Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

В СЕТИ АТОМКЛАССОВ ЗАВЕРШИЛСЯ БУТКЕМП-ХАКАТОН «DIGITAL FUTURE-5: СУММА ТЕХНОЛОГИЙ»

01.11.2024

В Сети атомклассов завершился буткемп-хакатон «Digital future-5: Сумма технологий» – межрегиональное мероприятие для развития талантов школьников проекта «Школа Росатома» и модуль внеурочного курса «Интеллектроника» для разновозрастных обучающихся.

Сетевое образовательное событие проходило с 29 сентября по 16 октября 2024 года. Проводилось по инициативе МБОУ СОШ № 64, г. Лесной, Свердловская область.

Для участия в сетевом буткемп-хакатоне приглашались как команды из двух участников – обучающихся школ Сети атомклассов проекта «Школа Росатома», школ на территории РФ в одном треке, так и наставники детских команд, школьные координаторы атомклассов.

В сетевую инициативу заявилось 87 участников от 14 до 17 лет, 13 – наставников и школьных координаторов атомклассов из 17 атомных городов России:

— г. Лесной (МБОУ СОШ № 64, МБОУ СОШ № 75);

— г. Трехгорный (МБОУ СОШ № 112, МБОУ СОШ № 109);

— г. Усолье-Сибирское (МБОУ СОШ № 12, МБОУ «Гимназия № 9»);

— г. Снежинск (МБОУ СОШ № 135);

 — г. Саров (МБОУ Гимназия № 2);

— г. Заречный ЗАТО Пензенской области (МАОУ Гимназия 216 «Дидакт»; МОУ «Лицей № 230»);

— г. Балаково (МАОУ «Лицей №1»);

— г. Новоуральск (МАОУ «Лицей № 56», МАОУ «Лицей № 58»);

— г. Заречный Свердловской области (МАОУ СОШ № 1, МАОУ СОШ № 3);

— г. Димитровград (МБОУ «Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской области»);

— г. Ковров (МБОУ СОШ № 22);

— г. Электросталь (МОУ «Гимназия №21»);

— п. Новый Егорлык Ростовской области (МБОУ СОШ №62);

— г.  Железногорск (МБОУ «Гимназия № 91 имени М.В. Ломоносова»);

— г. Глазов (МБОУ «СОШ №13»);

— г. Десногорск (МБОУ «СШ №1»);

— г. Ростов-на-Дону (МБОУ «Школа №80»).

ЧТО ЭФФЕКТИВНЕЙ: ОТКРЫВАТЬ НОВЫЕ ТЕМЫ ИЛИ НОВЫЕ СПОСОБЫ В ОДНОЙ ИЛИ СМЕЖНЫХ ОБЛАСТЯХ?

Впервые об интеллектронике рассказал в своей книге «Сумма технологий» Станислав Лем. Писатель-фантаст, ученый-биолог запечатлил процесс сращения науки и технологии, описал его способы, объяснил связь между далекими понятиями еще в XX веке. Усилители интеллекта, нейроассистенты и другие жемчужины искусственного интеллекта и изобретения в науке (аксиоматические системы и арифметика, астрономия, физика, химия, биология), – лежат в основе интеллектроники. Сегодня термин «интеллектроника» имеет прямое отношение к профессиям будущего. Но обнаружить эту преемственность возможно, если в умственной деятельности, построенной на аналогии, ответить на вопрос: «Что эффективней: открывать новые темы или новые способы в одной или смежных областях»?

Организаторы сетевого буткемп-хакатон «Digital future-5: Сумма технологий» предложили участникам, увлеченным технологией, математикой, информатикой, химией, в сетевых концернах, решая и самостоятельно создавая проектные и конструкторские задачи, пройти путь изобретателя и погрузиться в новую профессию: «специалист по интегрированным интеллектуальным комплексам». В качестве ключевого способа, «зашитого» в организацию и содержание сетевого буткемп-хакатона «Сумма технологий», стал способ «моделирование» в совместной и сетевой деятельности, в узкоспециальных треках по «анализу больших данных: вероятности и статистике», «искусственному интеллекту», «аддитивным технологиям», «лабораторному химическому анализу», функциональной грамотности, в гуманитарном знании и нейронной сети. 

Сетевой хакатон позиционировался как новая форма соорганизации детско-взрослого сообщества, соединяющая образовательное событие и учебный интенсив в цифровой и аналоговой средах для школьников; педагогические пробы по объективному оцениванию для наставников детских команд, деятельность координационного совета школьных координаторов атомклассов для организации работы участников с распределенными задачами и выработки единых стандартов сетевых взаимозачетов как механизма сетевого взаимодействия школ-участниц Сети атомклассов проекта «Школа Росатома».

В качестве экспертов и менторов сетевого буткемп-хакатона выступили педагоги МБОУ СОШ № 64, специалисты градообразующего предприятия ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» г. Лесной, студенты УрФУ г. Екатеринбург, руководители и заместители руководителей центра АНО «Корпоративная Академия Росатома» г. Москва, наставники команд и сами участники.

«Мыслить не темами, а способами», – смысловое зерно сетевого буткемп-хакатона, которое команды школьников из разных городов в сетевых командах-концернах умно и эмоционально «проживали» на протяжении трех этапов сетевой инициативы: подготовительного, отборочного и финального, не включая заявочный этап. Для сопровождения образовательной деятельности участников сетевого образовательного события организаторы включали в работу следующие форматы: установочно-мотивационные и рефлексивные сессии, питч-сессии, панельные истории, учебные интенсивы. Работа в сетевых командах началась со старта события (не выключая заявочную кампанию), конкурс-соревнование – на отборочном и финальном этапах.

Основная модерация сетевого буткемп-хакатона, задания, видео с установочных и рефлексивных сессий, статьи-поддержки, видеозащиты решений детских и взрослых команд, рефлексивные заметки, наградные материалы, сертификаты – доступны по ссылке.

ЕСЛИ ЗАМЕНИТЬ ВСЕ ЧАСТИ ОБЪЕКТА НА НОВЫЕ, МОЖЕТ ЛИ ОН БЫТЬ ТЕМ ЖЕ ОБЪЕКТОМ?

Подготовительный этап сетевого буткемп-хакатона начался с установочной сессии «Из чего состоит сумма?», на которой организаторы сетевой инициативы предложили участникам в прямом эфире «поколебать» незыблемое правило математики: «От перестановки мест слагаемых сумма не меняется», – и через решение математического уравнения провели их по пути открытия Бернхардом Риманом своей теоремы об условно сходящихся рядах, которая утверждала, что от перестановки мест слагаемых сумма МЕНЯЕТСЯ, если речь идет о бесконечности.

Озадачивание участников через несводимые аксиомы усилилось, когда организаторы сетевого буткемп-хакатона предложили командам альтернативу: остаться в треках, выбранных во время заявочной кампании, и пройти путь, обозначенный правилами в Положении сетевой инициативы, или пойти «ВА-БАНК»: продвинуться дальше остальных команд либо все потерять, при этом выбор, который делают команды, изменить нельзя на протяжении всего буткемп-хакатона.

Свое решение сетевые команды обозначили в комментариях под постом об установочной сессии. Шесть команд из 43 выбрали альтернативу.

С установочной сессии подготовительного этапа началась рефлексивная деятельность школьников, которые на своих страницах в социальной сети ВКонтакте начали рассказывать о мотивах выбора сетевой инициативы и первых результатах работы в сетевых командах: трудностях и запросах, ресурсах и дефицитах.

Козлова Екатерина (Лесной): «…В хакатоне много непонятного, нового, но интересного. Выбрали ход по треку, потому что хотим узнать весь процесс хакатона».

Демин Артем (Новоуральск): «…Ознакомившись с треками, мы сразу отметили знакомые направления, но решили попробовать себя в сфере, с которой мы меньше всего пересекались…».

На подготовительном этапе участникам были предложены задания по созданию прототипа ховербайка – летающего мотоцикла на базе применяемых технологий для беспилотных летающих объектов («аддитивные технологии»); провести титрование химического вещества («лабораторный химический анализ»); оценить стиль по отрывкам трех литературных произведений А.С Пушкина, выявить закономерности художественного письма, используя методы вероятности и статистики («анализ больших данных»); разработать такую ИИ-машину, которая бы создавала информацию с картинками на одну из букв русского алфавита по запросу пользователя («искусственный интеллект»). Задание «ВА- БАНК» предполагало прочтение первых 4 глав книги Станислава Лема «Сумма технологий», изучение его схемы «карманного компьютера фанатов научной фантастики» и моделирование ответа на дилемму: «Если заменить все части объекта на новые, будет ли он тем же объектам», – по версии самого писателя-фантаста.

Для всех участников подготовительного этапа состоялась панельная встреча с Якуничкиной Еленой Владимировной, руководителем проектов Центра развития технологического образования АНО «Корпоративная Академия Росатом» (г. Москва); мастер-классы по трекам: «лабораторный химический анализ», «аддитивные технологии» инженеров градообразующего предприятия ЭХП «Электрохимприбор» (г. Лесной): Дергачева Максима Владимировича, руководителя отраслевого центра компетенции «Изготовление прототипов» комбината «Электрохимприбор», старшего преподавателя кафедр технологии машиностроения и экономики инноваций по дисциплине «Аддитивные технологии» Технологического института Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, Поповой Натальи Николаевны, эксперта отборочных дивизиональных состязаний конкурса профессионального мастерства «Atomskills» в компетенции «Лабораторный химический анализ» (г. Лесной); самостоятельно изучение лекций по искусственному интеллекту, анализу больших данных.

За три дня работы офлайн участники освоили программы: Microsoft Excel, StoryBird, github, Python, «Компас», создали прототипы; модели, дашборды, чат-боты. Сложность заданий и ограничение во времени вызвало у школьников запросы на поддержки и инициативы, поиск ресурсов и сокращение дефицитов.

Из рефлексивных дневников:

Новикова Виктория (Ковров): «Сегодня мы столкнулись с небольшой трудностью: в нашей школьной лаборатории не оказалось всего необходимого для проведения опыта, который мы получили на подготовительном этапе. Но, наш наставник, Андреева Татьяна Германовна, не растерялась и обратилась за помощью в химическую лабораторию при Ковровской государственной технологической академии имени В. А. Дегтярёва. В химической лаборатории КГТА мы успешно провели титрование, записали полученные результаты и сейчас усердно работаем над их анализом».

Цветкова Александра (наставник команды, Саров): «Команда разработала бота, который выдает изображения поочередно…Проект успешно загружен в репозиторий, но на следующем этапе возникли трудности. Мы коммитим и пушим каждую версию, как синхронизировать обновленную… с «Яндекс. Облаком»? Помогите, коллеги программисты»!

Елена (г. Трехгорный): «Мы уже практически все сделали, но такой большой объем заданий за такое короткое время очень сложно…» (реплика с видеовстречи).

В рефлексивных дневниках многих участников – вопросы по существу, уточнения по заданиям, критериям, – все это вызывает уважение со стороны организаторов и экспертов, демонстрирует серьезное целеполагание участников.

ЗАДАНИЕ АНАЛОГИЧНОЕ НЕ ПО ТЕМЕ, А ПО СПОСОБУ.

Отборочный этап сетевого буткемп-хакатона «Сумма технологий» начался с рефлексивной сессии «К какой сумме мы пришли?», на которой организаторы сетевой инициативы пояснили, почему подготовительный этап был так сложно устроен, почему были такими трудными задания, почему не дали участникам образцов, разъяснили некоторые оценочные основания. Перед вбросом единой задачи для сетевых команд вновь прошел процесс озадачивания. В прямом эфире участники решали две задачи по теме «Пропорция. Пропорциональность» и в процессе математических действий обнаружили, что одним способом обе задачи решить не удается, потому что появились новые условия («обратная пропорциональность»), а, значит, требуется подойти к решению с «новыми отмычками». Общая задача для сетевых команд всех треков усилила процесс целеполагания.

Часть задачи на отборочном этапе: «Составьте свое задание, аналогичное заданию подготовительного этапа, но аналогичное не по теме, а по способу решения…».

Во время работы над заданиями участники столкнулись с трудностями как организационного характера, так и содержательного.

Гончарова Анна (Саров): «Мы столкнулись с интересным вызовом…Как часто бывает, «аналогия» превратилась в настоящий квест! Сотрудничество с девочками из другого города, разница в часовых поясах – все это добавляло свои сложности. Долгое время мы не могли понять, чего именно от нас хотят организаторы. В конце концов, мы решили, что нам нужно создать программу, основываясь на цитате из книги. И вот тут началась настоящая охота за идеальной цитатой Лема. Этот случай наглядно показывает, что даже самые простые на первый взгляд задания могут оказаться неожиданно сложными. Что мы можем из этого вынести: важность четкой формулировки задач. Даже если вам кажется, что все понятно, уточните детали, чтобы избежать недопонимания. Ценность командной работы. Даже если вы не можете физически находиться в одном месте, совместные усилия и общение помогут найти решение. Не бойтесь экспериментировать! Иногда, чтобы найти правильный путь, нужно пройти несколько «неправильных» тропинок…».

Деятельность сетевой команды из разных городов позволила организаторам создать ситуацию затрудненной коммуникации. С одной стороны, это привело к «рождению» детских инициативных действий, с другой, развивала функциональную коммуникативную грамотность.

Страница третьего дня рефлексивного дневника участников отборочного этапа направляла их на подведение итогов: от личного целеполагания до результата, на фиксацию продвижения, с одной стороны. С другой, помогла организаторам сетевой инициативы, благодаря рейтингованию трудностей, которое сделали участники, определиться с тем, что прокачать в финале.

Из дневника Сухотериной Яны (Заречный Свердловской области): «Одним из самых сложных аспектов в решении задания – обнаружить способ. Одним из самых простых – создание критериев оценивания. Мы уже делали подобное задание на подготовительном этапе и на его основе аналогично сделали критерии».

В рефлексивном дневнике Новиковой Виктории (Ковров) мы видим, что участница лично для себя озадачена необходимостью объединения в сетевые команды. Организаторы не стали явно наводить участницу на ответ, потому что сетевой буткемп-хакатон не завершен, но странички других участников, возможно, позволили Виктории ответить самой на вопрос: «Зачем нужны сетевые команды»?

Продуктами деятельности сетевых команд на отборочном этапе стали разработанные задания, описание системы оценки, предполагаемое решение.

Самые высокие баллы по результатам отборочного этапа набрала сетевая команда из Сарова и Новоуральска: Гончарова Анна, Андреева Елизавета, Тельнова Анна, Медведева Виктория. Девушки не только зафиксировали способ, но и перенесли его на новое содержание и создали продукт «Генератор случайных предсказаний».

Со всеми работами участником можно познакомиться, пройдя по ссылке.

На финале победители отборочного этапа рандомно объединились в два сетевых концерна с разными треками. На заключительном такте хакатона сетевые концерны школьников решали задачу, которую некоторые продвинутые из них спроектировали на отборочном этапе, а организаторы докрутили по аналогии способа.

Часть задачи с финала: «Покажите, как вы обеспечите делегирование полномочий алгоритму, но при этом сократите риск ошибок, несущих негативные последствия для человека. Как своему концерну вы обеспечите право на авторство вашего решения?»

Финальным кейсом организаторы хакатона направили сетевые концерны в «точку», с которой начиналась сетевая деятельность, но с новым опытом и содержанием, на разработку продукта и его патентование.

На питч-сессии сетевые концерны представили решение и предложили алгоритм, обеспечивающий его авторство.

Финальным рефлексивным заданием для участников стала педагогическая провокация от организаторов. Они предложили сетевым концернам опубликовать на странице одного из участников концерна текст, поясняющий причины, по которым именно конкретный сетевой концерн может стать победителем, отрейтинговав вклад каждого участника, трудности, с которыми столкнулись, прикрепив к посту одну фотографию из двух на выбор: «Диплом концерна-победителя», «Диплом концерна непобедителя». Провокация направила участников на внутреннюю оценку ресурсов, вклада каждого участника.

Из сетевого дневника:

Сухотерина Яна (Заречный Свердловской области), сетевой концерн 1: «Нам кажется, что наш концерн должен стать победителем сетевого события «Сумма Технологий», так как ещё до объединения в одну большую группу, все команды активно работали и сумели пройти в финал, стараясь для этой победы. Мы не отрицаем, что и второй концерн достоин этой победы, потому что они также проделали огромную работу. Мы надеемся, что именно наш концерн станет победителем «Суммы Технологий», так как мы все старались и, работая вместе, стали по-настоящему дружной и сплочённой командой. Нам очень понравилось работать в концерне, узнавать друг друга и решать задания! 

Гончарова Анна (Саров), сетевой концерн 2: «Сегодня завершается наш марафон креатива и кодинга! Прежде всего, хочу выразить огромную благодарность моей сетевой команде. Мы объединились в сетевой концерн (это команда из 13 человек), и я должна сказать, что этот опыт весьма непростой. Взаимодействие с большой группой людей, распределение задач – все это оказалось не так просто, как казалось изначально. Трудно распределить задачи между собой так, чтобы всем было чем заняться. Но зато в такой команде мозговой штурм проходит невероятно продуктивно, а чат – это просто находка для оперативной связи. Многое дает нам сил и уверенности в нашей победе».

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ СУММА?

(о развивающей экспертизе)

Задумывая сетевой хакатон как образовательную практику для школьников, организаторы рассматривали его как педагогическую пробу для наставников детских команд с целью разворота педагогической позиции от внешней оценки к развивающей, с соблюдением объективности, формирования способности модерации и фасилитации сетевой деятельности школьников.

Поэтому, кроме узкоспециальный треков в сетевом хакатоне появился педагогический трек на отборочном этапе.

В оценке сетевой инициативы школы №64 Лесного несколько компонентов:

— критериальное оценивание (критерии открыты и заведены в само задание), чтобы участники могли формировать самооценку, смогли отследить пошагово качество самого продукта;

— формирующее оценивание: от личного целеполагания до самооценки; наставническая позиция и ее удержание (готов отказаться от личных интересов) – по рефлексивным дневникам.

— оценка продукта самими участниками и экспертами: формирование экспертности, знакомство с работами участников на равных;

-рефлексия наставников команд (как и в чем проявляется наставничество, совместно и сообща с фиксацией продвижения каждого участника-школьника; фиксация эффектов: открытие новых качеств в решении заданий).

Организаторы предложили наставникам показать, как через наблюдения за сетевыми командами во время решения заданий трека, содержание рефлексивных дневников они обеспечат объективность оценки. В оценочных картах, предложенных наставникам, организаторы попросили к показателям оценки деятельности команд добавить свои так, чтобы они отражали способ организации работы команд в сети, в которой деятельность школьников развернулась бы от поиска средств реализации до оформления личной задачи и самооценки.

О выявлении индивидуальных победителей сетевого хакатона.

В сетевом событии ценна работа по решению кейсов большой команды, хотя в этом тоже есть свои риски и вызовы, но также ярко видится персональная линия участника: с чем заходит в событие и с чем выходит из него. Индивидуальные победители хакатона определяются по рефлексивным дневникам школьников в совокупности с рефлексивными решениями наставников.

Результаты сетевого буткемп-хакатона «Сумма технологий»

Сетевая команда победителей:

1.Инянков Егор, Шалупов Арсений (г. Трехгорный, МБОУ СОШ № 112)

2.Каханова Софья, Иванова Александра (г. Усолье-Сибирское, МБОУ СОШ №12)

3.Тельнова Анна, Медведева Виктория (г. Новоуральск, МАОУ «Лицей №56»)

4.Андреева Елизавета (г. Саров, МБОУ «Гимназия № 2»)

5.Стулова Софья, Лугова Александра, Краснова Алёна (г. Ковров, МБОУ СОШ № 22)

Индивидуальные победители:

1.Гончарова Анна (г. Саров, МБОУ «Гимназия № 2»)

2. Новикова Виктория (г. Ковров, МБОУ СОШ № 22)

3. Сухотерина Яна (г. Заречный Свердловской области МАОУ СОШ №3)

4. Стрижова Ульяна (г. Снежинск, МБОУ СОШ № 135)

Состав призеров второй и третьей степени в сетевых концернах доступен по ссылке

Кроме дипломов команды получили сертификаты о прохождении модуля курса «Интеллектроника» в объеме 24 часов.

О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ШКОЛЬНЫХ КООРДИНАТОРОВ АТОМКЛАССА И СЕТЕВЫХ ВЗАИМОЗАЧЕТАХ

В течение 14 дней реализации сетевой инициативы деятельность разворачивалась не только среди разновозрастных участников-школьников из 17 городов присутствия ГК «Росатом», но и среди школьных координаторов атомклассов проекта «Школа Росатома».

Состоялось три встречи, на которых взрослые обсуждали логистику организации взаимозачетов в Сети атомклассов.

То, что такие механизмы должны быть и работать в Сети, ни у кого не вызвало сомнений, как и то, что система сетевого взаимозачета результатов должна быть согласована внутри сети при непосредственном участии школьных координаторов атомклассов и руководителей проекта «Школа Росатома».

Отправной точной для обсуждения стал кейс организации сетевого буткемп-хакатона «Сумма технологий» не столько как сетевого мероприятия, сколько сетевой программы курса «Введение в интеллектронику».

В результате обсуждения школьных координаторов и наставников была создана проектная модель сетевого взаимодействия, в которой механизмы сетевых взаимозачетов могут работать.

В ходе моделирования логистики организации взаимозачетов в Сети, появился проект, который возможно опробовать в новом учебном году в Сети атомклассов среды разработчиков (г. Новоуральск, г. Лесной, г. Заречный СО, г. Заречный ПО, г. Ковров, г. Снежинск, г. Трехгорный, г. Саров) после обсуждения с руководителями проекта «Школа Росатома».

С самим процессом обсуждения, рисками, которые фиксируют взрослые, появление новых должностей: педагог в сети; куратор сетевого расписания, иные функции школьных координаторов можно познакомиться, пройдя по ссылке.

ЭФФЕКТЫ СЕТЕВОГО БУТКЕМП- ХАКАТОНА

1. Сложилось детско-взрослое сообщество, для которых вызов стал интересным и трудным испытанием, из которого дети и взрослые вышли иными: не боящимися признать трудности, не стесняющимися быть немОгущими в решении сложной задачи, признающими свои дефициты и ищущими множество вариантов решения, искренне признающими лидерство за другими и готовые продолжить развитие.

2.Появилось множество детско-взрослых инициатив благодаря возможности договориться, распределить обязанности и ответственно (не смотря на наличие интернета и отсутствие времени, наличие или отсутствие опыта) выполнить единое задание.

3.Сложилась сетевая команда детей и взрослых из разных городов и территорий, которая понимает, что в освоении незнаемой области совместно ценно пройти путь от идеи до воплощения, потому что это расширяет возможности для каждого человека по реализации персональных траекторий развития.

Цветкова Александра, наставника команды из г. Саров: «Хакатон «Сумма технологий» подошел к финальной стадии, остались последние штрихи: рефлексия, анализ эталонного решения, награждение. Хотя я уже участвовала во многих всероссийских хакатонах, в роли наставника была впервые. И поверьте, это незабываемый опыт! Вместе с моими девочками (да, именно так я теперь называю свою команду) мы прошли через все этапы: от мозгового штурма до финальной презентации. Это был прекрасный опыт, который позволил мне не только поделиться знаниями, но и познакомиться с талантливыми коллегами со всей России. Я получила огромное удовольствие от этого мероприятия. Оно не было стандартным, с четкими требованиями и шаблонными решениями. «Сумма технологий» учит детей мыслить нестандартно, решать сложные задачи, искать креативные решения».

Зуева Татьяна, наставник команды из г. Заречный Пензенской области: «Благодарим организаторов хакатона за глубокое погружение, порой не понимали задачу, были растеряны, но командой через обсуждение и мозговой штурм приходили к единому решению. Отлично сработали все на пользу детям! Спасибо»!

На своей странице в социальной сети Новикова Виктория (г. Ковров) написала стихотворение, которое может стать рефреном всего буткемп-хакатона:

…В единстве сила – в этом не спорим,

Как звезды на небе, мы вместе горим.

Лем нас учил мечтать и творить,

Каждый из нас может мир изменить…

Спасибо большое всем участникам и экспертам сетевого буткемп-хакатона, команде руководителей Сети атомклассов за продвижение, личные смыслы и ценности, веру, что образование может быть интересным, вызывающим рождение новых совместных решений на грани постижения непостижимого. Мы уверены: ничто так быстро не приближает будущее, как сумма технологий в настоящем.

Поэтому, продолжение следует. До скорых встреч в новом 2025 году!