Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Интерактивные технологии (методы и приемы) как средство организации продуктивного взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
ФИО разработчика | Польская Екатерина Александровна |
Название программы | Интерактивные технологии (методы и приемы) как средство организации продуктивного взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО |
Цель программы | Овладение стажерами навыками организации продуктивного взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ посредством интерактивных технологий. |
Задачи программы |
|
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры | В связи с новыми приоритетами в образовательной политике государства актуальным стало переосмысление содержания дошкольного образования и условий его реализации, обновление деятельности воспитателей, поиска и использования ими в образовательном процессе новых наиболее эффективных технологий.
В соответствии с ФГОС ДО воспитатели должны создавать условия, способствующие развитию детской самостоятельности, поддержке детской инициативы, возможности выбора детьми материалов для творчества, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Предпочтение отдается таким педагогическим технологиям, где процесс обучения ведется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников, где взрослый и ребёнок – равноправные субъекты образовательного процесса. Такими технологиями являются интерактивные технологии. Данный вид технологий рассматривается нами как совокупность методов, процессов и материалов, направленных на продуктивное взаимодействие, как в диадах «педагог-ребенок», «ребенок-ребенок», «педагог-подгруппа», «ребенок-подгруппа», «подгруппа-подгруппа», «педагог-группа», «ребенок-группа», так и в триаде «ребенок-педагог-родители». Преимущества интерактивных технологий:
В работе с детьми интерактивные технологии можно применять как в режимных моментах, так и в непосредственно-образовательной деятельности, причем на любом ее этапе. В триаде «ребенок-педагог-родитель» интерактивные технологии применяются при организации и проведении коллективно-творческих дел, реализации совместных проектов и мероприятий. При использовании интерактивных технологий в образовательном процессе меняется взаимодействие педагога с детьми: его активность уступает место активности ребенка. Педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, косвенно руководит процессом (работой в малых группах), даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Основные формы организации работы стажировки — интерактивные: стажеры будут погружаться в практико-ориентированную деятельность по освоению способов организации продуктивного взаимодействия с участниками образовательного пространства с помощью разнообразных интерактивных методов и приемов (с использованием и без средств ИКТ), а также разрабатывать сами авторские интерактивные методы и приемы с учетом обновленных профессиональных позиций. Практическая значимость программы стажировки для ее участников заключается в возможности использования технологий и методик, которыми овладеют стажеры, в своей дальнейшей педагогической деятельности. Важным итогом работы стажировки станет продукт, созданный всеми ее участниками: комплект практического материала для дальнейшей работы по теме стажерской площадки, а также желание продолжить совершенствование своего педагогического мастерства и транслировать полученный опыт. |
Перечень необходимого оборудования | ДОУ обладает достаточным количеством аудиторных площадей: методический кабинет, музыкальный и физкультурный залы, кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда, 5 групповых помещений. Аудиторный фонд оснащен современным мультимедийным оборудованием: 2 проектора, 2 переносных экрана на штативе, интерактивная доска, 10 персональных компьютеров и ноутбуков с необходимой гарнитурой, 4 планшетных ПК, документ-камера, различная аудио, видео и фотоаппаратура, оргтехника, безлимитный Internet, точка доступа WiFi. |
Программа стажировки включает 3 модуля и рассчитана на 24 часа. Данная программа основана на компетентностном и личностно-деятельностном подходах, предусматривает комплекс различных форм обучения: практические занятия, инпуты, интерактивная экскурсия, мастер-классы, групповое и индивидуальное проектирование, стажерские пробы, интерактивные социально-игровые проекты, деловые игры. Такая организация стажировки позволит ее участникам на себе испытать эффективность применения интерактивных технологий и активных методов обучения, успешно овладевать ими для дальнейшей педагогической работы.
Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки: | Содержание деятельности: |
1 Модуль программы — Вводный (2 часа) | |
Создать пространство для всестороннего анализа стажерами проблемы организации продуктивного взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО, актуализировать запрос стажеров по теме стажировки.
| Входная диагностика, актуализация имеющегося опыта по проблеме в условиях реализации ФГОС ДО.
Определение личностно-значимых целей обучения во время стажировки, ожидаемых результатов и опасений. Инпут: «Интерактивные технологии — технологии ФГОС ДО». Практическое занятие. Анализ интерактивных технологий с позиции требований ФГОС ДО. |
2 Модуль программы — Практический (14 часов) | |
Обогатить опыт работы с понятиями: продуктивное взаимодействие, интерактивные педагогические технологии, активные методы и приемы обучения, интенсификация образовательного процесса, модерация, интеракция. | Инпут «Интерактивные технологии в ДОУ: основные подходы, виды, формы, методы и приемы».
Практическое занятие. Составление словаря-помощника по теме программы.
|
Помочь стажерам выйти на новые профессиональные позиции, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, актуализировав их представления о возможностях использования интерактивных технологий (методов и приемов) в образовательном пространстве ДОУ. | Онлайн презентация опыта работы «Использование интерактивных технологий в образовательном пространстве детского сада». Интерактивная экскурсия по ДОУ «Организация продуктивного взаимодействия участников образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (при этом стажеры активные участники взаимодействия с детьми, педагогами и родителями).
Оценочное событие. Анализ эффективности интерактивных технологий (схема «Фишбоун»). Мастер-класс. Интерактивный сетевой проект «Снежинские мультярики». Стажерская проба. Участие стажеров в групповых образовательных событиях ДОУ с применением и без средств ИКТ. Деловая игра «Дебаты» — анализ применения интерактивных технологий с позиции достижения целевых ориентиров ФГОС ДО. Участие стажеров в социально-игровой акции — флэш-моб «Мы разные, но мы вместе». |
Способствовать освоению стажерами интерактивных технологий и применению их в образовательном пространстве ДОУ. | Инпут: «Алгоритм разработки интерактивных приемов и методов».
Стажерская проба. Разработка «Карты оценки интерактивности приемов и методов». Оценивание целесообразности критериев оценки. Работа в группах. Стажерская проба. Проектирование интерактивных приемов, направленных на продуктивное взаимодействие всех участников образовательного пространства. Наполнение их предметным содержанием. Индивидуальная работа и в малых группах. Мастер-класс. Интерактивная технология «Маршруты и совместные дела выходного дня». |
3 Модуль программы – Заключительный (8 часов) | |
Апробировать собственные разработанные интерактивные методы и приемы в совместном игровом моделировании. | Стажерская проба. Он-лайн презентация разработанных приемов и методов в совместном игровом моделировании.
Оценочное событие. «Круглый стол» в технике полиопозиционного диалога. Экспертиза и доращивание авторских интерактивных приемов и методов с использованием «Карты оценки интерактивности методов и приемов». Работа в группах. |
Сформировать совместно со стажерами практический материал для дальнейшей работы по теме стажерской площадки.
| Стажерская проба. Оформление электронного банка авторских интерактивных приемов и методов для дальнейшей публикации на сайте ДОУ. Презентация продуктов, созданных во время стажерских проб («Словарь-помощник», «Карта оценки интерактивности приемов и методов», «Электронный банк интерактивных приемов и методов»). |
Сформировать умения разрабатывать критерии самооценки деятельности в условиях стажировочной площадки и оценивать свою деятельность по данным критериям. | Онлайн интернет-голосование.
Индивидуальная рефлексия. Разработка стажерами критериев самооценки и заполнение в соответствии с ними «Анкеты-газеты». Коллективная рефлексия в форме «Круглого стола». |
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1. | Создать пространство для всестороннего анализа стажерами проблемы организации продуктивного взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО, актуализировать запрос стажеров по теме стажировки. |
0,5 |
1,5 | ||
2.
| Обогатить опыт работы с понятиями: продуктивное взаимодействие, интерактивные педагогические технологии, активные методы и приемы обучения, интенсификация образовательного процесса, модерация, интеракция. |
0,5 |
0,5 | ||
3.
| Помочь стажерам выйти на новые профессиональные позиции, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, актуализировав их представления о возможностях использования интерактивных технологий (методов и приемов) в образовательном пространстве ДОУ. |
0,5 |
2 |
3 |
2 |
4. | Способствовать освоению стажерами интерактивных технологий и применению их в образовательном пространстве ДОУ. |
0,5 |
1 |
4 | |
5. | Апробировать собственные разработанные интерактивные методы и приемы в совместном игровом моделировании. |
2 |
2 | ||
6. | Сформировать совместно со стажерами практический материал для дальнейшей работы по теме стажерской площадки. |
1,5 | |||
7. | Сформировать умения разрабатывать критерии самооценки деятельности в условиях стажировочной площадки и оценивать свою деятельность по данным критериям. |
2,5 | |||
Итого 24 часа |
2 |
5 |
10,5 |
6,5 |
Внешняя оценка результатов стажеров | Внешняя оценка результатов стажеров будет организована в два этапа:
В итоге каждому участнику выставляется рейтинговый балл R= M1+M2+M3+M4. Результат работы стажера признается успешным в том случае, если стажер получает положительную рецензию на созданные материалы (качественный критерий) и набирает не менее половины от максимального количества баллов (количественный критерий). |
Самооценивание стажерами собственных результатов | Самооценивание стажерами собственных результатов происходит с помощью формы «Анкета-газета», где стажеры с помощью записей (мини-эссе, отзыв) и рисунков смогут описать полученные результаты, проанализировать свою работу во время стажировки по предложенным и самостоятельно разработанным критериям.
Результат работы стажерской площадки признается успешным в том случае:
|