Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Дневник Международных умных каникул проекта «Школа Росатома» в Турции

19.06.2018

9 стран, 84 ребенка, 16 специалистов проекта «Школа Росатома». Турция, лагерь «Woodline». На старт! Внимание! Марш! – отсчет времени начала очередная смена лагеря «Международные умные каникулы» с проектом «Школа Росатома», которая пройдет с 5 по 19 июня 2018 года.

5 июня 2018 года. День первый.

3 июня. Москва. Аэропорт «Внуково». 23.00. Под главным табло в зале отлета собираются люди разного возраста в одинаковых кепках, с одинаковой символикой на сумках, рюкзаках и футболках. Они приветствуют друг друга, обнимаются, обмениваются последними новостями, дружно проходят регистрацию, спят вповалку в зале отлета, с шутками и смехом проходят в самолет – и сразу становится ясно: стартовал новый этап Международных умных каникул «Школы Росатома» в Турции.

Наконец, автобус останавливается, и свои двери перед нами распахивает сказка. Несмотря на свое турецкое происхождение, отель «Woodline» выглядит вполне по-русски: двухэтажные рубленые избушки, массивные деревянные стулья в обеденной зоне, курочки и кролики, мирно разгуливающие по зеленой травке, и даже урны для мусора в виде ступ бабы Яги. И все-таки мы не в России! Цветущие кактусы и гибискусы, мандариновые и оливковые деревья, стрекот цикад, мощенные камнем дорожки, бирюзовая гладь бассейна … Так ненавязчиво с первых минут в жизнь детей входит принцип поликультурности.

Вскоре лагерь стал заполняться разноязыкой речью. Несмотря на то, что делегации прибывали в разное время, ребята быстро вливались в общие занятия: играли в мяч, купались в бассейне и просто общались.

Участники лагеря получали свои первые важные задания: заполнить личные бейджи своими именами на девяти языках, выработать и графически представить собственный свод правил проживания в лагере. В ходе увлекательного квеста  ребята составили карту лагеря, на которой обозначили такие места как «Скучный ресепшн», «Горы мечты», «Наш второй дом», «Бассейн войн», «Домик садовника».

А уже вечером делегации увлеченно готовились к представлению своих стран. Но это будет завтра!

Екатерина Бушуева (г.Сосновый Бор), Елена Труфанова (г.Железногорск)

 Они все такие разные! Веселые и серьезные, открытые и настороженные, говорящие сразу на нескольких языках и молчаливые. Именно такие участники Международных умных каникул.

Уже в день заезда дети столкнулись с первыми трудностями: по принципам лагеря в каждом домике живут представители разных делегаций. На удивление, проблемы коммуникации преодолеваются буквально за несколько часов. Одним из лучших способов найти общий язык – это совместные занятия. Самый популярный вид спорта – футбол – объединил мальчишек сразу из нескольких делегаций. Ну а к игре в волейбол присоединились и девочки.

Первый совместный проект – оформление своего жилища. Буквально за несколько часов на дверях домиков появилась информация об их обитателях.

Конечно, самое яркое событие первых дней любой лагерной смены – это Торжественное открытие. Делегации начали подготовку к этому волнительному моменту. И уже буквально через сутки мы все увидим 9 новых чудес света, которые презентуют представители стран.

Инна Прохорова (г.Заречный ЗАТО)

Знаете, о чем думают ребята, которые приехали в этот лагерь? Чего они ждут от этих двух недель? А сколько волнений и переживаний в душе тех, для кого такой лагерь – это первый подобный опыт в жизни?

Собираясь в лагерь, я была рада, я была безумно рада предоставленной мне возможности. Конечно, во время поездки сюда у меня было много страхов: непонимание, языковой барьер! Но приехав, я познакомилась с новыми интересными людьми. Могу с полной уверенностью сказать, что мой первый день выдался интересным. Надеюсь, последующие дни будут такими же активными и интересными.

Аида Рамадан (Египет)

6 июня 2018 года. День второй. «Мы – команда, и у нас есть свои традиции!»

Второй день начался с «утреннего удивления» – веселой и неожиданной побудки от Елены Сваловой и компании вожатых. Без применения каких-либо технических средств, только силой своих голосов они разбудили весь лагерь развеселой песней, в которой фигурировали разносчик пиццы, водитель шевроле и Джеки Чан. Второе удивление – это неожиданно появившиеся за ночь яркие и красочные афиши восьми мастерских, которые надолго приковали к себе внимание детей и взрослых, призывая немедленно выбрать себе мастерскую.

Расписание дня, составленное мастерами своего дела Екатериной Бушуевой и Еленой Труфановой на метаязыке (всю ночь учили, наверное!), вызвало множество шуток (весьма позитивных) и было понятно всем и каждому в лагере.

Тема дня – командообразование. Программа – более, чем насыщенная. Еще одна традиция, с которой познакомились участники смены, фото дня. Ежедневно весь лагерь собирается для того, чтобы запечатлеть для истории идущие сутки. Новый день – новое фото, новый ракурс, новое настроение. Тема дня отразилась и в этом изображении. Единая команда смотрела в объектив камеры.

Формирование сплоченного коллектива продолжилось на тренинге, испытания которого пройти было не так уж и просто. Задания выполнялись в полной тишине. За время тренинга ребята, безусловно, стали ближе друг к другу, ведь успех зависел от каждого: при малейшем нарушении правил вся команда начинала прохождение испытания с начала!

Победные крики, изредка раздающиеся из разных уголков лагеря, оповещали всех в округе, что одна из команд наконец-то справилась со своим испытанием.

Вторая половина дня посвящена выбору мастерской, на занятия которой ребята будут ходить на протяжении всей смены.

8 специалистов проекта «Школа Росатома» представили свои мастерские. Эта активная проба окончательно определила выбор каждым ребенком мастерской, которую он будет посещать в течение ближайших двух недель. Пробы начались с фееричного шоу – выступления мастеров Елены Сваловой и Ксении Хандрики. Воодушевленные дети приступили к выбору, а он был поистине нелегкий: «Театральная лаборатория» от Елены Труфановой, «ПроСтранный танец» от Ксении Хандрики, «Академия аниматоров» от Константина Буланова, «След на Земле» — ландшафтный дизайн от Анастасии Личкиной, «SprayPaintArt» — рисование аэрозольными красками от Екатерины Бушуевой, «Инженерные инсталляции» от Семена Пухова, «Музыкальный микс» от Елены Сваловой, фотомастерская «Твой взгляд» от Инны Прохоровой.

Ярким финалом стало торжественное открытие смены «Международные умные каникулы». В полной темноте, освещая свой путь звездами, на поляну практически с небес сошли те, кто создал и воплощает в жизнь эту смену – педагогический коллектив. Далее перед восхищенными зрителями предстали новые чудеса света. Каждая команда рассказала о том, что удивительного и необычного есть именно в ее стране. Шквал аплодисментов вызвали национальный танец и яркие костюмы делегации Египта, душевная песня венгров, удивительная пластичность ребят из Ганы и Кении, познавательные презентации Вьетнама и Турции, веселое видео Словакии. Финальную точку в череде ярких выступлений поставил посыл дружбы и позитива от самой многочисленной и разновозрастной российской делегации. 

Город Артвилль поприветствовал и отметил подарками своих героев: активных и инициативных ребят – победителей и участников прошлых лагерей «Школы Росатома», героических волонтеров, гостеприимных и заботливых хозяев отеля. Вскоре над нашим городом взметнулся яркий флаг Артвилля, на котором представители делегаций оставили разноцветные отпечатки своих ладоней. Завтра на каждом домике появятся «младшие братья» знамени Арвилля – флаги, которые своими руками сделают обитатели города. Кстати, каждый житель Артивилля будет составлять красочную историю своей собственной жизни в городе на белой футболке, которую получил на открытии лагеря.

Коридор света, улыбок, рукопожатий, через который прошел каждый артвиллец в ходе церемонии посвящения, зажигательный танец от вожатых, теплые массовые объятия, огромный торт в честь дня рождения представителя делегации Египта завершили праздник.  

Екатерина Бушуева (г.Сосновый Бор), Елена Труфанова (г.Железногорск), Инна Прохорова (г.Заречный ЗАТО)

Я впервые побывала на Международных умных каникулах «Школы Росатома» в феврале этого года. Это было невероятно, как будто бы я попала в сказку, где даже с заходом солнца не заканчивается веселье. Сейчас каникулы «Школы Росатома» проходит в Труции. Когда я только вступила на территорию Артвилля, я поняла, что снова окунулась в эту сказочную атмосферу. Едва услышав разговоры детей на разных языках, мне сразу же захотелось познакомиться с ними, завести новых друзей и поскорее встретиться со старыми. Я под таким большим впечатлением от старта лагерной смены! Я уверена, что дальше все будет еще интереснее и интереснее, что эту смену я заполню на всю жизнь. Я люблю Международные умные каникулы «Школы Росатома».

Мубашира Мабуб (Бангладеш)

7 июня 2018 года. День третий. «Танцы без границ»

Сегодня была заложена новая традиция – вручение переходящего «Золотого ключа» города Артвилль жителям домика, которые проявили наибольшую организованность и сплоченность. Ребята с гордостью разместили его на фасаде здания. Посмотрим, удастся ли им удержать его надолго?

Утренним удивлением третьего дня стала выставка, подготовленная делегацией Египта. Под звуки национальной музыки участники лагеря рассматривали необычные экспонаты. Отличительная особенность Международных умных каникул проекта «Школа Росатома» – творческие мастерские, в которых у детей есть возможность научиться чему-то новому. В этот день стартовала работа всех мастерских.

Море – это то, чего ждали все дети от лагеря! И сегодня им удалось ощутить всю прелесть водной стихии. Они с удовольствием плескались в изумрудной воде и нежились на солнышке.

В середине дня ребята готовили общелагерный танцевальный флешмоб. Не важно, умеешь ли ты танцевать или нет. Главное, что все делают это с большим удовольствием! Закончилась репетиция очередным красочным снимком фотографией дня в «Палитру позитива».

Но на этом танцевальные испытания не закончились. Вновь разделившись на команды, ребята получили задание. Для вечернего мероприятия им необходимо было подготовить национальные танцы разных жанров: аргентинское танго, афроденс, хип-хоп, русский перепляс, восточный танец и другие.

Вечерний танцевальный марафон проходил на новой для жителей Артвилля площадке за территорией лагеря. Никто не ожидал, что за столь короткое время ребята смогут не просто придумать движения, которые соответствуют доставшемуся им жанру, а создать полноценные танцевальные композиции. Группа, которой достался балет, подошла к выполнению задания с юмором. И не прогадали! Они покорили зрителей своей синхронностью и серьезными выражениями лиц. В русском хороводе кружились представители Венгрии, Ганы, Египта и России. Они же пустились вприсядку в финале своего выступления. Аргентинское танго – очень сложный танец, поэтому выступление ребят было коротким, но очень экспрессивным. Девочки, исполнявшие индийский танец, не оставили никого равнодушным. Зал дружно им аплодировал. Не было равных представителям Ганы и Кении в исполнении направления афроденс. Это было поистине завораживающее зрелище. Но и те, кто такие танцы исполнял впервые, старались не отставать от своих друзей.

Но и это еще не все! Завершился танцевальный марафон конкурсом пар! В нем приняли участие не только дети, но и сопровождающие, и педагоги. После каждого танца из соревнований выбывала одна пара. Но с каждым выступлением выбор членов жюри давался им труднее и труднее. В упорной борьбе победила пара, представляющая Республику Гана. Их финальный танец был великолепным и привел всех зрителей в полный восторг.

Инна Прохорова (г.Заречный), Екатерина Бушуева (г.Сосновый Бор)

Сегодняшний день, был великолепным! Казалось, что это был последний, хотя это был всего лишь третий день Международных умных каникул. Каждый танец был особенный. У нас у всех было мало времени на репетицию, но когда мы начали танцевать, все было – огонь! Это сделало нас счастливыми в том момент и дало возможность гордиться нашим результатом. Флешмоб был удивительный. Слаженность наших движения была фантастической. Такого события в лагере, который проходил в России, не было. Сейчас меня переполняют смешанные чувства, эмоции по поводу сегодняшнего дня, всего лагеря и того, что будет завтра. Единственное, что я могу уверенно сказать на счет сегодняшнего дня – он был великолепен! Надеюсь, что остальные дни в лагере будут такими же незабываемыми. Если говорить о небольших шероховатостях, то мы не успели сделать флаг на свой домик, и сегодня было очень жарко.

Трин Куан Ан (Алекс) (Вьетнам)

8 июня 2018 года. День четвертый. «Театральный фестиваль»

Впервые за смену ребята полностью самостоятельно подготовили и провели утреннюю побудку для жителей Артвилля. Какие бы новшества не появлялись в нашем городе, неизменным остается время проведения мастерских.

Интригой дня стало появление фрагментов рисунков, размещенных на дверях домиков. Собрав этот паззл, дети увидели иллюстрации Антуана де Сент-Экзюпери к собственной книге «Маленький принц».

Театральный фестиваль начался! Его открыли своим мини-выступлением педагоги, презентовав ребятам сцену вынужденной посадки Летчика в пустыне Сахара и встречи с главным героем книги. Знакомство с произведением продолжилось в ходе квеста, где ребята смогли попробовать себя в роли актеров, гримеров, костюмеров и звукооператоров. На каждом этапе квеста участники получали фрагменты текста на разных языках, из которых получились сценарии будущих постановок. Несмотря на то, что содержание спектаклей было одинаковым, жанр, в котором начинающие артисты готовились представить свои постановки, были разные. Ребятам предстояло создать: мюзикл, танцевальный спектакль, пантомиму, радиопостановку, шоу театра моды и экспериментальный перфоманс.

И вот, настал самый торжественный момент! По красной ковровой дорожке в зал прошли все участники театрального фестиваля. Они с волнением ждали того момента, когда начнется просмотр конкурсных спектаклей.

Раздались фанфары, ведущие объявили почетных гостей и членов жюри фестиваля. Ими стала советник Управления по работе с регионами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», руководитель проекта «Школа Росатома» Наталья Шурочкова и Народная артистка России Елена Яковлева. Гости приветствовали всех участников театрального фестиваля.

Выступление каждой команды было уникально! Экспериментальный театр представил на суд зрителей интересную интерпретацию заданной темы. Это была история из жизни подростка, который ищет себя в этом мире. Во время звукового спектакля зрителей попросили закрыть глаза. Авторы этой идеи смогли заставить каждого окунуться в необычную атмосферу. Артисты издавали звуки и шумы при помощи своего голоса или различных приспособлений. И, несмотря на то, что эта история теперь знакома каждому жителю Артвилля, как выглядели герои этого спектакля, знает только он сам, потому что они рождались в его воображении. Театр моды представил постановку с элементами дефиле, где в соответствии с жанром были самые интересные и необычные костюмы. Красноречивым безмолвием можно назвать выступления артистов пантомимы и театра танцев. Это были две абсолютно разные постановки. Объединяла их удивительная пластичность и абсолютная органичность ребят в выбранных образах. Яркую точку фестиваля поставил коллектив, подготовивший спектакль в жанре мюзикла. В этой постановке было все: и песни, и монологи, и юмор.

Не удивительно, что члены жюри категорически отказались выбирать победителя, ведь каждое выступление было самобытным и назвать лучшего не представлялось возможным. Елена Яковлева дала высокую оценку каждому представлению и отметила, что для создания конечного продукта – общего спектакля «Маленький принц» будут использованы все интересные идеи, которые она увидела в этот вечер.

Завершился вечер уже полюбившимся всем ребятам флешмобом и мини-дискотекой.

Инна Прохорова (г.Заречный), Екатерина Бушуева (г.Сосновый Бор), Елена Труфанова (г.Железногорск)

Как по мне, этот лагерь просто прекрасен: очень ответственные мастера и вожатые, дружелюбные и очень общительные участники лагеря.

А сегодняшний день меня приятно удивил и поразил. Будучи любителем театра, день посвященный этому виду искусства крайне обрадовал меня. Так что теперь, мне еще больше нравится эта смена. А мини-вечеринка в конце дня зарядила позитивом и энергией. И мы все не против потусоваться еще!

Михаил Чугаев (Россия)

Мне нравится в лагере. Программа очень интересная, может быть, даже чересчур насыщенная. Мне не всегда хочется выходить фотографироваться со всеми, потому что обычно это бывает около 10 – 11 часов, когда жарко. У меня появилось много новых друзей в лагере. Они умные и веселые, это мне больше всего нравится.

Хочу отметить, что в Международных умных каникулах принимают участие дети, которые каким-то образом проявили себя в своих странах. Они приехали в лагерь не благодаря деньгам, а благодаря своим способностям. Очень хорошо, что у них появилась такая возможность – провести время в Турции.

А еще, здорово, что мы можем учить в лагере разные языки, общаясь между собой.

Мне нравится организация лагеря: все продумано очень детально, подробно. Нравятся мастерские: я впервые принимаю участие в подобных проектах.

Конрад Банер (Венгрия)

9 июня 2018 года. День пятый. «Карнавал»

Утренним удивлением пятого дня стало дефиле педагогов, одетых в маски и светлые одежды. Это был призыв добавить ярких красок в жизнь лагеря. Так стартовала подготовка к вечернему карнавалу.

Большая часть дня была посвящена экскурсии в каньон Гейнюк. Перед глазами жителей Артвилля предстали красоты турецкой природы. Сочетание высоченных гор, прозрачной воды, живописной зелени произвело незабываемое впечатление на участников лагеря. Естественное желание в таком месте – запечатлеть все увиденное на фото или видео. Поэтому ребятам было предложено принять участие в конкурсе фотографий «Фотопленер».

Прогулка в каньоне закончилась экстремальным приключением – бодирафтингом. Для прохождения испытания все были экипированы гидрокостюмами и шлемами. Маршрут проходил в холодной воде между скал. Получив заряд адреналина, участники лагеря вернулись в свой «город».

Вторая часть дня была посвящена подготовке костюмированного шоу. Ребята занимались декорированием масок, изготовлением нарядов, нанесением грима. Буквально за час все жители лагеря преобразились.

Карнавальное шествие вышло на улицы Кемера. Местные жители и туристы были просто ошарашены, когда по дороге на море встречались с жителями Артвилля. Буйство красок, громкая музыка, самодельные флаги привлекало всеобщее внимание.

Дойдя до моря, ребята сделали традиционное фото дня и вернулись в отель. Финалом дня стала долгожданная пенная дискотека.

Инна Прохорова (г.Заречный)

Я бы хотел начать словами, что в Турции очень, очень, очень жарко! Но это ничему не препятствует, потому что в лагере действительно интересно, и поэтому нет времени думать о погоде. А еще, в нашем отеле есть бассейн, где мы можем охладиться.

Каждый день мы занимаемся спортом, плаваем, отдыхаем, но больше всего мы общаемся на тему искусства. Например, как это было на репетициях в день театра, когда мы готовили танец в день музыки или разучивали песни для событий. Нам помогает вся команда лагеря, они все очень интересные и понимающие.

Сегодня мы были в каньоне, не могу описать словами, насколько там чудесная и завораживающая природа. Это было настолько монументально, что на фоне этих красот я чувствовал себя маленьким беспомощным муравьем. У нас была возможность попробовать бодирафтинг: будучи экипированными спасательными жилетами и шлемами, мы сплавлялись по ледяной воде в каньоне.

Я надеюсь, что каждый из оставшихся дней будут полны веселья, счастья и в целом пройдут так же, как и предыдущие.

Лукаш Херц (Словакия)

10 июня 2018 года. День шестой. «Артвилльвидение»

Утро наступило, Артвилль просыпает, раздаются странные звуки! Жители с удивлением выходят из своих домиков. Педагоги не разговаривают… они все поют. Вот с такого утреннего удивления начался шестой день в многонациональном городе Артвилль. Взрослые не случайно демонстрировали свои вокальные данные. Ведь этот день полностью посвящен музыкальному конкурсу «Детское Евровидение». Но так, как в городе проживают дети не только из Европы, но и Азии, и Африки, конкурс получил название «Артвилльвидение».

Творческие мастерские не знают выходных! В конце смены каждая площадка должна представить свой продукт – то, чему ребята научились в смене Международных умных каникул. Купание на море – лучшее, что может охладить в такую жару, поэтому без водных процедур не обходится ни один день. Но главное, чем были заняты участники смены – это подготовка к вечернему конкурсу. Каждая делегация была настроена на победу. Ребята подбирали репертуар, искали и скачивали фонограммы, придумывали концепцию всего номера. Все понимали, что как на настоящем конкурсе, будет оцениваться не только вокал, но и целостность всего номера, оригинальность выступления и присутствие национального колорита.

И вот наступил вечер, команды с волнением ждали своего выступления. Как на настоящем «Евровидении» в определении победителя принимало участие профессиональное жюри, состоящее из сопровождающих делегаций. Так же все выступления оценивали зрители. Потом баллы суммировались и выявлялись победители.

Номера, подготовленные ребятами, были удивительно самобытными, отражали особенности их стран. Зрители с восторгом воспринимали каждое выступление. Несмотря на то, что каждая команда выложилась по полной, надо было определить победителя. Минуты ожидания были утомительны! И вот, результаты подведены! Лучшей в конкурсе «Артвилльвидение» стала команды из Кении. Радости ребят не было предела!

Завершился день общей фотографией, на которой не видно лиц жителей Артвилля, но есть яркие огни, которые символизируют горящие сердца участников Международных умных каникул.

Инна Прохорова (г.Заречный)

Мы находимся в лагере почти неделю. За это время мы обрели новые знакомства, подучили английский язык и просто повеселились. Я первый раз в Международном лагере, и второй раз за границей. Мне очень нравится общаться с носителями разных языков.

Каждый день у нас посвящен отдельному виду искусства. Тема сегодняшнего дня – музыка. Наши команды готовились к «Евровидению». Вечером мы увидели выступления всех делегаций. Все презентовали себя на высшем уровне. Но конкурс – есть конкурс. И ребята, и взрослые отдали свое предпочтение ребятам из жаркой страны – Кении. Россия заняла второе место и набрала на 3 балла меньше победителей. Это был замечательный опыт. Этот день останется у меня в памяти надолго.

Ксения Платонова (Россия)

«Вам нужно приготовить самое интересное представление, которое когда либо видели» – сказал нам сопровождающий нашей делегации. Эти слова прозвучали, как гром среди ясного неба, прозвенели в наших головах, как школьный звонок. Мы уже знали, что нужно сделать!

Идеи для «Евровидения» сразу появились в голове, они все были замечательные. И, как всегда мы делаем в Кении, мы объединились, чтобы создать что-то общее. Главной идеей было использовать веселые национальные песни, которые передали нам предки из самого сердца Восточной Африки. Барабаны, хлопки, танцы – это составляющие всех наших традиционных выступлений. Мы вкладываем сердце и душу в то, что делаем, с надеждой и молитвой, что все получится хорошо.

Во время выступления сердце часто билось, казалось, что оно выпрыгнет из груди. Зрители шумели, их было очень много, но биение наших сердец было громче. Мы зажигательно танцевали, громко пели, выступали с полной отдачей, и нам самим это очень нравилось.

Наступило время подведения итогов. И сильно сжала руку Меган, в ожидании услышать, что нас объявит победителями. В итоге так и случилось, Кения – победитель! Я была так счастлива, довольна, как слон! Я была благодарна каждому участнику каникул и «Росатому» за все, что случилось!

Джули Намвака (Кения)

11 июня 2018 года. День седьмой. «Форт Боярд»

Седьмой день начался с традиционной фотографии дня. В этот раз, чтобы запечатлеть себя для истории, жители Артвилля собрались в бассейне. В такую жару, это излюбленное место всех горожан.

Прошла практически половина смены и в каждой мастерской уже можно увидеть предварительные итоги работы. Для начала, о мастерской «ПроСтранный Танец». Танцевальная мастерская – великолепна! Она мне очень нравится. Каждый день мы встречаемся и веселимся вместе. Мы танцуем, изображаем деревья. Еще мы делам множество упражнений, от которых чувствуем себя полными энергии и сил. Более того, Ксюша очень добрая. Она учит нас танцевать очень простым способом, без каких либо трудностей. Поэтому я очень люблю нашу мастерскую и надеюсь, что наше представление, к которому мы готовимся, будет великолепным.

Фарес Тарек (Египет)

Мы выбрали мастерскую «Следы на Земле», которую ведет Настя, потому что мы обожаем делать что-то своими руками. Нам нравится заниматься творчеством и в это время болтать друг с другом. Настя очень добрая, милая и дружелюбная. Она всегда помогает нам, даже если это не касается мастерской. Нам тут все нравится, и если бы была вновь возможность выбирать, чем заниматься в лагере, то мы выбрали бы ее опять, не задумываясь.

Рейка Дудас (Венгрия)

Участники мастерской «Твой взгляд» в этот день выступили в непривычной для себя роли. Они впервые не фотографировали на своей мастерской, а оценивали работы других. Во время увлекательного путешествия в каньон, был объявлен фотоконкурс. Пришло время подвести его итоги. Участники фотомастерской оценивали работы в четырех номинациях: селфи, экспериментальное фото, «Красота Турецкой природы», «Мы-команда». В конкурсе приняли участие 31 ребенок и двое взрослых. Среди победителей оказались представители Словакии, Венгрии, России, Ганы, Турции и Бангладеш.

Составление словаря – еще одна из традиций Международных умных каникул. На большом плакате ребята написали самые распространенные слова и выражения, которые они используют ежедневно, на всех языках, представленных в лагере. Получившийся «разговорник» теперь красуется на видном месте, и каждый желающий может подойти к нему, чтобы выучить новую фразу на вьетнамском, арабском, венгерском или другом языке.

Во второй половине дня прошел удивительный квест, основанный на телевизионном шоу «Форт Боярд». К удивлению участников этапы были очень похожи на те, которые они видели на телеканалах своих стран. Ребята подбирали ключи к замку, ныряли в бассейн, чтобы достать камни с нужной отметкой. Им приходилось опускать руки в неизвестные жидкости, обливаться водой, ползать на четвереньках, проявляя чудеса ловкости, смекалку и, конечно же, слаженность работы своей команды. Самым неожиданным этапом была «Комната страха», куда ребята заходили по одному, и откуда постоянно раздавались страшные звуки. Атмосферу таинственности помогла создать сама природа. Над городом сгустились свинцовые тучи, громыхал гром. Последние этапы испытания ребята проходили под проливным дождем. Но никого это не остановило от стремления достичь цели.

За прохождение каждого конкурса команда получала мешочек с песком. Если команда опаздывала, то она лишалась одной меры песка, также были предусмотрены штрафные санкции на этапах. Песок символизировал быстротечность времени, которое ребята должны были научиться ценить на каждом этапе. Какое разочарование охватывала участников лагеря, когда они лишались хотя бы одной меры своего песка.

В финал, весь песок ссыпали в одну емкость. Именно такое количество времени дети могли потратить на пребывание в сокровищнице, где каждый человек от команды мог взять один предмет для того, чтобы изготовить плакат, символизирующий командный дух.

Ребята старались закрыть от дождя получившиеся эмблемы. Важно, что в этот момент команды не были соперниками, они действовала все вместе, как единый слаженный механизм.

Именно этот квест стал финалом организованной части программы Международных умных каникул с проектом «Школа Росатома». Завтра выборы парламента. Теперь вся инициатива переходит в руки ребят, хотя, если признаться, то они уже давно не просто участники, но и полноправные организаторы жизни в лагере.

Завершился день международной дискотекой, где звучали популярные композиции всех 9 стран – участниц смены.

Инна Прохорова (г.Заречный)

12 июня 2018 года. День восьмой. На пороге нового этапа жизни Артвилля.

Восьмой день лагеря пришелся на 12 июня – Государственный праздник День России. Российская делегация вышла одетая в цвета российского триколора и исполнила Гимн страны. Представители других делегаций с уважением отнеслись к этому перфомансу, поэтому на фото дня все участники лагеря под Российским флагом.

Утреннее удивление сегодня – фотоэкспозиция, которая была составлена из лучших работ конкурса «Фотопленер». Также состоялась церемония награждения тех, кто стал призером и победителем этого состязания. Всем жителям настолько понравилась выставка, что буквально через несколько часов с нее пропали несколько лучших фото.

Для жителей Артвилля сегодня начался новый этап пребывания в лагере. Ребятам объяснили, что организованная часть программы завершилась, и теперь, все, что будет проходить в лагере, будет зависеть только от их личной инициативы.

Для начала весь лагерь попробовал спланировать «Время выбора», те два часа в середине дня, во время которых нет мастерских, но есть на выбор сразу несколько активностей: плавание в бассейне, поход в магазин, отдых, посещение отдельных занятий.

Весь лагерь разделили на несколько групп по возрасту, внутри которых началась работа по планированию. Когда коллективы представили свои идеи, то выяснилось, что договориться достаточно сложно. Несмотря на то, что ребята уже неделю находятся в одном лагере и объединяются для участия в конкурсах и мероприятиях, к самостоятельной работе они были не готовы. Для составления оптимального расписания свободного выбора необходимо было учесть общие пожелания, а не отдельные потребности каждого. Нужно было помнить, что в лагере находятся ребята разного возраста, поэтому их желания не всегда совпадают. А самое главное, что участвовать и организовывать мероприятия – это абсолютно разные вещи, порой взаимоисключающие. Если ты готов стать участником, то это не означает, что ты можешь организовать это событие.

После долгих споров и обсуждений ребята пришли к выводу, что необходимо создать Парламент лагеря, в который бы вошли представители каждой страны. И делегации стали выбирать своих парламентеров. Какими качествами должен обладать этот человек? Ответственность, умение отстаивать свою точку зрения, но при этом слышать предложения других, желание брать ответственность на себя и понимать последствия своих или чужих действий – это не полный список, по которому страны отбирали представителей Парламента. В итоге 9 участников выбрали ребята, а педагоги добавили еще двух человек, которые за первую половину лагеря смогли зарекомендовать себя.

Парламент готов приступить к работе! Ребята договорились, что их первое заседание планирования состоится в 7 часов утра на следующий день. За час до того, как весь лагерь проснется, они объединятся, чтобы спланировать первый самостоятельный день.

Завершился день рефлексией. Но в отличие от предыдущих дней смены, ребята собирались уже не в своих домиках, а объединились в 4 большие группы, в которых искренне поговорили по душам.

Инна Прохорова (г.Заречный)

Жители Артвилля поделились своими ощущениями о мастерских, которые они с удовольствием посещают:

Наша мастерская называется «Music–mix» и наш оркестр называется «Арт – бум-бум». Я выбрал эту мастерскую, потому что люблю музыку. Здесь мы поем, создаем музыкальные инструменты и сочиняем музыкальные композиции, используя их.

Недавно, мы выступали с нашим оркестром перед всем лагерем. Это было весело. Наш мастер Елена – классная, милая, веселая и все время улыбается. На занятии мы разучиваем скороговорки. И эти скороговорки предлагает нам не только мастер, но и мы сами. Мы разучиваем скороговорки на русском, английском и венгерском языках.

Матиас Пуна (Венгрия)

Нам очень весело на нашей мастерской. Мы узнаем много нового, и мне это нравится. Процесс рисования очень интересный. У нас сплоченная команда. И мы хотели бы продолжить делать что-то похожее, когда вернемся домой. Наш мастер – Катя нам очень помогает.

Ленка Могулова (Словакия)

На нашей мастерской мы каждый день рисуем новые картины. Катя очень милый, добрый и внимательный мастер. Я выбрала эту мастерскую, потому что уж очень давно хотела попробовать рисовать в стиле spraypaint, и очень обрадовалась такой возможности. Мне нравится эта мастерская, потому что на ней мы никогда не скучаем, а каждый день учимся чему-то новому. Катя так хорошо объясняет новые вещи и учит нас, что думаю, мы сможем рисовать такие картины и дома.

Ясмин Зендерак (Венгрия)

13 июня 2018 года. День девятый. Парламент начинает свою работу.

В семь утра представители парламента собрались для планирования свое работы на предстоящий день. После обсуждения всех предложенных идей, ребята решили, что в смене, посвященной разным видам искусства, еще не было дня рисования. С первыми трудностями парламентеры столкнулись во время побудки. Оказалось, что не так уже и легко разбудить и собрать весь лагерь около бассейна, чтобы огласить тему дня и организовать утреннюю зарядку.

Следующим испытанием для ребят стал сбор для общего фото дня. На зеленой площадке уже не слышен звук микрофона, а докричаться до каждого было сложно. Когда все жители Артвилля собрались, они изобразили, будто каждый из них рисует. Ребята, выступавшие в этот день в роли организаторов, поняли, насколько сложно выдерживать тайминг всех мероприятий.

Главным мероприятием дня стало создание комикса «История жизни в городе Артвилль». Разделившись на несколько команд, ребята приступили к работе. Несмотря на то, что все были участниками одних и тех же событий в лагере, истории получились очень разнообразными. Самое интересное ждало всех дальше. Команды обменялись комиксами, и им надо было создать мини спектакль по той серии рисунков, которые им достались.

После ужина участники лагеря собрались около бассейна, чтобы презентовать свои постановки. Зрители с удовольствием встречали каждое выступление. Ребята постарались отразить в своих спектаклях яркие моменты смены. Им удалось спародировать мастеров и организаторов смены. Все постановки были очень веселыми и креативными.

Когда программа подошла к концу, оказалось, что взрослые подготовили для всех сюрприз. Делегации переместились на другую площадку, где для них был приготовлен костер. Участникам лагеря предложили спеть свои национальные песни. Необыкновенная атмосфера воцарилась в тот момент, когда звучали песни о Родине, о маме, о любви и дружбе. Некоторые делегации представили свои национальные Гимны или произведения о независимости их стран. Несмотря на то, что все композиции звучали а капелла и без использования микрофона, в зрительном зале была полная тишина. Ребята с удовольствием погружались в музыкальную культуру других стран. А в завершении вечера, каждый мог сказать теплые слова своим друзьям. Удивительное единение произошло в этот момент.

Когда все жители Артвилля отправились спать, парламент вновь собрался в полном составе, чтобы подвести итоги своей работы, понять, что удалось в первый день работы, а над чем еще предстоит работать.

Инна Прохорова (г.Заречный)

 «Первый день в парламенте Артвилля»

В тот день, когда мастера выбрали меня членом парламента, был прекрасен для меня. Я рад, что моя делегация и мастера лагеря оказали мне такое доверие. Первый день в парламенте был достаточно изнурительным. Основной проблемой была борьба за внимание других участников лагеря, так как мы не имели достаточного авторитета, как взрослые. Но если посмотреть на весь день целиком, то он прошел достаточно успешно. Несмотря на то, что большинство мероприятий проводилось поздно, я смог подпитаться энергией от всех членов нового парламента. Ребята взаимодействовали очень хорошо и совместно принимали решения. И после первого дня парламента, наши ожидания оправдались. Мы будем дальше стремиться к лучшему, чтобы сделать Артвилль еще лучше и интереснее.

РишиЧедури (Бангладеш)

Международные умные каникулы со «Школой Росатома», проводимые в Турции, по-настоящему помогли детям и мне, как их руководителю.

Когда я был ребенком, у меня не было такой прекрасной возможности для самовыражения, которую дали этим детям в лагере. Все, что здесь происходит – это прекрасные условия для построения уверенного будущего. В моей стране поддерживают все то, что делают для этих детей, все, что было воплощено на протяжении всей смены и стало историей этого лагеря. У нас была возможность встретить разных людей со всего мира и принять этих детей с особенностями их культур. Знакомство с представителями других стран – просто прекрасно.

Я осознал, что многие мои ребята получили новые знания во время работы в мастерских. Лично для меня этот лагерь помог научиться более бережно относиться ко времени. Мои организационные способности усовершенствовались. И дети также стали более организованными и послушными. Многие языковые барьеры были также разрушены, а разные культуры смешались воедино и представили друг другу ценные и уникальные знания. «Школа Росатома» научила их быть самодостаточными и независимыми, а сверх того – креативными. С одной стороны, они научились быть лидерами, а с другой – слушать других и работать в команде. Это позволило пробудиться их таланту, скрытой силе, а также с легкостью начать осваивать другие языки. Лагерь научил их быть храбрыми перед лицом сложностей и открытыми для новых друзей. Да хранит Господь «Школу Росатома» и Россию. Спасибо!

Стивен Аседу, сопровождающий делегации (Гана)

14 июня 2018 года. День десятый. «Искусство» футбола.

Парламент продолжил свою работу, проанализировав, что не получилось в предыдущий день, приступил к планированию нового дня в городе Артвилль. Тема, которую выбрали ребята, была посвящена искусству спорта. Казалось, что это не вписывается в общую концепцию лагеря, но участники парламента не могли пройти мимо грандиозного события в мире спорта. Сегодня в России стартует Чемпионат мира по футболу. Несмотря на то, что из стран-участниц Международных умных каникул в Чемпионате принимают участие только Россия и Египет, оказалось, что среди жителей Артвилля достаточно большое количество любителей этого вида спорта. Но проливной дождь спутал все планы ребят, и матчи между командами лагеря пришлось отложить. А играм на поле нашли замену – просмотр первой игры Чемпионата на большом экране: Россия – Саудовская Аравия. Жители Артвилля болели за команду России, об это говорил национальный триколор, которым украсили себя все болельщики. Матч профессионально комментировал Семен Пухов, создавая эффект присутствия ребят на стадионе Лужники и заставляя сопереживать и радоваться происходящему на поле. Встреча завершилась разгромным счетом 5:0 в пользу хозяев поля. Радости болельщиков не было предела.

Вечернее мероприятие так же было посвящено футболу. Парламент организовал конкурс групп поддержки футбольных команд своих стран. Ребята придумывали кричалки, эмблемы и визитки фан-клубов. Принимали участие как командой, так и отдельными представителями стран. С большим удовольствием в конкурсе приняли участие и педагоги, выставив сразу две команды. В своих выступлениях ребята были очень артистичны и выразительны. Это мероприятие еще раз доказало, что футбол не знает границ и национальностей, что этот вид спорта может стать настоящим искусством.

Вечер завершился глобальной рефлексией по делегациям. Ребята, сопровождающие делегаций и педагоги открыто обсуждали насущные проблемы и способы их решения.

Завершился еще один день детский инициативы. Ребята разошлись по домикам, а члены парламента вновь собрались для того, чтобы подвести итоги дня и спланировать работу на завтра.

Инна Прохорова (г.Заречный), Екатерина Бушуева (г.Сосновый Бор)

В самом начале я была немного напугана и в замешательстве. У меня еще не все получается, но я полагаю, что сейчас лучше, чем было. Все это благодаря поддержке, которую я получаю от мастеров и членов парламента. Но единственная проблема в том, что мы, как члены парламента не обладаем должным авторитетом. Я чувствую, что меня не воспринимают, как парламентера, а только как друга. В целом, наша команда работает слаженно, и мы находим решение обозначенных проблем. Самая классная часть нашей работы, как членов парлемента, заключается в общении друг с другом, взаимодействии и помощи. Мне очень нравится моя новая роль парламентера.

Линь Ву Май (Вьетнам)

Я впервые принял участие в каникулах «Школы Росатома». По прошествии половины смены я могу сказать, что египетские дети, которые принимают в нем участие, счастливы. Лагерь нам дарит хорошую возможность узнать другие культуры, общаться с ребятами разных национальностей. Также лагерь позволяет нашим детям показать все самое лучше в себе – творчество, любовь, дружбу. Мне нравится, что все хотят показать себя хорошей стороны и быть лучше, нравятся мастерские, где дети могут чему-то научиться, и много разнообразных видов деятельности.

И в конце хотел бы поблагодарить оргкомитет, который работает с детьми очень профессионально и создает замечательную атмосферу. Спасибо «Школа Росатома», спасибо Россия!

Шериф Хассан Гед, сопровождающий делегации (Египет)

15 июня 2018 года. День одиннадцатый. «Снимаем кино»

День был успешным. Все началось в 7 утра, когда несколько членов парламента начали планировать весь день. Мы также придумали новое правило, чтобы привлекать все общее внимание и сохранить тишину, и оно действительно заработало.

Тема дня – киноискусство, поэтому с самого утра мы постарались организовать все так, создать такую атмосферу, чтобы все было похоже на съемочную площадку. Было очень весело потому, что всем это очень нравилось. Таким образом, день начался удачно!

Очередная встреча парламента состоялась в 10 утра, на которой появились идеи, как продолжить день. Мы решили организовать вечернее событие в формате кинотеатра.

Все участники лагеря были поделены на девять групп, а также в мероприятии приняли участие группы педагогов и сопровождающих. Каждая съемочная группа снимала фильм «Титаник», но в разных киножанрах. На это отводилось 2 часа.

Вечером все началось немного позже, чем планировалось, так как съемочный процесс требует большего количества времени. Фильмы получились очень смешными, каждое видео было неповторимым и с оригинальным сюжетом. Вечернее событие принесло нам большой опыт. И вновь мы увидели свои недостатки и над чем надо работать парламенту.

Я понял, что быть лидером сложно, но если у тебя классная команда и есть единомышленники, то все задуманное можно осуществить.

Лукаш Херц (Словакия)

Первая половина программы лагеря для детей и взрослых была очень веселой. Дети с удовольствием посещали все активности: мастерские, события и мероприятия.

Но во второй половине программы лагеря на детей возложили некоторую ответственность. У них выросло понимание того, как работать в команде, как быть лидером, как стать более организованным. Я с восторгом наблюдаю, как развиваются дети в моей делегации. Раньше они хотели общаться только между собой, а теперь понимают, как важно и интересно дружить с ребятами из разных стран и с представителями разных культур. Когда они обсуждают что-то только между собой, то у них одна общая идея, а ребята из других стран помогают развивать их креативность.

Говоря о сегодняшнем дне, это был самый необычный день, как для детей, так и для взрослых. Все старались закончить задание в назначенное время. Так как взрослые тоже готовили свое видео, ребята весь день работали самостоятельно и для многих оказалось сложным распределить свое время.

Гамза Санин, сопровождающая делегации (Турция)

16 июня 2018 года. День двенадцатый. «День поэзии»

Испортившаяся погода не помешала традиционному расписанию жизни города Артвилль. Как обычно, ребята занимались разными видами творчества на своих мастерских.

Но к вечернему мероприятию лагерь стал готовиться с самого утра. Парламентеры выбрали очень сложную тему дня. Они предложили посвятить это время поэзии. Всех ребят поделили на команды, которым надо было не просто прочитать стихотворение, но и подготовить перфоманс. Надо отметить, что ребята для своего выступления выбрали стихи, рассказывающие об одиночестве, о войне и мире, о глобальных мировых проблемах, об эпидемиях и смертельных заболеваниях. Вечернее событие показало, насколько многогранно восприятие наших детей, какие они чуткие, глубокие и сопереживающие.

Во время выступлений в зале была гробовая тишина. Стихи звучали на разных языках, но, несмотря на то, что текст не всегда был понятен, содержание, передаваемое юными артистами, удивительно точно считывалось и передавалось каждому зрителю. Мероприятие не было веселым и зажигательным, но оно все равно вызвало бурю эмоций. Поэтому, когда подготовленные выступления закончились, ребята и взрослые спонтанно стали выходить на сцену и читать свои любимые стихи.

В полумраке практически не было видно лиц исполнителей, но их голоса проникали в сердце каждого. И вновь, на венгерском, словацком, русском, английском, арабском звучали важные слова о дружбе, любви, о людях с разным цветом кожи, о тех проблемах, которые волнуют подростков. Этот уникальный вечер еще раз показал, что искусство – это и есть некий метаязык, который понятен абсолютно каждому. И если у тебя есть желание донести свою мысль окружающим, то не важно, на каком языке ты говоришь, тебя все равно поймут.

Закончился день рефлексией, где ребята, разматывая клубок, говорили слова благодарности своим друзьям. Необычная паутина, образовавшаяся между жителями города Артвилль, еще раз доказала, что всех нас связывают теплые чувства, желание заниматься творчеством, обмениваться креативными идеями.

Инна Прохорова (г.Заречный)

Я приехал в лагерь 5 июня. Первые семь дней были очень насыщенными, у нас было много разных активностей, мы изучали разные виды искусства, а вечерами была дискотека. Но после этих семи великолепных дней настали четыре еще более замечательные, веселые и хаотичные. Они назывались «неорганизованный период». И мы сформировали парламент. В первый день работы парламента мы попытались провести несколько мероприятий, и у нас это получилось. Но это было только начало. Это было уже не смешно, так как делать все приходилось самостоятельно. И мы поняли, насколько это трудно. Но на другой день мы еще больше постарались, и мне кажется, что все получилось намного лучше. Посовещавшись все вместе, мы поняли, что мы можем делать свою работу парламентеров лучше. И, таким образом, на третий день все получилось еще лучше. Мы были довольны собой. И «неорганизованная часть» превратилась в организованную. А самое главное, что все жители Артвилля уже слушались нас и мы стали авторитетом для других. Я думаю, что третий день стал лучим из всех дней работы парламента.

Настал четвертый день, за который отвечал я. И я понял, что были некоторые недостатки в плане организации распорядка дня, но, тем не менее, все получилось очень хорошо. Надеюсь, что смена завершится еще лучше.

Томас (Словакия)

Я люблю искусство, поэтому я действительно очень счастлив, что оказался в этом лагере. Мы делали театральные постановки, устраивали вокальные состязания, соревнования по танцам, день киносъемок и много других тем, связанных с разными видами искусства. Из этого лагеря я собираюсь вернуться домой с огромным опытом, красивыми воспоминаниями и новыми друзьями. Я увидел, что работа мастеров далеко не простая, и хотел бы сказать каждому из них большое спасибо, за то, что они подарили каждому из нас эти две чудесные недели. Я надеюсь, что это не последняя встреча с вами. Этот лагерь дал мне возможность встретить новых друзей. И поэтому я уверен, что мы будем встречаться снова. Спасибо за этот лагерь и возможность быть здесь!

Лукаш Херц (Словакия)

17 июня 2018 года. День тринадцатый. Последние штрихи в картине жизни Артвилля.

В тринадцатый день на Международных умных каникулах прошли завершающие занятия мастерских. Основная задача этих творческих площадок – возможность попробовать себя в разных видах искусства. Каждая мастерская ориентирована на конечный продукт, который ребята смогут продемонстрировать в конце смены. Поэтому завершающее занятие очень важно, есть шанс что-то доделать, внести последние коррективы, определиться с формой презентации.

На протяжении всей смены работа театральной мастерской была направлена на создание спектакля «Маленький принц». В первые дни возможность попробовать себя в роли артиста, режиссера, гримера, звукооператора и костюмера была у каждого. Объединив все лучшие идеи, творческая площадка взялась за создание финального спектакля. В подготовке приняли участие все мастерские. Одни ребята готовили сам спектакль, другие танцы и музыкальные композиции, принимали участие в создании костюмов и декораций.

Кроме участников смены и педагогов, которые руководили им, к созданию финального продукта приступила Народная артистка России Елена Яковлева. Работать с этим человеком было сплошное удовольствие. Она с интересом принимала идеи, которые предлагали ребята и взрослые, искала лучшие способы подачи материала. И именно благодаря ей, на репетиционной площадке царила по-настоящему сказочная атмосфера. Все ребята-участники спектакля поддавались ее обаянию и необыкновенной харизме. Настоящий артист не умеет работать в полсилы. Поэтому даже на репетиции во время ее фраз и монологов воцарялась тишина. Большая часть дня прошла в подготовке к выступлению.

В это же время ребята, которые не были задействованы в репетиции спектакля, побывали на экскурсии в Анталии.

Завершился день шоу «Интуиция», где ребята смогли проверить, насколько хорошо они знают своих мастеров.

Инна Прохорова (г.Заречный)

Эти дни пролетели незаметно. Вспышка света озаряет жизнь человека и, казалось бы, безвозвратно гаснет, оставляя за собой тоску расставания. Но это вряд ли подходит к разговору о каникулах «Школы Росатома» в Турции. Знамя города творческих и открытых людей за последнее время пережило много всего, но даже после коварных дождей, застигнувших его врасплох, продолжает развиваться на главной площади палитрой радужных красок. Время заключительных мероприятий подбирается к нам все ближе и многие ребята, почувствовав скорое расставание, начинают обмениваться контактами в социальных сетях. Утренние встречи все так же сопровождаются сонными детскими лицами, но они определенно меняются ближе к вечеру на какую-то феерию радостных эмоций. Если первое время ребята неохотно покидали зону комфорта своих делегаций, то сейчас частые дружеские объятия по любым поводам соединяют людей разного цвета кожи из разных стран.

Волной нескончаемых впечатлений от первой части смены нас выбросило на берег так называемой «неорганизованной», проектируемой самими детьми и членами парламента нашего городка Артвилль. Сначала это напоминало корабль, потерпевший крушение, и детям было сложно администрировать все то, что до этого для них делали взрослые. Растерянные и лишенные внимания своих сверстников, участники парламента собрались с силами и после нескольких совещаний и работы над ошибками показали способность организовывать деятельность не хуже вожатых-мастеров! Этот эмоциональный подъем чувствовался всеми участниками смены, и меня не покидало чувство радости и гордости за ребят, которые сумели опять отправиться в плавание по водным просторам креативности. Впереди, пожалуй, самое главное – спектакль «Маленький Принц» и представление результатов многочисленных мастерских, которые проходили в лагере. Артвилльцы научились многому и готовы рассказать о своем пути творческого развития в разных проявлениях от танца и песни, до изобразительного искусства и инженерного мастерства. Конец смены близится, но это не означает конец для самого Артвилля и его жителей, ведь наше уютное место – это не просто точка на карте, а пульсирующий танец сердец множества замечательных людей из абсолютно разных уголков мира.

Денис Шальных (г.Москва)

18 июня 2018 года. День четырнадцатый. Финальный аккорд арт-смены.

Утренним удивлением четырнадцатого дня пребывания в городе Артвилль началось с сюрприза, который приготовили педагоги для ребят. Они украсили лагерь воздушными шарами, разместили фотографии с яркими моментами смены. Утренние часы прошли в подготовке закрытия творческой смены Международных умных каникул с проектом «Школа Росатома».

Последний раз в полном составе ребята пошли на море, чтобы попрощаться с гостеприимной страной, которая стала площадкой для проведения смены. А далее началась презентация работы мастерских. Проходя станции квеста, ребята могли продемонстрировать продукты свое мастерской, самостоятельно провести мастер-класс для своих друзей и попробовать себя в новом виде творчества, который не похож на тот, которым ты занимался на протяжении всей смены.

После ужина состоялось тожественное закрытие в лагере, на котором каждый участник лагеря получил сертификат. Члены парламента, сопровождающие делегаций, ребята, отличившиеся во время смены, а также педагоги получили подарки от организаторов смены и от различных делегаций.

А дальше весь лагерь переместился в другой отель, где на открытой площадке эстрады состоялся премьерный показ спектакля «Маленький принц». Среди зрителей были не только артвилльцы, но и постояльцы отеля. На каждого, кто в этот вечер находился в зале, выступление произвело незабываемое впечатление. На сцене вместе с Народной артисткой России Еленой Яковлевой играли ребята, участники лагеря из разных стран. Конечно, большинство текста звучало на русском языке, но все зрители были поглощены происходящем на сцене, потому что язык музыки, жестов, танца, актерского мастерства понятен всем. Премьера прошла успешно, зрительный зал тепло принимал юных артистов.

Завершилась смена всеобщей прощальной рефлексией. Ребята из разных стран подходи друг к другу и говорили слова благодарности за те дни, которые они провели все вместе. Это был очень трогательный момент. Каждый выражал свои чувства на родном языке, но в этот момент уже все прекрасно понимали друг друга, потому что язык чувств и эмоций для всех общий.

Инна Прохорова (г.Заречный)

Эти две недели в лагере запомнят не только дети, но и их сопровождающие. Дни подготовки к поездке, оформление документов, тревога и волнение (я впервые сопровождала детей за границу) кажутся такими далекими сегодня. Впечатления от каждого нового дня, проведенного в лагере, быстро вытеснили негативные эмоции. Из лагеря мы уезжаем уставшими, но счастливыми. За две недели мы прожили маленькую жизнь в Артвилле. Программа была настолько насыщенной и разнообразной (иногда в течение одного дня происходило сразу несколько ярких событий), что я не могу сказать, что и в какой день произошло. Пообщавшись с детьми, я поняла, что и им трудно точно восстановить последовательность мероприятий. Да это и не важно. Важно, что остались эмоции и воспоминания, которые мы увезем с собой домой.

Перед поездкой у нас не было четкого представления о том, что нас ждет. Мы не ставили перед собой никаких целей и задач. У нас не было никаких ожиданий. И программа лагеря стала для нас приятным сюрпризом. Мы и сегодня удивляемся тому, как много мы успеваем сделать за день: и посетить мастерские, и сходить на море, и отдохнуть, и подготовиться к вечернему мероприятию. Ни разу за две недели я не видела их скучающими. Думаю, благодаря четкому распорядку дня они увидели, как можно эффективно справляться с задачами по мере их поступления и, что очень важно, как применять творческий подход в решении задач.

Во время одной из вечерних рефлексий все дети без исключения, делясь своими впечатлениями от лагеря, говорили о нескольких вещах: о том, что в лагере они нашли новых друзей, о том, как необычно и интересно им было познакомиться с новыми культурами, и о том, как они нашли общий язык с людьми, которые не говорят на их родном языке. Мне кажется, организаторам лагеря удалось подтолкнуть детей к общению, показав им, что язык – это не таблицы падежных окончаний и не списки неправильных глаголов, что это не выученный урок, за который тебе поставят оценку, а важный элемент коммуникации, расширяющий круг общения и стирающий границы.

Карина Шалпикова, сопровождающая делегации (Венгрия)

Прежде всего, хочу сказать спасибо каждому участнику этого лагеря. Потому что они сделали этот лагерь великолепным. Каждый год я езжу в летние лагеря, но ни один из них не дал мне так много опыта, как этот. Я абсолютно счастлив быть частью этого летнего лагеря и жду не дождусь, когда, может быть, мы встретимся в другом. Об этих двух неделях я буду вспоминать еще долгие годы. Никак не могу поверить, что эти две недели так быстро пролетели и мне хотелось бы еще как минимум две недели продолжения. Спасибо, Росатом!

Питер Фаркас (Словакия)

Эпилог.

Прошло пять дней после окончания АРТ-смены. Буря эмоций, которую она принесла, ещё и не думает утихать, сердца участников по-прежнему бьются в унисон: замирают от восторга при воспоминаниях о ярких событиях, сжимаются от горечи расставания. Но постепенно все отчетливей становится потребность осознать, что же с нами произошло, как могло случиться так, что всего какие-то две недели могли перевернуть сознание, дать абсолютно новое мироощущение?

Быть содержательным руководителем АРТ-смены для меня было очень сложно. Был взят курс на погружение в эмоциональную сферу, вот меня периодически и «уносило» в эмоции – чаще всего это были восторг, удивление и восхищение талантами участников смены: и детей, и взрослых. Хотелось нырнуть в пучину креатива и тоже сотворить что-нибудь этакое. Но надо было оставаться в сознании и держать общую линию. Было не просто, но это была моя история преодоления. У каждого из участников она была своя.

Безусловно, первая трудность, с которой столкнулись жители Артвилля – это языковой барьер. Вступать в коммуникацию с человеком, говорящим на другом, неизвестном тебе языке – сложно. А вступать надо. Все время надо. И решая те или иные бытовые вопросы, и выполняя творческие задания в смешанной с точки зрения родного языка участников группе. Тем, кто владеет английским, думаю, было не так интересно. У кого же был полный или частичный дефицит, приходилось постараться: тут вам и жесты, и мимика, и символы, и телефонные переводчики – кто, во что горазд. Чтобы быть вместе, чтобы понимать друг друга, надо говорить. «Нужен, ох, как нужен нам метаязык, надо его придумать», – думали мы. Оказалось, не надо ничего изобретать: человечество давным-давно изобрело универсальный язык, понятный всем, язык, на котором говорят о самом важном в жизни – язык искусства.

Очень быстро мы обнаружили, что можем понимать друг друга без слов. Ребята из разных стран, разных культур, разных верований и менталитетов вместе смеялись и грустили, сопереживая действиям, разворачивающимся часто на абсолютно непонятном для них языке. Периодически я отстранялась от происходящего и фиксировала эти моменты. Да, так было далеко не всегда, лукавить не буду. Были напряженные лица, почти отчаянные глаза: «Что происходит-то?». Я с тревогой ожидала снижение интереса, но это были только моменты: такое перешагивание за грань чего-то уже общего, само собой появившегося в нашем лагере. Ситуация быстро растворялась, но ощущение невозможности преодоления препятствия было не менее ценно, чем ликование от успеха. Да, это трудно – понять другого, да, этому тоже нужно учиться – выражать себя или услышать другого в танце, рисовании, музыке. Но мы пробовали и понимали, что это возможно. Каждый ребенок, каждый взрослый почувствовал это в той или иной степени. Это, я считаю, и есть главный результат АРТ-смены. Пусть не всё задуманное исполнено, пусть не все пункты программы реализованы, самое важное случилось.

Кроме «полингвальности», кроме обеспечения возможности пробы для всех участников, есть для меня в лагере еще одна интересная история – это история реализации принципа деления смены на части: «организованную», замысленную взрослыми, и «неорганизованную», замысленную детьми. Стандарт Международных детских лагерей проекта «Школа Росатома» говорит, кстати, лишь о наличии разных в обозначенном смысле активностей, а не о жестком и прямолинейном делении на периоды. Но это я позже поняла, когда уже механизм был запущен. Зачем-то нужна была нашему лагерю в целом и мне, как содержательному руководителю, эта жесть. Опыт, сын ошибок трудных…

Организованная часть прошла великолепно. Иначе и быть не могло: команда вожоргов и вожастеров профессионально, на высоком уровне справлялась с поставленной задачей, никто не обманул ожидания. Каждый день – торжество того или иного вида искусств. «ТеАртвилль», «Евровидение», «Танцы без границ», «Форт Боярд», «Карнавал» – выделить самое интересное, самое яркое действо – невозможно. Было всё: и кропотливая подготовительная работа, и жаркие споры (чуть ли не до «Всё, всем спасибо, все свободны!»), и полномасштабный экстрим. Последним особенно богат был День света и цвета – 9 июня: «Турецкий фотопленэр» и «Карнавал» – дважды в течение дня – выход за пределы лагеря. Утром – восхождение в горы в почти сорокаградусную жару с последующим продвижением в далеко не теплой горной реке, закованной в живописные каменные тиски турецких каньонов. Вечером – костюмированное карнавальное шествие по улицам Гёйнюк – фееричное, шумное, демонстрирующее безграничность и свободу детской (да и взрослой) фантазии, сопровождающееся приветственными аплодисментами жителей соседних отелей. Эти испытания окончательно сплотили жителей Артвилля, активизировали весь творческий потенциал.

А вот «неорганизованная» часть была совсем другой. Для многих взрослых участников АРТ-смены – самой трудной. Во-первых, действие в неопределенности было и остается самым сложным профессиональным действием. Во-вторых, сменилась роль взрослого: из явного организатора, модератора событий необходимо было превратится в фасилитатора: быть с детьми, деликатно направлять их деятельность, подставлять плечо при необходимости, помогать им использовать свои собственные ресурсы, не прибегая к помощи взрослого, но ни в коем случае ничего не делать за них, как бы ни хотелось помочь – всё это, как известно, высший пилотаж педагогического мастерства. И конечно, начались пробуксовки. В том числе и мои. Ситуация выходила абсолютно из-под контроля, это пугало меня. Как организовывать этот этап я четко не знала, действовала интуитивно, но интуиция меня, честно говоря, несколько раз серьезно подводила. Как же я благодарна своей команде, что мы все-таки справились! Благодарна всем без исключения: вожоргам и вожастерам, помощникам и волонтёрам (отдельно – своему боевому другу Евгению Личкину, без помощи и поддержки которого мне было бы очень трудно). Итак, мы преодолели непонимание друг друга, ситуации, дальнейшей перспективы. Знала, что так может быть, поэтому формируя команду, отталкивалась в первую очередь от личностных качеств своих будущих коллег. Не ошиблась!

Главным эффектом этой части смены считаю темы и качество проводимых детьми мероприятий. Они сохранили главную линию АРТ-смены, хотя их никто не обязывал это делать. Не смогли, правда, остаться в стороне от Чемпионата мира по футболу, но, как могли, адаптировали его под тему смены, устроив состязание болельщиков, использующих в своем «благом» деле цвет, звук, музыку. День рисования, День кино, День поэзии – идеям детей могли позавидовать взрослые организаторы. Конечно, на одной идее далеко не уедешь, дефицит умения реализовывать замысел, организовывать людей фиксировался участниками парламента на всех рефлексивных кругах. Только после этой пробы ребята по достоинству оценили и труд взрослых участников смены, хотя недостатка авторитета в детской среде у последних и так не было, но тут, как говорится, много не бывает.

На одной из первых рефлексий детского парламента после фиксации проблемы отсутствия внимания сверстников при организации ими мероприятий ребята изобрели универсальный жест «Стоп! Тишина!» – поднятая рука с обращенной к зрителям ладонью. Это жест оказался жизнеспособен и благополучно проработал до конца смены, потому что был органичен и появился на свет как решение реальной проблемы. Уж если говорить о метаязыке в общепринятом смысле слова (как системе разного рода знаков), то вот так они и должны появляться. Это мое открытие, мое проживание темы метаязыка в смене международного лагеря.

И наконец, ещё один важный, может быть, самый важный эффект – поток детской инициативы. Ребята вызывались участвовать во всем. Пели, рисовали на асфальте, предлагали разного рода активности в лагере. Три активиста пришли на заседания парламента и стали задавать вопросы по организации жизни в лагере. Всё очень серьезно. Члены парламента притихли, ещё раз оценив степень своей ответственности. Было ощущение, что все только начинается. Какая-то особая детьми организованная жизнь. Но неминуемо приближался конец АРТ-смены…

Ну, что же, ещё о многом хочется рассказать. О мастерских, об уникальных продуктах, созданных детьми. О постановке «Маленький принц» в соседнем отеле «Нирвана» с участием Народной артистки России Елены Яковлевой (для многой детей это главное событие смены, которое, кто знает, может стать поворотным событием жизни). Об удивительных отношениях жителей Артвилля. О разных приключениях. О шутках и розыгрышах…Но надо останавливаться. Все-таки эпилог, а не многотомник.

P.S. Звенящая пустота внутри, вдруг появившаяся после смены, начала заполняться. И не пустота это была, а начало чего-то нового и важного, так что ничего не закончилось, все только начинается…

Елена Нехорошева, содержательный руководитель Арт-смены Международных умных каникул с проектом «Школа Росатома»