Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

В Москве состоялась проектно-аналитическая сессия «Основы российской государственности: содержание и форматы работы в школьной программе, дополнительном образовании и воспитании детей»

27.03.2023

27 марта 2023 года в Москве представители 10 школ-участниц Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома» приняли участие в проектно-аналитической сессии «Основы российской государственности: содержание и форматы работы в школьной программе, дополнительном образовании и воспитании детей». Модератором сессии выступила Ольга Голышенкова, возглавляющая Координационный совет Общественной палаты Российской Федерации по развитию сообществ молодых специалистов и ассоциацию «МАКО».

Наталья Шурочкова, руководитель проекта «Школа Росатома», советник Департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом», приветствуя участников сессии, подчеркнула, что, общаясь сейчас с большим количеством людей в городах-участниках проекта «Школа Росатома», нет никого, кто знает как правильно и что правильно. Сейчас фиксируется максимально высокий уровень неопределенности во всех сферах жизни. При этом учителя, пожалуй, единственные люди, кто способны и должны сказать детям, что такое хорошо и что такое плохо. Именно учителя должны сделать так, чтобы задачи, которые ставит руководство страны, стали действительностью, были приняты детьми – будущим нашей страны.

Роман Селюков, научный руководитель Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома» обратил внимание участников сессии на том, что сегодняшняя содержательная работа станет следующим шагом работы сетевой лаборатории по воспитанию, сформированной в рамках Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома» в прошлом году.

Ольга Голышенкова обратила внимание участников проектно-аналитической сессии на том, что школа сейчас – это система образования мышления человека, система формирования образа мира. Результатом сессии должны стать наборы эффективных форматов для содержательной трансляции современных ценностей детям и подросткам. Форматы, которые могут быть встроены в классно-урочную деятельность, форматы школьных предметов, форматы, которые можно использовать в условиях летнего отдыха и оздоровления детей. Форматы – это техники, методики, подходы, которые уже есть и используются при работе с детьми и молодежью, а также те, которые нужно спроектировать.

  1. Средняя и старшая школа – форматы трансляции ценностей для урока.
  2. Средняя и старшая школа – форматы трансляции ценностей для лагерей, внеурочной деятельности.
  3. Форматы трансляции ценностей для выпускников школ и студентов.

Работа по проектированию форматов строилась в командах, в которых были распределены роли: лидер, хранитель информации, хранитель регламента, дизайнер, спикер, поисковик.

Содержательным ядром сессии стал пентабазис – один из инструментов познания и работы с мировоззренческим содержанием, сформулированный в рамках проекта «ДНК России». Пентабазис представляет собой пять основ, инструментов анализа, через которые можно проанализировать мировоззрение: человек, рождающий такую ценность, как созидание; семья, рождающая такую ценность, как доверие; общество, рождающее такую ценность, как согласие; страна, рождающая такую ценность, как многообразие; государство, рождающее такую ценность, как суверенность. Пентабазис – система ценностей, которая воспроизводится в России из века в век. Ольга Голышенкова представила ценностные ориентиры как инструмент рассмотрения ценностных оснований в России будущего: стабильность, миссия, ответственность и справедливость. Россия как цивилизация – основанное на общих ценностях, историческом наследии и системообразующей роли русской культуры единение народов, характеризующееся устойчивостью, наднациональным (многонациональным) характером общественного согласия и социальной солидарности, суверенной государственностью и значительным вкладом в мировое развитие. Цивилизация может существовать при условии возможности ее воспроизводства. Воспроизводство цивилизации возможно при наличии фундаментальных ценностей (констант), которые позволяют восстанавливаться после любых катастрофических событий.

Набор ценностных констант, позволяющих воспроизводить систему из века в век, могут представлять набор из 3-8 основных констант и до 6 дополнительных (переменных). Участникам сессии был представлен следующий набор ценностных констант: согласие; доверие; многообразие; суверенность; созидание; единство многообразия и взаимопомощь; масштаб, размах, идеализм; жизнестойкость и сверхадаптивность; освоение нового, первопроходчество, альтернативизм; суверенная государственность.

Следующим тактом стала работа в командах с задачей сначала выбрать, а затем спроектировать новые форматы педагогической деятельности для трансляции ценностей, которые имеют четкую мировоззренческую цель для десяти групп целевой аудитории: дети старшего школьного возраста в рамках школьной программы (формат в рамках урока); дети среднего школьного возраста в рамках школьной программы (формат в рамках урока); дети старшего школьного возраста в рамках кружковой работы, программ дополнительного образования детей; дети среднего школьного возраста в рамках кружковой работы, программ дополнительного образования детей; дети старшего школьного возраста во время отдыха и специальных смен в МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Океан», ВДЦ «Смена» и т.д.; дети среднего школьного возраста во время отдыха и специальных смен в МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Океан», ВДЦ «Смена» и т.д.; студенты-первокурсники в рамках программы обучения в вузе; учащиеся технических колледжей и первых курсов технических вузов в рамках учебной программы и в рамках внеучебной деятельности; студенты-первокурсники в рамках специальных мероприятий вне академической программы; студенты-первокурсники гуманитарных вузов, специализирующихся на муниципальном и государственном управлении.

Участников проектно-аналитической сессии по видеосвязи приветствовал Андрей Полосин, научный руководитель проекта «ДНК России», директор Департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом», который подчеркнул, что проект «Школа Росатома» всегда на шаг впереди в решении важных задач в системе образования.

«На современном этапе жизни нашей страны для себя мы фиксируем важную задачу: проектирование образовательных форматов и содержания образовательных программ, направленных на формирование мировоззрения наших детей, привития им наших традиционных российских ценностей. Мы рассчитываем, что сообщества педагогов наших городов возьмут в работу эту задачу, чтобы дать ориентиры в этом направлении коллегам по всей России», – подытожил Андрей Полосин.