Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Поддержка игровых ситуаций развития ребенка как условие успешного развития ребенка с задержкой психического развития»
Название программы | Поддержка игровых ситуаций развития ребенка как условие успешного развития ребенка с задержкой психического развития |
Цель программы | 1. Освоение стажерами способов самостоятельного проектирования предметно-пространственной среды, обеспечивающих развитие способностей дошкольника в ведущем виде детской деятельности. 2. Апробирование стажерами самостоятельных, инициативных педагогических действий в рамках технологий обеспечивающих развитие игровой деятельности дошкольников. |
Задачи программы | • Создать условия для активного погружения стажеров в деятельность по формированию у дошкольников игровых навыков. • Создать условия для овладения стажерами технологиями организации развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей современным подходам и требованиям ФГОС дошкольного образования, направленной на развитие у воспитанников игровых навыков. • Способствовать освоению стажерами технологий, подходов по формированию у воспитанников игровых навыков и развития детских способностей в разных видах детской игры (режиссерской, образной, сюжетно-ролевой, игре с правилами). • Апробировать на практике эффективные технологии, способствующие развитию игровых навыков дошкольников в условиях созданного взрослым доступного развивающего образовательного пространства. • Сформировать совместно со стажерами кейсы практических материалов и универсальных средств для дальнейшей работы. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры (подробное описание эффективных методик и технологий работы в рамках темы Конкурса). В основе идей заявляемого мной опыта лежат принципы, заложенные в ФГОС дошкольного образования. В котором среди условий, необходимых для всестороннего развития личности дошкольника, ключевым рассматривается игра — ведущий вид деятельности, необходимый для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Именно игра способствует развитию интересов и способностей дошкольника, особенно у детей с задержкой психического развития, у которых четко выражен ряд психологических особенностей. Наиболее яркие из них -недостаточный словарный запас, кратковременная память, неустойчивый интерес. Дети с задержкой психического развития легко отвлекаются на посторонние стимулы, отвечают на вопросы импульсивно, не подумав, с трудом исполняют инструкции других. Они кратковременно удерживают внимание в игровых ситуациях общения со сверстниками, в разговорах прерывают собеседника, чрезмерно разговорчивы или напротив — молчаливы и замкнуты, часто не слышат, что им сказано, испытывают трудности концентрации внимания, тревожны, чрезмерно возбудимы, имеют трудности построения социальных отношений, избегают тех видов деятельности, которые связаны с долговременными нагрузками, и вниманием, этих детей сложно переключить с одного вида деятельности на другой. Специалисты детского сада, учителя — логопеды, учителя — дефектологи, сопровождающие развитие особых дошкольников, используют занятийный формат организации взаимодействия с воспитанниками, зачастую, игнорируя игру – свободную, спонтанную, а так же игру с активным участием педагога, как форму эффективного взаимодействия с ребенком, обеспечивающую его успешное развитие. В нашем детском саду образовательная программа направлена на реализацию содержания образования дошкольников в игровых деятельностных форматах. Работая в общем профессиональном подходе, я реализую собственный проект развития игровых умений моих воспитанников, направленный: — на создание развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей поддержку и развитие игровой деятельности дошкольников; — на адаптацию образовательных развивающих технологий моделирования и символизации, направленных на развитие игровых умений дошкольников в рамках досягаемых ребенку с задержкой психического развития возрастных границ; — на формирование навыков и представлений, так необходимых для особого ребенка, при доминирующем акценте на развитие его способностей, понимаемых, как универсальные действия ориентировки в окружающем мире, в игре – как ведущем виде деятельности. Огромное значение для развития игровой деятельности дошкольника я отвожу развивающей предметно-пространственной среде группы, которая является мощным стимулом разворачивания и поддержки игровых интересов ребенка. Создавая среду, я придерживаюсь нескольких условий: — наличие атрибутов для игры понятных детям и принятых в игровой культуре дошкольника (куклы, наборы посуды, строительный материал, наборы продуктов, атрибуты для сюжетно — ролевых игр (больница, парикмахерская и др.); — наличие предметов-заместителей, позволяющих ребенку самому заменять недостающие атрибуты для игры (палочки, баночки, бумага различного формата, кусочки ткани, ленты, веревки, и др.); — наличие разных видов бросовых материалов (ткани, бумага различной фактуры, упаковки, контейнеры, коробки из под сока, спилы деревьев, обои, и др.); — наличие элементов костюмов, элементов взрослой одежды (шляпа, галстук, бабочка, платки, венки, кадетская форма, жилеты, юбки, сарафаны, штаны, фуражки и др.); — использование возможностей центра творчества для создания, необходимых атрибутов для игр (картон, бумага разной фактуры и цвета, клей, ножницы, пластилин, краски, гуашь, линейки, карандаши, салфетки, фломастеры и др.). Игра помогает мне достичь образовательных эффектов, обеспечивающих успешность ребенка. Всесторонне используя возможности всех четырех ключевых и ведущих в определенном возрасте видов игр, я создаю условия для движения ребенка по целевому ориентиру, тем самым обеспечивая успешность его развития: Самоидентификация,принятие себя, реализация собственных интересов и потребностей Развитие речи, становление монологической и диалогической речи, накопление словаря Вхождение во взрослую культуру, деятельностное присвоение информации Становление произвольности, регуляция поведения, приобретение опыта общения со сверстниками Режиссерская игра + + Образная игра + + Сюжетно-ролевая игра + + + Игра с правилом + + Развивая режиссерскую игру я предоставляю детям возможность уединиться, для этого используя возможности спальни, ширмы, ткани или пледы, спрятавшись под который, ребенок может разыгрывать сюжеты придуманных им сказок, находясь наедине с собой. Так же для режиссерской игры я изготовила специально поле, на котором ребенок может разыгрывать сюжеты знакомых ему сказок, используя фигурки животных или людей, а так же используя выбранные им заместители (кирпичик — лодка или машина, маленький брусок — доктор). Большое внимание я обращаю на игровые действия детей с предметами-заместителями, помогая наделить выполняемое действие определенным смыслом (держит кирпичик у уха- разговаривает, нажимает на спичечный коробок- включает телевизор, стучит палочкой о палочку на столе — режет хлеб, стучит палочкой о палочку — разводит огонь, прыгает по кирпичам — переходит по кочкам на охоте, держит перед собой палочку — стреляет из лука, бросает веревку — ловит рыбу, бутылку-якорь, а поняв принцип замены сказочного героя кружками (технология моделирование) построив крепость и не найдя рыцаря, ребенок взял бумагу, вырезал кружок, и играл им как рыцарем. А на макете улицы — кружки использовали вместо машин и человечков. Развивая образную игру, смотрим с воспитанниками мультфильмы, сказки, где видны повадки и поведение животных, беседуем, почему они так двигаются, играем в игры. Применяю такие образные игры, как «Магазин игрушек» (где ребенок приходит в магазин и показывает, какую игрушку хочет купить, а остальные дети, придумав и обговорив заранее кем он будет, показывают игрушку, а покупатель отгадывает). Игра «Гости» (дети сидят на ковре, стучится гость, заходит, а дети отгадывают, кто пришел). В свободном доступе находятся костюмы и элементы костюмов, есть сцена, ширмы, если дети захотят самостоятельно играть. Порой не приходится просить ребят, восхититься и поаплодировать замечательно сыгранному ребенком образу. Это так увлекательно, и ребята с удовольствием смотрят друг на друга. А в сказку начинали играть постепенно, с небольших элементов, проговаривая характеры героев. Развивая сюжетно-ролевую игру, создаю условия, чтобы заинтересовать, замотивировать, заинтриговать, поддержать замысел детей или самой повести сюжет в каком либо направлении, а в ближайшие дни, чтобы не погас интерес, найти картинки, видео сюжеты, рассказы по данной теме, вместе с детьми сделать какие-нибудь атрибуты, чтобы пополнить знания детей. Например, дети взяли луки, бегают и стреляют. На вопрос «Кто вы?» дети не ответили. «Может вы африканцы и живете в Африке, а сейчас вы на охоте?» На следующий день рассмотрели картинки с изображением жилища Африканского народа, затем совместно с детьми строили рондевель, затем делали маски, барабаны, мишень, элементы костюмов, узнали, какие животные и птицы обитают в Африке, какие есть растения, чем занимаются жители, какую музыку слушают, на каких инструментах играют. По мере того, как дети узнавали новую информацию, сюжет игры получался насыщеннее и интереснее. Девочки готовили пищу, носили на голове воду, кормили детей… Мальчики, надев маски, танцевали ритуальные танцы перед охотой или войной и важные отправлялись, придумывая себе трудную дорогу используя кирпичики и атрибуты из центра движения и здоровья. «Копали лопатами — палками яму для добычи. Приносили в дом дрова, разводили костер и т.д. Во время сюжетно — ролевой игры при помощи телефона или взяв на себя другую — параллельную роль показывать образец(правила) обыгрывания роли. Игра с правилами требует большого терпения, так как дети очень трудно их запоминают и совершенно не умеют и не любят проигрывать. И здесь одной из важнейших для меня становится задача заинтересовать ребенка, поддержать его интерес к игре. И, если ребенок уже захотел играть в предложенную игру, нужно отодвинуть какие-то менее важные дела и играть вместе с детьми, пока у детей не наступит пресыщение, а в это время уже и правила им становятся понятными, и некоторые дети уже объясняют их друг другу, следят за их выполнением. А чтобы ребенок научился проигрывать — важно показать, как проигрываю я: «Ничего, я в следующий раз обязательно постараюсь, может мне в следующий раз повезет». В развитии игры у детей с задержкой психического развития, большую роль играет личность педагога, способного создавать развивающие провокации, подбрасывать разнообразные задачки, поддержать детский замысел, пусть иногда самый простой. Очень важно «уцепиться» за любое слово, сказанное ребёнком или действие с игрушкой или предметом и тут же, пока есть интерес, просто необходимо поддержать его, обогатить сюжет, пополнить словарный запас, показать образец, включиться в игру, показать картинку или книгу на данную тему, сделать атрибуты или достроить постройку. Именно в такие моменты я использую весь свой арсенал педагогических эффективных приемов для развития игры дошкольника. Но запланировать данный процесс практически невозможно просто потому, что все идет от ребенка. Здесь важны мобильность, эмоциональность, своевременность, знание особенностей ребёнка и, конечно, знание приемов обучения игре. Мой обобщенный опыт развития игровой деятельности с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья был представлен на педагогическом совете «Развитие личности дошкольника в ведущем виде деятельности» в сообществе педагогов детского сада и был признан успешным и рекомендован к дальнейшему распространению в сообществе педагогов города. |
Перечень необходимого оборудования | — техническое обеспечение. ДОУ обладает достаточным количеством аудиторных площадей: методический кабинет, холлы ДОУ, лего центр, салон сказок, библиотека, кабинет коррекционно-психологической помощи, музыкальный, физкультурный залы,групповые помещения. Аудиторный фонд оснащен современным мультимедийным оборудованием:интерактивная доска, 2 проектора, 1 переносной экран на штативе, 4 персональных компьютеров и ноутбуков, различная аудио, видео и фотоаппаратура и оргтехника, 4 комплекта гарнитуры для компьютера, безлимитный Internet, флипчарт. — оборудование группового помещения (группы, спальни, туалетной комнаты, приемной) для поддержки и развития игровой деятельности — информационные и раздаточные материалы, раскрывающие содержательные и рефлексивные материалы стажировки. |
Программа стажировки позволит актуализировать имеющиеся у стажеров объем теоретических знаний по развитию игровой деятельности, а также позволит приобрести практический опыт организации развивающей предметно-пространственной среды по поддержке и развитию навыков режиссерской, образной, сюжетно-ролевой игры и игры с правилами в условиях реализации ФГОС дошкольного образования; построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится активным в выборе роли, темы игры и в дальнейшем — содержания своего образования.
Программа стажировки позволит стажерам приобрести практический опыт по использованию игровых технологий как в группах общеобразовательной направленности, так и компенсирующей, при организации образовательной среды на основе овладения игровой технологией и позволит апробировать на практике приобретённый опыт.
Данная программа предусматривает комплекс различных форм обучения: практические занятия, просмотр видеофрагментов,стажерская проба и оценочные события. Программа стажировки включает три модуля, рассчитана на 24 часа.
Модуль №1. Исследование стажерами требований к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО (7 часов) |
1.Аутотестирование ВХОД. 2.Выявление ожиданий стажеров через технологию «Снежный ком». 3.Обсуждение с помощью технологии коллективного разума («worldcafe») ключевых ориентиров предметно-пространственной и образовательной среды. 4.Определение ключевых ориентиров предметно-пространственной и образовательной среды. 5.Погружение стажеров в развивающую предметно-пространственную среду группы, способствующую развитию игровой деятельности дошкольников 6.Апробирование полученного опыта через создание собственного варианта оформления группы на выбранную тему с решением программных задач. |
Основные формы работы: лекция с форматом обсуждения, взаимодействие в парах, четверках, стажерская проба, оценочное событие. |
Модуль №2. Проектирование структуры игровой деятельности через моделирование основные видов игры (7 часов). |
1.Формирование представлений о структуре игровой деятельности; классификации игры (режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами) с учетом ведущего вида деятельности; 2.Рассмотрение концептуальных подходов к применяемым технологиям; 3.Презентация экспертных карт анализа предметно-пространственной и образовательной среды ДОУ для поддержки игровых действий дошкольников; 4.Участие в экспертизе предметно-пространственной и образовательной среды групповых помещений ДОУ; 5.Исследование действий педагогов ДОУ в пространстве организации игровой деятельности дошкольников; 6.Освоение технологических приемов организации режиссерской, образной, сюжетно-ролевой, игры с правилами по самостоятельному выбору стажеров. |
Основные формы работы: мастер – классы, практические занятия, стажерская проба, оценочное событие. |
Модуль №3. Приобретение собственного опыта поддержки и развития игровой деятельности дошкольника. (10 часов) |
1.Погружение стажеров в опыт использования игровых технологий в процессе реализации образовательных областей, апробирование на практике и овладение функцией эксперта в процессе наблюдения.2.Освоение технологических приемов организации режиссерской, образной, сюжетно-ролевой и игры с правилами в практическом взаимодействии с воспитанниками ДОУ 3.Проектирование игрового события с применением эффективных технологий, используя возможности образовательного пространства ДОУ 4.Поиск путей совершенствования игровых технологий в группе детей ОВЗ. 5.Аутотестирование/ВЫХОД |
Основные формы: работа в кластерах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов этой работы, общегрупповые обсуждения, оценочные события, круглый стол. |
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практическое занятие | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 модуль (7 часов) | |||||
1. | Входное аутотестирование через Google Формы. | 0,5 | |||
2. | Выяснение ожидания стажеров через погружение в технологию коллективной мыслительной деятельности; метод «Снежный ком» | 1 | |||
3. | Обсуждение с помощью технологии коллективного разума («worldcafe») ключевых ориентиров предметно-пространственной и образовательной среды. | 2 | |||
4. | Погрузить стажеров в технологию развития игровой деятельности дошкольников | 1,5 | |||
5. | Создать условия для освоения и апробации стажерами собственного варианта оформления группы. Технология «абстрактные картинки», «коллаж», «эссе». | 1 | 1 | ||
2 модуль (7 часов) | |||||
1. | Обсуждение с помощью технологии коллективного разума классификации игры (режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами) с учетом ведущего вида деятельности | 1 | |||
2. | Рассмотрение концептуальных подходов к применяемым технологиям. Разбор практических кейсов. | 1 | |||
3. | Составление и презентация экспертных карт анализа предметно-пространственной среды, благоприятной для развития игровой деятельности ребенка. Участие в экспертизе предметно-пространственной и образовательной среды групповых помещений ДОУ по созданным экспертным картам; | 2 | |||
4. | Исследование действий педагогов ДОУ в пространстве организации игровой деятельности дошкольников; | 1 | |||
5. | Освоение технологических приемов организации режиссерской, образной, сюжетно-ролевой, игры с правилами по самостоятельному выбору стажеров. | 1 | |||
3 модуль (10 часов) | |||||
1. | Погружение стажеров в опыт использования игровых технологий в процессе реализации образовательных областей, апробирование на практике и овладение функцией эксперта в процессе наблюдения. Организация многоуровнего диалога стажеров в контексте обсуждения общей проблемы | 2 | |||
2. | Освоение технологических приемов организации режиссерской, образной, сюжетно-ролевой и игры с правилами в практическом взаимодействии с воспитанниками ДОУ | 1,5 | 2 | ||
3. | Проектирование игрового события с применением эффективных технологий, используя возможности образовательногопространства ДОУ | 2 | 1 | ||
4. | Поиск путей совершенствования игровых технологий в группе детей ОВЗ. | 1 | 1 | ||
5. | Аутотестирование /ВЫХОД | 0,5 | |||
24 | 2,5 | 6,5 | 9 | 6 |
Форма организации оценки | Кем организована оценка | Способ фиксации | |
1. | анкетирование участников: оценка результатов программы стажировки | Стажеры | Бальная оценка, максимально 5 баллов |
2. | отзывы о результатах программы стажировки | Стажеры | Качественная оценка |
3. | Открытое Internet голосование выложенных проектов созданных в процессе стажировки на сайте ДОУ | Он-лайн участники, стажеры, педагоги ДОУ | Бальная оценка, максимально 5 баллов |
4. | Internet — голосование выложенных проектов созданных в процессестажировки на Facebook в группе «Страна чудес / Wonderland» https://www.facebook.com/groups/513791402114439/ | Он-лайн участники, педагоги ДОУ, стажеры, участники группы, родители, посетители страницы | Бальная оценка, максимально 5 баллов |
5. | Экспертная оценка стажерских проб. | Стажеры, администрация ДОУ | Бальная оценка, максимально 5 баллов |
Форма организации оценки | Кем организована оценка | Способ фиксации |
Анкетирование участников: оценка результатов программы стажировки | Стажеры | Бальная оценка, максимально – 5 баллов |
Отзывы о результатах программы стажировки в форме эссе | Стажеры | Положительный отзыв |
Внешняя оценка результатов стажеров | Результат работы стажера признается успешным в том случае, если стажер набирает не менее половины от максимального количества баллов (количественный критерий), если не менее половины стажеров дают положительный отзыв о результатах программы стажировки (качественный критерий). Анкеты обрабатываются, определяется суммарное изменение количества баллов по входной анкете. Стажер проставляет соответствующую оценку (по 5-балльной шкале) достигнутому уровню владения соответствующей технологией. Результат работы стажировки признается успешным в том случае, если стажер набирает не менее половины от максимального количества баллов (количественный критерий), и если не менее половины стажеров дают положительный отзыв о результатах программы стажировки (качественный критерий). |
Самооценивание стажерами собственных результатов | Входная/ Выходная анкета содержит вопросы о целях и задачах, которые ставят перед собой стажеры. Стажер проставляет соответствующую оценку (по 5-балльной шкале) уровню владения соответствующей технологией. Отзывы содержат результат о достижении (или не достижении) поставленных целей, решении (или недостаточном решении) заявленных стажером задач. Реализация качества прохождения программы определятся динамикой самооценки ключевых компетенций стажера. |
С 8 по 10 марта в МБДОУ д/с № 32 «Страна Чудес» города Зеленогорска Красноярского края проходила стажировка педагогических и руководящих работников детских садов по программе «Поддержка игровых ситуаций развития ребенка как условие успешного развития ребенка с задержкой психического развития».
В стажировке приняли участие коллеги из городов: Заречный, Новоуральск, Зеленогорск.
Цели программы стажировки:
1.Освоение стажерами способов самостоятельного проектирования предметно-пространственной среды, обеспечивающих развитие способностей дошкольника в ведущем виде детской деятельности.
2.Опробирование стажерами самостоятельных, инициативных педагогических действий в рамках технологий обеспечивающих развитие игровой деятельности дошкольников.
Первый день:
Праздничный день — 8 марта начался с участия стажеров в традиционном в ДОУ «Утреннем круге», где вместо воспитанников группы принимали участие педагоги, работающие с детьми ОВЗ, состоялось знакомство всех присутствующих, по окончании, была представлена деятельность ведущего стажировки в рамках заявленной технологии.
В начале нашей работы стажерам было предложено обозначить свои ожидания о стажировке через погружение в технологию коллективной мыслительной деятельности методом «Снежный ком». Что позволило выявить ключевые позиции коллег:
В контексте технологии коллективного разума «Worldcafe» на основе выдержки из Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, состоялось обсуждение в группах из числа стажеров ключевых ориентиров предметно-пространственной и образовательной среды. Проведена экспертиза предметно-пространственной среды в двух групповых помещениях ДОУ. На основе полученных практических материалов, стажерами осуществлена стажерская проба по проектированию собственных вариантов оформления группы.
Затем участникам стажировки был представлен лекционный материал по теме «Игра-ведущий вид деятельности дошкольника», где с опорой на основные идеи теории об игре и ее роли в психическом развитии ребенка Л.С Выготского, были представлены концептуальные основы игровой деятельности по четырем возрастным этапам дошкольников (режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами).
Обобщив полученный опыт, группам из стажеров была предложена стажерская проба «Создание условий для развития игры» в которой отразились те показатели, которые позволяют ребенку погрузиться в режиссерскую, образную, сюжетно-ролевую и игру с правилами.
По окончании первого дня, участники стажировки делились своими впечатлениями в группе ВремяВыбора/TimeChoice в социальной сети Facebook, оставляли рефлексивные отзывы в Дневниках стажера.
Второй день:
Второй день начался со стажерской пробы «Исследование действий педагога в пространстве организации игровой деятельности дошкольников». На примере проживаемой игровой ситуации «Путешествие по Енисею» были наглядно представлены концептуальные основы сюжетно-ролевой игры, использование элемента технологии моделирования для установления иерархии социальных отношений, показана роль взрослого. После наблюдения проведен диалог стажеров в контексте обсуждения проблемы «Специфика работы с детьми ОВЗ», на основании которого проведен анализ использования приемов сопровождения детской игры.
Затем проведена лекция «Погружение стажеров в собственный проект развития игровых умений воспитанников, опыт использования игровых технологий в процессе реализации образовательных областей».
Далее, участникам стажировки было предложено: разбор практических кейсов по фото, проба в проектировании детской игры по предложенной ситуации. А после — освоение технологических приемов организации режиссерской, образной, сюжетно-ролевой, игры с правилами по самостоятельному выбору стажеров в присутствии эксперта-практика. По итогу состоялось обсуждение.
Завершением дня стала лекция «Погружение стажеров в технологию проектирования игрового события и подготовка стажерами игрового события с детьми в пространстве групп компенсирующей направленности.
По окончании дня, участники стажировки делились своими впечатлениями в группе ВремяВыбора/TimeChoice в социальной сети Facebook, оставляли рефлексивные отзывы в Дневниках стажера.
Третий день:
В последний день стажировки участникам предстояло провести разработанное ранее игровое событие с детьми групп компенсирующей направленности с учетом приобретённого опыта в присутствии экспертов-практиков, и с учетом особенностей и возраста детей. В основе события лежала игровая ситуация, начало которой было положено во второй день стажировки. На основе пережитого, стажеры разработали и презентовали участникам стажировки, экспертам практический материал — мультимедийную презентацию.
Затем стажеры были приглашены на экскурсию по детскому саду, после которой проведено консультирование на вопросы в рамках темы стажерской площадки, дан ответ на вопрос о взаимодействие воспитателя и учителя -дефектолога.
По окончании дня, участники стажировки делились своими впечатлениями в группе ВремяВыбора/TimeChoice в социальной сети Facebook, оставляли рефлексивные отзывы в Дневниках стажера.
В заключении:
По данным внешней оценки результатов деятельности стажёров, которую осуществляла экспертная группа, созданная из числа представителей администрации, педагогов детского сада:
Самооценивание стажерами собственных результатов осуществлялось путем заполнения анкеты, по которой сделан вывод, что цель программы стажировки достигнута и задачи реализованы.
Благодарю Руководителей проекта «Школа Росатома» за новый взгляд на игру, переоценку отношения к игре, за ту уверенность, которая появляется только после переосмысления и систематизации знаний и опыта. Спасибо коллегам за поддержку и профессиональное общение, за получение компетенций и хорошее настроение!