С 13 по 26 июля 2021 года ученики Сетевых школ и Атомклассов из городов Железногорск, Зеленогорск, Лесной, Новоуральск и Удомля стали участниками Летней школы Университетской гимназии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. 

Участники проекта «Школа Росатома» ехали в Летнюю школу за новыми знаниями, новыми знакомствами, положительными эмоциями и для «прокачки» своих исследовательских навыков по физике, информатике, химии и биологии. А кроме этого у ребят еще и отдохнуть получилось, но по-особенному – в лучших традициях проекта «Школа Росатома». 

В первый же день организаторы Летней школы окунули всех в атмосферу Университетской гимназии, порядок жизни в которой располагает к укреплению здоровья и духа, углублению знаний и «прокачке» навыков. Но давайте по порядку. 

Итак, начало. Размещение, первые занятия по бренд-дизайну, первые лекции об итальянской кухне и природе Африки, экскурсия по кабинетам и лабораториям и, главное, знакомство со всеми участниками — гимназистами-волонтерами, учителями, воспитателями и «товарищами по Интенсиву» — ребятами из других городов. На торжественном открытии Летней школы директор Университетской гимназии Александр Владимирович Леонтович и заместитель директора Александр Кириллович Гладилин отметили, что участников Летней школы ждет удивительное общение в мире естественно-научных дисциплин в процессе исследования и создания нового на основе уже известного. Потерев, на удачу, нос псу Ломоносову — символу Университетской гимназии, ученики Летней школы начали погружение в научный мир. И погружение это стало супер интенсивным. Судите сами.

Начало дня – обязательная зарядка, ведь в здоровом теле здоровый дух. После завтрака занятия – три-четыре пары в день – лекции, практикумы и лабораторные работы с домашними заданиями – все как в обычной школе. После полдника внеурочные занятия, а вечером – событие. Отбой в 22.30. И в таком режиме каждый день! «А общаться когда?» — спросите вы. А общаться – всегда! На практикумах и лекциях (да, да – «информативная» дискуссия даже обязательна!), на переменах и занятиях кружков, при подготовке к событиям и самих событиях. Общение как ресурс развития приветствуется всегда!

Юные физики под руководством Артема Краснова, аспиранта физического факультета МГУ и учителя гимназии, определяли коэффициенты жесткости пружины и частоту колебаний маятника, исследовали магнитную индукцию, определяли вольт-амперную характеристику лампы накаливания, рассчитывали фокусное расстояние линз и так далее, строили графики, определяли погрешности… Вроде и темы из школьной программы, но… «На таком оборудовании я работала впервые!» — восторженно отметила Вера Пономаренко из Зеленогорска. «Каждое занятие для меня – открытие нового!» — не скрывает своего восхищения Ренат Шакуров из Удомли. А вот юный физик, новоуралец Максим Андреев, в то время пока его коллеги по учебному предмету с головой погружались в исследование физических явлений, присоединился к биологам (вот оно «время выбора» от «Школы Росатома»!), которые изучали беспозвоночных и членистоногих, как теоретически, так и практически с помощью микроскопа и бинокуляра. Свои тайны юным исследователям из Урало-Сибирского региона открыла флора и фауна Подмосковья – изучение живых организмов московских водоемов и растений начались на занятиях, а продолжились уже в виде домашнего задания. Да, да, пусть Летняя, но все-таки школа. Да и сами домашние задания от мастера своего дела Александра Молчанова, научного сотрудника биологического факультета МГУ и учителя биологии гимназии, были особенные, исследовательские. И, как результат, при подведении итогов наши девушки Алина Кравченко, Александра Гусева и Полина Бурматова возглавили тройку лидеров в группе биологов. 

В повторении изученного и освоении нового по физике и биологии пролетела первая неделя занятий. А затем настало время информатики и химии. И здесь – практика! Ребятам, которые активно изучали Паскаль, Java и СС+, нужно было создать программу для робота-черепашки на языке программирования Python. Но, как говорится, «дело мастера боится» — с поставленной задачей все участники проекта «Школа Росатома» справились успешно! Создал особую, характерную только для IT-шников, атмосферу творчества Алексей Толстухин, сотрудник философского факультета МГУ, учитель информатики и обществознания гимназии (нечастый в современной школьной практике пример сочетания, казалось бы, несочетаемых учебных предметов). «Я никогда не работал на Python. Обязательно буду продолжать его освоение!» — планирует Михаил Сидоров из Зеленогорска.

И у химиков все было круто. Стандартизация, формальдегидный метод определения солей аммония в растворах, синтезирование магнитных кристаллов из солей железа… для непосвященных это просто набор слов, а для наших химиков – интереснейшие темы для изучения, освоения, исследования. А еще наши девчонки своими руками под руководством талантливейшего выпускника гимназии, студента химфака МГУ Александра Сибирцева, собрали целую установку для очищения воды методом дистилляции и уже на ней проводили исследования! Это было не просто круто, а мегакруто! «Практические работы по химии с определением физических характеристик веществ – это самое запоминающееся!» — восхищалась Полина Бурматова из Новоуральска.

Все ученики Летней школы занимались изучением мира растений разных природных зон нашей необъятной Родины в Ботаническом саду МГУ и парке Зарядье, определяли особенности архитектуры Москвы разных периодов со смотровых площадок Российской академии наук и Воробьевых гор, в историческом центре и Москва-Сити, в Парке культуры им. Горького и во время речной прогулки по Москве-реке, а новые знания о Земле и Вселенной открывали в Московском планетарии.

В один из последних дней Летней школы участники проекта «Школа Росатома» получили уникальную возможность – посетить Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом». В компании UMATEX РОСАТОМ будущие химики, физики, IT-шники познакомились с процессом производства углеродного волокна и изделий на его основе. Современное научное и производственное оборудование компании позволяет совершенствовать и внедрять технологии получения ПАН-прекурсоров и углеродных волокон. Именно здесь ребята получили возможность «увидеть на практике» теоретические знания о прекурсорах с занятий в Летней школе – получилось такое предпрофессиональное погружение для химиков. А в здании Госкорпорации «Росатом», в кабинете легендарного министра Среднего машиностроения Ефима Павловича Славского, ученики Сетевых школ и Атомклассов изучили традиции Госкорпорации «Росатом», заложенные основателями отрасли – целеустремленность, трудолюбие, ответственность и постоянное движение вперед, на шаг впереди всех.

Но не только исследованиями естественно-научные явлений и освоением мира программирования увлеченно занимались участники Летней школы. В удивительный мир атмосферы погрузил ребят Александр Владимирович Леонтович, кандидат психологических наук, член Общественного совета Минорбнауки РФ, директор гимназии, в физику микромира, изучение кварков как наименьших частиц мироздания – Евгений Вадимович Широков, кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ. На встрече «Образование как самопознание» дал почву задуматься над собой Станислав Александрович Бушев, проректор МГУ по учебно-методической работе, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ. Результаты своих научных исследований по религиоведению представила начинающий ученый Дарья Андреевна Шарко, выпускница МГУ 2021 г. 

Удивительное ждало юных исследователей после занятий. Мастерские! И здесь – все, что душе угодно. Ученики Летней школы изучали экстремальные виды спорта, плели морские узлы и ставили палатки в туристическом клубе, создавали обереги от грозы и плели ловцов снов в Текстильной мастерской, креативили с обычной и полимерной глиной в мастерской Гончарной, осваивали игропрактики. Вот где наука и исследования встретились с реальной жизнью! Рассчитать силу натяжения при вязании морского узла — нужно, учесть состав глины для того, чтобы фигура держала формы — обязательно, поставить палатку технически правильно, но при этом не навредить окружающей среде — как без этого! А на занятиях по бренд-дизайну с Валерией Малкиной, специалистом гимназии, и тайм-менеджменту с Надеждой Козыревой, руководителем психологической и воспитательной службы гимназии, юные исследователи изучали себя – свои положительные стороны и то, над чем и как нужно работать, основы создания личного бренда и организации своего времени.

И, конечно же, какая Летняя школа без «тусовок»?! Но и они носили исследовательский характер. Да, да… а иначе и быть не могло. На Power Point Party наши ребята представили результаты двух своих внеучебных мини-исследований – «Как пережить жару этим летом в Университетской гимназии» и «Теории заговора. А.С. Пушкин». Предложения по первой теме были вполне даже практичны, а реализация двух из них реально сработала – участники Летней школы во время зарядки проводили «магические обряды» и на занятиях «создавали жару научную — знаний, общения, идей в противовес жаркой погоде», как говорится в народе «клин клином вышибали», и получилось (!) — жара отступила. А теории заговора в отношении А.С. Пушкина были очень неожиданны. Судите сами – Пушкин не был декабристом! И еще – Пушкин = Дюма! Физики, историки, химики, филологи – все сошлось в наших юных исследователях…

Вопросы для игры «Что? Где? Когда?» для участников приготовили ученики и выпускники Университетской гимназии. Нужно отметить, что вопросы были достойны знаменитого телевизионного клуба знатоков, активное участие в котором, к слову сказать, принимают интеллектуалы Госкорпорации Росатом и одаренные ученики из городов-участников проекта «Школа Росатома». А еще были вечер бардовской песни, совместный с другими участниками Летней школы концерт, теннисный турнир. 

К сожалению, все когда-то заканчивается. Завершились занятия и в Летней школе Университетской гимназии МГУ. И они не просто превзошли ожидания учеников Сетевых школ и Атомклассов. «Меня удивила организация всей программы и сама Университетская гимназия – помещения, возможность для лекционных и практических, групповых и индивидуальных занятий» — заостряет внимание Александр Симаков из Лесного. «Благодаря занятиям в Летней школе, я убедился в правильности выбора своей будущей профессии» — подчеркивает Ярослав Курочкин из Удомли. «Все получилось даже лучше, чем я ожидала. С нами работали интересные люди — наши преподаватели. Мы проводили исследования на самом современном оборудовании. Сама атмосфера мотивировала меня на поставку более амбициозных целей и их достижение!» — подводит итог своей работы в Летней школе Александра Гусева из Лесного. «Летняя школа превзошла все мои ожидания! Я убедилась, что в химии я, и правда, более успешна. А вот биологию нужно изучать более углубленно» — отмечает Алина Кравченко из Железногорска. А Анна Наговицина из Новоуральска признается: «Эта школа невероятно меня вдохновила, позволила поверить в себя. Не буду пока говорить о своих планах на будущее, но физика, информатика и МГУ в них точно на центральном месте!» 

Такой исследовательский интенсив в Летней школе Университетской гимназии МГУ дал ученикам Сетевых школ и Атомклассов проекта «Школа Росатома», старт новым знаниям и достижениям, и, в лучших традициях проекта, стал возможностью оказаться в будущем раньше других! 

Надежда Григорьева, заместитель директора по УВР МАОУ «Лицей № 58», лицейский координатор Атомкласса, г. Новоуральск