Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Поздравляем участников проекта «Школа Росатома» с окончанием 2020-2021 учебного года или Семь парадоксов прошедшего года

03.07.2021

Буквально вчера завершились последние выпускные вечера одиннадцатиклассников и выпускников детских садов в городах-участниках проекта «Школа Росатома», приходят результаты последних ЕГЭ выпускников, а это значит, что 2020-2021 год добрался до долгожданного финиша. У выпускников школ «горячая» пора поступлений в учреждения профобразования, у педагогов впереди долгожданный отпуск, у администраций детских садов и школ заботы по подготовке учреждений к новому учебному году, а у детворы – прекрасное время, которое и звучит как-то по-летнему – «КАНИКУЛЫ»!

Самое время перевести дух и отрефлексировать всё то, что произошло в минувшем учебном году в рамках проекта «Школа Росатома».

Парадокс 1 – «Дистант позволяет быть ближе!».

Впервые в прошедшем учебном году установочный семинар проекта «Школа Росатома» прошел в «гибридном» формате: муниципальные координаторы проекта «Школа Росатома» встретились офлайн, но несколько сотен участников семинара приняли в нем участие онлайн. В прошлые годы установочный семинар был доступен для участия только полусотни представителей управленческих команд городов, а в минувшем учебном году все желающие получили возможность встретиться, обсудить важные вопросы развития проекта, поделиться новостями, внести предложения по реализации проекта в будущем. Как не парадоксально, но дистанционный формат установочного семинара по реализации проекта «Школа Росатома» в 2020-2021 учебном году позволил участникам, находящимся за сотни и тысячи километров друг от друга быть ближе друг к другу.

Парадокс 2 – «Массовые командные конкурсные форматы эффективно реализуются в онлайн-формате».

В условиях вынужденной самоизоляции финал Метапредметной олимпиады «Школы Росатома» 2019-2020 учебного года не смог состояться в апреле 2020 года. Не сильно благоприятствовала эпидемиологическая обстановка проведению очного финала и осенью 2020 года, однако, нет непокоримых вершин для проекта «Школа Росатома». Финал Метапредметной олимпиады 2019-2020 года превратился в финал 19/21, в котором приняли участие повзрослевшие на год победители муниципальных этапов метапредметки 2019-2020 года. Получилось интересно, динамично, прозрачно и захватывающе. Двадцать две команды были вместе, имели возможность уютно расположиться в сессионных залах для командной работы и презентовать созданные презентации и видеоролики в пространстве электронной конференции. Рефери олимпиады получили возможность посмотреть отдельные фрагменты работы команд в записи. А работа жюри олимпиады стала действительно примером сетевого взаимодействия. В итоге, были не только определены победители Метаолимпиады, но и продемонстрирован технологичный и эффективный образовательный формат работы с подростками.

Парадокс 3 – «Хочешь быть свидетелем масштабного события – оставайся дома!».

17 апреля 2021 года проекту «Школа Росатома» исполнилось 10 лет. Событийный марафон, прошедший под хештегом #ШколеРосатома10лет, стартовал в день десятилетия на Камчатке и до 17 мая «прокатился» событиями по всей стране, через все города-участники проекта. Финишировал событийный марафон в Калининграде интересным рассуждением: «На Камчатке начинается Россия, в Калининграде начинается Россия – и это географический факт. Но Россия начинается и в каждом нашем городе, потому что для каждого участника проекта «Школа Росатома» яркий праздник, посвященный масштабному страновому проекту, состоялся именно в его родном городе». Городские дни «Школы Росатома» в наших городах отпраздновали с размахом, масштабно, интересно. Поэтому самое масштабное событие юбилейного месяца проекта «Школа Росатома» каждый участник проекта мог наблюдать не выезжая из города! Ну и конечно же было интересно наблюдать за тем что происходит в 22 городах-участниках проекта по видеороликам и прямым эфирам, которые были доступны на сайте проекта и в группе проекта в социальной сети Facebook.

Парадокс 4 – «Учителя-предметники – в поисках новой предметности деятельности».

Все 10 лет существования проекта «Школа Росатома» мы в конкурсной программе для педагогов обязательно проводили дистанционные этапы, в которых каждому удавалось попробовать, как не просто предметное содержание учебного предмета «чувствует» себя в электронной среде. Было очевидно и тогда, что трансляция предметного содержания – не является ключевой предметностью деятельности современного педагога. А ситуация работы в режиме самоизоляции дало шанс думающим и ищущим себя в профессии педагогам начать активные поиски новой предметности деятельности современного учителя-предметника. И есть ощущение, что эксперименты накопительно начинают создавать контуры этой новой предметности. Педагоги школ и детских садов в рамках конкурсной программы #ШколаРосатомаЭтоМы сумели совместно «начертить» эти контуры: способы организации совместности, способы «обёртывания» предметного содержания в личностно-значимые задачи учащихся, фасилитация замыслов учащихся, поиск синтетических форм деятельности, «выращивающих» мотивацию детей на самостоятельное освоение предметного содержания и т.д. и т.п.

Парадокс 5 –  «Обладатели цифровых компетенций стремительно молодеют».

Разве можно молодеть? Природа же устроена так, что это невозможно. Но если говорить о социальных группах и средних показателях, характеристика «молодеть» вполне уместна.

Сегодня в онлайн-взаимодействии активно живут уже дошкольники. Выпускницы сетевого Детского сада №32 «Страна чудес» г.Зеленогорска запросто моделируют свою деятельность, играя в сети Интернет в старшего воспитателя детского сада, дошкольники сетевых детских садов реализуют сетевые события в Zoom, мамы и папы разводят руками: «Мы в их возрасте даже и не представляли, что так можно!» Пока нельзя сказать, что онлайн-деятельность становится массовой и обыденной для дошкольников. Но в лидерских детских садах «Школы Росатома» — это уже норма и повседневная практика. В течение всего учебного года системную работу по реализации смешанного (онлайн и офлайн) взаимодействия детей дошкольников в образовательной деятельности демонстрировали педагогические коллективы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Страна чудес» из Зеленогорска, МБДОУ «Детский сад №16 «Кораблик» из Сарова, МБДОУ «Детский сад №37 «Теремок» из Железногорска, увлекая своими идеями коллег из дошкольных образовательных организаций городов-участников проекта. Конкурс чтецов, проведенный онлайн к десятилетию проекта «Школа Росатома», чемпионат по космоболу – массовые онлайн-события, которые показывают, что современные дошкольники уже способны осваивать цифровые способы продуктивной коммуникации. Вот и получается, что обладатели цифровых компетенций стремительно молодеют!

Парадокс 6 – «Большое видится не только на расстоянии».

Города-участники проекта часто называют малыми городами, исходя из численности населения. Но прошедший учебный год показал, что города, хоть и малы по численности, имеют немалые успехи. И совсем не нужно ехать в Москву или за границу, чтобы увидеть настоящее чудо мирового уровня. Достаточно порой просто перейти дорогу в своем родном городе. Именно так поступают жители Сарова, зная, что совсем рядом с ними три замечательные образовательные организации, которые работают по самым высоким стандартам качества образовательной деятельности: Гимназия №2, Детский сад №16 и Лицей №15. И здорово, что руководство города опирается на опыт этих образовательных организаций, чтобы динамично развивать всю муниципальную сеть образовательных организаций.

Вот и в Зеленогорске начали системный ремонт здания самого удивительного, инновационного и самого технологичного по мнению российских и международных экспертов детского сада страны – МБДОУ «Детский сад №32 «Страна чудес». Значит городу важно, чтобы детский сад, который известен всей стране, выглядел достойно и с фасада. И мы все надеемся, что не только фасад, но и внутреннее содержание деятельности в детском саду важно не только для всей страны, но и для города тоже. Ведь настоящее чудо дошкольного образования имеет именно зеленогорскую прописку.

Парадокс 7 –  «Каким бы эффективным и «живым» не был дистант – мы скучаем по «живому» человеческому общению офлайн…»

Дистант позволил всем нам не потерять содержательных связей друг с другом, с интересным делом, с побуждающей к действиям идеей. Мы все научились мобильно выходить на связь и совместно решать множество задач, находясь в тысячах километров друг от друга. Но, тем не менее, абсолютно все грезят офлайн-встречей. Школы и детские сады Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома» вынужденно отложили очные встречи на осень 2021 года, но не заменяют их на онлайн формат. Муниципальный этап и финал Метапредметной олимпиады «Школы Росатома», а также конкурсная программа проекта «Школа Росатома» запланировали осенью, чтобы иметь шанс на проведение офлайн-формата. Фестивали «Атом-медиа» для юных журналистов тоже запланированы на осень, чтобы иметь возможность встретиться офлайн. И чемпионат по космоболу среди дошкольников тоже на осень назначен, чтобы команды юных спортсменов сумели сыграть друг с другом, встретившись лицом к лицу. 

Мы все надеемся на то, что жизнь позволит нам видеться не только через экраны компьютеров и смартфонов. Посмотрим как сложится всё этой осенью. Но ведь «Хотеть – значит мочь!». Будем очень хотеть вместе!

Наверное, это не все парадоксы, на которые мы натыкались в течение прошедшего 2020-2021 учебного года. Но на то и сетевое взаимодействие 22 городов-участников проекта, чтобы и рефлексия могла быть сетевой. Обсудим в сети?