Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

21-23 сентября в Усолье-Сибирском прошла стажировка победителей Конкурса учителей проекта «Школа Росатома»

23.09.2024

21-23 сентября 2024 года в городе Усолье-Сибирское Иркутской области прошла стажировка учителей-победителей Конкурсной программы проекта «Школа Росатома». Выбор места проведения стажировки был не случайным. Именно в эти дни педагогический коллектив и управленческая команда МБОУ «Гимназия №9» делает последние штрихи в обустройстве нового пространства «Open Space», перейдя на технологию реализации индивидуальных учебных планов в старшей школе. Где, как не здесь было бы полезно провести стажировку и для педагогов гимназии, и для победителей Конкурсной программы проекта «Школа Росатома». Стажироваться нашим учителям-победителям необходимо было в позиции наставников. Еще совсем недавно четверо из пяти победителей Конкурсной программы провели стажировки на баз своего опыта в своих образовательных организациях. Сейчас пришла пора закрепить позицию наставника для педагогического коллектива целой школы.

Три дня обсуждений технологии проектирования образовательных событий, направленных на формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения были совсем не скучными. Проблематизирующая лекция Романа Селюкова, координатора конкурсных программ проекта «Школа Росатома», креативная и загадочная разбивка наставников на три команды, когда жребий совпадает с желанием наших стажеров, сверка понимания сути технологий через презентацию собственных опорных конспектов к лекции о Конструкторе образовательных событий, формирование краткого справочника по семнадцати традиционным российским духовно-нравственных ценностям, проектирование избыточного количества событий и отбор только трех из них для совершения профессиональной пробы с участием детей – эти активности бодрили и держали в профессиональном тонусе не только наставников, но и педагогов из команды МБОУ «Гимназия №9».

В итоге в понедельник, в третий день стажировки, к детям вышли педагоги, подготовив образовательные события с помощью конструктора. Они вбрасывали образовательные провокации, побуждающие детей к деятельности по собственному замыслу, подключались к обсуждению результатов реализации этих замыслов, что и привело представителей юного поколения к личным размышлениям о ценностях, ставших зерном организованных и реализованных образовательных событий. А при проектировании наставники вместе с педагогами гимназии выбрали изначально три очень важные для каждого традиционные российские духовно-нравственные ценности: коллективизм, гражданственность и крепкая семья.

Пост в социальной сети «ВКонтакте» Марины Ковалевой, победителя Конкурсной программы проекта «Школа Росатома» 2023 года с провокацией для 10 «Б» класса усольской гимназии стал настоящим вызовом для ребят. Марина Юрьевна усомнилась в том, что собранные в один класс буквально меньше месяца назад ребята могут уже считать себя коллективом. Ребята принялись готовить аргументы, которые убедили бы гостя из Железногорска в обратном. Вызов – это то, что задевает «за живое». Ребята привели много аргументов в пользу того, чтобы считать свой 10 «Б» настоящим коллективом. И, казалось бы, цель достигнута, ребята прикоснулись к ценности «коллективизм». Но задача была «прожить», прочувствовать эту ценность. И вопрос от эксперта помог «дожать» ситуацию: «В вашем классе троим ребятам не нужна профильная математика, а всем остальным – нужна, так как сдача соответствующего ЕГЭ поможет поступить в выбранный вуз. А как бы вы отреагировали на предложение, чтобы в вашем учебном плане увеличили количество часов математики за счет уменьшения количества часов по другим предметам, по которым ЕГЭ собираются сдавать только три человека из вашего коллектива?» Жесткая дилемма потребовала бурного эмоционального обсуждения, в котором были вынуждены констатировать, что коллективизм может подразумевать иногда и отказ от личного, индивидуального. И вот уже не так идеальны представления о себе, как о коллективе у ребят из 10 «Б». Искать баланс между коллективным и личным – очень непросто, как выяснилось. Ценность «прожита» драматично, эмоционально, но позитивно. В технологии индивидуальных учебных планов в старшей школе такая дилемма разрешима, поэтому индивидуальные учебные предпочтения не сталкиваются, а вот желание быть друг с другом в интересной деятельности, которая сделает запоминающейся жизнь в старшей школе – общая (коллективная) цель ребят.

К своему удивлению, восьмиклассники на другом образовательном формате получили письма от родителей (педагоги накануне попросили родителей написать детям письма, в которых они обращаются к своим детям по какому-либо поводу, о котором как-то «не доходили руки» поговорить). Нужно было и узнать, где чьё письмо, и понять, почему такое письмо было написано, и почувствовать, что крепкие отношения в семье сохраняются в диалоге. И такой диалог ребята начали выстраивать со своими родителями здесь и сейчас: кто-то просто позвонил маме и поговорил, кто-то написал письмо, а кто-то наговорил текстовое сообщение. Шаг навстречу сделан. Ценность «крепкая семья» стала юному поколению уже ближе и уже не кажется какой-то абстрактной и высокопарной.

Как в деятельности обнаружить свою социальную роль гражданина и прикоснуться к ценности «гражданственность»? Педагоги в качестве «вызывателя» пригласили сотрудника Росгвардии (его появление, кстати, всколыхнуло ребят), который обратился к ребятам с рассказом о проблеме наркомании (не вообще, а по поводу того, что в городе злоумышленники на стенах зданий пишут информацию, как найти запрещенные вещества). Выяснилось, что проблема эта не надуманная. А что может сделать каждый из нас, чтобы помочь искоренить эту проблему? У ребят родилась инициатива, которую они взялись доработать и реализовать. Наверное, именно с таких действий и начинается осознание себя гражданином своей страны, который может ответственно заявить: «Если не я, то кто же!?»

Рефлексия по следам проведенных событий была содержательной. Педагоги обсуждали ходы, которые можно было бы реализовать в будущем, развивая реализованные события, подмечали проблемные места, которые стоит дорабатывать. Но все сошлись в одном: осваиваемый инструмент, который позволяет технологизировать процесс воспитания – конструктор образовательных событий – работает. А значит впереди у педагогического коллектива много работы. А для победителей Конкурсной программы это означало, что они успешно справились с позицией наставника в рамках стажировки.

Марафон Конкурсной программы-2023 наконец-то завершен. «А что же дальше?» — спросила одна из участниц стажировки. А дальше – профессиональные вызовы, которые каждый из победителей Конкурсной программы проекта «Школа Росатома» уже научился бросать себе сам. Уверены, что это получится делать им постоянно, чтобы расти самим, взращивая разумное, доброе, вечное в поколениях юных россиян, каждый день с радостью бегущих в школу.