Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Использование техник актерского мастерства для развития образно-ролевой игры детей дошкольного возраста»

Список участников стажировки:

  1. Бандукова Юлия Леонидовна, г.Зеленогорск
  2. Барковская Елена Витальевна, г.Заречный ЗАТО
  3. Викторова Наталья Александровна, г.Саров
  4. Горбунова Ирина Асхатовна, г.Снежинск
  5. Гусева Марина Валерьевна, г.Зеленогорск
  6. Заец Алена Константиновна, г.Заречный СО
  7. Козловская Анжела Александровна, г.Железногорск
  8. Морозова Екатерина Петровна, г.Озерск
  9. Мыскина Елена Александровна, г.Димитровград
  10. Нуртдинова Алла Владимировна, г.Заречный СО
  11. Савельева Ирина Николаевна, г.Саров
  12. Ситникова Галина Владимировна, г.Заречный ЗАТО
  13. Смагина Наталья Александровна, г.Озерск
  14. Спиченкова Марина Фаридовна, г.Димитровград
  15. Чапаева Марина Сергеевна, г.Саров
  16. Шалкина Елена Валентиновна, г.Снежинск
  17. Шилова Мария Александровна, г.Снежинск

Ознакомиться с программой стажировки

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Сформировать у стажеров целостное представление о формах и методах использования техник актерского мастерства для амплификации образно-ролевой игры.

1.2. Задачи программы:
  1. Способствовать формированию представлений об образно-ролевой игре как о деятельности, в результате которой у ребенка формируется умение принимать на себя игровые, социальные и другие роли, включаться в ролевые отношения, направленной на личностное развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
  2. Создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную деятельность по формированию навыков оценки амплификации образно-ролевой игры.
  3. Создать условия для обогащения информационно-методической базы путем формирования перечня наиболее действенных для каждого стажера упражнений и приемов актерского мастерства, направленных на амплификацию образно-ролевой игры.
  4. Совершенствовать рефлексивные умения педагогов в процессе осуществления стажерской практики.
  5. Предоставить возможность стажерам апробировать самостоятельные, инициативные педагогические действия для развития навыка разворачивания образно-ролевой игры с детьми.
1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

В современном мире человеку необходимо принимать на себя различные роли – профессиональные, социальные, психологические. Умение принимать на себя роль и выдерживать ее закладывается еще с детства в игре.

Игра по определению Л.С. Выготского – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, проживания этих отношений в особой условной форме (в мнимой ситуации, «понарошку»). В детском саду №22 «Надежда» реализуется технология развития детской игровой деятельности Е.Е. Кравцовой, в рамках которой выделяются пять видов детской самодеятельной игры: режиссерская, образно-ролевая, сюжетно-ролевая, игра с правилами и режиссерская игра нового уровня. Практически все эти игры знакомы педагогам и реализуются ими в ежедневной практике, за исключением образно-ролевой игры.

Образно-ролевая игра крайне важна в развитии ребенка, однако она не нашла широкой проработки научной и педагогической базы методов и технологий ее развития. Так как период развития образно-ролевой игры в чистом виде относительно непродолжителен, а развитие образа нуждается в развитии минимального сюжета, педагоги зачастую «пропускают» этот значимый этап, переходя сразу к элементарным сценариям сюжетно-ролевой игры. Неумение же детей создавать осознанный образ в последствии приводит к невозможности развития интересной и многоплановой сюжетной линии, что не дает детской игре выполнять свою важнейшую функцию – быть «полигоном», на котором ребенок осваивает мир. Поэтому для практики реализации технологии развития игровой деятельности Е.Е Кравцовой в детском саду №22 «Надежда» была принята модель образно-ролевой игры, адаптированная педагогическим коллективом детского сада.

В рамках данной модели образно-ролевая игра – это вид игры, в рамках которого ребенок принимает на себя значимые и привлекательные для него образы взрослых, сказочных персонажей, запомнившихся представителей различных профессий, в результате чего у ребенка формируется умение принимать на себя игровые, социальные и другие роли, выдерживать их и включаться в ролевые отношения.

В структуре образно-ролевой игры были выделены два ключевых типа компонентов: предмет отображения и специфическая игровая деятельность ребенка. Предметом отображения, который ребенок осваивает в образно-ролевой игре, является образ, который, в свою очередь, состоит из ряда структурных элементов.

В качестве элементов выделяются такие компоненты образа, как:

  • тип персонажа – человек (близкие детям образы – мама, ребенок, друг, товарищ, сосед, горожанин), антропоморфный субъект (выдуманные существа, похожие на людей – фея, зомби, волшебник, инопланетянин), животные (в том числе сказочные – котенок, лисенок, рыбка, дракон), предмет (неодушевленный – машина, дерево, река, гора), явление (природное или рукотворное – тучка, ветер, салют);
  • характер – свойства личности (по принципу семантического дифференциала – добрый/злой, хитрый/простодушный, умный/глупый, скупой/щедрый; отдельные черты – задумчивый, завистливый, мечтательный);
  • характеристика – мечты, цели (я хочу), переживания (я чувствую: боюсь, радуюсь, сомневаюсь, люблю), секреты (я знаю), привычки, система ценностей (я считаю допустимым/правильным);
  • характеризация (профессия – пожарный, врач, учитель; род деятельности – пассажир, пациент, клиент, зритель, покупатель; основные способности – умение пользовать определенную группу инструментов, суперсила);
  • внешняя характерность (мимика, пластика, манеры, жестикуляция, позировка);
  • речевая модель (характер и стиль речи);
  • внешность (костюм, прическа, аксессуары, атрибуты).

Все эти компоненты важны и как направления создания образа, и как инструменты познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребенка. Поэтому важно обеспечить амплификацию каждого из компонентов образа для развития образно-ролевой игры и ребенка в ней.

Для амплификации элемента «Тип персонажа» педагогу необходимо создать ряд условий. Во-первых, для передачи культурно-исторического опыта игры педагог должен в первую очередь сам недирективно (без подключения детей) демонстрировать способы входа персонажей разных типов, в результате чего у ребенка формируются конкретные представления о том, каким персонажем можно быть (человек, антропоморфный субъект, животное, предмет, явление), расширяется перечень известных и знакомых персонажей. Во-вторых, для этого необходимо обеспечить и специфические предметно-средовые условия, а именно наполнить среду иллюстрациями и картинами, отражающими разные типы персонажей, обеспечить в пространстве группы наличие фотографий самих детей и педагогов в разных образах, при этом возможна интеграция с технологией моделирования для введения знаков и символов, отражающих ключевые свойства тех или иных типов персонажей.

Для амплификации элемента «Характер» (особенности личности) педагог показывает разнообразие характеров, свойств личности, используя при этом форму этюда. Также возможно использование технологии моделирования при рассказывании педагогом сказок, раскрывающих различные свойства характера персонажей, их внутреннего содержания и внешнего проявления. В результате этого у детей расширяется перечень понятных им свойств характера, способов их передачи, их значения в деятельности персонажа и при принятии им решений.

При амплификации элемента «Характеристика» (мечты, цели, переживания, секреты, привычки, система ценностей) педагог показывает, какие могут быть мечты, секреты, привычки у определенного персонажа, вжившись в данную роль и рассказывая о персонаже от первого лица, либо задавая наводящие вопросы персонажу, роль которого принял на себя ребенок, тем самым формируя у детей причинно-следственные связи между внутренним планом персонажа и его ролевым поведением. Для этого необходимо обеспечить наличие в среде продуктов реализации технологии портфолио, наличие экрана выбора, экрана достижений, коллективных и персональных выставок детей на субъективно значимые темы. Данные предметно-средовые условия необходимы для того, чтобы педагог мог помочь детям обратиться к их личному опыту проживания желаний и переживаний, совершения морального выбора.

Для амплификации элемента «Характеризация» (профессия, род деятельности) педагог активно обращается к жизненному опыту детей и к собственному опыту знакомства с различными профессиональными и деятельностными сферами. Педагог показывает на собственном примере и/или привлекая детей создание образов представителей разнообразных профессий, проигрывает их. Для воплощения профессиональной или социально-поведенческой роли может использоваться технология моделирования для выделения и фиксации ключевых свойств той или иной профессии/деятельности. Также необходимо использование педагогом свободного чтения художественной литературы и использования медиаконтента для развития представлений детей об образах, связанных с той или иной деятельностью. За счет расширения информационного поля у ребенка происходит знакомство с культурно-историческим опытом профессиональной деятельности в различных сферах человеческой жизни и воображаемой действительности, расширение вариативного поля деятельности.

Амплификация элемента «Внешняя характерность» (мимика, пластика, жесты) является с одной стороны одним из наиболее понятных направлений деятельности, с другой – наиболее сложным для исполнения. В практике игровой деятельности педагогу необходимо недирективно показать личным примером характерные черты персонажа, принимая на себя роль, то есть в пластике, мимике и жестикуляции концентрировано и понятно выразить уникальные свойства персонажа. Для этого самому педагогу необходимо владеть широким спектром средств пластической выразительности. Кроме того, в совместной с детьми и специалистами музыкальной и изобразительной деятельности от педагога требуется взять на себя роль культурного партнера, который при помощи собственного тела творчески интерпретирует либо условия деятельности (двигается, как богатырь, под грозную музыку, танцует дождиком – под печальную и т.д.), либо продукты деятельности (маски, характерные профессиональные атрибуты, аксессуары и т.д.). В результате освоения ребенком средств пластической выразительности происходит развитие творческого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и расширение поля выражения свойств персонажей. Кроме того, именно развитая внешняя характерность зачастую позволяет ребенку развить внутреннюю структуру роли. Предметно-средовые условия необходимые для амплификации этого элемента: фотоматериалы, отражающие игровую и/или бытовую деятельность детей (обращение к опыту), а также инструменты, обеспечивающие использование технологии моделирования для показа способов пластического выражения различных эмоций и различных способов выражения одной и той же эмоции.

Для амплификации компонента «Речевая модель» педагог использует специальные тренинговые упражнения в формате этюдов и недирективный показ разных способов использования речевых средств (тембр, громкость и высота голоса, специфический стиль речи персонажа) для качественной вербализации образа. Как итог, у детей совершенствуется владение устной речью, владение средствами речевой выразительности, владение голосом и речевыми паттернами. Приобретаются навыки замещения вербализации (речи) невербальными способами коммуникации (языком тела, мимикой, жестами, использованием символических изображений и т.д.). Происходит развитие эмпатии как основы понимания смысла и подтекста речи, формирование коммуникативной и выразительной функций языка.

Амплифицируя компонент «Внешность» педагог использует недирективный показ создания элементарных игровых атрибутов и элементов костюма и облика (прическа, усы, фигура). Как и в случае с внешней характерностью, не достаточно просто привнести какой-либо атрибут или его заместитель. Необходимо наполнить его смыслом, показать зависимость свойств персонажа от его внешности (белый плащ для доброго волшебника, черный – для злого). Кроме того, не менее важен и внешний антураж (локация), который позволит обратиться к личному или зрительскому опыту детей и, при наличии в группе оборудования и материалов, позволяющих детям строить изолированные помещения типа замков, пещер, сказочных домиков, поездов, задавать не только отдельные роли, но и элементарные ролевые отношения, раскрывающие персонажей. Для этого также необходимо наличие театрального уголка-костюмерной, где имеются различные костюмы, маски, детали одежды, куски ткани, предметы, характерные для образа различных персонажей (перо для шляпы, большой сапог, корзина, «шпага», и т.п.), и «мастерской», наполненной бросовым материалом для самостоятельного изготовления детьми недостающих аксессуаров и реквизита.

Помимо специальных существуют и общие предметно-средовые условия, являющиеся необходимыми для амплификации всех компонентов образа. К ним относятся:

  • наличие в групповом помещении специальной зоны (подиума, центра, мобильной сцены) для проигрывания детьми различных образов как условной актерской деятельности;
  • наличие зеркала или нескольких стационарных зеркал в группе, приемной или спальне, в которых ребенок может увидеть себя в полный рост, рассмотреть с разных сторон;
  • насыщенность иллюстративными материалами (в том числе фотографиями самих детей и педагогов) и произведениями художественной литературы, в которых присутствуют яркие и выразительные персонажи, сменяемость материалов в соответствии с интересами детей;
  • свободное пространство для совместной и индивидуальной условно актерской деятельности: этюдов, игровых театральных упражнений, тренингов, психогимнастики.

Образная игра является, пожалуй, самой сложной в педагогической практике. Она не дает ни поля для разворачивания игровых действий, как режиссерская игра, ни возможностей развития увлекательного сюжета, как сюжетно-ролевая игра, ни понимания того, как конкретно нужно действовать, в отличие от четкой игры с правилами. В то же время педагогу необходимо использовать себя – свой внутренний опыт и физические возможности выразительности – для выстраивания и наполнения игрового пространства.

Именно поэтому особенно хочется отметить роль использования театральных упражнений для амплификации образно-ролевой игры. В данном случае игровые упражнения рассматриваются с позиции метода развития актерского мастерства, согласно подходу М. Чехова, адаптированному автором стажировки к использованию в дошкольной образовательной организации. Ценность подхода М. Чехова для педагога заключается в том, что конструирование роли идет с опорой на личностный опыт, поэтому его можно использовать для детей дошкольного возраста, т.к. абстрактное мышление еще не сформировано. Кроме того, Чеховым приводятся упражнения, позволяющие самому педагогу на практике развивать собственные актерские способности и расширять восприятие.

Итак, педагог с одной стороны является актером, который любит играть. В это понятие, конечно же, включается радость и удовольствие от превращения в определенное действующее лицо, от возможности выразить себя через маску персонажа и от всех прочих обстоятельств, которые с этим связаны. А с другой стороны педагог – наставник, чутко следящий за развитием ребенка как актера, помогающий ему через действие обращаться к жизненному опыту, эмоциям и переживаниям (М. Чехов). Принятие педагогом попеременно ролей актера и наставника позволяет ребенку развивать игровые навыки как в непосредственном взаимодействии, так и в наблюдении со стороны.

Предполагаемые результаты реализации технологии:

  • ребенок владеет действием переноса какого-либо свойства или функции с предмета или персонажа на себя;
  • ребенок создает собственный оригинальный образ, каждый элемент которого имеет смысловую и функциональную нагрузку (см. элементы образа);
  • ребенок овеществляет образ с помощью элементов костюма и атрибутов (в т.ч. предметов-заместителей);
  • ребенок переходит от непосредственного общения к контекстному (ролевому), выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения со взрослым и детьми.

Содержательный блок программы.

2.1. Программа стажировки.
МодульСодержание работыМетодыКол-во часов
День 1
1.Сравнение разных видов игры по Е.Е. Кравцовой (режиссерская, образно-ролевая, сюжетно-ролевая)Игра «Где прячется личность?»: определение развивающего потенциала разных видов игры для формирования основ личностного определения ребенка, проблематизация стажировкиМетод сравнительного анализа1
2.Определение понятия образно-ролевая играДискурс «Образно-ролевая игра – как ее понять?»: формирование у участников стажировки комплексного представления об образно-ролевой игре, ее структурных компонентахМетод индукции1
3.Определение путей амплификации образно-ролевой игрыКо-воркинг «Амплификация образно-ролевой игры»: работа стажеров в рамках малых группМетод снежного кома Метод моделирования1,5
4.Формирование представлений о методе развития актерского мастерства М. ЧеховаТренинг «Метод актера»: практическое знакомство с методом М. Чехова. Планирование игры на второй день.Театральная импровизация3,5
5.Рефлексия по итогам дняВысказывание стажерами своих впечатлений и вопросов о первом дне, начало формирования актерских альбомов стажеровМетод глубинного интервью Метод моделирования1
День 2
6.Развитие навыка образно-ролевой игры с детьми в группах и других помещениях д/сПрактика «Актерская проба»: разворачивание стажерами образно-ролевой игры совместно с детьми в группах и других помещениях детского садаМетод погружения1
7.Блиц-сессия «Если бы я был ответственным за кастинг…»: оценка стажерами практики игры. Работа в микрогруппах и в общем кругеМетод фокус-группы1
8.Использование театральных упражнений для амплификации образно-ролевой игрыАктерский воркаут «Весь мир – театр»: закрытый выход на сцену Театра музыки, драмы и комедии для погружения в атмосферу работы актераМетоды актерского мастерства2
9.Формирование навыков оценки амплификации образно-ролевой игрыБрифинг «Взгляд со стороны»: анализ стажерами своей работы на театральной сценеМетод причинно-следственного анализа1,5
10.Закрепление навыков образно-ролевой игры с детьмиТренинг «Открытая сцена»: игра с детьми в театральном модуле в формате подиумаМетод погружения1
11.Блиц-сессия «Немая сцена»: выражение стажерами своих ощущений от результатов своей деятельности в рамках «Открытой сцены»Метод ассоциаций0,5
12.РефлексияВысказывание стажерами своих впечатлений и вопросов о втором дне, ведение актерских альбомовМетод снежного кома Метод глубинного интервью Метод моделирования1
День 3
13.Оценка эффективности деятельности стажеровЭкспертиза «Ускользающие образы»: наблюдение за результатами игры в группах детского сада (остались ли образы стажеров в играх детей)Метод наблюдения1
14.Брифинг «Театральная газета»: краткая рецензия эффективности деятельности стажеров, работа в микрогруппах и в общем кругеМетод причинно-следственного анализа1
15.Формирование перечня наиболее действенных упражнений и приемовМастерская «Актерский альбом»: создание подборки материалов, позволяющих педагогу обратиться к прожитому актерскому опыту, индивидуальная работаМетод визуализации2
16.Питчинг «Психологический театр»: мини-презентации стажерами своих актерских альбомовПрезентация1,5
17.Работа экспертной коллегии из стажеров и экспертов по анализу проведения игрыСессия «Маска»: анализ практического опыта проведения стажерами своей работы в течение всей стажировкиМетод цветных шляп (адаптированный)1,5
18.РефлексияВысказывание стажерами своих впечатлений и вопросов о третьем дне и всей стажировке, подведение итоговМетод снежного кома Метод глубинного интервью Метод моделирования1
2.2. Учебный план стажировки.
Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировкиКоличество часов
ЛекцииПрактические занятияСтажерская пробаОценочное событие
1.Сформировать представления об особенностях разных видов игры по Е.Е. Кравцовой (режиссерская, образно-ролевая, сюжетно-ролевая)0,50,5
2.Определить и конкретизировать понятие «образно-ролевая игра»0,50,5
3.Определить пути амплификации образно-ролевой игры0,51
4.Сформировать представления о методе развития актерского мастерства М. Чехова0,51,51,5
5.Развить и закрепить навык образно-ролевой игры с детьми в группах и других помещениях д/с21,5
6.Сформировать практические умения использования театральных упражнений для амплификации образно-ролевой игры11
7.Сформировать навыки оценки сформированности образно-ролевой игры у детей0,51
8.Закрепить навык самостоятельного отбора стажерами наиболее действенных техник и приемов актерского мастерства, способствующих развитию образно-ролевой игры детей12,5
9.Развить рефлексивные и аналитические способности стажеров2,54
ИТОГО1,54,5108
24

Способы оценки результатов стажировки.

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Внешняя оценка результатов осуществляется через:

  • оценку деятельности и результатов деятельности стажеров социальными партнерами – участниками образовательных отношений, представителями управления образования и специалистами учебно-методического центра развития образования Новоуральского городского округа;
  • размещение и обсуждение практических материалов стажеров на официальной странице Стажировочной площадки детского сада №22 «Надежда» на Facebook.

Внешняя оценка результатов стажеров оценивается по картам экспертного анализа.

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Самооценивание стажерами собственных результатов осуществляется путем:

  1. Рефлексии при помощи «Актерского альбома», включающей:
  • анализ содержания и выражения образа педагога-актера, способного амплифицировать образно-ролевую игру (модель педагога-игрока);
  • создание подборки материалов, позволяющих педагогу обратиться к прожитому актерскому опыту, оценить свой опыт со стороны;
  • формирование индивидуального перечня наиболее эффективных для стажера методов и приемов амплификации образно-ролевой игры.
  1. Самооценки участниками продуктов стажерской практики с использованием следующих инструментов:

а) персональных:

  • рефлексивного теста;
  • карты развития «Я-ресурса»;
  • карты повышения профессиональной компетентности.

б) групповых:

  • рейтинговой карты голосования коллектива стажеров («Мисс уверенность», «Мисс креатив», «Мисс умница», «Мисс настроение», «Мисс Игровая Вселенная»);
  • карты оценки стажировки «Ожидания vs Результат».
План проведения стажировки

Анализ стажировки

Образно-ролевая игра крайне важна в развитии ребенка, однако, исходя из опыта практической деятельности, именно эта игра вызывает у педагогов наибольшие сложности, так как она не нашла широкой проработки научной и педагогической базы методов и технологий ее развития. В силу того, что период развития образно-ролевой игры в чистом виде относительно непродолжителен, а развитие образа нуждается в развитии минимального сюжета, педагоги зачастую «пропускают» этот значимый этап, переходя сразу к элементарным сценариям сюжетно-ролевой игры. Неумение же детей создавать осознанный образ в последствии приводит к невозможности развития интересной и многоплановой сюжетной линии, что не дает детской игре выполнять свою важнейшую функцию – быть «полигоном», на котором ребенок осваивает мир. С позиции данной проблемы были определены цель и задачи стажировки «Техники актерского мастерства в развитии образно-ролевой игры».

Цель стажировки: формирование у стажеров целостных представлений о формах и методах использования техник актерского мастерства для амплификации образно-ролевой игры.

Задачи стажировки:

  1. способствовать формированию представлений об образно-ролевой игре как о деятельности, в результате которой у ребенка формируется умение принимать на себя игровые, социальные и другие роли, включаться в ролевые отношения, направленной на личностное развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО;
  2. создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную деятельность по формированию навыков оценки амплификации образно-ролевой игры;
  3. создать условия для обогащения информационно-методической базы путем формирования перечня наиболее действенных для каждого стажера упражнений и приемов актерского мастерства, направленных на амплификацию образно-ролевой игры;
  4. совершенствовать рефлексивные умения педагогов в процессе осуществления стажерской практики;
  5. предоставить возможность стажерам апробировать самостоятельные, инициативные педагогические действия для развития навыка разворачивания образно-ролевой игры с детьми.

День 1: формирование системы представлений о технологии развития образно-ролевой игры.

Первый день можно охарактеризовать как день погружения в теорию, одной из задач которого было знакомство стажеров с классификацией видов детской самодеятельной игры Е.Е. Кравцовой, так как не все участники были знакомы с данным подходом. О концепции Е.Е. Кравцовой и ее значении в работе детского сада рассказала Наталия Юрьевна Шевченко, заведующий детским садом №22 «Надежда». Последовавшее за этим знакомство с содержанием и требованиями к организации деятельности педагога в соответствии с технологией развития детской самодеятельной игры Е.Е. Кравцовой проходило в форме активного анализа педагогами своей ежедневной практической деятельности с использованием Ассоциативных карт «Виды детской самодеятельной игры». Центральной идеей данной работы, которую моделировала старший воспитатель детского сада №22 Татьяна Витальевна Шевченко, была попытка взглянуть на игру «глазами ребенка»: обозначить те затруднения, с которыми сталкивается ребенок в своей повседневной жизни, и которые препятствуют развитию игры, и представить самодеятельную игру как деятельность, в которой нет взрослого. Всеми стажерами была отмечена высокая эффективность ассоциативных карт как инструмента анализа, систематизации и представления информации. Проделанная работа позволила стажерам определить связь  образно-ролевой игры с другими видами игр, а также познакомиться с ее структурными компонентами.

Конкретизировать понимание архитектуры образа стажерам также помог дискурс «Элементы образа», в  результате которого им пришлось по-новому проанализировать свой опыт образной игры с детьми, чтобы выделить ключевые элементы архитектуры образа и сформулировать их содержание. Основной задачей стажеров была декомпозиция такого объекта, как «образ», который они фактически наблюдают в самостоятельных играх детей со стороны, и сделать вывод не только о внешних чертах, но и о психологической составляющей образно-ролевой игры. В ходе обсуждения стажеры как показали свой высокий профессионализм, так и зафиксировали определенные дефициты в понятийной и методической базе. В результате работы стажерами был сделан вывод о том, что они в своей практике не работали с содержанием образа и даже не выделяли его внутренние компоненты, ограничиваясь внешней стороной его создания.

Следующим заданием, которое стажеры выполняли самостоятельно, разбившись на малые группы и работая в формате ко-воркинга,  стал поиск форм и способов амплификации педагогом каждого из семи ключевых элементов образа. В ходе командной работы модераторами стажировки была отмечена активная и осмысленная профессиональная позиция стажеров. В процессе презентации командных продуктов наблюдалось преобладание представлений стажеров о средствах амплификации видимой составляющей образа, и сами стажеры в последствии подтвердили, что работа с атрибутами и элементами костюма была для них более понятной, чем психологическая структура образа. Команды, которые проектировали пути амплификации элементов образа, связанных с внутренними свойствами «персонажа», в процессе презентации самостоятельно зафиксировали проблемные вопросы. Наиболее показательным и важным с точки зрения изменения взгляда педагога на статус образно-ролевой игры в развитии ребенка, стал анализ возможных способов амплификации элемента «Характер», отражающие  личность «персонажа». Стажерами были определены два основополагающих противоречия. Во-первых, не до конца оформившееся понимание того, что такое характер, и чем он отличается от эмоционального состояния (я добрый, но я могу обидеться и разозлиться/поругаться). Во-вторых, выявлен конфликт между представлениями о содержании системы ценностей и фактическими действиями «персонажа» (патриотизм и храбрость русского богатыря – это хорошо, но русский богатырь – это воин, который убивает, что с точки зрения морали и ценности жизни однозначно плохо). Эти глобальные вопросы не предполагали отдельной проработки в рамках стажировки и были зафиксированы стажерами для самостоятельного осмысления.

Формирование представлений о специфике использования методов актерского мастерства М.А. Чехова  для развития детской самодеятельной игры было организовано в форме тренинга «Метод актера». Стажерами были представлены основные принципы актерской школы М.А. Чехова, каждый из которых необходимо было раскрыть и переложить на практику педагогической деятельности. Участники стажировки в результате адаптации каждого принципа к своей работе затронули и вопросы организации педагогического наблюдения, и работу с РППС, и требования к педагогу. Также они уточнили понимание процесса развития образа, который создается детьми (от простого к сложному), благодаря чему смогли совместно выстроить алгоритм работы над амплификацией образа.

Понимание важности такого принципа школы Чехова, как «восприятие», нашло свое логическое продолжение в упражнении «Расскажи мне про меня», где коллегам предлагалось попытаться «увидеть» друг друга и дать друг другу краткую характеристику. Цель упражнения – развитие способности воспринимать и понимать партнера, что необходимо при игровом взаимодействии с детьми. Стажерам необходимо было встать в круг и по очереди высказать свое суждение о выбранном участнике (все высказываются сначала об одном участнике – первый круг, затем о другом – второй круг, и т.д.). В ходе первых четырех кругов стажеры давали достаточно поверхностные характеристики, больше связанные с первым впечатлением или внешностью выбранного участника. Однако с возрастанием количества кругов модераторами стажировки была отмечена существенная положительная динамика  качества высказываний: стажеры все больше акцентировались на глубинном восприятии и давали все более развернутые и точные характеристики. Этот результат свидетельствовал о смещении позиции стажеров как наблюдающих педагогов от формальной внешней оценки ситуации к качественному анализу ее содержания. Кроме того, это упражнение позволило создать атмосферу профессиональной честности и доверия на весь период стажировки, что повысило ее общую эффективность.

Именно с этой позицией участниками была реализована стажерская проба – выход в группы для педагогического наблюдения за образно-ролевой игрой: выделения образов и тем, которые «живут» в детских коллективах, в том числе не только в игре. В качестве инструмента для фиксации результатов наблюдения стажерам была предоставлена Карта наблюдения за тематическим полем группы. Эта же карта была использована участниками для проектирования собственных образов, которые им предстояло внести в детскую игру на следующий день. При проектировании образов стажеры закрепили понимание архитектуры образа и ее привязки к реальной жизни детей.

В завершение была проведена рефлексия «Зеркало Правды», в раках который стажеры высказывали свои впечатления от первого дня стажировки. Всеми стажерами была отмечена необходимость осмысления прожитых событий прежде, чем дать содержательную оценку дня, а не только фиксацию эмоционального фона. Также стажеры ознакомились с содержанием раздаточного материала, который стал основой для формирования «Актерского альбома». Для самостоятельной работы участникам стажировки были предложены две задачи – заполнение Карты образа игропедагога за первый день и заполнение рефлексивного теста «Кто я?» В.С. Мухиной.

Карта образа игропедагога представляла собой описательную модель профессиональных и личностных качеств педагога, способного поддержать и обогатить детскую образно-ролевую игру, при этом в Карте была предусмотрена возможность заполнения в течение всех трех стажировочных дней. Описание производилось по шести ключевым компонентам, составляющим архитектуру образа, которую участники разбирали в течение первого дня стажировки. Таким образом, Карта решала две ключевых задачи: во-первых, закрепление понятийной базы технологии амплификации образно-ролевой игры, а, во-вторых, предоставление стажерам возможности зафиксировать и проанализировать изменение свое понимание того, что значит быть «играющим педагогам».

Задачей рефлексивного теста «Кто я?» было самоописание стажерами своих жизненных установок и личностных целей. По результатам анализа рефлексивного теста-самоотчета ими было отмечено существенное смещение баланса «социальное – личностное» в сторону выполнение социальных ролей. Такое смещение как правило приводит к быстрому эмоциональному выгоранию, неспособности обозначить свою личную позицию, трудностям с выбором собственного маршрута профессионального развития. Данная ситуация позволила сформулировать проблему развития и восполнения «Я-ресурса» педагога, без которого затруднительна работа по амплификации детской самодеятельной игры. В данном случае «Я-ресурс» педагога понимался командой детского сада №22 «Надежда», как способность педагога находить и использовать различные способы поддержания своего эмоционального тонуса, обогащения личного и профессионального опыта. Карта развития «Я-ресурса» – ключевые вопросы, которые могут помочь педагогам выбрать эффективные источники вдохновения и развития стажерами – также была предоставлена стажерам для дальнейшей самостоятельной работы.

День 2: практическая отработка технологии.

Одной из основных задач второго дня было развитие способностей выстраивания образно-ролевой игры с детьми в группах и других помещениях детского сада, которое реализовывалось через метод погружения «Актерская проба». Стажеры разворачивали совместную с детьми образно-ролевую игру, по заранее спланированным и продуманным образам. Но как оказалось на практике, пройденная теория об импровизации очень пригодилась педагогам, так как дети не приняли проработанные стажерами образы, а предложили свои. Самым сложным в этом, как позже отметили стажеры, было сохранить именно образно-ролевую игру, не уходя в сюжетно-ролевую. Педагогами-экспертами детского сада №22 «Надежда» был отмечен хороший уровень игровых умений стажеров и их способность к импровизации.

Блиц-сессия «Если бы я был ответственным за кастинг…» позволила стажерам оценить свою практику игры. Для этого им было предложено рассказать о своей деятельности в группах и о себе как игропедагоге в третьем лице с позиции Директора по кастингу, то есть ответить на вопрос «Взял бы я такую актрису на роль играющего педагога?». Как отметили стажеры, приняв позицию третьего лица, сделать анализ своей игры со стороны оказалось намного эффективнее и проще, чем критиковать или хвалить себя от первого лица. Это в очередной раз совершенствовало рефлексивные умения педагогов в процессе осуществления практической части стажировки. При этом модераторами стажировки был отмечен качественный рациональный подход стажеров к оценке своих результатов по матрице «Продуманность образа – Актерская техника». Стажеры выделяли свои проблемные точки в разрезе поддержки и развития игры, а также взаимодействия с детьми в целом, так как значительная часть стажеров в рамках своей профессиональной деятельности с детьми не взаимодействует (см. Анализ ожиданий стажеров далее).

Продолжением тренингового блока стажировки стало посещение стажерами «Театра Музыки, Драмы и Комедии» города Новоуральска. Для стажеров актрисой театра Анастасией Панишевой был проведен тренинг по работе с «зажимами», разработанный Ли Страсбергом на основе метода Чехова. Как отметила Анастасия, такие упражнения редко получаются с первого раза, так как работа с зажимами может вызывать негативные эмоции и неприятные ощущения. Не всем удалось расслабиться и выполнить упражнения, однако в целом результаты стажеров были оценены  Анастасией положительно. Брифинг «Взгляд со стороны», проведенный по завершению работы на площадке Театра, показал, что именно эта часть стажировки была наиболее трудна для участников. Выйти из зоны комфорта и показаться «не статусной», выглядеть «не высоко эстетично» для многих было тяжело.

На следующем этапе стажерам предстояло прочувствовать атмосферу музыкальных фрагментов (тренинг «Атмосфера») и передать возникшие у них образы мимикой, жестами, пластикой, позировкой (тренинг «Пластическая импровизация»). Задачей этого комплекса упражнений было, с одной стороны, развитие способностей стажеров к работе над внешней характерностью образа (мимика, жесты), а с другой – ощущение себя в позиции, в которой ребенок часто оказывается как в рамках музыкально-ритмической деятельности, так и в повседневной жизни, пытаясь присвоить и понять средства пластической выразительности. При обсуждении впечатлений от тренинга всеми стажерами была отмечена сложность отказа от вербальной части, проявившая тенденцию педагогов замещать исполнение роли ее проговариванием (словесно-логической рамкой). Кроме того, стажеры отметили, что при звучании музыки они либо хотели сделать танцевальные движения (что не допускалось условиями тренинга), либо видели «пейзаж»,  но выстроить образ, отталкиваясь от музыкального материала, им было сложно. Участники высказали мнение о том, что данные тренинги необходимы как педагогам, так и детям, для развития восприятия и воображения и более детальной проработки образа.

Для закрепления навыков, приобретенных в рамках пластической импровизации, стажерам была поставлена задача развернуть образно-ролевую игру с детьми в Студии музыки и танца и в Экспериментально-игровой галерее с использованием музыкального материала. Практика «Открытая сцена» выявила потребность развития у стажеров навыка использования средств пластической выразительности в непосредственном взаимодействии с детьми, однако общий результат разворачивания игровых действий был положительным – значительной части стажеров удалось найти свое место в игре и использовать атмосферу, создаваемую музыкой.

Блиц-сессия «Немая сцена», в рамках которой стажерам было предложено с помощью пантомимы выразить свои ощущения от практики игры с детьми, была перенесена на следующий день, так как стажеры отметили некоторую эмоциональную перегрузку от интенсивной деятельности, однако ими был отмечен и позитивный заряд от насыщенной и сменяющейся деятельности.

Завершением второго дня стала рефлексия «Зеркало Алисы», где стажеры получили возможность сравнить свое зазеркальное «Я» («Я – вчерашняя») и актуальное «Я» («Я – сегодняшняя»). Участники отметили изменения, которые произошли благодаря усвоению новой информации, расширению опыта и практической работе. Рефлексивные комментарии стажеров по результатам второго дня можно условно разделить на две больших группы – личностные и профессиональные. Профессиональные комментарии были связаны преимущественно с переосмыслением своих педагогических компетенций («Я вчерашняя была уверена, что умею играть с детьми, а я сегодняшняя совсем в этом не уверена» и т.д.). Личностные комментарии отражали личностную динамику («Вчера я думала, что участвую в стажировке, чтобы чему-то научиться, а сегодня я думаю, что я приехала сюда узнавать себя и меняться»). «Домашним заданием» для стажеров было заполнение Карты образа игропедагога за второй день и работа с раздаточным материалом.

День 3: систематизация информации и фиксация результатов.

Третий день стажеров был направлен на оценку эффективности своей деятельности. Экспертиза «Ускользающие образы» предоставила возможность педагогам провести наблюдение за результатами игры в группах, отметить для себя, остались ли образы, внесенные стажерами, в играх детей. По результатам данного педагогического наблюдения в рамках брифинга «Театральная газета» стажерами была дана краткая рецензия результативности своей деятельности: около половины стажеров заметили последствия своей деятельности в самостоятельной игре детей. Кроме того, коллегам была предоставлена возможность задать вопросы сотрудникам детского сада №22 «Надежда».

Для систематизации и оформления полученной информации, фиксации опыта и закрепления результатов для стажеров была предусмотрена возможность оформления «Актерского альбома», который они формировали на протяжении всей стажировки. Участники работали над своими альбомами в формате творческой мастерской на базе Станции юных техников г. Новоуральска при поддержке специалистов по скапбукингу: подбирали материалы, позволяющие обратиться к прожитому актерскому опыту и создавали индивидуальное оформление, имеющее для стажеров личное ассоциативное значение. Презентовать свой альбом и свое видение образа игропедагога стажеры смогли в рамках питчинга «Психологический театр». Модераторами стажировки была отмечена глубокая проработка художественно-смысловой составляющей альбомов, представление стажерами своих продуктов прошло в глубоко рефлексивной форме по собственной инициативе стажеров. Значимо именно само желание стажеров поделиться своими переживаниями и дать обратную связь модераторам стажировки. Основной объем рефлексивных комментариев стажеров содержал планы на перспективу: завершение работы над альбомами, трансляция полученного опыта в своих коллективах, работа над собой. При этом модераторами стажировки был отмечен сильный мотивационный фон стажеров, так как рассказ о планах давался стажерами в неформальной форме (высказывались не только планы, но и опасения относительно их реализации).

Анализ ожиданий и результатов участников стажировки.

Прежде всего стоит отметить специфику контингента участников стажировки: только 5 из 17 стажеров были педагогами (при этом из них 2 специалиста), остальные стажеры – руководители образовательных организаций или представители административной системы управления образованием в муниципалитетах.

В силу неоднородности контингента была заметна разнонаправленность ожиданий участников от стажировки.

Ожидания, высказанные стажерами в начале стажировки, относились к нескольким направлениям: «Знания», «Практика», «Знакомство с практикой работы сетевого детского сада», «Педагогическое общение».

Такое направление как «Знание», например, включало в себя конкретные ожидания, направленные на теоретическую часть, связанную с образно-ролевой игрой, с секретом технологии (многие не были знакомы с подходом Е.Е. Кравцовой).

Ожидания от «Практики» предполагали поиск новых идей, взгляд на свою работу с других позиций, умение использовать теоретические знания в практике. Педагоги были заинтересованы как технологии актерского мастерства, можно применить на педагогической практике.

«Знакомство с практикой работы сетевого детского сада» интересовало как тех стажеров, которые не знакомы с работой сетевых ДОО проекта «Школа Росатома», но хотят войти в сеть, так и участников, которые уже имеют опыт работы по сетевым стандартам проекта в своих муниципалитетах, но хотят познакомиться с альтернативным опытом и вычленить «непохожесть» со своим учреждением.

В направление «Педагогическое общение» были включены те ожидания стажеров, которые предполагали знакомство с новыми педагогами, обмен опытом с коллегами по теме стажировки.

 В результате заключительного анализа всеми стажерами было подтверждено, что все ожидания, с которыми они приехали на стажировку, оправдались в полной мере. Кроме того, все стажеры зафиксировали, что получили больший результат, чем ожидали.

Анализ результатов стажировки.

Так как работа в рамках стажировки носила преимущественно тренинговый либо пробный (стажерская проба и практика) характер, статистическая оценка достижений стажеров будет неправомерной. Поэтому дальнейший анализ результатов представлен в качественном выражении. Приведенные показатели зафиксированы модераторами стажировки из рефлексивных комментариев стажеров.

Особенностью данной стажировки стал большой объем практики взаимодействия стажеров с детьми. Выход в группы происходил ежедневно, работа с воспитанниками была организована как в непосредственно игровой деятельности, так и в рамках педагогического наблюдения. Каждый теоретический или тренинговый аспект стажировки получал свое подтверждение и закрепление в деятельности с воспитанниками. Такая организация рабочего процесса позволила не только обеспечить формирование у стажеров понимания взаимосвязи теории с работой педагогов в группах, но и обеспечить эффективную интенсивность (сменяемость деятельности) всей стажировки.

Наиболее значимые результаты стажировки, связанные с профессиональными и личностными изменениями стажеров, приведены в таблице ниже. Также указаны формы работы со стажерами.

Реализация задач стажировки

ЗадачиРезультат
День 1День 2День 3
1. Способствовать формированию представлений об образно-ролевой игре как о деятельности, в результате которой у ребенка формируется умение принимать на себя игровые, социальные и другие роли, включаться в ролевые отношения, направленной на личностное развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО1. Инпут «Игра, еще игра!»

 

 

1) Ассоциативные карты различных видов игр: формирование у стажеров понимания взаимосвязей разных видов игры согласно Е.Е. Кравцовой. В результате стажерами было отмечено:

— необходимость и ценность проживания каждого этапа игры, в том числе проживание образной игры без быстрого перехода к сюжетно-ролевой;

— изменение взглядов на детскую самодеятельную игру от позиции педагога, организующего игровую деятельность, к позиции педагога, смотрящего на игру и жизнь воспитанников в детском саду с точки зрения ребенка (через призму психологии дошкольного детства)

 

2) Архитектура образа: через анализ своего опыта стажеры выявляли основные компоненты образа. В результате стажерами было отмечено:

— изменение своего ценностного отношения к образу в игре как таковому и его значения в сольном и личностном развитии ребенка;

— формирование проблемной точки, которая отражала сложности педагогов в удержании образно-ролевой игры без перехода в сюжет.

 

2. Эта загадочная амплификация: хакатон идей

Через анализ своего опыта стажеры выделили различные способы амплификации каждого элемента образа. В результате стажерами было отмечено:

— затруднение в понимании способов амплификации таких элементов образа, как «Характер», «Внешняя характерность» и «Речевая модель», то есть именно тех элементов, которые имеют психологическую нагрузку и связаны с воображением ребенка, а не с внешним выражением, из чего стажерами был сделан вывод о том, что педагогам самим необходимо понять, как сконструировать наполнение образа, а также как установить связь между внутренним содержанием образа и его внешним выражением в понятном для ребенка формате;

— определении роли РППС как «третьего партнера», поддерживающего детскую самодеятельную (без участия взрослого) игру;

— смещение смысловых акцентов от самоценности решения образовательных задач для развития ребенка к вбросу образовательных задач в деятельность детей для обогащения самодеятельной игры, способствующей развитию детей

1. Общее обсуждение результатов практики разворачивания образно-ролевой игры с детьми в рамках «Актерской пробы»

 

Стажеры описывали развернувшиеся в группах игровые ситуации и анализировали их, в результате чего стажерами было отмечено:

— умение детей принимать на себя игровую роль и выдерживать ее;

— корректно отказываться от взаимодействия со взрослым или поддерживать взрослого, если он не нашел свое место в игре;

— открытость и активность детей, желание играть («А вы еще к нам придете?»)

Стажерами было зафиксировано, что данные наблюдения обеспечили смещение фокуса игровой деятельности с инструмента организации образовательного процесса на работу с детьми как равноправными участниками (субъектами) образовательных отношений

 
2. Создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную деятельность по формированию навыков оценки амплификации образно-ролевой игры1. Стажерская проба: выход в группы для педагогического наблюдения

 

В результате педагогического наблюдения стажерами была зафиксирована необходимость развития навыка вычленения образной игры из другой деятельности детей, в особенности в случае с воспитанниками подготовительных групп, где игра свернута во внутренний план или вытеснена более актуальной для детей деятельностью

 

2. Проект-сессия «Театральный сезон»

Работа стажеров над архитектурой образов по Карте наблюдения за тематическим полем группы

В результате работы с Картой стажерами было отмечено изменение отношения к конструированию образа для реализации в игре от элементарной внешней работы (использование костюмов и атрибутов) к серьезной профессиональной деятельности, имеющей значительный уровень сложности

1. Практика «Актерская проба»

 

Стажеры пробовали обогатить детскую игру новыми образами, разработанными накануне. В результате стажерами была отмечена необходимость развития импровизационных способностей, так как дети отвергали взрослые идеи по наполнению образов. В то же время стажерами была зафиксирована потребность в развитии навыка проектирования образов через полное осознание теоретической базы

 

2. Тренинг «Открытая сцена»

Стажерами было организовано включенное наблюдение за влиянием музыкального материала на образно-ролевую игру детей. В результате стажерами была отмечена потребность в развитии их воображения на основе активного слушания, так как полноценное использование музыкальной атмосферы не было ими реализовано

1. Экспертиза «Ускользающие образы»

 

Стажеры вышли в группы для педагогического наблюдения за результатами вброса своих образов в детскую игру. В итоге стажерами была зафиксирована удовлетворенность результатами практической деятельности и желание транслировать полученный опыт в свои коллективы

3. Создать условия для обогащения информационно-методической базы путем формирования перечня наиболее действенных для каждого стажера упражнений и приемов актерского мастерства, направленных на амплификацию образно-ролевой игры1. Тренинг «Метод актера»: часть 1

 

Через анализ своего опыта стажеры выделили пути использования школы М. Чехова в практической деятельности педагога. В результате стажерами было отмечено изменение представлений о деятельности педагога по поддержке детской игры от «технической поддержки» и наполнения РППС к работе с обстоятельствами, в которых разворачивается игра (выявление настоящих интересов детей, создание атмосферы)

 

2. Тренинг на восприятие «Расскажи мне про меня»

В результате упражнения стажерами отмечено повышение концентрации внимания и ориентация на выделение глубинного внутреннего содержания человека/персонажа

1. Актерский воркаут «Весь мир – театр»

 

Стажеры познакомились с техниками расслабления (работы с зажимами) и работой с «центрами тяжести» образа. Стажерами была зафиксирована высокая степень сложности этого упражнения лично для них, так как они оказались не готовы «открыться». Это наблюдение было выделено в проблемную точку

 

 

2. Тренинг «Метод актера»: часть 2

 

1) Тренинг «Атмосфера»

В результате упражнения стажерами было зафиксировано формирование проблемной точки, связанной со спецификой воображения на основе музыкального материала (представляется пейзаж, вообще ничего не представляется, так как музыка не близка)

 

2) Тренинг «Пластическая импровизация»

В результате упражнения стажерами было зафиксировано формирование проблемной точки, связанной с желанием не создать пластический образ, а исполнить танец, не связанный с конкретным образом, что не способствует обогащению игры

1. Мастер-класс «Актерский альбом»

 

Через творческое осмысление прожитой стажировки стажерами были созданы продукты с индивидуальными смысловыми кодами, отражающими ключевые мысли и акценты, актуализирующие для стажеров содержание стажировочной программы

4. Совершенствовать рефлексивные умения педагогов в процессе осуществления стажерской практики1. Рефлексия «Зеркало Правды»

 

По результатам рефлексивного теста В. Мухиной стажерами была отмечена необходимость актуализации «Я-ресурса» педагога, работа над Картой развития «Я-ресурса» передана стажерам для самостоятельной работы

1. Блиц-сессия «Если бы я был ответственным за кастинг…»

 

В результате анализа практической деятельности стажерами были выделены индивидуальные проблемные точки, для устранения которых стажеры определили направления дальнейшего развития профессиональных компетенций

 

2. Брифинг «Взгляд со стороны»

В результате анализа результатов знакомства с актерскими техниками на базе «Театра Музыки, Драмы и Комедии» стажерами не было сделано конкретных выводов, однако зафиксировано индивидуальное эмоциональное состояние

 

3. Рефлексия «Зеркало Алисы»

По результатам рефлексии стажерами зафиксированы идейные (в плане проф. деятельности) и личностные изменения, имеющие в определенной степени кризисный характер, но не влекущие отказ от деятельности и угасание мотивации к освоению темы стажировки, что свидетельствует о ситуации профессионального и личностного развития

1. Питчинг «Психологический театр»

 

Стажерами было продемонстрированно ценностное отношение к полученному в рамках стажировки опыту и высокий уровень мотивированности к применению этого опыта в своей профессиональной деятельности и для личностного развития

5.  Предоставить возможность стажерам апробировать самостоятельные, инициативные педагогические действия для развития навыка разворачивания образно-ролевой игры с детьми1. Стажерская проба: выход в группы для педагогического наблюдения

 

В результате педагогического наблюдения стажерами были зафиксированы некоторые трудности, связанные с несформированностью навыка выделения и мониторинга непосредственно образно-ролевой игры детей, ее отделения от сюжетно-ролевой игры

1. Практика «Актерская проба»

 

Стажеры разворачивали образно-ролевую игру в группах, пытаясь внести в детскую игру спроектированные накануне образы. В результате стажерами была зафиксирована внутренняя проблема, связанная со страхом педагога быть невостребованным и непринятым в детском сообществе, мешающая свободно играть (страх выглядеть глупо, быть не интересным, получить отказ от ребенка)

 

2. Тренинг «Открытая сцена»

Используя опыт пластической импровизации стажерам необходимо было развернуть образно-ролевую игру с детьми с использованием музыкального материала. В результате стажерами был отмечен дискомфорт, вызванный недостаточным на их взгляд владением средствами пластической выразительности

 

В заключение хочется отметить, что команда детского сада №22 «Надежда» считает прошедшую стажировку успешной, так как все поставленные задачи были решены, и цель стажировки достигнута. Кроме того, были намечены пути дальнейшего взаимодействия команды детского сада №22 «Надежда» с участниками стажировки после ее завершения.
 

Фотоальбом стажировки

Видеоролики стажировки

Отзывы стажеров

Отзывы стажеров