Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

В Сосновом Бору прошла стажировка победителей конкурсной программы проекта «Школа Росатома»

21.09.2023

С 19 по 21 сентября 2023 года в городе Сосновый Бор Ленинградской области прошла образовательная стажировка победителей Конкурса воспитателей детских садов городов-участников проекта «Школа Росатома», внедряющих эффективные технологии работы с детьми в рамках реализации ФГОС дошкольного образования. 16 победителей конкурсной программы 2021 и 2022 годов в течение трех дней приняли участие в стажировке, которой можно смело дать условное название «Детский сад будущего без прошлого». Именно в такой, открывшийся только 1 сентября 2023 года Детский сад №10 города Сосновый Бор, прибыли уже хорошо знакомые, улыбчивые, общительные, счастливые от радости встречи друг с другом и знакомства с городом на берегу Финского залива, победители конкурсной программы. 

Сначала общение, обмен новостями, экскурсия по городу – всплеск эмоций и радостных возгласов. И словно в мелодии, набирающей звучание, заключительным мощным эмоциональным аккордом первого дня стало знакомство с удивительным детским садом. Архитектура и дизайн пространства, линии света, широта и удобство вспомогательных пространств не оставили равнодушным никого. Детский сад, словно заморская диковина, сверкал и манил самыми яркими красками. Всего десять дней назад распахнулись двери этого прекрасного дома для самых маленьких жителей Соснового Бора. Их пока немного, идет набор детей и комплектование групп. И не успели они еще оставить свой след в этом пространстве, еще совсем не слышны в этом огромном здании самые важные – детские голоса.

Роман Селюков, координатор конкурсных программ проекта «Школа Росатома», научный руководитель Инновационной сети образовательных организаций проекта «Школа Росатома» после первых оценочных суждений участников стажировки о детских смыслах в этом наполненным взрослыми идеями пространстве, обозначил первую проблемную задачу – спроектировать развивающую предметно-пространственную среду двух групповых пространств и открытого пространства детских самостоятельных практик с акцентом на признанные эффективными в городах «Школы Росатома» технологиями – поддержка игровой деятельности, детской самостоятельности и инициативы, с глубокими образовательными смыслами, позволяющими обеспечивать развитие ребенка на содержании пяти образовательных областей в соответствии с ФОП дошкольного образования.

Казалось бы, задачка понятная и проработанная победителями конкурсной программы, однако она усложняется ограниченными временными ресурсами – всего 10 часов на разработку проекта (вечернее и ночное время), утренняя защита проекта, 3 часа на реализацию идеи пространства и после – проверка на устойчивость в активном взаимодействии с воспитанниками в процессе инициирования и поддержки игры дошкольников. Чуть больше времени до экспертизы открытого пространства детских самостоятельных практик. Ограничен ресурс материалов, инструментов, а главное, отсутствует возможность стандартных креплений и использования стен для реализации множества креативных идей! Вот такие необычные условия! Но это лишь сделало более привлекательной задачку для стажеров, и если кто-то вначале чуть запаниковал, то тревога погасла, когда три креативных команды возглавили лидеры, наши наставники Ольга Новгородцева из Снежинска, Анна Маркелова из Заречного Пензенской области и Ольга Колотухина из Сарова.

Темп был задан стремительный! И ведь все успели, выстроили удивительное пространство для поддержки детских игр, самостоятельных практик, инициировали игровую деятельность в соответствии с возрастом воспитанников, наблюдали, поддерживали, учитывая советы экспертов Ивана Трифонова и Елены Непомнящей, вносили коррективы, достигая намеченного результата. И в полной мере достигли желаемого результата – у команды Детского сада №10 появился образ светлого будущего, выстроенного на развивающих образовательных технологиях, яркого необычного дома, где слышны звонкие голоса детей, с утра кипит детская созидательная энергия игры и уже протоптаны первые, тайные и явные, прямые и извилистые дорожки в мире детских замыслов, игры, фантазии…

Новый формат стажировки имел глубокие профессиональные смыслы, ведь каждый педагог, возвращаясь победителем Конкурсной программы проекта «Школа Росатома» в свой родной детский сад, сталкивается с тем, что он оставил в своей группе, стартуя в финал Конкурса. А ведь вернулся он уже другим… И так много соблазнов вернуться к прежней жизни, отодвинуть те прогрессивные идеи и технологии, которые привели к победе, и прячась за шаблонами и сопровождающими нашу жизнь стереотипами, отступить, отказаться, сказать «все закончилось»…

Такой формат стажировки позволил каждому участнику осмыслить важные личностные и профессиональные ценности:

  • А способен ли ты, дорогой победитель, выстоять, и остаться амбассадором детской игры?
  • Готов ли ты постоянно развиваться и делать все возможное, чтобы игра жила в группе детского сада, менялось пространство, и ты каждое утро настраивался проживать жизнь с дошкольниками с их важными детскими смыслами?
  • Готов ли ты стать наставником для коллег своего детского сада, помочь им разобраться в том, где ты самый лучший проводник – в мире детской игры, развития?
  • Способен ли ты вести за собой и так же одухотворено, как в конкурсе, завоевывать сердца детей и взрослых, демонстрируя, что игра творит чудеса, раскрывая потенциал ребенка и помогая ему познавать этот мир?

Эти вопросы витали в воздухе на всех этапах проживания нового формата стажировки победителями конкурсной программы. Но на финальном рефлексивном такте стажировки все в очередной раз встало на свои места.

«Стажировка помогла «прокачать» навыки игровой деятельности» — заметила Марина Урвачёва из Снежинска. Анна Маркелова из Заречного Пензенской области подчеркнула: «Эти три дня позволили убедиться, что мы двигаемся в нужном направлении». Марина Богатырева из Зеленогорска зафиксировала: «Мы поделились опытом, получили опыт подселения технологий, общения с экспертами, вооружились способами преодоления дефицитов». «Это была практикоориентированная стажировка, где мы приобрели ценный опыт» — заметила Евгения Коркина из Снежинска. Елена Белокриницкая из Трёхгорного: «Мы проверили технологии на прочность, что необходимо сделать, чтобы ребенок заиграл. Всё возможно, если сделать это своей главной целью». «Это была прокачка технологии создания и поддержки детских самостоятельных практик в открытом пространстве, неструктурированным и ориентированном на замыслы ребенка с минимальным количеством материалов и с пониманием, каких бесценных результатов мы достигаем» — подытожила Ольга Колотухина из Сарова.

Стажировка победителей конкурсной программы проекта «Школа Росатома» завершилась, переведя на новый качественный уровень по-настоящему осознанно «играющих» педагогов дошкольного образования!

Проект «Школа Росатома» благодарит председателя Комитета образования Сосновоборского городского округа, муниципального координатора проекта «Школа Росатома» Наталию Шустрову и заведующего Детского сада №10 Светлану Любчик за помощь в организации стажировки.