Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

В ВДЦ «Орлёнок» завершилась отраслевая смена для одаренных детей городов Росатома

26.10.2021

Во Всероссийском детском центре «Орлëнок» в лагере «Штормовой» завершилась образовательная программа «Технопарк» для 75 школьников из образовательных организаций территорий расположения предприятий атомной промышленности, победителей конкурсных мероприятий для талантливых детей и активных участников проекта «Школа Росатома». Программа проходила в рамках 11 смены с 5 по 25 октября 2021 года.

В течение смены 4 экипажа, название каждого из которых традиционно совпадает с названием военных кораблей Черноморского военно-морского флота, «Решительный», «Находчивый», «Ладный» и «Смелый», бороздили просторы истории атомного флота, инновационных технологий, развивали интеллект и инженерные навыки. Именно наш экипаж «Решительный» стал экипажем-флагманом 11 смены лагеря «Штормовой», а это значит, что ребята всю смену упорно трудились, чтобы стать лучшими, стали образцом, на который равняются все. Дополнительно каждый из участников смены освоил азы морских дисциплин и получил возможность достичь звания «Юный моряк».

За 21 день подростки получили возможность осуществления проб и действий по собственному замыслу, создания и презентации итогового продукта, в процессе совместного проектирования приобрели опыт взаимодействия со сверстниками. Творческими и исследовательскими пространствами для ребят стали мастерские и образовательные курсы различной направленности. Мастерские подростки выбирали из собственных интересов, предварительно пробуя все предлагаемые виды деятельности во время специального организованного мероприятия «Вертушка».

В рамках мастерской профессора кафедры водных путей и гидротехнических сооружений Игоря Липатова «Альтернативная энергетика ветра» ребята проводили топографические съемки и выбирали лучшее место в границах лагеря «Штормовой» для установки сооружений для выработки альтернативного вида энергии – ветряков. С помощью инженерно-геодезических съемок объектов на местности участники мастерской собирали данные и на их основе создавали опорную геометрическую и твердотельную модель для исследования динамики перемещения воздушных масс по территории лагеря, а на ее основе создали численную математическую модель для анализа максимальных скоростей ветров при различных направлениях и значениях. 

Мастерскую «Судовождение «Зеленых судов» возглавил преподаватель судоводительского отделения Нижегородского речного училища им. И.П. Кулибина Сергей Курышов. Результатами мастерской стало воспроизведение технологии создания сложных геометрических поверхностей корпусов судов атомного флота. Работу по выполнению данного задания ребята сделали по техническому заданию нижегородского судостроительного предприятия «Красное Сормово». Ребята познакомились с уникальной технологией, которая позволяет создавать различные корпуса атомных судов при минимальных затратах времени и ресурсов, а также сократить производственные площади, улучшить логистику, повысить экономическую эффективность. 

Инженер конструкторского бюро ВГУВТ Наталья Зотова погрузила ребят в создание собственной экологичной модели судна для лагеря «Штормовой» на мастерской «Дизайн экологичных судов». 5 групп ребят решали непростую задачу создания судна на «зеленой» энергии, важным условием которой также было наличие у судна функции сбора мусора. По итогам общего голосования лучшими проектами стали: научно-исследовательское судно-мусоросборщик «Шторм» с двумя турбопарусами для повышения экологичности, а также масштабный проект плавучего детского лагеря под названием «Буревестник» с пятью роторами Флеттнера, в качестве дополнительных движителей, для ВДЦ «Орлёнок».  

Подростки вместе с педагогом дополнительного образования лагеря «Штормовой» Ольгой Звягиной изучали чистоту атмосферы и экологию бассейна Черного моря на территории Всероссийского детского центра «Орлёнок» в рамках мастерской «Морская экология». Ребята не только изучали флору и фауну на берегу Центра, но также исследовали воздействие жизнедеятельности человека на почву, воду, обозначили антропогенные (вредные) процессы воздействия на водный объект, экологические проблемы. Выяснили влияние поверхностных вод на морскую экосистему. Ребята провели мониторинг загрязнения береговой линии твёрдыми и коммунальными отходами.

Итоговым событием работы участников мастерских стал брифинг в форме видеоконференции с экспертным сообществом Волжского государственно университета водного транспорта, который состоялся 22 октября с участием широкого экспертного сообщества, с видеообращением к ребятам выступил ректор ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Игорь Кузмичев.

Во время брифинга каждая мастерская представила результаты командной работы. Ребята из мастерской «Альтернативная энергия ветра» представили результаты полевых исследований и геодезических изысканий. На основе анализа метеорологических данных по близлежащему пункту метеорологических наблюдений, анализа качественных особенностей полескоростей, продувающих лагерь «Штормовой», предложили принципы организации ветрогенерации на территории лагеря, обозначили местоположения будущих ветряков при штормовом ветре и бризе. 

Ребята мастерской «Судовождение «Зеленых судов» представили макет «коксового поля» для повышения технологичности процесса создания судов атомного флота, показали технологию установки уровней элементов поля с помощью нивелира. Участники мастерской представили новую логистическую схему организации производства. Сформулировали эффективность корпусов судов, с использованием данного технологического подхода. 

Получили ценные советы от экспертов ВГУВТ» поняли вектор развития и доработки своих идей ребята мастерской «Дизайн экологичных судов». Также эксперты оценили дизайнерское решение одной из групп — экскурсионный быстроходный катер на подводных крыльях. 

Ребята мастерской «Морская экология» во время брифинга рассказали о влиянии кислотности на жизнедеятельность живых организмов, в частности, как внешняя среда влияет на жизнедеятельность моллюсков прибрежных вод Черного моря, в качестве техногенного воздействия были признаны батарейки. 

Во время брифинга вопросы, рекомендации, экспертные суждения командам давали специалисты ФГБОУ ВО «ВГУВТ»: профессора, доктора технических наук, начальник Управления научных исследований и инновационной деятельности,начальник  Конструкторского бюро института инноваций в судостроении и судоремонте, директор центра сертификации и малых судов. 

Ключевым событием смены стал интерактивный экспериментариум «Вода: от капли до моря», приуроченный к Году науки и технологий в России в формате открытых мастерских «Дети учат детей», которые провели участники мастерских вместе с преподавателями ВГУВТ для всего детского лагеря «Штормовой».

Вместе со своими наставниками ребята 7 октября отметили Всемирный день улыбки, прошли сложный и интересный путь. Уникальная атмосфера дружбы и творчества в «Орлёнке» помогла им обрести не только новые знания, но и новых друзей, и единомышленников.

Подводя итоги, можно смело сказать, что программа была успешно реализована, а ее участники показали свои таланты и развили в себе умение думать, как настоящие инженеры.