Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Конструируем будущее: модульное обучение как условие ценностного и профессионального самоопределения старшеклассников
ФИО разработчика | Девятайкина Галина Леонидовна |
Название программы | Конструируем будущее: модульное обучение как условие ценностного и профессионального самоопределения старшеклассников. |
Цель программы | Обеспечить готовность педагогов к работе в технологии модульного обучения, позволяющей формировать и развивать у обучающихся персональные мотивы, необходимые для ценностного и профессионального самоопределения старшеклассников. |
Задачи программы |
|
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры |
Введение ФГОС определило для учителя новые задачи: на первое место среди результатов обучения поставлены личностные. Они формируются в тесной взаимосвязи с предметными и метапредметными результатами. Готового ответа на вопрос «Как формировать личностные результаты обучения?» в документах нет. ФГОС задает ориентиры для педагогической деятельности. Важной характеристикой портрета выпускника (ФГОС СОО) школы является осознание необходимости выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека, а также его мотивированность на самообразование в течение всей жизни, поэтому необходимо обеспечить возможность конструирования старшеклассниками своего будущего уже в школе. На решение этой задачи направлена программа предлагаемой стажировки. Идеи заявляемого для стажировки опыта давно реализуются в МАОУ «Гимназия», которая вошла в Сетевую школу Росатома. Ведущими технологиями в образовательном учреждении являются технологии, основанные на системно-деятельностном подходе. Переход старшей школы на новые стандарты, где приоритетной является направленность образовательного процесса на формирование социально активной личности, готовой к сотрудничеству и способной самоопределяться в любой области, способствует более активному внедрению в образовательный процесс интегративных технологий, позволяющих реализовывать уровневую дифференциацию, максимально индивидуализировать учебный процесс. Именно в технологии модульного обучения будет организована планируемая стажировка. Основными формами работы выступят стажерские пробы и оценочные события, в рамках которых каждый стажер сможет самостоятельно простроить траекторию своего профессионального развития в направлении освоения и применения технологии модульного обучения. Концентрация передового педагогического опыта в технологии модульного обучения делает ее гибкой: идея активности обучающегося взята из программированного обучения; идея гибкого управления деятельностью учащихся, переходящей в самоуправление, – из кибернетического подхода к обучению; рефлексивный подход – из психологии и т.д. Все составляющие модульной технологии направлены на формирование и развитие умения самоопределиться старшекласснику как в ценностном пространстве, так и в профессиональном мире. Понимание общедидактических принципов, на которых базируется теория модульного обучении (структуризация содержания обучения на обособленные элементы, осознанность перспективы, разносторонность методического консультирования) и знания основных элементов модуля позволят стажерам разработать обучающий модуль. Выбор способа конструирования модуля напрямую связан со степенью методического и технического оснащения учреждения, а также с уровнем обученности старшеклассников. Использование модульной технологии позволяет эффективно применять стратегию профильной дифференциации, что соответствует требованиям ФГОС СОО к формированию личностных результатов обучения. В каждый модуль заложены 3 уровня усвоения материала. Так, если предмет модуля далек от дальнейшей профессиональной деятельности старшеклассника, то уровень усвоения будет общекультурным. Если предмет модуля будет важным инструментом в выбранной профессии, то уровень усвоения будет носить прикладной характер, и в процессе освоения модуля должна сформироваться целостная система. Творческий уровень необходим обучающимся, для которых предмет модуля станет основой профессиональной деятельности. Данный уровень позволяет старшеклассникам творчески самореализоваться в процессе преобразования культурно-образовательной среды, которая понимается как «скрытый курс обучения» (использование всего диапазона имеющихся у общества средств коммуникации). Интегративная, индивидуализированная и гибкая (мобильная) модульная технология легко вписывается в такую образовательную среду. Ее применение обеспечивает развитие положительных задатков личности через создание широких возможностей выбора содержания, видов деятельности, способов взаимодействия субъектов. Если рассматривать среду как совокупность необходимых для образовательного процесса условий и отношений, складывающихся между субъектами, становится очевидным факт, что для более успешного профессионального самоопределения необходимы конструктивные стрессы. Модульная технология позволяет эффективно использовать данный прием, так как именно он убыстряет темп закрепления умений. Это лишь один прием из тех, что используются для структурирования обучающего модуля, направленного на формирование профессиональных ценностей: актуальности, практической направленности, «отдачи», корректировки целей, приемов, основанных на алгоритмах профессиональных проб. Отбор содержания образовательного модуля учитывается при создании операционной части модуля. Он должен носить задачный характер и содержать три типа задач: типовые и комплексные, позволяющие сформировать исполнительскую самостоятельность в типовых профессиональных ситуациях, и ситуационные задачи, направленные на развитие креативности в нетипичных ситуациях. Индивидуализация обучения прослеживается и при планировании способов уровневой дифференциации. В содержательном направленииэто учет объема задания и степени сложности. Для сильных учащихся могут быть предложены дополнительные к основному содержанию модули или учебные элементы. В случае индивидуальных пробелов учеников в программу включаются специальные учебные элементы. В процессуальном направлении это темп усвоения, пути (методы, способы) учения, индивидуализированная система обратной связи (контроль, самоконтроль), непосредственное воздействие педагога на каждого ученика (консультирование), профильная дифференциация учащихся, передача некоторых функций педагога Основных идей технологии модульного обучения две: системно-деятельностный подход и событийность. В структуре модуля заложено не только действие с полученными знаниями, но и (что очень важно!) приобретение знаний через определенные познавательные действия, отвечающие за поиск, анализ и обработку информации. В этом суть системно-дятельностного подхода в обучении. В структуре любого модуля (учебный элемент; модуль-урок; модульное изучение темы, предмета) заложен курс на самообразование, следовательно, на формирование мотивированности и способности личности учиться в течение всей жизни. Повышению уровня мотивации к самообразованию способствует и дистанционное обучение, которому всегда есть место в структуре модуля. Для этого в рамках стажировки будет организовано знакомство с программойeAuthor, позволяющей создавать модули для дистанционного обучения. Событийность предполагает качественное самоизменение, которое ощущает старшеклассник после самостоятельного освоения модуля. Прирост (на уровне личностных результатов, метапредметных и предметных) осмысливается каждым как значимое явление для личностного роста. Особенно ярким образовательным событием для старшеклассника является творческий уровень усвоения модуля, предполагающий социальные пробы, погружение в профессию. Осознать личностный прирост позволяет рефлексия, которая организуется, например, как супервизия (отражение использованных инструментов для эффективности выбранных стратегий). Момент рефлексии — это точки сбора информации о себе, определения уровня личностного роста самим обучающимся. Модульное обучение позволяет воплотить в жизнь идею индивидуального движения старшеклассников в направлении профессионального самоопределения, так как обучающийся оказывается в ситуации выбора (модуля, порядка выполнения действия, момента аттестации и т.д.). Все эти моменты заложены в структуре каждого отдельного модуля в «пакете» модулей. Продуктивность усвоения учебных материалов модуля легко рефлексируется также при помощи визуального оформления объекта изучения, так как человеческий мозг приспособлен к быстрому панорамному приему обзорной информации с помощью периферийного зрения. К таким визуальным средствам относятся опорные конспекты, конспекты-схемы, графы логических структур, ментальные карты, фреймы. С модульной технологией тесно связана идея тьюторства. Цель педагогической деятельности тьютора — создание условий для становления обучающихся как субъектов собственной образовательной траектории на пути профессионального самоопределения. В связи с этим в программе стажировки будет уделено внимание определению функций тьютора, важное место среди которых занимает его умение организовать рефлексивный круг, позволяющий старшекласснику самому определить границы своего знания/ незнания и самому находить условия для преодоления собственных ограничений. Концептуальным положением, лежащим в основе такого понимания рефлексивного процесса, является логика рефлексии, представленная в ALAST-модели Д. Карра. Более успешному самоопределению старшеклассника способствует и его необходимость самостоятельно осуществлять осознанный выбор модуля из предложенного ему «пакета» модулей, что позволяет комбинировать линейный подход в образовании с асинхронным или кластерным, который является перспективным в российском образовании. Какова структура модуля? Как связаны модули внутри «пакета» модулей? Каковы риски модульного обучения, и как с ними справиться? Как педагогу-тьютору организовать рефлексивный круг? Как старшекласснику самостоятельно определить коэффициент полезного действия при помощи супервизии (отражение использованных инструментов для эффективности выбранных стратегий)? На эти и другие вопросы педагоги смогут найти ответ во время стажировки. Также в ходе стажировки педагогам будет предложено стать участниками образовательного события «Фестиваль проектов». Данная форма стажировки отражает технологию организации ситуаций развития в рамках модульного курса и способствует интенсивному освоению новых способов деятельности в ситуации с высокой степенью неопределенности, выхода обучающихся / стажеров в рефлексивную позицию по отношению к стратегиям реализации индивидуальной образовательной программы. |
Перечень необходимого оборудования | Технические средства: В гимназии имеются библиотечно-информационный центр и конференц-зал, оснащенные
Программные инструменты:
Нормативные документы:
|
Формулировки понятийных и практических задач | Количество часов | Содержание работы |
1. Вводное занятие. Формирование общего понятийного поля по программе стажировки | 1 | Выявление возможностей технологии модульного обучения для формирования личностных, а также метапреметных и предметных результатов обучения в процессе профессионального самоопределения старшеклассников. Событийность образования и модульная технология. |
2. Инструментарий освоения модульной технологии, необходимый для создания модуля, направленного на формирование ценностного и профессионального самоопределения старшеклассников | 15 |
|
3. Образовательное событие «Фестиваль проектов» | 8 |
Пострефлексия. Участие педагогов в форуме. Во время семинаров работа будет организована по группам. Во время стажерских проб каждый стажер работает индивидуально. |
Учебный план стажировки на 24 учебных часа:
№ | Формулировка понятийной или практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Семинар | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 | Формирование общего понятийного поля по программе стажировки. Модульная технология и событийный формат образования. Входная анкета. |
|
0,5 |
|
0,5 |
2 | Модуль как фрагмент образовательной программы. Специфика образовательного модуля. |
|
0,5 | ||
3 | Модульное погружение в профессию и новые роли (ответственности) педагога. Анализ посещенного занятия с позиции возможностей формирования личностных результатов обучения и отслеживания роли педагога. Заполнение листа наблюдений. Педагогическая супервизия. |
|
2 | ||
3 | Определение требований к описанию модуля. Определение тематики модулей, внутри «пакета» модуля. Выявление методов и приемов, необходимых для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. |
1 | |||
4 | Конструирование образовательного модуля, направленного на формирование умения ценностного и профессионального самоопределения обучающихся. Уровневый подход в разработке модуля. Презентация результатов выполненной работы. |
|
4 | ||
5 | Разработка критериев оценки отдельных УУД (по выбору стажеров). Представление результатов своей работы. |
|
1 | ||
6 | Портфолио как педагогическая технология. Виды портфолио (портфолио достижений; портфолио-отчет; портфолио-самооценка). Возможности кредитной системы оценки в модульной технологии. |
|
2 | ||
7 | Формы представления портфолио. Составление карты индивидуальных достижений, карты самооценки в формате doc и googl.. |
1,5 | |||
8 | Возможности программы eAuthor . |
0,5 | |||
9 | Создание модуля в программе eAuthor. Представление результатов своей работы. |
|
2 |
2 | |
10 | «Фестиваль проектов». Подведение итогов стажировки. Самооценка педагогами результатов своей деятельности на стажировке. |
|
4 | ||
11 | Пострефлексия: общение стажеров на Форуме. |
|
0,5 | ||
Итого |
0,5 |
4 |
11 |
8,5 | |
Всего | 24 |
Внешняя оценка результатов стажеров |
|
Самооценивание стажерами собственных результатов | Самооценивание стажерами собственных результатов проводится участниками стажировки.
|