!!

Ну, и, конечно, кто бы не хотел побывать в этом уникальном, богатом историей городе! Спасибо «Школе Росатома» за эту возможность!!!

Решетова Наталья Владимировна, г.Лесной

Жду от стажировки самых разнообразных эмоций: от города, в котором давно мечтала побывать; от встречи с коллегами, которые появились в моей жизни, благодаря проекту; от знакомства со школами и педагогами Калининграда.

Хочется увидеть новые форматы работы с детьми. Думаю, что появится более полное представление о возможностях и способах организации деятельности детей и взрослых (в том числе сетевого взаимодействия) и достижения образовательных результатов.

Уверена, что во время стажировки буду активным участником событий и получу опыт, который заставит переосмыслить собственную деятельность и станет источником для новых идей.

Личкин Евгений Вячеславович, г.Трехгорный

Только-только закончив свою собственную стажировку, в которой пришлось примерить на себя множество ролей: организатора, фасилитатора, сценариста, игрока, тренера, таинственного анонима, и прочее и прочее, уже нужно готовиться к очередному перевоплощению. На сей раз – в роль стажёра, в роль того, кто учится.

Знаете, я очень люблю учиться. Но школу я особо интересным местом не считал (и это, кстати, одна из причин, почему мне хочется претворять в жизнь всё самое новое и интересное для своих учеников), педагогический вуз меня прельщал больше студенческим активом и творческой жизнью, а вот учёба в университете – это то самое, чего я так ждал.

Меня радует возможность обсудить с яркими, глубокими собеседниками какую-то глобальную тему, поделиться опытом, и взять для себя что-то новое, возможность в по-настоящему интеллектуальной и доброжелательной обстановке создать что-то необыкновенно интересное, и попробовать это применить на практике…

В общем – чувствовать, что ты идёшь вперёд вместе с замечательными людьми, и, какой бы избитой не была эта метафора – чувствовать, что несёшь свет всё дальше и дальше, делая мир хоть чуточку, но лучше. И, одним из главных таких «моих университетов», я считаю образовательный проект «Школа Росатома». Мы не так давно вместе, но как я уже много раз говорил (потому что действительно так чувствую) – я не понимаю, как раньше можно было без ТАКОГО обходиться.

Поэтому, я ожидаю всего, чего угодно. Новых знакомств, встреч со старыми друзьями (с которыми знаком чуть меньше полгода – но уже считаешь их близкими товарищами!) – обязательно жду. Новых переворотов в сознании и образовательных откровений – обязательно. Заряда вдохновения и желания идти, и делать мир ещё более прекрасным местом – в первую очередь.

А самое главное – я очень хочу надеяться, что несмотря на свой микроскопический опыт, я смогу тоже что-то привнести, смогу на равных помочь в движении вперёд, к чему-то совершенно необыкновенному, к чему-то, что только и ждёт, чтобы его поскорее открыли и явили миру.

Ивкучева Татьяна Петровна, г.Сосновый Бор

Мои ожидания от стажировки… Это не просто.

1) Уже не хочется писать «расшколивание», хотя это ёмкое слово отражает всё. Вернувшись с конкурса в обычную жизнь, невозможно не погрузиться в рутину тетрадей, непонятных и ненужных списков, групп «риска», собраний, совещаний и прочего. Иногда я себя ощущаю инопланетянкой, иногда революционеркой, в любом случае требуется подпитка эмоциональная, реальная, чтобы работать дальше. Те люди, с которыми ждёт встреча в Калининграде – это единомышленники, которые на одной волне, творческие, неравнодушные и желающие «учить по-новому».

2) Я не первый год в конкурсе, но в этом году получилось создать такую нереальную атмосферу содружества, сотрудничества, событийности между конкурсантами, что встаёт серьёзный вопрос, – а как же нам быть дальше, уже вне конкурса? Может быть на этой стажировке я найду ответ и на этот вопрос.

3) Мои коллеги провели уже стажировки – успешные, незабываемые, яркие. Мне только предстоит осилить такое событие. Я с нетерпением жду пресс-конференции от аксакалов.

4) Ожидаю возникновения собственных идей, замыслов, на которые натолкнёт Калининградское сотрудничество.

5) Я очень хочу увидеть вас всех!!!

Дегтярев Андрей Игоревич, г.Саров

Тема этого года кажется мне одной из наиболее сложных. Событийные форматы работы слабо распространены в российской педагогической практике. К ним предъявляются высокие требования по подготовке, проведению и методической грамотности всех этапов проживания события. А возможно ли реально встроить подобные форматы работы в учебный план на постоянной основе, а не вспоминать о них время от времени? Как сформировать учебный план в новых условиях? Как должны сочетаться его компоненты? Как не утонуть в подготовке и получить удовольствие от совместной деятельности? Ответы на эти вопросы я хотел бы найти в ближайшие три дня. Ну и, конечно, общение с коллегами, которые не только словом, но и делом показывают заинтересованность в усовершенствовании образования! Уверен, программа будет интересной и насыщенной, как всегда!

Курочкина Татьяна Владимировна, г.Новоуральск

Стажировка в Калининграде!!! Безусловно, это Событие! Безусловно, это Открытие! Безусловно, это Развитие и профессионально-личностный рост! Это море новых впечатлений и, конечно же, знакомство с новыми интересными людьми! На просторах нашей необъятной Родины живут и творят замечательные педагоги, идущие в ногу со временем, стремящиеся к самосовершенствованию, готовые делиться своим опытом. Нам выпала блестящая возможность познакомиться с инновационной деятельностью школ города Калининграда! Ну и, конечно же, жду встречи с друзьями – коллегами – единомышленниками! Надеюсь, наша совместная творческая деятельность будет плодотворной и незабываемой! А ещё всегда мечтала побывать в самой западной точке России, в бывшем Кёнигсберге, в бывшей Восточной Пруссии!!! Спасибо, «Школа Росатома»!

Шаверина Ольга Александровна, г.Новоуральск

Примерно представляя уникальный опыт калининградских школ, очень хочется не только увидеть их внешнюю, красивую презентационную сторону, но также познакомиться с теми форматами в которых они работают. Эта стажировка обещает стать и событием, и открытием. Событием, потому что новое место и новые интересные люди вокруг; открытием, потому что насыщенная программа позволит вновь открыть в себе что-либо новое, ну, или взглянуть на знакомые вещи новым взглядом. Событийная образовательная среда откроется по-новому, а вместе с коллегами-стажерами будет реализовано любое дело.

Зная по опыту коллег, уже неоднократно участвующих в проектах «Школы Росатома», что многие приемы, идеи, техники активно применяются в педагогической практике, очень жду пополнения своей педагогической копилки и готова к активным включениям в работу. А еще будет просто великолепно, если будет возможность поработать в одной связке с коллегами-стажерами и учителями калининградских школ.

Спасибо «Школе Росатома» за стремление быть первыми в любом начинании!

Приставко Елена Николаевна, г.Полярные Зори

Зачем мне это нужно? Куда я так рвусь, оставив дома мужа, детей, уроки…?

Ожидание встречи с близкими по духу людьми, новых идей, которые родятся за эти три дня, каскад эмоций, которые дадут заряд для творчества и оптимизма при возвращении домой.

На самом деле осенью, на финале, произошло что-то очень необычное: я познакомилась с людьми, которые готовы зажигать, отдавать, двигаться… и много работать! Новые смыслы, погружения, экспертная деятельность, создание нового буквально за час, события – всё это дало мне силы, приехав в Полярные Зори, заражать энтузиазмом коллег. Потихоньку «Школа Росатома» распахивает свои двери и на Кольском полуострове. Метапредметная олимпиада – прошла, журналисты «Атом ТВ» – работают, стажёры – побывали!

Новая встреча произойдёт на родной для меня земле: здесь жили мои родители, некоторое время жила и работала и я (Калининградская область, д.Романовка – начало педагогического пути в сложные 90-е годы…) Как живёт Калининград? Какими идеями и событиями живут школы? Может мы (команда «Школы Росатома») сможем подсказать им что-то такое, отчего зажгутся глаза учеников и учителей, захочется творить и учиться? А, может, сами увидим что-то, что даст нам новые силы на новый взлёт??? Скоро встреча… Пусть она принесёт нам удовольствие и радость созидания!!! До свиданияJ

Белавусова Галина Николаевна, г.Трехгорный

Какие ожидания я связываю с данным мероприятием?

Во-первых, возможность побывать в городе, где я ещё ни разу не была.

Во-вторых, негласный девиз нашей управленческой команды «Обучение через всю жизнь…» Я, конечно, понимаю, что стажировка – это не обучение в прямом смысле слова (я «ученица» и меня «учат») Это возможность для меня пообщаться с людьми, живущими инновациями в образовании. Любой профессиональный конкурс, событие несут в себе новые идеи, без которых в современном образовании никуда.

В-третьих, лучший способ повышения квалификации, это живое общение с практиками, а это, исходя из программы стажировки, будет представлено сразу несколькими образовательными организациями г.Калининграда. Вопросы, которые представлены в программе стажировки, очень насущны для меня, в свете перехода на ФГОС СОО в нашей школе…

В-четвёртых, побывать у каждого финалиста на стажировке нереально, а здесь финалисты собрались все вместе. Каждый со своими перспективными планами и идеями. (для решения 2 ожидания!)

И, последнее, пятое… Очень хочется решить для себя противоречия, с одной стороны, рамки стандарта, с другой стороны, творческий подход учителей «Школы Росатома». А, может быть, и найти ту самую, золотую середину!

Алябушева Ирина Викторовна, г.Трехгорный

Когда задаешь себе этот вопрос, то понимаешь, что три дня, проведенные в компании умных, талантливых педагогов, должны если не перевернуть мой профессиональный взгляд на многие вещи, то, как минимум, ответить на несколько вопросов:

1. Почему для стажировки выбран Калининград? Чем система образования этого региона интересна и самобытна?

2. Какие интересные находки калининградских коллег можно будет применить в своей управленческой практике?

3. Как сделать так, чтобы учителя в моей школе так же хотели пробовать новое, горели интересными идеями, как и учителя-победители конкурсной программы проекта «Школа Росатома»?

4. Что такое образовательное событие? Как сделать его вызовы актуальными для тех, кто его проводит, и тех, для кого оно проводится?

5. Как вместить образовательное событие в обычный урок? Или это только форма внеурочной работы?

А главное – получить удовольствие от общения с интересными, увлеченными своим делом людьми. Надеюсь, что мои ожидания оправдаются.

Прохорова Инна Александровна, г.Заречный

Я всегда наблюдала за этим процессом снаружи, без глубокого погружения и понимания, без оценок и принятия, с интересом, но все равно поверхностно. Настало время сделать шаг внутрь.

Догадаться, какие события будут происходить на стажировке, практически невозможно. Понимания того, что будет или должно случиться, не произошло. Поэтому стараюсь поймать ощущения, которые рождаются в каждый момент.

Сегодня за ужином заказала десерт – печеное яблоко. Находясь в предвкушении, представляла его нежную мякоть и аромат. Результат превзошел ожидания! Готовое блюдо было восхитительным. От тепловой обработки кожица отделилась, представляя собой плотную оболочку, некую форму, которая собирает всю начинку воедино. Вонзив вилку в плод, поняла, что сердцевины нет, но есть что-то, что ее заменяет. Грецкие орехи с корицей и карамелью добавили новых нот и десерт приобрел не только вкус, но и смысл. Два белых шарика: мороженое и сливки – контрастировали с яблоком. Сливки оттеняли кислинку, а мороженое охлаждало огонь печеного фрукта. И еще два акцента: веточка мяты и вишенка. Это не просто украшение, это дополнение, которое является и самостоятельной единицей, и частью единого целого.

Сегодня пробую на вкус начинку стажировки.

Прилетела в Калининград. Вышла из здания аэропорта. Чужой город, чужие люди, мрачная погода. И вдруг, знакомое лицо… Сергей Чиграков – лидер популярной в 90-х годах рок-группы «Чиж и Ко». Постаревший, но не сильно изменившийся. С гитарой, в сопровождении других музыкантов. Никаких толп поклонников и желающих получить фото и автограф со «звездой» из прошлого. Прошел мимо. Но эта встреча стала толчком к рождению параллельных ассоциаций.

«Школа Росатома» – это про «вечную молодость», про дерзость мышления и небанальный взгляд на привычные вещи. Это про «другую» школу, к которой мы не привыкли, которая уже давно вышла за рамки традиционного представления. Это тот ансамбль, где у каждого музыканта есть своя сольная партия.

Это «песня о любви». В первую очередь, о любви к себе. Потому что только из нее рождается любовь к развитию, движению, изменению. Это о любви к своему делу. Не к работе, а именно делу. К тому, чему ты «служишь»! Где перевоплощаются, как в театре, где защищают интересы страны, как в армии, и помогают найти духовную опору, как в церкви.

Несмотря на хиты, самой близкой песней из репертуара «Чижа» мне был «Полонез». «Давай разогреем снег и найдем хоть одну мечту…» И это тоже история о проекте. Помочь найти мечту, научить сомневаться, но двигаться, достигать целей, но не останавливаться. Стремиться к своей мечте, а параллельно помогать другим.

Инна Прохорова, г.Заречный, Пензенская область

Сегодня у всех удлиненные сутки. Самая западная точка России. Мы долго добирались и наконец встретились в Калининграде. Программа стажировки как всегда насыщенная и провоцирующая на активное саморазвитие. Слушая отзывы участников, уже проводивших стажировки, понимаешь, что законы физики действуют и в нематериальном мире. Как тело не может изменить свою скорость мгновенно, так и мысль (точнее, образ мыслей) не может измениться сразу. Формирование метапредметных УУД, событийные форматы в образовании – это то, необходимость чего очевидна далеко не для всех педагогов. А принять это как раз и позволяют стажировки. Стажировки «Школы Росатома» ставят их участников в незримые рамки, находящиеся за рамками обыденности.

Развитие возможно, когда ты понимаешь собственные дефициты и пытаешься понять, как их ликвидировать, а потом и как сделать то же самое со своими коллегами.

Сегодня стажерам был предложен формат работы, в котором мы смогли глубже проанализировать проблемные места стажировок, заново сформулировать требования, которые можно предъявить к успешной стажировке, от зарождения идеи до изменения отношения к проблеме всех участников процесса. Завтра очень важный день. Окунемся в изучение среды.

Андрей Дегтярев, г.Саров, Нижегородская область

День первый… трудный! В Челябинске – минус 12, в Санкт-Петербурге – плюс 2, в Калининграде – плюс 4. Два перелета за несколько часов. Этот день начался еще позавчера и никак не закончится. Наконец мы на месте. Город Калининград приветствовал нас хмурым почти осенним небом, тем приятнее было встретить радушный прием, который практически сразу за воздушными вратами аэропорта Храброво нам оказал первый посланник Калининграда – водитель микроавтобуса. За недолгий путь до отеля «Ибис Калининград Центр» на высоком профессиональном уровне мировых стандартов индустрии туризма нам была проведена экскурсия по янтарной жемчужине России – славному городу Калининграду. Небольшой перерыв, и вот он – установочный сбор участников стажировки. Волнуемся: что ждет нас, на пороге каких открытий в образовании и в себе мы стоим… Но видим такие знакомые и ставшие почти родными за период финала «Школы Росатома» в Трёхгорном лица и тревога уходит. Хорошим началом и подтверждением того, что нас здесь на самом деле ждали, стал сюрприз от организаторов – прекрасные розы. Все-таки весна!.. Все участники мозгового штурма были разделены на группы: первая – победители Конкурса учителей, которые уже прошли боевое крещение самостоятельно проведенной стажировкой, вторая – стажеры, кому еще предстоит данное испытание, а третья – это мы, кому все происходящее крайне интересно и кому было доверено сформулировать внешние ожидания, если хотите некий социальный заказ от проведения образовательного события – стажировки. Заинтересованный диалог «бывалых» и дебютантов показал, что успех стажировки определяется целым рядом факторов: все должно начинаться с противоречия внутри себя, осознания своего внутреннего кризиса и неудовлетворенности от максимума прилагаемых профессиональных усилий и полученного результата; событие должно быть значимо, для тех, кто приехал на стажировку или стать таковым после его окончания; должна быть команда единомышленников; дистанционный этап стажировки, если он есть, должен обязательно «выстрелить», и стать мотивирующим началом для предстоящей работы на стажировочной площадке. И наконец, результат… Если даже он отрицательный, это тоже результат, отнеситесь к этому философски. И двигайтесь дальше.

Они абсолютно другие. Разные, неоднозначные. У них другие глаза. Поэтому и видят они все по-другому. Ярче и контрастнее, эмоциональнее и внимательнее, чем мы. Они любопытны и мир отвечает им тем же, открываясь для них, показывая то, что привычный взгляд уже не замечает.

Она подарила мне игрушку. Серую лошадку с ажурной гривой, ярким седлом и розочками на сбруе. Колебалась всего пару минут после просьбы о подарке. «Моя бабушка говорит, что я шью самые красивые игрушки. Я себе еще сделаю. Конечно, не жалко — берите!» И зовут ее соответствующе — Дарина.

Катя учится в шестом классе. Ей не просто интересен новый опыт Метапредметной олимпиады. Она хочет увидеть все работы, понять, как пришли к своему решению другие команды.

Парень из десятого класса со светлым лицом. Хочет поступать в медицинский. Для этого углубленно изучает английский язык и предметы естественного цикла. А во второй половине дня приходит с друзьями в тренажерный зал. Искренне интересовался, откуда мы, кто мы, зачем мы здесь. Удивительно ровно и спокойно разговаривает с незнакомыми взрослыми. Общаясь с ним, не ощущаешь, что он подросток. Он — уже взрослый, он — равный.

Они другие. Открытые и искренние. Они знают, что такое факториал, но не знают, кто такие кинологи. Они умеют печь торт «Наполеон», играть в футбол, разговаривать на немецком, китайском, французском и на «неправильном» «обратном» языке и даже могут научить играть на бумажной клавиатуре «К Элизе». Они переживают, что получили первое место, хотя была команда, которая выполнила более точные вычисления. Они открытые и искренние.

Они — люди будущего.

Инна Прохорова, г.Заречный, Пензенская область

Первый день стажировки для меня стал одним большим источником вдохновения и стимулятором «разрывов» одновременно.

Посещение МАОУ СОШ №28 г.Калининграда стало первым ярким впечатлением дня. Образовательное пространство школы, обсуждение модульной системы, общение с администрацией, и, особенно, обсуждение «внутренней кухни», а также рассказ о пути становления и развития школы.

Источник вдохновения – потому что впечатление от пребывания в школе и общения с администрацией, которая по-хорошему «болеет» за школу и делает все возможное (и даже чуть-чуть невозможного) для ее развития – все это стимулирует, побуждает задуматься: смог бы я также, а если смог бы – что бы я предложил сделать, и как? Ведь по сути, грамотное планирование развития школы – это сбор работающих методик и решений (из опыта других школ, образовательных учреждений, методических рекомендаций и так далее) и грамотная их адаптация. Хотя, не спорю, что это впечатление может оказаться оторванным от реальности.

Наблюдая за коллективом МАОУ СОШ №28 г.Калининграда, а потом и МАОУ СОШ №36, становится ясно, что одна из самых главных вещей в таком планировании – это правильно собранная команда единомышленников-управленцев. Когда твоя команда четко понимает, почему необходимо сделать что-то именно так, когда они понимают, каких результатов нам необходимо достичь, и могут предложить путь достижения этих результатов – все по плечу. Главный вопрос – как такую команду правильно подобрать? Это вопрос я берегу до завтра, чтобы получить на него ответ из первых уст.

Но в начале текста я сказал, что вдохновение перемешалось разрывами, поэтому расскажу о них подробнее. Нет так давно находясь в едином потоке вместе со «Школой Росатома», я, тем не менее, успел многое узнать и увидеть. Став «на шаг впереди», мне трудно взять в толк, почему такие замечательные, а, главное, простые идеи, будь то: формирование открытого пространства, применение событийности на деле, а не на словах, предоставление ситуации выбора для обучающегося постоянно, не встречают понимая и принятия у широкой массы не только наших коллег, но и руководящих работников школ.

Может, все вышесказанное из того, что прививает «Школа Росатома» кому-то кажется лишним, ненужным, вызывающим из зоны комфорта? Как тогда донести, какие слова найти, чтобы привлечь людей на свою сторону, как сделать их своими единомышленниками? «Разрывает» меня то, что и я, в том числе, пытаюсь описывать плюсы и достоинства таких изменений – но слова, которые я нахожу, видимо, не достаточно убедительные. Так как тогда поступить? Еще один важный вопрос остается на завтра.

В продолжение разрывов я бы отнес также вчерашний разговор с Романом Викторовичем о том, насколько полезен «провал» на самом деле. После озвучиваемой отовсюду доктрине создания железобетонной «ситуации успеха», когда у обучающегося должно получаться вообще все, без исключений – это такой глоток чистого воздуха. Ведь без поражений нет побед, да и умение перевести собственную неудачу в проблему тоже дорогого стоит. Уверен, что для коллег это не является каким-то откровением, но на правах недавно подключившегося еще раз скажу, что меня такое мнение очень впечатлило.

Наконец, самое главное. Разрыв разрывов для меня, это то мастерство и легкость, с каким наши организаторы работают с коллективом стажеров. Глубина, которую открываешь практически в каждой, казалось бы, случайной фразе, просто сформулированной в задании, впечатляет меня больше всего. Смысл и пища для размышлений – она во всем, в разговорах, в пространствах, которые мы посещаем, в вопросах, которые мы себе задаем, во взаимодействии между нами. А ощущение натурального прозрения, когда ты внезапно понимаешь, что именно имели ввиду вот этой фразой, и как эту информацию использовать, какую цель преследовало это простое на первый взгляд задание, и прочее, и прочее – один из самых впечатляющих педагогических приёмов, которым я пока только мечтаю овладеть.

Евгений Личкин, г.Трехгорный, Челябинская область

Взаимосвязь свободного выбора образовательной траектории детей и свободы деятельности, возможности личностного роста педагога… Именно этот тезис родился у меня сегодня в процессе нашего погружения в образовательную среду калининградских школ №28 и №36. Что должно произойти раньше: создание условий (технических, информационных, пространственных…) для организации деятельностных форм работы или перестраивание педагога вопреки всему, просто потому, что надо. Как сделать так, чтобы внутри педагога произошел разрыв, осознание своей профессиональной несовершенности, потребность менять и меняться, ведь педагоги, как правило, консерваторы по натуре? На данный момент пришла к выводу, что оба процесса неразрывны, но зачастую требуется некая стрессовая, безвыходная ситуация, в которой понимаешь, что по-старому больше нельзя.

Интересным и понятным профессионально для меня представилась реализация в одной из школ принципа построения индивидуального учебного плана в старших классах, так как вопрос перегруженности «ненужными» для дальнейшего получения профессии предметами старшеклассников заметна в школах нашего города. И учитель задается вопросом: как спрашивать с учеников, которым мой предмет в углублении не нужен для дальнейшего самоопределения в жизни, как и с тех, которым изучение предмета необходимо для поступления в вуз и обретения себя? Убедилась в том, что перестроить учебный процесс, используя дифференцированный принцип деления на группы по темпам освоения новой информации и потребности в углублении в предмет, возможно в условиях школы, но это, безусловно, требует больших энергетических и профессиональных затрат от учителей и администрации школы.

Что может стать событием для детей и в чем же суть события? Важнейший вопрос, который прокручивается в моей голове уже несколько месяцев и это день – не исключение. Сегодня осознала, что событийный вызов может быть ближе, чем нам думается, что ищем мы его иногда в слишком глубоких слоях, как нам кажется, детского сознания. Наверное, умение искать в простом истинный смысл приходит с опытом, а может часто, накручивая себя грузом ответственности, мы создаем себе лишние сложности, а истинное событие рождается просто, главное его разглядеть…

Эмоции от встречи с коллегами и новыми интересными людьми невозможно передать в тексте, они невообразимы! Вопросов в голове пока намного больше чем ответов, но именно это и доказывает, что мое личное профессиональное событие происходит здесь и сейчас! ОГРОМНАЯ благодарность Роману Викторовичу и Ивану Николаевичу за неиссякаемый запас креатива и энергии, которые усиливают желание менять и меняться!!! Счастлива, что я здесь!!!

Кира Липатова, г.Заречный, Пензенская область

Первый день стажировки – мысли о самом главном! Ничего не забыть, ничего не упустить. С чего начать? Наверное, сначала необходимо отметить знакомство с двумя замечательными школами города Калининграда – 28 и 36, с чудесными детьми и удивительным административно-педагогическим коллективом. Что лично я взяла с этого знакомства? Это новое наполнение образовательного пространства школы. В коридоре – место встречи детей, прибывающих рано утром, возможность позавтракать и обсудить важное дело, или, может быть повторить домашнее задание, или просто поговорить – суть в том, что это место есть, там уютно и можно работать. Рабочие места для детей по всей школе – книги, техника, пространство встреч с одноклассниками и учителями.

Любишь физику, историю, биологию (или любой другой проект) – все в твоих руках, все ресурсы школы: пространство (кабинеты оборудованы самым современным оборудованием, возможность работы в любом месте в школе, на территории школы, даже на территории спортивных объектов школы); замечательные педагоги – с горящими глазами и желанием творить; материальные ресурсы (финансовая поддержка)! Самые смелые идеи воплощаются в жизнь, реализуются учениками с 1 по 11 класс, и еще классная идея – ярмарка проектных продуктов! Абсолютно эффективный подход и видимый результат, ответственность за свой выбор и направление для следующего проекта. Это очень важно и для ребенка, и для родителя, и для учителя!

Как этого добиться? Одна из возможностей – образовательные модули внутри учебных предметов с корректировкой программ. Посмотреть, как они лягут на мои историю и обществознание и пробовать проводить, подключать коллег. Обязательные профильные погружения 8-9 классов, с возможностями профессиональной пробы, еще идея – каникулярные погружения в предмет с выходом на серьезные проектные работы.

Ну и наконец, самое главное, тема финала и наших стажировок выходят в Калининграде на новый уровень. Если мы работали на финале и стажировке два дня, день на событии, планировании, погружении, то событие на 30 минут, да еще и образовательное — ВЫЗОВ. Но рядом коллеги: мнений много, споров много, драйва много, событийность не оставляет ни на секунду. Экскурсия по школе? Работаем с модулями? Эксперты на МетаОлимпиаде? Перерыв? Это все сегодня было! Оказывается, и в таком темпе можно творить, и 30 минут – это достаточно времени, а китайский язык становится понятен, если тебя учит увлеченный ребенок!

Копилка пополняется, общение с коллегами приносит бурю положительных эмоций и невероятный творческий заряд! Сама стажировка – событие, а Калининград – открытие!

День заканчивался прогулкой по Калининграду и И.Кантом, поэтому самая последняя фраза дежурного по стажировке только философа: «Нaше пoзнaние нaчинaется с вoсприятия, перехoдит в пoнимaние, и зaкaнчивaется причинoй. Нет ничегo вaжнее причины». Вчера стажировка началась, сегодня продолжилась, завтра новый день …

Ольга Шаверина, г.Новоуральск, Свердловская область

Очень длинный был день и событий – море! Попытаюсь вспомнить плавание по этому морю: с водоворотами, водопадами и лёгким штормом) Итак, самое впечатляющее из бескрайнего потока…

Школа №28 покорила какой-то искренностью, желанием рассказать и показать всё как есть, без прикрас. Где-то с гордостью – им есть, на самом деле, чем гордиться, а где-то очень скромно и не навязывая себя. Директору особые слова благодарности за отношение к детям. Этого не хватает многим школам, в которых я была. Каждый ребёнок дорог этому директору, а, значит, и коллективу. Заместители всё время были рядом – значит, есть команда, болеющая и делающая одно общее дело. Команда отличных управленцев и менеджеров.

Столовая тоже является гордостью школы в плане предоставления детям выбора. Это тоже важное достижение директора и его команды. По учебным планам для меня было много открытий и интересного опыта, который можно попытаться донести до наших руководителей. Это модули для 5-6 классов, ярмарки проектов, нелинейное расписание для основной школы… Хотя для меня остались вопросы в плане реализации некоторых увиденных идей. Возможно, завтра я попытаюсь ещё раз найти ответы на мои вопросы. Много молодых учителей в обеих школах и это хороший знак – у образования в Калининградской области есть будущее – развития, изменения – всё это по плечу молодым!

Водоворотом и бурлящим потоком оказалась Метапредметная олимпиада и всё, что было с нею связано… Дети — разные и не очень понимающие, что от них требуется. В первый раз это нормально (вспоминаю наших, полярнозоринских, в первый раз – копия!))) Исходя из увиденного, наш водоворот окреп и превратился в фонтан спорящих эмоциональных стажёров!!! Меняем – не меняем, будем делать рефлексию – нет, давайте поучат нас, ой, нет, может всё-таки взаимодействие через флеш-моб… убеждения строились как пирамиды из камней, на пару минут перекрывали водоворот и обязательно находился кто-то такой, кто шлёпал сверху нашей конструкции (убедительно мотивируя!) свой «КАМЕНЬ» и … водоворот усиливался, опять всё шло по кругу, а время неумолимо несло нас к СОБЫТИЮ, которое должно было свершиться…

Слова Ивана Николаевича придавали оптимизма: «Вы не можете опозориться…» Конечно! Именно поэтому всё произошло очень гармонично: и дети, и мы получили удовольствие от произошедшего, опыт общения с «важными, значимыми, чужими» для них взрослыми.

По итогам олимпиады я почувствовала некоторое недоумение со стороны детей – победитель назван, а какова их позиция относительно этого победителя? Может быть стоило озвучить хотя бы 2 и 3 место? Или выдать им протоколы с баллами? Потому что это важный момент – разобраться, где ты был слабее соперников, что не учёл. Видела и слышала разочарованные слова одной из команд: «Мы же ближе всех были к ответу…»

Работая сегодня на стажировке с такими разными, умными и опытными коллегами, убеждаюсь, как полезен такой опыт – видеть, прочувствовать, обсуждать, высказываться, соглашаться или аргументированно спорить… «Школа Росатома»! Огромное спасибо за возможность быть на передовой: развиваясь, понимаешь, как много ещё всего впереди!

Уже скоро снова «Здравствуйте! И Доброе утро!»

Елена Приставко, г.Полярные Зори, Мурманская область

Сегодняшний день не был для меня простым. Проект «Школа Росатома» приучил к другим форматам. Объяснительно-иллюстративный путь для меня — уже испытание. Но догадываюсь, что всё очень даже не случайно. Попытаюсь всё же «проработать» и этот день с точки зрения тех задач, которые я обозначила для себя в «Ожиданиях»: учебный план и пространство.

Сегодня мы познакомились с двумя успешными школами г.Калининграда. Перекличек между ними много, но мне все же показалось, по духу они — разные.

Вначале про пространство. Да, я увидела много способов, как сделать его мобильным. Но абсолютно точно поняла, что окончательно проникнуться идеей Open Space смогу, только увидев его в действии, а лучше, прожив в нем какую-либо образовательную ситуацию. Обратила внимание на стены — скорее свободные, чем пустые. Думаю, это принципиальная позиция школ, дабы не навязывать образцы, провоцируя единообразие.

С учебным планом пока особенных прояснений нет. Мы работали с его вариативной частью: анализировали и проектировали вариативные модули. Сомнений, что мы с коллегами справимся с этой задачей, не было. В этой ситуации для меня ценным было другое: значимость вопроса «Зачем? Для чего мы это делаем?» Когда мы в рамках образовательных событий придумываем для детей какие-то задания, решение которых не имеет потом реального выхода в практику, сознание бесполезности со временем может охладить (и охлаждает!) их инициативу. Напоминание об этой опасности, думаю, было полезно.

Возник вопрос по поводу термина «внеурочная» деятельность. Мы заходили в различные кабинеты, где сидели (рядком ли, кружочком — какая разница?) послушные дети и занимались внеурочной деятельностью (делали в основном, что называется «поделки»). Да, их было меньше, чем в классе, и, наверное, это «что-то» — сверх программы. Но внешне, это все-таки регламентированный урок. Хорошо, если это поверхностный взгляд, но таков был формат этого дня. В любом случае, появилось желание с этих позиций проанализировать внеурочную деятельность моей практики. Может быть, та же ситуация? Вот уже сейчас понимаю, что надо изменить.

Никого не удивлю, если скажу, что самый яркий эпизод дня — проектирование и проведение стажерами 30-минутного события для участников Метапредметной олимпиады. Вот вроде бы знаем уже если не всё, то многое про образовательное событие (победители конкурса по этой теме), но не тут-то было: вариантов прокачивали кучу, методический сборник можно публиковать. Событие получилось, но лукавить не буду: в большей степени помогла интуиция, нежели расчет.

В целом, всё. По стилю моего текста, думаю, понятно, что он мне дался нелегко. Много так и не удалось оформить вербально, мутное какое-то состояние. Но отчаянья нет, потому что точно знаю, зачем был нужен этот день и почему он был нужен в ТАКОМ формате пойму завтра.

Елена Нехорошева, г.Зеленогорск, Красноярский край

Замечательный и богатый событиями день! Побывали в двух школах Калининграда (школа №28 и школа №36) и окунулись в искреннюю и естественную образовательную среду, доброжелательную к каждому ребенку. Эта среда создается, поддерживается и развивается ежедневно за счет организации пространства школы, образовательных событий, возможности выбора не только вариативных модулей, но и меню в столовой! Какому ребенку не захочется провести «Ночь в школе», получить мини-грант на воплощение собственной идеи или отправиться с палаточным лагерем в экологическую экспедицию? Увиденное стало поводом для серьезных размышлений и источником идей для развития нашего лицея.

В процессе самостоятельного проектирования вариативных модулей из разных предметных областей стало понятно, что такая форма организации образовательного процесса позволяет обеспечить ребятам возможность выбора и самореализации, а учителю сделать свой предмет практико-ориентированным и привлекательным для обучающихся.

Встреча с детьми Калининграда состоялась на Метапредметной олимпиаде. Ребята впервые работали в таком формате. Мы выступали в роли экспертов, что для нас не ново. Гораздо волнительней и сложней было выполнение стажерского задания – в течение дня без отрыва от работы по программе подготовить образовательное событие для участников Метапредметной олимпиады! В каждую свободную минуту мы с коллегами спорили и не могли определиться с идеей. Все решилось тогда, когда мы увидели детей, посмотрели на их работу на олимпиаде. Мы предложили ребятам поменяться с учителями ролями и научить нас тому, чего мы не умеем. Вызов был принят. За 30 минут дети научили нас делать стаканчики из бумаги, играть в футбол по схеме «3х4х3», правильно отжиматься, рисовать собаку, говорить несколько фраз на китайском языке и многому другому. Для ребят оказалось важным и интересным наше общение на другом уровне. Для стажеров, выступающих в роли учеников, это оказалось не меньшим событием!

Наталья Решетова, г.Лесной, Свердловская область

В очередной раз я, теперь уже окончательно, убедилась, что организаторы стажировки каким-то волшебным образом умудряются создать условия для профессионального роста каждого стажёра. «Школа будущего»… Да, в такой школе я, пожалуй, ещё не была. Для полноты картины не хватает живого неофициального общения с детьми и родителями, с учителями, работающими в школе. Но то, что в школе созданы все условия для современного ребенка, по-моему, не вызывает сомнений. Поймала себя на мысли, что хотелось бы поработать в такой школе, вот развернулась бы… Но! «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть». В существующих реалиях примеряла для себя интересное направление. Работа с индивидуальным планом каждого ученика в старшей школе. Надо подумать, что конкретно я смогу сделать.

Что ещё зацепило в «Школе будущего»? Как работают с синопсисом, лаборатории, спортивные залы, свободные раскрепощенные дети, бассейн, в котором учителя могут поплавать перед работой, кабинет психологической разгрузки и человеческое обаяние директора. Появились планы на совместное событие. Надеюсь, что сможем воплотить в жизнь. По крайней мере, размещение в палатках в спортивном зале нам пообещали.

Ну а теперь про всю стажировку в целом. Очень впечатлила школа № 28. Возглавляет коллектив школы просто необыкновенный руководитель. Пожалуй, таких директоров я не встречала. Человечище! Пропитавшись духом какой-то нереальной доброты и заботы, хочется обнять весь мир.

Кто-то из коллег сегодня пошутил, что не понимает, сейчас ли мы в альтернативной реальности или всё-таки сейчас в реальной реальности, а в альтернативную попадём, вернувшись в родные пенаты. Я не знаю, но то, что я именно СЕЙЧАС счастлива, это точно. А что учителю надо для счастья? Возможность творить, мечтать о новых проектах, единомышленники вокруг, вызовы, а мы специалисты по ним:)

Красивый город, новые идеи и замыслы, свобода, пусть и временная, от рутины. Всё это окружает сегодня, здесь и сейчас наш маленький и дружный коллектив. Огромное спасибо всем!

Татьяна Ивкучева, г.Сосновый Бор, Ленинградская область

Стажировка в Калининграде состоялась! Три грандиозных дня, которые навсегда останутся в памяти у всех ее участников! Событие, после которого ты никогда не будешь прежним!

Для меня каждый день стажировки – это вызов! С одной стороны, я понимаю, что в своей профессиональной деятельности двигаюсь в правильном направлении. Но с другой стороны приходит осознание – есть, чему учиться, к чему еще стремиться. В голове много вопросов, еще меньше ответов и огромное желание меняться и менять!

Большое впечатление на меня произвело посещение калининградских школ, система работы которых поражает и вызывает глубокое уважение! «Все лучшее детям!» – именно так я бы охарактеризовала ту образовательную среду, в которой дети учатся, развиваются, взрослеют.

Ведь для этого созданы все условия, главное из которых, на мой взгляд, свобода! Свобода выбора, свобода творчества, свобода деятельности. Это и внутрипредметные образовательные модули, и профессиональные пробы, и индивидуальный образовательный маршрут, и каникулярные школы, проектная и исследовательская деятельность. А личностный результат какой (не говорю уже обо всех остальных) – ребенок, прежде всего, несет ответственность за свой выбор, и он это понимает.

Поразило внутришкольное пространство образовательных учреждений. Каждый свободный уголок в школе не только зона отдыха или общения. Он несет в себе образовательный и воспитательный смысл. Зона свободного чтения и обмена книг в виде формулы эквивалентности энергии и массы Эйнштейна, буфет «Эйнштейн», географическая зона, находясь в которой дети всегда могут определить время в разных регионах нашей страны и многое другое. При этом дети сами создают такие зоны школьного пространства. Глядя на все это, в голове рождается столько идей, как можно изменить пространство в собственной школе и сделать его не показательным, а полезным.

Я увидела, как в калининградских школах решается проблема инклюзии. Для меня это стало открытием. Дети с ОВЗ учатся наравне со всеми остальными, их принимают, они являются частью школьного коллектива. И в этом направлении ведется очень большая работа. Был развеян миф о том, что и детям с ОВЗ сложно обучаться в общеобразовательной школе, а педагогам работать с такими детьми.

Как и во время конкурса, нам с коллегами пришлось в экстремальных условиях проектировать образовательное событие на 30 минут. Сколько было споров, сколько мыслей. Но идея поставить учеников в позицию взрослого, предложение «научить» взрослых тому, чего они не умет или не знают, победила! Событие состоялось! А у нас, у педагогов, произошел очередной «разрыв» – «горе от ума». Но ведь все просто. Чтобы событие состоялось, надо понимать – для чего все, какова цель и каков будет результат.

Сегодняшний день был особенным. «Школа будущего». Совместное с детьми погружение в проектную задачу. Рефлексия. Восторженные отзывы от всего происходящего. Паузы. Слезы на глазах. И нежелание расставаться в очередной раз. Я поняла, нет, мы все поняли, как дороги нам коллеги, как мы все сроднились друг с другом. Теперь перед нами стоит много задач, которые предстоит решать по возвращению со стажировки. И одна из них, как сохранить наше сообщество единомышленников и быть по-настоящему полезными. Все в наших руках!

Татьяна Курочкина, г.Новоуральск, Свердловская область

Финальный день. Вещи собраны, время дежурства закончено… Мыслей в голове нет… хотя надо бы им там быть. Нам троим досталась самая сложная задача – поставить точку в нашей стажировке.

В сознании день состоит из двух частей.

Часть первая.

«Школа будущего» в настоящем. В голове должен произойти когнитивный диссонанс.

— Ты где учишься?

— В школе будущего.

— Ты – гостья из будущего???

Эта Школа точно для детей. Много пространства, интересных форматов.

В школе были меньше, чем хотелось бы, осталось много вопросов, но директор подарил идею «надкусанного бутерброда». Согласна. Готова к другому формату общения, даже в виде палаток в спортзале.

Было много интересных идей, которые разрешили «украсть»:)

По-доброму позавидовала детям. Их идеям учителя дарят ускорение, помогают оформиться в форму, понятную миру. Шанс быть успешным есть у каждого.

Вызвала удивление «проектная задача». Что-то не смогла уловить.

Часть вторая.

Рефлексивный круг. Много переживаний, мечт, надежд… Еще до нашей стажировки задавала себе вопрос – что дальше? Интуитивно понимала, что скорее всего третий срок не случится. Но из проекта уходить просто так жаль… Интуиция не подвела… третьего срока не будет, такие правила.

Видимо «печаль» уловили те, кто «приручил»… Приоткрыли новые форматы, которые могут позволить остаться в проекте. Поэтому ставим не точку, а многоточие, потому что еще все впереди, жизнь продолжается!

Добро возвращается!

Марина Ковалева, г.Железногорск, Красноярский край

Их меньше, но они есть. Они рядом с нами, но мы, порой, их не замечаем. Они такие же, но другие.

Долгое время их просто не существовало в нашей стране. Они были, но об этом не принято было говорить. Проще было забыть, вычеркнуть, чем заявить вслух о проблеме.

Их показывают только в специальных передачах. Поэтому они боятся попасть в кадр.

Мама, сидящая рядом с дочкой, напряженно наблюдала за тем, не попадают ли они в камеру. Она помогала своей девочке выполнять задание. Весь класс спокойно относился к тому, что рядом с обычными партами стояло инвалидное кресло. Дочка ничем не отличалась от других детей.

Дети постарше легко идут на контакт, общаются с гостями. Рассказывают про свою школу, интересуются: как нам здесь?

Кабинет психологической разгрузки. Прибор, который помогает «встать с кресла», почувствовать себя на одном уровне с другими детьми.

Рядом с готовыми сенсорными ковриками лежат те, которые дети сделали самостоятельно. Они ничуть не хуже, они лучше, красочнее, интереснее. Здесь можно стать другим. Здесь можно почувствовать себя таким же, как все.

Инклюзия. Это боль. Это преодоление. Это достижение.

Малыш, опираясь на костыли, шел вместе с другими ребятами, медленнее, но… вместе!

Инна Прохорова, г.Заречный, Пензенская область

 

Фотоальбом стажировки