Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

В Трехгорном прошел выездной практикум для учителей-победителей конкурсной программы проекта «Школа Росатома»

11.10.2023

Три дня в позиции стажеров провели в гостеприимной Школе №109 города Трехгорный учителя-победители Конкурсной программы проекта «Школа Росатома» 2022 года. Шесть победителей и один победитель-наставник окунулись в атмосферу исследований и творчества, практик и экспериментов. В фокусе профессионального внимания – тема прошлогоднего конкурса учителей проекта «Школа Росатома» – технологии формирования функциональной грамотности.

В первый день практикума участники познакомились с образовательной средой МБОУ «СОШ №109» – школы-участницы Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома». Школа располагается в достаточно старом здании типовой застройки, но предметно-пространственная среда ультрасовременная: кампус для старшеклассников со свободно конструируемым пространством, прозрачными перегородками и стенами, мобильной мебелью и современной техникой, коворкинги, информационно-библиотечный центр и своеобразный кампус для начальной школы, в котором кипит увлекательная, открытая и творческая жизнь. Общественное пространство рекреации первого этажа прямо со входа вовлекает в особую атмосферу: здесь важен индивидуальный замысел каждого ребенка, приходящего в школу, и есть все возможности, чтобы найти себе дело по душе и обрести свою команду. Особый уклад жизни школы участники выездного практикума ощущали повсюду. Другой взгляд друг на друга у ребят и педагогов! Как будто они все в постоянном увлекательном процессе и заинтересованы во взаимодействии друг с другом.

Вот после такого знакомства со школой команде победителей конкурсной программы проекта «Школа Росатома» предстояло решить первую задачу выездного практикума: буквально за час подготовить лекцию по функциональной грамотности так, чтобы все участники практикума стали лекторами. Уже через час свою лекцию педагоги представили координаторам проекта «Школа Росатома» и ведущим практикума – Роману Селюкову и Ивану Трифонову. Семеро лекторов сменяли друг друга, разворачивая цепочку смыслов, а практически профессиональный скрайбер Ольга Царева из города Лесного фиксировала все эти смыслы во взаимосвязи по ходу лекции простыми образами на флипчарте. Так наши победители и рассказали о функциональной грамотности и одновременно продемонстрировали один из видов функциональной грамотности.

По содержанию лекции потом ведущие практикума развернули обсуждение. Дело не шуточное, ведь всего за один год по итогам конкурсной программы родилось новое понимание функциональной грамотности. Как перевести знания, умения и навыки в предмете на уровень функциональной грамотности? Какие уровни формирования функциональной грамотности существуют и какими технологиями обеспечивается эффективная работа педагогов и детей на каждом из этих уровней. Был обстоятельный разговор, который зафиксировал, что за год удалось не только нащупать, но и отработать вполне стройную технологию формирования функциональной грамотности учащихся через предметное содержание. После бурного обсуждения Роман Селюков озвучил цели выездного практикума учителей-победителей конкурсной программы и поставил задачи на следующие два дня:

  • приобрести опыт коллективного проектирования и реализации образовательного формата под второй и третий уровни функциональной грамотности;
  • оформить способы переноса оснований этого опыта и апробировать наставническую позицию.

Собственно, наставническую позицию участники практикума уже начали пробовать, когда сначала готовили лекцию по функциональной грамотности, а потом ее представляли всемером. За два оставшихся дня практикума им предстояло еще погрузиться в образовательные форматы для формирования функциональной грамотности на третьем уровне, предложенные руководителем практикума Романом Селюковым. И тут была феерия: педагоги сначала придумывали, чему бы они хотели бы и могли бы научиться за 30 минут, а потом реализовали свои задумки: создать свой телеграм-канал или изучить основы арабской вязи. Выяснилось, что понять, чему бы тебе было интересно научиться здесь и сейчас – не просто, а тем более не просто заранее просчитать – возможно ли этому научиться за определенный отрезок времени (и тут ты либо страхуешься и берешь задачку попроще, либо идешь ва-банк, выбираешь сложную задачу и рискуешь не успеть ее реализовать). Погружение в такой формат стало способом проживания опыта реализации деятельности, направленной на формирование функциональной грамотности на самом высоком уровне. Одновременно погружение в этот формат позволило задаться вопросом, а потом и обсудить педагогам – а что является содержанием деятельности учителя (педагога) и как это содержание может наращиваться до уровня функциональной грамотности. Участники практикума по этому поводу выстроили аж две! модели, подчеркнув, что центром компетенции учителя является умение учиться и умение учить учиться. И вот это умение в комплексе с профессиональными знаниями и навыками необходимо развивать до уровня функциональной грамотности педагога. Очень емкая и перспективная для научной и методической проработки мысль! Именно с этой мыслью участники выездного практикума отправились готовить образовательные форматы для детей, направленные на развитие функциональной грамотности учащихся высоких уровней. Педагоги разбились на три команды и спроектировали форматы для работы с детьми восьмого, девятого и десятого классов. Классификация уровней функциональной грамотности, которой они придерживались, изначально предполагала, что детям будет предложено работать на стыке различных учебных предметов или действовать в ситуации, которая даже не напоминает учебную и в ней изначально «не торчат уши» школьных предметов. А поэтому сотрудничество учителя истории и учителя информатики, взаимодействие учителя математики и географии и совместное творчество учителя русского языка, учителя иностранного языка и учителя начальной школы – абсолютно естественная необходимость в проектировании таких форматов. Подготовка форматов заняла полдня, а их реализацию решено было начать прямо с утра третьего дня выездного практикума.

Ольга Царева из Лесного и Ренат Камалов из Глазова провели урок обществознания – изучение нового материала на основе дешифровки текста. Идея функциональной грамотности была в том, что любой текст требует содержательной дешифровки для понимания его сути.

Мария Кононенко из Соснового Бора, Екатерина Терпугова из Трехгорного и Оксана Казакова из Лесного замыслили проявление функциональной грамотности через демонстрацию информационной грамотности при изучении профессий будущего.

Юлия Жирных и Эльмира Улыбушева из Лесного предложили школьникам самостоятельно освоить новый интернет-ресурс в рамках внеурочного занятия. Педагоги использовали метапредметный подход к формированию функциональной грамотности, школьникам необходимо было записать аудоиогид для путешествия по наиболее значимым для них местам в Трехгорном.

По итогам проведения практикума у участников возникла идея формирования «Сообщества учителей «Школы Росатома» в открытой группе в социальной сети «ВКонтакте», в которой педагогам городов-участников проекта «Школа Росатома» можно будет обмениваться методическими наработками.