Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

11-12 сентября в Озерске прошел семинар для педагогических и руководящих работников Сети атомклассов проекта «Школа Росатома»

12.09.2023

Семинар для педагогических и руководящих работников Сети атомклассов проекта «Школа Росатома» прошел на базе МБОУ «СОШ №32» г.Озерска с углубленным изучением английского языка. В работе семинара приняли участие представители 15 атомклассов Уральского федерального округа.

Организационно семинар состоял из обсуждения двух содержательных блоков:

  • как ключевые принципы производственной системы «Росатом» (ПСР) могут быть реализованы в образовательном процессе Сети атомклассов проекта «Школа Росатома»;
  • эффективные подходы к организации и проведению мероприятий Сети атомклассов.

С докладом «Что такое производственная система «Росатом» и как ее внедрение может помогать системе образования» выступил Константин Грабельников, директор проекта проектного офиса по программе развития производственных систем в отрасли.

Производственная система «Росатома» (ПСР) – это культура бережливого производства и система непрерывного совершенствования процессов для обеспечения конкурентного преимущества на мировом уровне.

В основе ПСР лежат пять принципов, которые призывают сотрудников быть внимательными к требованиям заказчика (не только по отношению к конечному потребителю, но и к участку-потребителю, цеху-потребителю и даже последующему оператору); решать проблемы на месте их возникновения; встраивать качество в процесс, не производить брак; выявлять и устранять любые потери (излишние складские запасы, межоперационные заделы, время простоя, лишние перемещения и т.д.); быть примером для коллег.

Эти принципы были сформулированы на базе лучших образцов отечественного и зарубежного опыта, в частности, системы научной организации труда, производства и управления Министерства среднего машиностроения СССР и Toyota Production System японской автомобильной компании «Тойота». ПСР нацелена на выполнение стратегических целей Госкорпорации, а отраслевые ПСР-проекты направлены на рост производительности, снижение себестоимости и повышение качества продукции.

Надежда Давыдова, руководитель проекта АО «ПСР» представила страновой аспект бережливого образования, лучшие практики, федеральные образцы и ценности бережливого образования.

В «коробочное решение» ПСР по образованию входят следующие проекты: «Бережливый детский сад», «Бережливая школа», «Бережливый колледж», «Бережливый вуз». «Коробочное решение» предполагает модель и критерии, фабрику процессов, образцы лучших практик, методические рекомендации по проектам, фото и видеоматериалы по проектам-образцам.

Роман Селюков, научный руководитель Сети атомклассов проекта «Школа Росатома» заметил, что есть возможность включить в стандарты Сети атомклассов какие-то подходы бережливой школы производственной системы «Росатом», но важно обнаружить личные цели и задачи – только в этом случае появится деятельность, связанная с бережливыми технологиями.

Следующим тактом работы стало обсуждение в микрогруппах проблем, целей и задач для города, образовательной организации, Сети атомклассов, связанных с бережливыми технологиями. Участники семинара обсуждали как возможные изменения в предметно-пространственной среде школьного кабинета, функционале педагога, так и способы повышения мотивации школьников к получению образования, подходы к минимизации нагрузки на учителя и ученика, сетевые образовательные программы.

По итогам обсуждения Роман Селюков предложил участникам семинара до 1 ноября 2023 года заняться проработкой идеи эффективного бережливого проекта для своей образовательной организации. Для Сети атомклассов важны проекты, связанные, например, с процессом подготовки к участию детей в «перечневых» олимпиадах, с эффективным использованием ресурса сетевых мероприятий.

Оксана Втехина, муниципальный координатор проекта «Школа Росатома», и.о. начальника Управления образования администрации Озерского городского округа, приветствуя участников семинара, пожелала плодотворного сотрудничества, решения поставленных задач в полном объеме и эффективного сетевого взаимодействия, ведь Сеть атомклассов проекта «Школа Росатома» — сообщество прогрессивных образовательных организаций, педагогов и школьников.

Лариса Селюкова, координатор деятельности Сети атомклассов проекта «Школа Росатома» сделала обобщенный анализ мероприятий Сети атомклассов: уровень содержания и организации, результаты, эффекты. Особый акцент был сделан на разборе конкретных кейсов уже проведенных мероприятий, а также даны организационные рамки подготовки анонсов проведения мероприятий и предоставления отчетных материалов.

Также были даны разъяснения по трем уровням эффективности мероприятий, проводимых участниками Сети атомклассов проекта «Школа Росатома»:

  1. Разработано положение, проводится установочный эфир, детям дается задача, дети выполняют задания и присылают результаты, проводится оценка работ, определяются победители, проводится заключительный эфир.
  2. Разработано положение, проводится установочный эфир, детям дается задача, проводится серия лекций, мастер-классов и иных занятий для детей, чтобы научить их всему необходимому для выполнения задания, дети выполняют задания и присылают результаты, проводится оценка работ, определяются победители, проводится заключительный эфир.
  3. Разработано положение, проводится установочный эфир, детям дается задача, проводятся серия прямых эфиров, в рамках которых в деятельностных форматах дети в командах здесь и сейчас выполняют задания, ищут необходимую информацию, учат друг друга, выявляют проблемы, проводится серия консультаций и иных занятий для детей, чтобы по запросу научить их всему необходимому для выполнения задания, дети представляют результаты своей работы в отчуждаемом продукте, проводится оценка работ, определяются победители, проводится заключительный рефлексивный эфир.

Иван Трифонов, координатор мероприятий в городах-участниках проекта «Школа Росатома» обратил внимание участников семинара на необходимость более внимательного отношения к контенту, который появляется в медиапространстве в связи с проведением мероприятий для Сети атомклассов. Для анонсов мероприятий рекомендовано сделать специальные фотосессии в пространствах атомклассов, а все публикации в социальных сетях должны сопровождаться официальными хештегами #СетьАтомклассов #ШколаРосатома #Атомклассы.

Семинар завершился экспертизой предметно-пространственной среды атомкласса МБОУ «СОШ №32» г.Озерска с углубленным изучением английского языка – лидера рейтинга атомклассов по итогам 2022 года.