Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Дневник Международных умных каникул со «Школой Росатома» в ДООЦ «Солнышко» города Лесного

30.07.2022

17-30 июля 2022 года на базе ДООЦ «Солнышко» города Лесного Свердловской области проходят Международные умные каникулы со «Школой Росатома». Пятьдесят детей из России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Узбекистана приехали, чтобы интересно провести время, найти новых друзей, попробовать себя в разных социальных ролях и погрузиться в различные виды деятельности. 

День 14. Мир изменился.

Сегодня  с самого раннего утра участники Международных умных каникул со «Школой Росатома» разъезжались по домам. Уезжали целыми делегациями и поодиночке (родители лично забирали детей из Лесного, многим из них было любопытно посмотреть, что за педагоги работали с их детьми). Расставаться ребятам было тяжело. Градус позитива событий смены был настолько высоким, что дети словно прикипели друг к другу. Ребята из Белоруссии и Армении как обычно (спокойно) сходили на завтрак, а по возвращении в наш корпус увидели автобус, который приехал за ними, чтобы увезти в аэропорт Екатеринбурга. Этот автобус уже совсем скоро должен повезти их в привычную жизнь на любимую Родину, к родным и близким, по которым уже соскучились. Но почему же так тоскливо вдруг стало? Что-то изменилось! Изменились сами ребята и изменился их детский мир. В их новом детском мире им хотелось бы, чтобы вновь сложившиеся отношения сохранялись и развивались, новые друзья были рядом, а начавшаяся серия увлекательных событий непременно продолжилась. Все понимают, что это совершенно невозможно, от этого и грусть, и слезы. 

Махали вслед уходящим автобусам и авто, когда уезжали наши друзья из Армении и Белоруссии, из Зеленогорска, Новоуральска и Лесного, из Казахстана и Узбекистана. Увозили с собой добрые воспоминания и особое душевное тепло, которое внезапно поменяло мир вокруг наших ребят. Они приедут домой и, наверняка, будут пробовать выстраивать подобные добрые отношения с окружающими их людьми, но уже на Родине. 

Педагоги Международных умных каникул тоже грустили. Лагерь опустел и будто стал бесцветным без ребят. Всё же, они были удивительными! Спасибо их мамам и папам, что сумели воспитать их такими добрыми и искренними, умными, интеллигентными, озорными, яркими и жизнерадостными. 

С отъездом ребят вокруг всё притихло и замерло. Но это было ненадолго. Уже через пару часов ребята появились в зоне быстрого доступа в Интернет и стали активно добавляться друг к другу в друзья в социальных сетях. Ведь сейчас расстояния в тысячи километров легко преодолеваются сообщением или видеозвонком в мессенджере или социальной сети. 

Международные умные каникулы со «Школой Росатома» 2022 года на базе ДООЦ «Солнышко» города Лесного уже стали историей. Эту историю создавали вместе ребята из пяти стран: России, Армении, Белоруссии, Узбекистана и Казахстана. Эта история изменила внутренний мир каждого из них, дала возможность получить опыт построения добрых отношений с окружающими людьми, сориентировала ребят на самоизменения, ведь самые ценные человеческие качества были олицетворены их друзьями:

  • мощной командой самых добрых и отзывчивых ребят из Лицея №56 города Новоуральска (все пятеро – обладатели именных кирпичей Международных умных каникул) – настоящими лидерами: Иваном, Глебом, Костей, Сашей и Данилом;
  • очаровательными интеллектуалами из Новоуральской гимназии: Ульяной, Арсением, Настей, Андреем и Аркадием (его имя, кстати, с первого дня стало позывным этих Международных умных каникул);
  • милыми и интеллигентными представителями Армении: Мане, Ани, Жанной, Рудиком, Левоном и Вараздатом (любимец всего лагеря с вечным двигателем и неиссякаемым источником позитива);
  • жизнерадостными и отзывчивыми ребятами из Беларуси: Лизой, двумя Артемами, Фаридом и Миланой;
  • очень добрыми и светлыми ребятами из Казахстана: двумя Владами, Ариной и Арнуром;
  • самыми искренними и самыми улыбчивыми на Международных умных каникулах ребятами из Узбекистана: Хумаюном, Абдуллохом, Зилолой, Элёром, Али и Арсланом;
  • самыми гостеприимными и заботливыми ребятами из Лесного: Глебом, Маратом, Семёном, Ильёй, Жорой, Олесей и двумя Сонями, Владом, Мариной, Любой и очаровательной Златой (самой юной участницей Международных умных каникул);
  • яркими и талантливыми девочками из Зеленогорска: Настей и Софией;
  • позитивными и заботливыми взрослыми: Ольгой, Романом, Иваном, Анной, Артемом, Евгением, Ангелиной, Юлией и Катюшей (которой самой всего четырнадцать, а она очень точно работает в качестве помощника педагога).

Международные умные каникулы зажгли огонь дружбы и изменили привычный ход жизни ребят. Они вернутся домой заряженными на позитив и, наверняка, будут готовы поделиться искрами доброго отношения к людям со всеми окружающими их людьми. Международные умные каникулы не заканчиваются никогда, потому что они навсегда остаются в сердцах и детей, и взрослых, принявших в них участие. 

День 13. Счастье.

Ощущение счастья у человека возникает внезапно. Наверное, это своеобразный накопительный эффект: мы собираем эмоции, проживаем личный опыт, выстраиваем отношения с миром и людьми, и в какой-то момент начинаем ощущать себя абсолютно позитивным пазлом, который гармонично встраивается в картину мира (или весь мир гармонично встраивается в нас).

Двенадцать дней каждый участник Международных умных каникул копил и складывал в своей душе впечатления от прожитых событий. Они осваивали новые границы себя, узнавали о своих новых возможностях, удивлялись новым интересам, которые возникали здесь и сейчас, складывали разные образы себя. И сегодня, накануне разъезда по домам, появилось ощущение, что появился новый коннект с миром, как будто перешел на новый уровень, прорвался сквозь новые смыслы.

Все началось с утреннего удивления. Последний именной «кирпич дня» был вручен накануне, а тут вдруг сразу два новых кирпича нашли своих счастливых обладателей: коллектив вожастеров и Вараздата из Армении. Вара был счастлив получить заветную награду, и все ребята были за него искренне рады – если есть у коллектива настроение, то его сполна олицетворяет Вара: добрый, искренний, непосредственный, энергичный, искрящийся позитивом. Радоваться успехам других – явный признак ощущения счастья.

Прямо с утра участники Международных умных каникул провели мастерские для ребят из лагеря «Солнышко», которые бок о бок жили с нами, наблюдая со стороны. В роли мастеров выступили наши дети. Они приобрели новые компетенции предметные, а теперь в активной позиции прокачивали еще и педагогические компетенции. Получилось! Ульяна и Данил из Новоуральска проблематизировали ребят задачами развенчивания мифов, Люба обеспечивала новым участникам танцевальной мастерской пробу себя в освоении сложной хореографии, Настя из Новоуральска мастерски вовлекала детей в работу с трафаретами для изготовления дизайна по текстилю, Глеб из Лесного погружал детей в таинства создания мультфильмов. Пришедшие на мастерские ребята увлеченно погружались в новую для них деятельность, и наши юные мастера были окрылены эмоциональной отдачей, которую получали от учеников. И снова в глазах участников Международных умных каникул светился особенный огонек: они получали удовольствие и от своей новой позиции, и от осознания того, какой большой путь они прошли, занимаясь всю смену в мастерской. И снова ощущение счастья!

Сегодня наконец-то ребята увидели воочию, что зарабатывали именные кирпичи они совсем не для игры. Вместе с профессиональным каменщиком все 50 участников каникул делали кирпичную кладку будущей клумбы. Именные кирпичи придали новому арт-объекту лагеря «Солнышко» совершенно нетипичный дизайн: абсолютно понятно, что клумба – это памятный знак, в котором запечатлены истории успеха каждого ребенка. Преисполненные чувства гордости за пройденный за смену путь, ребята снова ощущали себя счастливыми и открытыми всему миру.

Сегодня же ребята презентовали итоговые продукты мастерских друг другу. Танцевальная мастерская представила сложную хореографию, которую осваивали две недели. Слаженная работа в сложном танце ребятам доставляла удовольствие, они чувствовали себя одновременно уверенными и расслабленными – как будто танцевали исключительно для удовольствия.

Получившийся мультфильм, хронометражем 4 минуты – результат кропотливой работы группы ребят из мультипликационной мастерской. Более 5000 кадров, в каждом из которых авторский контент и интересная история – все это сделали ребята совместно всего за 10 дней.

Ребята из мастерской «Арт-дизайн» презентовали авторские работы: футболки и шоперы, выполненные в различных техниках. Освоить на практике несколько техник всего за 10 дней – это серьезное достижение. Ребята из мастерской уже сегодня ходили по лагерю в новых футболках и с новыми шоперами, понимая, что результат их труда вызывает восхищение у окружающих. Их личная победа добавила ребятам радости и позитива.

А альманах лайфхаков по научному опровержению мифов был интересен ребятам и по форме, и по содержанию. А юные экспериментаторы демонстрировали свои таланты и в исследованиях, и в моделировании, и в актерской игре. Чувствовать себя интересным публике персонажем, благодаря умному контенту и прикольной форме его подачи, оказалось очень приятно. Ощущение хорошо сделанной работы во время презентации итоговых продуктов мастерских ребят окрыляло. Вроде бы взрослое ощущение, но ребята его прожили уже сейчас.

Сегодня прошла ярмарка для ребят. В течение смены они зарабатывали деньги своим умом, участвуя в Инженерно-экономической игре «Мы – умы», а сегодня им представилась возможность приобрести сувениры и «вкусняшки» на ярмарке. Важно было, что виртуальные деньги ребята получили не за хорошее поведение или за послушание, а за решение реальных задач, которые они решали, проявляя чудеса креатива. Еще до ярмарки ребята получили деньги в банке нашего строящегося города. Им было предложено внести часть заработанных денег в фонд Никиты из Беларуси, который вынужденно пропустил всю инженерно-экономическую игру. Фонд собрал более 4000 кирпичей (так называлась наша виртуальная валюта) для Никиты. Существенная сумма!!! У некоторых ребят на счетах было денег меньше по итогам участия в инженерно-экономической игре.

Ярмарка была яркой и веселой. Аукцион – первый подобный опыт для ребят. А когда аукцион ведет вожастер Иван – рутинный, казалось бы, процесс превращается в настоящее интерактивное шоу, в котором есть возможность проявить себя предприимчивым человеком с чувством юмора. 

Вечером участники Международных умных каникул отправились к костровому месту. Красивый антураж, костер, гитара, орлятский круг и… первые слёзы… Уже очень близко расставание. Тонкий мир, который строился кирпичик за кирпичиком, рушится на глазах – пора домой. Как же этот мир сохранить? Сохранить этот мир можно внутри себя. Все, что ценно – можно сохранить в себе. Именно поэтому день финалили в формате трогательной церемонии, в которой можно посмотреть друг другу в глаза и сказать самые важные слова. Ребята душевно общались друг с другом, поддерживали друг друга, строили планы на будущее. Светлая грусть перемежалась яркими воспоминаниями о том, что происходило с ребятами в течение смены. Мы посмотрели видеодневники всех дней смены, с удовольствием пели песни, которые становились музыкальной темой дня.

А потом бенгальские огни и загадывания желаний, сборы в дорогу, общение, расписывание наших строительных касок пожеланиями и контактами. И в какой-то момент появилось ощущение настоящей сказки, в которой ты действующий персонаж, а действие абсолютно реально и осязаемо. 

Мы вместе пели «До скорой встречи!» и уже начали мечтать о следующих Международных умных каникулах со «Школой Росатома», которые вновь сделают детей и взрослых счастливее!

День 12. Детство – не репетиция.

Детство – это не подготовка к взрослости. Это полноценная жизнь здесь и сейчас со всеми красками и вкусами. Победы и поражения, восторги и разочарования, чувство локтя друга и ощущение одиночества – разве это может быть репетицией жизни? Это и есть настоящая жизнь, которая оставляет воспоминания, даёт опыт и формирует характер.

Сегодняшний день был посвящен полноценному проживанию детьми процесса подготовки к глобальному песенному шоу «Солнышковидение». Съемка и монтаж промо-роликов, репетиции, изготовление декораций, саунд-чеки, технические прогоны. Казалось бы – скукотища!? На самом деле, самая настоящая движуха, в которой каждый получает заряд позитива от совместного творчества и совместной (!!!) рутины. Постоянно возникающие вводные, постоянно меняющиеся внешние обстоятельства и неослабевающее стремление сделать сценическое действие ярким.

Дети получали настоящее удовольствие от работы со своими вожастерами, которые и сами, как дети – фонтанировали замыслами, загорались от детских идей, с головой ныряли во все придумки ребят. Было совершенно очевидно, что взрослые сохранили в себе ребенка и детские качества предают взрослым особое обаяние (быть жизнерадостным, любознательным, ярким и непосредственным ребенком, оказывается, очень даже полезно для будущей взрослой жизни). Культурный позитивный значимый взрослый сегодня в совместной деятельности с детьми был не сухим термином, а реальным, живым, ярким средством развития для детей. Необычайным креативом и недюжинными режиссерскими находками детей заряжали сегодня вожастеры Анна и Ольга, вдохновляющей поддержкой и «развивателями» детских идей стали Артем и Евгений, универсальными «помогаторами» для детей стали Лина и Иван.

Всё было по-взрослому, на первый взгляд, но как много в этом читалось детской непосредственности. За тридцать минут репетиции на сцене каждая из пяти команд, представляющих районы нашего виртуального города, должна была успеть сфокусироваться сразу на нескольких важных задачах: звук, вокал, видеоряд, сценодвижение, декорации, интерактив со зрителями. Дети попали в ситуацию многозадачности в деятельности, которая их захватывала и увлекала. Они смотрели на то, как в этой многозадачности ведут себя взрослые и пробовали взять на себя часть их функций. Марат из Лесного через юного переводчика Хумаюна из Узбекистана консультировал Али, как лучше спеть (а между тем Марат и сам пел, и занимался подготовкой промо-ролика). Хумаюн при этом совмещал функции переводчика с актерской деятельностью в другом номере с совсем другой командой, но ведь не мог он оставить без помощи своего друга! В итоге он даже вышел петь вместе с Али в номере, придуманном другой командой.

Репетиционный процесс в разных форматах стихийно протекал весь день, перемежаясь с другими активностями. Сегодня прошли финальные занятия в мастерских, на которых ребята «собирали» итоговые продукты своей деятельности для презентации всем участникам Международных умных каникул. Мальчишки тренировались, чтобы после обеда сыграть футбольный матч с командой взрослых (кстати, проиграли со счетом 3:7, немного расстроились, но репетиции вернул их в состояние позитивного драйва).

Наконец наступило время вечернего шоу, к которому ребята так энергично и позитивно готовились. В качестве членов взрослого жюри были приглашены представители руководства города Лесного Елена Виноградова и Алексей Парамонов, а также директор ДООЦ «Солнышко» Ксения Федоркова. Приветствовала участников шоу муниципальный координатор проекта «Школа Росатома» Инна Левина. Блистательные ведущие Анна и Иван создали уютную доброжелательную атмосферу предвкушения праздника. Они искусно общались на равных с детьми, удерживая при этом сценический образ ведущих шоу высокого уровня. И вот уже первые участники «Солнышковидения» на сцене. «Охотники за привидениями» Данил и Костя из Новоуральска, Влад из Казахстана вышли в блестящих аксессуарах и мгновенно завоевали симпатии зрителей своей искренней позитивной подачей образов. Одиннадцатиклассник Данил наравне с более младшими ребятами зажигал на сцене без всякого налета взрослости, получая удовольствие и посылая позитив в зал.

Давид из Армении пел песню на испанском языке, демонстрируя полное понимание того, о чем он поет и создавая образ настоящего уверенного в себе мачо. На его выступление ребята из других команд даже повскакивали со своих мест и приветствовали Давида и его команду стоя (как же важно дать человеку ощутить, что в него верят и видят в нем силу!)

Глеб из Лесного пел, как настоящий рокер, его поддерживали ребята, которые только изображали рок-группу, понарошку играя на гитарах и барабаня по барабанам-муляжам. Но, определенно, ребята завели зал и вот уже все вместе пели: «Мое сердце остановилось…».

Наступило время выступления Али из Узбекистана. Хумаюн и Абдуллох устремились к сцене, чтобы поддержать друга. Один из них стал петь вместе с Али, а другой – стоял за кулисами и поддерживал их незаметно для зрителей, но ощутимо для выступающих. Рядом с ребятами очень чувственно танцевала соло Мане из Армении, которая  всего за день сумела отрепетировать танец, ставший органичным дополнением лиричной песни Али и его друзей, исполняемой на узбекском языке. И без перевода было понятно, что в песне пелось о любви.

Вараздат из Армении пел сегодня «Томаса Шелби», совсем еще маленький мальчишка (в четвертый класс только перешел) «поставил на уши» зал. Он пел как настоящая звезда – выразительно, вдохновенно – и явно получал удовольствие от того, что происходит с ним на сцене. Даже на мгновение забытые Варой слова песни не испортили впечатление о номере – маленького парня на сцене поддерживала команда, в которой были ребята в почти два раза выше и старше него.

Влад из Казахстана и Ульяна из Новоуральска замахнулись на песню «Мы чемпионы» Фрэди Меркюри. И пусть вокально сравниться с оригиналом было невозможно, ребята компенсировали это зрелищным шоу на сцене, в котором потрясающе танцевали и взрослые парни, и самая маленькая участница смены Злата – чемпионка симпатий всех участников Международных умных каникул.

Марина из Лесного и ее команда сделали очень нежный номер под песню «Ты и я». Ребята пели искренне, наверняка вспоминая о первом чувстве влюбленности, либо мечтая о нем. Потрясающего драматизма добавили в свою историю на сцене команда Марата из Лесного и Мане из Армении. Марат и Мане очень сильно и выразительно пели, а команда философствовала в перфомансе: каждый наш плохой поступок лишает нас части сердца.

В песне «До скорой встречи» в исполнении Сони из Лесного глаза зрителей оказались почти мгновенно «на мокром месте»: уже совсем скоро расставание, а смысл песни и трогательный видеоряд вызывали позитивные воспоминания о прожитых незабываемых днях на Международных умных каникулах.

Юная София из Зеленогорска и ее команда, в которой рядом с ней танцевал почти двухметрового роста обаятельный восьмиклассник Семён из Лесного на шаре «мандаринового цвета» очаровали зрителей с первых нот и первых сценодвижений. Многим зрителям почти сразу стало понятно, что на сцене победители.

Оценки взрослого и детского жюри, которые озвучивались по очереди, вызывали в зале оживление. Победительница София радовалась двенадцатибалльным оценкам, прыгая выше своего роста, садясь на шпагат и чуть не целуя пол. Вот это эмоции! Так радоваться могут только дети!? Нет, так радоваться могут и взрослые, которые не потеряли в себе ребенка: вожастеры и взрослые гости праздника радовались также искренне.

Шоу завершилось на высокой эмоциональной ноте, но эмоциональной была и церемония вручения именных кирпичей героям дня. Обладателями почетного трофея стали Саша из Новоуральска, Хумаюн из Узбекистана и Влад Н. из Казахстана. Кто-то из них даже прослезился, получив знак признания своих сверстников и значимых взрослых. День завершила дискотека, на которой все вместе мы выплескивали накопившийся позитив, даря его всему миру, наполненные добрыми переживаниями, которые будут жить в наших девчонках и мальчишках, уверены, еще очень долго, а может и всю жизнь, ведь взрослый наполнен, в том числе, и детскими впечатлениями, эмоциями, переживаниями и опытом.

День 11. «585».

Прожив большую часть умных каникул, погрузившись в событийный ряд, замысленный взрослыми, участники Международных умных каникул получают всё больше свободы для собственных инициатив, пробуют самостоятельно реализовать идеи, утверждённые на общем сборе-планировании. Педагоги уступили ребятам организацию многих режимных моментов: актив собирает всех на зарядку, обеспечивает техническими средствами, договаривается с нужными взрослыми, придумывает утреннее удивление. Пробуют ребята себя и в организации ключевых событий дня. На своем личном опыте они начинают понимать, что в большом деле не бывает неважных мелочей: идея, сценарий, проработанное содержание деятельности, организационное обеспечение и сопровождение. Все премудрости организации мероприятия «под ключ» ребята постигали на собственном опыте пробуя, ошибаясь и находя решения сложных организационных моментов.

Пробы, пробы и пробы. На мастерской «Разрушители мифов» ребята сами находят и исследуют интересные естественнонаучные явления. Сегодня в центре изучения была неньютоновская жидкость из крахмала. Разрушители мифов убедились, что жидкость в одном и том же агрегатном состоянии может быть и жидкой и твёрдой. В Мультстудии тихо, но работа, требующая сосредоточения и внимания кипит, снимаются последние сцены мультфильма. Костя из Новоуральска в наушниках выстраивает звук, Саша из Лесного работает с персонажами, он является также закадровым голосом мультфильма. Элёрбек из Узбекистана и Артём из Беларуси фотографируют и обрабатывают снимки в специальной программе, Арслан из Узбекистана пишет тексты, правит сюжет. Сегодня завершено создание мерча в технике декупажа в мастерской «Арт-дизайн», ребятам осталось приготовить мастер-класс для сверстников. Оттачивают движения финального танца участники танцевальной студии.

В первой половине дня долгожданный ответ на вопрос — зачем участникам смены настоящие кирпичи? Всё-таки будем строить! Профессионал-каменщик Сергей дал первый мастер-класс по кладке кирпича. Мастер показал, как замешивать раствор, как управляться с уровнем и кирочкой, объяснил, зачем натягивают нить между кирпичами, как пользоваться расшивкой для выравнивания швов. Каждый участник мастер-класса уложил кирпич, а некоторые не один. Вараздат из Армении оказался самым увлечённым и самостоятельным, даже решил построить собственную стену.

Центральным событием дня стала экономическая игра, разработанная участниками Городской думы. Организаторы самостоятельно разделили участников на группы по пять-шесть человек. В первой части игры ребята «зарабатывали» условные деньги — «трубы», выполняя задания на логику, сноровку и творческость. Заработанные «трубы» ребята могли потратить на материалы для создания фильтра для воды. Во второй части мероприятия группы создавали прототипы этих фильтров, которые критически испытывались при всех. Победила команда Марины из Лесного.

И, конечно, пора готовиться к финальному событию каникул — «Солнышковидению», причём музыкальный вокальный конкурс предложили дети. Районы «строящегося города» представят своих вокалистов. Вызов дан, вызов принят! После ужина по всем холлам/районам — поиск талантов. Все с нетерпением дети ждут завтрашнего праздника и увлеченно репетируют конкурсные выступления. А кирпич дня получил Никита из Минска, теперь счастливых обладателей именного кирпича стало десять. Карту Бизнес-центра вручили победителям экономической игры, их имена будут теперь красоваться на карте нашего виртуального города.

День 10. Самостоятельность и взаимодействие.

Любому человеку, начинающему действовать самостоятельно, приходится сталкиваться с проблемами налаживания взаимодействия с другими людьми. Интересно, а если человек взаимодействует с другими людьми – он теряет свою самостоятельность в деятельности?

Участники Международных умных каникул проживают период смены, который они организовывают по собственному замыслу и на своем опыте начинают осознавать, что значит быть самостоятельными и как помогает человеку умение взаимодействовать с другими людьми для достижения цели.

В мастерских привычно кипела бурная деятельность. Ребята из «Мультстудии» готовили к показу вечером тизер их будущего мультфильма. Работали слаженно художники, операторы, редакторы, сценаристы, специалисты по монтажу, один процесс всецело зависел от успешности протекания другого. Каждый работал самостоятельно, но в соответствии с общей идеей и во взаимодействии друг с другом. (Кстати, премьера тизера прошла на «ура!»).

В мастерской «Научное опровержение мифов» продолжили создавать умные и интересные видеоролики, в которых интегрировались результаты работы ребят, отвечающих за науку и ребят, отвечающих за технику. И снова на вопрос о том, где граница между самостоятельностью и зависимостью от результатов деятельности других, ребята отвечали, опираясь на свой личный опыт, который они проживают здесь и сейчас.

В танцевальной мастерской сочетание поставленной хореографии и импровизации при подготовке итогового танца тоже давало детям понимание сочетания самостоятельности и взаимодействия. А в мастерской арт-дизайна ребята обсуждали, как их индивидуальные дизайнерские футболки вчера объединились в коллекцию и они стали ощущать себя уже творческим коллективом, который работает на единую творческую задачу – создание коллекции.

Праздновать День рождения самостоятельно – совсем не интересно и даже грустно. А вот разделить праздник с новыми друзьями – значит преумножить позитив. Такой опыт сегодня прожили Настя из Зеленогорска и Левон из Армении. Все началось с утренних поздравлений и подарков от «Школы Росатома», а завершалось видеопоздравлениями от родителей на вечернем мероприятии и задуванием свечей на огромных и очень вкусных именинных пирогах. Всем нашим ребятам было приятно оказывать знаки внимания нашим именинникам весь день, да и сами именинники чувствовали постоянную поддержку друзей.

В течение дня ребята продолжили игру «Мой тайный друг»: делали друг другу приятные сюрпризы, но так, чтобы невозможно было догадаться, кто авторы этих сюрпризов. Самостоятельно это тоже не сделать, поэтому «шифроваться» приходилось с помощью друзей-посредников.

Креативные педагоги Иван и Ольга сегодня провели рейд «Ревизорро» в корпусе. Они сняли забойный видеоролик, в котором предстали в ироничных образах отельных ревизоров и показали ребятам достойные примеры содержания комнат в порядке и диаметральные антипримеры. Вечером, когда был на большом экране показан этот видеоролик, ребята от души посмеялись над собой и взяли себе на заметку что, необходимо изменить в комнате в ближайшее время.

Сегодня случилось еще одно знаменательное событие – финал Инженерно-экономической игры «Мы – умы». Последнее испытание было очень зрелищным: по бумажному хрупкому мосту необходимо было провезти кружку воды. Справились три команды из семи, а общая турнирная таблица опять существенно изменилась. Среди ребят из России победу по сумме баллов за все семь дней одержал Костя из Новоуральска, а среди зарубежных участников наибольшее количество баллов набрал Арнур из Казахстана, который порой не мог предложить эффективного решения задачи сам, но зато эффективно взаимодействовал с другими ребятами. Завтра ребятам, расположившимся на первых двенадцати строчках турнирной таблицы примут участие в индивидуальном суперфинале Инженерно-экономической игры и продемонстрируют, как навыки командной игры переводятся в индивидуальные навыки уже в самостоятельной серьезной работе.

По запросу ребят актив городской думы Международных умных каникул сегодня подготовил и провел «Конкурс пар», на котором выступило 8 пар из делегаций пяти стран и одна интернациональная пара. На конкурсе ребята демонстрировали результаты своей совместной деятельности (постановка танца, изготовление необычного дизайна одежды), а также способность к импровизации (ребята выполняли задания на взаимодействие). В итоге победу одержала пара, которую составили Ваня из Новоуральска и Милана из Белоруссии – они прекрасно справились со всеми заданиями и продемонстрировали, как слаженное взаимодействие может приносить удовольствие и радость.

А еще в рамках вечернего мероприятия состоялся прекрасный дебют двух ведущих – Фарида из Белоруссии и Мане из Армении. Они показывали чудеса взаимодействия на сцене, предварительно проработав сценарий «Конкурса пар».

Героем был сегодня и Глеб из Новоуральска. Когда пришла пора распечатывать сценарий вечернего мероприятия выяснилось, что принтер сломался. Но каково же было удивление окружающих, когда Глеб буквально за несколько минут не просто наладил, а буквально починил сложное устройство.

В прошедшей сегодня игре «Корпорация полезных дел» ребята основывали коллективные бизнесы по оказании общественно-полезных услуг. Они объединялись по три человека, придумывали бизнес-идею и реализовывали ее за полчаса, делая окружающую действительность чуточку прекраснее здесь и сейчас. По итогам реализованных бизнесов победителями стали Глеб из Новоуральска (тот самый, что между делом и принтер починил, и в создании сценария «Конкурса пар» принял участие), Люба из Лесного, Арсений из Новоуральска и Левон из Армении (наш именинник!!!). А именной кирпич героя дня сегодня получил Костя из Новоуральска, достойный и скромный парень, который поработал в семи командах в инженерно-экономической игре и привел эти команды к успеху. Личный успех, как результат самостоятельной деятельности во взаимодействии с другими людьми!

День 9. Сами «с усами».

В детстве мы всегда мечтали побыстрее стать взрослыми. Сейчас ребятам дана уникальная возможность остаться фантазёрами, как в детстве и стать организаторами своего отдыха, как взрослые.

Утро началось необычно. Подъемом руководили ребята, сами придумывали упражнения на утренней зарядке. По сложившейся традиции все собрались на веранде на утреннее удивление. Удивились все: и вожастеры, и дети. Несмотря на то, что смена вошла в период детского самоуправления, график утренних мероприятий не менялся. Поэтому после завтрака ребята оправились на творческие мастерские. «Разрушители мифов» нашли подтверждение двум мифам: «Вода не вытекает из перевёрнутой бутылки» и «Шар обязательно лопнет, если его попытаться проткнуть острым предметом», «Шарик лопнет, если поднести к нему огонь». Ребята опровергли миф про шарик и огонь и даже успели снять креативное видео.

В мастерской мультипликации продолжилась творческая работа над анимационным фильмом. Интересно наблюдать со стороны как ребята рисуют, лепят фигурки героев, обыгрывая сцены будущего фильма. Арслан из Узбекистана сегодня написал сценарий целой сцены фильма. Когда он зачитал то, что у него получилось – все ахнули: было ощущение, что текст написал мастеровитый сценарист, виртуозно владеющий литературным словом.

Из студии танцевальной мастерской раздавалась зажигательная музыка: полным ходом шла отработка композиции для финального мероприятия смены. Именно этот танец станет итоговым продуктом мастерской. Он объединяет два танцевальных стиля, которые дают возможность участникам максимально раскрыть свои индивидуальные танцевальные способности. 

В мастерской «Арт-дизайна» ребята начали создавать на рисовой бумаге уникальную авторскую салфетку для разработки дизайнерского изделия в технике декупаж. В мастерской, как всегда, царила творческая атмосфера, благодаря чему каждая работа детей уникальна и индивидуальна. Приобретая опыт в этой мастерской, ребята получают практические навыки, которые смогут применить, вернувший домой, удивляя своих друзей и родных. 

Задача ребят в рамках инженерно-экономической игры «Мы умы» сегодня состояла в конструировании прочных конструкций из непрочных материалов. Ребята придумывали способ создания прочной веревки из туалетной бумаги. Не всем командам удалось изобрести надежный способ. Но благодаря экономическим навыкам все без исключения команды сумели заработать виртуальные деньги, вложив их в идеи других команд. А абсолютную победу праздновала команда Арсения из города Новоуральска.

На «Времени выбора» как всегда всё было индивидуально и увлекательно. Все, кто хотел поплавать – сходили в бассейн, не снижается популярность настольных игр. Некоторые ребята разрывались между желанием сходить в тренажерный зал и поиграть в интерактивную игру «Кроторот». Настроение у всех было весёлое!

После полдника ребята самостоятельно организовали и провели Танцевальный батл. Чтобы батл состоялся и был зажигательным и интересным, ребята продумали и написали сценарий, подобрали музыкальный материал, придумали креативный способ деления участников на команды, выбрали ведущих, определили состав жюри. 

Команды выполняли задания, показывая разные стили танцев, имитировали движения разных животных, исполняли быстрые движения под медленную музыку и наоборот. Ребята даже нашли применение народной музыке в заданиях. Было забавно и весело. Затем по два представителя от каждой команды стали участниками полуфинала: ребята исполняли импровизации под разную музыку, наиболее удачные импровизации проходили в следующий тур. Победу в финале батла одержала Люба из Лесного. Творческим подарком для всех участников Танцевального батла стало выступление судейской бригады – профессиональных танцоров Ильдара Исламова и Ангелины Медведевой. 

Дети разработали и запустили сегодня игру «Мой тайный друг». В оставшиеся дни до конца смены ребята будут тайно устраивать приятные сюрпризы друг другу, а имена своих тайных друзей узнают уже к концу смены. 

Обладателем «Кирпича дня» сегодня стала позитивная и весёлая Марина из Лесного. У нее был сегодня День рождения, но не смотря на праздник она взяла на себя ответственность написать и реализовать в качестве ведущей сценарий Танцевального батла. 

Девятый день смены Международных умных каникул получился очень увлекательным. Ребята демонстрировали в инициативной позиции, чему они сумели научиться всего за одну неделю, находясь на Международных умных каникулах со «Школой Росатома». И, пожалуй, главный вывод: находясь бок о бок с культурными взрослыми они получили мощную мотивацию для саморазвития, ставя перед собой ближайшие и перспективные цели.

День 8. Городская дума.

Жизнь на Международных умных каникулах со «Школой Росатома» с каждым днем становится все более предсказуемой и размеренной: ребята привыкли к режиму дня, с удовольствием посещают мастерские, инженерно-экономическую игру «Мы-умы» и активности «Времени выбора». Но этим утром что-то пошло не так: привычная зарядка сменилась звуками эпичной китайской музыки, а ведущая танцевальной мастерской Лина танцевала, приглашая всех желающих присоединиться. Озадаченные ребята присоединялись, но спрашивали, где привычные «скучная» зарядка с Евгением, бодрая с Линой и выгибули с Анной? Все просто – сегодня на стройке нашего города мы возводим «Китайский квартал» — заключительный район нашей грандиозной стройки, замысленный взрослыми-авторами программы. Практически в каждом современном мегаполисе есть «Чайна-таун», ведь самая многочисленная нация на планете распространилась по всему миру, привнося в жизнь города особый колорит. Вот и в нашем городе сегодня появится яркий, шумный «Китайский квартал»!

На мастерских уже появились первые промежуточные «продукты»: в «Мультстудии» уже готова треть итогового мультфильма, а красочная заставка до сих пор обсуждается всеми взрослыми и с нетерпением ждет презентации на ближайшем мероприятии в актовом зале. «Разрушители мифов» сегодня очищали ржавую монету с помощью яблочного сока и колы – оказалось, что сок в данном случае эффективнее, также успели сформировать лист околонаучных мифов, которые обязательно нужно успеть разрушить до конца каникул. Участники мастерской «Арт-дизайн» пробовали новую технику нанесения изображений на шоппер с помощью трафарета, а расписанные футболки уже ждут своего часа, чтобы быть презентованными участникам Международных умных каникул. Танцоры уже соединяют связки итогового перформанса, и с гордостью репетируют большую его часть.

На «Мы-умы» сегодня ломали голову над конструкцией, которая сможет спустить по воздуху со второго этажа наполненный водой пластиковый стакан. Главным затруднением для ребят было то, что для выполнения задания предложен избыточный набор материалов, используя его весь, просто невозможно добиться успешного приземления стакана. В результате только одна команда из семи смогла успешно справиться с непростой задачей.

Температура воздуха в районе ДООЦ «Солнышко» стремится к 30 градусам, поэтому на «Время выбора» большинство участников каникул решили провести, отдыхая в комнате, но уже через полчаса из комнат стали выходить ребята, чтобы поиграть в настольные игры или «Крокорот», пообщаться, и поскорее дождаться раскрытия главной интриги – дракона, изображенного в плане дня в 16.30.

На вечерней рефлексии ребята не раз замечали, что форматы мероприятий ни разу не повторились, так и получилось сегодня – грандиозная «Битва драконов» погрузила центральную площадь лагеря в настоящий праздничный перформанс в китайском стиле. Всего за 45 минут из стандартного набора материалов получились шесть ярких масок драконов, тело которого составляли 7 человек. Красочным шествием вереница драконов грациозно проследовала за Отцом драконов, в котором все не без труда узнали Ивана, на площадь, чтобы сразиться в битве. Пары драконов танцевали, передавали тактильные иероглифы, проходили полосу препятствий. После первого круга заданий лучший дракон в каждой паре поглощал проигравшего, поэтому все остались в игре, но уже в составе трех драконов, которые прошли еще три испытания: «Вода», «Яйцо», «Круговой полет». В итоге, больше баллов на финальном круге набрал дракон, возглавляемый Александром из Лесного, за которым проследовала длинная вереница участников «Битвы драконов» — немного уставших, но довольных еще одним общим делом, в котором ребята в очередной раз прочувствовали ценность настоящей работы в команде.

После ужина все собрались в актовом зале. На входе все удивленно смотрели на необычную обстановку – 4 больших круга из ковриков для йоги, 4 флипчарта и полное непонимание, что будет происходить. Как выяснилось, сегодня состоится одно из ключевых мероприятий Международных умных каникул — Сбор-планирование, где инициативам ребят взрослые дают зеленый свет. После долгих обсуждений, споров и уступок, образовался шорт-лист мероприятий и идей для «Времени выбора», которые могут и хотят реализовать сами ребята: музыкальный конкурс, экономический день, танцевальный баттл, песни под гитару у костра и другие. Решено, что управлять новыми организационно-управленческими процессами нашей стройки должна Городская дума, в состав которой вошли: Фарид из Белорусии, Рудик из Армении, Влад из Казахстана, Хумоюн из Узбекистана, Марат и Данил из России.Еще один насыщенный день завершился вручением сразу двух частей карты строящегося города: Китайского квартала и Площади самоуправления, а «Кирпич дня» под бурные аплодисменты был вручен Ульяне из Новоуральска. Фото дня, первое заседание Городской думы и отбой под тихие перешептывания о планах на новый день, который однозначно не будет похож на все предыдущие!

День 7. История сказки.

Мы с детства слушаем сказки. Совсем не обязательно верить в чудеса, но очень важно, чтобы сказка жила в тебе. Каждому человеку совершенно необходимо верить в то, что добро всегда побеждает зло, а добрые дела всегда вознаграждаются: мы обретаем новых друзей и становимся сильнее.

Погода сегодня стояла замечательная – жаркая с самого утра. Как всегда, после утренней зарядки все вместе встретились на веранде для утреннего удивления. Там режиссер Роман Пол Ланский вместе с вожастерами рассказали ребятам о предстоящих событиях этого дня, разыграв  уморительную миниатюру в разных жанрах кинофильма.

Обсудив тему сегодняшнего дня за завтраком, ребята отправились  по мастерским. «Разрушители мифов» изучали механизмы подъема воды (неужели вода может подниматься вверх?!!), проводили увлекательные опыты с  водой и маслом, снимали видеоролики. Александр из Новоуральска выступил с инициативой собрать результаты работы мастерской и начал монтировать общий фильм о «разрушителях мифов», который хотел бы показать всем ребятам лагеря.

Очень сосредоточенная и кропотливая работа кипела в мастерской мультипликации. Парни уже погрузились в самостоятельный процесс: ребята освоили технологию и уже сами стали ставить перед собой стахановские планы – только успевай заряжать  аккумуляторы аппаратуры.

Танцевальная мастерская готовила танец для вечернего мероприятия, который, кстати говоря, удался на славу.

В мастерской «Арт-дизайн» к окончанию третьего дня работы мастерской уже расписаны первые футболки с уникальными авторскими изображениями, в которых, естественно, присутствует атомсмайл. И ребята не останавливаются на достигнутом: очередь за шоперами в новой изобразительной технике.

Чуть позже, днем, в инженерно-экономической игре «Мы умы» ребятам вновь пришлось поработать головой: нужно было с помощью минимального количества листов А4 сделать плавсредство для кружки, способное удержать ее хотя бы на 5 секунд, не замочив ее. Изобретательность проявили все, а победные решения удались только двум командам из семи. Инженерно-экономическая игра идет уже четвертый день и появились первые лидеры, заработавшие больше всех «кирпичей» (такая внутренняя валюта принята в игре). На сегодняшний момент лидерами стали Глеб из Новоуральска и Лиза из Беларуси. Но впереди еще целых три дня игры и у каждого есть шанс вырваться вперед, заработав виртуальные деньги своим умом.

Время выбора у ребят как всегда прошло разнообразно и весело: футбол, бассейн, игра в Крокодила, настольные игры. Ребята с большим удовольствием погружаются в деятельность, которая нравится и чувствуют себя хозяевами своего личного времени и личного пространства.

После полдника, поделившись на группы, решили ставить сказку «Красная шапочка». Кому-то может это показаться банальным, но на самом деле ребятам была поставлена творческая задача поставить эту сказку в жанре комедии, мелодрамы, детектива, ужасов, Болливуда и боевика? Два часа для подготовки сценариев, костюмов, реквизита, музыки, заставки и вот уже ребята выходят на сцену. Хохотали над Семеном из Лесного, обалдели от танца живота Никиты из Новоуральска, потрясающе сыграла главную роль в истории ужасов 8-летняя София из Зеленогорска. Победа, а значит и пазл Карты с районом «Парк киносказок», досталась команде ребят из Узбекистана, Лесного и Новоуральска.

Человеком дня, а вернее сказать нескольких дней, стал Фарид из Белоруссии. Он любимец ребят из всех без исключения делегаций.

 Завершился 7 день смены Международных умных каникул, а это значит, что мы прошли экватор и дальше будет только интересней!

День 6. Командный игрок.

Командная работа, командный дух, взаимовыручка – именно такие слова мы слышим в момент достижения успеха. И ведь правда, совместная деятельность пробуждает в людях стремление к свершениям, которое возникает у одиночек. Можно ли собрать «команду мечты», способную свернуть любые горы, такую, с которой хоть в разведку, хоть на Северный полюс? 

На нашей стройке ежедневно формируются новые «бригады», которые решают сложнейшие задачи. Лишь на миг были озадачены команды мастерской «Разрушители мифов», когда им было предложено рассчитать плотность воды, способной удержать куриное яйцо на плаву. Задача непростая, но и ребята не из робкого десятка, тем более что работа проходила в командах и каждый член команды вносил в общий результат свою лепту: солил, переливал, взвешивал, вёл подсчет. Результат общих усилий – миф о том, что куриное яйцо всегда тонет в воде – опровергнут! 

Творческие коллективы удивили новыми достижениями. Ребята из мультстудии начали первые съемки. Пока Глеб с Артемом из России изготавливали своих персонажей из пластилина, Элёрбек из Узбекистана всего за полтора часа снял больше 70 кадров мультфильма и словно волшебник оживил их в мультипликационном редакторе. Перед нами распустилось невероятное дерево, на которое, как на родное, прилетела первая птица. Слаженная работа – эффектный результат! Танцевальная лаборатория продолжила постановку группового продукта с элементами латиноамериканских танцев. Вот уж где чувство локтя важнее всего! Уже завтра ребята будут готовы представить фрагмент танца самба.

В мастерской «Арт-дизайн» на футболках появились первые яркие и необычные изображения: у Влада из Казахстана морской котик с большущими и преданными глазами, а у Сони из Лесного – яркий скрипичный ключик с атомсмайлом.

Проверка команд на прочность состоялась на новом витке инженерно-экономической игры «Мы – умы». В этот раз каждой команде предстояло всем составом поместиться в листке бумаги формата А4. Решение этой задачки выглядело со стороны бурлящим муравейником, а результат работы не заставил себя долго ждать. Победное решение предложила команда Влада из Казахстана. Такие вызовы не только формируют инженерное мышление, но и сплачивают ребят.

«Мороженое!!!» — зашумел зал на полднике. Вот уж где почувствовалась командная страсть и единение детского коллектива. Мелкие радости делают наше лето незабываемым и счастливым. 

Ключевым событием дня стали «Новые олимпийские игры», состязания в которых не существуют как таковые. Придумать и воплотить дизайн командной формы, изобрести несуществующий спортивный инвентарь, зафиксировать правила новых спортивных игр – всё это ребятам нужно было сделать всего за 40 минут. А потом фееричное открытие спортивного праздника, состязания по олимпийской системе, знакомство с захватывающими играми, которые ребята представляли друг другу и тут же с головой погружались в состязание.

Команда Узбекистана представила игру «Цепи кованы» на новый лад, у беларусов веселая игра «Бульба, бульба, выручай» была и по антуражу, и по исполнению очень веселой, у ребят из Казахстана игра называлась «Коробочное сумо», а красавчик Милан был просто фантастическим атлетом-сумоистом. «Тараканий картинг» от новоуральцев, «Боди-болл» от ребят из Армении, «Коробка-прыг» от ребят из Лесного – спортивные игры, которые увлекли ребят и помогли еще раз ощутить себя быть настоящей командой. В финале турнира сошлись ребята из Лесного и Новоуральска. «Шаробол» или «Киртак»!? Какая игра станет самой зажигательной? В финале сошлись действительно две сильные команды, которым удалось и игры интересные придумать и проявить командный дух. В итоге победили ребята из Лесного, все радовались за них и признавали, что изобретенная ими игра действительно хороша. Но новоуральская команда сегодня праздновала очередную победу: кирпич дня был вручен Данилу – все ребята еще до оглашения итогов были абсолютно уверены, что человеком дня будет именно он. Данил вел все свои команды не к победе, а к ощущению азарта, удовольствия от совместной деятельности. А это ценнее всего!

Казалось, что после такого масштабного турнира нет у ребят никаких сил ни на что более. Но было и фото дня, и зажигательная дискотека, а на фоне еще и задушевные разговоры, и воспоминания о самых ярких моментах прожитого дня.Прошло всего шесть дней Международных умных каникул, а ребята уже почувствовали себя командой. Они научились радоваться победам друг друга и им хватает духу замахиваться за самые амбициозные замыслы. Потому что мы – команда!

День 5. Вкус праздника.

Идёт ли речь о еде или информации, чем вдумчивей мы потребляем, тем больше мы приобретаем. Как ни посмотри, именно  вкус делает нас нами! И этим же словом «вкус» мы описываем получение опыта – вкус чего-то нового. И с этим жители нашего города встречаются ежедневно, начиная с утреннего удивления и завершая день торжественным вручением праздничного кирпича.

Мы используем слово «вкус», чтобы описать свои предпочтения в музыке, искусстве, моде, кино и чем угодно из того, чем мы окружаем себя физически и психологически. Время выбора сегодня удивляло ребят новыми деятельностями: песни под гитару, в уютной комнате разместился салон красоты «Девичьи секреты», у корпуса шли на рекорд креативные «надуватели» мыльных пузырей. Горячо любимые командные виды спорта, бассейн и настольные игры снова остались в опциях для выбора. Мы выбирали, пробовали себя в новых видах деятельности и наполнялись вкусом!

Сегодня в квартале поваров было кулинарное шоу «Адская кухня». Яркий ведущий, непревзойдённые эксперты, 6 творческих команд, которым кроме умения готовить, необходимы: понимание, доверие и… не сдаваться! Как итог три блюда, а ведь в продуктовой корзине 10, практически несовместимых, продуктов. На кухне жара, шум, улыбки, похищение сосисок из кастрюли и исчезновение яйца)))).

Сюрпризом для ребят стало участие, вне конкурса, семейной команды Кунгиных – четы вожатых Международных умных каникул с двумя детьми. У организаторов был тайный умысел в участии семейной команды: у детей перед глазами появился настоящий образ культурных отношений слаженной команды, в которой дети и взрослые взаимодействуют, получая удовольствие от совместной работы.

Шеф Ромзи в шуточной манере комментировал действия ребят, озадачивал, огорошивал, немного подтрунивал над командами, создавая позитивный фон. Команда Ивана из Новоуральска быстро сориентировалась и уже буквально через 20 минут распределенно ребята справились с поставленными задачами. Глеб из Новоуральска из печенья, яйца и творога в духовке запек настоящий вкусный пирог. Марина из Лесного из лапши сделала креативные оладьи. Мане из Армении настолько целеустремленно нарезала салат, что тарелка салата треснула прямо в ее руках. Настя из Зеленогорска и Соня из Лесного создавали импровизированный пирог из печенья и никакие подтрунивания шефа Ромзи не повлияли на результат – пирог очень понравился директору ДООЦ «Солнышко» Ксении Федорковой, которая приняла участие в шоу в качестве члена жюри.

Шоу прошло на одном дыхании. Дети с удовольствием съели все вкусности, которые они сделали своими руками. Все получили удовольствие от совместной деятельности и позитивного общения.

В конце дня «Кирпич дня» был вручен Глебу из Новоуральска. Он показал себя безумно талантливым, мегапозитивным и очень ответственным человеком. День состоялся невероятно насыщенным и жарким, неожиданно вкусным и абсолютно счастливым! Мы формировали наши вкусы благодаря полученному опыту. Мы продолжим формировать вкус к жизни через музыку, науку, искусство. Главное — находить себе время на поиск, эксперимент, игру и осмысление!

День 4. Супергероями не рождаются.

Человек, обладающий смелостью, мужеством, самоотверженностью – герой. Он всегда является примером для других. А супергерой? Он обладает исключительной силой духа, исключительными способностями и всегда несёт особую миссию. А как становятся супергероями? Можно ли открыть в себе суперспособности?

На стройке нашего города мы запланировали, что пора строить Проспект супергероев, ведь каждый создатель города обладает исключительными способностями и индивидуальностями, но не все пока о них знают. Сегодняшний день – возможность их проявить!

Сегодня стартовала работа мастерских. Только вчера ребята определились с направлением своей деятельности в мастерских, но уже сегодня ребята начали проявлять настоящие супергеройские поступки. В мастерской «Арт-дизайн» супергероем стала София из Зеленогорска, она не только придумала эскиз к дизайну футболки, но и успела его нанести на ткань – маленькая, да удаленькая. Участники танцевальной мастерской осваивали импровизацию и смогли буквально за один день создать танец и даже представить его на вечернем мероприятии. В «Мультстудии» создавали образы супергероев, обрисовывали их качества и внешность, придумывали сюжет. Должен получиться по-настоящему мальчишеский мульт: тут будут и сражения, и мужская дружба, и победа над злом.

Участников мастерской «Разрушителей мифов» в Международных умных каникулах больше всех. Работа кипела сразу в двух подгруппах и в двух локациях. Ребята опровергли вероятность подняться в небо человеку на воздушных шарах. Даже четырёхлетнего ребёнка не поднимет вверх тысяча наполненных гелием шаров. Исследователи нашли способ это просчитать, имея только один шар. Результаты практической работы ребят – креативные видеоролики — были созданы за полтора часа и выложены в социальной сети «ВКонтакте». 

Сегодня на нашей виртуальной стройке была открыта новая площадка — инженерно-экономическая игра «Мы — умы». Здесь участники не только предлагали техническое решение простых задач, но и зарабатывали виртуальные деньги, инвестируя в них. Сегодня команда-победитель набрала 3650 баллов, оставив далеко позади ребят из других команд, которые заработали в четыре раза меньше! Игра будет продолжаться целую неделю. По окончании игры будет выявлен самый дальновидный, командный и изобретательный участник, который получит право участия в Международных умных каникулах в будущем году.

Во второй половине дня ребятам был предложен новый вызов: задача разработать образ нового супергероя по заданным параметрам, создать для него костюм, сформулировать миссию, придумать его уникальную историю и воплотить это на сцене. У ребят было чуть более часа. И вечером пять команд представили эти истории. Советуем киновселенной присмотреться к разработанным персонажам! Зрителей впечатлил «человек-кирпич» со сложной историей, эффектно летающий по сцене в огромном жёлтом плаще, способный на левитацию, зажигательно воплощенный Андреем из Новоуральска. Эльдар из Казахстана выступил в роли модели, которая обладает редкой способностью — регенерацией. Физрук-невидимка Иван из Новоуральска спасал фигуру прекрасной героини, которую сыграла Миланы из Беларуси, и сражался с суперзлодейкой, которую задорно воплотила в танце Арина из Казахстана. Глеб из Новоуральска остроумно показал поющего супер-доктора под аккомпанемент Фарида из Беларуси. Поднимались и супер-проблемы воспитания детей в лагерях — Данил и Ульяна из Новоуральска были вожатыми-антагонистами: добрая, ласковая вожатая-ясновидица победила зло.

После яркого представления наступило время танцев. Энергия, азарт, радость перемешались в общем круге. И современные ритмы, и национальные танцы, и доброе старое диско — всё по танцевальным силам уставшим от наполненного дня участникам умных каникул. Особенно ярко зажигали ребята из Армении.

По итогам дня самым креативным и деятельным стал Марат Закиров из Лесного, ему от  Международных умных каникул со «Школой Росатома» вручили именной памятный кирпич. Марат всегда в центре событий, он, безусловно, яркая и творческая личность — почти супергерой!

День получился ярким, насыщенным и полным событий. Но даже настоящим супергероям нужен отдых, чтобы набраться сил и быть готовым к открытиям в себе сверхспособностей. Наверное, во сне они сегодня спасают мир, побеждают в борьбе со злом и чувствуют себя абсолютно счастливыми!

День 3. Искры креатива.

Сегодня очень модно употреблять прилагательное «креативный». «Креативное мышление», «креативный дизайн», даже «креативные директора» бывают. Креативность – от слова «create» (создавать). Уметь создавать что-то новое, что до тебя не делал никто – важная компетенция в современном мире, когда технологии так стремительно развиваются во всех сферах жизни и деятельности человека. Но как креативность формируется? И вообще – формируется ли? 

В Международных умных каникулах продолжается виртуальная стройка города. Пришло время возводить Квартал креативщиков. Но раз возводим квартал – значит нужно этих самых креативщиков выращивать. А самый благодатный формат для выращивания креатива – челлендж (вызов и испытание). Именно отвечая на внешние и внутренние вызовы человек мобилизует свои ресурсы и пытается создать нечто новое для своего продвижения.

Челленджи начали вбрасывать уже с утра. Даже зарядку на разных локациях лагеря и в разных стилях проводили в формате «А вам слабо?». И взрослые, и педагоги демонстрировали свои особые физические возможности – гибкость, ловкость, силу. Но были смельчаки, которые пытались ответить на вызов, мобилизоваться и показать себя. Дальше – больше. На традиционном удивлении дня взрослые предложили сделать «Манекен-челлендж»: все участники смены замирают в статичной позе, совместно моделируя какие-то истории, а видеооператор одним кадром снимает весь калейдоскоп историй. Пришлось людям-манекенам испытать себя на прочность, удержать свою историю в течение 5 минут, находясь в сложной статичной позе. Но никто «не раскололся», в итоге получилось очень креативное видео, которое было интересно пересматривать.

Традиционная для Международных умных каникул «вертушка» мастерских познакомила ребят с новыми для многих из них видами деятельности: мультипликация, арт-дизайн, научное опровержение мифов и хореография. В каждой мастерской детям предложили попробовать себя и скреативить нечто: создать элемент дизайна специальными красками на ткани, создать хореографическую связку, создать способ получения мыльного пузыря в форме куба, создать анимационный фильм, в котором принимают участие сами ребята. Это были достаточно простые пробы. Задания дети выполняли не сильно напрягаясь, потому что понимали, что главная их задача – попробовать себя в новой деятельности. А потом был ответственный выбор: определиться с мастерской, в который нужно будет проработать до конца смены и получить вполне креативный продукт – то, что до них никто не делал.

В середине дня ребятам объявили, что вечером их ждет «Челлендж-шоу» — конкурсный формат, в котором в режиме полуимпровизации нужно предложить наибольшее количество творческих номеров. Ребята разбились на команды по 10 человек и начался настоящий креатив. Творческий мозговой штурм перемежался с дополнительными активностями, например, челлендж-квестом.

Само «Челлендж-шоу» стало настоящим баттлом пяти команд ребят. За два часа они показали друг другу несколько десятков творческих номеров, постоянно продуцируя все новые и новые идеи номеров и находу репетируя и презентуя их. В ситуации цейтнота откуда не возьми рождались новые идеи номеров. Стендапы от Саши из Новоуральска и Марины из Лесного, настоящий балет от Любы из Лесного, народные танцы от Мане и Жанны из Армении, смешные сценки от Влада и Абдуллоха из Узбекистана и Вани из Новоуральска и бесконечные импровизации от Марата из Лесного, Фарида из Белоруссии, стихи на русском, армянском и казахском языках от Ульяны, Рудика, Давида и Арнура.

По итогам дня самой яркой участницей Международных умных каникул со «Школой Росатома» признали Мане из Армении, ей вручили именной кирпич – импровизированный знак признания нашей виртуальной стройки. 

Делая фотографию дня уже перед самым отбоем, искры творчества светились в глазах ребят. Они получили личный опыт креатива здесь и сейчас и узнали о некоторых своих возможностях, о которых раньше даже и не знали, а значит, в какой-то степени скреативили очередную версию новых себя!

День 2. Нити доверия.

Доверие – это ощущение по отношению к другому человеку, которое возникает не на пустом месте. Обычно нам, взрослым, необходимо «пуд соли съесть» с человеком, или «пройти огонь, воду и медные трубы», чтобы доверять ему и быть уверенным в нем. А как ребенку научиться доверять другому человеку, не слепо и не фатально – ну не соль же пудами есть и не в огонь и вводу лезть!? Во-первых, нужно научиться взрослым доверять детям и верить, что они могут быть надежными партнерами в совместной деятельности, а во-вторых, необходимо дать возможность детям прожить опыт реального совместного взаимодействия в решении сложной и увлекательной задачи, которую точно не решить в одиночку.

Событийный ряд второго дня Международных умных каникул как раз и строился на доверии детям и создании условий для получения ими опыта совместного решения сложных задач, которые предполагают ситуации доверия и ответственности.

Утро неожиданно началось с ситуаций выбора для ребят. На зарядку детям было предложено выбрать один из трех вариантов: классическая гимнастика, танцевальная зарядка и стрейчинг. И даже в таких простых вещах детям важно дать возможность самоопределиться. После завтрака прошло так полюбившееся участникам умных каникул «Время выбора», после чего, разделившись случайным образом на несколько команд, ребята отправились в экспедицию по лагерю, чтобы исследовать правила, которых нужно придерживаться на разных локациях: в жилом корпусе, на спортивной площадке, в столовой, в клубе и в бассейне. По итогам экспедиций они изготовили знаки, которые помогут всем ребятам вести себя безопасно на этих площадках. Доверить им совместно выработать правила безопасного поведения – было хорошей идеей. Команды блестяще справились, а взрослым не пришлось организовывать унылые лекционные форматы по этой теме.

Сегодня же прошла общелагерная линейка открытия смены. К линейке, кстати, успели прибыть долгожданные делегации из Узбекистана и Казахстана (ребята прибыли с лучезарными улыбками и добавили позитива в атмосферу лагеря). На открытии смены всё было очень торжественно: флаги стран-участниц смены, гимн. Ребят приветствовал Глава города Лесного Сергей Черепанов, директор ДООЦ «Солнышко» Ксения Федоркова и руководители смены Международных умных каникул со «Школой Росатома» — Роман Селюков, Иван Трифонов и Ольга Царева. Для наших ребят, с одной стороны, это была первая встреча со всем лагерем, ведь в «Солнышке» кроме Международных умных каникул проходит смена муниципального лагеря с одиннадцатью отрядами, а с другой стороны, они были лицом своей страны на публичном мероприятии. И надо сказать, что доверить детям стать лицом своей страны в международном лагере даже на физическом уровне изменил ребят: спины выпрямлены, мудрый взгляд, дружелюбная улыбка.

День завершался масштабным мероприятием – веревочным курсом. Шесть локаций со сложными испытаниями предстояло пройти нашим пяти командам (кстати, дети в очередной раз перемешались и им предстояло проходить испытания одновременно притираясь друг к другу. Чтобы пройти каждое испытание нужно было действовать командно: не объединив усилия всех без исключения участников команда не имела ни одного шанса пройти хотя бы одно испытание. Дети так увлеклись, что веревочные курсы продолжились и после ужина. Педагоги и сами ребята подмечали как в той или иной ситуации каждый участник команды брал на себя ответственность за общее дело. Вара из Армении и Артем из Белоруссии на испытании «Верёвка» добывали воду для всей команды, а команда, в свою очередь, плечом к плечу стояли, натягивая веревку, по которой карабкались юные добытчики воды. Влад из Казахстана и Марина из Лесного не раз выручали свои команды, показывали чудеса нестандартного мышления, придумывая самые эффективные способы преодоления препятствий. Али из Узбекистана и Семен из Лесного брали на себя самые сложные задачи испытаний и не роптали, когда из-за ошибки кого-то из членов команды эти сложные задачи приходилось решать неоднократно. Лиза из Лесного и Жанна из Армении смело брались за решение, казалось бы, невыполнимых задач, мотивируя участников своей команды не бояться трудностей. Никита из Белоруссии и Ваня из Новоуральска демонстрировали лидерские качества и уверенно вели свои команды к цели.

По окончании веревочных курсов ребятам вручили оранжевые каски с логотипом проекта «Школа Росатома» в знак признания их готовности к совместному проектированию нового города. Самому яркому представителю юных строителей в активностях сегодняшнего дня, Ивану Орлову из Лесного, вручили знак признания – именной кирпич, который будет положен в основу реального арт-объекта, который ребята создадут к концу смены.

Уже вечером стало очевидно, что, преодолевая хитросплетения веревок, как-то незаметно установились незримые нити доверия между участниками команд. Они стали смотреть друг на друга с позиции совместного опыта выхода из зоны комфорта и достижения сложной цели. Они чувствовали поддержку друг друга несколько часов к ряду и поняли, что эта поддержка для них бесценна и вдохновляюща. 

Лагерь уже давно спит, но совершенно точно завтра ребята взглянут друг на друга как на давно знакомых друзей, с которым хоть «в огонь и в воду» и хоть «пуд соли».

День 1. Воздушные замки.

В детстве нам всегда хочется помечтать, построить воздушные замки, представить себя тем, кем не являешься и даже попробовать в новой роли подействовать, пусть даже и только понарошку. И никакой взрослый скептик не может отменить воображение ребенка. 

Педагоги Международных умных каникул встречали детей в ярких оранжевых строительных касках с логотипом проекта «Школа Росатома». Дети выходили из автобуса с удивлением в глазах. Веселые и загадочно озорные глаза педагогов, примеривших на себя образы строителей интриговали ребят, подогревали любопытство и формировали ожидания и догадки: «А нам такие каски тоже дадут?», «Мы будем что-то строить?», «У нас трудовой лагерь будет?», «А у меня дедушка строитель!». Но педагоги держали интригу: «Поживем – увидим!». Ведь сегодня в лагерь заедут еще не все участники каникул. 

Первыми приехали ребята из России. Знакомились, плетя гигантскую паутину, делились своими мечтами и отвечали на вопрос «В чем сила, брат?» Кто-то рассказал о заветной мечте стать кандидатом в мастера спорта, кто-то обозначил, что обязательно станет врачом, программистом, шеф-поваром, инженером или актером. Ну а сила – в правде, в знаниях, в друзьях, в семье.

Пока наши каникулы еще не стали международными – делегации из Армении и Белоруссии еще только на подъезде, а ребята из Узбекистана и Казахстана прибудут аж на следующий день – решили, что пришла пора оправдать звание умных каникул. С ребятами провели интеллектуальный челлендж «Научиться за 60 минут». Наверное, чему-то за 60 минут научиться можно, но вот поставить перед собой максимально амбициозную задачу, которую реально выполнить всего за 60 минут, научившись попутно каким-то премудростям и предъявив конкретный результат, подтверждающий, что действительно задача решена и появились новые компетенции – большой труд. Ребята случайным образом разделились на пять команд и за 10 минут каждая из них поставила перед собой задачу вместе научиться чему-то всего за 60 минут. Научиться собирать электромагнит из подручных материалов, научиться рисовать болгарский перец за 30 секунд, научиться делать бумажного журавля в технике оригами, научиться создавать чат-боты в Телеграмм, научиться монтировать видео на мобильном телефоне. Ребята проголосовали, оценив уровень амбиций каждой команды, а потом настало время научиться всему, что запланировано – всего за 60 секунд. И пришло время реальных рекордов. Восьмилетняя София из Зеленогорска под чутким руководством Глеба из Новоуральске при поддержке других ребят из команды делала реальную скрутку проводов, изолировала контакты, подтверждая, что интерес и поддержка творят настоящие чудеса. Журавля в технике оригами учились сворачивать сложно: инструкции в Интернете не очень наглядные, а техника – весьма непростая. Но за час ребята не просто разобрались, но и показали свои умения здесь и сейчас всему лагерю. Чат-бот в телеграмме действительно заработал и вожастер Артём развел руками: «Двенадцати-четырнадцатилетние подростки всего за час показывают совершенные чудеса и как же приятно чувствовать, что современные дети в чем-то гораздо круче взрослых». Команда монтажеры видеоматериалов не только научилась сводить видеофрагменты в единый видеоряд, но и делать эффектные видеопереходы, и подкладывать музыку и титры. Кстати, то как София конструировала электромагнит ребята из команды видеомонтажников сняли и тут же свели в эффектное видео. Болгарские перцы за 30 секунд все пять участников команды нарисовали параллельно друг другу и кусок бумаги тут же превратился в дизайнерские обои.

День показал, что научиться наши девчонки и мальчишки совместно могут чему угодно и быстро. Важно, чтобы они научились амбициозно мечтать и ставить перед собой большие цели. И первый опыт достижения амбициозных целей здесь и сейчас у ребят сегодня появился. 

День уже подходил к концу, когда до нас наконец добрались делегации Белоруссии и Армении. Ребята летели на Международные умные каникулы весь день. Казалось бы – сил никаких нет. Но бодрая встреча педагогов в оранжевых строительных касках даже и в глазах уставших ребят вызывали интерес: «Что же мы будем строить!?»

А строить ребятам предстоит многое, ведь название смены Международных умных каникул — «Строим город». Наши ребята будут строить и воздушные замки своих желаний, и мосты дружбы между гражданами пяти стран, и планы на свое будущее – далекое и близкое, и строить самих себя, создавая улучшенный образ себя ежедневно и ежечасно. И, чувствуя, как они растут, дотягиваясь до мечты здесь и сейчас.

И сегодня ночью наши юные строители будут тоже расти, летая во сне, окрыленные впечатлениями яркого, доброго и уютного дня, историю которого они построили совместно.