Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Проектирование и реализация образовательных событий для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников»
5. Ключевые идеи опыта
Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система дошкольного образования, обозначены новые ориентиры, направленные на:
В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.
В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»?
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, — но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.
Чтобы сделать жизнь детей в своей группе интересной, я создаю условия для возникновения образовательного события, в ходе которого происходит качественное изменение воздействия на детей: включается воображение, проявляется изобретательность, творчество.
Я поделила образовательные события на два вида:
— по инициативе педагога;
Для этого вида ОС я использую такие способы: — «Коллаж событий» — воспитатель на видном месте помещает картинку, фото, на которой изображено какое-то событие, например: «Новый год в Австралии», «У каждого свой театр», «Космическое путешествие», «Снимаем кино», «Мир фантазий», «Наш завод» и т.д. и смотрим заинтересованность детей, после того, как дети заинтересовались, педагог вместе с детьми готовят образовательное событие.
— «Детективное бюро» — воспитатель озадачивает детей какой-либо интересной проблемой: потерялось счастье ( образовательное событие «Мой счастливый день»), плачущие малыши в детском саду (образовательное событие «Праздник для малышей», как помочь бездомным животным (образовательное событие «Кошкин дом» и т.д. ). Для решения этой проблемы «выводим» детей на подготовку и организацию образовательного события, в процессе которого, решаем поставленные нами образовательные задачи.
— по интересам детей:
Для данного вида ОС я использую такие способы:
— «Подсматривание» — наблюдаю за самостоятельной деятельностью детей, выявляю интерес к теме или объекту, и с помощью этой информации планирую образовательное событие.
— «Копилка идей» — в специальную копилку (какую-либо коробку) дети складывают «подсказки» (которые они нарисовали или написали) для воспитателя о совместной деятельности, то есть чем бы им хотелось увлечь друзей (своей определенной темой, например: динозавры, роботы, герои мультфильмов и т.д.). Далее педагог организует образовательное событие по какой-либо идее.
Данные способы, являются сигналом для организации образовательного события, в ходе которого решаются образовательные задачи.
В результате стажировки слушатели получат возможность:
Непосредственно ожидаемыми результатами являются:
— получение теоретико-методологических знаний по использованию в образовательном процессе технологий реализации образовательного события в процессе развития дошкольника в контексте ФГОС.
— совершенствование профессионального мастерства и компетенций в области организации образовательного процесса, создании условий для самостоятельной деятельности детей, на основе технологий образовательных событий.
1. Перечень необходимого оборудования. Аудиторные помещения: музыкальный зал, методический кабинет, 5 групповых помещений.
2. Программа стажировки.
Программа стажировки включает в себя три модуля.
Формы обучения: лекции, семинары, образовательные события, групповая и индивидуальная работа, погружение в деятельность, игры, самостоятельная работа по разработке проектных идей.
Модуль 1. «Образовательное событие как способ эффективного развития современного дошкольника».
— погружение стажеров в технологию коллективной мыслительной деятельности;
-представление продукта коллективной мыслительной деятельности.
3. Роль образовательного события в развитии современного дошкольника.
4. Реализация образовательных задач через образовательное событие.
Модуль 2. «Использование различных методов для организации образовательного события»
2.1 Стажерская проба №1. Разработка образовательного события в подгруппах на основе критериев, предложенных ведущим стажировки.
2.2 Стажерская проба №2 Погружение стажеров в образовательное событие.
2.3 Анализ образовательных событий, показанных командами.
3. Разработка критериев для оценочных карт образовательного события (работа в группах).
4. Рефлексивный анализ и оценка. Определение затруднений через командный формат обсуждения процесса.
Модуль № 3. «Апробация стажерами персонального опыта в рамках заявленной темы»
2.3 Учебный план стажировки
№ п/п | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекция | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 | Модуль 1. «Образовательное событие как способ эффективного развития современного дошкольника». | 2 | 2,5 | 2,5 | 1 |
1.1 | Определение личностно значимых целей обучения на стажировке | 0,5 | |||
1.2 | Формулировка понятий: событие, образовательное событие. Определение ключевых моментов через: — погружение стажеров в технологию коллективной мыслительной деятельности; -представление продукта коллективной мыслительной деятельности | 1 | 0,5 | 1 | |
1.3 | Роль образовательного события в развитии современного дошкольника. | 0,5 | 1 | 1 | |
1.4 | Реализация образовательных задач через образовательное событие | 0,5 | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Модуль 2. «Использование различных методов для организации образовательного события» | 1 | 0,5 | 6 | 1,5 |
2.1 | Игра — основа образовательного события. | 0,5 | |||
2.2 | Ознакомление стажеров с видами игр; с авторскими методами организации образовательных событий. | 0,5 | 0,5 | ||
2.2.1 | Стажерская проба №1. Разработка образовательного события в подгруппах на основе критериев, предложенных ведущим стажировки. | 2 | 0,5 | ||
2.2.2 | Стажерская проба №2. Погружение стажеров в образовательное событие. | 2,5 | 0,5 | ||
2.2.3 | Анализ образовательных событий, показанных командами. | 0,5 | |||
2.3 | Разработка критериев для оценочных карт образовательного события (работа в группах). | 1 | |||
2.4 | Рефлексивный анализ и оценка. Определение затруднений через командный формат обсуждения процесса. | 0,5 | |||
Модуль № 3. «Апробация стажерами персонального опыта в рамках заявленной темы» | 0 | 2 | 3 | 2 | |
3.1 | Презентация разработанных стажерами оценочных карт образовательного события. | 1 | |||
3.2 | Стажерская проба №1. Разработка образовательного события по замыслу ведущего стажировки. | 1 | |||
3.3 | Стажерская проба №2 Погружение стажеров в группы для организации образовательных событий | 1 | |||
3.4 | Презентация образовательных событий проведенных стажерами. | 1 | 1 | ||
3.5 | Проведение собственного анализа образовательного события по оценочным картам. | 1 оценка собственных результатов | |||
3.6 | Итоговая рефлексия стажёров по определению целостности и практической значимости приобретённых компетенций для дальнейшего саморазвития | 1 Рефлексивный круг «Я знаю, как …» (рефлексия новообразований, появившихся в ходе стажерской практики). | |||
Итого 24 часа | 3 | 5 | 11,5 | 4,5 |
1. Внешняя оценка результатов работы стажеров будет осуществляться посредством Internet – голосования за продукты деятельности педагогов – стажеров в социальной сети Facebook в группе. Если не менее половины продуктов получат оценку Like, то стажировка признается успешной.
2.Самооценивание стажёрами собственных результатов.
Самооценивание стажёрами собственных результатов будет проходить путем заполнения ими рефлексивных карт по итогам проведенных стажерских проб.
Рефлексия проводится по следующим параметрам:
Уровень представленных материалов | не проявлено 1 балл | частично 2 балла | полностью 3 балла |
Достижение цели и задач стажировки | |||
Значимость выполняемой стажером работы | |||
Самостоятельность при выполнении заданий стажировки | |||
Осознание необходимости и готовности применения полученного опыта | |||
Средний балл: |
Результат работы стажера признается успешным в том случае, если стажер получает не менее 8 баллов (количественный критерий).
С 19 по 21марта 2018 года прошла стажировка «Проектирование и реализация образовательных событий для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников» в МБДОУ «ЦРР ДС №4» г.Трёхгорный Челябинской области.
Открыли стажировку приветственным словом заместитель начальника Управления образования г.Трёхгорный Светлана Викторовна Дмитричева, заведующий МБДОУ«ЦРР ДС №4» Елена Николаевна Мязина, воспитанники детского сада.
Для поднятия духа стажеры поиграли в игру «Плетём косы», где каждой команде, состоящей из «Держателя», «Закрепителя», трех «Заплетателей» и «Эксперта» предстояло заплести красивую тугую косу. Зарядившись позитивным настроем, приступили к целеполаганию стажёров. Выделив цели и желания при помощи метода «Снежный ком», обсудив их, начали работу.
В первую очередь был лекторий «Образовательное событие как способ эффективного развития современного дошкольника», где стажеры рассуждали над определением «события», познакомились с понятием «хронотоп» и о роли событий в нашей жизни.
По итогу педагогической мастерской стажеры сформулировали понятия: «мероприятие», «событие», «образовательное событие». После разбора данных понятий, перешли к сравнительному анализу мероприятия и события. Разобрали в подгруппах особенности и признаки образовательных событий.
Далее при помощи метода «Кластер» стажеры определили условия для организации образовательного события. Выделили первое условие – игровая среда. Обсудили, с помощью технологии «Фишбоун», ключевые ориентиры игровой среды. Проанализировав каждую «рыбку» команд, стажеры получили следующее практическое задание: разработать экспертную карту анализа игровой среды ДОУ для поддержки игровых действий дошкольников. По окончании работы с картами, стажеры разделились по парам и получили специальный алгоритм, с цветовым обозначением групп, для ориентира и последовательности выполнения задания.
Стажерская проба «Взгляд со стороны» дала возможность участникам стажировки оценить игровую среду в группах детского сада как одно из условий организации образовательных событий.
Следующим этапом работы было оценочное событие, где стажеры обсудили результаты проведенной ими экспертизы. Далее коллеги познакомились со следующими условиями организации образовательного события: играющий педагог и играющий ребенок. В командном формате выделили признаки этих условий.
С помощью метода «World cafe» стажеры смоделировали виды игр, используя классификацию по Кравцовой Е.Е. После презентации результата деятельности хозяином стола, коллеги в парах «погрузились» в стажерскую пробу «Взгляд снизу», для поддержки детской игровой инициативы. При этом велась фотофиксация «Игра в объективе». Результатом данной работы был фотоотчет и анализ игрового взаимодействия стажеров с детьми.
При помощи технологии «Лего-конструирование» команды смоделировали лестницу развития игры и ребёнка в ней. В конце первого дня для систематизации полученной стажерами информации, было предложено разграничить признаки события и мероприятия. Рефлексия первого дня показала, что 70% участников стажировки впервые узнали, что такое образовательное событие.
Второй день стажировки начался с активного танца Zumba, который зарядил стажеров бодрым настроем. Затем стажеры сразу погрузились в работу, вспомнили о том, на чем закончили первый день. Открыв следующую составляющую кластера, стажеры ознакомились с этапами образовательного события, обсудили каждый этап, приводя примеры.
Затем коллегам были предложены авторские способы организации образовательных событий, видеоролики с образовательными событиями, проведенными ведущей стажировки.
После того, как «кластер» был заполнен, стажерам принесли подарочную коробку с объектом внутри, а с каким именно они угадывали при помощи «умных вопросов» (игра «ДаНетка»). И, наконец, отгадали, что этот объект рукотворного мира, класса технические средства – видеокамера. Перед стажерами возникла проблемная ситуация. И здесь коллеги погрузились в стажерскую пробу – организация образовательного события. После разбора всех этапов образовательного события: определились с темой, целями и задачами. В подготовке распределили роли, создали условия. Репетиция, как же без нее? Ведь все актеры репетируют, и после…камера, мотор, тишина в зале…начали. И закрутилось образовательное событие, от которого все участники были в восторге. После рефлексии, через командный формат обсуждения процесса организации образовательного события, стажеры выявили затруднения, с которыми столкнулись, но все же пришли к выводу, что им удалось организовать образовательное событие.
Далее стажерам было предложено разработать критерии для оценочных карт образовательного события. По завершении работы, каждая подгруппа презентовала результат своей работы. Выявили, какие критерии должны прослеживаться в каждом образовательном событии. После работы над экспертными картами, стажеры разработали в своей команде образовательное событие. Каждое событие было проанализировано и доработано. В итоге получилось три интересных идеи образовательных событий, которые коллеги обещали воплотить в своей дальнейшей работе.
Получив домашние задание, коллегам предоставили возможность посетить Сетевой детский сад «Дом Монтессори», где заведующий Елена Николаевна Мязина показала открытое пространство Open Space и поделилась опытом работы. Завершился второй день рефлексией «Круг», где 80% участников стажировки определили, что полученный опыт был интересным и полезным.
Третий день стажировки начался с мозгового штурма «Своя игра», который «привел в чувства» стажеров, зарядив отличным настроением. После обсуждения домашнего задания, к выполнению которого коллеги подошли очень ответственно, приступили к подготовке образовательного события «Круг дружбы». Так как участники стажировки приехали из разных городов: Волгодонск, Зеленогорск, Саров, Снежинск, им хотелось познакомить детей со своей малой Родиной и узнать о городе Трёхгорный. Перед детьми была поставлена проблемная ситуация, в ходе решения которой, все участники образовательного события обменялись информацией о своих городах. Образовательное событие прошло «на ура». И дети, и педагоги остались очень довольными и удовлетворенными от своей деятельности, так как решили все поставленные задачи.
После рефлексии «Видеофиксация» стажеры определили затруднения и недостатки, что послужило толчком еще к большему понимаю, что такое образовательное событие.
Следующим этапом стало осуществление одного из желаний целеполагания стажеров «Поделиться опытом с коллегами». Участники стажировки охотно делились наработками, технологиями, опытом своей работы, так же коллеги делились впечатлениями о прожитых трех днях в г.Трёхгорный, о проделанной работе.
Рефлексия третьего дня показала, что все участники стажировки нацелены апробировать полученные знания, опыт в своей педагогической практике. По данным внешней оценки результатов деятельности стажеров, они все получили максимальное количество баллов .
Самооценивание стажерами собственных результатов осуществлялось путем заполнения ими рефлексивных карт, по итогам которых сделан вывод, что цель программы стажировки достигнута и задачи реализованы. Все участники дали положительный отзыв о результатах программы стажировки, о чем свидетельствуют отзывы, заполненные в Дневнике стажера.