Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как — технология формирования личностных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС
ФИО разработчика | Дубровская Гелена Владимировна |
Название программы | Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как — технология формирования личностных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. |
Цель программы | Обеспечить готовность стажеров к работе по формированию личностных результатов учащихся посредством внедрения в образовательный процесс индивидуального образовательного маршрута. |
Задачи программы |
|
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры | Актуальность. Каждый человек, от рождения индивидуален и неповторим. В процессе дошкольного развития индивидуальность ребенка обществом принимается и учитывается. Но, как показывает практика, на момент поступления в школу, индивидуальность уже мало кого интересует, более того, дети с ярко выраженной индивидуальностью становятся «неудобными». В свою очередь, «неудобными» их делают некомфортная образовательная среда и условия обучения и воспитания. Исключая роль индивидуальности из образовательного процесса, мы тормозим развитие ребенка или вовсе делаем его формальным и шаблонным. К настоящему моменту тема индивидуального образовательного маршрута проработана и теоретически обоснована для учащихся, выходящих за рамки нормы: в основном — это одаренные или неуспевающие учащиеся. Но важно помнить, что любой учащийся индивидуален. И уже давно Педагогика говорит о «индивидуальности» обучения, а педагоги-практики утверждают, что невозможно индивидуально обучать каждого. Именно ФГОС второго поколения дают нам возможность найти подходы и найти технологии, когда каждый учащийся сможет получить образование по индивидуальному маршруту, что повысит качество образования в целом.Педагогика настойчиво декларирует о том, что идеальная модель образования — это субъект-субъект (учащийся субъект образования), но возможности стать этим субъектом у него нет. Все решено за «субъекта»: учебный план, учебная программа, расписание. ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут) – это лишь итог реализации индивидуализации образования. За конкретным маршрутом стоит индивидуальная программа и индивидуальный образовательный план. Все вместе это реализует принцип субъектности образования. Учащийся сам осуществляет выбор, разработку реализации образовательного стандарта, самостоятельно осуществляет рефлексию и коррекцию. Роль педагога – координирующая, направляющая. Вместе со стажерами мы обсудим возможность и условия, при которых возможна опора на самостоятельность учащегося. Индивидуальность и личность.Для реализации моей стажировки необходимо четко представлять себе понятия «индивидуальность» и «личность». Вместе со стажерами мы постараемся увидеть ту грань, которая отделяет Личность от Индивидуальности. Ответим на вопрос, что же необходимо развивать: Личность или Индивидуальность. Новая эпоха педагогических реформ совпала с началом 90х. 90-е провозгласили индивидуализацию в широком смысле этого слова: индивидуальное образование, индивидуальное обучение, развитие индивидуальности. Таким образом, поддержка ориентира только на индивидуальность привела к тому, что выпускник начала 2000х-индивидуалист. Произошел некий «перевес» в сторону «индивидуализма». Чем должно отличаться индивидуально-ориентированное образование 90х и индивидуально-ориентированное образование сегодня? — попробуем ответить на этот вопрос вместе со стажерами. ФГОС второго поколения устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы предметным, метапредметным и личностным. Под личностными достижениями понимается готовность учащегося к саморазвитию и личностному определению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной образовательной деятельности, системы значимой социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданскую позиции в деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности. В процессе стажировки мы попробуем составить прогноз развития личностных результатов, посредством технологии ИОМ. Соотнесем различные параметры ИОМ с развитием личностных результатов. Развиваем личность, ориентируясь на индивидуальность. В ходе стажировки мы убедимся, что ФГОС поворачивает образование в сторону развития личностных достижений, а не развития только индивидуальности. Каждый субъект образования уникален, индивидуален и осознание своей уникальности — уже есть достижение личностного развития. Понимая свои индивидуальные особенности субъект деятельности (субъект образования) может планировать и простраивать свою деятельность, свой индивидуальный маршрут. Индивидуальный образовательный маршрут- особая траектория деятельности субъекта образования. «ИОМ разрабатывается самим субъектом деятельности-субъектом образования, самостоятельно, с учетом потребностей и возможностей.» Мы обсудим со стажерами возможность и условия участия учащихся в разработке ИОМ, как субъектов образовательного процесса и попробуем дать оценку развития личностных результатов учащихся под влиянием деятельности по планированию ИОМ. Совместно со стажерами мы проработаем наполнение ИОМ. Рассмотрим возможные его уровни и параметры. ИОМ может включать в себя индивидуально образовательные планы по урочной и внеурочной деятельности, индивидуально образовательный сценарий по учебным дисциплинам, а также содержать карту достижений или портфолио субъекта образования. Ознакомимся с имеющимися в Лицее №103 ИОМ и мониторинговыми таблицами отдаленного результата. Во время стажировочной площадки участники на практике увидят, как строится образовательный маршрут конкретных учащихся (интеллектуально одаренных и не очень, способных к учебе, талантливых и немотивированных, с проблемами в здоровье и т.д.). Будет возможность пообщаться с лицеистами, которые обучаются по ИОМ уже несколько лет. Необходимо отметить, что ИОМы учащихся должны быть в единой системе образовательного учреждения, следовательно, под работу с ИОМами согласуется рабочая программа учителя, а также нами могут быть разработаны предложения по внесению изменений в образовательную программу школы. В ходе стажировки мы выработаем пакет документов, которые могут быть необходимы в процессе использования ИОМ. Для этого мы внимательно поработаем с нормативно-правовой базой, чтобы понять рамки, в которых мы можем действовать в ходе реализации технологии ИОМ. Проектирование среды и условий реализации индивидуального образовательного маршрута, как технологии развития личностных достижений.Реализуя технологию индивидуально-ориентированного обучения, необходимо спроектировать особую среду, направленную на самостоятельное моделирование учащимся своего индивидуального образовательного маршрута, на его успешную реализацию; среду, способствующую развитию личностных результатов. Совместно со стажерами мы рассмотрим необходимые условия проектирования образовательной среды. В настоящее время Лицее проектируется и создается особая образовательная среда:Open Space для ребят интересующихся медиатехнологиями. Стажеры смогут попробовать создать проект Open space в своей школе по любой теме. Лучшие проекты мы опубликуем в методическом сборнике, который появится по итогам поведения стажерской площадки. |
Перечень необходимого оборудования | Лицей №103 обладает достаточным количеством аудиторий, а так же конференц-залом, медиацентром. Аудиторный фонд оснащен современным мультимедийным оборудованием: интерактивные доски, проекторы, персональные компьютеры и ноутбуки, различная аудио, видео и фотоаппаратура, оргтехника, безлимитный Internet, точки доступа Wi-Fi Free, оборудование ВКС (видео — конференц связь). |
Программа стажировки делится на несколько этапов :
1. Проектировочный этап — задача данного этапа организовать целевую деятельность стажеров в теме стажировки, наметить те актуальные вопросы, на которые стажеры хотели бы получить ответы. Тип работы — целеполагание, командообразование, тренинг.
2. Оформление понятийного контента — данный этап обеспечивает общий понятийный язык стажировки. Тип работы — дискуссия, работа в открытых источниках, работа с документацией.
3.Этап разработки условий реализации ИОМ — данный этап важен, как этап доращивания проектных идей в разработке условий ИОМ, разработка условий создания нелинейного расписания и кадрового обеспечения. Тип работы — «мозговой штурм», создание банка идей.
4.Этап разработки вариативности ИОМ — расширение понятий от «Индивидуальный образовательный маршрут» — «Индивидуальный образовательный план» — до»Индивидуальная образовательная программа», создание примеров данных продуктов стажерской деятельности, доращивание проектных идей. Тип работы — стажерская проба, «мозговой штурм», дискуссия.
5. Этап оценивания результатов ИОМ — диагностика и мониторинг личностных достижений, принципы мониторинга и диагностики. Тип работы — создание мониторинга продвижения ИОМ.
6. Рефлексивный этап. — основы педагогической рефлексии, педагогическая диагностика личностных достижений стажеров, заполнение дневников стажеров. Тип работы — круглый стол, стажерские пробы.
№ | Тема | Кол-во часов | |
1 | Проектировочный этап. (Построение индивидуального образовательного маршрута стажеров в рамках стажировочной площадки) |
3 | |
2 | Оформление понятийного контента. (От частного к общему — от индивидуальности к личности, ИОМ, нелинейное расписание. Сетевые проекты. Значение для построения ИОМ.) |
3 | |
3 | Этап разработки условий реализации ИОМ. (Анализ нормативной базы. Документы необходимые для реализации технологии ИОМ.
Проектирование среды. Нелинейное расписание. методическое и кадровое обеспечение УВП, Критерии и параметры ИОМ) |
4 | |
4 | Этап разработки вариативности ИОМ (Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный образовательный план. Индивидуальная образовательная программа.) |
6 | |
5 | Этап оценивания результатов ИОМ (Диагностика и мониторинг личностных достижений) |
4 | |
6 | Рефлексивный этап. (Рефлексия. Педагогическая диагностика личностных достижений стажеров.) |
4 | |
Всего: |
24 |
Методические ресурсы стажировки
Имею опыт проведения детских мероприятий (2013,2014,2015г.г.) в проекте «Школа Росатома»; являюсь организатором и руководителем центра гармоничного развития «Фамилия»; активно участвую в школьных стажировочных площадках. Главной задачей стажировочной площадки считаю приращение личного опыта стажеров в области личностных результатов (составление ИОМ, ИОП, и контрольно-измерительных материалов по теме).
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекция | Практическое занятие | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 | Проектировочный этап. (Построение индивидуального образовательного маршрута стажеров в рамках стажировочной площадки) |
1 |
2 | ||
2 | Оформление понятийного контента. (От частного к общему — от индивидуальности к личности, ИОМ, нелинейное расписание. Сетевые проекты. Значение для построения ИОМ.) |
1 |
1 |
|
1 |
3 | Этап разработки условий реализации ИОМ. (Анализ нормативной базы. Документы необходимые для реализации технологии ИОМ.
Проектировние среды. Нелинейное расписание. методическое и кадровое обеспечение УВП, Критерии и параметры ИОМ) |
1 |
2 |
1 | |
4 | Этап разработки вариативности ИОМ (Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный образовательный план. Индивидуальная образовательная программа.) |
2 |
1 |
2 |
1 |
5 | Этап оценивания результатов ИОМ
(Диагностика и мониторинг личностных достижений) |
1 |
2 |
1 | |
6 | Рефлексивный этап. (Рефлексия. Педагогическая диагностика личностных достижений стажеров.) |
1 |
2 |
1 | |
Всего: | 24 |
Внешняя оценка результатов стажеров |
|
Самооценивание стажерами собственных результатов | Совместно со стажерами мы составим индивидуальные образовательные маршруты и индивидуальные образовательные планы. В соответствии с этими планами будет проходить самооценивание собственной деятельности.
Объектами самооценивания станут предметные, метапредметные и личностные результаты стажеров. |