Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

В Заречном Свердловской области прошла Метапредметная игра «Радуга»

14.11.2019

В этом году прошла уже VII Метапредметная олимпиада проекта «Школа Росатома». Перед тренерами команд ежегодно и в течение года встаёт проблема подготовки ребят. Кто в олимпиаде давно, помнит дистанционное задание снять видеоролик о том «Как подготовиться к метапредметной олимпиаде». Опытные тренера знают, что к метапредметной олимпиаде подготовить детей сложно: можно натренировать их на критерии, научить таймингу, работе в группах разного состава, но научить метапредметности – сложно. Одним из решений проблемы подготовки стало проведение городской метапредметной олимпиады среди обучающихся начальных классов. Как говорится, подготовка с младшего школьного возраста. Но к этой олимпиаде нужно тоже готовиться. Поэтому возникла идея проведения метапредметных событий внутри школы.

14 ноября 2019 года в МКОУ ГО Заречный СОШ №7 прошла метапредметная игра «Радуга». Такая игра проводится в школе второй раз. Первая прошла в 2018 году. Это оценочно-диагностическое образовательное событие, в котором соревнуются разновозрастные команды. Построена она по технологии проведения метапредметной олимпиады проекта «Школа Росатома» в формате игры. Образовательная игра –хороший способ проверить не только свои знания, но и гибкость ума, скорость мышления и способность находить нестандартные решения в обыденных ситуациях. Благодаря своей специфике – умение работать с текстом и информацией – это серьёзная тренировка перед участием в городской метапредметной олимпиаде, а ещё – отличная возможность участия в метапредметных олимпиадах проекта «Школа Росатома».

Метапредметная игра «Радуга» предполагает участие четырёх команд. Проводится в три этапа. На первом этапе – групповом – участвовали команды первоклассников (4 человека), второклассников (4 человека), третьеклассников (4 человека) и четвероклассников (4 человека). На данном этапе каждая команда решала задания (уровень сложности зависит от возраста команды) на одну тему. Каждый в своей команде делал необходимые пометки, запоминал полученную информацию, так как на следующем этапе эта информация должна помочь решить общее для разновозрастных команд задание. На этом этапе рефери наблюдали за работой каждого участника и в оценочных листах делали отметки напротив предложенных показателей личных качеств командного игрока. Такое наблюдение позволяет выявить лучших командных игроков и в дальнейшем предложить их для участия в городской метапредметной олимпиаде. В этом году темой игры стал русский фольклор. Каждой команде предстояло прочитать вводный текст об одном из малых фольклорных жанров, найти в описательном тексте особенности этого жанра и попробовать самим сочинить текст заданной фольклорной формы и другие задания. Например, четвероклассники должны были объяснить иностранцу, что такое «Баюшки-баю», третьеклассники – отгадать как можно больше русских народных загадок – а это не так-то просто – и выписать все метафоры.

Второй этап тоже групповой, но ребята объединились в четыре разновозрастные команды, в каждой из которых 1 первоклассник, 1 второклассник, 1 третьеклассник, 1 четвероклассник. Задание для четырех команд одинаковое. На этом этапе в задании не было вводного текста, только примеры закличек. В течение определённого времени ребята должны были определить жанр, найти характерные особенности этого жанра, обобщив структуру текста и сочинить свою закличку. Команды увлеклись решением заданий и даже не успели подготовиться к публичному выступлению. На втором этапе рефери опять делали пометки в экспертном листе, оценивая коммуникативную, учебную и информационную грамотность команды, то есть оценивание на этом этапе было не персонифицированное.

На третьем, публичном этапе, команды презентовали результат своей работы и озвучили готовое решение. Жюри в это время оценивало умение представить результат и решение, культуру публичного выступления. После ответов всех команд состоялось обсуждение хода всего события. Задания для ребят оказались достаточно сложными – мало было правильных ответов, работать в команде понравилось, особенно в разновозрастной. Дети задавали вопросы по решению и немного расстроились, что решили не совсем правильно.

Расстраиваться рано, жюри в течение завтрашнего дня будет оценивать и определять победителя. Не только решение задания принесёт баллы команде, но и командная работа и умение публично представлять результат. Только результаты первого этапа не будут учитываться при выявлении победителя, они помогут определить состав команды на городскую олимпиаду. Награждение победителей и участников состоится на общей линейке.

На сегодняшней игре работало «детское жюри» – ребята-старшеклассники, которые участвовали в метапредметной олимпиаде проекта «Школа Росатома». Для них участие в позиции эксперта стало ещё одной метатренировкой.

Участников определяли классные руководители по рейтингу в классе (учебная, коммуникативная, информационная грамотность). Задания составлялись организационным комитетом в соответствии с принципами «Школы Росатома»:

  • уровень сложности соответствует возрасту обучающихся и чуть завышен;
  • материал для работы может не входить в школьную программу;
  • задания носят метапредметный характер (учитывают владение обучающимися приёмами смыслового чтения и умения работать с достоверной и недостоверной информацией);
  • задаётся ограничение по времени выполнения.

Детям очень нравится участвовать в таких событиях. Им нравятся тренировки – подготовка к игре и олимпиаде. А школьники, которые участвовали в метапредметной олимпиаде с 1 класса, в этом году впервые стали участниками команд 5-8 классов.

Метапредметная игра, олимпиада, подготовка к ним – это уже образ мышления! Спасибо, «Школа Росатома», за новые подходы для развития школьников!