Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Образовательное событие как основная формообразующая единица образовательного процесса в старшей и подготовительной к школе группе: внедрение и реализация принципа событийности»
В первую очередь хотелось бы поделиться тем, что такое «Событие», прийти к единому пониманию этого термина. В процессе внедрения принципа событийности в образовательный процесс нами было сформулировано следующее определение этого термина: образовательное событие – это комплекс форм, методов, технологий совместной с педагогом и другими участниками образовательного процесса, а также самостоятельной деятельности детей, применяемых в процессе достижения воспитанниками зафиксированной детской цели и присвоения детьми культурно-исторического опыта, во время которого разрешаются педагогические и образовательные задачи, задействуется максимальное количество образовательных областей с целью обогащения детской самодеятельной игры новыми темами, формами деятельности, проблемами.
В то же время необходимо понимать, что образовательное событие, проектируемое для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, значительно отличается от событий, предназначенных для малышей. Это обусловлено, в первую очередь, развитием у старших дошкольников таких качеств, как произвольность, способность поставить перед собой цель, выбрать способы ее достижения, зафиксировать цель и добиться результата. Рационализация целеполагания и целедостижения предъявляет определенные требования к организации событий и роли педагога в них. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста уже переходят от инициативной активности к проявлению собственно инициативы. При этом их инициатива основывается на осмыслении себя как субъекта деятельности.
Еще одним значимым отличием является ориентация старших дошкольников на создание социально значимого продукта. В подготовительной группе у детей уже формируется соподчинение мотивов и на первый план выходят социальные мотивы деятельности. Поэтому событие становится для детей формой общественной (социальной) жизни.
Также важно понимать, какие педагогические задачи встают перед педагогом в процессе организации и проведения событий. В результате практики автора программы стажировки были сформулированы следующие задачи, являющиеся неотъемлемой частью любого образовательного события вне зависимости от его тематики:
Одним из основных направлений практической деятельности автора программы стажировки стала работа по внедрению принципа событийности и различных компонентов образовательного события в образовательный процесс.
Так как введение принципа событийности привело к изменению организации всего образовательного процесса, то первым процессом, который потребовалось осмыслить и выстроить особым образом, стало планирование педагогической деятельности. Во-первых, образовательный процесс, вследствие его переориентации с тематического плана педагога на поддержку детской инициативы, теперь организуется по принципу гибкого планирования, что требует от педагога освоения новых инструментов и принципов разработки планов профессиональной деятельности. Во-вторых, необходимо понимать, что планирование события для шестого-седьмого года жизни отличается от планирования события для малышей (а также от традиционного планирования события, где само событие – результат планомерной подготовки). Отличительной особенностью является то, что в результате мы получаем не жесткий план, а вариативный сценарий, который способен быстро измениться для поддержки детской инициативы.
Изменяется и временной компонент образовательного процесса. Принцип событийности предполагает отсутствие фиксированных временных рамок разворачивания образовательных событий, их привязки к конкретному времени. Реализация события для детей старших дошкольников может занимать не один день в зависимости от инициативы детей и скорости проживания ими проблематики события. При этом событием управляют сами дети, педагог только помогает детям разворачивать событие в качестве партнера.
Важно понимать, что образовательное событие не заканчивается решением детской проблемы: финал события остается открытым – дети только намечают путь решения своей проблемы, тогда как процесс ее решения по-настоящему начинается уже после того, как событие формально завершилось. То есть дети принимают полученную в рамках события информацию, культурно-исторический опыт, темы, сюжеты в самодеятельную игру и продуктивную деятельность, закрепляя способы решения возникающих у них проблем, найденные в событии, и пробуют разные варианты модификации этих способов.
С внедрением принципа событийности изменяется не только планирование, но и само проектирование образовательного процесса. Для организации события нам необходимо спроектировать образовательный процесс иным образом, учитывая гибкость и подвижность детской инициативы. Это значит, в первую очередь, что событие становится не дополнительной, а ключевой единицей образовательного процесса. Кроме того, событие для детей старшей и подготовительной группы должно стать уже не эмоционально выделяющимся происшествием, «прерывающим» естественное течение жизни ребенка, но самой формой детской жизни: ребенок живет не между двумя событиями, а внутри них, переходя из события в событие. Таким образом, весь образовательный процесс выстраивается с учетом того, что ребенок – его активный субъект. Это требует от педагога не только совершенно иного подхода к планированию образовательного процесса — создания гибкого плана, — но и к поиску путей «вброса» образовательных задач в детскую деятельность так, чтобы эти образовательные задачи были нужны детям здесь и сейчас для достижения их целей внутри события.
Также в процессе внедрения принципа событийности возникла необходимость отслеживания педагогом эффективности проведенных событий.
Существует три основных формы отслеживания эффективности событий. Первая форма — беседа, в результате которой педагог может узнать непосредственно от ребенка, какая часть события впечатлила его больше всего, и что он вынес для себя из этого события. Эту форму можно использовать в рамках «вечернего круга», обращения к опыту детей в проблемных ситуациях, в рамках неформального общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Вторая форма – педагогическое наблюдение. Оно может быть как включенным, когда педагог является активным участником детской деятельности, так и исключенным. Основные индикаторы, которые ищет педагог, это привнесение темы, сюжета, атрибутов, формы деятельности, полученных ребенком в событии, в самодеятельную игру или продуктивную деятельность.
Третья форма — анализ продуктов детской деятельности. В этом случае педагог отслеживает влияние прожитого детьми события на конкретные результаты их деятельности.
В результате практики внедрения принципа событийности автором было установлено, что простого включения события в образовательный процесс как формы не достаточно. Для того, чтобы дети могли использовать знания и опыт, полученные ими в событии, необходимо создать особенные условия. Во-первых, необходимо после формального завершения события дать детям время, в течение которого не будут рассматриваться другие темы, чтобы избежать их наслоения на инициативу детей (не мешать детям использовать знания и опыт, полученные в событии). Во-вторых, важно поддержать инициативу детей, когда они начнут вносить в игру и продуктивную деятельность знания и опыт, полученные в событии. В-третьих, необходимо закрепить у детей положительные эмоции от применения информации и опыта, полученных в событии.
Учитывая все изменения, необходимые для внедрения принципа событийности, автор разработал собственные инструменты ввода событий в образовательный процесс, и стажерам будет предоставлена возможность познакомиться с ними в практической деятельности.
В процессе стажировки педагогам будет предоставлена возможность:
Программа способствует развитию следующих профессионально-педагогических умений:
Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки.
Программа стажировки
№ | Модуль | Содержание работы | Методы | Кол-во часов |
День 1 | ||||
1. | Определение содержания понятия «событие» | Анализ участниками стажировки основных признаков события, его целей и задач. Инпут «СО-бытие педагога и ребенка». | Визуализация понятия «Событие» с точки зрения педагога и с точки зрения ребенка. | 0,5 |
2. | Выявление разницы между событиями для детей разных возрастов | Систематизация основных психологических особенностей детей на начало старшего дошкольного возраста, привычной для них формы событий и способов действия в них. | Метод «Ситуационное моделирование» (погружение в виртуальную ситуацию) | 0,5 |
3. | Выделение целей и задач образовательного события для детей младшего дошкольного возраста | Работа стажеров в рамках экспертных групп. Отбор целей и задач образовательного события из общего массива задач. | Метод Делфи | 0,5 |
4. | Определение основных принципов и направлений внедрения принципа событийности в образовательный процесс | Анализ стажерами возможности включения события в режим дня. Проблемная ситуация «Где прячется событие?» Моделирование образовательного процесса по принципу событийности – подготовка стажерами модели событийного образовательного процесса (в группах), презентация проектов. Питчинг проектов «Событийность как образ жизни». Знакомство с инструментарием гибкого планирования. Мастер-класс «Гибкое планирование: возможности и перспективы» | Метод разворачивания проблемной ситуации Метод моделирование | 6 |
5. | Рефлексия по итогам дня | Высказывание стажерами своих впечатлений и вопросов о первом дне | Метод снежного кома | 0,5 |
День 2 | ||||
6. | Выявление структуры события для детей старшей и подготовительной группы | Анализ стажерами структуры образовательного события с точки зрения возрастной психологии Workshop «Волшебник изумрудного города: структура образовательного события» | Метод визуализации Метод моделирования Метод ассоциаций | 1 |
7. | Разработка алгоритма вброса образовательных задач | Формирование стажерами алгоритма вброса образовательных задач в образовательное событие. Игра «Займи свое место в образовательном процессе» | Метод проблемной ситуации Метод визуализации Метод проектирования | 0,5 |
8. | Обмен опытом: внедрение принципа событийности в практику педагогической работы | Демонстрация фото- и видеоматериалов по реализованным событиям Круглый стол со стажерами и экспертами «Долгий путь к заветной цели» | Метод контент-анализа | 1,5 |
9. | Формирование системы оценки эффективности образовательного события | Стажерская проба: разработка системы оценки эффективности события. Дискурс «С миру по нитке: как понять, что событие прошло успешно?» | Метод глубинного интервью Метод когнитивных карт | 1,5 |
10. | Наблюдение за детьми в группах детского сада | Стажерская проба «Знакомство с группой» | Метод наблюдения | 0,5 |
11. | Разработка образовательного события | Стажерская проба: разработка сценариев образовательных событий для детей старших и подготовительных групп. Инсайт-сессия «Черт из табакерки: алгоритм проектирования вариативного сценария образовательного события» | Метод проектирования | 2,5 |
12. | Рефлексия | Высказывание стажерами своих впечатлений и вопросов о втором дне | Метод снежного кома | 0,5 |
День 3 | ||||
13. | Погружение стажеров в практическую работу | Настрой стажеров на проведение события. Экспресс-сессия «Всегда готов!» | 0,5 | |
14. | Проведение разработанного стажерами образовательного события в старшей/подготовительной группе | Проведение и экспертиза образовательных событий стажерами по схеме: две группы стажеров проводят событие, две других – проводят экспертизу события (наблюдают, заполняют экспертные листы). | 2,5 | |
15. | Работа экспертной коллегии из стажеров и экспертов по анализу проведения события | Анализ практического опыта проведения стажерами своего оценочного события Сессия «Цветные шляпы» | Метод цветных шляп | 1,5 |
16. | Систематизация полученного опыта | Выявление стажерами лучших приемов и методов практической реализации события. Формирование сборника «Методическая копилка». Презентация сборника. | Метод обобщения Метод систематизации | 2 |
17. | Формирование у стажеров партнерской позиции | Тренинг «Как занять партнерскую позицию в событии» | 0,5 | |
18. | Оценка эффективности события | Стажерская проба: наблюдение за результатами события в группах детского сада | Метод наблюдения Метод причинно-следственного анализа | 0,5 |
19. | Рефлексия | Высказывание стажерами своих впечатлений и вопросов о третьем дне и всей стажировке | Метод снежного кома | 0,5 |
Учебный план стажировки на 24 учебных часа:
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | ||||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | |||
1. | Определение содержания понятия «событие» Инпут «СО-бытие педагога и ребенка» | 0,5 | ||||
2. | Передача стажерам профессионального опыта — знакомство с инструментарием гибкого планирования. Мастер-класс «Гибкое планирование: возможности и перспективы» — подготовка и презентация проектов организации образовательного процесса по принципу событийности. Питчинг проектов «Событийность как образ жизни» | 2 | 3 | |||
3. | Выявление разницы между событиями для детей разных возрастов | 0,5 | ||||
4. | Выделение целей и задач образовательного события для детей младшего дошкольного возраста | 0,5 | ||||
5. | Определение основных принципов и направлений внедрения принципа событийности в образовательный процесс | 0,5 | ||||
6. | Выявление структуры события для детей старшей и подготовительной группы | 0,5 | 0,5 | |||
7. | Разработка алгоритма вброса образовательных задач | 0,5 | 0,5 | |||
8. | Стажерские пробы: — Формирование системы оценки эффективности образовательного события. Дискурс «С миру по нитке: как понять, что событие прошло успешно?» — знакомство с группой (педагогическое наблюдение за детьми) — разработка образовательного события — Наблюдение за результатами образовательного события в группах детского сада | 0,5 | 4,5 | |||
9. | Проведение разработанного стажерами образовательного события в старшей/подготовительной группе | 3 | ||||
10. | Анализ практического опыта проведения стажерами своего оценочного события | 1,5 | ||||
11. | Систематизация полученного опыта, выбор наиболее целесообразных и продуктивных вариантов организации и проведения образовательного события — рефлексия в ходе стажировки — демонстрация фото- и видеоматериалов. Круглый стол «Долгий путь к заветной цели» — формирование сборника «Методическая копилка» | 5 | ||||
12. | Формирование у стажеров партнерской позиции | 0,5 | ||||
3,5 | 7,5 | 8,5 | 4,5 | |||
ИТОГО | 24 |
3.1. Внешняя оценка результатов стажировки осуществляется через:
Внешняя оценка результатов стажеров оценивается по двум критериям:
3.2 Самооценивание стажерами собственных результатов осуществляется путем:
критериям:
Введение
Цели и задачи стажировки
В соответствии с заявленными на конкурс материалами целью данной стажировки было формирование у стажеров целостных представлений о принципе событийности и образовательном событии для его успешного внедрения в образовательный процесс через перепроектирование профессиональной деятельности педагога.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Способствовать формированию представлений об образовательном событии как основной единице образовательного процесса, направленной на личностное развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО;
2. Создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную деятельность по освоению тактики изменения педагогического взаимодействия с детьми в условиях реализации принципа событийности;
3. Предоставить возможность стажерам апробировать самостоятельные, инициативные педагогические действия для достижения баланса между запланированными и инициированными детьми видами деятельности в рамках образовательного события;
4. Обогатить профессиональный опыт использования различных форм и методов оценивания развивающего качества образовательной деятельности;
5. Развивать умения стажеров сравнивать и выбирать наиболее целесообразные и продуктивные варианты из уже имеющихся компонентов в ходе построения «матрицы инициатив»;
6. Совершенствовать рефлексивные умения педагогов в процессе осуществления стажерской практики;
7. Включить стажеров в ситуацию проектирования, реализации и оценки эффективности образовательного события в подготовительной группе.
Помимо образовательной цели командой детского сада №22 была поставлена и внутренняя, «педагогическая», цель – передача стажерам культурно-исторического опыта открытого исследовательского поиска путей психологизации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. С этой точки зрения важно было не столько дать новые инструменты и приемы, сколько полностью изменить позицию педагогов, их понимание своей работы и отношение к детям, создать предпосылки к формированию у стажеров психологических новообразований, необходимых для реализации принципа событийности.
К таким новообразованиям можно отнести:
— субъектность педагога как участника отношений, а не транслятора знаний;
— творческую позицию, предполагающую умение выходить за рамки установленного комплексно-тематического планирования;
— динамичность мышления как способность менять подходы и позиции, смотреть на ситуацию с разных точек зрения;
— позиция аналитика как способность устанавливать связи и делать выводы для определения оптимального способа решения проблемных ситуаций с учетом преимуществ и недостатков различных инструментов;
— мультиформатность целеполагания и целедостижения (ориентация на содержание вне зависимости от формы).
Постановка цели в формате передачи культурно-исторического опыта и ориентация на формирование у стажеров новообразований (в начальной форме) позволяет рассматривать стажировку как событие. Поэтому дальнейший отчет будет посвящен рассмотрению эффектов данного события для стажеров.
День 1. Погружение
Основной задачей первого дня было погружение стажеров в событийный формат, создать условия для осмысления стажерами принципа событийности в том ключе, в каком он принят к реализации в детском саду №22. Сама фабула стажировки – киносъемочный процесс – была задана так, чтобы создать максимальную брешь между ожиданиями стажеров и фактическим ходом событий, стимулируя тем самым поисковую активность стажеров, их потребность быстро адаптироваться к сложившейся ситуации. Поэтому первым заданием для стажеров стал самостоятельный поиск «артефактов» (съемочное расписание, журнал скрипт-супервайзинга, блокнот с записями о сценарии, райдер и техническое задание для цехов киностудии по съемочным павильонам) в пространстве детского сада. Это задание позволило стажерам познакомиться с детским садом, попробовать выстроить взаимоотношения с воспитанниками в процессе педагогической импровизации, а также стало основой фабульной линией стажировки. Как позже отмечали сами стажеры, именно это задание стало одним из самых запоминающихся моментов дня.
Следующей частью задания стало построение стажерами гипотезы о том, из каких компонентов состоит образовательное событие, основываясь на содержании найденных «артефактов». В итоге стажерами было выведено следующее определение образовательного события: образовательное событие – это комплекс форм, методов, технологий совместной с педагогом и другими участниками образовательного процесса, а также самостоятельной деятельности детей, применяемых в процессе достижения воспитанниками зафиксированной детской цели, значимой для всех участников события (включая взрослых) и присвоения детьми культурно-исторического опыта, во время которого разрешаются педагогические и образовательные задачи, задействуется максимальное количество образовательных областей с целью обогащения детской самодеятельной игры новыми темами, формами деятельности, проблемами.
Уточнить понимание образовательного события стажерам также помогла speed-сессия «Как хороший сценарий сделать отличным?», которую модерировали полуфиналист Конкурса воспитателей, владеющих технологиями работы с детьми, соответствующими требованиям ФГОС дошкольного образования проекта «Школа Росатома» Полина Рыльских и педагог-психолог детского сада Анжела Галимова. Коллеги задали основное направление работы стажеров в рамках стажировки – поиск способов психологизации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Стажерам пришлось по-новому проанализировать свой опыт работы с детьми, чтобы прийти к единому ответу на вопрос о содержании понятий «мотив» и «цель». Развернувшаяся дискуссия выявила как высокую интеллектуальную квалификацию стажеров, их практический опыт, так и определенные дефициты в понятийной базе. В результате смещения акцентов с деятельности детей на анализ причин и предпосылок этой деятельности была сформирована первая предпосылка к личностному изменению стажеров – изменение отношения к мотивации детей (цели и мотивы приобретают личностно-психологический характер).
Следующим заданием, которое стажеры выполняли самостоятельно, разбившись на команды и работая в формате краудсорсинга, стало формирование модели современного эффективного образовательного процесса. На этом этапе была выявлена ключевая для первого дня проблема: как в общем смысле должна выглядеть модель образовательного процесса? В основном, как отметили стажеры, это было связано с отсутствием опыта самостоятельного проектирования такой сложной системы, как образовательный процесс. Самым сложным шагом выполнения этого задания было поставить изначальную цель, которая была бы определяющей при проектировании образовательного процесса. Однако стажеры проявили большую отдачу и желание найти работающие инструменты, поэтому в каждой из представленных в рамках питчинга моделей было свое уникальное рациональное зерно. Особенно хочется отметить то, что все три модели, разработанные стажерами, были ориентированы на индивидуализацию образования, рассмотрение игры как основного компонента развития дошкольника.
Связанный с моделью образовательного процесса вопросы стажеры также пытались решить и при погружении в инструментарий гибкого планирования работы педагогов детского сада. Технологию гибкого планирования представляли воспитатели Наталья Кузьмина и Анна Евдокимова. Акцент был сделан в основном на отслеживании в самом гибком плане реализации образовательных задач и педагогических целей, так как стажеры в качестве одного из основных рисков при гибком планировании образовательного процесса выделили усложнение процедуры мониторинга реализации образовательной программы при «перемещении» задач в соответствии с детской инициативой. После изучения ключевых аспектов технологии гибкого планирования старший воспитатель Татьяна Шевченко познакомила стажеров с моделью образовательного процесса детского сада №22, представляющей систему реализации Сетевых стандартов проекта «Школа Росатома».
В итоге первого дня была проведена рефлексия, где стажеры получили возможность не только обсудить свои впечатления о прожитом дне, но и выстроить собственный профиль креативного мышления и узнать, к какому типу креаторов они относятся. Тестирование профиля креативного мышления было направлено на осознание стажерами своих сильных сторон и возможностей при создании в своих детских садах условий для внедрения инноваций.
День 2. Изменение парадигмы мышления
В рамках второго дня основным направлением деятельности участников и организаторов стажировки стало знакомство с инструментами сценарного мастерства и их адаптация к работе педагога. Начало знакомству положил workshop «Структура образовательного события: сказка как универсальный способ передачи культурно-исторического опыта», в основу которого легла идея о том , что история-сказка ярко иллюстрирует процесс личностного роста и развития героя, выделяя конкретные этапы формирования у этого героя психологических новообразований и свойств личности. Это, как позже отметили стажеры, стало самым сложным моментом – осознать этапы, которые ребенок должен в любом случае пройти, чтобы приобрести личностные изменения и психологические новообразования. На примере принципа восьми секвенций (скриптрайтинг) стажеры не только рассмотрели структуру истории и этапы развития героя в ней, но и определили способы использования технологии разрыва (в скриптрайтинге – брешь между ожиданиями героя относительно результата своих действий и фактического результата). Технология разрыва, рассмотренная в рамках speed-сессии, помогла стажерам выявить ключевой момент для «вброса» образовательных задач и выявить место педагога в процессе развития личности ребенка. Именно этот инструмент в корне перевернул мировоззрение стажеров: все участники отметили, что в рамках стандартных методик обучения ребенок не проходит все этапы, необходимые для личностного развития.
Следующим этапом стало знакомство стажеров с опытом работы детского сада №22 по реализации принципа событийности. Вниманию стажеров были представлены образовательные события «Телестудия», «Новогодняя сказка», «Летучий корабль» и «Мы теперь не просто банда, мы – футбольная команда!» (событие, приуроченное к мероприятию «Чемпионат 5+»). В рамках знакомства были рассмотрены основные этапы разворачивания образовательных событий, механизмы включения в них специалистов по инициативе самих детей, значимые факторы успешности образовательных событий. При этом стажеры акцентировали внимание преимущественно на организационных вопросах (выстраивание режима дня, планирование работы) и работе с родителями – двух аспектах, которые остались своеобразным «дефицитом» по результатам стажировки, так как нюансы данных направлений необходимо было бы рассматривать в контексте работы каждого отдельного детского сада. Тем не менее, организаторы стажировки максимально делились своим опытом работы по этим направлениям в рамках неформального общения между модулями стажировки и в вопросно-ответных блоках.
Однако на основной вопрос второго дня – как оценить успешность события – стажерам необходимо было ответить самостоятельно, используя дискурсионный анализ. В процессе разработки Карты оценки эффективности события стажеры обозначили еще ряд проблем, с которыми педагоги сталкиваются в своей работе, и которые представляют определенные риски при внедрении принципа событийности. Во-первых, необходимость выделения критериев успешности реализации события, не связанных с образовательными результатами детей (ФГОС ДО исключает подобную оценку педагогами качества своей работы). Во-вторых, формирование инструмента таким образом, чтобы он позволял не только подвести итоги события, но и дать понимание причин и механизмов успешности или неуспешности события. В-третьих, инструмент должен быть рассчитан на вариативность и индивидуализацию образовательного процесса, что делает невозможной фронтальную оценку. Именно эти проблемы стажеры пытались решить при разработке трехступенчатой Карты оценки успешности образовательного события (подготовка-реализация-постсобытийные эффекты). Работа над картой позволила стажерам переосмыслить свое отношение к тому, что можно считать результатами реализации образовательного процесса.
На следующем этапе стажеры в формате стажерской пробы разбились на четыре команды и вышли в старшие и подготовительные группы детского сада для осуществления педагогического наблюдения. Командам было необходимо заполнить первый (подготовительный этап) раздел Карты оценки, включающий в себя фиксацию основных проблем и интересов детей группы, постановку возможной цели образовательного события, описание вариантов создания у детей мотивации к участию в событии, а также формирование системы «ценностей и противовесов», которые позволили бы создать условия для обеспечения личностных изменений ребенка в процессе события. В ходе рефлексии по итогам второго дня стажеры отметили, что наибольшим дефицитом стало отсутствие точных инструментов и специфического (с точки зрения психологизации образования) навыка делать выводы по результатам педагогического наблюдения без опоры на образовательные программы и календарные планы.
Неожиданные результаты позволила получить инсайт-сессия – заполнение в командах первого листа Карты оценки. Стажерам была предоставлена полная свобода в выборе помещений и средств обсуждения произведенных наблюдений. С учетом того, что стажеры осмысленно и глубоко проработали те показатели, которые были заложены в Карту оценки, команды не смогли дать конкретный и полный ответ о результатах педагогического наблюдения, которые можно было бы положить в основу события. Во-первых, возникли определенные сложности с выявлением интересов и проблем детей, так как стажерам не всегда легко было отличить одно от другого, кроме того возникли разногласия по вопросу, что считать проблемой детей. Во-вторых, стажерам было сложно отключиться от решения образовательных задач и поставить педагогическую цель: определить, какой объем культурно-исторического опыта они планируют передать детям. В-третьих, соответственно, раз не получилось выделить опыт и определить круг интересов детей, то возникли сложности и с определением фабулы события (о чем оно: путешествие на корабле, парад роботов и т.д.). Так как без проработки этого блока вопросов дальнейшая разработка вариативного сценария была бы бесполезной (с точки зрения формирования у стажеров психологических новообразований, а не расширения объема знаний), организаторами и стажерами было принято решение об изменении характера практической работы: вместо разворачивания образовательных событий на группах детально проработать целевой компонент образовательного события и рассмотреть планирование педагогической деятельности, направленной на достижение поставленных целей, через практику разработки вариативных сценариев образовательных событий.
Основным и самым ценным результатом второго дня стажировки можно назвать выделение стажерами двух самых сложных и болезненных для педагогов проблем: недосформированность навыка исследовательского (не контролирующего!) педагогического наблюдения и дефицита в области постановки педагогических (не образовательных!) целей. Именно эти вопросы вызвали у участников стажировки наибольшее замешательство, раздражение и непонимание. Тем не менее, стажеры действительно продемонстрировали высокую интеллектуальную квалификацию и профессиональную грамотность, что позволило выйти на фиксацию проблем куда более глубоких, лежащих в области личностного развития детей, чем предполагалось изначально (глубинных проблем борьбы детей за лидерство в социальной структуре, а также психологических механизмов взаимодействия детей в связке «ведущий-ведомый»).
День 3. Осмысление и рефлексия
В ходе заключительного дня стажеры осознанно и с конкретными вопросами подошли к разработке вариативного сценария. В первую очередь был полностью проработан и заполнен первый «подготовительный» лист Карты оценки – намечены проблемы, интересы, мотивация и ценностная ориентация детей старшей группы. Основным вопросом для стажеров стало формирование четкой системы «ценностей и противовесов», где ценность – то, чем ребенок хочет обладать (в данном случае лидерская позиция), антиценность – то, что ребенок противопоставляет ценности, почему может не хотеть обладать ценностью (свобода от ответственности, безрисковая позиция), противовес – то, что ребенок «теряет», если не получает ценность (социальное признание и социальная востребованность лидера). Именно работа с этой системой позволила стажерам переосмыслить роль педагога в отношениях с воспитанниками: педагог не ставит задачу, и не передает знания, педагог управляет обстоятельствами и условиями так, чтобы ребенок был заинтересован в формировании для себя объема субъективно значимого опыта.
После заполнения Карты стажеры приступили к разработке вариативных сценариев на основании ее показателей. Основной идеей, которая была выделена стажерами, стала идея полиморфности образовательного события: событие может протекать в совершенно различных формах, и необходимый объем культурно-исторического опыта можно передавать и в проектной деятельности, и в детской игре, где педагог является одним из активных действующих лиц. Именно в этот момент у стажеров «закрылся гештальт» — произошло осознание роли педагога в событии как со-творца, со-автора детской истории, в которой ребенок как главный герой личностно растет и меняется. Настолько ярким и позитивным получился творческий процесс, что команда детского сада №22 и стажеры даже наметили продолжение стажировки уже в детских садах стажеров (чтобы стажеры самостоятельно развернули событие и попробовали его поснимать и направить нам для дальнейшей совместной работы). На данный момент мы ожидаем от стажеров информации о том, как стажировка повлияла на их работу.
Кроме того, был запущен к обдумыванию ряд совместных проектов, которые по предварительной договоренности планируются к реализации с вовлечением детских садов, в которых работают стажеры. В любом случае стажировка показала себя не только как образовательное мероприятие, но и как площадка для взаимодействия, имеющая существенный потенциал для создания новых проектов, а не только для обмена опытом.
Далее приведена интегрированная оценка результатов стажировки самими стажерами, экспертами и организаторами стажировки. Оценка дана в динамике по состоянию на конец определенного дня стажировки в разрезе решения основных задач стажировки и формирования у стажеров психологических новообразований.
Примечательно, что 8 из 13 стажеров отметили в своей рефлексии по итогам первых двух дней, что хотели бы «сначала увидеть, как внедрить и реализовать принцип событийности, а уже потом попытаться это сделать самой», «сначала увидеть вхождение в образовательное событие, а потом уже пробовать самим», увидеть со стороны «больше практики» (цитаты прямые), тогда как третий день показал ключевой прирост личностных изменений в результате закрепления полученных стажерами знаний в практике разработки вариативных сценариев. В рамках рефлексии-благодарности стажерами были отмечены следующие личностные изменения (далее обобщенные цитаты):
— изменилось отношение к детям, на примере наших воспитанников стажеры увидели, что дети – самостоятельные творческие единицы, способные к равному взаимодействию с взрослыми, поэтому нужно не «опускаться до уровня детей», а позволить детям подняться до уровня взрослого, это возможно;
— произошла переориентация на анализ психологической, а не процессуальной оценки образовательного процесса;
— поменялось отношение к себе как к участнику образовательного процесса: можно выходить за рамки комплексно-тематического планирования и самостоятельно искать способы передачи культурно-исторического опыта;
— возникло понимание того, что событие – продукт командной работы, в которой участвуют все, включая специалистов, непедагогических работников (в том числе администрацию) и внешних партнеров и родителей;
— была осознана проблемная часть, особенно необходимость наработки навыка постановки целей и задач в контексте психологизации образования;
— сложилось в головах понимание разницы между образовательным событием и технологиями «Проект» и «Ситуация», понимание разницы между образовательными и педагогическими задачами.
В результате стажировки по заключению экспертов и организаторов, а также согласно результатам рефлексии стажеров можно сделать следующий вывод о решении образовательных задач и формированию у стажеров психологических новообразований. Оценка приведена по десятибалльной шкале накопительным итогом.
Показатель | День 1 | День 2 | День 3 | Результат | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ |
1. Способствовать формированию представлений об образовательном событии как основной единице образовательного процесса, направленной на личностное развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО | 5 | 7 | 10 |
Задача решена в полном объеме |
2. Создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную деятельность по освоению тактики изменения педагогического взаимодействия с детьми в условиях реализации принципа событийности | 2 | 6 | 6 |
Задача решена не в полном объеме в связи с адаптацией программы стажировки к потребностям стажеров | |
3. Предоставить возможность стажерам апробировать самостоятельные, инициативные педагогические действия для достижения баланса между запланированными и инициированными детьми видами деятельности в рамках образовательного события | 3 | 5 | 5 |
Задача решена не в полном объеме в связи с адаптацией программы стажировки к потребностям стажеров | |
4. Обогатить профессиональный опыт использования различных форм и методов оценивания развивающего качества образовательной деятельности | 3 | 5 | 10 |
Задача решена в полном объеме | |
5. Развивать умения стажеров сравнивать и выбирать наиболее целесообразные и продуктивные варианты из уже имеющихся компонентов в ходе построения «матрицы инициатив» | 2 | 2 | 9 |
Задача решена в процессе заполнения Карты и разработки вариативных сценариев событий | |
6. Совершенствовать рефлексивные умения педагогов в процессе осуществления стажерской практики | 3 | 5 | 10 |
Задача решена в полном объеме | |
7. Включить стажеров в ситуацию проектирования, реализации и оценки эффективности образовательного события в подготовительной группе | 3 | 5 | 8 |
Задача решена не в полном объеме в связи с адаптацией программы стажировки к потребностям стажеров |
Показатель | День 1 | День 2 | День 3 | Результат* | |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ |
Субъектность педагога как участника отношений, а не транслятора знаний | 4 | 6 | 10 |
Точка изменения сформирована |
Творческая позиция, предполагающая умение выходить за рамки установленного комплексно-тематического планирования | 2 | 2 | 5 |
Необходимо дальнейшее взаимодействие со стажерами с учетом специфики их ДОУ | |
Динамичность мышления как способность менять подходы и позиции, смотреть на ситуацию с разных точек зрения | 5 | 5 | 10 |
Точка изменения сформирована | |
Позиция аналитика как способность устанавливать связи и делать выводы для определения оптимального способа решения проблемных ситуаций с учетом преимуществ и недостатков различных инструментов | 4 | 6 | 10 |
Точка изменения сформирована | |
Мультиформатность целеполагания и целедостижения (ориентация на содержание вне зависимости от формы) | 3 | 5 | 10 |
Точка изменения сформирована |
*В качестве результата рассматривается степень сформированности у стажеров понимания траектории дальнейшего личностного саморазвития – точки изменения.
Заключение
В заключение хочется отметить, что, хоть не все образовательные задачи удалось «вбросить» в событие под названием «стажировка», и не все прошло по плану (учитывая потребности стажеров), команда детского сада №22 считает прошедшую стажировку успешной.
В результате мы:
— достигли поставленных целей;
— наметили пути дальнейшего взаимодействия с участниками стажировки после ее завершения;
— сформировали и запустили в апробацию Карту оценки успешности образовательного события.